Назовите выдающихся учителей разных времен в чем их заслуги
Профессиональная этика
В данном пособии анализируются базовые категории профессиональной педагогической этики, специфика их реализации в современном образовательном пространстве, специфика нравственных отношений по вертикали и горизонтали в современной школе, коммуникативная специфика девиантных ситуаций в школе и особенности педагогического такта. В пособии предлагаются задания и тесты из системы Moodle, в которой работают студенты педагогического направления.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Профессиональная этика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция № 2. Тема: великие учителя человечества
2.3. Будда Шакьямуни.
Великие учителя человечества — Моисей, Конфуций, Будда, Иисус являются создателями духовных учений, возникших после талиона для конкретных народов и ставших достоянием всего человечества.
2.1. Моисей (XIII в. до н. э.)
Имя Моисей (в пер. «вынутый из воды») великий учитель и освободитель еврейского народа от египетского рабства получил неслучайно. Спасая сына от гибели (египетский фараон приказал уничтожить всех новорожденных мужского пола), мать Моисея в сплетенной корзине спрятала младенца в заводи среди камышей, где и нашла его дочь фараона. Очаровательный младенец так понравился принцессе, что она взяла его во дворец на воспитание, дав ему имя Моисей. Выросший в обстановке роскоши, Моисей с раннего детства наблюдал гнет и унижение евреев. Однажды он стал свидетелем избиения еврея надсмотрщиком. Моисей не смог сдержать порыва и в гневе покарал надсмотрщика, убив его.
Встреча Моисея с Богом связана с событием, получившим название «неопалимая купина». Охваченный пламенем, но несгораемый куст терновника поразил Моисея. В этот момент он и услышал голос Бога, призывающий его спасти свой народ от египетского рабства. Терзаемый сомненьями, Моисей обращается к своему народу с призывом к свободе. Для осуществления задуманных планов Моисей просит фараона отпустить евреев в пустыню для жертвоприношения Яхве, но не находит поддержки. Его просьба вызывает лишь новые вспышки гнева египтян. Тогда Бог подвергает египтян страшным испытаниям, и Моисей со своим народом уходит из Египта. В течение сорока лет еврейский народ блуждал по пустыне, обретая веру, свободу и нравственные законы, полученные Моисеем от Бога и проповедуемые соплеменникам. Эти законы, получившие название Синайский Завет, сегодня более известны как Десять заповедей, или Декалог. Их суть в следующем:
Да не будет у тебя других богов, кроме Сущего.
Не сотвори себе кумира.
Не произноси имя Бога всуе.
Чти день субботний.
Почитай отца и мать.
Не пожелай жены ближнего своего, ни дома его, ни вола.
Заповеди великого учителя и законодателя еврейского народа отражают как религиозные, так и нравственно-правовые законы жизни человека, в которые включены и некоторые элементы талиона: «Не вызывай слезы на глазах сироты и не отнимай кусок хлеба у вдовы, иначе твои дети осиротеют, а твоя жена станет вдовой». Декалог Моисея способствовал вытеснению талиона и лег в основу духовной культуры многих древних цивилизаций.
2.2. Конфуций (ок. 551–479 гг. до н. э.)
Конфуций, или Кун-цзы (учитель Кун), родился в семье воина Шулян Хэ, который происходил из знатного, но обедневшего аристократического рода. С юных лет Конфуций стремился к постижению знаний. К двадцати двум годам современники уже называли его «мудрецом», а через несколько лет им была основана школа, в которой обучались все желающие независимо от сословия. Обучение велось в форме диалога. Ученики задавали Конфуцию интересующие их вопросы, а учитель в своих ответах помогал им приблизиться к осмыслению тайн человеческого бытия. В основе своих учений Конфуций выделял четыре направления. К ним относились: честность и преданность, ученость и поступки. Сам учитель Кун главными недостатками человека считал чрезмерную категоричность, упрямство, склонность к домыслам и себялюбие. Воззрения Конфуция нашли свое отражение в книге «Беседы и высказывания» («Лунь юй»), включающей в себя высказывания этического характера, обращенные к ученикам.
Центральной этической категорией в учениях китайского мыслителя выступает понятие «жень», которое может быть переведено как «милосердие», «гуманность», «добродетель», «человечность». Именно «жень», по мнению Конфуция, является основополагающим принципом жизни каждого человека, формирующим его отношение к другим людям. Она зиждется на принципе «шу» (взаимность). Это понятие вводит в светский оборот китайской духовной культуры «золотое правило нравственности». Оно гласит: «Не делай другим того, что не желаешь себе».
