Название адреса в додо пицца что
Приложение «Додо Пицца»
Мобильное приложение «Додо Пицца» позволяет легко и быстро заказать доставку еды на дом из любимого ресторана. Помимо этого, через приложение можно отслеживать статус заказа, обращаться в службу поддержки, пользоваться акциями и промокодами.
Сервис доставки «Додо Пицца»
Главное отличие сети «Додо Пицца» в том, что в каждом ресторане установлена видеокамера. То есть компания как бы сообщает клиенту, что ей нечего скрывать. Благодаря камерам вы сможете в реальном времени наблюдать, как готовится ваша пицца (в комментариях под видео указывается, какой именно заявкой занимается повар). Также при заказе в «Додо Пицца» клиенты дополнительно получают бонусные рубли – их в дальнейшем можно потратить на покупку еды.
Доставка еды «Додо Пицца»
На заметку! Приложение сервиса «Додо Пицца» становится все более популярным, ведь в нем можно выбрать понравившиеся блюда и оформить заказ в считанные секунды. Итак, ниже мы расскажем, как и где скачать программу, какие возможности она дает, как пройти регистрацию, оформлять заказы и искать рестораны поблизости.
Где можно скачать приложение?
Программу можно бесплатно скачать на смартфоны с ОС Android и iOS в официальных «магазинах». Ссылки для скачивания фирменного приложения приведены ниже.
Отметим, что для правильной работы приложения его нужно регулярно обновлять. Также ссылки для скачивания ПО доступны на официальном сайте компании http://dodopizza.ru.
Как заказать доставку еды через приложение «Додо Пицца»?
Для начала нужно установить приложение на свой смартфон. После первого запуска система попросит ввести номер телефона – на него поступит СМС-код для регистрации.
Далее нужно выбрать свой город, указать адрес доставки.
Мобильное приложение «Додо Пицца»
Следующий этап – введение личных данных. Для этого нужно открыть раздел «Профиль» и кликнуть по значку «Настройки». Здесь необходимо указать:
Обратите внимание! Советуем активировать функцию «Получать новости от Додо». Благодаря этому вы будете получать на электронную почту свежие промокоды на различные блюда со скидкой, информацию о новых акциях в «Додо Пицца».
В приложении можно использовать промокод
Теперь – непосредственно к оформлению заказа через приложение.
После оформления заявки откройте «Профиль»: здесь вы найдете не только ее номер и статус («Ожидает курьера», «Готовится», «Доставка»), но и таймер, который отсчитывает 60 минут. А камера на кухне, как уже отмечалось выше, позволит в онлайн-режиме наблюдать за процессом приготовления пищи.
На заметку! Если вы часто заказываете одни и те же блюда, найдите в разделе «Профиль» пункт «История заказов», после чего нажмите «Повторить».
Бесплатная пицца при первом заказе через приложение «Додо Пицца»
Каждый новый клиент может бесплатно получить пиццу «Пепперони» 25 см. Для этого необходимо:
Промокодом можно воспользоваться лишь для одного номера телефона. В случае отмены заказа код восстановится в течение часа.
«Пепперони» в подарок при первом заказе
Кроме того, в День рождения можно бесплатно получить пиццу-пирог с ананасами, брусникой и сгущенкой по промокоду D120. Для получения подарка в личном кабинете должна быть указана дата рождения, также требуется оформить заказ на минимальную сумму. Праздничным промокодом можно воспользоваться за 3 дня до юбилея, непосредственно в День рождения и еще в течение 10 дней после.
Способы оплаты
При оформлении заказа через приложение можно расплатиться несколькими способами:
Привязка банковской карты
При оплате картой на счету блокируется платеж только на сумму заказа, никаких удержаний или комиссий. Предлагаем лично в этом убедиться.
Чтобы привязать свою карту в приложении «Додо Пицца», откройте раздел «Настройки» и найдите там пункт «Привязка карты». Введите номер банковской карточки, затем укажите код подтверждения, полученный в СМС-сообщении. Внимательно вводите все данные!
Привязка карты в приложении
Обратите внимание! Если не удалось с первого раза привязать карту, подождите 10-15 минут и повторите попытку. А если спустя время ничего не выходит, обратитесь в службу поддержки при помощи любого удобного способа.
Минимальная сумма заказа
Как отмечалось ранее, минимальная сумма заказа на бесплатную доставку в каждом городе своя:
Система определяет стоимости автоматически после выбора города.
Минимальная сумма заказа зависит от города
При самовывозе минимального порога нет – заказывайте хоть на 60 руб. Сразу после приготовления блюда сотрудник «Додо Пицца» свяжется с вами по телефону. Заказы доставляются в течение 60 минут, чем и объясняется ограниченная служба доставки, зато клиентам привозят только свежую и теплую еду.
