Ндв в экологии что это такое
Ндв в экологии что это такое
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
3. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.
4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
5. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
7. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ устанавливаются для стационарных источников разрешениями на выбросы радиоактивных веществ, разрешениями на сбросы радиоактивных веществ, выдаваемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. Разрешение на выбросы радиоактивных веществ, разрешение на сбросы радиоактивных веществ выдаются сроком на семь лет.
9. Порядок разработки и установления нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ устанавливается Правительством Российской Федерации.
10. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента.
(п. 10 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.
(п. 11 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
Норматив допустимых выбросов (проект НДВ)
В процессе производства каждое предприятие в той или иной мере загрязняет воздух, воды и почву. Законодательством РФ нормируются допустимые выбросы вредных веществ. Их превышение влечет за собой строгую ответственность. В этой статье мы подробно разберем кому нужен проект допустимых выбросов (НДВ), его стоимость и сроки.
Загрязнение воздушных масс стационарными источниками путем выброса химических, радиоактивных веществ, микроорганизмов, их смесей является самой острой проблемой современности. Чтобы качество атмосферы не нарушало законодательно установленных норм экологии и гигиены, каждое предприятие разрабатывает собственную систему очистки.
Соблюдение нормативов выбросов обеспечивает не только экологическую безопасность атмосферного воздуха, но и экономическую целесообразность производства, поддержание приемлемого технического состояния оборудования и очистных установок.
Основное определение
Проект нормативов допустимых выбросов – это целый набор документации с расчетами. Целью его разработки является установка оптимального объема загрязнения атмосферы, идентификации источника и вида выбросов, пути снижения их вредного воздействия на природу. В процессе разработки проекта НДВ определяется лучший способ минимизации количества таких выбросов.
Государственный орган, контролирующий безопасность функционирования предприятий – Ростехнадзор. Каждому объекту присваивается определенный уровень опасности. Классификация определяется Федеральным Законом №116-ФЗ от 21 июля 1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
Класс опасности предприятию присваивают во время постановки на учет в государственном реестре.
Объекты хозяйствования с четвертым уровнем опасности не нуждаются в разработке проекта НДВ.
Состав проекта НДВ
Данный документ включает следующее:
В текстовой части проекта следует обратить особое внимание на список источников с наибольшим уровнем выбросов. Он оформляется таблицей с фиксацией максимальной приземной концентрации в контрольных точках. Характеризуя рассеивающиеся загрязнения, необходимо учитывать:
Таблица расчетов нормативов выбросов – важнейший раздел проекта. В нем приведены квоты разовых и общих выбросов отдельно по каждому источнику с описанием их состава на ближайшие пять лет.
С июля 2021 году действует Приказ Минприроды России от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»(вступил в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования и действует шесть лет со дня его вступления в силу).
Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.12.2020
Примечание к документу
Нормативы предельно допустимых выбросов с 2021 года разрабатываются в соответствии с этим документом.
При планировании строительства объектов 1 и 2 категорий в рамках оценки воздействия на окружающую среду, также необходимо сделать расчет нормативов допустимых выбросов.
Ответственность за отсутствие расчета нормативов предельно допустимых выбросов
Раньше за отсутствие разрешения на выброс ВЗВ в АВ предприятия (отсутствие тома ПДВ) привлекали по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, наказание в виде штрафа на юридическое лицо составляло от 180 тыс. руб.
В настоящее время в КоАП РФ не предусмотрена отдельная статья за отсутствие расчета нормативов допустимых выбросов.
Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов
1. Нормативы допустимых выбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
2. Расчет нормативов допустимых выбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
3. Расчет нормативов допустимых выбросов является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.
4. Нормативы допустимых выбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
5. Нормативы допустимых выбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды»
Ни отчет об инвентаризации, ни расчет нормативов выбросов в составе отчета об инвентаризации, не являются расчетом нормативов допустимых выбросов.
Согласно пункта 11 Приказа Минприроды России от 11.08.2020 N 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»:
Расчеты предельно допустимых выбросов оформляются в электронном виде и на бумажном носителе в виде сброшюрованного тома (с нумерацией страниц), который подразделяется на разделы, включающие информацию, предусмотренную главами II, III, IV и V настоящей методики, и может содержать приложения.