Но человеческая добродетель приносит свои плоды только в конкретном воплощении, определяемом мыслителем как «ли» («правило», «ритуал», «этикет», «церемония»). «Ли» рассматривается Конфуцием с позиции неотъемлемого правила воспитания и поведения человека, несоблюдение которого приводит к общественным беспорядкам. Но осмысление данной категории не так однозначно, как кажется на первый взгляд. По мнению Конфуция, «ли» включает в себя две важные составляющие «чжи» и «вэнь». «Чжи» можно трактовать как заложенные в человеческой натуре природные качества, тогда как «вэнь» представляет собой этические нормы и правила, постигаемые человеком как основа его жизнедеятельности в обществе, взаимодействие с другими людьми на основе уважения друг к другу, воспитания и образования. Иными словами, «вэнь» можно рассматривать как культурное основание человеческого бытия.
Категории «жень» и «ли» неразрывно связаны между собой, поскольку «ли» как ритуал не возможен без гуманистической основы, так же как и «добродетель» («жень») должна находить свое конкретное воплощение в поступках человека. Об этом свидетельствует диалог Конфуция с его любимым учеником Янь Юанем.
Янь Юань спросил о том, что такое человечность.
— Быть человечным — значит победить себя и обратиться к ритуалу. Если однажды победишь себя и обратишься к ритуалу, все в Поднебесной признают, что ты человечен. От самого себя, не от других, зависит обретение человечности.
— А не могли бы вы объяснить более подробно? — продолжал спрашивать Янь Юань.
— Не смотри на то, что чуждо ритуалу,
Не внемли тому, что чуждо ритуалу,
Не говори того, что чуждо ритуалу,
Не делай ничего, что чуждо ритуалу.
Также Конфуций отмечает, что категория «ли» должна опираться на такие составляющие, как «сяо» (почитание отцов) и «чжен мин» (исправление имен). Уважение к наследию предков — одна из основных традиций китайского общества, не потерявшая своей актуальности и в наши дни. Конфуций рассматривает прошлое как основу будущих перемен, как преемственность поколений и продолжение традиций. Уважение к предкам, по мнению мыслителя, есть не что иное, как основа нравственных отношений, как человечность и добродетель.
В своих учениях Конфуций раскрывает образ «благородного мужа» («цзюнь-цзы»). Он может быть рассмотрен двояко. С одной стороны, как принадлежащий к аристократическому роду, с другой — как достигший совершенства человек. Конфуций противопоставляет «благородного мужа» «низким людям», «простолюдинам», «малому человеку».
Тем не менее Конфуций отмечает, что стремление стать «благородным мужем» должно быть присущим каждому человеку, независимо от происхождения, достаточно лишь развивать в себе такие качества, как бескорыстность, нестяжательство, добродетель, ученость. «Благородный муж» осуществляет движение к самосовершенствованию, следуя по пути «дао». «Дао» у Конфуция трактуется как движение к истине, в основе которого лежат высоконравственные принципы, проповедуемые мыслителем своим ученикам. Однако Конфуций предостерегает «благородного мужа» от чувства возвышения над другими людьми и себялюбия.
Известные педагоги
Ежегодно 5 октября в мире отмечают прекрасный праздник – День учителя. Ученики и их благодарные родители поздравляют любимых педагогов, неизменно отмечая значимость их вклада в развитие навыков и умений подрастающего поколения. В этот день хочется вспомнить известных педагогов, чьи труды помогают выстраивать процесс общения, воспитания, передачи знаний от учителя к ученику.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)
«Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога – ходить, а рука – хватать» – такими простыми словами швейцарский гуманист выразил самое естественное стремление ребёнка – развитие. Он справедливо полагал, что «час рождения ребёнка есть первый час его обучения». Песталоцци обучал крестьянских детей грамоте, умело сочетая это с трудовым воспитанием. Педагог видел улучшение жизни крестьянства в разумном методе ведения хозяйства и правильного воспитания отпрысков. После буржуазной революции он организовал учреждение для беспризорных детей. Стараясь быть для них главным примером, Песталоцци учил обездоленных ребятишек доброте и самоотверженности. Педагог за свою жизнь написал множество книг, а на гонорары за них строил новые и новые приюты. У него к старости не было ничего, кроме мировой славы. Недаром на его надгробном памятнике написано: «Всё для других, ничего для себя».