Читайте также: Мобильное приложение KFC. Кроме того, вас наверняка заинтересует статья про акции от магазина «ВкусВилл».
Как расплатиться додо-рублями в приложении?
Додо-рубли – это виртуальная валюта в бонусной программе от «Додо Пицца», своего рода кэшбек. Эквивалент: 1 додо-рубль = 1 рубль. В приложении сумму накопленных додо-рублей можно найти в правой верхней части экрана. Они поступают на счет спустя некоторое время после оплаты (от 5 минут до 7 дней). Чтобы потратить додо-рубли, нужно сделать следующее:
Важно! Для того чтобы потратить их в ресторане сети, сообщите кассиру свой номер телефона или додо-код, состоящий из 4 цифр, который вы выбрали при регистрации в мобильном приложении.
Как отменить заказ?
Для отмены заказа откройте «Профиль» и нажмите там соответствующую кнопку – «Отменить заказ». После этого потраченные деньги вернутся на ваш счет в течение 3-7 дней, более точное время зависит от работы банка.
Как написать жалобу в приложении «Додо Пицца»?
Возникли вопросы, касающиеся качестве обслуживания, или заказанная еда оказалась недостаточно качественной? Оставьте свой отзыв о работе сети, открыв в главном меню раздел «Поддержка/Жалобы» (обозначение может быть несколько другим в зависимости от версии приложения).
Как оставить отзыв в приложении «Додо Пицца»
Жалобу можно подать в любое время, операторы компании быстро реагируют на обращения клиентов и стараются как можно раньше решить возникшую проблему.
Как найти ближайшую пиццерию?
Новые клиенты «Додо Пицца» нередко сталкиваются с проблемами при поиске ближайшего ресторана сети, но это касается лишь тех, кто не знаком с интерфейсом программы. В действительности приложение интуитивно понятно, а потому, если со всем разобраться, никаких трудностей уже не будет.
Интерьер одного из ресторанов сети
Откройте меню и, если ресторан еще не выбран, система сама направит вас на указание своего адреса и выбора пиццерии на карте. Если этого не случилось, самостоятельно откройте главное меню и выберите там раздел «Адреса».
Состав и калорийность блюд
Кликните по изображению/названию интересующего блюда в меню, чтобы открылась новая страница с подробным описанием состава. Что характерно, состав можно менять, добавляя ингредиенты (пармезан, чеддер, бекон, острый халапеньо) или убирая их.
Справа от названия блюда вы можете найти значок «i». Если нажать на него, то всплывет окно с детальной информацией о пищевой ценности на 100 г (вес, углеводы, жиры, белки, энергетическая ценность).
Что делать, если курьер опаздывает?
Если еду, заказанную в «Додо Пицца» не доставляют в течение 60 минут, то клиент получает сертификат на любую бесплатную пиццу диаметром 35 см. Даже в том случае, если опоздание составило всего несколько минут!
Контакты для связи с оператором компании:
Также есть официальная группа ВКонтакте, где можно пообщаться с администратором.
На заметку! Не устроило качество еды, недодали соус, опоздавший курьер не желает давать вам сертификат на бесплатную пиццу? Нужно предоставить фото блюд, чека, скриншоты с приложения.
Бесконтактная доставка в «Додо Пицца»
С марта этого года в связи с пандемией коронавируса в компании появилось правило бесконтактной доставки.
Бесконтактная доставка начинает действовать автоматически, если оплатить заказ онлайн на сайте или в мобильном приложении. Расплачиваться картой не только удобнее, но и безопаснее.
О доставке заказов в «Додо Пицца»
Заказать вкусную еду можно не выходя из дома или офиса. В ресторане «Додо Пицца» доставка продуктов осуществляется курьерской службой и даже беспилотными средствами, поэтому любимые блюда поступают потребителю горячими и ароматными прямо из кухни за считаные минуты.
«Додо пицца» — российская сеть ресторанов быстрого питания.
В каких городах работает «Додо Пицца»
За 7 лет своей деятельности «Додо Пицца» завоевала рынки общественного питания в крупных и маленьких городах России:
Пиццерии «Додо» действуют также за пределами РФ. Рестораны открыты в таких странах, как:
Всего зарегистрировано 638 действующих точек-кафе.
Рабочие промокоды
Международной сетью «Додо» разработана специальная программа для привлечения покупателей. Благодаря проводимым компанией акционным мероприятиям клиенты получают купоны на скидки и подарки. Большинство из них ограничены по сроку действия и приурочены к разным праздникам и событиям:
Рабочие коды, действующие на постоянной основе:
Каждый код разрешается использовать только 1 раз.
