Не за что не оставлю и не покину тебя
Послание к Евреям, глава 13 Евреям, гл 13
Братолюбие между вами да пребывает. Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.
Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.
Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя», так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»
Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.
Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, — то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса [Христа], да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.
Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.
Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские. Благодать со всеми вами. Аминь.
Апостола Павла послание к евреям 13:5
Толкования:
Блж. Феофилакт Болгарский
Имейте нрав несребролюбивый
Довольствуясь тем, что есть
Евфимий Зигабен
Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя
Не сребролюбцы нравом
Т. е. да будет нрав не сребролюбивый. Нравом называет душевное желание: ибо можно быть сребролюбивым, и не имея у себя сребра, а только по одному желанию и стремлению к нему. А так как были (среди них) пострадавшие от расхищения имущества, которые довольствовались кое чем немногим, то он прибавил:
Доволни сущими
тем, что осталось. A далее прилагает и утешение в следующих словах:
Той бо рече: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити ( Втор. 31:6 )
Лопухин А.П.
Ст. 5-6 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?
Прав. Иоанн Кронштадтский
Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя
Не люби богатства и не старайся умножать его, не довольствуясь тем, что имеешь. Смотри, разбогатевши, ты вместо Бога будешь надеяться на богатство: оно сильно ослепляет глаза человеку, надмевает и всесторонне портит его. Старайся быть довольным немногим, имея в виду благопопечительность о тебе Отца Небесного, Который не оставит тебя.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Евр. 13:5
Прав. Иоанн Кронштадтский
Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя
Не люби богатства и не старайся умножать его, не довольствуясь тем, что имеешь. Смотри, разбогатевши, ты вместо Бога будешь надеяться на богатство: оно сильно ослепляет глаза человеку, надмевает и всесторонне портит его. Старайся быть довольным немногим, имея в виду благопопечительность о тебе Отца Небесного, Который не оставит тебя.
Дневник. Том II. 1857-1858.
Блж. Феофилакт Болгарский
Имейте нрав несребролюбивый
Не сказал: ничего не приобретайте, но, если и имеете, не будьте рабами, а свободно относитесь к тому, что имеете, так, чтобы не печалиться, если вы когда-либо лишитесь чего из имущества, как и выше сказал: расхищение имения вашего приняли с радостью (Евр. 10:34). И вообще, так как многие после потери имущества стараются снова приобретать его, то в виду необходимости оказывать помощь другим говорит: имейте нрав несребролюбивый. Почему и продолжает.
Довольствуясь тем, что есть
Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя (Нав. 1:5; Быт. 28:15).
Евфимий Зигабен
Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя
Не сребролюбцы нравом
Т. е. да будет нрав не сребролюбивый. Нравом называет душевное желание: ибо можно быть сребролюбивым, и не имея у себя сребра, а только по одному желанию и стремлению к нему. А так как были (среди них) пострадавшие от расхищения имущества, которые довольствовались кое чем немногим, то он прибавил:
Доволни сущими
тем, что осталось. A далее прилагает и утешение в следующих словах:
Той бо рече: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити (Втор. 31:6)
«Той, это – сам Бог, хотя и изрек сие чрез другаго, ибо в первой книге Паралипоменон написано: я Господь Бог (мой) с тобою, не отступит от тебе, ниже оставит тя (1 Пар. 28:20). Слова богоносных мужей мы принимаем за подлинныя слова самого Бога.
Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.
Лопухин А.П.
Ст. 5-6 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?
Послание к Евреям 13 глава
1 Братолюбие между вами да пребывает.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого кровью завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
Комментарии из Женевской Библии: Евреям 13 глава
13:2 некоторые. оказали гостеприимство Ангелам. Авраам, сам будучи странником (11,13), оказал гостеприимство «трем мужам» (Быт. 18,2) – Самому Господу и двум Его служителям-ангелам (Быт. 18,1 – 19,22).
13:3 Помните узников. Характеристика, данная Павлом Онисифору и включающая именно это его качество (2 Тим. 1,16-18), подчеркивает, как высоко оно ценилось апостолом.
13:4 В этом стихе содержится второе (см. 12,16) предостережение против аморальности, которая мыслится автором послания не столько как этически недопустимая модель поведения, но как демарш против Бога, освятившего семейные отношения (1 Кор. 7,3-5; Еф. 5,22-33).
