Не могу запоминать информацию что делать
Как быстро запомнить большие объёмы информации
Как работает наша память и какие приёмы запоминания самые эффективные.
Быстро выучить иностранные слова, даты, формулы, теоремы и другую важную информацию для учёбы или экзамена помогут специальные методики, основанные на знании законов нашей памяти.
Интервальное повторение
Немецкий психолог, исследователь памяти Герман Эббингауз вывел так называемую кривую забывания. Он установил, что в течение первого часа мы забываем более 50% полученной информации, а через 10 часов от нее остаётся всего 35%. Дальше скорость забывания уменьшается: через 6 и через 30 дней мы помним примерно одинаковое количество выученного материала — около 20%.
На этом свойстве памяти и основана методика интервального повторения. Если повторять материал, когда мы почти успели его забыть, но ещё не забыли — он запоминается лучше.
Если повторение происходит в тот момент, когда информация еще свежа в памяти, эффект повторения минимален. Если же мы взялись за повторение слишком поздно, нам приходится учить всё заново.
Экспериментальным путём психологи выяснили: чтобы быстро выучить нужный материал, повторять его надо через следующие интервалы:
Так можно усвоить нужную информацию за несколько дней. Если же на изучение материала есть несколько месяцев, схема другая:
Это общие рекомендации. Индивидуальный график интервального повторения может выглядеть немного иначе. Его можно рассчитать самостоятельно, а можно воспользоваться специальными программами в интернете, которые для этого и придуманы.
Одна из таких программ — карточки Anki. Чтобы создать набор карточек, нужно скачать программу на компьютер. Лучше всего Anki подходят для запоминания дат, формул, имен, географических названий, иностранных слов. Для одного предмета стоит делать одну колоду, чтобы не путаться в информации из разных областей. Одна карточка — это один вопрос, а на обороте — ответ.
После создания колоды программа начинает самостоятельно предлагать пользователю карточки через определённые интервалы времени. Задача игрока — вспомнить ответ и сообщить программе, как быстро ему это удалось. Если информация сразу всплыла в памяти, нужно нажать кнопку Easy, если пришлось подумать — кнопку Good, а если вспомнить не получилось — кнопку Again. После этого карточки будут показываться раньше или позже, а через какое-то время программа установит наиболее подходящий именно пользователю интервал повторений. Останется только выучить материал, изложенный на карточках.
Мнемотехники
Информация запоминается лучше, если связана с другой информацией. Связь может быть разной, например, ассоциативной. Для создания и закрепления связей хорошо работает использование разных видов памяти — зрительной, тактильной и даже обонятельной. Ещё один способ запоминания — подключение эмоций. События, связанные с яркими эмоциями, обычно запоминаются надолго.
Мнемотехники придуманы для быстрого и прочного запоминания самых разных сведений, от номера телефона до плана выступления с речью. Разберём некоторые из этих техник.
Метод Цицерона
Подходит для запоминания больших объёмов информации — докладов, лекций, глав из учебника.
Заключается в создании цепочки опорных образов, связанных с нужными данными. Вспоминая, человек сначала воспроизводит в памяти образы, а за ним подтягивается и тот материал, который необходимо выучить.
Чтобы запомнить материал по методу Цицерона, необходимо:
Теперь, чтобы вспомнить доклад, достаточно будет совершить мысленную прогулку по квартире. При «взгляде» на тот или иной объект мозг воспроизведёт ту информацию, которая с ним связана.
Метод пиктограмм
Подходит для заучивания стихов, докладов, прозаических отрывков.
Текст, который требуется запомнить, нужно записать в виде пиктограмм — небольших рисунков, каждый из которых визуально отражает смысл того, что написано в тексте.
Например, нужно выучить стихотворение Н. Некрасова «Однажды в студеную зимнюю пору». Читаем и рисуем:
Однажды, в студёную зимнюю пору → Снежинки, сугроб
Я из лесу вышел; был сильный мороз. → Несколько ёлочек и изображение градусника, на котором —30.
Гляжу, поднимается медленно в гору → Гора и стрелка наверх
Лошадка, везущая хворосту воз. → Изображение лошадки и вязанки дров.
Закончив создавать рисуночное письмо, его следует положить перед собой и попытаться воспроизвести текст. Наверняка получится вспомнить больше, чем без подсказки.
