Не желай ничего что у ближнего твоего что значит
Толкование на Исход 20:17
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Исход 20:17 / Исх 20:17
Григорий Палама (
Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего
Источник: Изъяснение десяти заповедей.
Григорий Двоеслов (
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего
Закон Ветхого Завета определенно запрещает желать чужой жены, но не запрещает под страхом наказания, чтобы царь отдавал смелые приказы воинам или желал воды. И все мы знаем, что Давид, уязвленный жалом похоти, возжелал чужой жены и увел ее. За виной его последовало достойное наказание, и зло, которое проникло в него, он изгладил покаянным плачем.
Источник: Сорок гомилий на Евангелия.
Амвросий Медиоланский (
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего
Жадность есть чувство старое и древнее и берет начало одновременно с начертаниями божественного Закона. Собственно, и Закон установлен ради ее обуздания.
Источник: Об обязанностях священнослужителей.
И напротив, если око твое смотрит на женщину с вожделением, ты открыл рану, вонзил копье в собственное тело: члены твои — орудия греха. Ты воззрел на имение сирот и изгнал их из отцовских владений, преступил межи, которые положили отцы твои: члены твои — орудия нечестия. Итак, чувство, а не плоть, — вершитель греха, плоть же — служанка воли.
Источник: Об Иакове и блаженной жизни.
Филарет (Дроздов) (1782−1867)
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего
Что запрещается десятой заповедью?
Десятой заповедью запрещаются желания и связанные с ними помышления, противоречащие любви к ближнему.
Почему запрещаются не только дела, но и желания?
Запрещаются не только злые дела, но и недобрые желания и помышления, во-первых, потому что, когда в душе есть недобрые желания и помышления, то душа уже становится нечистой перед Богом и недостойна Его, как говорит Соломон: Мерзость пред Господом — помышления злых (Притч. 15:26). И поэтому нужно очищать себя и от этих внутренних нечистот, как учит апостол: Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7:1). Во-вторых, потому, что для предотвращения злых дел нужно подавлять в себе греховные желания и помышления, из которых, как из семян, произрастают злые дела, как сказано: Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15:19). Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию. Похоть же, зачавши, раждает грех; а сделанный грех раждает смерть (Иак. 1:14−15).
Какая страсть запрещается десятой заповедью?
Когда запрещается желать чего бы то ни было, принадлежащего ближнему, то запрещается зависть.
Какие мысли и желания запрещаются десятой заповедью?
Словами: Не желай себе жены ближнего твоего — запрещаются мысли и желания сладострастные, или внутреннее прелюбодеяние.
Словами: Не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть ближнего твоего — запрещаются корыстолюбивые и властолюбивые мысли и желания.
Какие обязанности следует исполнять в соответствии с десятой заповедью?
Соответственно этим запрещениям десятая заповедь накладывает на нас следующие обязанности: хранить чистоту сердца; довольствоваться тем, что Бог нам посылает.
Что особенно необходимо для очищения сердца?
Для очищения сердца особенно необходимо частое и усердное призывание имени Господа нашего Иисуса Христа.
Источник: Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О десятой заповеди
Николай Сербский (1880−1956)
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего
Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли, или и дальше станешь катиться вниз по наклонной плоскости, куда тебя привело твое хотение?
Желание — это семя греха. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени.
Обрати внимание на различия между этой, десятой заповедью Господней и предыдущими девятью. В предыдущих девяти заповедях Господь Бог предотвращает твои греховные поступки, то есть не дает взрасти урожаю от семени греха. А в этой, десятой, заповеди Господь смотрит в корень греха и не дает тебе согрешить и в помыслах твоих. Эта заповедь служит мостом между Ветхим Заветом, данным Богом через пророка Моисея, и Новым Заветом, данным Богом через Иисуса Христа, потому что, читая Новый Завет, ты увидишь, что Господь больше не повелевает людям не убивать руками, не прелюбодействовать плотью, не красть руками, не лгать языком. Напротив, Он спускается в глубины души человеческой и обязывает не убивать даже в мыслях, не представлять прелюбодеяние даже в мыслях, не красть даже в мыслях, не лгать молчанием.
Итак, десятая заповедь служит переходом к Закону Христа, который нравственнее, возвышеннее и важнее Закона Моисея.
Не пожелай ничего, что принадлежит ближнему твоему. Ибо как только ты пожелал чужого, ты уже посеял семя зла в сердце своем, и семя будет расти, и расти, и расти, и крепнуть, и ветвиться, наводя на грех руки твои, и твои ноги, и твои глаза, и твой язык, и все тело твое. Ибо тело, братья, есть исполнительный орган души. Тело лишь исполняет приказы, которые отдает душа. Чего душа захочет, тело должно исполнить, а чего душа не желает, и тело не исполнит.
Если ты сегодня позавидовал дому соседа своего, завтра станешь строить планы, как бы его присвоить, послезавтра станешь требовать от него, чтобы он тебе дом свой отдал, а после послезавтра отнимешь у него дом или подожжешь.
Если ты сегодня посмотрел на жену его с вожделением, завтра ты станешь придумывать, как ее умыкнуть, послезавтра вступишь с ней в незаконную связь, а после послезавтра замыслишь, вместе с ней, уморить своего соседа и обладать его женой.
Если ты сегодня пожелал вола соседа твоего, завтра ты захочешь этого вола в два раза сильнее, послезавтра — в четыре раза сильнее, а после послезавтра украдешь у него вола. А если сосед обвинит тебя, что ты украл у него вола, ты станешь на суде клясться, что вол этот твой.
Вот так из грешных мыслей произрастают грешные дела. И еще, заметь, что тот, кто попирает эту десятую заповедь, нарушит одну за другой и остальные девять заповедей.
Источник: Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею.
Онуфрий (Гагалюк) (1889−1938)
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего
Все, что принадлежит нашему ближнему, всякая собственность — для нас неприкосновенна. Чужой копейки, гвоздика нельзя нам брать самовольно: это есть беззаконие. А сколько грабительств теперь кругом у нас. Почему? — потому что люди провозгласили, вопреки Богу, что чужого нет, а все чужое можно спокойно брать. Среди простого народа это новое учение проявляется главным образом в воровстве, а среди интеллигенции — в разврате: в том, чтобы посягать спокойно на чужую жену, на честь девушки. Этот разврат, впрочем, перешел уже и в среду простых людей. Береги, возлюбленный, свою душу! Когда видишь чужую вещь — не трогай, она не твоя, а если возьмешь, — ты вор, преступник, враг Божий, как нарушитель Его святого закона. Спеши покаяться и дай себе слово, с Божией помощью, больше не грешить. Также, когда заметишь красивую женщину, не касайся её: она жена или невеста твоего ближняго. Кто живет незаконно — без брака церковного, тот прелюбодей и грешен пред Господом. Храни чистоту души и тела! Слушайся Бога и Его слуг, а убегай злых людей, которые сами на гибельном пути и туда влекут и других!
Источник: Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).
Никодим Святогорец (1749−1809)
Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего
Предшествующие пять заповедей, учащие обязанностям по отношению к ближнему, препятствуют человеку лишь во внешних словах и делах греховных. Настоящая же заповедь запрещает даже само внутреннее пожелание души. То есть запрещает желать греха в своем сердце, ибо это желание является причиной и корнем всех внешних слов и дел. Против этой заповеди погрешают все те, кто хотя на деле и не берут чужой вещи, но желают душой и сердцем иметь ее, чем бы оно ни было: женой, животным, имением и другим чем.