13:5-6 Искушение любовью к деньгам и материальным благам постигает людей, которые пытаются обрести безопасность с помощью богатства (Мф. 6,19-21, 24-34). Однако Божие обетование, данное Им Иисусу Навину, обеспечило тому защиту, не имевшую себе равных (Ис. 1,5). Наша безопасность и уверенность базируются на осознании, что Господь – наш помощник (2,18; 4,16), Который оберегает нас от всякой опасности (2,15; 11,23.27).
13:7 наставников ваших. См. ст. 17,18.
13:8 Человеческие учителя и руководители приходят и уходят, Иисус Христос остается неизменным (1,12): «вчера» (когда Бог через Него возвещал Свое слово пророкам, 1,1), «сегодня» (когда Бог призывает нас войти в Его покой через веру, 3,7.13; 4,7)и «вовеки» (1,8; 7,17.21.24.28).
13:9 Учениями различными и чуждыми. Подразумеваются учения, согласно которым адресаты данного послания (в частном случае), как не принимавшие участия в ритуалах храма (ст. 13), включавших и освящение пищи, не имели общения с Богом. Автор разъясняет, что благодать действует на сердца людей не посредством ритуальной пищи; по благодати верующие имеют доступ не к земному, а к небесному алтарю, у которого освящаются Самим Иисусом Христом.
от которых не получили пользы. См. 9,9.
13:10 Священники-левиты имели право на часть жертвоприношений, которые представляли «мирную жертву» (Лев. 6,18.29; 7,6.28-36). До тех пор, пока верующие в своем очищении зависят от жертвенной крови животных, они ничего не получают от небесного служения Христа и находятся вне Его благодати.
13:13 выйдем к Нему за стан. Здесь образно говорится о выходе за пределы ветхозаветного богопоклонения и приобщении к новозаветной благодатной жизни во Иисусе Христе.
13:15 жертву хвалы. В греческом переводе Лев. 7,11-21 это выражение относится к «мирной жертве», представленной жертвенными животными. Однако в данном случае значение этих слов сближается, скорее, с Пс. 49,14.23, где Господь призывает к «хвале», а не к жертвоприношениям.
13:16 Не забывайте. Жертва хвалы должна сопровождаться деяниями любви, обращенными к ближним (Иак. 1,27).
13:18 Молитесь о нас. Верующие имеют священническую привилегию молиться друг о друге перед престолом благодати (14,16).
13:19 скорее возвращен был. Какие обстоятельства подразумевает автор – неизвестно. Ясно, что он находился в вынужденной разлуке с адресатами послания.
13:20 Пастыря овец великого. Т.е. Иисуса Христа (Ин. 10,11; 1 Пет. 2,24.25).
13:21 к исполнению воли Его. Бог дает нам все необходимое для нашего возрастания в праведности (2 Пет. 1,3), Он всегда готов помочь нам в наших нуждах и укрепить нас во время искушений, чтобы мы исполняли волю Его. Бог укрепляет нас в нашей любви к Нему и к ближним, поскольку в этом есть Его воля, исполнить которую Он и помогает.
13:24 Приветствуют вас Италийские. См. Введение: Время и обстоятельства написания.
2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.
Не за что не оставлю и не покину тебя
Библейские чтения: Неемия 7; Иоиль 2; 2е Фессалоникийцам.
В нашем третьем чтении Библии из Плана чтения на сегодня мы находим следующее утверждение: «Он сказал: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евреям 13:5).
Поскольку мы крестились во имя Иисуса, мы твердо знаем, что Бог неба и земли и Господь Иисус Христос всегда с нами. Это помогает нам пережить то, что происходит в нашей жизни, например, успех, неудачу, радость, беспокойство и горе. Осознание постоянного присутствия своего Бога испытывал наш Господь и Учитель, когда он каждый день пытался преодолеть свою человеческую природу и давление извне. Нам говорят, что он научился послушанию благодаря тому, что он перенес. Тем не менее, в своих страданиях он чувствовал поддержку своего Небесного Отца, поскольку он твердо решил исполнить волю своего Отца. И такая же поддержка есть и для нас, когда мы пытаемся взять под контроль слабости нашей человеческой природы и взращивать добрые и праведные дела Духа.
