Не выплатили налоговый вычет в срок что делать
Как взыскать проценты с инспекции за задержку возврата вычета 3 НДФЛ
Если налоговая инспекция нарушила срок перечисления налогового вычета (4 месяца со дня представления заявления и декларации 3-НДФЛ), возможно получить проценты за каждый день просрочки (согласно пункту 10 статьи 78 НК РФ).
Не хочу звонить, мне проще написать
Что нужно сделать, чтобы получить проценты?
Если после 4 месяцев с момента подачи заявления и декларации, сумма возврата не была перечислена и никаких уведомлений от инспектора по почте или телефону не было, можно смело писать жалобу в налоговую инспекцию, не только с требованием перечислить причитающийся вам излишне уплаченный налог, но и выплатить проценты за каждый день просрочки.
Если налоговая не удовлетворит ваши требования, необходимо дальше отстаивать свои права, но уже в суде.
Как определить количество дней просрочки?
Начинать считать нужно со следующего дня после истечения сроков, установленных государством на проведение камеральной проверки и перечисления денежных средств, и до дня поступления суммы возврата на лицевой счет налогоплательщика включительно.
ПРИМЕР. Сорокин А.В. подал декларацию 3-НДФЛ вместе с заявлением на имущественный налоговый вычет на сумму 97 000 рублей 16.03.2015 г. Камеральная проверка закончилась 16.06.2015 г., никаких уведомлений из налоговой не поступало, вычет должны были перечислить до 16.07.2015 г., но этого не произошло. 20.07.2015 Сорокин написал жалобу в налоговую с требованием перечислить ему излишне уплаченный налог и выплатить проценты за дни просрочки по его возврату. 23.07.15 ему позвонил из налоговой инспектор и сказал, что необходимо донести копию расписки о перечислении денежных средств. На следующий день он ее донес, и 5.08.2015 ему перечислили вычет. Таким образом, количество дней просрочки (с 17.07.2015 по 5.08.2015) составило 20 дней.
В каком размере рассчитываются проценты?
Согласно пункту 10 статьи 78 НК РФ, процентная ставка в данном случае равняется ставке рефинансирования, действующей в дни просрочки возврата.
ПРИМЕР. В случае с Сорокиным сумма к возврату будет следующей: 97 000 х 8,25% х 1/365 х 20 = 438,49 рублей.
ВАЖНО! Так как полученные за несвоевременный возврат проценты также являются налогом, не забудьте уплатить с них подоходный налог в размере 13% либо зачесть его в декларации 3-НДФЛ в следующем году.
Что делать, если получение налогового вычета затягивается?
Лента новостей
Все новости »
Слушатель Business FM рассказал, как в марте подал заявление на получение налогового вычета, отправил необходимые документы, прошел камеральную проверку, но деньги так и не получил. В аналогичной ситуации его супруга и коллега
Константин Молчанов и его супруга подали заявления о налоговом вычете в марте. Летом заметили, что процесс затягивается, но повлиять на него они практически никак не могут.
Заявлены были три вычета: имущественный от покупки недвижимости, от процентов по ипотеке и по индивидуальному инвестиционному счету, говорит Константин:
«Три месяца вообще ничего не происходило, висела заявка в статусе «обрабатывается», через три месяца переключена, что получен ответ из налогового органа, полностью удовлетворена, сумма к возврату такая-то. Я обрадовался, написал заявление там же на сайте о том, что прошу выплатить на такие-то реквизиты. Жду. Месяц ничего не происходит. Я написал сначала одну жалобу, получил на нее отписку, потом написал вторую, более подробную. И буквально в эту субботу зашел на почту, меня там ждало извещение из налоговой о том, что в июле составлен был акт, то есть спустя примерно три недели после камеральной проверки. И в середине августа мне его прислали — о том, что там не достает каких-то документов. Мне казалось, что это все должно было произойти в течение камеральной проверки, а не после нее. Моя жена подавала по лечению налоговый вычет. Ее попросили донести какие-то документы, и когда мы их принесли, нам человек в налоговой прямым текстом сказал, что вычета нужно ждать полтора-два месяца, при том что это было неделю назад, тоже уже на полтора месяца все просрочено».
