Не всегда то что мы видим является таковым
Реальность не всегда то, что мы видим
Задумывались ли вы когда то, что наш мир не такой как мы его видим? Возможно те вещи которые мы привыкли видеть определенным образом, на самом деле выглядят иначе.
Специально для первого блогерского я собрал подборку фотографий которые обманывают наше зрение.
Срамота! Не так ли? Но стоит посмотреть на это фото по-другому и мы увидим обычную фотографию.
Вот это да! Женщина, у которой вместо руки — нога. Как такое возможно? Но нет, этого не может быть! Дело всего лишь в ракурсе.
Какая то странная девушка, не так ли? Что-то с ней не то? Но если присмотреться по-внимательней, то оказывается, что это просто голова парня сидящего на стуле.
О, Боже! Опять срамота! Что они себе позволяют? Но, нет, срамоты здесь нет, почти нет. Девушки просто сидят, ничего пошлого нет, ну почти нет.
Это картинка наглядный пример того, что в этом мире все относительно. Относительно того как посмотреть. В жизни тоже так, все относительно.
Этот человек левитирует? Или стоит возле пятна на дороге? Решать вам! Каждый верит в то что он видит.
Не верьте глазам, они лгут. Наш разум единственный инструмент, которому мы можем доверять и то не всегда.
Эта девушка уродец? Но почему тогда она такая счастливая? Что у нее с ногой? Ничего, все нормально, это нога парня рядом.
Мужчина с двумя туловищами
Фу! Что он там делает? Что он там забыл?
Человек с шоколадными батончиками вместо пальцев рук
Почему этот мужчина на каблуках, в женских штанах и вообще? Конечно современный мир нас ничему не удивит, но все же это не так, как видится. Мужчина сидит на стуле в клетчатой рубашке и с ним все нормально, хухх!
Человек с головой собаки. Что черт возьми происходит?
А кого это он целует?
Человек с головой быка
Наверное вы слышали про русалок, которые водятся в морях и океанах. Так вот, в лесах водится нечто подобное.
Девушка с лицом собаки
Человек-компостер злобно смотрящий на пассажиров подозревающий, что последние не заплатили за проезд.
Ой, а что это у него с рукой?
Человек-колбаса на рынке торгует колбасой
Как вы увидели из этих примеров, не все то, что мы видим является истиной. Каждый человек может увидеть ситуацию по-разному, а объяснить вообще по-другому, но это уже тема для другой статьи. Следите за сайтом первый блогерский впереди много интересного.
Не всё является таковым, каким видится на первый взгляд.
Я уже умер?-спросил человек.
-Угу,- кивнул демиург Шамбамбукли, не отрываясь от изучения толстой внушительной книги.- Умер. Безусловно.
Человек неуверенно переступил с ноги на ногу.
-И что теперь?
Демиург бросил на него быстрый взгляд и снова уткнулся в книгу.
-Теперь тебе туда,- он не глядя указал пальцем на неприметную дверь.- Или туда,- его палец развернулся в сторону другой, точно такой же, двери.
-А что там?- поинтересовался человек.
-Ад,- ответил Шамбамбукли.- Или рай. По обстоятельствам.
Человек постоял в нерешительности, переводя взгляд с одной двери на другую.
-А-а. а мне в какую?
-А ты сам не знаешь?- демиург слегка приподнял бровь.
-Ну-у,- замялся человек.- Мало ли. Куда там мне положено, по моим деяниям.
-Хм!- Шамбамбукли заложил книгу пальцем и наконец-то посмотрел прямо на человека.- По деяниям, значит?
-Ну да, а как же ещё?
-Ну хорошо, хорошо,- Шамбамбукли раскрыл книгу поближе к началу и стал читать вслух.- Тут написано, что в возрасте двенадцати лет ты перевёл старушку через дорогу. Было такое?
-Было,- кивнул человек.
-Это добрый поступок или дурной?
Человек ошарашенно заморгал.
-Или вот,- Шамбамбукли раскрыл книгу в другом месте.- В возрасте двадцати трёх лет ты с группой товарищей участвовал в зверском избиении другой группы товарищей.
-Они первые полезли!- вскинул голову человек.
-У меня здесь написано иначе,- возразил демиург.- И, кстати, состояние алкогольного опьянения не является смягчающим фактором. В общем, ты ни за что ни про что сломал семнадцатилетнему подростку два пальца и нос. Это хорошо или плохо?
-После этого парень уже не мог играть на скрипке, а ведь подавал большие надежды. Ты ему загубил карьеру.
