Название муниципального образования что это значит
Муниципальное образование
Содержание
Муниципальные образования в России
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:
В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).
Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или посёлок городского типа районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.
В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.
Количество муниципальных образований в России
По данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (на 26 мая 2005 года), в Российской Федерации с 2006 года было образовано 24 079 муниципальных образований (исключая Чеченскую Республику, Ингушскую республику и Владимирскую область), из них 19 769 сельских поселений, 1773 городских поселения, 1780 муниципальных районов, 521 городской округ, 236 внутригородских территорий (125 в Москве, 111 в Санкт-Петербурге, в других городах с 2006 года внутригородские территории отменены), однако с этого времени во многих регионах произошли преобразования, и эти показатели изменились.
Название муниципального образования что это значит
Статья 2. Основные термины и понятия
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:
(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 29.11.2010 N 315-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 03.02.2015 N 8-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 30.10.2018 N 387-ФЗ, от 01.07.2021 N 255-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 303-ФЗ)
О выявлении конституционно-правового смысла абз. 22 ч. 1 ст. 2 см. Постановление КС РФ от 19.04.2021 N 14-П.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 463-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
Словосочетания «городской округ» и «городской округ с внутригородским делением» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении в отношении муниципальных образований, органов местного самоуправления, их полномочий и прав, если иное не предусмотрено данными законами и иными нормативными правовыми актами.
(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
Определение наименования муниципального образования
Определение порядка установления и изменения наименований муниципальных образований, и собственно установление и изменение этих наименований в российском законодательстве до 2003 года полностью находились в компетенции органов власти субъекта Федерации.
В Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вполне однозначно написано о том, что наименование муниципального образования должно определяться уставом муниципального образования, который, как известно, принимается представительным органом самостоятельно и нет ни слова о праве каких-либо органов государственной власти. Таким образом, полномочие устанавливать наименование муниципального образования и полномочие устанавливать границы муниципального образования оказались разделены между двумя различными субъектами правотворчества.
Органы государственной власти немалого количества российских регионов (в том числе и наша республика) посчитали возможным проигнорировать факт утраты полномочий по установлению наименований муниципальных образований и установили наименования последних наряду с их границами и статусом.
Последнее время органы государственной власти республики предлагают муниципальным образованиям республики войти с законодательной инициативой в Парламент Республики Северная Осетия-Алания в связи с изменением наименования муниципального образования в Законах Республики Северная Осетия-Алания о границах либо обозначить в Уставе второе равнозначное наименование муниципального образования. При этом во второе равнозначное наименование поселения предлагается включить слова «муниципального образования» перед наименованием муниципального района.
Призывы региональных органов власти привести наименование муниципального образования в соответствие с региональным законом не всегда встречают понимание. Нежелание справедливо объясняется тем, что формулировка в уставе наименования, отличного от того, которое сформулировано в региональном законе об установлении границ и определении статуса, не может считаться противоречием региональному закону, ибо наименование муниципального образования не является предметом регулирования такого закона. В результате последней российской муниципальной реформы вопрос о соответствии наименования муниципального образования законодательству утратил смысл.
Возможность выхода из создавшейся ситуации может стать более ясной после рассмотрения техники официального наименования муниципального образования.
В качестве дополнительных элементов в наименовании муниципальных образований включается указание на статус муниципального образования (городское, сельское поселение, городской округ, муниципальный район), на принадлежность к территории муниципального района (если речь идет о муниципальном образовании, имеющем статус поселения) и субъекта Федерации.
В наименования городских поселений вместо указания на статус муниципального образования нередко включаются указания на вид населенного пункта, который является административным центром поселения или в границах которого создано муниципальное образование. То же самое относится и к официальным наименованиям городских округов.
В наименование муниципальных образований в качестве дополнительного элемента может входить указание на почетный или специальный статус территориальной единицы, в границах которой существует муниципальное образование (город-герой, город-курорт, город воинской славы).
Наличие в наименовании муниципального образования дополнительного элемента, указывающего на статус последнего, делает лишним упоминание о том, что данная территориальная единица является муниципальным образованием. Таким образом, например, словосочетание «муниципальное образование Иронское сельское поселение Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания»- семантически избыточно.В результате появляются обременительные словесные конструкции.
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления дает разъяснение по поводу определения наименования муниципального образования. Согласно этим разъяснениям включать в название муниципального образования термины, обозначающие его юридический статус (такие как «муниципальное образование», «поселение», «городское поселение», «сельское поселение», «городской округ», «муниципальный район») не следует.
Наименование муниципального образования представляет из себя довольно длинное сочетание слов, малоудобное не только в устной речи, но и в официальном делопроизводстве. Устранить указанное неудобство можно, установив двойное наименование. Этот прием использовали авторы Конституции Российской Федерации 1993 года, определив в части 2 статьи 1, что «наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».
Вопрос определения официального наименования муниципального образования остается актуальным в силу возможности преобразования муниципальных образований, создания вновь образованных поселений на межселенных территориях.
Понятие и виды муниципальных образований
Муниципальные образования в России — это особенность административно-территориального деления, является основой для местного самоуправления.