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)
Однажды инспектор Гатчинского института обнаружил в книжном шкафу полное собрание педагогической литературы, составленное учеником Песталоцци Гугелем. Книги показались очень интересными, и вскоре на небосклоне отечественной педагогики взошла новая звезда – Константин Дмитриевич Ушинский. Не находя понимания у современников, профессор пытался доказать важность качественного женского образования. Назначенный инспектором в Смольный институт, он читал лекции с таким задором и интересом к предмету, что на его уроки приходили горожане и родители учениц. Но главное, что сумел сделать Ушинский, – это перевернуть закостенелое сознание учителей того времени. В школах на тот момент преобладали телесные наказания и бессмысленная зубрёжка, но благодаря трудам Константина Дмитриевича появилось гуманное отношение и уважение к личности ребёнка.
Школьники начинают обучение чтению с коротких рассказов Льва Толстого и всю сознательную школьную жизнь не расстаются с произведениями классика русской литературы. Мастер художественного слова с огромным интересом относился к вопросам воспитания. Его желание «Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем» привело к созданию Яснополянской школы для обучения крестьянских детей. Внимательное отношение к детям сотворило чудеса: ребятишки сами прибегали в школу рано утром, нехотя уходили поздно вечером и вели себя примерно. Необычно и то, что под влиянием великого писателя полуграмотные подростки начали сочинять повести, приводившие в изумление литературных критиков того времени.
Один из ведущих преподавателей мира определил дальнейшее движение педагогической мысли XX века, однако не получал достойную оценку своей методики обучения у современников. Впрочем, у Макаренко не было времени переживать по этому поводу: каждую минуту он отдавал своим подопечным. Его авторская методика творила чудеса: трудновоспитуемые неуправляемые подростки из колонии менялись на глазах. Основой его принципов был коллектив, который служил комфортной средой для развития личности. Не менее важен был труд – дети сами зарабатывали на свои нужды. Возможно, сейчас это звучит как атавизм, но чувство товарищества, любовь к труду и ответственность всегда были актуальны, и не этого ли хотели известные педагоги от своих учеников? Многие в то время критиковали принципы Макаренко, однако он не сдавался, публикуя книгу за книгой. Нельзя, конечно, не учитывать и то, какими непростыми были судьбы детей – воспитанников Макаренко. И всё же прописанные в «Педагогической поэме» истории и сделанные выводы актуальны во все времена и подходят для осмысления под различные образовательные ситуации.
Януш Корчак (1878-1942)
Череда фамилий известных педагогов бесконечна. И каждый учитель делает мир чуточку лучше, так должно быть, не иначе. И самая долгожданная плата за их увлекательную работу – неподдельная детская признательность. 5 октября – официальный повод для каждого вспомнить учителей, которые сыграли важную роль в становлении вашей личности.
Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
ВЕЛИКИЕ ПЕДАГОГИ ПРОШЛОГО
Антон Семёнович Макаренко: (1888г.) – советский педагог и писатель. Антон Семёнович Макаренко был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения. Социалистический гуманизм является одним из основных принципов педагогической системы воспитания Макаренко. Педагог глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности. С социалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм — умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее.
Говорил о продуманных целях воспитания. Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде. Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. »
Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины. Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая социалистической Родиной.
Воспитание детей в семье. А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах.
Выделил недочеты педагогической системы образования в советское время: нет взаимосвязей между воспитанием и обучением, нет учета индивидуальных особенностей и интересов детей, не развивается чувство коллективизма и др.
Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его педагогической деятельности была преданность социалистической Родине.
Лев Семенович Выготский: (1896г.). Основные идеи этого знаменитого российского психолога и педагога, касающиеся школы и процессов образования и воспитания, были сформулированы в его книгах, 1926 года «Педагогическая психология», и изданной в 1935 году книге «Умственное развитие ребенка в процессе обучения».
«Определяющим моментом в воспитательном процессе является сознание того, для чего производится то или иное действие, для чего заучивается материал». Знания, получаемые в школе, не должны быть «кладом в пустыне», мертвым грузом, оторванным от запросов жизни. «Если учитель хочет, чтобы что-либо было хорошо усвоено, он должен позаботиться о том, чтобы это было интересно», потому что деятельность школьника движется интересом.
