Не важно что говорить важно как
Важно не что сказать, а как
Важно не что сказать, а как
Рассказывают, что однажды некий богатый и могущественный падишах увидел страшный сон, будто у него подряд выпали все зубы, кроме одного. В сильном волнении он вызвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и сказал:
— Повелитель, я должен сообщить тебе неприятную весть. Ты потеряешь одного за другим всех близких родственников.
Властелин страшно разгневался и велел отрубить толкователю снов голову, после чего велел позвать другого. Второй толкователь сказал падишаху:
— Я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживешь всех своих родных.
Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные были очень удивлены и, подойдя к толкователю, спросили его:
— Ты сказал то же самое, что и твой бедный предшественник. Так почему он был наказан, а ты получил награду?
На что последовал ответ:
— Мы одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать!
Блез Паскаль был совершенно прав, сказав: «Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление». Вы, наверное, и сами не раз замечали, какими полярными могут быть результаты, казалось бы, одной и той же мысли, но по-разному высказанной. Скажите, например, своей девушке, что, когда вы смотрите на ее лицо, время для вас останавливается — и она наградит вас поцелуем. Но попробуйте ей сказать, что, когда вы смотрите на ее лицо, у вас встают часы…
Вот еще один классический пример. Два семинариста изучали Священное Писание. Им очень хотелось закурить, но они не знали, можно ли это сделать. Один из них подошел к мудрому преподавателю Закона Божьего и спросил: «Можно ли курить, изучая Священное Писание?» В ответ раздался негодующий вопль.
На следующий день к мудрецу подошел другой семинарист и вскоре вернулся с довольным лицом, получив разрешение. «Как тебе это удалось?» — спросил первый. «Очень просто, — последовал ответ. — Я спросил его, можно ли изучать Священное Писание во время курения».
Как видим, чтобы вопрос выстрелил в цель, необходимо правильно его сформулировать — подчеркнуть, выделить интонацией или правильным построением фразы то, на что будет прежде всего обращено внимание собеседника. Как это сделать? Вот два правила, которые следует учесть, чтобы сделать ваш вопрос максимально эффективным.
1. Перед тем как задать вопрос, вы должны обязательно спросить себя: «Чего я хочу добиться этим разговором?» Как говорят дипломаты, «кто знает цель разговора, тот им и управляет». Когда люди не задаются таким вопросом, они слишком долго болтают, уклоняются от темы разговора, вступают в ненужные обсуждения и споры, теряют не только время, но и свой авторитет и влияние на окружающих. Знание своей цели (в любой момент жизни) — качество великого (читай — обладающего мудростью) человека, потому что благодаря ему человек учится уважать себя, свое время и свое дело и, как итог, добивается в жизни желаемого.
Итак, перед тем как задать кому-то свой вопрос, спросите сначала себя: «Какую цель преследует мой вопрос — получить информацию? раскрепостить человека? польстить? подтолкнуть его к определенной теме разговора? указать на его промах? дать совет. »
Опытные специалисты в области общения заявляют, что ответ собеседника чуть ли не на 60–80 процентов запрограммирован в нашем вопросе. Таким образом, при должном внимании к постановке и содержанию наших вопросов мы практически можем влиять на нашего собеседника, вызывая ту или иную, нужную нам реакцию (ответ) с его стороны. С определенной долей уверенности можно сказать, что, если вы получили ответ, который вас не устраивает, это значит, что, скорее всего, вы задали не тот вопрос — или не так, если тот.
2. Зная цель разговора, прежде чем задать человеку вопрос, вы должны расставить (выделить) в своем вопросе (путем перестановки или замены слов, фраз) желаемый вам акцент (смысловое ударение). То, что вы выделите, на то и будет в первую очередь обращено внимание собеседника. Пример:
Немецкий психолог Дункер поставил такой опыт. Он предложил студентам двух групп высказаться о том, как защитить организм от вредного воздействия рентгеновских лучей.
В одной группе этот вопрос прозвучал так: «Что можно сделать для того, чтобы рентгеновские лучи не повреждали биологической ткани?» В другой группе этот же вопрос был всего лишь чуть-чуть изменен: «Что можно сделать для того, чтобы защитить биологическую ткань от рентгеновских лучей?»