Для тех лиц, которые желают приобрести наборы, состоящие из пиццы, напитков, соусов или закусок, действуют скидки. Посетители имеют возможность дополнительно получить вкусный подарок, например чашку кофе или латте, мороженое или додстер. Промокоды и льготы на комбопакеты не суммируются.
Правила участия и сроки действия акций представлены на официальном сайте. Они постоянно меняются, поэтому пользователи должны следить за обновлениями.
Получение бесплатной пиццы при первом заказе
Заведение дарит новому клиенту промокод на 1-ю покупку: бесплатную пиццу при установке мобильного приложения и оформления заказа через него.
«Додо» дарит пиццу при оформлении первого заказа через приложение.
Чтобы получить подарок в виде «Пепперони» диаметром 25 см, необходимо:
Купон на 1-ю покупку действует только на 1 номер телефона, указанный при регистрации. При отмене заказа код подлежит восстановлению.
Преимущества заказа в «Додо»
Достоинства покупки пиццы в компании:
Сервис доставки еды
Услуги привоза пищевых продуктов предоставляются с 09:00 до 24:00.
Обслуживание в зале — с 09:00 до 23:00.
Колл-центр работает круглосуточно.
Ассортимент меню
Гости могут выбрать более 23 фирменных видов пиццы диаметром 25, 30 или 35 см на традиционном или тонком тесте. Наиболее востребованные блюда:
Благодаря онлайн-конструктору кулинарное изделие разрешается собрать самостоятельно, добавив в основу желаемые компоненты:
В ресторане посетители покупают любые блюда, например:
На десерт предлагают:
Минимальная стоимость заказа на доставку
Чтобы воспользоваться сервисом доставки готовой еды на дом или в офис по фактическому адресу, требуется заказать пищевые продукты на сумму не менее 495 руб.
Зона доставки по Москве
Зона доставки представляет собой территорию, закрепленную за ближайшим рестораном. Здесь работает курьерская служба, которая своевременно привозит заказчикам еду в горячем виде.
Если физический адрес покупателя не входит в область обслуживания, услуги не предоставляются.
Чтобы узнать ближайшее местонахождение заведения, надо:
Расположение ресторанов по Москве показано на странице «Контакты». В столице 77 заведений. Чтобы определиться с выбором, следует в пустое поле записать свой район. Результаты появятся на экране. Клиенту доступны сведения:
Зона обслуживания по Москве:
Стоимость доставки пиццы на дом
Сервис предоставляется бесплатно при соблюдении требований компании к заказу. Цена за услугу входит в стоимость пиццы. При невыполнении условий клиенту предлагается воспользоваться самовывозом и забрать еду в зале. Ее готовят в течение 7 минут.
Доставка пиццы на дом предоставляется бесплатно.
Где посмотреть область обслуживания по регионам
Адреса заведений представлены на сайте и в мобильном приложении. На стартовой странице в функциональном ряду пользователь должен указать свой город, перейти в раздел «Контакты».
Он получит подробную информацию и даже видео, как готовят еду в ближайшем к нему кафе в прямом эфире.
Как получить бесплатную доставку
Чтобы не переплачивать за услуги, заведение общественного питания предлагает:
Доступные варианты оплаты
Оплатить покупку можно 2 способами:
Финансовые операции проводятся только в российских рублях.
Максимальное время доставки
Работники кухни готовят пиццу быстро. В зале клиентам выдают хорошо упакованные блюда в течение 7 минут.
Доставка на дом осуществляется курьером за 25-40 минут. Наибольшее время ожидания — 1 час. При опоздании хотя бы на 5 минут представитель компании должен предоставить сертификат на бесплатную большую пиццу.
Активация промокодов на «Додо»
Чтобы воспользоваться купоном для получения подарка или скидки, требуется выполнить алгоритм действий:
Об оформлении заказа
Купить еду с доставкой на дом можно 3 способами:
Через приложение
Компанией разработано специальное программное обеспечение для смартфонов и планшетов (dodopizza.onelink.me/YlkM/vksmm). Его можно скачать на мобильное устройство из интернет-магазинов приложений Google Play (https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.dodopizza.app) и App Store (https://apps.apple.com/ru/app/id894649641).
Инструкция, как купить пиццу через приложение «Додо»:
Таймер показывает 60 минут, которые даются на приготовление блюда. Производственный процесс показывается в режиме онлайн. Видео представлено в нижней части страницы.
На сайте пиццерии
Сделать заказ можно на официальном сайте компании. Для этого потребуется:
По телефону
Готовую пиццу заказывают по номеру горячей линии 8 (800) 302-00-60. Звонок по России бесплатный.
Предварительно клиент должен войти на официальный портал «Додо Пиццы», отметить регион, в котором он находится, затем выбрать желаемый продукт. При обращении в контакт-центр оператору требуется назвать свой адрес, имя, наименование пиццы. Заявка обрабатывается сразу и переводится в ближайшую точку.