Источник: Руководство к исповеди.
Августин (354−430)
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего
Закон говорит: Не желай, — чтобы мы, обнаружив, что и сами подвержены этой болезни, искали лекарства милости и благодаря этому предписанию знали и то, каким образом следует вести себя в этой временной жизни, и то, как мы можем достичь этого прекрасного бессмертия. Ибо если бы его никогда нельзя было бы достичь, то не было бы и такого повеления.
Источник: О браке и вожделении.
…Ты знаешь, что Закон говорит: Не желай. Возникло желание, которого ты не знал раньше, — оно было внутри, но ты о нем не знал. Ты попытался победить то, что было внутри, и показалось то, что было скрыто. Гордец, ты сделался лицемером по Закону — познай милость и восхвали ее.
…Чтобы мне не говорить много, среди прочих предписаний находится: «Не желай вещей ближнего твоего». Не желай, проходя мимо чужого имения, не вздыхай о том, как оно прекрасно. Вещи ближнего твоего не желай. Есть Господня земля и что наполняет ее (Пс 23:1): что ты не получил, если познал Бога? Поэтому не желай вещи ближнего твоего.
В чем состоит уничтожение зла, как не в словах Закона: Не желай? Вообще ничего не желать есть совершенное благо, так как есть уничтожение зла. Он так говорил: «Я не имею возможности творить добро», так как он не может делать, чтобы не желать. Он делал только так, чтобы сдерживать желание и не ставить тело в зависимость от желания.
Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего
От запрещения худых дел и слов закон переходит в десятой заповеди к запрещению худых желаний и помышлений, составляющих источник худых дел. В порядке перечисления предметов, на которые воспрещено обращать худые желания и помышления, есть разница между еврейским текстом кн. Исхода и Второзакония (5:21). В первой редакции заповедь начинается так: «не желай дома ближнего твоего», а во второй: «не желай жены искреннего твоего», а потом: «не желай дома ближнего». Какая редакция вернее, сказать трудно. Перенесение слов из одной заповеди в другую немыслимо, а перестановка в одной и той же возможна. Под «домом», пожелание которого запрещается, всего естественнее разуметь дом не только в смысле жилища, но в смысле семьи и всех стяжаний домохозяина, которые затем и перечисляются отдельно, в разъяснение общего понятия «дом».
ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ
ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Заповеди Божии мало знать, их нужно понимать, а понимая, легче их исполнять.
ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ не только запрещает совершать греховные преступления, но и ограничивает от греховных помыслов. Она призывает нас не желать дома ближнего своего, ни жены, ни раба, ни рабыни, ни осла и другой чужой собственности.
Святитель Николай Сербский дает глубокое разъяснение ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДИ, объясняя всю важность выполнения её предписаний.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исх.20:17).
А это значит: Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?
Желание — это семя греха. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени. Обрати внимание на различия между этой, десятой заповедью Господней и предыдущими девятью. В предыдущих девяти заповедях Господь Бог предотвращает твои греховные поступки, то есть не дает взрасти урожаю от семени греха. А в этой десятой заповеди Господь смотрит в корень греха и не дает тебе согрешить и в помыслах твоих. Эта заповедь служит мостом между Ветхим Заветом, данным Богом через пророка Моисея, и Новым Заветом, данным Богом через Иисуса Христа, потому что, читая Новый Завет, ты увидишь, что Господь больше не повелевает людям не убивать руками, не прелюбодействовать плотью, не красть руками, не лгать языком. Напротив, Он спускается в глубины души человеческой и обязывает не убивать даже в мыслях, не представлять прелюбодеяние даже в мыслях, не красть даже в мыслях, не лгать молчанием.
Итак, десятая заповедь служит переходом к Закону Христа, который нравственнее, возвышеннее и важнее Закона Моисея.
Не пожелай ничего, что принадлежит ближнему твоему. Ибо как только ты пожелал чужого, ты уже посеял семя зла в сердце своем, и семя будет расти, и расти, и расти, и крепнуть, и ветвиться, наводя на грех руки твои, и твои ноги, и твои глаза, и твой язык, и все тело твое. Ибо тело, братья, есть исполнительный орган души. Тело лишь исполняет приказы, которые отдает душа. Чего душа захочет, тело должно исполнить, а чего душа не желает, и тело не исполнит.
Какое растение, братья, растет быстрее всех? Папоротник, не так ли? Но желание, посеянное в сердце человеческом, растет быстрее папоротника. Сегодня оно подрастет совсем чуть-чуть, завтра — уже в два раза больше, послезавтра — в четыре раза, после-послезавтра — в шестнадцать раз и так далее.
Если ты сегодня позавидовал дому соседа своего, завтра станешь строить планы, как бы его присвоить, послезавтра станешь требовать от него, чтобы он тебе дом свой отдал, а после послезавтра отнимешь у него дом или подожжешь.
Если ты сегодня посмотрел на жену его с вожделением, завтра ты станешь придумывать, как ее умыкнуть, послезавтра вступишь с ней в незаконную связь, а после-послезавтра замыслишь, вместе с ней, уморить своего соседа и обладать его женой.
Если ты сегодня пожелал вола соседа твоего, завтра ты захочешь этого вола в два раза сильнее, послезавтра — в четыре раза сильнее, а после-послезавтра украдешь у него вола. А если сосед обвинит тебя, что ты украл у него вола, ты станешь на суде клясться, что вол этот твой.
Вот так из грешных мыслей произрастают грешные дела. И еще, заметь, что тот, кто попирает эту десятую заповедь, нарушит одну за другой и остальные девять заповедей.
Выслушай мой совет: старайся исполнить эту последнюю заповедь Божию, и тебе будет легче исполнить все остальные. Поверь мне, что тот, чье сердце наполнено дурными желаниями, настолько омрачает душу свою, что становится неспособным и верить в Господа Бога, и работать в определенное время, и соблюдать воскресный день, и почитать своих родителей. По правде говоря, для всех заповедей верно: нарушишь хотя бы одну — нарушишь все десять.
Есть притча о грешных мыслях.
Один праведный человек по имени Лавр оставил свое село и ушел в горы, искоренив в душе своей все свои желания, кроме желания посвятить себя Богу и попасть в Царство Небесное. Несколько лет Лавр провел в посте и молитвах, думая только о Боге. Когда он снова вернулся в село, все односельчане подивились его святости. И все его почитали как истинного человека Божия. И жил в том селе некто по имени Фаддей, который позавидовал Лавру и сказал односельчанам, что и он может стать таким же, как Лавр. Тогда удалился Фаддей в горы и стал в одиночестве изнурять себя постом. Однако через месяц Фаддей вернулся обратно. И когда односельчане спросили, чем он занимался все это время, он ответил:
— Я убивал, крал, лгал, клеветал на людей, превозносил себя, прелюбодействовал, поджигал дома.
— Как это может быть, если ты был там один?
— Да, телом я был один, но душой и сердцем я все время был среди людей, и чего не мог делать руками, ногами, языком и телом своим, делал мысленно в душе.
Вот так, братья, человек может грешить даже в одиночестве. Несмотря на то, что дурной человек оставит общество людей, его самого не оставят его грешные желания, его грязная душа и нечистые мысли.
Поэтому, братья, помолимся Богу, чтобы Он помог нам исполнить и эту последнюю Его заповедь и тем самым приготовиться слушать, понять и принять Новый Божий Завет, то есть Завет Иисуса Христа, Сына Божьего.