Использование рифм
Подходит для изучения иностранного и русского языков, запоминания имён, фамилий, географических названий.
Рифмованные строки наш мозг запоминает куда быстрее и прочнее, чем тексты в прозе. На этом эффекте основаны многие рекламные сообщения. Вспомните, как долго крутятся в голове несколько фраз из рекламы, сказанных в рифму. «Миринда. Жизнь хороша, когда пьешь не спеша»; «Свежее дыхание облегчает понимание!»
Например, существуют стихи для запоминания глаголов-исключений второго спряжения в русском языке:
Гнать, дышать, держать, обидеть.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и терпеть,
А ещё смотреть, вертеть.
Писатель и педагог Александр Пыльцын написал целую поэму для заучивания неправильных глаголов в английском языке, которая начинается словами:
Я кирпичик throw-threw-thrown, (бросать)
Он в окошко fly-flew-flown, (летать)
Меня дядя catch-caught-caught, (ловить)
К папе с мамой bring-brought-brought. (приводить)
До сих пор я удивлен —
Fling-flung-flung откуда он? (выскакивать)
При желании и некоторых способностях срифмовать можно почти любой материал, который нуждается в запоминании. При этом многое останется в памяти уже в процессе сочинения.
Сочинение аббревиатур
Информацию можно закодировать, используя не только образы, но и слова, которые начинаются с тех же самых букв, что и нужные данные. Всем известна фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». В ней закодирована последовательность цветов радуги — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Точно так же можно закодировать любую последовательность.
Напишите список слов, которые вам необходимо запомнить. Например, названия планет солнечной системы. Выпишите первые буквы названий. Получится М В З М Ю С У Н П.
А теперь попробуйте придумать любое связное предложение, слова которого начинаются на эти буквы. Не ограничивайте свою фантазию! Это занятие не только поможет запомнить материал, но и поднимет настроение.
Вариантов можно придумать множество. Например, «Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт». Таким же образом можно закодировать число Пи, падежи и даже последовательность расположения черепных нервов в мозгу человека!
Ещё четыре подсказки для быстрого запоминания
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Как научить мозг запоминать прочитанное
Почему нужно перестать читать конспекты и как пользоваться индексными карточками
Как мы забываем
Немецкий психолог Герман Эббингауз изучал, как люди забывают бессмысленную информацию, например, набор слогов или чисел. В ходе экспериментов с добровольцами он выяснил, что через час испытуемые не помнят половины материала, а через месяц забывают до 80%. Для связных идей и концепций этот процент будет ниже, но динамика забывания сохранится. При этом наиболее быстро процесс забывания идёт в первые часы.
Что помогает запоминать
Как видно на графике, в первые 20 минут после урока или чтения книги можно запомнить более 4/5 значимой информации. Чтобы добиться такого результата, не нужно выписывать ключевые идеи из каждого абзаца и просматривать заметки. Чем меньше усилий, тем меньше вы запоминаете. Лучше прибегнуть к более эффективным способам: пройти тест или поделиться информацией с другими.
Эффект тестирования
Нейропсихолог Крис Бёрд из Университета Сассекса провёл эксперименты по запоминанию видеоконтента. Оказалось, что если попытаться вспомнить детали увиденного через неделю, то через 18 дней вы будете помнить примерно половину от возможного объёма. Если напрячь память в день эксперимента, вы запомните на 40% больше. Ответы на простые вопросы по горячим следам — в течение 20 минут после восприятия информации — помогают запомнить максимальное количество содержания. Этот феномен в психологии называется эффектом тестирования: он работает не благодаря подготовке к тесту, а только потому, что приходится обращаться к памяти.
Использование информации
Мозг по-разному работает с информацией, когда мы читаем текст или пытаемся его переосмыслить и реструктурировать. Как показывает исследование, проведённое в Университете Вашингтона, во втором случае информация запоминается прочнее. В ходе эксперимента участникам поручили изучить тексты. Одна группа готовилась сдать тест, а другую попросили подготовить обучающее занятие по прочитанному. Затем тест дали обеим группам, и «учителя» показали более высокий результат и смогли верно ответить на большее количество вопросов. Испытуемые второй группы систематизировали материал, поэтому лучше запомнили важные детали.
Эффект тестирования — вот что позволяет запомнить максимальное количество информации, если ответить на вопросы по тексту сразу после чтения. Обычно в школьных учебниках после каждой главы или темы идут «Вопросы для повторения». Многие их игнорируют — и зря! Если после параграфа даны ключевые понятия — стоит дать им определения и тут же проверить себя.