-Я нечаянно,- пробубнил человек.
-Этот ребёнок стал замечательным врачом и спас сотни жизней. Хорошо или плохо?
-Среди этих жизней была и принадлежащая маньяку-убийце. Плохо или хорошо?
-А маньяк-убийца вскоре зарежет беременную женщину, которая могла бы стать матерью великого учёного! Хорошо? Плохо?
-Но я же не мог всего этого знать!- выкрикнул человек.
-А из этого-то что вышло?!
Демиург молча развернул книгу к человеку и показал пальцем. Человек прочел, и волосы зашевелились у него на голове.
-Какой кошмар,- прошептал он.
-Но если бы ты её не раздавил, случилось бы вот это,- Шамбамбукли показал пальцем на другой абзац.
Человек глянул и судорожно сглотнул.
-Выходит. я спас мир?
-Да, четыре раза,- подтвердил Шамбамбукли.- Раздавив бабочку, толкнув старичка, предав товарища и украв у бабушки кошелёк. Каждый раз мир находился на грани катастрофы, но твоими стараниями выкарабкался.
-Ты, ты, не сомневайся. Дважды. Когда накормил бездомного котёнка и когда спас утопающего.
У человека подкосились колени и он сел на пол.
-Ничего не понимаю,- всхлипнул он.- Всё, что я совершил в своей жизни. чем я гордился и чего стыдился. всё наоборот, наизнанку, всё не то, чем кажется!
-Вот поэтому было бы совершенно неправильно судить тебя по делам твоим,- наставительно произнёс Шамбамбукли.- Разве что по намерениям. но тут уж ты сам себе судья.
Он захлопнул книжку и поставил её в шкаф, среди других таких же книг.
-В общем, когда решишь, куда тебе, отправляйся в выбранную дверь. А у меня еще дел по горло.
Человек поднял заплаканное лицо.
-Но я же не знаю, за какой из них ад, а за какой рай.
-А это зависит от того, что ты выберешь,- ответил Шамбамбукли.
Теперь становится ли хоть чуточку понятнее, что значит фраза «Не всё является таковым, каким кажется на первый взгляд?» И то, что нельзя судить о чём либо, не поднявшись над ситуацией и не увидев всю картину в объёме и в перспективе?
Не всегда то что мы видим является таковым
Эксперимент №2.
В этом эксперименте я проверяла степень зрительного восприятия двойственного изображения. Этот прием построен на иллюзии восприятия, когда изображение неожиданно «проступает» среди нагромождения случайных элементов.
На этой картине можно увидеть девушку, сидящую у зеркала.
В эксперименте участвовало 18 человек. Опрашиваем был задан вопрос: что вы видите на картине.
Только 22,5% всех опрошенных увидели девушку у зеркала. Все увидели череп. У ребят оказались сильны стереотипы, сформированные повседневным опытом. Они не смогли увидеть скрытую картинку. 4 человека (22,5%) увидели череп и другой рисунок (корабль, город, головы человека). Это свидетельствует об индивидуальности зрительного восприятия. Каждый видит то, что он видит.
2.4. Практическая работа по созданию иллюзий
И, наконец, я попробовала свои силы в создании собственных иллюзий.
2.4.1. Анаморфные иллюзии
Это особые изображения или предметы, которые нужно рассматривать с определенной точки зрения или используя определенные оптические устройства, чтобы увидеть их содержание и получить иллюзорный эффект. Существует два вида анаморфных иллюзий: первые, называемые зеркальными, потребуют использования особого зеркала для рассматривания. Чаще всего это зеркало конической или цилиндрической формы. Анаморфозы, предназначенные для цилиндрических сферических зеркал, называются катоптрическими. Анаморфозы, которые дают правильное изображение рисунка при наблюдении с помощью стеклянного многогранника, называются диоптрическими. Чтобы увидеть изображенный предмет, зеркальный цилиндр или конус нужно поставить в определенное место на рисунке, обычно в его центре, и на поверхности зеркала сформируется изображение с правильными пропорциями. Зеркальные анаморфы впервые появились в эпоху Позднего Возрождения (XVI век). Они использовались в том числе и в целях шифровки и передачи секретной информации, которую нельзя распознать, не имея соответствующего зеркала.
Сегодня, в веке XXI, анаморфные рисунки вышли из картинных галерей и со страниц журналов на улицы города. Популярным направлением сегодня является рисование таких анаморфов на асфальте, в результате чего все прохожие могут стать участниками перформанса и включиться в замысел автора произведения. Уникальные работы художника Джулиана Бивера на тротуарах известны по всему миру. 14 июня 2009 года Джулиан представил свою анаморфную картину «Несчастный случай на стройке» в столице Австрии Вене.