«Господи Боже, Господи Великий и Страшный, Великий в делах Своих, Страшный в неотвратимой правде Своей! Удели нам толику от Твоей силы, Твоей мудрости и Твоей доброй воли, чтобы жить согласно этой святой и великой заповеди Твоей. Задуши, Боже, всякое грешное желание в сердцах наших прежде, чем оно начнет душить нас.
О, Владыко мира, напитай души наши и тела Твоей силой, ибо своей силой мы ничего не можем; и напитай Твоей мудростью, ибо наша мудрость — глупость и помрачение ума; и напитай Твоей волей, ибо наша воля, без Твоей доброй воли, всегда служит злу. Приблизься к нам, Господи, чтобы и мы приблизились к Тебе. Пригнись к нам, Боже, чтобы мы возвысились до Тебя.
Посей, Господи, Свой святой Закон в наши сердца, посей, привей, поливай, и пусть он взрастет, разветвится, расцветет и принесет плоды, ибо если оставишь нас одних с Твоим Законом, без Тебя мы не сможем сблизиться с ним.
Да прославится имя Твое, Господи Единый, и да будем почитать Моисея, Твоего избранника и пророка, через которого Ты дал нам тот ясный и могущественный Завет.
Помоги нам, Господи, выучить слово в слово тот Первый Завет, чтобы через него приготовиться к великому и славному Завету Сына Твоего Единородного Иисуса Христа, Спасителя нашего, Которому вместе с Тобой и с Животворящим Святым Духом вечная слава, и песнь, и поклонение из поколения в поколение, из столетия в столетие, до конца времен, до Страшного Суда, до отделения нераскаявшихся грешников от праведников, до победы над сатаной, до сокрушения его царства тьмы и воцарения Вечного Твоего Царствия над всеми царствами, известными уму и видимыми глазу человеческому. Аминь».
Объясните, пожалуйста, десятую заповедь.
Вопрос : Что это значит. ни раба его, ни рабыни его. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его ничего, что у ближнего твоего. Объясните, пожалуйста, как это так.
Здравствовать вам в Истине Божией, Артём!
Вы страшиваете о десятой заповеди Закона, который Сам Бог Собственным перстом записал на каменных скрижалях (Исх.31:18).
«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20:17).
Эта заповедь бьёт в корень всех грехов. Если этот горький корень будет удалён из человека, то человек перестанет грешить.
Почему человек может пожелать иметь такой же дом, как у его соседа? Или такую же жену, как у кого-то, или даже саму эту жену и тот самый дом? Почему человек может возгореться желанием отнять у кого-то нечто, что тот имеет? или заполучить такое же?
Каков был первый грех на этой земле?
«И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание. » (Быт.3:4-6)
А! Бог что-то приберёг для себя! Чего-то нам недодал, чтобы мы не смогли быть как Он! Хотим быть, как Бог!
В заповеди, которую Господь Вседержитель записал на каменной скрижали, затронуты все сферы человеческой жизни:
1. дом ближнего твоего (все материальные блага жизни)
2. жена ближнего твоего (все что касается личной жизни)
3. ни раба его, ни рабыни (всё, что приносит материальный достаток. В современном понятии речь идёт тех, кто работает на человека).
4. ни вола его, ни осла его (всё, что помогает человеку работать самому. На волах, например, пахали землю, на ослах ездили. С современной интерпретации это можно понять как машины, как средства передвижения, или какие-то предприятия, частный бизнес, например, и т.д.)
5. ничего, что у ближнего твоего (никакая даже мелочь не должна становиться для тебя предметом желания иметь то же и так же)
Человек, свободный от зависти, т.е. не нарушающий десятую заповедь, никогда не только не соверших ничего плохого по отношению к другому человеку, но даже не подумает о плохом. Напротив, он будет готов радоваться с радующимися, плакать с плачущими, бескорыстно и мудро помогать любому, нуждающемуся в помощи.
Десятая заповедь Божья. Всё о желаниях человека
Слово, переведенное у нас как «желать», имеет ряд следующих значений: наслаждаться, находить удовольствие, вожделеть, страстно желать, жаждать, приятный. Это слово говорит о внутренних, переживаемых человеком чувствах.
Способность желать что-либо — не грех
Небезынтересным будет узнать, что сама способность что-то желать дарована людям Самим Богом при сотворении.
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное (желанное, вызывающее наслаждение, в чем находишь удовольствие, вожделенное, страстно желаемое) на вид и хорошее для пищи… (Быт.2:9).
Из этого следует, что наличие самого желания в человеке не является грехом. Станет ли желание чем-то греховным, зависит от того, что станет желанным для человека.
Желая эти плоды, человек, не согрешал, ибо его желания находились в гармонии с волей Божьей.
Плоды с этого дерева, по замыслу Бога, должны были быть запретными для человека. Соответственно, всякое пожелание плодов с этого дерева вступало в противоречие с волей Создателя о Своем творении. А следовательно, становилось бунтом творения против Творца, а это грех: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно потому что дает знание; и взяла плодов его и ела… (Быт.3:6).
Как только объектом желания человека стает нечто запрещенное Богом — это желание становится грехом. Потому что библейское определение греха — это преступление дозволенного, провинность и проступок пред Богом.
Пожелание — это не видимое действие, а мысли, подталкивающие к действию
Взглянем еще раз на десятую заповедь:
Господь этой заповедью запрещает желать, заметьте — не обладать чужим, а желать того, что не принадлежит тебе, но принадлежит ближнему твоему. От его супруги, до любой мелочи; допустим, до старого гвоздя, как это выражено в словах заповеди «ничего, что у ближнего твоего».
Эта заповедь касается такой тонкой сферы человеческого естества, как пожелание. Почему это тонкая сфера? Потому что пожелание — это мыслительный процесс, это не внешнее действие. И человека судят или хвалят за поступки и слова, а не за пожелания в мыслях. Мысли это сфера весьма личная. Вот почему за нарушение всех остальных девяти заповедей в Библии прописаны наказания, а за нарушение 10 заповеди их нет? Потому что внутренний мир человека знает только Бог. Но то, что эта заповедь есть в Божьем Законе и то, что пожелание у Бога считается таким же грехом, как и видимое деяние, является свидетельство тому, что мысли-пожелания оказывают на человека не меньшее влияние, чем сделанное дело.
«Желание – это влечение, внутреннее стремление к осуществлению чего-нибудь, обладанию чем-нибудь».
Словарь Ожегова
Можно без труда заметить, что пожелание чего-либо — это не просто мысль, какая может промелькнуть в разуме, и мы о ней забываем, нет. Пожелание — это мысль, прочно засевшая в сознании и подталкивающая, побуждающая ее обладателя к действию.
Когда человек сильно желает поесть или попить, то он свое желание стремится воплотить в действие. Он берет и ест, и пьет. Пока желание человека не удовлетворится, человек испытывает духовный дискомфорт, и все его мысли, вся его духовная энергия направлена на то, чтобы осуществить желаемое. Желаемое для человека становится в духе человека программой к действию.
Грех — это паразит, который не живет без хозяина
Если объектом пожелания человека становится то, что противоречит воле Божьей, то это пожелание не что иное, как искушение. Почему сатана не искушал Еву съесть от любого другого дерева, кроме дерева познания добра и зла? Потому что нельзя искушать тем, что разрешено.