Судя по форумам, где обсуждаются налоговые вопросы, случаи с задержкой выплаты налогового вычета не единичны. Увеличился ли поток желающих его получить, или произошел какой-то сбой, или есть другая причина — на эти вопросы редакция Business FM ждет комментарий от Федеральной налоговой службы.
У тех, кто попал в схожую ситуацию, не так много вариантов дальнейших действий. Подробнее о них говорит старший юрист компании «Персональный налоговый менеджмент» Юлия Кузнецова.
Юлия Кузнецова старший юрист компании «Персональный налоговый менеджмент» «Все зависит от того, когда поступает финансирование из бюджета. Это же бюджетные деньги. До двух месяцев придется подождать, только потом писать жалобу. Подается жалоба на действие либо бездействие территориальной налоговой инспекции. Жалоба подается в вышестоящие органы. Если это Москва и территориальная московская инспекция, то в управление по Москве. После этого в течение месяца предусмотрено рассмотрение этой жалобы. И только после этого можно обращаться в суд. Самое идеальное — обратиться к адвокату, потому что сами граждане в этой ситуации вряд ли смогут справиться».
Чтобы избежать подобной задержки выплаты вычета, некоторые оформляют другой вариант — получают его у работодателя. Этим способом невозможно получить единовременно всю сумму, как из бюджета, но быстрее происходит процесс оформления. Примерно в течение месяца выдается подтверждение, и работодатель не удерживает НДФЛ из зарплаты, пока не будет выплачена вся сумма возврата.
Не приходит налоговый вычет — что делать?
Если налоговая не перечисляет вычет, прежде всего, нужно разобраться с точными сроками перевода и с тем, правильно ли вы все сделали. На практике специально задержки выплат не случаются. Если вы ждете выплату, а ее все нет, значит, этому есть причина, в том числе халатность сотрудников ФНС.
На практике задержки с возвратом налогового вычета встречаются крайне редко. Схема начисления и перевода давно отлажена, ею ежегодно пользуются сотни тысяч граждан РФ. Бробанк.ру рассказывает, почему не приходит налоговый вычет, и что делать в этой ситуации.
Сроки перевода налогового вычета
Для начала рассмотрим, в какие сроки после предоставления комплекта документов ФНС должна перевести деньги налогоплательщику. Это установленный законом период, который разъясняется в письме Минфина от 03-04-05/9949.
И вот как формируется срок:
Если вы подаете заявление после проведенной камеральной проверки, то отчет одного месяца начинается с даты подачи.
Получается, что стандартный период расчета и перевода налогового вычета в России — 4 месяца при условии, если заявление на перечисление было подано сразу или во время камеральной проверки. Если оно подается позже, тогда выплату нужно ждать в течение месяца после этого события.
Нужно обратить внимание и на то, что деньги переводятся на банковский счет, зачисление на который не проводится моментально. Срок — в течение 3 рабочих дней. То есть если ФНС сделала перевод в максимально крайний срок, до гражданина деньги могут дойти через 4 месяца и 3-5 дней после подачи всех документов, включая заявление.
Если налоговый вычет не пришел через 4 месяца
Такие ситуации хоть и редко, но действительно случаются. Если с момента подачи документов, включая заявление, прошло больше 4 месяцев и 3 рабочих дней, нужно прояснять ситуацию.
Если налоговая не возвращает вычет в установленный законом срок, направляйте жалобу. По закону это можно сделать уже на следующий день после того, как ваши права нарушены. Схему подачи жалобы разъясняет Приказ ФНС России N ММВ-7-19/343@.
Что указано в приказе:
Закон предусматривает подачу жалобы на действия ФНС через личный кабинет налогоплательщика. То есть вы можете направить обращение там или стандартно — через отделение ФНС, где подавали заявление на получение налогового вычета.
Составляем жалобу правильно
Если налоговый вычет не приходит, вы составляете жалобу в УФНС, направляя ее через личный кабинет или саму ФНС. Но крайне важно верно составить жалобу, чтобы у вышестоящего органа не было причины ее отменить. Ее содержание также указано в Приказе ФНС России N ММВ-7-19/343@:
Сопроводите свою жалобу копиями или сканами/фото всех документов об обращении за налоговым вычетом, которые есть у вас на руках.
Жалоба составляется в свободной форме без эмоций, пишите только четкие факты. Если обращение будет составлено с нарушениями, не будет отражать всю ситуацию, УФНС в течение 5 дней после получение отклонит жалобу.