Расчеты предельно допустимых выбросов содержат следующие сведения и материалы:
2) сведения о разработчике и исполнителях;
3) содержание (с указанием номеров страниц), введение;
4) данные, на основании которых разрабатываются предельно допустимые выбросы, включая данные инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и краткие сведения об объекте ОНВ и его воздействии на атмосферный воздух, включая сведения о расположении объекта ОНВ и прилегающей территории;
5) перечень загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются предельно допустимые выбросы, с указанием смесей веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием);
6) данные о расчетах рассеивания выбросов, включая расчеты рассеивания и расчет общего загрязнения атмосферного воздуха, и перечень источников с наибольшим воздействием на атмосферный воздух;
7) рассчитанные значения предельно допустимых выбросов;
8) сведения о стационарных источниках и загрязняющих веществах, по которым предельно допустимые выбросы на объекте ОНВ не обеспечиваются;
9) расчет выбросов для соблюдения предельно допустимых выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий;
10) сведения о полученном санитарно-эпидемиологическом заключении о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650);
11) приложения (в случае необходимости).
На бумажном носителе материалы должны быть подписаны и заверены печатью (при ее наличии) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте ОНВ.
Согласно пункта 5 Приказа Минприроды России от 11.08.2020 N 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»:
Для планируемых к строительству объектов ОНВ предельно допустимые выбросы рассчитываются при проведении оценки воздействия на окружающую среду.
Для объектов II категории предельно допустимые выбросы устанавливаются для загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объекта и включенных в Перечень регулируемых загрязняющих веществ, указанный в пункте 2 настоящей методики.
Для объектов I и III категории предельно допустимые выбросы устанавливаются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах
В силу статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гигиенический норматив качества удостоверяется на основании санитарно-эпидемиологического заключения, выданного соответствующим территориальным органом Роспотребнадзора.
Следовательно, чтобы подтвердить, что рассчитанные нормативы выбросов не будут оказывать негативное вредное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, простого расчета качественно-количественных параметров выбросов (инвентаризации) недостаточно, необходимо подтвердить их соответствие установленным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
С 01.03.2022 действует:
Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»
В случае изменения объема и (или) массы выбросов, а также в случае выявления несоответствия между показателями выбросов и данными утвержденной инвентаризации выбросов, корректировка инвентаризации выбросов обязательна, если фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25% соответствующие максимальные разовые показатели выброса или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10% суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленным для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды (технологическим нормативам выбросов, предельно допустимым выбросам, временно согласованным выбросам или временно разрешенным выбросам).
Следовательно, необходима подготовка предложений для разработки новых нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды / п.49 Приказа № 871.
Разъяснения МПР
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июля 2020 г. N 12-50/8744-ОГ
О РАЗРАБОТКЕ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Минприроды России рассмотрело обращение по вопросу об утверждении нормативов допустимых сбросов в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от их категории, и сообщает.
Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона N 219-ФЗ.
При оформлении разрешений на сбросы веществ, в соответствии с пунктом 20 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного приказом Минприроды России от 09.01.2013 N 2, для рассмотрения вопроса о получении разрешения на сбросы заявителем по собственной инициативе предоставляются в том числе НДС, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с приложением данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод, оформленных в установленном порядке.
Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Заявка на получение комплексного экологического разрешения должна содержать, в том числе, расчеты технологических нормативов, нормативы допустимых выбросов, НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов.
Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений утвержден приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775.
На основании вышеизложенного, за дополнительными разъяснениями, связанными с выдачей санитарно-эпидемиологических заключений, целесообразно обратиться в Роспотребнадзор.
В случае приема заявки на получение комплексного экологического разрешения к рассмотрению территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 5 рабочих дней запрашивает у территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в порядке межведомственного информационного взаимодействия копии документов, подтверждающих соответствие информации, включаемой в состав заявки на получение разрешения в соответствии с абзацем девятым части 3 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ, санитарно-эпидемиологическим требованиям в случаях, установленных Законом N 52-ФЗ.
Подготовка и направление ответа на межведомственный запрос осуществляется территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанного запроса.
Заявитель вправе по собственной инициативе представить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования указанные в подпункте «б» пункта 10 Постановления Правительства N 143 копии документов.
В свою очередь для объектов III категории в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов рассчитываются в отношении радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), утверждение которых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469, также не требуется.