«. В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания». По Выготскому, ошибочно мнение, что нужны максимальная наглядность, доступность, облегченность учебного материала. Наоборот, нужно создавать затруднения для ребенка «как отправные точки для его мыслей»: ведь «мышление всегда возникает из затруднения».
В процессе учения должно складываться общее целостное представление ребенка о мире, обществе, о самом себе. Но и в рамках отдельного предмета ученик должен понимать общую связь материала. Между тем в старой школе система учебников и система преподавания были построены на отсутствии такой руководящей связи.
Только труд приучает школьника к контролю за достигнутым результатом, ибо отметка остается для школьника «чем-то посторонним и оторванным от самого процесса работы». Именно в коллективном труде подросток по-настоящему входит в коллектив, живет его интересами и приучается координировать свои цели, действия, потребности с целями, действиями, потребностями других.
Педагог говорил, что важно поощрять успехи ребенка, вызывать в школу родителей за хорошие поступки, делать об этом запись в дневнике. Воспитание должно быть без наказаний. Педагог выделил несколько потребностей ребенка: материальные потребности, потребность в познании, потребность в человеке как в носителе духовных ценностей.
Система выдающегося педагога построена на основной идее христианского учения — идее добра. В сознании современных детей с трудом укладываются именно понятия, которые лежат в основе методики Сухомлинского, — романтика, коллективизм и т. д. Он был Учителем с большой буквы. И вел за собой учеников: вместе с ними слушал музыку природы, читал стихи, путешествовал в «мир труда», рассказывал о героях войны, мечтал о будущем. И то разумное, доброе, вечное, что он сеял, попадало в благодатную почву.
Сегодня школа стремительно превращается в сугубо образовательную структуру. А ведь именно воспитательная часть, моральное наполнение наследия Сухомлинского представляет наибольшую ценность. Опыт павлышского учителя, многим сегодня кажущийся устаревшим, всегда будет востребован. Ибо воспитание, как таковое, никто и никогда не сможет упразднить, какими бы знаниями ни обладали современные учителя.
Леонид Владимирович Занков : (1901г.) В конце 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л.В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения, о соотношении обучения и общего психического развития учащихся. Л.В.Занкова мы относим к числу самых блестящих продолжателей и последователей направления Л.В.Выготского, основателем экспериментальной школы исследований высших психических функций. Л.В.Занков разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи детей.
Автор монографии «Обучение и развитие» осуществил прорыв в методологии исследования проблемы обучения и развития, предложил способы взаимодействия слова и наглядности.
Задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Обучение ведет учащихся к овладению нормами знаний, мышления, поведения, но при этом обеспечиваются условия и для полноценного, счастливого проживания школьниками своего детства.
Учитель должен обладать большим искусством, дидактической системой, которая направлена на раскрытие возможности такого сочетания и в которой огромное значение имеют не только прямые, но и косвенные пути влияния на учащихся. Система Занкова глубоко гуманна, поскольку, подготавливая школьников к выполнению требуемых жизнью видов деятельности, создает условия для их психического и физического благополучия в процессе обучения.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Великие учителя и педагоги мира
Начало этой недели ознаменовалось в Крыму (и не только) началом нового учебного года. Тысячи школьников и студентов отправились в классы и аудитории за новой порцией знаний и умений.
Как сообщают в Министерстве образования Республики Крым, в этом году за парты в школах полуострова село рекордное количество первоклашек – 23700 человек. Всего же крымские школы в новом учебном году приняли под свое крыло 208 тысяч ребят. Уже известны и даты каникул.
Но учебный процесс – это не только подрастающее поколение, ученики, пришедшие постичь азы науки и расширить свою базу знаний. Учение, разумеется, невозможно без наставников, без учителей, не только вкладывающих в голову своих юных слушателей новый материал, но и служащих для учеников примером, помогающих воспитать новых, достойных членов общества.
Во все времена существовали педагоги, вносившие неоценимый вклад в образовательный и воспитательный процесс. Достойный учитель верит в своего ученика и уважает его – эту незыблемую истину поддерживали Эразм Роттердамский, Рабле, Монтень. Руссо считал свободное развитие основой воспитания, а чешский просветитель Ян Коменский (XVII век) считал, что только чувства, разум и вера помогут пробудить у ребенка интерес к учебе. Однако массовое воплощение эти идеи находят в начале XX века, благодаря педагогам-новаторам. Им и посвящена статья «Великие педагоги мира«.