Контакты ресторана «Додо Пицца»
Служба поддержки работает в режиме 24 на 7, т. е. круглые сутки. Она помогает покупателям решить любые проблемы с обслуживанием, принимает заявки, жалобы и рекомендации.
Единый федеральный номер — 8 (800) 302-00-60. По указанному телефону заказчики могут звонить из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов.
Служба поддержки решает проблемы с обслуживанием.
Жителям южных областей России рекомендуют пользоваться второй линией — 8 (800) 333-00-60. Она распространяется на такие города, как:
Отправить обращение с претензией, отзывами, идеями и предложениями можно по электронному адресу feedback@dodopizza.com
Главный офис находится в Сыктывкаре по улице Первомайской, 85.
Работа доставщиком в «Додо Пицце»
Компания предлагает трудоустройство в «Додо» по 2 направлениям:
Фирма постоянно ищет:
Молодым людям предоставляют:
В связи с развитием ресторанной сети и большим охватом территории, «Додо» больше всего нуждается в доставщиках. Курьер обязан получить пиццу на кухне, привезти ее по указанному адресу в срок и взять оплату. Кроме этого, в его функции входит уборка прилегающей к кухне территории и слежение за порядком.
Чтобы получить работу в популярной компании и стать частью большой команды, необходимо:
Что внутри у пиццы: почему «Додо Пицца» закрывает точки собственных франчайзи
История компании «Додо Пицца» началась в 2011 году, когда предприниматель из Сыктывкара Федор Овчинников открыл пиццерию под названием, созвучным с названием птицы додо, изображенной на логотипе компании. Через год он запустил франшизу, которая позволила бизнесу быстро расти: в 2014 году было 25 пиццерий, через год — уже 50, в 2017-м их количество перевалило за 200. В начале 2019 года сеть насчитывала более 440 заведений, в том числе за пределами России. Сегодня под вывеской «Додо Пицца» работает более 750 точек в России и 14 в других странах. Много лет компания входит в рейтинг самых выгодных франшиз Forbes.
По итогам 2020 года выручка сети составила 22,3 млрд рублей. По оценке «Infoline-Аналитики», компания входит в топ-4 брендов общественного питания по выручке в России после McDonalds (91,4 млрд рублей), KFC (59,2 млрд рублей) и Burger King (35,2 млрд рублей), которые также развиваются по франшизе. По количеству точек в России «Додо Пицца» также входит в топ-5 сетей фастфуда, уступая только международным гигантам. Минимальные инвестиции — 8 млн рублей, 55% партнеров владеют двумя и более пиццериями «Додо Пицца».
Евгений Ткачев — франчайзи, который судится с «Додо Пиццей», — родился и вырос на Камчатке, позже уехал учиться в Москву, а его семья — в Краснодарский край. Выучился на переводчика, потом получил диплом экономического университета имени Плеханова в Москве и MBA в Trinity College в Дублине. Семья Ткачева на протяжении 20 лет владеет аптечной сетью «Пульс», которая работает в Краснодарском крае (10 точек). По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году выручка головной компании ООО «Пульс», которая управляет сетью, составила 158,5 млн рублей.
«Никто не хотел покупать»
В конце 2017 году Ткачев решил попробовать свои силы в ресторанном бизнесе, купив франшизу известного бренда. Сначала он подавал заявки в международные KFC и McDonalds, но ответа так и не дождался. Тогда Ткачев обратил внимание на молодую компанию «Додо Пицца», которая динамично развивалась на российском рынке. «Мне очень понравился проект: открытый, демократичный, с ярким лидером и интересной бизнес-моделью. Руководство заверяло, что мы одна команда и работаем по принципу открытого честного бизнеса, я поверил», — вспоминает о начале сотрудничества с брендом предприниматель.
Первую пиццерию Ткачев открыл в том же году в небольшом городе Тихорецке в Краснодарском крае. «Хотелось работать в более крупном городе, но многие из них были уже заняты брендом «Додо Пицца», — говорит он. Ткачев нашел помещение, оборудовал по всем стандартам бренда, вложив около 15 млн рублей, и начал работать. Отсутствие конкуренции и низкие цены на аренду и зарплату в маленьком городе позволили быстро раскрутиться и начать зарабатывать.
В середине 2018 года Ткачев, как и другие франчайзи, узнал о закрытии пиццерии «Додо Пицца» в Ярославле. Предыдущий партнер сети якобы не справился с управлением и объявил себя банкротом, выставив на продажу объекты: одну закрывшуюся и требующую ремонта пиццерию со штатом сотрудников и долгами перед управляющей компанией, поставщиками и инвестором в несколько миллионов рублей и еще одно арендованное под пиццерию помещение на начальной стадии ремонта.