Что такое муниципальное образование
Муниципальное образование — административная территория, обладающая рядом признаков:
Такое образование может быть:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Какие функции выполняет в современном обществе
Муниципалитеты в РФ созданы для решения политических, экономических, социальных и других проблем местного значения.
При этом у органов местного самоуправления свои ответственность и компетенции, которые четко разграничены от полномочий органов государственной власти.
К общим функциям муниципального управления относятся:
Специальные функции муниципального управления — это:
Виды муниципальных образований, статус, примеры
В настоящее время в России существует 7 видов муниципальных образований.
Городской округ — территория, которая не входит в состав муниципального района и управляется органами местного самоуправления, в ведении которых находятся как локальные вопросы, так и другие государственные полномочия, переданные им законами Российской Федерации. Количество населенных пунктов, входящих в городской округ, может составлять несколько сотен. Также в него могут входить и незаселенные территории. У городского округа, состоящего из нескольких поселений, в обязательном порядке есть административный центр. Этот населенный пункт определяется исходя из транспортной инфраструктуры и местных традиций.
Внутригородская территория города федерального значения — часть территории Москвы и Санкт-Петербурга, на которой местное самоуправление осуществляется населением и/или органами местной власти, избранной народным голосованием.
Городской округ с внутригородским делением — городской округ, внутри которого находятся муниципальные образования, состоящие из внутригородских районов. Такой формат характерен для крупных городов и административных центров.
Внутригородской район — внутригородское муниципальное образование, которое находится на части территории городского округа с внутригородским делением и на котором местное самоуправление осуществляется населением и/или через выборные и иные органы местного самоуправления.
Муниципальный район — несколько поселений с закрепленной общей территорией, на которой местное самоуправление решает вопросы и проблемы локального значения. Управление осуществляется населением и/или через органы местного самоуправления, которые помимо этого выполняют государственные полномочия, переданные им законами РФ. Главной характеристикой такого района является двухуровневая местная власть, первый уровень которой составляют городские и сельские поселения, второй — собственно сам район. Отношения между городскими и сельскими поселениями в пределах одного муниципального района есть взаимодействие, а не подчинение одного другому. Они объединяются в муниципальные образования для усиления сотрудничества и взаимосвязи.
Городское поселение — муниципалитет, состоящий из одного города (поселка городского типа) с окрестной территорией.
Сельское поселение — поселение, в составе которого могут быть один или несколько сельских населенных пунктов (станицы, села, деревни, аулы и др.), с закрепленной общей территорией.
Рассмотрим виды муниципальных образований на примере Ростовской области. В составе области находятся 463 муниципалитета, из них:
Сходство и различия муниципалитетов
Сходство всех муниципальных образований, независимо от вида, заключается в единой цели их создания и одинаковых функциях, которые они выполняют.
Целью, прописанной в Конституции, является проявление власти народа через органы местного самоуправления.
Функции у всех муниципалитетов одинаковые и условно делятся на 3 вида:
К экономическим относятся:
Социальные функции — это:
К культурным относятся:
Главные различия муниципалитетов — это размер территории и их состав. Наиболее контрастны между собой городское и сельское поселения. Различия между ними заключаются в:
Муниципальное образование
— субъект местного самоуправления, который может существовать в виде следующих образований: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Комментарий
В России государственное и общественное управление делится на три основных уровня: федеральный уровень, уровень субъекта Российской Федерации и уровень местного самоуправления. Причем последний уровень не считается государственным, а является самостоятельным звеном общественного управления. Так, статья 12 Конституции России предусматривает:
«В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.».
Термин «Муниципальное образование» определен в статье 2 «Основные термины и понятия » Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» :
«муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения».
Этим же нормативным актом определены и виды муниципальных образований:
Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
Городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
Городской округ — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
Городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;
Внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением;
Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
Примеры муниципальных образований
Московская область, Городской округ Коломна — (Код ОКТМО 46738000)
Москва, Администрация муниципального округа Коньково — (Код ОКТМО 45902000). Подробнее: Муниципальные образования города Москвы
Таймырский Долгано-Ненецкий район — самое большое муниципальное образование России (879 929 кв. км.).
Всего в России более 22 000 муниципальных образований. В том числе:
Муниципальных районов — около 1 800
Городских округов — около 600 (в том числе, городских округов с внутригородским делением — 3, в составе которых около 20 внутригородских районов)
Внутригородских районов — около 20
Внутригородские территории городов федерального значения — около 300
Городские поселения — около 1 600
Сельские поселения — около 18 000.
Классификатор муниципальных образований
Утвержден классификатор — ОКТМО (Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований). Классификатор определен в документе: ОК 033-2013. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований» (утв. Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст ).
Муниципальные учреждения
Муниципальные образования для реализации своих задач могут создавать Муниципальные учреждения.
Деление органов управления на три уровня
Российские бюджеты, как и органы государственного и общественного управления, также подразделяются на три основных уровня. Так, статья 10 «Структура бюджетной системы Российской Федерации» Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ определяет:
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты, в том числе:
— бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
— бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
Налоговая система России также состоит из трех уровней налогов: федеральных, региональных и местных (ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)).