Как читать, чтобы запоминать
Метод SQ3R
Блогер-полиглот и студентка, изучающая нейронауку и образовательную психологию в Гарвардском университете Анастасия Кей советует использовать модифицированную методику SQ3R (Survey, Question, Read, Recite, and Review). Изначально методика была предложена американским психологом Фрэнсисом Робинсоном. Она включает следующие этапы работы с материалом: обзор, постановка вопросов, чтение, конспектирование, просмотр записей.
Survey — обзор материала.
Что бы вам ни предстояло читать, слушать или смотреть — статью, главу учебника или книгу — изучите его структуру. Прочтите заголовки и подзаголовки, просмотрите вводный абзац, графики, иллюстрации и заключение. Так вы получите первое представление о содержании, которое предстоит охватить.
К каждому заголовку и подзаголовку нужно задать вопрос. Например, если глава называется «Электрическая передача информации внутри нейрона», то вопрос может звучать так: «Каков механизм передачи информации внутри нейрона?». После такой работы ваш мозг акцентирует внимание на значимых моментах текста и информации, которую нужно получить в результате.
Read — чтение. Анастасия Кей предлагает читать текст так:
1. Выберите не более 4 страниц текста, который вы собираетесь прочитать. Обычно это логически цельный кусок: параграф, тема или глава.
2. Ещё раз сформулируйте вопрос, на который отвечает этот фрагмент и прочтите его, ничего не записывая.
3. По памяти воспроизведите ключевые положения прочитанного текста — они станут основой для следующего этапа. Загляните в книгу, чтобы проверить себя. Если вы не можете воспроизвести материал из кратковременной памяти, прочтите ещё раз и перечитывайте материал до тех пор, пока не сможете его пересказать.
4. Если у вас остались вопросы на понимание текста — запишите эти вопросы на полях или отдельной странице. Если появилось желание в чём-то более подробно разобраться, уточнить понятия — запишите и выделите свои вопросы и новые термины.
5. Сформулируйте важные идеи в виде вопросов и зарисуйте схемы. Поскольку тестирование крайне эффективно для запоминания текста, пусть конспект представляет собой небольшую проверочную работу для вас самих. Вместо того чтобы писать утверждения и ответы, пишите вопросы. Например, Анастасия составляет и нумерует вопросы к абзацам, а затем ставит тот же номер возле строчки текста с ответом. Настя перерисовывет схемы и рисунки, но не подписывает элементы, чтобы каждый раз вспоминать структуру и механизмы самостоятельно.
Если вы работаете в группе или вместе с одноклассниками готовитесь к экзамену, можно меняться своими проверочными вопросами, чтобы охватить материал более детально и разнообразить учёбу.
Ответьте на вопросы, которые вы составили и прокомментируйте схемы. Обязательно проверьте себя по учебнику. Эта работа имеет критическое значение сразу после чтения. Если не выполнить мини-тест, уже через 20 минут вы забудете пятую часть изученного, а на следующий день будете помнить только треть информации.
Как запомнить надолго
Интервальные повторения
Поскольку с течением времени информация забывается, цель повторения — освежить материал в памяти. Когда мы изучаем новое, клетки мозга соединяются друг с другом. Если мы пользуемся полученными данными, по пути соединения нейронов проходит сигнал. Чем чаще мы вспоминаем информацию, тем более «проторённая» дорога между нейронами. Если информация не востребована, связь между клетками постепенно слабеет и, в конце концов исчезает. Чтобы этого не допустить, нужно повторять изученное.
Первый раз необходимо повторить материал сразу после чтения. Второй раз — через три часа. На досуге можно поделиться наиболее интересными или удивительными фактами с друзьями и близкими — так вы ещё раз закрепите усвоенное. Затем нужно постараться вспомнить информацию на следующий день, потом через два дня и через неделю. После этого интервал следует удваивать, пока не дойдёте до частоты повторения 1 раз в два месяца. Так вы сможете держать данные в голове до тех пор, пока они вам нужны.
Индексные карточки
Анастасия Кей рекомендует пользоваться карточками, на одной стороне которых вопрос, понятие или неполная схема, а на другой — недостающая информация. Их называют индексными или флеш-карточками. Карточки можно организовать в колоды в зависимости от частоты повторения. Их легко брать с собой, чтобы использовать в дороге или перебирать в свободную минуту.