«Никто не хотел покупать, так как точки были в плохом состоянии и восстанавливать их было сложно, — вспоминает Ткачев. — Я тоже поначалу отказался, но управляющая компания попросила помочь в этой ситуации — выкупить с долгами, решить все вопросы и перезапустить, чтобы не потерять город. Подумал и согласился, так как хотел развиваться, а Ярославль — областной центр, большой отдельный город».
«В тот момент многие действующие партнеры осваивали забронированные города, поэтому мало кто хотел идти в Ярославль, тогда я предложил Евгению Ткачеву, — рассказывает партнер Овчинникова и директор «Додо Франчайзинг» Андрей Петелин. — У нас была надежда, что он переломит ситуацию в городе, и было взаимопонимание друг с другом. Тогда мне казалось, что Евгений разделяет ценности бренда и все будет хорошо».
Никто не хотел работать в Ярославле, так как в регионе есть сильный конкурент. Сеть «Пицца Фабрика» работает, как и сеть Овчинникова, 10 лет. Она насчитывает пять пиццерий в Ярославле, а также более 40 заведений по всей стране и тоже работает по франшизе. «Конкурировать сложно, потому что они были первые и сформировали рынок доставки пиццы в Ярославле, — рассказывает Ткачев. — Цены у них на 10-15% ниже, чем у «Додо», за счет разницы себестоимости продуктов, а ассортимент шире: например, есть роллы, паста, вок».
Тем не менее он решил рискнуть. Средства нашлись. Ткачев привлек пять инвесторов, с которыми были заключены договоры займа (без доли в бизнесе). Им бизнесмен выплачивал процент от выручки до погашения основной задолженности с последующей выплатой определенного процента от выручки в течение нескольких лет в качестве бонуса.
По итогам 2018 года выручка трех пиццерий Ткачева, по его словам, составила 35 млн рублей. На следующий год он расширил сеть до семи точек (добавились три в Москве и еще одна в Ярославле), а суммарная выручка превысила 100 млн рублей. Инвестиции в каждую новую точку в среднем составляли 15-20 млн рублей, приводит данные предприниматель. На сегодня с двумя из пяти инвесторов Ткачев рассчитался полностью. Всего за четыре года Ткачев открыл 11 точек, выручка которых более 300 млн рублей в год.
Тайный покупатель
Еще в 2014 году основатель «Додо Пиццы» Федор Овчинников разработал систему оценки заведений (публичный рейтинг), которая работала по принципу «процент от идеала», где 100% — полное соответствие идеалу, складывающемуся из множества критериев. Овчинников учредил отдельную компанию «Додо Контроллинг» на базе кол-центра, вложив несколько миллионов рублей в налаживание работы с тайными покупателями, и тут же опробовал технологию на своих пиццериях. «Некоторые получили рейтинг, близкий к 100%, однако в будущем такой результат будет получить очень сложно», — предупреждал тогда бизнесмен.
О системе контроля качества Овчинников подробно рассказал в июне 2014 года в личном блоге «Сила ума». Задумку владельца франшизы тут же раскритиковали комментаторы: «Не понимаю франчайзи, которые подписываются стать членами зарегулированной франшизы», «Становясь в строй франчайзи, вы рискуете прожить жизнь солдатиком».
Овчинников был равнодушен к колким шуткам и в 2017 году добавил к системе качества еще один инструмент контроля — выездные проверки. Был создан специальный отдел Business Development Eurasia, состоящий из бизнес-девелоперов и территориальных менеджеров по развитию бизнеса.
За четыре года бизнес-девелоперы «Додо Пиццы» совершили более 1100 проверок по всей стране (больше половины пришлось на 2021 год). В 2022 компания планирует расширить штат отдела с 18 до 30 сотрудников.
«Рейтинги контролируют работу пиццерий, но только глубокий аудит на месте может показать полную картину, — объясняет разницу глава Business Development Eurasia в России, Казахстане и Белоруссии Николай Писков. — У «Додо Пиццы» сложный операционный бизнес, и бизнес-девелоперы глубоко понимают его и помогают партнерам успешно его вести на их территории и устранять ошибки». Именно бизнес-девелоперы ближе всех взаимодействуют с партнерами-франчайзи на всех этапах, от отбора и принятия решения о сотрудничестве до расставания с партнером, если такое происходит.
«По состоянию на ноябрь 2021 года партнерами «Додо Пиццы» заняты почти все крупные и средние города, поэтому логично, что управляющая компания теперь приводит пиццерии к более серьезным единым сетевым стандартам, последовательно усиливает контроль и поддержку франчайзи», — рассуждает франчайзи восьми ресторанов Domino’s Pizza, член Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) и владелец агентства масштабирования бизнеса Franch profi Олег Юдин. По его словам, для любой франчайзинговой компании федерального, а тем более международного уровня наличие отдела бизнес-девелопмента — показатель профессионализма. Например, в Domino’s тоже работают франчайзинговые консультанты, они проводят аудит франчайзи и оказывают поддержку.