Ответы студентов первой группы касались прежде всего рентгеновских лучей.
Внимание студентов второй группы сосредоточилось на биологической ткани. Как видите, на один и тот же вопрос были получены разные ответы. И весь фокус здесь в том, что ответы студентов были запрограммированы формулировкой вопроса, разным смысловым акцентированием.
Акцентированным становится то, что мы показываем как главное. «Можно ли читать Священное Писание во время курения?» — главное здесь «читать Священное Писание», а «курение» — это уже обстоятельство, нечто второстепенное, чему люди придают меньше значения и внимания. «Можно ли курить во время чтения Священного Писания?» — здесь главное «курить», а второстепенно — «Священное Писание». Разные акценты — разные ответы.
Кроме акцентирования играет также роль и первоочередность слов в предложении. Люди, как правило, больше внимания уделяют первым словам в предложении. И чем больше слов следует дальше, тем меньше к ним внимания — человек просто озабочен тем, чтобы понять общий смысл. Поэтому такая подсказка: в начале вопроса следует ставить слова, несущие для нас основной смысл.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
5.6. Как сказать «нет»
5.6. Как сказать «нет» Часто можно наблюдать сцены, когда родители с целью урегулирования «песочного конфликта» убеждают собственного ребенка поделиться своими игрушками. Однако, призывая ребенка делиться со всеми, родители рискуют вырастить слабохарактерного человека,
Как сказать «нет»
Как сказать «нет» Существуют способы сказать «нет» без фактического произнесения этого слова. Вот некоторые примеры:«Простите, но сейчас я не могу».Подобное начало будет отличной тактикой и смягчит отказ. Разве можно не принять такое извинение, которое, очевидно,
Сказать Гермесу «нет»
Сказать Гермесу «нет» Для того чтобы перерасти архетип Гермеса, нужно осознать достоинства и недостатки этого образа. В особенности важно понять, какой негативный потенциал сулят качества хитреца. Такому мужчине необходимо почаще думать, какие последствия для
ЧТО СКАЗАТЬ?
ЧТО СКАЗАТЬ? Итак, вы видите идущую по улице девушку. Она так хороша собой, что у вас сжимается сердце. Вы говорите себе: «Если я не познакомлюсь с ней, то уйду в монастырь». Набравшись решимости, вы приближаетесь к ней. И тогда перед вами встает главная проблема. Что сказать?
Как сказать «нет» грубости
Как сказать «нет» грубости Ваши слова окажут значительно лучшее воздействие, если вы дадите себе время успокоиться, прежде чем отвечать. Выиграйте время с помощью такой фразы:• Я не буду обсуждать это с вами в таком тоне. Давайте сделаем паузу и вернемся к этому вопросу,
Как сказать «нет» говоруну
Как сказать «нет» говоруну Путь наименьшего сопротивления — просто прекратить разговор.• Я рада бы остаться и поболтать, но должна бежать.• Да, тут есть о чем поговорить. Я очень хотела бы узнать об этом побольше, но сейчас для этого не самое удачное время.• Сейчас не
Как сказать «нет» продавцу
Как сказать «нет» продавцу Сказать «нет» продавцу легче, если при разговоре с ним не забывать, что задача продавца – продать побольше и подороже. То есть он действует не в интересах покупателей, а скорее против них.Мотивирует их к этому то, что сами продавцы находятся под
Как сказать «нет» рекламе
Как сказать «нет» рекламе Как убедить, не имея аргументовАнализ рекламных роликов показывает (см. примеры ниже), что они построены на тех правилах убеждения, которые вызывают согласие даже при полном отсутствии аргументов у убеждающей стороны.Автор надеется, что, поняв,
Правило 43. Сказать «нет» хорошему, чтобы потом сказать «да» превосходному
Правило 43. Сказать «нет» хорошему, чтобы потом сказать «да» превосходному Хорошее – враг превосходного. Джим Коллинз, автор «От хорошего к великому» Каким простым ни кажется это понятие, однако вы удивитесь, насколько часто даже самые успешные предприниматели, лучшие
Сказать «нет
Сказать «нет Когда мы были детьми, нас учили говорить «Спасибо» и «Нет, спасибо». Нам говорили, что хорошие манеры очень важны. И со временем мы приобрели привычку говорить «Да, спасибо», даже когда в действительности мы хотим сказать «Спасибо, нет». А потому, воспринимая
Сказать или не сказать
Сказать или не сказать Некоторые пары возбуждаются, делясь друг с другом своими фантазиями или разыгрывая их. Кэтрин и ее супруг придумывают разные соблазнительные подробности, когда планируют свои ролевые игры. Это нескучно, и оба могут быть кем-то (и с кем-то)
Сказать НЕТ зависти
Сказать НЕТ зависти ДЖЕЙМС: Иногда я завидую людям, которые унаследовали миллионы долларов. Но потом мне становится стыдно. «Я выше всего этого», – ошибочно думаю я.Порой я завидую тем, кто выглядит лучше меня. «Люди с красивой внешностью могут иметь весь мир», – думаю я.