Антон Семенович Макаренко
Очерк «Великие учителя мира» нельзя написать без упоминания его имени. Согласно позиции ЮНЕСКО, сформированной в 1988 году, определившими способ педагогического мышления в XX веке можно назвать четырёх педагогов. Это Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Семенович Макаренко, чье имя стало, в каком-то роде, нарицательным.
Антон Макаренко родился в городе Белополье (ныне Сумская область, Украина) в семье железнодорожного рабочего. Преподавать Антон Семенович начал еще в 17 лет, устроившись в Кременчугское железнодорожное училище. С 1914 по 1917 год был студентом Полтавского учительского института, который окончил блестяще. Темой дипломной работы Макаренко был кризис современной педагогики. Уже в студенческой юности будущий корифей педагогики понял свое призвание и наметил пути развития своих революционных, новаторских идей.
Авторская методика обучения и воспитания, сформированная Макаренко, вполне пригодна и в наши дни, несмотря на то, что мир вокруг стремительно меняется, и рушатся ранее непоколебимые принципы и догмы.
Одна из основ методики Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями, и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. В какой-то мере это идет в разрез с нынешней идеализацией индивидуальности ребенка, однако без взаимодействия с коллективом, как мини-моделью социума, адаптация ребенка к взрослой жизни просто невозможна. Кроме этого, при данной методике формируется чувство социальной ответственности, приводящее ребенка к пониманию, что правильно не только «получать», но и «отдавать».
Важной частью в системе воспитания Макаренко является труд. Труд, направленный на определенные цели, придающий мотивацию и приносящий радость от получения результата, по мнению Макаренко, формирует самосознание ребенка, обучая ценить свое и чужое время, понимать важность физического труда, уважать его.
Не последнюю роль в воспитании подрастающего поколения Антон Семенович отводил личному примеру. Обращаясь к родителям в своих трудах, педагог отмечал: «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, то вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения».
Мария Монтессори
Мария Монтессори, ставшая первой женщиной в истории Италии, получившей медицинское образование, наряду с Антоном Макаренко названа ЮНЕСКО учителем, повлиявшим на систему образования XX столетия.
Во время обучения и медицинской практики, будущая создательница известной сегодня во всем мире «методики Монтессори», уделяла пристальное внимание проблемам развития и адаптации детей, имеющих проблемы с умственным развитием. Именно Монтессори стала одной из первых, выдвинувших теорию не только медицинской, но и образовательной проблемы при взаимодействии общества и детей, страдающих отклонениями нейропсихологического спектра.
На своем примере Мария Монтессори доказала, что нужно не только лечить, но и учить особенных детей, и что методика такого рода приносит свои плоды. В 1900 году, возглавив первую в Европе ортофреническую школу (учебное заведение для детей с отклонениями), Монтессори начала внедрять свою систему обучения, которая очень скоро дала великолепнейший результат. Маленькие особенные пациенты Марии раньше своих сверстников, которые развивались без отклонений, научились читать, писать и считать.
Если дети, которые ранее считались безнадежными, достигли таких результатов, то что же говорить о детях здоровых? В 1907 году Монтессори открывает школу для обычных детей в одном из беднейших кварталов Рима, её знаменитый «Дом ребёнка».
Одним из важнейших постулатов методики является создание для ребёнка специально подготовленной образовательной среды, где он может самостоятельно развиваться и максимально полно раскрывать свой потенциал. Роль педагога в этом процессе очень сильно отличается от привычной для нас: учитель не ведёт ребенка, а сам идет за ним. Педагог, работающий по системе Монтессори, признаёт за каждым ребёнком стремление к самостоятельности, позволяет ему самому искать ответы на вопросы.
«Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а, следовательно, самостоятельных и свободных людей», — писала Мария Монтессори.
Януш Корчак
Псевдоним Януш Корчак польский юноша Эрш Хенрик Гольдшмит взял в 20 лет. Под этим именем его знают сегодня во всем мире, как писателя, педагога и великого гуманиста, борца за права детей.
Перу Корчака принадлежит более 20 книг о воспитании, и среди них знаменитые «Как любить ребенка» и «Право ребенка на уважение». Правам детей педагог уделяет особое внимание, призывая взрослых признать, что воспитание ребенка без участия самого ребенка невозможно. А малыш, в свою очередь, имеет право на свое мнение, имеет право требовать внимания и помощи, имеет право быть не идеальным и иметь свои маленькие тайны. Каждому ребенку Корчак позволял немного побыть «маленьким взрослым», напоминая родителям о том, что готовить подрастающее поколение нужно к реальной, а не вымышленной сказочной жизни, осознавая при этом, что педагогика – это наука о человеке, пусть и маленьком.