Грех можно сравнить с паразитом, который не живет без хозяина. Хозяин может жить без паразитов, а паразиты без него не могут. Грех, он сам по себе, без заповеди не может существовать. А заповедь без греха очень даже жизнеспособна. Апостол Павел об этом написал так:
Вслушайтесь в слова апостола. Павел показывает нам, что грех — это паразит на теле заповеди. Если бы не было заповеди, то не было бы и греха, паразитирующего на ней. Это так же справедливо, как не может быть фальшивых купюр в той стране, где нет купюр настоящих.
И еще один пример. Красивая картина, нарисованная художником. Она может существовать? Да, конечно! А вот кто-то кинул в нее камень и продырявил ее. Картина — это Закон, данный Богом. Дырка в картине — это паразит на теле картины, это грех. Не будь картины, не может быть и дырки в ней. Дырка не может существовать в отличие от картины сама по себе. Она использует картину для своего существования. Без картины дырки нет — без Закона грех мертв.
Кто должен быть автором твердых принципов справедливости
Без Закона немыслимо существование во Вселенной разумных свободных существ, да и существование самой Вселенной. Почему?
Вселенная представляет собой совместное гармоничное сосуществование двух разных по своей сути сфер бытия. Мы об этом уже говорили при исследовании седьмой заповеди. Это сфера Творца и сфера творения, которую Творец наделил свободой выбора. Между этими двумя сферами должно быть взаимопонимание, т.е. единодушие, согласие, контакт.
Все вышеупомянутое невозможно, если нет четких принципов. Попробуйте прийти к единству между двумя в торговле, если у одного 1 кг это 1000 р., а у другого 500 р. Попробуйте примирить двух художников, если у одного этот цвет белый, а у другого черный. И так по любой позиции.
Существа, наделенные свободой выбора, не могут прийти к согласию, если не будет твердых принципов справедливости. Но вот еще один момент, а кто должен стать автором этих незыблемых принципов? Кто-то из творения? Но если одно из творений положит свои принципы в основание взаимоотношений, то справедливо будет, если другое творение скажет: а почему не мои принципы положить в основу взаимоотношений?!
Ибо все творение независимо от ранга или могущества находится на одной ступени бытия, ступени творения. И на этой ступени все творение равно между собой. Соответственно, эти принципы должны прийти из другой сферы, той, что над творением, т.е. из сферы Творца.
И это более чем разумно. Ибо эти принципы должны быть положены в основу взаимоотношений не только творения с творением, но и творения с Творцом и Творца с творением.
У хорошего дерева хорошие плоды
Плоды на дереве — это производная от дерева. Хорошее дерево производит хороший плод. И более того, дерево приносит плод по роду своему: яблоня порождает яблони, груша – груши и т.д. Тот, Кто производит, будет определять, чем будет производимое им. И Тот, Кто производит, не произведет ничего противоположного Своей сути.
Хорошее дерево — хорошие плоды. И вот тут, в этом духовном уроке Христа мы находим потрясающую для нас истину о понимании назначения Закона Божьего, как необходимого мерила праведности во всей Вселенной. Христос говорит, что хорошее дерево приносит хорошие плоды. Почему вы решили, что плод хороший? Правильно, потому что хорошее дерево породившее его.
Плохое дерево приносит плохой плод. Почему? Потому что дерево, породившее его, плохо. Т.е. порожденный деревом плод может быть оценен только в свете качества самого дерева. Хорошесть дерева переходит в плод, делая его тоже хорошим. Оттолкнемся от этого вывода и применим его к сотворению Богом Вселенной.
Бог Творец — это в образном понимании дерево, а сотворенная Им Вселенная – это плоды этого дерева. Сотворенная Богом Вселенная может быть оценена на предмет ее качества только в свете Того, Кто ее породил. Если Бог хороший, то и сотворенная Им Вселенная хороша. Потому что Творец передал в творческом акте Свою хорошесть Своему творению.
Но невозможно, чтобы древо было плохое, а плод хороший; так же чтобы плод захотел сделать хорошим дерево. И так, как дерево персик своим естеством определяет появление на нем персиков, то ясно, что только Бог Творец может дать созданному Им творению определение добра и зла. И делает Он это тем, что кладет в основание, в принципы существования и развития Вселенной Самого Себя, Свой Святой характер.
Неизменность Бога — гарантия стабильности во Вселенной
Хорошее дерево отдает свою хорошесть своему плоду. Плод хорош будет до тех пор, пока он содержит в себе хорошесть дерева, произрастившего его на свет. Т.е. творение будет хорошо только в том случае, если оно отражает характер Того, Кто его создал. Поэтому незыблемыми принципами для развития и существования всей Вселенной будут принципы, в которых отражен характер Творца.
Пока творение живет по этим принципам — во Вселенной гармония (на хорошем дереве растут хорошие плоды). Как только эти принципы творением отвергаются, так происходит отторжение творения от Творца — источника жизни. Тогда творение умирает. И это названо в Библии грехом.
Именно неизменность Бога — гарантия стабильности во Вселенной:
Бог создает Вселенную. И в основу ее существования Он ставит Свой Святой характер. На святом дереве могут находиться только святые плоды. Справедливо ли это или нет? Справедливо. Бог Творец делится Своей жизнью только с теми, кто подобен Ему. Он изначально создал творение святым, т.е. подобным Себе. Вот какое незыблемое основание во Вселенной.
Вечен Бог, вечна и Его праведность. Неизменен Бог, неизменна и Его справедливость. И Себя Бог открывает в Своем Законе, который является учением и наставлением для всего творения.
Нарушая Закон Божий творение становится противником Бога
Нарушая Закон Божий, который является откровением Бога о Себе Самом, творение идет против Самого Бога, становится его противником. Творение, отвергающее закон, не слушается гласа Бога Своего: И весь Израиль преступил закон Твой и отвратился, чтобы не слушать гласа Твоего… (Дан.9:11).
Противясь Богу, творение становится напротив Бога. Люцифер, восстав против Бога, и стал называться сатаной – противником. Сатана противоположен правде и истине. Он отец новой системы, новой модели во Вселенной, в основании которой положена ложь вместо правды. Давид прекрасно понимал, что все, что находится за пределами Божьего Закона правды и истины, является ничем иным, как ложью:
Кто чтит Закон Божий, тот знает Бога
Кто чтит Закон, тот знает правду Божью, а точнее правду о Боге, а еще точнее, тот знает Бога: Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой!… (Ис.51:7).
Знать Бога, это знать, понимать и главное соблюдать Его Закон, откровение Бога о Себе Самом. Потому что, чтобы знать Бога нужно жить Его принципами: пойду я к знатным и поговорю с ними, ибо они знают путь Господень, закон Бога своего… (Иер.5:5).
Ярчайшим образом во всей полноте открыл нам Бога Отца Его Сын Иисус, а почему? Потому что Он знал Отца. А почему Он знал Отца? Потому что Он жил Его принципами:
Запреты в Законе Божьем — откровения Бога о грехе
Теперь, зная, чем является Закон, мы готовы уразуметь: чем являются запреты в этом Законе? Они являются откровением Бога о грехе, о том, что противоположно Его Сущности, Его святости. Когда Бог говорит в заповеди:
То мы понимаем, что пожелание вот этого запрещенного является тем, что противно святой сущности Бога, Его характеру. Бог справедлив, и если это не твоя жена, то желать ее несправедливо и беззаконно. Вы помните, аллюзией чего является семья? Отношений Бога Отца и Его Сына. Поэтому любая связь с чужой женой, даже в желаниях, это беззаконие и признание правомочными притязания Люцифера на поклонение.