С 2018 года франчайзер закрыл девять партнерских заведений «Додо Пицца», четыре из них — принадлежавшие Евгению Ткачеву пиццерии в Ярославле. Еще 18 пиццерий были проданы по причине расторжения договора. «Со всеми договор расторгнут по нашей инициативе, причина — грубое несоответствие стандартам работы», — поясняет Писков.
Ярославские репрессии
По версии Евгения Ткачева, головная компания начала проявлять интерес к его бизнесу в 2019 году: весной участились выездные проверки пиццерии в Ярославле, в ходе которых бизнес-девелоперы находили «мелкие несоответствия». «Проверки были частыми, жесткими, репрессивными и в большинстве своем предвзятыми. Иногда проверяющие откровенно придирались: снимали баллы за то, что не горит вывеска посреди белого дня, или находили грязь там, где ее нет. Один раз сделали выговор за то, что у нас закончились напечатанные скидочные купоны и вместе с доставкой моя сотрудница вложила записку с промокодом, подписанную от руки», — перечисляет случаи бизнесмен.
«Начиная с 2019 года в пиццериях в Ярославле фиксировались систематические нарушения стандартов, а также платежной дисциплины (задержки по роялти и другим платежам), — объясняет Овчинников. — Нарушения носили неоднократный и существенный характер, то есть нарушались не только внутренние стандарты «Додо Пиццы», но и нормы действующего законодательства (требования Роспотребнадзора и нормы СанПиН, в том числе маркировка сроков годности ингредиентов, наличие обязательных медицинских книжек у сотрудников пиццерий и т. д.). Это могло привести к серьезным рискам для потребителей и бренда».
«Внутренние стандарты «Додо Пиццы» ужесточались каждый год и не соответствуют во многом общим требованиям СанПиН, — считает Ткачев. — Например, срок хранения салатов — 18 часов, но по недавно введенному правилу «Додо» мы должны их списывать вечером, даже если они только что приготовлены и их срок годности, например, до 16:00 следующего дня». По словам партнера, если проверка придет утром и увидит вечерние салаты, это будет считаться нарушением.
С претензиями по задержкам выплат франчайзи из Ярославля также не согласен. «УК переворачивает факты, — говорит Ткачев. — Согласно условиям договора коммерческой концессии (ДКК), партнеры должны оплачивать только роялти, другие платежи (реклама, кол-центр, благотворительные взносы и пр.) не входят в перечень обязательных и не относятся к причинам расторжения. По одному из двух ДКК у меня лишь раз случилась просрочка по роялти всего на один день (21 апреля 2020 года), и то по ошибке бухгалтера. Рабочая ситуация. В то время как по ДКК нужно минимум две в год для права на расторжение. Во все остальные годы платежи, как правило, производились на несколько дней раньше срока».
«История в Ярославле развивалась два года, и наша компания предпринимала серьезные попытки помочь улучшить менеджмент в пиццериях Евгения Ткачева, хотя управление пиццериями на 100% — это ответственность франчайзи», — говорит Овчинников. Одной из таких попыток стало приглашение в феврале 2020-го внешнего управляющего, который, по словам Ткачева, «пытался забрать рычаги управления» и от которого франчайзи отказался.
История с Ткачевым не уникальна. Предприниматель Юрий Нуржанов потерял кафе в Нальчике в 2021 году — «Додо Пицца» расторгла с ним договор. «Во время одной из инспекций была обнаружена недоработка — расстояние между горизонтальными досками вывески, на которой располагаются буквы, должны составлять 20 мм, а у меня было 10 мм. Вроде мелочь, но она влияет на рейтинг, — объясняет Нуржанов. — Из-за пандемии я несколько месяцев не мог исправить недоработку; сначала мне давали отсрочку, а потом перестали и начали систематически снимать по три балла из пяти».
В октябре 2020 года головная компания направила Нуржанову предписание о расторжении договора и впоследствии расторгла его. «Человеческая составляющая, общение с целью построить бизнес, исчезли. К тебе приезжает 20-летний парень с чек-листом и молча выставляет баллы. Он не задает вопросов, не разбирается в ситуации, — сетует Нуржанов. — Если бы это была какая-то импортная компания — один разговор. Но еще вчера эти ребята разговаривали с тобой совсем по-другому».