Важно, чтобы вопросы на карточках были конкретными, не просто «митохондрия», а «какой размер митохондрии». Если удобно, можно пользоваться приложениями для создания флеш-карт.
Преподавание
Школьные учителя и университетские преподаватели блестяще знают содержание своих курсов. Дело в том, что в ходе подготовки к занятиям педагоги обдумывают материал, подбирают иллюстрации и задания для учащихся — то есть постоянно пользуются своими знаниями. На уроке преподаватель снова обращается к памяти, чтобы преподнести информацию группе. Благодаря социальным сетям любой школьник может давать свои уроки, чтобы лучше закрепить выученный материал.
Делитесь знаниями в инстаграме или ютьюбе, давайте эфиры во «Вконтакте» или создавайте опросы и тесты для сверстников. Подготовка видео поможет не только прочнее запомнить принципы и факты, но и развить навыки публичных выступлений.
Что запомнить
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Плохая память – причины, что делать, профилактика
Добрый день, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о плохой памяти, ведь в современном мире, когда количество поступающей информации преизбытучествует практически во всех сферах человеческой жизни, очень важной становится функция запоминать полезное. Как говорится, из множества зерен найти наиболее рациональное.
Смартфоны, которые передает поток новостей от разных СМИ, а также ряд развлекательного контента, пожалуй, одно из самых, а возможно и самые первые устройства по увлечению и засорению головного мозга «мусором», который способен вытеснять то, что действительно важно помнить. Обратите внимание, я не просто написал два слова – «увлечение» и «засорение». Именно эти два фактора играют важную роль современного человека, когда многие забывают что-либо сделать из-за компьютерной игры, или же за день столько начитались новостей, что просто забыли о дне рождения близкого человека. Таких факторов, влияющих на функцию запоминания, может быть очень много, но обо всем по порядку.
Что такое память?
Память – функция нервной системы, а особенно головного мозга по запоминанию и воспроизведению знаний, навыков. Собственно, это когнитивная функция головного мозга по взаимодействию с этим миром, познавая его.
Память подразделяется на три основных типа – сенсорную, кратковременную и долгосрочную.
Как происходит процесс запоминания
В коре головного мозга присутствует огромной количество нейронов, как считают ученные – миллионы и миллионы. Когда мы через глаза, уши, нос, касания взаимодействуем с окружающим миром, нервный сигнал (импульс) поступает к этим нейронам. Далее, в процессе обработке информации головным мозгом, между нейронами формируется связь. Именно эта обработанная информация, содержащаяся в соединенных между собой нейронах является нашей памятью. Когда связь между нейронами нарушается, человек забывает. Собственно, память, это своего рода нейронная сеть, схожая на «интернет», только в голове. Это очень важно понимать, чтобы осознать причины забывчивости, которая появляется у некоторых людей.
Теперь давайте рассмотрим причины плохой памяти, что влияет на функцию запоминания наиболее негативным образом.
Плохая память – причины забывчивости
1. Дефицит витаминов группы В (гиповитаминоз)
Возможно многие из вас уже слышали, что те или иные полезные вещества в организме человека и прочих живых организмах выполняют ту или иную роль, например, кальций (Са) и фосфор (Р) участвуют в формировании костей, железо (Fe) является строительным материалом гемоглобина, а вот витамины В6 и В12 являются важнейшими веществами по формированию и обеспечению функционирования нервной системы людей и животных. Таким образом, дефицит витаминов В6 и В12 вызывает ухудшение функционирования головного мозга и нервной системы в целом.
К дефициту этих витаминов могут привести:
2. Заболевания, при которых разрушается нервная система
Некоторые инфекции обладают свойством поражать нервные волокна и прочие элементы нервной системы. Обычно, это болезни сопровождаются неврологическими расстройствами – нарушением памяти, тремор, парезы, параличи и прочие.
К заболеваниям, поражающим нервную систему, можно отнести — болезнь Лайма (клещевой боррелиоз), клещевой энцефалит, столбняк, бешенство.