Если вам не вернули налоговый вычет в срок, требуйте пени
Крайне мало налогоплательщиков знают, что в случае опоздания перевода налогового вычета они могут требовать с ФНС пени за все дни просрочки. Пени рассчитываются на основании ставки ЦБ РФ на момент нарушения.
Например, на момент создания материала ключевая ставка ЦБ РФ составляет 6,75% годовых. То есть за 1 день просрочки на невыплаченную сумму полагается пеня в размере 6,75/365, то есть 0,0185% в день.
Например, в положенный срок налоговая не выплачивает налоговый вычет в размере 50000 рублей. Срок задержки составил 14 дней. Что получается:
Да, размер штрафных санкций для ФНС невелик, но эти деньги — ваше полное право. Поэтому, подавая жалобу в УФНС, указывайте в требованиях не только выплату налогового вычета, но и оплату пеней с указанием суммы за каждый день просрочки.
Подытожим, что делать, если не приходит налоговый вычет
Если и жалоба в УФНС не помогла, вы можете обратиться с заявлением в суд. Если сумма иска больше 50000 — в районный. Если меньше — в мировой. Но на практике такие случае единичные.
Обычно, если налоговая просрочила выплату вычета, подача жалобы очень быстро все решает, деньги поступают еще на этапе рассмотрения, когда ответ не дан. Потому что изначально жалоба попадает в руки ФНС, которая допустила нарушение. Она явно сделает все возможное, чтобы уладить дело без санкций от надзорного органа.
Почему не возвращают налоговый вычет, хотя все сроки уже прошли. Как сделать так, чтобы деньги точно вернули
– Два месяца назад я подал декларацию в ФНС на получение налогового вычета за лечение. Деньги мне так и не пришли, хотя должны были перевести через месяц. Как повлиять на налоговую службу и сделать так, чтобы точно вернули?
– На самом деле вы рано начали волноваться и у налоговой еще есть небольшой запас времени для возврата вычета.
⏰ Законные сроки для возврата
ФНС действительно обязана вернуть налоговый вычет за лечение, образование, квартиру и другие цели в течение одного месяца на основании п. 6 ст. 78 Налогового кодекса (НК) РФ. Но этот срок начинает отсчитываться со дня завершения камеральной проверки поданной декларации о доходах. На эту процедуру у ФНС уходит до трех месяцев (п. 1, 2 ст. 88 НК РФ).
Поэтому общий срок на проверку и перечисление налогового вычета составляет 4 месяца. Сроки нужно считать:
Стоит учесть: вычет переведут только при условии, что налогоплательщик представил заявление на возврат налога и указал в нем реквизиты банковского счета для перевода денежных средств. Если такое заявление не было подано вместе с декларацией 3-НДФЛ, его можно предоставить позже.
Чтобы отслеживать статус камеральной проверки, можно использовать личный кабинет налогоплательщика ФНС. Также здесь доступны сведения о том, были ли перечислены деньги, а также о том, что налоговая проверка завершилась отказом в переводе.
💁♀️ Что делать, если ФНС задерживает возврат
Сразу скажу, что причин у налоговой службы конфликтовать с налогоплательщиками нет. Задержка возврата денег может быть в банальной нехватке сотрудников, подвисании программ, которые постоянно обновляются, и множестве других причин.
Если ФНС задерживает возврат средств, гражданин вправе повлиять на налоговую инспекцию, чтобы та быстрее выполнила перевод вычета.
Личное обращение в ФНС
В налоговых инспекциях есть консультанты, которые помогут решить проблему и посоветовать, что делать в сложившейся ситуации. В течение 15 дней на обращение налогоплательщика должны отреагировать. Также можно записаться на прием к начальнику ФНС.
Минус такого варианта в том, что обращаться в инспекцию можно только в рабочие часы. Днем народу обычно бывает меньше, а если придете вечером – придется потратить немало времени на очередь. Поэтому можно пожаловаться на ФНС дистанционно.
Составление и подача жалобы
Налогоплательщик вправе обжаловать бездействие налоговой инспекции. По закону решение по жалобе ФНС принимает в течение 15 рабочих дней. Указанные сроки допускается продлить еще на 15 дней. То есть жалобу должны рассмотреть в течение месяца и предоставить налогоплательщику письменный ответ. Решение по результатам направят в течение трех дней после его принятия (ст. 140 НК РФ).