Это беззаконие в разрушении принципов седьмой заповеди стало одной из причин уничтожения допотопного мира:
Падение сатаны началось с нарушения восьмой заповеди
Справедливый Бог также стоит на защите имущества того, кому оно по праву Божьему принадлежит. Вспоминайте тему по восьмой заповеди «Не кради». Поэтому даже пожелание о чужом свидетельствует о том, что данное творение на духовном уровне стало на путь греха, на путь противления Богу. Это воровство не на видимом уровне, а в мыслях.
Где зародилась мысль присвоить себе то, что тебе не принадлежит по праву? В сердце. Это воровство в мыслях. Библия, говоря о сердце, подразумевает центр желаний существа, наделенного свободой выбора: И сказал Нафан царю: все, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою (2Цар.7:3).
Грех входит в человека на уровне желания, мысли
Это невидимые деяния на духовном уровне. Они поражают человека также, как и видимый грех — проявление того греха, что был уже совершен на духовном уровне: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела… (Быт.3:6).
Ева, прежде чем видимо согрешила, сорвала запретный плод в своих желаниях. Согрешив в мыслях, она позже поступила видимо, согласно своему желанию, которое было невидимо, но стало для нее программой действий. Поэтому желание запретного — это не просто безобидная мысль, это грехопадение духа человека, это восстание против святости Божьей на духовном уровне.
Восстание духа человека против Бога обязательно проявит себя в видимом мире в виде поступков. Как только духовный вирус греха возникает в человеке, так он тут же начинает диктовать этой личности свои условия, захватывая весь разум.
Грех входит в человека на уровне желания. И именно на этом уровне человек настолько сковывается грехом, что само наличие заповеди уже не останавливает его от совершения того, что он уже желает сделать. Более того, из-за этого поражения грехом духа человека на уровне его желаний происходит ужасное: это противление Богу уже на уровне волевого исполнения желания.
Человеку непослушание Божьему Закону ближе и естественней, чем послушание
Когда Бог призывает соблюдать заповеди, соединяющие Творца и творение, греховное желание свободного творения всегда состоит в противлении ей. В этом катастрофа греховной природы. Пораженное грехом на уровне желаний творение начинает противиться любой Божьей заповеди.
Простой пример. Работает человек, делает свои дела и даже не замечает порой, что давно уже не ел. Но он знает, что в любой момент он может это сделать. И вот приходят к нему братья и сестры и говорят, что есть особая нужда в посте и в молитве обратиться к Богу. Тут так сразу начинает хотеться есть, что скручивает живот. Пока не было заповеди, запрещающей есть, голод переносился просто. А как пришла заповедь, все стало выглядеть в ином свете. В этом и ужас нашего греховного естества, пораженного противлением Богу на духовном уровне, на уровне желаний творения.
Апостол Павел, осознав это ужасное состояние, взмолился: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим.7:24).
Пораженный на уровне желаний дух нужно лечить на духовном уровне, т.е. на уровне желаний.
Вы видите, что наша природа абсолютно противоположна природе Закона Божьего, а следовательно — природе Бога. Бог свят и Его Закон, как откровение о Нем, тоже свят, а мы грешны.
Если бы мы были одной святой природы, то нам соблюдать святой Закон Божий и противостать греху было бы так же естественно, как есть персик и всем естеством противиться потреблению человеческого мяса. Но ситуация с нашей природой такова, что святую заповедь Божью мы воспринимаем не иначе, как возненавидеть виноград и персик, но с наслаждением есть человеческое мясо. Имея грешную природу, которая противится святости, мы в таком случае избираем непослушание Божьему Закону. Это нам ближе и естественней.
Сын Божий, как образец послушания Божьему Закону
О Христе, Который нам пример во всем, сказано: Ты возлюбил (испытывать привязанность, находить удовольствие) правду (праведность, справедливость, законность) и возненавидел (гнушаться, питать отвращение) беззаконие… (Евр.1:9).
Посмотрите на желания Христа. На то, что было в Его духовном центре управления. Он находил удовольствие в справедливости Божьей. А вы всегда помните, что речь идет о Законе Божьем.
Он ненавидел грех. У Него не просто не было никакого желания согрешить, а у Него было отвращение ко всему тому, что было противоположно святости Божьей. До самой смерти Он оставался верным Божьему Закону. Вы думаете, что такое состояние духа невозможно для нас? Вспомните Давида:
Посеешь мысль…пожнешь судьбу
Вы видите, какими должны быть помыслы и желания человека, для того чтобы лукавый не занял наш центр управления. Как только мы отдадим себя в его власть на уровне желаний, можете на все 100% быть уверены: мы духовную битву проиграли, и греховные поступки мы непременно совершим, — это лишь вопрос времени.
Желание – это стремление, ведущее к выработке определенных планов. Планы – это программа действий. А программа действий — это поступки человека, говорящие о том, кем он является. Недаром незыблемая мудрость гласит:
Ева посеяла вожделенную мысль о запретном плоде и пожала судьбу смертных. Абсолютно все желания порождают действия разума. В разуме своем человек проделывает путь от того положения, в котором он находится в данный момент, до положения, кем он будет, если осуществится его желание. Еве было предложено съесть запретный плод и через это стать богом.
Посмотрите на тот путь, что проделала Ева в своем разуме: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно потому что дает знание; и взяла плодов его и ела… (Быт.3:6).
Вы видите, что произошло на духовном уровне с Евой в ее разуме? Ее разум, через ее сильное желание и стремление стать богом, нарисовал ей картину наслаждения и удовольствия, что она обретет, вкусив запретный плод и став богом.
Человек в мыслях проходит весь путь от побуждения что-то иметь, к обладанию тем, что он хочет
Желание – это носитель информации, попадая в разум существа, наделенного свободой выбора, обязательно оставляет свой след, накладывая отпечаток на характер. След остается даже тогда, когда желание не воплотилось в действие. Если бы была такая возможность узнать желания людей, то мы бы ужаснулись глубине испорченности человечества.
Помышление человека — это намерение, замысел, что возникает в разуме. А дальше уже мысли человека – это как создание или формирование какого-то законченного изделия. Человек в мыслях своих проделывает весь путь от желания до осуществления этого желания. Причем желаемое переживается как свершившийся факт. Дух человека пережил пожелание как действительность.
Сердце, как дух, как разум, говорит Христос. Человек в мыслях проходит весь путь от побуждения что-то иметь, к обладанию тем, что он хочет. В его разуме несуществующее, как уже существующее. После этого человек начинает прилагать усилия, для того чтобы его виртуальный мир стал реальным. Если человеку не удается привести в полное согласие и единство духовную и физическую сферы, то наступает раздражение и депрессия, которая может даже привести к самоубийству.
Вера – это надежда и желание того, кто эту веру имеет
Зачем Бог дал нам способность видеть все сначала в своем разуме через желания? Потому что сама по себе эта способность не является плохой. Все зависит от того, кто стоит за этими желаниями. Хотите — принимайте, хотите — нет, но пояснением слова «желание» в положительном, христианском смысле, будет слово ВЕРА. Вера – это надежда и желание того, кто эту веру имеет.