Свою жизнь Корчак посвятил спасению и обучению детей, оставшихся без родителей, основав в 1911 году Дом сирот. Они заменили Янушу семью (родных детей у великого учителя не было). Со своими ребятами Корчак оставался до конца. Когда в 1940 году педагог вместе с воспитанниками оказался перемещен в Варшавское гетто, многие его почитатели среди влиятельных людей хотели поспособствовать побегу Корчака, замене документов и фамилии на «нееврейские». Соратник Корчака вспоминал реакцию друга на предложение бежать: «Корчак взглянул на меня так, что я съёжился. Видно было, что он не ждал от меня подобного предложения… Смысл ответа доктора был такой: не бросишь же своего ребёнка в несчастье, болезни, опасности. А тут двести детей. Как оставить их одних в газовой камере? И можно ли это всё пережить?»
6 августа 1942 августа Януш Корчак, возглавив колонну из своих воспитанников, шагнул в пасть газовой камеры концентрационного лагеря Треблинка.
Василий Сухомлинский
Выдающийся советский педагог-новатор Василий Сухомлинский, как и Антон Семенович Макаренко, начал преподавать в юном возрасте (с 17 лет) и также с успехом окончил Полтавский педагогический институт. Учителями стали и трое его братьев, воспитанных вместе с Василием в небогатой крестьянской семье.
В 1941 году Василий Александрович добровольцем уходит на фронт и лишь чудом выживает после тяжелого ранения в боях при Москве. В его груди навсегда остается осколок снаряда. В 1948 году Сухомлинский становится директором Павлышской средней школы, и этот пост занимает до самой своей смерти.
Василий Александрович Сухомлинский является автором сорока монографий и брошюр. Его перу принадлежат более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Научные монографии и статьи Василий Александрович писал на русском языке. Художественную прозу — на украинском.
Педагогическая система, созданная Сухомлинским, основывается на принципах гуманизма и признании ценности личности ребенка. Процесс обучения по Сухомлинскому сегодня можно определить как радостный труд, воспитание гордости труженика, важности создания полезного для общества. Свои успехи ребенок должен ощущать, переживать, осознавать себя как личность, понимать ответственность перед родителями, товарищами, социумом. Важная роль в обучении была отведена и творческой составляющей: сочинению вместе с детьми сказок, стихов, чтению книг.
Недостаточный уровень интеллектуального и культурного развития Василий Александрович называл одной из основных причин подростковой преступности.
«Чем тяжелее преступление, чем больше в нём бесчеловечности, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальные, эстетические, моральные интересы и потребности семьи. Ни в одной семье подростков, которые совершили преступление или правонарушение, не было семейной библиотеки, хотя бы маленькой. Во всех 460 семьях я насчитал 786 книг. Никто из тех, кто совершил преступление, не мог назвать ни одного произведения симфонической, оперной или камерной музыки»
В своей книге «100 советов учителю» Сухомлинский писал о том, что ребёнок является существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но ещё и познает самого себя. Причём это знание приходит не только умом, но и сердцем.
Джон Дьюи
Джон Дьюи предлагал превратить школу в модель демократического общества. Рассматривал образование не как подготовку к взрослой жизни, а как саму жизнь, для чего школьную жизнь необходимо было максимально приблизить к повседневной.
Содействие к развитию ребенка стало главнейшим принципом системы образования по Дьюи. Если в рядовом учебном заведении ребенок обзаводится знаниям, а потом учится применять их в жизни, то у Дьюи ученик, получает нужные навыки и знания непосредственно в процессе решения проблемы.
Педагогическая программа строится, исходя из интересов, способностей, потребностей и уровня развития ученика. Цель – научить ребенка самоконтролю, создавая ситуации, которые требуют активного действия.
Редакция «Объявлений Крыма» поздравляет своих читателей с новым учебным годом и желает всем, кто отправился в учебные заведения в статусе учеников и студентов успехов в постижении науки, приобретения новых знаний и полезного опыта!
Уважайте и цените труд педагогов, и помните, что только при взаимном уважении возможно должное течение образовательного процесса и получение важных жизненных уроков.