Пунктом 5 статьи 22 Закона N 7-ФЗ определено, что нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
Методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Возможно будут интересны:
ПДВ и НДВ: в чем разница?
Природопользователи и руководители организаций часто задаются вопросом: чем различаются понятия проект предельно допустимых выбросов (ПДВ) и нормативы допустимых выбросов (НДВ)? Попробуем разобраться, с чем связана путаница в терминах и каково их значение.
Чем различаются ПДВ и НДВ
Дело в том, что термин “проект ПДВ” использовался до 2015 года, пока не были внесены изменения в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” от 10.01.2002 N 7-ФЗ. После этого в другом Федеральном законе (“Об охране атмосферного воздуха” от 04.05.1999 N 96-ФЗ) появилось такое определение:
“Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками”.
Приказ Минприроды от 11.08.2020 №581 “Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух” вступил в силу 1 июля 2021 года.
Таким образом, согласно закону, проекты ПДВ устарели для большинства предприятий – теперь нужно делать расчет НДВ. Но до сих пор не все руководители разобрались в этом и продолжают задаваться вопросом, какой проект им нужно готовить для сдачи и согласования.
Нормативы допустимых выбросов
Итак, что же такое НДВ? Нормативы предельно допустимых выбросов – это допустимое количество опасных веществ, которое разрешено выбрасывать в атмосферу из стационарных источников, не нарушая при этом экологические нормативы.
Сам проект – это документ, который нормирует выбросы, определяет их перечень и количество. Его, согласно требованиям действующего законодательства, должны разрабатывать все юридические лица и индивидуальные предприниматели, при работе которых вредные и загрязняющие вещества попадают в атмосферу, независимо от категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).
Здесь расскажем подробнее, как проект нормативов допустимых выбросов подается на согласование в зависимости от категории НВОС объекта.
Для I категории – сначала проект отправляется на согласование в аккредитованную экспертную организацию. Потом нужно получить санитарно-эпидемиологическое заключение в Роспотребнадзоре. Только после этого проект согласовывается в Росприроднадзоре, который и выдает разрешение на выбросы.
Для II и III категории – проект также согласовывается в экспертной организации, затем предприятие получает сан-эпид заключение в Роспотребнадзоре. Объекты этих категорий подают проект в Росприроднадзор в составе ДВОС (декларации о воздействии на окружающую среду).
Важно : для объектов III категории проект рассчитывается только в случае, если в выбросах предприятия есть вещества I-II класса опасности (пары ртути, сероводород в смеси с углеводородами и другие ядовитые компоненты).
Для IV категории – проект не рассчитывается.
Согласование НДВ
Оформление и согласование проекта нормативов допустимых выбросов проходит в несколько этапов, среди которых:
Таким образом, на подготовку проекта нужно примерно полгода. Проект НДВ действует 7 лет (а проект ПДВ раньше действовал только 5 лет), при условии, что за это время не будет изменен технологический процесс. Получаемое разрешение на выбросы действует от 1 года до 7 лет. Новый пакет экологической документации потребуется разрабатывать в случаях, если:
Документы для расчета НДВ
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, для которого разрабатывается проект, должен предоставить целый комплект документов, среди которых обязательно будут:
Штрафы за отсутствие НДВ
За отсутствие проекта НДВ, согласно КоАП РФ (статья 8.21), для природопользователей предусмотрены штрафы.
За осуществление деятельности, при которой происходят выбросы вредных веществ в атмосферу без соответствующего разрешения:
За нарушение условий разрешения накладывается штраф в размере:
Стоит отметить, что проект ПДВ не исчез, его все еще можно встретить до 2025 года. Это связано с тем, что объектам I категории НВОС разрешили пользоваться уже существующим у них проектом ПДВ до его срока завершения. Также только для этой категории объектов есть возможность разработки данного проекта, но исключительно до 2025 года. Планируется, что к этому времени все объекты данной категории получат комплексное экологическое разрешение (КЭР).
В связи с утверждением приказа №581 и отменой приказа №183, нужно разрабатывать проекты НДВ, а не ПДВ. Но, тем не менее, проект ПДВ все еще существует для объектов I категории НВОС. Грубо говоря, понятия синонимичны друг другу, и использование обоих правомерно.