Тема того, что Бог находится со Своим народом, повторяется в Писании. Это видно и в нашем первом чтении Библии на сегодняшний день. В период Судей, когда народ Божий задавался вопросом, как действовать после смерти Иисуса Навина, Книга Судей 1 напоминает нам, что Бог был с ними. Об этом ясно говорится, например, в стихе 19: «И был Господь с Иудой». Каким печальным было то, что из-за неверия и своенравия израильтяне не смогли полностью изгнать прежних жителей Земли Обетованной.
Итак, пока мы ждем возвращения Иисуса, как мы можем улучшить нашу веру и добрые дела? Послание времен Судей состоит в том, что нам нужно изгнать мирские, слабые человеческие наклонности, чтобы они не отвлекали нас от награды вечной жизни. Судьи, которых поднял Бог, должны были настоять на том, чтобы люди выбросили языческих идолов и жертвенники и заменили их поклонением истинному Богу. Это требует мужества и сильной воли. Большинство людей сегодня счастливы игнорировать Бога. Они предпочитают искать удовольствий и мирского успеха. Мы в меньшинстве. Как сказано в Евангелии от Матфея 7:14: «…узки врата и труден путь, ведущий к жизни, а тех, кто находит их, мало».
Мы можем показаться нашим соседям странными, когда читаем Библию и говорим о Царстве и отказываемся присоединяться к их вечеринкам и выпивке. Но в 1-м Послании Петра 4:1-5 апостол Пётр напоминает нам, что мы призваны отделить себя от безнравственности и эгоизма этого мира: «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас. Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых».
В нашем втором чтении Библии из Книги Исаии 30 даются несколько полезных советов: «Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху: не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта» (стихи 1,2). Египет — это библейский символ окружающего нас темного мира. Увещевание ясно. Мы должны полагаться на слово Господа за нашей помощью и руководством, а не на стандарты окружающего нас мира. Это то, что сделал Иисус, и мы должны попытаться последовать его примеру.
Давайте обратимся к нашему третьему чтению из Послания к Евреям 13, чтобы подвести себя к символам. Эта глава полна наставлений и увещеваний для последователей Иисуса. Он начинается в стихе 1 словами: «Да пребудет братская любовь». Слово «любовь» может относиться к естественной привязанности, которую мы можем испытывать друг к другу, или к большей любви, которая означает жертвовать друг другом. Эта жертвенная любовь — это любовь, которую проявили к нам Иисус и наш Отец. Все мы призваны приносить жертвы нашему Господу и Богу, как Павел говорит в Послании к Римлянам 12:1: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим представить тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, что является вашим разумным служением». Мы делаем это из любви, чтобы выразить свою благодарность за то, что было сделано для нас.
В этом постоянно меняющемся мире некоторые вещи остаются неизменными. Послание к Евреям 13:8 напоминает, что: «Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же». В стихе 14 говорится: «… здесь у нас нет города постоянного, но мы ищем города будущего». Царство верно и твердо в Божьем плане, и наша надежда на то, чтобы быть там, основана на Господе Иисусе, Который тверд и непоколебим. Он управляет народами мира от своего Отца, пока не придет время, когда он появится на земле. Тогда, если мы будем верны, мы будем избраны, чтобы править миром вместе с Ним в славной силе бессмертия.
Стих 15 напоминает нам, что, хотя мы не приносим в жертву Богу животных, мы все же можем приносить жертвы Ему. Мы можем принести: «жертву хвалы Богу», поблагодарив Его за Его благословения. Несомненно, мы должны быть благодарны за все Божьи благословения, особенно за жертву Иисуса.
И снова в стихе 16 говорится, что идея поделиться с другими тем, что дал нам Бог, — это еще одна форма жертвы, которую мы можем принести. Это может означать отказ от чего-то, чем мы, возможно, дорожили как своим собственным. Но это приносит радость нашим нуждающимся брату или сестре, а они, в свою очередь, благодарят Бога. Слово «делиться» в стихе 16 часто переводится как «общение». Не имеет значения, где мы находимся в мире или в каких обстоятельствах мы принимаем символы — мы находимся в общении друг с другом через Бога и Его Сына.
Давайте закончим словами апостола в Послании к Евреям 13:20,21: «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь».