Во всех демократических странах политическая элита формируется посредством выборов, которые проводятся в соответствии с принятой в государстве избирательной системой.
Избирательная система — политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти. Другими словами, это совокупность принципов, норм и правил проведения выборов органов государственной власти Избирательная система представляет собой основной демократический механизм формирования власти, который создавался в течение длительного времени. Избирательная система — особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.
↑ Типы избирательных систем
1)Мажоритарная система Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов.
Так, округа, в которых избирается один кандидат, называются одномандатные, два или более – многомандатные. Одномандатные и многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. Данная процедура характерна для проведения выборов в парламент, где избираются несколько кандидатов, при выборах одного высшего должностного лица, например, президента вся территория государства становится единым избирательным округом.
Избирательный округ – территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица); Избирательный округ единый (единый избирательный округ) – избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы; Избирательный округ многомандатный (многомандатный избирательный округ) – избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально; Избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) – избирательный округ, в котором избирается один депутат;
Достоинства: Устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа Недостатки: Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах
А) Абсолютного большинства
Избранным считается кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов, т. е. 50% + 1 голос. Применяется при выборах президента в России и во Франции Б) Относительного большинства обязательный минимум участия избирателей, как правило, не устанавливается и избранным считается тот кандидат, который получил число голосов, больше, чем любой из его соперников. При этом выборы будут считаться действительными, даже если проголосует хотя бы один избиратель.
2)Пропорциональная система Система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах. В отличие от мажоритарной системы в пропорциональной системе выдвижение кандидатов производится путем составления партийных списков. Избиратели голосуют за спи- сок, составленный партией, а не за конкретных людей, выдвинутых по округу. Выборы по пропорциональной системе проводятся по единому (общенациональному) избирательному округу. Во многих странах есть проходной порог, выраженный в процентном соотношении относительно всех голосов. Например, в России проходной процент на выборах в Государственную думу на предпоследних выборах составлял 7%, а на выборах в 2016 году составлял 5%. Пятипроцентный барьер существует почти во всех странах, но в некоторых странах процент ниже. Например, в Швеции – 4%, в Аргентине – 3%, в Дании – 2%, а в Израиле – 1%. Применяется при выборах в Израиле, Италии и др. Достоинства: Представляет широкий спектр политических партий, тем самым отражая волю меньшинства Является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий Недостатки: Избранные по партийным спискам депутаты не столько ответственны перед избирателем, сколько перед самой партией Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своём ему не известны. Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений
↑ Избирательная кампания и избирательный процесс.
Выборы различаются:
По объекту: президентские, парламентские, местного самоуправления По масштабу: федеральные, региональные, местные По срокам: очередные, досрочные, повторные
Значение выборов: -являются важным средством систематического обновления властных структур -выявляют реальные интересы и потребности народа -способствуют приобщению граждан к политике -придают власти легитимны характер
Избирательная кампания – это комплекс организационных, политических, информационно-пропагандистских и агитационных мероприятий, которые проводятся с целью ознакомления избирателей с кандидатами, партиями и их политическими программами
Многие учёные рассматривают понятия «избирательная кампания» и «избирательный процесс» как синонимы.
Избирательный процесс является практически-организационным компонентом избирательной системы, базирующимся на избирательном праве и включающим несколько последовательно осуществляемых стадий (этапов).
Избирательная кампания — это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Смотреть что такое «ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ» в других словарях:
Избирательная кампания — система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Избирательная кампания в РФ период со дня официального опубликования … Финансовый словарь
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ — (фр. саmpagne поход) система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В И.к. также участвуют различного рода группы… … Юридический словарь
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ — ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ, период со дня официального опубликования решения должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов (см. ВЫБОРЫ) до дня официального опубликования результатов выборов, а… … Энциклопедический словарь
Избирательная кампания — (англ election campaign) по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то … Энциклопедия права
Избирательная кампания — 19) избирательная кампания деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного… … Официальная терминология
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ — (фр campagne поход) система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В И. к. т.ж. участвуют различного рода группы… … Энциклопедический словарь экономики и права
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ — (фр. campagne поход) система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах,. В И.к. также участвуют различного рода группы… … Энциклопедия юриста
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ — совокупность мероприятий по назначению, подготовке и проведению выборов депутатов или выборных должностных лиц. Наиболее важные составляющие И. к.: назначение даты выборов; образование избирательных округов и избирательных участков; образование… … Энциклопедический словарь конституционного права
избирательная кампания — (фр. саmpagne поход) система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В И.к. также участвуют различного рода группы… … Большой юридический словарь
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ — – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ — – система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами, с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Агитация в ходе избирательной кампании проводится в форме… … Словарь терминов по социальной статистике
Можно выделить пять основных моделей идеологии избирательных кампаний:
1) Избирательные кампании с неструктурированной идеологической компонентой (доминируют независимые кандидаты, которые не предлагают четкой идеологической платформы, где минимум влияния политических партий).
3) Избирательные кампании с административной идеологией, где доминирующим фактором является властно-распорядительный ресурс, где существует партия власти.
4) Избирательные кампании с партийной идеологией. В основе лежат идеологии конкретных партий и их организационные, финансовые и информационные ресурсы.
5) Избирательные кампании с комплексной идеологией. Представляют сочетание 4-х вышеназванных моделей.[8]
Стратегия и тактика избирательной кампании: соотношение понятий.