3. Алкоголь и прочие вредные привычки
Алкоголь, даже в малых дозах, как говорит профессор В.Г. Жданов разрушает нейроны головного мозга, которые выходят из человеческого организма, буквально с мочой. Более того, зачастую новые нервные клетки в головном мозге повторно не создаются, что мы и видим на лицах, злоупотребляющих алкогольными напитками. Как правило, эти люди начинают неадекватно мыслить, имеют провалы в памяти и проблемы с приобретением новых навыков. Развивается и ряд заболеваний, например – синдром Корсакова (утрата краткосрочной памяти).
Кстати, вред от наркотиков на нервную систему, как и весь организм также опасен для жизни, поэтому, будьте бдительны, т.к. современная фраза «бери от жизни все» несет в себе угрозу для жизни человека и его близких в прямом и переносном смысле. Гораздо эффективней будет держать в уме Божий Закон сеяния и жатвы (Галатам 6:7, Библия), помня о котором человек может избежать множество ошибок и горьких последствий.
Курение также наносит серьезный и часто непоправимый вред здоровью. Интересен тот факт, что прямая надпись на сигаретных упаковках «Курение убивает» никак не останавливает множество людей от табакокурения. По сути, в сигаретах и их более слабых аналогах, т.н. стиках при нагревании высвобождается в организм огромнейшее количество вредных веществ, которые отравляют и медленно убивают внутренние органы и системы организма, и головной мозг не исключение. Рекомендую ознакомится с информацией о курении в этой статье, где подробно расписан состав сигарет, их вред и способы бросить курить.
4. Изменение гормонального фона
Гормоны играют важную роль в множестве функций и систем живых организмов, особенно гормональные колебания выраженно влияют на самочувствие представительниц прекрасного пола, поскольку в женский организм была заложена родильная функция, гормоны в которой играют одну из важнейших ролей.
Таким образом, состояния организма, при которых нахватает тех или иных гормонов способны вызывать нарушения памяти.
К наиболее популярным «гормональным» причинам забывчивости можно отнести – беременность, менопауза (при которой сокращается выработка эстрогена), гипотиреоз (при котором снижена выработка тироксина — Т4).
5. Заболевания сердечно-сосудистой системы
Здесь вроде может показаться, какая связь кровеносных сосудов, сердца и головного мозга, т.е. нервных клеток. А связь самая прямая. Так, весь человеческий организм пронизан кровеносными сосудами различного диаметра, а функция крови заключается в транспорте ко всем уголкам органов и систем кислорода и питательных веществ. Если происходит нарушение кровоснабжения того или иного участка, он начинает постепенно отмирать. Одним из наиболее опасных состояний, несущих угрозу жизни пациента, является – инсульт, когда от кровоснабжения отрезается какой-либо участок головного мозга. Таким образом, человек может забывать и информацию, частично размещенной на «отрезанном» от питания участке.
К инсультам обычно приводят атеросклероз кровеносных сосудов, тромбоз. Это те образования, которые, при атеросклерозе ухудшают кровоснабжение, а при тромбозе, когда тромб отрывается и перекрывает просвет кровеносного русла и вовсе его прекращает.
Также может быть недостаточное кровоснабжение головного мозга при сколиозе, остеохондрозе шейного отдела, вывихе позвонка и прочие патологии в спине, которые пережимают кровеносные сосуды в позвоночнике, тем самым нарушая взаимосвязь между головой и туловищем.
6. Неврологические болезни
Существует и ряд неврологических заболеваний и состояний, которые могут сопровождаться потерей памяти и нарушением когнитивной функции головного мозга.
К таким болезням и состояниям относят – деменцию, болезнь Альгеймера, эпилепсию, депрессию и даже транзиторную глобальную амнезию (ТГА), которая обычно характеризуется частой мигренью у лиц после 50 лет.
Это достаточно обширные понятия, поэтому, если Вам интересно, нажав на каждое их них можно перейти на полные статьи и почитать об этих состояниях более подробно.
7. Применение лекарственных препаратов
Кортикостероиды – гормональные препараты, использующиеся для снятия воспалительного процесса и в качестве терапии прочих болезней/состояний — артрита, бронхиальной астмы и т.д. Однако, среди побочных эффектов в течение 6 и более месяцев системной гормональной терапии ГК выделяют атрофию, а иногда и отмирание клеток головного мозга. Поэтому, заниматься самолечением ГК строго запрещено, поскольку эта группа препаратов может существенно повлиять на работу не только функции запоминания, но и всего головного мозга.