Жалоба на пропуск сроков для возврата денег подается в свободной форме. В ней необходимо изложить следующую информацию:
Как получить проценты с налоговой?
Если срок возврата уплаченного налога прошёл, а деньги от инспекции не поступили, вы вправе требовать проценты за просрочку выплаты. Как это сделать — читайте в статье.
После подачи декларации 3-НДФЛ со всеми документами и заявлением на возврат налога, перечислить денежные средства вам должны максимум через 4 месяца. В течение трёх месяцев проводится камеральная проверка и месяц отводится для непосредственного перечисления денежных средств по соответствующему заявлению (подробнее об этом в статье «Декларация с вычетом: когда я получу деньги из налоговой»).
Если инспекция не осуществила выплату вовремя, за каждый день просрочки вы вправе требовать проценты, для получения которых следует подать жалобу на бездействие должностных лиц в свою налоговую инспекцию. Последняя обязана в течение трёх рабочих дней после получения жалобы направить её в вышестоящий налоговый орган со всеми материалами.
Жалоба может быть подана в течение одного года со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. К ней следует приложить документы, которые подтверждают приведённые доводы. Рассмотрение жалобы происходит без участия налогоплательщика, поэтому стоит детально изложить ситуацию и ваши требования.
Жалоба составляется в произвольной форме, но должна содержать следующие реквизиты (п. 2 ст. 139.2 НК РФ):
Жалоба может быть представлена в инспекцию в бумажном виде или направлена через личный кабинет налогоплательщика.
Если жалоба представляется на бумаге, то советуем указать телефон, адрес электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения. Причём лучше иметь при себе два экземпляра жалобы: один вы отдадите инспектору, второй оставите у себя с датой и отметками налоговой службы о принятии. Также данная жалоба может быть направлена заказным письмом с описью вложения.
Пример заполнения жалобы через личный кабинет налогоплательщика
В личном кабинете налогоплательщика следует выбрать раздел «Жизненные ситуации», в нём— «Прочие ситуации», спустившись вниз вы найдёте «Жалобы на акты, действия (бездействие) должностных лиц».
Основные персональные данные налогоплательщика программа подтянет автоматически (ФИО, ИНН, способ доставки, номер инспекции). В случае необходимости в них можно внести изменения. В поле «Предмет обжалования» выбираем «Иные документы; действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов». Поскольку обжалуется бездействие инспекторов поле «Реквизит обжалуемого документа» оставляем пустым.
Далее необходимо изложить содержание жалобы и требования.
Пример
Иванов Иван Иванович в содержании прописал: 30.05.2018 я подал декларацию 3-НДФЛ на вычет на взносы по ИИС за 2016 год вместе с комплектом подтверждающих документов и заявлением на возврат суммы налога в размере 52 000 руб. (№ 3031-фл). Денежные средства были получены только 18.10.2018, что превышает срок, отведённый Налоговым кодексом на возврат суммы налога (п. 6 ст. 78 НК РФ, ст. 88 НК РФ).
Также 20.06.2018 была подана декларация на вычет на взносы по ИИС за 2017 год вместе с подтверждающими документами и заявлением на возврат суммы налога в размере 39 000 руб. (№ 3032-фл). В личном кабинете налогоплательщика указана информация, что 20.09.2018 камеральная проверка декларации за 2017 год завершена успешно с подтверждением суммы к возврату. Однако денежные средства не были перечислены.
Требования лица, подающего жалобу:
Иван Иванович подписал жалобу неквалифицированной электронной подписью и отправил в инспекцию.
Решение по такой жалобе принимается налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня её получения. Указанный срок может быть продлён, но не более чем ещё на 15 рабочих дней. О продлении срока вас должны предупредить в течение трёх рабочих дней. Решение по результатам рассмотрения жалобы должны вам направить в течение трёх рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ).
Учтите, что пойти в суд вы вправе только после того, как вышестоящий налоговый орган принял решение по жалобе не в вашу пользу либо в установленный срок не рассмотрел её (п. 2 ст. 138 НК РФ).
И самое главное: клиенты «Открытие Брокер» могут получить консультацию у наших экспертов по налогам абсолютно бесплатно. Свяжитесь с нами удобным способом – ответим на любые вопросы!