Апостол Павел говорит, что вера — это убежденность разума в реальности того, на что он уповает. Доказательством для этого человека, что то, во что он верит, реально существует, является то, что он уже ожидаемое видит в своем разуме, как сбывшийся факт.
Вера – это удостоверение верующего, доказывающее то, что сбудется то, чего еще нет. Когда выдают удостоверение личности, то ясно, что удостоверение личности дают, потому что есть личность, а удостоверение констатирует этот факт. Наличие удостоверения свидетельствует о том, что личность, на которую оно выдано – это свершившийся факт. Так вот вера это удостоверение, указывающее на какой-то факт, который пока не явлен, но он есть.
Пример связи желания с верой
В мире есть пример связи желания с верой, возьмите произведение — Алые паруса. Но мы рассмотрим Библейский пример связи желания с верой.
Почему больной был там у купальни? Потому что желал исцелиться. А почему он был именно у этой купальни? Потому что верил, что окунувшись в этот источник при возмущении воды, он исцелится.
Какой результат верных, Божьих желаний?
Когда наши желания покоятся на Божьих обетованиях и заповедях Божьих, тогда ими управляет Бог. Человек в своем духе, разуме, переживает то, что обещает сделать Бог для Своих детей. Верующий человек начинает прилагать усилия, для того чтобы мир его желаний воплотился в реальность. Вот как это выглядит на практике:
Вы видите, что делают верные желания, покоящиеся на Божьих обетованиях с верующим. Они делают его активным исполнителем этой Божьей воли, явленной в Божьих обетованиях. Сатана очень хорошо знает, что имея правильные желания, человек задает своему духовному человеку правильное направление, правильную программу действий.
Какой результат неверных, греховных желаний?
Если дать человеку неверные, греховные желания, то не трудно догадаться, что тогда произойдет. Все то же самое, но со знаком минус во всем и в конечном результате. Греховные желания направят дух человека по ложному духовному пути. Это будет неверная программа действий. И человек начнет прилагать усилия для осуществления этой неверной программы, пытаясь согласовать окружающий его мир с его внутренним миром, который он уже пережил на уровне своих желаний. А соответственно, жизнь такого человека будет протекать в противлении Божьей воле. И таковому будет вынесен приговор вечной погибели, независимо считал ли он себя верующим, или нет.
Книга Есфирь, как доказательство духовного бумеранга
Все узнанное нами еще раз свидетельствует о том, что вечная участь человека будет определена не случайно, а в соответствии со справедливостью. Каждый получит то, что он желал в сердце своем.
И доказать это ярче, чем показано в книге Есфирь, просто невозможно. В этой книге Господь нагляднейшим образом показывает всем людям прямую взаимосвязь между желаниями человека и его будущим. Мы рассмотрим три личности: Амана, Мардохея и Есфирь. И увидим, к какому результату привели каждого из них их желания.
В дни персидского царя Артаксеркса место царицы Астинь заняла молодая еврейская девушка — сирота, которую воспитал ее ближайший родственник Мардохей, сидящий у царских ворот. Царь возвысил Амана, одного из князей, и тот восстал против Мардохея. Он возненавидел Мардохея за то, что тот, оставаясь верным Закону Божьему, не стал преклоняться пред Аманом.
И вот тут будьте особо внимательными. Аман воспринял отказ Мардохея поклониться ему, как оскорбление своего возвышенного царем достоинства. После отказа Мардохея, признать в Амане достойного поклонения, у Амана возникает желание:
Желание всеобщего поклонения сидело внутри этого возвышенного царем грешника. И он уже в своих мыслях пережил это всеобщее поклонение. Как вдруг он видит, что внешний мир не соответствует пережитому им внутри себя виртуальному миру.
Желание и программа действий Амана
Желания не проходят бесследно без последствий для разума и духа человека. Желание становится программой действий для того, кто что-то желает. И Аман начинает действовать по этой программе и прилагать усилия для приведения в единство окружающей его реальности. Бросив жребий и вопросив языческих богов, а вы уже знаете, кто за ними стоит, т.е. вопросив сатану о времени, когда нужно уничтожить Божий народ, он начал действовать.
Нам очень важно понимать, кто стоит за его желанием, что оно не от Бога. Аман обманом добивается от царя разрешение на уничтожение Иудеев. Он посылает во все области царя указ о дне, в который всех иудеев следует предать смерти:
И призваны были писцы царские в первый месяц, в тринадцатый день его, и написано было, как приказал Аман, к сатрапам царским и к начальствующим над каждою областью и к князьям у каждого народа, в каждую область письменами ее и к каждому народу на языке его. Все было написано от имени царя Артаксеркса и скреплено царским перстнем.
Желание в действии. Желание — это огромная сила, мобилизующая все возможности человека.
Какие желания были у Мардохея?
Оставим пока Амана и поговорим о Мардохее. А каково же было желание Мардохея до этого указа? Священное Писание говорит о неизменности его желания, что до указа об истреблении всех Иудеев, что после:
Мардохей остается верным Богу не только в том, что не преклоняется пред Аманом, но и в том, что он искал благополучия, счастья, пользы для Божьего народа. Вот в чем было его желание. Это был его внутренний мир, и он делал что мог для того, чтобы внешний мир стал соответствовать его внутреннему миру. И не трудно догадаться, что указ Амана об истреблении иудеев находился в полном противоречии с желанием Мардохея.
Указ Амана делал просто невозможным осуществление желания Мардохея, блага для Иудеев. А потому Мардохей стал прилагать усилия, для того чтобы его желание, а не желание Амана исполнилось. Т.е. в этой книге описана борьба за осуществление желаний. И в этом нет ничего удивительного, ибо и вселенская война — это война за осуществление желаний.
Бог пожелал возвысить Своего Сына пред всем творением, а сатана пожелал своего возвышения, вот и произошла война за осуществление желаний. Я вам боле того скажу, все войны в основе своей, это борьба за осуществление желаний. И это не все, любой конфликт, даже семейный, между мужем и женой, между родителями и детьми, это не что иное, как борьба за осуществление желаний каждой из конфликтующих сторон.
Действия Мардохея по исполнению своих желаний
Мардохей мог смело с верой вопиять к Богу, потому что он знал, что страдания, выпавшие на долю его народа это не наказание Божье за непослушание Ему, а месть диавола за послушание Мардохея Божьим заповедям.
Мардохей просит Есфирь идти и умолять царя Артаксеркса помиловать невиновных Иудеев. Есфирь пытается объяснить ему, что по персидским законам это не положено и грозит ей смертью. Казалось, всем его мечтам о благе своего народа не сбыться. Ушла последняя надежда.
Но я уже говорил и повторюсь еще раз, ибо это очень важно запомнить. Желание — это огромная сила, мобилизующая все возможности человека. Он вновь настойчив в своей просьбе к Есфири:
И пересказали Мардохею слова Есфири. И сказал Мардохей в ответ Есфири: не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех Иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места,а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского? (Есф.4:12-14).
Вы знаете, что такое непобедимая вера? Это та вера, которая является волей Божьей и вашим желанием. Такую веру никто не одолеет. Иисус об этом так сказал:
Как нужно говорить с неопределившимися по отношению к истине людьми
Теперь вы так же имеете ответ на вопрос: почему Бог часто не отвечает на наши молитвы, так как мы просим, особенно в оставлении греха. Потому что уста просят, а сердце не желает просимого. Христос сказал: все возможно верующему! Т.е. все возможно осуществить тому, кто желает это осуществить.