Я тоже попыталась создать анаморные иллюзии, которые вы видите на рисунках ниже.
2.4.2. Иллюзии движения
Движение само по себе для многих является загадкой. А что и говорить о тех случаях, когда движется, в сущности стационарная картинка?
В некоторых случаях людям сложно заметить движение стационарных объектов, и поэтому они отрицают существование подобных эффектов. Другие статичные, казалось бы, рисунки движутся настолько очевидно, что кажется, что здесь применяются специальные технологии для достижения подобной динамики.
Для создания данной иллюзии мне понадобился лист с картинкой и пленка с чередующимися черными и белыми полосками. Если проводить пленкой по листу с картинкой, то кажется, что кошка движется, а круг вращается вокруг своей оси.
2.4.3. Зрительная иллюзия
Зрительная иллюзия – это настоящий обман зрения.Я сделала так называемый справочник-невидимка для школьника, срезав листы книжечки под разными углами, мне удалось добиться того, что при определенным перелистывании страницы оказываются совершенно чистыми, содержащие графики и формулы основных разделов физики.
2.4.4. Фотографические иллюзии
Сначала может показаться, что оптическая иллюзия создается легко, на самом деле так и есть, но перед тем как добиться впечатляющих результатов ученые потратили достаточно много сил и времени на изучение структуры глаза, его особенности, особенности зрения и на то, как глаза реагируют на отдельные визуальные раздражители. Но на сегодняшний день оптическая иллюзия считается не только одним из методов исследования, обманы зрения считаются полезными для развития и природной тренировки глаз, а совсем недавно оптические иллюзии стали применять в жизни еще и как своеобразный, креативный способ самовыражения через художественные произведения, в основном это картины, иллюстрации или же фотографии.
Легче всего делать оптические иллюзии в абстрактной форме со специфической графикой и цветотоном, например с помощью графических редакторов. Намного сложнее сделать обман зрения через картину или иллюстрацию, для этого понадобятся специальные разработки и конечно же, не мало важную роль играет профессионализм самого автора. Но самым сложным считается специальная фотосъемка, направленная на воспроизведение оптического обмана, такая фотография по праву считается искусством, от фотографа, конечно, многое зависит, аппаратура также играет не последнюю роль. Самое главное в этом деле особое везение, ведь такие фотографии чаще всего нельзя редактировать, оптическая иллюзия на фотографии должна быть изначальной, что без сомнения увеличивает как стоимость, так и значение таких фотографий.
Фотографии с оптическими иллюзиями в последнее время все больше и больше приобретают свою популярность, создаются специальные выставки, так как эти фотографии больше относятся к искусству, нежели к научной деятельности.
Я конечно далеко не профессионал, но считаю, что кое-что у меня получилось.
Заключение
Наше зрение несовершенно и иногда мы видим не то, что существует в действительности. Но тот факт, что огромное большинство людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит об объективности нашего зрения и о том, что оно, дополняемое мышлением и практикой, дает нам относительно точные сведения о предметах внешнего мира. С другой стороны, тот факт, что разные люди в процессе зрительного восприятия обладают различной способностью ошибаться, иногда видят в предметах то, чего другие не замечают, говорит о субъективности наших зрительных ощущений и об их относительности. Мои исследования и практическая работа по созданию собственных иллюзий полностью подтвердили выдвинутую гипотезу: не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.
Глаз любого человека видит мир одинаково, но восприятие увиденного – это процесс мышления человека. Поэтому каждый человек воспринимает мир по-своему. И надо уважать мнение каждого.
Образное мышление, воображение можно развивать, используя в различные иллюзорные картины или создавая их самим. Это даст возможность увидеть всю многогранность окружающего нас мира. Также это разнообразит наш досуг.
Не стоит забывать, что оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому знание основных видов, причин и возможных последствий их воздействия на человека необходим. Это поможет анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза нас обманывают, а когда изображение полностью реально.
Тема иллюзий очень интересна и она может стать продолжением ещё многих исследований. Например, исследование иллюзий в математике.
И если, глядя на картину, мы видим разное, то, что можно сказать о лучшей и очень сложной картине – человеке.
Список используемых источников
http://www.sciam.ru/2004/6/ochevidnoe.shtml/В мире науки июнь 2004 «Очевидное-невероятное»
Дорофеев, Г. В. Математика: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / [Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др.]; под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – С.40.
Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5 – 6 кл. общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – С.31.
Шеврин, Л. Н. Математика: Учебник – собеседник для 5 кл. средней школы / Л. Н. Шеврин, А. Г. Гейн, И. О. Коряков, М. В. Волков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994. – С.123, 251.
Старт в науке
Учредителями Конкурса являются Международная ассоциация учёных, преподавателей и специалистов – Российская Академия Естествознания, редакция научного журнала «Международный школьный научный вестник», редакция журнала «Старт в науке».
Исследовательская работа «Можно ли верить своим глазам?»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сортавальского муниципального района Республики Карелия
Кааламская средняя общеобразовательная школа
Можно ли верить своим глазам?
ученицы 3 «б» класса
Маркевич Ирина Павловна
Некоторые виды оптических иллюзий……………………………….
Экспериментальные исследования восприятия иллюзий…………
Иллюзии в жизни человека ………………………………………..
Создание фотографий с оптическими иллюзиями……………..
Часто то, что мы видим обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе самые неожиданные открытия, нужно только присмотреться.
Но стоит ли доверять всему, что мы видим? Можно ли увидеть то, что никто не видел? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться?
Нам очень захотелось найти ответы на все поставленные вопросы, поэтому мы решили провести исследование «Можно ли верить своим глазам?» и разобраться в этом вопросе.
Предположим, не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.
Для этого необходимо :
— Изучить литературу по данной теме и узнать, что такое иллюзия.
-Классифицировать различные виды зрительных иллюзий
— Рассмотреть применение зрительных иллюзий в жизни человека
— Провести исследование, в ходе которого можно будет определить процент объективности восприятия объекта учащимися моего класса.
А в конце мы попытаемся создать фотографии с оптическими иллюзиями.
Объектом исследования станут: оптические иллюзии
Предмет исследования: процесс обмана зрения
Методы исследования, которые мы будем использовать это эксперименты и опыты.
Некоторые виды оптических иллюзий.
Изучая данный вопрос в энциклопедической литературе и в Интернет-сети, я выяснила, что в переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Это означает, что видимое нами не соответствует действительности.
1) Двойственные – это картины на которых можно увидеть не один предмет, а несколько.
Эта иллюзия с черепом, что можно увидеть в нем? Влюбленного клоуна, не так ли?
2) Зрительное искажение – когда предметы кажутся не такими какие они на самом деле.
На картине Геринга кажется, что параллельные прямые изогнуты, на самом деле это не так, они абсолютно прямые.
3) Восприятие размера – когда кажется что предметы разной величины, а на самом деле они одинаковые.
Сейчас вы увидите картину и попытайтесь отгадать какое мороженое больше, а какое меньше. Не можете? Они одинаковые.
4 ) Перевертыши – картины которые при переворачивании «превращаются» в другие изображения.
5) Распознавание образа – когда в обычной картине можно увидеть другие образы.
Попытайтесь угадать, что здесь нарисовано! Правильно лошади.
Подвигайте головой вперёд, назад. Создается иллюзия, что круги вращаются.
А если поглядеть внимательно, то движения нет.
И все-таки они вертятся? Значит, Вам нужен отпуск!
8) Кажущиеся фигуры – когда фигуры которых на самом деле нет видны.
Эффект стремления к центру. Фигура на левом рисунке воспринимается как куб, а на правом как набор отдельных кусков. На самом деле нет никакого куба, это лишь набор отдельных кусков.
9) Иллюзии цвета и контраста – когда цвета картин одинаковые, но за счет окантовки кажется более насыщенным.
Цвет картины кажется более насыщенным если картина окантована черным.
На какой половине картины краски ярче? На самом деле цвета букв и фона одинаковые.
10) Возникающие фигуры
Кажется, что есть квадрат, которого на самом деле нет!
Одним из величайших иллюзионистов был Сальвадор Дали! Вот его картины.
Экспериментальные исследования восприятия иллюзий
Рассмотрев примеры иллюзий, мы решили опытным путём проверить, что видят другие люди на картинках. Для эксперимента мы отобрала картинки разных видов иллюзий и в школе попросили детей ответить на наши вопросы. В эксперименте приняли участие 20 человек. Вот что мы получили:
Посчитайте чёрные точки.
Вывод: Большинство детей считают, что чёрные точки подсчитать очень трудно, так как они быстро двигаются.
Двигаются ли точки в центре?
Вывод: Большинство детей считают, что точки в центре двигаются.
Среди учащихся начальной школы был проведен следующий эксперимент: необходимо было подсчитать количество ног у слона, изображенного на рисунке.
Вывод: Большинство детей увидели 5 ног у слона.
Наблюдают ли за вами драконы?
Вывод: Большинство детей считают, что драконы смотрят на них.
Какая девушка стройнее?
Вывод: Большинство детей считают, что девушка справа стройнее.
Кого ты видишь на картинке?
Вывод:
Большинство детей увидели тюленя.
Вывод: Большинство детей считают, что верхний отрезок длиннее?
Таким образом, проанализировав ответы детей, мы определила процент восприятия иллюзий школьниками. Примерно 75 % детей подвержены иллюзиям.
Из данного эксперимента можно сделать вывод: объекты и явления, которые мы видим, не всегда соответствуют реальности и являются правдой. Проведенный анализ учит нас, что не всегда следует ограничиваться только оценкой на глаз, а следует подключать логику и производить измерения.
3. Иллюзии в жизни человека.
Человек научился использовать свойства иллюзий и заставил их работать на себя.
Область применения иллюзий человеком очень обширна, рассмотрим некоторые из них.
В цирке ставятся фокусы на основе зрительных иллюзий. Например: распиливание женщины.
В интерьере – для увеличения (уменьшения) пространства – горизонтальные полосы и зеркала, светлые цвета зрительно расширяют пространство, а вертикальные увеличивают высоту.
Придуманы занимательные игрушки для детей – калейдоскоп, юла-волчок.
Стилисты используют иллюзии в одежде.
Архитекторы строят интересные дома. Последним и самым лучшим примером оптической иллюзии в архитектуре, является дом таможенной службы в Мельбурне, Австралия. Каждый этаж дома одинаковой высоты, хотя создается впечатление, будто они, то расширяются, то сужаются.
В рекламе (можно увеличить рост человека, сделать его тоньше)
Современные технологии позволяют создавать объёмные рисунки, кажущиеся живыми. (Это наливные полы, рисунки на асфальте)
Кроме того, с иллюзиями мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. Например, когда мы с мамой ездили отдыхать на юг, то глядя из окна поезда, кажется, что не поезд движется, а движутся дома, деревья, поля.
4. Создание фотографий с оптическими иллюзиями.
И, наконец, мы попробовали свои силы в создании фотографий с оптическими иллюзиями.
Фотографии с оптическими иллюзиями в последнее время все больше и больше приобретают свою популярность, создаются специальные выставки, так как эти фотографии больше относятся к искусству, нежели к научной деятельности.
Мы тоже решили попробовать себя в этом искусстве. Мы провели фотосессию, в которой принимали участие наши друзья и создали ряд фотографий с оптическими иллюзиями. Вот, что у нас получилось…
Мы собрали в этом проекте самые загадочные картинки, самые увлекательные зрительные иллюзии, самые необычные сочетания. Все поставленные перед началом работы задачи были решены.
С помощью данной работы мы рассмотрели разные виды оптических иллюзий и провели их классификацию. Ответил на вопрос: «Можно ли верить своим глазам?». Оказывается не всегда можно доверять только глазам, а ещё нужно уметь анализировать и проверять. Не стоит забывать, что оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому знание основных их видов, причин и возможных последствий необходимо каждому человеку. Подобные знания могут избавить от неприятностей, связанных со зрительными обманами, дают возможность понять причины природных явлений.
Мы научились самостоятельно создавать зрительные иллюзии и собрали в приложении картинки с различными видами иллюзий, которые можно использовать для игры с одноклассниками, для развития внимания.
Итак, причина обмана объяснима. Она лежит в анатомических и физиологических особенностях глаза. В связи с этим, предполагается продолжить изучение этой темы в старших классах и решить следующую задачу: объяснить с научной точки зрения причины зрительных иллюзий.
А.С. Енохович «Справочник по физике и технике». Москва «Просвещение», 1976
А. Ликум «Все обо всем». Энциклопедия для детей.-Москва, Компания «Ключ-С»1994
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». Москва, «АЗЪ», 1993
Что такое? Кто такой?. Москва, «Педагогика», 1990
Энциклопедический словарь юного физика. Составитель Чуанов В.А., Москва «Педагогика Пресс», 1995
Энциклопедия школьнику для любознательных детей разного возраста. Киев МП «Сканнер», 1994
Я познаю мир. Детская энциклопедия «Тайны человека», «АСТ», 2001
Я познаю мир. Детская энциклопедия «Физика», «АСТ», 1996
Выбранный для просмотра документ Даша Можно ли верить своим глазам.ppt