Сказать НЕТ рабству
Сказать НЕТ рабству ДЖЕЙМС: Обычный человек ходит на работу. «Прекрасно, – можете сказать вы. – Работа намного лучше рабства: я могу сделать перерыв на кофе или сходить в туалет. Или поболтать с коллегами своего пола. А еще я получаю зарплату. Здорово».Если вы, как и
Сказать НЕТ невезению
Сказать НЕТ невезению Вы когда-нибудь говорите: «Вот бы мне повезло»?Например, окажись вы в нужном месте в нужное время, вы встретили бы свою судьбу.Или окажись вы соседом по комнате с Марком Цукербергом во время учебы в Гарварде, то уже были бы миллиардером.Возможно, вы и
Лариса
«НЕ ВСЕГДА ВАЖНО, ЧТО ГОВОРЯТ, НО ВСЕГДА ВАЖНО, КАК ГОВОРЯТ»
Заголовком к посту взяла цитату из книги Максима Горького «В.И.Ленин».
Форма и содержание высказывания – как они соотносятся друг с другом? Казалось бы, содержание, смысл – вот главное в послании, вот с чем человек приходит к человеку – рассказать, передать смысл, поделиться.
Но на практике, в жизни так не получается – богатое содержание может потеряться в неказистой форме, как дама с прекрасной фигурой – в робе строителя. Как глубокая по содержанию книга – под убогой обложкой. А за нарядным многословным фасадом может скрываться одинокая банальная мысль.
Говорят, что встречают по одёжке, провожают по уму. Можно перевести для себя смысл изречения таким образом, что в итоге-то оценят ум. А можно так – форма должна соответствовать содержанию. Умеешь писать хорошие, за душу берущие тексты – позаботься об их привлекательности.
Почему я об этом заговорила, банально же и заезжено? И вы об этом не раз читали, а, возможно, и сами писали. Согласна – банально. Но порой встречаются такие яркие примеры этой нехитрой мысли, что потом хожу и думаю: «А ведь и правда! Насколько важна форма!»
Я прикрепила к посту песню Александра Суханова «Вот и лето прошло». Стихи Арсения Тарковского. И само стихотворение, как его исполняет Александр Кайдановский в фильме «Сталкер». Можете найти его в исполнении самого Тарковского. А вот шлягер в исполнении Софии Ротару не стала прикреплять – не захотела что-то. Да вы его и сами легко припомните.
Две песни, написанные на одно и то же стихотворение. Я думаю, что это тот случай, когда любые комментарии излишни.
Важно не то, что человек говорит – а то, как он говорит
На самом деле, когда человек о чём-либо говорит или пишет, он, в первую очередь рассказывает о самом себе. Не о предмете разговора, не о том, что он описывает (хвалит и осуждает) – он даёт массу информации о том, кто он такой и что для него важно.
Психологов, например, учат смотреть не на то, о чём говорит клиент, а на то, как он это делает (в обычной жизни людей учат прямо противоположному: «Неважно, какой у собеседника голос и как он машет руками. Слушай, что человек говорит»). Кстати, я поэтому предпочитаю личное общение с клиентами (вживую или по скайпу) и недолюбливаю переписку в интернете – теряется целый пласт информации о человеке. Судите сами.
Из любого сообщения (как из откровенного «пока я была маленькая, моя мама била меня каждый день» так и из довольно банального «свекровь пригласила нас на пироги в следующую субботу») можно вынести массу информации о самом говорящем.
Во-первых, выбор предмета обсуждения рассказчиком: в мире множество вещей, но человек почему-то сейчас заговорил именно об этом. Можно было анекдоты рассказывать или же о повышении цен в кризис поговорить – но выбраны свекровь, суббота, пироги. Иногда это свидетельствует о том, что человека просто «распирает» поговорить о чём-то («где бы что ни говорили – всё одно сведёт на баб»(С)), или, напротив, данная тема представляется наиболее «безопасной» («Не будем о личном, иначе я начну плакать»).Что именно имел в виду человек, становится понятно из общего контекста диалога.
Во-вторых, выбор слов, которыми человек высказывается: не секрет, что некоторые слова диктуют оценку происходящего. Тут надо отслеживать и уничижительные словечки, и насмешки, и, напротив, подчёркнуто уважительные и вежливые описания. Скажем, клиентка называет свои рабочие обязанности «ерундой», или же с насмешкой говорит о своём хобби – в этом масса информации, масса. Не считаешь, что на работе занимаешься чем-то важным? Тебя там не ценят и не доверяют ничего серьёзного? Или сама не претендуешь? Ты не уверена, что имеешь право на свои увлечения? Не можешь потребовать уважения своего свободного времени? Это может оказаться и не так, все предположения стоит уточнять. Но, как минимум, появление ярко окрашенных оценочных словечек при описании я бы мысленно отметила и среагировала на них в диалоге. Ну, или, например, очень показательны безличные формулировки в речи («Я была замужем за Васей 6 лет. Но потом начались пьянки и появились женщины, были скандалы и драки, и мы расстались». Фраза «начались пьянки» и «Вася начал пить» звучат совершенно по-разному. Так же, как и фразы «были скандалы» и «я стала скандалить и ругать его» – очень, очень разные. Во втором случае есть автор действия, тот, кто отвечает за случившееся; а «начались пьянки» – это как бы само собой произошло, никто не в ответе и спросить не с кого).
В-третьих, высказываемое отношение к чему-то (это, кстати, наименее информативная часть разговора). О многих вещах лучше спрашивать не напрямую, а выяснять косвенными методами – не менее объективными и научными, но не «лобовыми». Дело в том, что существует понятие «социально желаемые реакции»; это значит, что на какие-то вопросы в обществе принято давать «правильные» ответы: «Да, я обожаю маленьких детей!», «Ну конечно же, я люблю свою жену», «Я выкладываюсь на работе на все 100 процентов». Задаёшь прямой вопрос – клиент слегка напрягается и выдаёт «правильный», социально одобряемый ответ. Ну и зачем это было надо? Я все социально желательные ответы и так наизусть знаю. Экзаменовать собеседника в том, знает ли он их – совершенно неинтересно.
В-четвёртых, так называемые невербальные характеристики: интонация, жесты, экспрессия, выражаемые эмоции. Например, о любимой собачке девушка не может говорить, не улыбаясь, а когда заговаривает о не менее любимом муже – сами собой сжимаются кулаки и появляется напряжённость в голосе. Невербальные проявление не означают автоматически ничего конкретного (что бы ни говорили о том Алан и Барбара Пиз), они просто указывают на точки напряжённости в общении. Собеседница может напрягаться, говоря о муже, из-за того, что очень о нём волнуется, а он попал в непростую ситуацию на работе; или потому, что ревнует; или из-за отношений с той же свекровью, которая, по её мнению, слишком уж сильно влияет на любимого.
Есть ещё хитрая штука, называется «фигура умолчания». Ну, это та самая «верёвка, о которой не говорят в доме повешенного». Когда разговор пошёл на четвёртый круг, а собеседники упорно обходят какую-то тему – это точно неспроста. Значит, там и надо копать (но осторожно!)
Угадать невозможно. Безошибочно «читают людей» только герои полицейских сериалов, но там, конечно, полно полуфантастических дополнений. Психологам приходится переспрашивать и уточнять.