А теперь поговорим о Есфири. Почему я выбрал эти три персонажа, разъясняя истину о желаниях человека? Потому что эти три персонажа представляют все человечество с его желаниями, поделенное на три группы по отношению к истине.
Аман — символ тех людей, которые имеют желания во зло истине и народу Божьему. Мардохей – это та группа людей, что имеет добрые желания по отношению к истине и народу Божьему. А Есфирь — это та группа людей, которые еще в своих желаниях не заняла четкую позицию по отношению к народу Божьему. Заметьте, именно по отношению к истине и народу Божьему.
И задачей тех, кто символизируется Мардохеем, помочь тем, кто подобно Есфири еще не заняли четкой позиции в своих желаниях в этом вопросе. Потому что нет ничего нового под солнцем. Все, что описано в книге Есфирь, все повториться со 100% точностью. Имена участников будут другими, а суть противостояния все та же.
Мардохей указал Есфири на то, что все, что она сейчас имеет, это не что иное, как Божье провидение, а не результат случайности. И если ты это осознаешь, то ты должна занять место на стороне Того, Кто одарил тебя всеми этими благами. Вот так нужно говорить с неопределившимися по отношению к истине людьми, невзирая на лица, даже если это цари. Они должны знать, что над ними стоит Всевышний, Который и от них спросит, на чьей они стороне.
Желание Мардохея становится желанием Есфирь
Мардохей, в добром смысле этого слова, заражает Есфирь своим желанием добиться блага для народа Божьего. Теперь оно становится и желанием Есфири. Причем таким сильным, что ради его осуществления она готова даже погибнуть.
Вы замечаете призыв Божий к единомыслию в Его народе? Этого можно достичь через смирение и оставление гордости. Евреи этого достигли перед лицом всеобщего истребления. К сожалению, современный народ Божий поймет это не раньше, чем евреи в древности. А ведь это доступно уже сейчас:
Желания, не противоречащие Божьей воле, обязательно сбудутся
Итак, Есфирь после беседы с Мардохеем обрела то же желание, что и он: дать благо народу Божьему. Есфирь делает все возможное со своей стороны, для того чтобы заручиться поддержкой Бога, и идет под страхом смерти к осуществлению своих желаний. Заметьте, она с верой идет осуществлять свое желание. А мы уже отмечали с вами, что непобедима та вера, которая является волей Божьей и вашим желанием.
Если человек всем сердцем стремится осуществить свои желания, не противоречащие воле Божьей, то они обязательно сбудутся. И события, описанные в книге Есфирь, яркое тому подтверждение. Есфирь приступила к осуществлению своего плана.
Что не дает покоя Аману?
Итак. У нас три персонажа. Каждый из них имеет свои желания. У Есфирь и Мардохея желание дать благо народу Божьему и спасти его от истребления. А у Амана, пораженного манией величия, уничтожить Божий народ. Борьба желаний.
С виду может показаться, что ничто не может помешать осуществлению коварных планов и желаний Амана. Царь его возвысил, доверил ему поступить с евреями по своему произволу, указ об уничтожении евреев уже подписан. Казалось бы, желание Амана сбудется, а потому Аман в приподнятом настроении, предвкушая тот день, когда внешний мир станет соответствовать его внутреннему миру, миру его желаний:
И вышел Аман в тот день веселый и благодушный. Но когда увидел Аман Мардохея у ворот царских, и тот не встал и с места не тронулся пред ним, тогда исполнился Аман гневом на Мардохея. Однако же скрепился Аман. А когда пришел в дом свой, то послал позвать друзей своих и Зерешь, жену свою.
Вы видите, как внутренний мир Амана просто вырывается наружу. Он горд и не может этого скрывать. Он жаждет всеобщего поклонения. Это то, что он уже пережил в своем виртуальном мире. И он так хочет, чтобы и в реальном мире стало так же, как и в мире его желаний, где ему так хорошо.
Через греховные желания диавол уловляет людей в свои сети, а люди думают, что они движимы лишь своими желаниями
Но вот беда, Мардохей портит всю картину, которую так жаждет увидеть Аман во внешнем мире. Библия учит нас важной истине о сущности человека: …каковы мысли в душе его, таков и он… (Прит.23:7).
Человеку очень трудно отказаться от своих желаний. Это тяжелейшая борьба, победителями из которой вышли немногие.
В период Первой мировой войны один преданный Богу христианин благовествовал руководителю Германии кайзеру Вильгельму II истину о втором Пришествии Христа, о смирении, о прощении врагов. Кайзер слушал его вдохновленную Духом Божьим речь, опустив голову и обхватив ее руками. Он задумался, и было видно, что в его душе шла борьба между его желаниями и волей Божьей. Спустя некоторое время, он поднял свое гордое лицо, и было видно, что духовная борьба в нем окончилась, и он принял решение. Покачав отрицательно головой, он сказал: я не могу принять того, о чем ты говоришь, потому что это разрушает мои планы.
Подобное тянется к подобному
Вот вам и закон духовной жизни — подобное тянется к подобному, пшеница к пшенице, а плевелы к плевелам. Да они могут вместе находиться в одной церкви, но будут все равно объединены друг с другом по духу.
Итак, в борьбе желаний столкнулись между собой Аман и подобные ему в желании, — его жена и друзья, и все те, кто ненавидел в то время Божий народ:
Бог допускает произойти тому, что будет содействовать Его планам
Почему так важно не иметь тех желаний, которые противоречат воле Божьей? Потому что они не имеют права на жизнь ни в этом веке, ни в вечности. Иногда нам может казаться, что люди сами строят свою жизнь через свои желания. Но это справедливо только отчасти. Да, человек свободное существо и он может иметь свои желания и стремиться к их исполнению.
Бог никогда не теряет контроля над Своим творением. Даже тогда, когда творение идет вслед своих греховных желаний, Бог допускает произойти лишь тому, что будет содействовать Его планам. А его планы – это просветить творение истиной о Себе. И сделать это можно двумя способами:
1. Показать свой характер.
2. Дать твоему врагу показать свой характер.
Получив эти два откровения, как полную картину, необходимую для понимания истины о Боге, творение может сделать осознанный выбор.
Божьи планы не знают ни спешки, ни промедления
Во вселенной ничего не происходит помимо воли Божьей. Когда Аман был уже близок к осуществлению своих желаний в предании смерти Мардохея и его народа, то это не было волей Божьей. Волей Божьей было через активное вмешательство в эту ситуацию спасти народ Божий от истребления. И дать пример тому, что произойдет в конце времени, когда все нечестивые, принявшие начертание зверя, захотят уничтожить народ Божий отмеченный Божьей печатью.
Бог позволяет злу прогрессировать для того, чтобы оно само себя наказало
Далее в книге Есфирь события следуют с молниеносной быстротой. В этом прообраз последнего времени. Чем ближе мы ко второму Пришествию, тем быстрее будут исполняться последние из оставшихся пророчеств. Поэтому, если кто-то, зная о еще неисполнившихся пророчествах, прикидывает, что их еще не мало, а следовательно, у него еще есть много времени, тот глубоко ошибается. У нас нет больше пророческого времени. По милости Божьей Он еще продлевает Свою благодать, но это ненадолго:
Но мы уже отмечали, что у Бога были другие планы, и Он начал разрушать планы Амана. Вместо того, чтобы дать добро на предание Мардохея смерти, царь возвышает Мардохея за то, что тот в свое время спас ему жизнь.