Анестезия – тоже может осложниться провалами в памяти. Так, исследования показали, что в 38% случаев, пациенты после анестезии, возраст которых за 55 лет имели провалы памяти, а 12,7% вообще в течение 3х месяцев не могли запоминать что-либо.
8. Хронический недосып
Тоже, вроде всем понятное дело, но не все относятся к нему со всею серьезностью.
Отсутствие полноценного ночного отдыха влияет не только на работу нервной системы, но и на весь организм в целом, ведь у каждого человека внутри есть определенный биоритм, когда система работает максимально эффективно, и когда она находится в расслабленном состоянии. Так вот несовпадение биоритма с поведением человека чревато неврологическими, психическими, эндокринными, сердечно-сосудистыми расстройствами. Ученные давно установили, что человек должен спать 7-8 часов, и сон должен начинаться не позднее 22:00, т.к. именно с 10 вечера по 12 ночи наиболее эффективно вырабатывается гормон мелатонин, называемый также гормон молодости и долголетия. Он обладает иммуностимулирующим, антистрессовым, противоопухолевым и прочими функциями.
Вы читаете эту статью с телефона, а уже 12 ночи? Выключайте гаджет и ложитесь спать, завтра дочитаете 😊. Это действительно очень важно, особенно в нынешний период коронавирусной пандемии COVID-19, когда иммунитет должен работать как швейцарские часы.
9. Отсутствие дозированной правильной нагрузки на головной мозг
Когда мозг получает и обрабатывает поверхностную или однообразную информацию, он постепенно «разучивается» работать с более сложными массивами. Например, человек, который выполняет один и тот же физический труд, не читая книги, не записывающий тексты ручкой через некоторое время сложнее запоминает информацию, нежели постоянно читающий и пишущий человек. Более того, если человек читает какие-то простенькие посты в сети из мира шоубиза со временем хуже обрабатывает информацию и запоминает, нежели читающий научные труды.
Плохая память – что делать?
Чтобы улучшить память и улучшить деятельность головного мозга необходимо придерживаться некоторых правил. Обозначим главные из них:
1. Тренировка памяти
Возьмите за правило ежедневно читать книгу, записывать от руки хотя бы небольшие отрывки текста, учите стихотворения, пересказывайте прочитанный текст, поставьте цель выучить иностранный язык, разгадывайте кроссворды, ребусы, и в конце концов, поиграйте даже в какую-либо развивающую игру. Сегодня даже существуют игры для тренировки головного мозга, где предоставлены разные задачки, стимулирующие деятельность головного мозга. Найдите себе партнера для игры в шахматы, шашки.
Можно также сфокусироваться на какой-то картинке, после закрыть глаза и описать картинку с полной детализацией.
Все эти действия за короткий промежуток времени заметно улучшат память человека.
2. Концентрация внимания
Один из негативных моментов, который сопровождает людей с плохой памятью является рассредоточенность, когда человек в течение 3-10 минут постоянно меняет свой фокус с одного дела на другие, например – то читает одну новость, то резко смотрит что-то в телефоне, то смотрит ТВ и т.д.
Возьмите за правило – когда что-то делаете не отвлекайтесь на другие дела в течение 1, потом 2, 4, 10 минут и более. Начиная с малого, постепенно увеличивая время.
3. Спорт
«Движение – жизнь!». Очень справедливое выражение, поскольку дозированные физические нагрузки на организм позволяют не только укреплять мышечный корсет, тем самым обеспечивая нормальную координацию тела, но и приводит к усилению кровообращения. Это в свою очередь приводит к более высокому снабжению головного мозга и прочих органов кислородом, питательными веществами, предупреждает тромбообразование, заболевания сердечно-сосудистой системы.
4. Витамины и минералы
«Вита» — в переводе обозначает «жизнь». Именно витамины, а также макро- микроэлементы берут непосредственное участие в поддержании функционирования всего организма. Именно поэтому, когда человек голодает или придерживается строгой диеты, появляется дефицит тех или иных витаминов, что в свою очередь приводят к ряду расстройств функционирования многих органов. Наиболее очевидными признаками гиповитаминозов и авитаминозов является выпадение волос, ломкость ногтей, дряблость кожи. В более сложных случаях нарушается сердечный ритм, пищеварение, ухудшается мыслительная функция и прочие.