Стратегию избирательной кампании определяют как «совокупность цели и основных путей ее достижения в избирательном процессе». Таким образом, стратегия — это «свод основных идей кампании, в рамках которой реализуется образ кандидата, тактика и план избирательной кампании, а также определяется содержание основных агитационных материалов».
Прежде чем приступить к началу выработки стратегии, необходимо провести разграничение между «внутренней» и «внешней» кампанией. «Внешняя» кампания — это то, что видно и обращено к зрителям; «внутренняя» — это деятельность, ведущаяся внутри предвыборного штаба.
По мнению французского политолога Филиппа Маарека, выработка стратегии избирательной кампании включает два основных этапа:
1) Определение направлений кампании и анализ «территории» (потенциальные объекты коммуникации с точки зрения политических соперников);
2) Конкретная постановка целей кампании —выделение сегментов электората, с расчетом на который ведется кампания, создание марки кандидата, разработка тем. Необходимо отметить, что практически любая стратегия избирательной кампании направлена на обеспечение четкой, хорошо отлаженной связи определенного кандидата и его электората с целью привлечения как можно большего количества сторонников. Также следует учесть, что разработка стратегии должна носить скорее «политический», чем «технический» характер.
Наиболее эффективными приемами реализации стратегии (т.е. тактикой) избирательных кампаний являются:
* критика официальных властей;
* концентрация внимания на личности кандидата, обладающего харизматическими чертами;
* призыв к изменению существующего порядка;
* апелляция к эмоциям, сочувствию;
* обещание обеспечить работой безработных, продуктами питания — малоимущих;
* использование мнений и оценок, данных известными, высокоавторитетными деятелями;
* достижение популярности, используя правило «паровоза». Пока имидж кандидата не закреплен в сознании аудитории, необходимо к кому-то прицепиться и стать полезным для этого «паровоза». Но важно и вовремя отойти от него, пока не утрачена скорость, — иначе образ ведомого будет сопутствовать кандидату весь период его политической карьеры.
Одним из обычных приемов разработчиков стратегии является распространение негативной информации о сопернике (ках) кандидатами-«новичками», пытающимися изобразить кандидатов, уже занимающих избирательные должности, как недостойных переизбрания.
Формирование стратегии избирательной кампании.
Разработка стратегии избирательной кампании, ее направленности, должна сопровождаться разработкой сценариев реализации этой стратегии.
Стратегия избирательной кампании должна быть профессионально разработана и зафиксирована в виде официального документа. Если такой документ не подготовлен, то понимание стратегии руководителями и организаторами избирательной кампании может сильно различаться и приводить к постоянным спорам и напряженности внутри команды кандидата.
Формирование избирательного штаба
Центральный офис
Руководитель (начальник) штаба.
Им может быть или сам кандидат в депутаты или же его доверенное (человек, которому кандидат доверяет) лицо (более предпочтительно). Первый случай применим, если у кандидата имеется хороший опыт в проведении избирательных кампаний и наличие задатков управленца. Иначе, необходимо найти человека, который соответствует следующим требованиям:
§ опыт работы на выборах в качестве начальника или зам. начальника штаба;
§ профессиональные менеджерские качества;
§ знание всех нюансов работы на выборах;
§ правильное понимание пиар технологий;
§ высокая стрессоустойчивость и умение работать в жестком, ненормированном режиме.
Заместитель начальника штаба – ответственный за полевое направление.
Такое название, по-видимому, прижилось по аналогии с полевыми командирами, так как работой в поле на выборах принято называть работу с избирателями на их территории. Назначаемый на эту должность человек должен быть в состоянии полноценно подменить руководителя штаба в любой ситуации. Поэтому требования к нему такие же, как и начальнику.
В обязанности руководителя по полевой работе входит: организация работы в поле, подбор и обучение людей, которые будут заниматься агитацией, распространением агитационных материалов, организацией встреч кандидата в депутаты с избирателями.
Ответственный за полевое направление курирует работу районных офисов.
Районные офисы
В районном офисе работают два человека: руководитель офиса (или начальник районного штаба – кому как удобнее называть) и его заместитель (ведь один в поле не воин). В их обязанности входит подбор людей на местах (в первую очередь агитаторов), управление их деятельностью и контроль за ними, организация встреч кандидата в депутаты с избирателями на подотчетной территории.
Начальников и замов районных офисов периодически собирают в центральном офисе для получения от них обратной связи о ходе предвыборной кампании и выдачи определенных указаний.
Стоит заметить, что в штабную структуру могут также входить люди, которые будут отдельно заниматься вопросамибезопасности, связями с общественностью, юридическими, бухгалтерскими вопросами, социологией, аналитикой, дизайном печатной продукции и т.д. Наличие таких специалистов зависит от финансовых возможностей кандидата, необходимости в таких людях, и особенностей конкретной избирательной кампании.
Избирательная кампания: понятие и виды.
Можно выделить пять основных моделей идеологии избирательных кампаний:
1) Избирательные кампании с неструктурированной идеологической компонентой (доминируют независимые кандидаты, которые не предлагают четкой идеологической платформы, где минимум влияния политических партий).
3) Избирательные кампании с административной идеологией, где доминирующим фактором является властно-распорядительный ресурс, где существует партия власти.
4) Избирательные кампании с партийной идеологией. В основе лежат идеологии конкретных партий и их организационные, финансовые и информационные ресурсы.
5) Избирательные кампании с комплексной идеологией. Представляют сочетание 4-х вышеназванных моделей.[8]