Желания праведников исполнятся
Каждый получит от Бога в соответствии со своими желаниями
Каковы сегодня ваши желания? дорогие братья, сестры, друзья? Вы видите, какой силой обладают желания человека? Они становятся пройденным путем в разуме человека, и оставляют в нем свой весомый след. Становятся программой действий для человека, мобилизуют всю волю человека. Конечно, не все свои желания человек сможет воплотить в жизнь на все 100%. Но можно быть на все 100% уверенным, что любое греховное желание оказывает свое негативное влияние на мышление человека, на его характер.
При этом не путайте просто возникшую в разуме мысль, как позыв к искушению, с желанием. Желание — это мысль, с которой слилось ваше сердце, ваша воля. Спасение человека – это не результат какой-то случайности, это результат осознанного выбора. А выбор — это воля, воля же, искренняя, нелицемерная, – это не что иное, как желание человека.
У Бога нет лицеприятия. Каждый получит от Бога в соответствии со своими желаниями. Те желания, что были едиными с желаниями Бога, обязательно сбудутся:
Можно ли изменить свои желания?
Можно ли изменить свои желания? Да, но это очень болезненный процесс. Вспоминайте обращение Савла. Бог силой остановил Савла в его желаниях уничтожать последователей Иисуса. После встречи с Христом Савл, ставший Павлом, ослепленный славой Божьей, навсегда остался со слабым зрением, напоминавшим ему о том, что в своих злых желаниях он был слеп духовно. А теперь, ослепнув физически, он прозрел духовно и обрел правильные желания:
Он духовно прозрел и увидел народ Божий слепым, таким, каким был сам до своего прозрения. Прозрев же, он обрел правильные желания в спасении Божьего народа от бездуховности и формализма. И это желание Павла было не чем иным, как желанием Бога.
Но заметьте, что не просто происходит замена желаний. Этот процесс отнимает у тебя что-то из того, на что ты полагался в своих желаниях. Бог очень любит человека. Но Бог еще и лучший в мире духовный хирург. Когда Он видит, что наши желания грешны и ведут нас в погибель, тогда Он допускает то, что будет разрушать наши планы. Т.е. делает духовную операцию на наше духовное зрение. И чем сильнее человек сросся со своими греховными желаниями, тем болезненней будет операция.
Не подумайте, что обязательно физическое увечье будет той операцией, с помощь которой Бог попытается переменить в человеке желания. Конечно же нет. Я уже говорил, что Бог опытнейший духовный хирург. Он удаляет именно то, что содействует греховным желаниям.
Если бы Аман внял Божьим предостережениям, он бы не погиб
Что содействовало греховным желаниям Амана? Гордость и желание превознестись над всеми. И вот как Бог, останавливал этого человека, не желая его погибели:
Подумайте, какой болезненной была эта Божья операция для Амана. Он шел как раб пред тем, кого он ни во что не ставил, и кого он заставлял поклоняться себе. Для чего нужна была эта операция? Для того, чтобы он отказался от своих злобных желаний погубить Мардохея и народ Божий. И Бог устами мудрецов и его жены предостерегал его от последствий его желаний:
Если бы он в этот момент пошел и признался во всем, попросил бы Есфирь о прощении, как он это делал позже, то он мог бы спасти свою жизнь. Но он не внял Божьей духовной операции. И пошел вослед своим желаниям. Это и погубило его.
Провидение Божье часто борется с нашими неверными желаниями, ведущими в погибель
Провидение Божье часто борется с нашими неверными желаниями, ведущими нас в погибель, чтобы наш центр управления духовного человека был движим Божьими желаниями, которые, если мы хотим быть спасены, должны стать нашими желаниями:
Да благословит нас Бог в избрании этого желания своим руководством к жизни.
В следующей теме мы ответим с вами на два очень важных вопроса: Почему Библия называет Божий Закон вечным? И почему человек, нарушивший одну заповедь, становится виновным в нарушении всего Закона.
Не забудьте поделиться с другими:
Читайте также:
Цитата:
Бог Творец — это в образном понимании дерево, а сотворенная Им Вселенная – это плоды этого дерева…
…только Бог Творец может дать созданному Им творению определение добра и зла…
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела… (Быт.3:6) .
Ева, прежде чем видимо (т.е. физически) согрешила – сорвала запретный плод в своих желаниях. Согрешив в мыслях, она позже поступила видимо, согласно своему желанию, которое было невидимо, но стало для нее программой действий.
Анализ сути Библейских понятий дерева жизни и дерева познания добра и зла.
Ряд Библейских текстов проливает возможный свет на суть того, что скрывается под понятиями этих двух деревьев Едемского сада:
«13 Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, — 18 Она (т.е. мудрость) — древо жизни для тех, которые приобретают ее, — и блаженны, которые сохраняют ее! 19 Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; 20 Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою. 21 Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, 22 и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей» (Прит.3:13,18-22)
«Плод праведника — древо жизни, и мудрый привлекает души» (Прит.11:30)
«… исполнившееся желание — [как] древо жизни» (Прит.13:12)
«Кроткий язык — древо жизни…» (Прит.15:4).
По ряду фраз можно заключить, что и дерево познания добра и зла также дает знания:
«6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел», «11 И сказал (Бог): кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? 12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:6,11,12).
(Кстати, небольшая, но показательная деталь: отличительные черты Люцифера, обольщавшего Еву, – это красота и мудрость, которыми Бог благословил его от начала. Поэтому то, что Еву соблазнили красота и мудрость Люцифера и его ангелов-богов («будете, как боги, знающие добро и зло») – наталкивает на мысль, какие именно плоды вкушали Ева и Адам).
Размышления и выводы:
«9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Быт.2:9)
Во-первых, надо отметить, что этот стих делит деревья на те, которые «приятны на вид и хороши для пищи», и те, которые «дают знания».
Во-вторых, на нашей планете Бог изначально творил все «весьма хорошо». Поэтому, присутствие в Быт.2:9 дерева познания добра и зла говорит о том, что его появление было не от желания Творца: Бог зло не творил, а тем более для познания его Своими творениями. А эти деревья дают знания.
Поэтому, первый вывод: все деревья, кроме двух последних – натуральные, для физиологического питания Божьих творений плодами («хорошие для пищи»). А в двух последних заложен духовный смысл и связаны они напрямую с духовной жизнью Божьих творений.
Так, ДЕРЕВО ЖИЗНИ, растущее посреди рая, было насажено Богом до появления человека и можно предположить, что оно символически представляет совместную жизнедеятельность Бога и Ангелов. Плоды их совместного труда дают знание и могут помочь обрести бессмертие. Именно поэтому, согрешившего человека Бог не допускает к этому дереву: «22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. 23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. 24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:22-24).
Сравнение жизни человека с растущим деревом встречаем и в послании апостола Павла:
«33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду» (Матф.12:33)
В книге «Откровение» дерева познания добра и зла уже НЕТ. Но есть дерево жизни, растущее от двух берегов реки жизни (река – символ истечения Святого Духа от Престола Бога и Его Сына) и сростающееся к вершине. Это отсутствие можно объяснить только окончанием эпохи грехопадения, полным уничтожением зла и соединением жизнедеятельности Ангелов и людей на их пути с Богом. И это дерево/жизнедеятельность приносит ежемесячно свои плоды. А листьями/научениями освящаются все народы: «2 Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (Откр.22:2).