Чтобы улучшить память обратите внимание на употреблении продуктов и/или БАДов, в которых содержатся витамины – А, В1, В6, В9, В12, С, D, Е, К, жирные кислоты (Омега-3), железо, кальций, цинк, йод и другие.
5. Избегайте стресса
Согласно закону «Йеркса-Додсона», легкий стресс приводит к улучшению памяти человека до определенного уровня, однако, если стресс не проходит длительное время или усиливается, эффект имеет обратный эффект и память ухудшается.
Пересмотрите свой распорядок, если у Вас работа, которая вызывает чрезмерное хроническое психоневрологическое напряжение задумайтесь о ее смене. Если стресс имеет иные источники, возможно, потребуется помощь профильного специалиста (психолог, психотерапевт или даже священник).
6. Отдыхайте
Бывает, вернее сегодня это почти у всех людей, которые умственно работают, что человек от переизбытка информации просто начинает в ней утопать и реально тормозить. Делайте перерыв, отходите от рабочего процесса минут на 10-15 в час в другое место, на улицу, это полезно и для головного мозга, и для глаз!
7. Лекарственные препараты для улучшения памяти
«Кавинтон» — входит в группу ноотропных лекарств, основан на веществе винпоцетин. Врачи назначают Кавинтон при нарушении кровообращении, прежде всего в отделах головного мозга.
Назначается в дозировке 5-10 мг 3 раза в сутки, но строго по рецепту и под контролем врача. Противопоказан детям и подросткам до 18 лет, беременным и в период кормления грудью, при заболеваниях сердца и сосудов (острой фазе инсульта, ИБС, аритмиях). Имеет множество побочных эффектов.
«Ноопепт» — один из новейших ноотропных препаратов, который кроме улучшения кровообращения обладает свойством защиты клеток головного мозга и нервной системы от пагубного воздействия неблагоприятных факторов, восстанавливает функцию взаимодействия с окружающим миром (повышает концентрацию внимания, улучшает память, настроение, способность обучаться, устраняет рассеянность, нормализует сон. Причем, Ноопепт благотворно воздействует и на кратковременную и долгосрочную память.
Врачи назначают Ноопепт при травмах головного мозга, нарушениях когнитивной функции, ухудшении умственной деятельности. Стандартные дозировки препарата – по 10 мг 2 раза в сутки. Противопоказания – возраст до 18 лет, беременность, кормление грудью.
«Глицин» — представляет собой алифатическую кислоту с ноотропный действием. Применяется при стрессах и снижении умственной активности. Стандартная дозировка – 1 таблетка 3 раза в сутки. Среди побочных эффектов главным выступает – аллергическая реакция.
«Нейроксимет» — является диетической добавкой, основанной на гамма аминомасляной кислоте (ГАМК) и листьях гинкго-билоба, в которых содержится множество питательных веществ. Нейроксимет повышает умственную работоспособность, улучшает кровообращение головного мозга, повышает концентрацию внимания и память. Также применяется в офтальмологии и в период реабилитации после инсульта и прочих заболеваний сердца и сосудов.
Важно! Все лекарства не совместимы с алкоголем, иначе могут быть серьезные побочные эффекты.
Очень плохая память — что делать?
Теперь давайте рассмотрим пару пунктов если очень плохая память, что же делать тогда?
Записывайте информацию на листок или в блокнот, текстовый документ на компьютере. Таким образом Вы не только зафиксируете важный момент, но и простимулируете функцию запоминания, поскольку при записи Вы будете видеть информацию и одновременно думать, как ее записать (подбор букв). Таким образом задействовано несколько элементов головного мозга по запоминанию информацию.
Сфокусируйтесь на главном. Когда человек фокусируется на важном объекте/действии, после обдумывает план по решению этого вопроса, в головном мозге формируется целый нейронный очаг, который сложнее забыть, нежели мимолетную информацию, которую человек пропускает мимо ушей.
Пересказ. Когда к Вам поступает информация, обдумайте ее и перескажите. Таким образом к вышеупомянутой фокусировке на главном, озвучивая информацию человек задействует слуховую память.
И напоследок, перечитайте пункт «причины плохой памяти» и скорректируйте свою жизнь, чтобы эти факторы были устранены, иначе все способы улучшить функцию запоминания ни к чему не приведут.
Активность головного мозга
Ученые установили определенные суточные периоды, когда человеческий мозг наиболее активен. Так вот:
Эта информация может помочь при формировании распорядка своего рабочего дня.