Писков подтверждает: с партнером из Нальчика была «длинная история негативного взаимодействия», причинами расторжения стали систематические нарушения финансовой дисциплины, а также низкие рейтинги стандартов в пиццерии из-за нарушений, которые франчайзи не смог устранить в длительный срок. «Это не импульсивное решение. Очевидно, что мы не будем расторгать договор только из-за миллиметров». Это одна из многочисленных официально зафиксированные в документах проблем, за которые он терял баллы в рейтинге и за которую сейчас цепляется, чтобы оправдать себя и придать драматичности ситуации», — комментирует Писков.
По данным УК, Нуржанов периодически задерживал оплаты логистическим компаниям и дистрибьюторам, о чем сообщали франчайзеру. Говорить о задержках неуместно, спорит Нуржанов: «Задерживать оплаты не было вариантов, так как тебя мгновенно отключали от Dodo Is (с помощью системы партнеры-франчайзи получают заказы и контролируют внутреннюю работу своих точек. — Forbes). Если 20-го числа не оплачены счета, сразу выходит предписание: не будет оплачено до 17:00 — отключат от системы. Предписания у нас бывали, но в течение дня всегда оплачивались».
«Все в совокупности вылилось в то, что мы приняли непростое для нас решение о расторжении договора. Мы давали множество возможностей партнеру исправить ситуацию», — заключает Писков.
«Ресторанный бизнес (тем более фастфуд) требует быстрого принятия решений, — говорит Олег Юдин. — Например, во многих международных франшизах на исправление любой ситуации дается от нескольких дней до нескольких месяцев. Так что «Додо Пицца», на мой взгляд, действует не жестко и вполне адекватно. Но все, что сейчас происходит с франчайзи, еще потенциально может повториться».
Сеть «Шоколадница», насчитывающая более 120 франчайзинговых кофеен, проверки проводит регулярно: в Москве и ближайших регионах — по несколько раз в месяц, в отдаленных точках — не реже одного раза в квартал. «Серьезность всегда максимальная, проверяем по всем необходимым параметрам: от соблюдения стандартов обслуживания гостей до СанПиНа, товарного соседства и прочих операционных вещей», — подчеркивает руководитель департамента франчайзинга «Шоколадницы» Максим Трубников.
Условия продажи в договоре не прописаны, так же как не определена формула расчета стоимости пиццерии: она определяется рынком и по сути равна сумме, которую за нее готов предложить новый собственник, добавляет Петелин.
«Скинуть Ярославль»
Ткачев утверждает, что предложения «скинуть Ярославль» ему поступали неоднократно и в ультимативной форме, в том числе от директора «Додо Франчайзинг» Андрея Петелина и бизнес-девелопера Виктора Никитина. «Одновременно с этим по почте я получал запрос на продажу пиццерий от двух партнеров, в том числе от франчайзи из Вологды Дмитрия Люлинцева — по моим данным, это сводный брат Петелина, — утверждает Ткачев. — В ответ на отказы продавать мне угрожали жестким сценарием по закрытию пиццерий».
Петелин, что характерно, связь с вологодским партнером не отрицает. «Люлинцев не является родственником, но он мой старый друг, который, кроме того, много лет управляет двумя ресторанами «Додо Пицца» в Вологде, — объясняет топ-менеджер «Додо Пиццы». — Люлинцев еще в 2019 году говорил мне, что спрашивал у Ткачева из соседнего Ярославля, не продает ли он тот свои точки. Это было его самостоятельным решением, возможно совпавшим с нашими проверками, но не связанное с ними. Предложения от меня и от бизнес-девелопера Никитина, в зону контроля которого входил Ярославль, были уже позже и носили рекомендательный характер: мол, Евгений, если ты взял на себя много точек, то всегда можешь продать часть сети кому-нибудь из действующих партнеров».
В августе Ткачев, по его словам, нашел двух покупателей, готовых заплатить за четыре пиццерии 150 млн рублей, но их, опять же по его словам, не одобрила головная компания.
По словам Петелина, ему известно только об одном покупателе, которого отклонила УК. Причина — потенциальный партнер неохотно шел на контакт. Петелин предполагает, что под вторым покупателем имеется в виду действующий партнер «Додо Пиццы», владеющий более десятком пиццерий в Центральном федеральном округе. «По нашей информации, Евгений сам отклонил этого покупателя, который мог оформить сделку только с рассрочкой платежа», — добавляет Петелин.
«Перед продажей франчайзи подал недостоверные данные P&L (отчет о прибылях и убытках). Заявляемая Ткачевым рентабельность ярославских пиццерий по EBITDA в 25% в целом не характерна для нашего бизнеса, для которого нормой является показатель 10-15%, — говорит Овчинников. — При анализе расходов также обнаружены несостыковки. Например, Ткачев заявляет, что заработная плата сотрудников кухни и курьеров в пиццериях составляла 10 000-15 000 рублей в месяц, в то время как в объявлениях о приеме на работу, размещенных партнером, числилось от 30 000 рублей». По оценке головной компании, реальная стоимость партнерской сети (исходя только из выручки и прогноза прибыли четырех ресторанов) составляет 30-40 млн рублей или 60-80 млн рублей, если учитывать потенциал рынка. Притом что только на старте Ткачев вложил, по собственным оценкам, 15-20 млн в каждую точку, без расходов на рекламу и операционного минуса.
«Мы принципиальная компания»
Сейчас залы пиццерий «Додо Пицца» в Ярославле пустуют. По словам Ткачева, в ночь с 31 октября на 1 ноября все четыре пиццерии в городе без предупреждения были отключены от системы Dodo IS. Использовать бренд «Додо Пицца» Ткачеву теперь запрещено.
В сентябре-октябре Евгений Ткачев обратился в московский арбитражный суд с требованием признать одностороннее расторжение договоров недействительным. Примеру партнера последовал Юрий Нуржанов из Нальчика. «Иск подан еще до закрытия пиццерий, и основной задачей на том этапе было призвать УК работать в рамках правового поля. Это должно было минимизировать количество конфликтов и споров, в которые я совершенно не хотел вступать. Я не хочу воевать», — признается Ткачев.
По его словам, у него сейчас нет других вариантов, кроме продажи, поскольку каждый день — это новые убытки. Прямые потери и недополученная прибыль в ноябре составляет более 10 млн рублей (закупленные и нереализованные продукты, долги по обязательным платежам — аренда, коммунальные услуги, ФОТ, налоги, выплаты инвесторам). Без работы остались 40 сотрудников. «Мы даже не можем демонтировать вывески, которыми не имеем права пользоваться (они закрыты черной пленкой и скотчем), просто потому что это дорого», — вздыхает партнер «Додо Пиццы». Он опасается, что сценарий повторится и с его пиццериями в Москве, куда также уже не раз приходили с проверками.
«В России сложилась такая практика, что 70% расторжений происходит по инициативе франчайзи, — говорит руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская. — А франчайзер до последнего пытается сохранить объект в сети, а иногда идет на выкуп точки, если она имеет важное значение для бренда». Причины могут быть разными, например, когда франчайзи, поддавшись обещаниям «успеха и гарантированного дохода», в реальности сталкивается с необходимостью заниматься этим самым бизнесом. Выход из сети и закрытие — логичное завершение подобной истории. Если отношения расторгает франчайзер, то это, как правило, связано с нарушением стандартов и систематической неуплатой роялти.
По словам Рождественской, судебная практика решения конфликтов франчайзеров и франчайзи в России пока только нарабатывается. «В суд идут единицы, и, как правило, в массе своей это две категории дел: требования франчайзи расторжения договора и возврата паушального взноса или взыскание франчайзером с франчайзи через суд невыплаченных роялти. Другие проблемы франчайзинга в судах затрагиваются редко», — говорит эксперт.
Конфликты между франчайзером и франчайзи типичны: только за последние несколько лет такие случались у «Даблби», Cofix и Domino’s Pizza. «Ситуация «Додо Пиццы» уникальна тем, что это первое публичное ярко освещенное расторжение контракта, причем абсолютно обоснованное несоблюдением стандартов правообладателя. В любом хорошем франчайзинговым договоре подробно описаны все обстоятельства, при которых УК имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке», — считает основатель консалтинговой компании Like4Like Hospitality Strategies и куратор Novikov School Ирина Авруцкая. По мнению эксперта, рынок франчайзинга в России по уровню соблюдения стандартов и взаимоотношений между партнерами очень слабый. «Если бы подобная ситуация произошла на любом международном рынке, то никто бы никогда не стал ее оспаривать публично», — добавляет она.
Овчинников признается, что ему жаль потерянного рынка в Ярославле, хоть его доля и не была велика (ежемесячно четыре пиццерии Ткачева приносили 9 млн рублей роялти на фоне совокупного оборота всех франчайзи бренда в 3,3 млрд рублей). Сумма роялти, поступающая в головную компанию из этого региона, составляла менее 1% от общего объема взносов. Основатель «Додо Пиццы» говорит, что в будущем при необходимости готов на более существенное сокращение сети: «Мы принципиальная компания и пойдем на уменьшение бизнеса ради долгосрочных целей».
Как прецедент с франчайзи «Додо Пиццы» повлияет на имидж бренда и рынок франчайзинга? Эксперты, опрошенные Forbes, единогласно считают, что положительно. «Компания давным-давно не рассчитывает на новую аудиторию франчайзи в России, потому что рынок уже поделен между партнерами, — рассуждает Авруцкая. — Ключевая аудитория «Додо Пиццы» сейчас — это инвесторы. Поэтому жесткая позиция лидера и верность принципам — это стратегическое преимущество компании и позитивный сигнал для рынка».