Кабинет дшо в поликлинике что это
На страже детского здоровья
Два дошкольно-школьных отделения(ДШО) КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника №2» курируют 46 учреждений – это школы и детские сады. В обязанности работников ЛПУ входит регулярное проведение медосмотров, вакцинация детей, противоэпидемиологические мероприятия, медицинское наблюдение во время карантинов. Кроме этого сотрудники ДШО должны обеспечивать медицинское сопровождение во время проведения ЕГЭ, а также обслуживать летние пришкольные и выездные лагеря. Это трудная и кропотливая работа, благодаря которой ежегодно у тысяч детей удаётся выявить и предотвратить развитие многих заболеваний. К сожалению, сейчас отделения ДШО переживают трудные времена – мало того, что очень остро ощущается нехватка кадров, так ещё и в июне этого года их финансирование было существенно урезано.
О нелёгких рабочих буднях сотрудников поликлиники корр. VladMedicina.ru рассказала заведующая отделением ДШО №1 Анна Баранова.
Прививки: важно, нужно
Кроме того, есть сезонные вакцинации, осенью прививаем от гриппа (запланировано выполнить 13 839 прививок), а весной от клещевого энцефалита. Каждый год мы планируем привить всё больше и больше детей, для этого сотрудниками отделения ДШО проводится санитарно-просветительская работа – организуются выступления на родительских собраниях, беседы, раздаются листовки. Сегодня любой может отказаться от прививки, поэтому каждый раз необходимо говорить людям о пользе и важности вакцинопрофилактики.
Главное – выявить заболевание вовремя
По итогам осмотра врач ДШО заполняет медицинскую карту на каждого ребёнка, куда выносятся сведения о прививках и заключение о состоянии здоровья. Дополнительно заполняется лист здоровья, который есть в каждом классном журнале. Там указываются группа здоровья ребёнка, физкультурная группа, номер парты (если у ребёнка нарушения зрения), а также необходимые рекомендации. По этому листу ориентируются учитель физкультуры и классный руководитель при организации учебного процесса. Это позволяет скорректировать физические нагрузки для ребёнка – например, у него может быть бронхиальная астма, при которой исключается бег и участие в соревнованиях, но он об этом умолчит или просто забудет принести нужную справку.
Патологий у ребят выявляется сейчас очень много, особенно в офтальмологии и ортопедии. Связано это прежде всего с тем образом жизни, который ведут современные дети. Нарушения осанки встречается у каждого второго школьника, часто это сопровождается наличием плоскостопия. Также у половины осматриваемых наблюдается нарушение зрения. Не редкость для детей подросткового возраста и вегето-сосудистая дистония.
Каждому ребёнку, у которого впервые выявляется какое-либо заболевание, выписывается направление в поликлинику к нужному специалисту. Посещение врача позволяет предотвратить развитие болезни и избежать в будущем многих проблем. Ведь простое нарушение осанки чревато сколиозом, а спазм аккомодации, который происходит из-за частого использования компьютера и смартфона, при несвоевременном обращении грозит перерасти в миопию.
На плечи сотрудников ДШО ложится и наблюдение за образовательными учреждениями во время карантинов. При кишечной и воздушно-капельной инфекции врач должен ежедневно осматривать контактную группу. Кроме этих заболеваний довольно часто, как это ни странно, встречается педикулёз, при нём дети осматриваются раз в неделю в течение 30 дней. Нередко возникают вспышки заразных кожных заболеваний – чесотки и микроспории.
После ЕГЭ – в лагеря
В летнее время, когда заканчивается учёба, меньше работы у отделения ДШО не становится. Сотрудники ДШО обеспечивают медицинское сопровождение во время ЕГЭ, а также работают в летних детских лагерях.
Также мы обслуживаем и пришкольные лагеря. Когда лагерь открывается, дети осматриваются на педикулез и заразные кожные заболевания, проводится взвешивание, измерение роста, силы мышц кисти и определение жизненной емкости легких, данные вносятся в специальную форму отчёта. Это нужно для того, чтобы оценить эффективность оздоровления. Данные измеряются ещё раз в конце смены, показатели сравниваются, и по баллам определяется степень оздоровления – выраженный оздоровительный эффект, слабый или вообще никакого. Кроме этого, каждую неделю дети осматриваются на наличие педикулёза и заразных кожных заболеваний.
Помимо пришкольных лагерей, мы работаем в выездном лагере «Юнга». Учреждение находится на берегу моря и пользуется большой популярностью, там отдыхает до 450 детей. Смена длится 18 дней, и всё это время, круглосуточно, не выезжая, там должны находиться три сотрудника ДШО. Они проверяют санитарное состояние корпусов, кухни, а также ведут приём. Обращаемость очень высокая, дети активно проводят время, поэтому часто приходят с различными травмами. В лагере есть два изолятора, как правило, во время смены ни один из них не пустует.
Работать с надеждой на лучшее
Недостаток кадров – это лишь часть проблем, мы уже привыкли работать в таком режиме. Ситуация осложняется тем, что с июня этого года финансирование ДШО резко упало. До этого времени оплата проводилась по гонорарному принципу, и заработанных денег хватало как на зарплаты, так и на закупку необходимых расходных материалов. В июне гонорарную систему почему-то отменили. Помимо этого, теперь сотрудники ДШО, кроме выполнения своих непосредственных обязанностей, вынуждены совмещать работу участковыми педиатрами.
Сейчас вопрос о финансировании ДШО решается, но пока не ясно, в какую сторону, и как скоро ситуация изменится. А сотрудники поликлиник продолжают ответственно выполнять свою работу – сложную, кропотливую и очень важную. Ведь если они не позаботятся о детях, не будут проводить профилактику и предупреждать множество заболеваний, то в настоящее время, кроме них, этого не сделает никто.
Глава 2 ДОШКОЛЬНО-ШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
Медицинское обеспечение учащихся и воспитанников образовательных учреждений согласно приказу М3 РФ № 56 от 23.01.07 г. возложено на отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях детской поликлиники, именуемое также дошкольно-школьным отделением (ДШО).
Работу отделения возглавляет заведующий — квалифицированный врач- педиатр, имеющий практический опыт работы в детских дошкольных учрежде- ниях или школах. Заведующий отделением подчиняется главному врачу поликлиники. В обязанности заведующего входят распределение нагрузки среди врачей, утверждение графиков их работы, внедрение научных достижений в практику работы учреждений. Годовой план работы отделения, разработанный заведующим, утверждается главным врачом поликлиники или заместителем главного врача больницы по поликлиническому разделу работы.
В годовом плане предусмотрены следующие разделы:
• организация проведения плановой диспансеризации детей, посещающих дошкольные учреждения и школы;
• контроль за организацией режима дня и питания детей;
• организация физического воспитания и закаливания детей, проведение летних оздоровительных мероприятий, медико-педагогический контроль;
• активное наблюдение и лечение детей, находящихся па диспансерном учете;
• контроль за проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
• санитарно-просветительская работа среди родителей, школьников, воспитателей, педагогов, технического персонала;
• повышение квалификации медицинских кадров дошкольных учреждений и школ;
• анализ деятельности дошкольных учреждений, школ и самого отделения.
Непосредственным помощником заведующего является старшая медицинская сестра отделения. Она руководит работой среднего медицинского персонала, оказывает методическую и практическую помощь, контролирует качество работы и ведение медицинской документации в школах, следит за правильностью хранения медикаментов и прививочного материала, организует занятия для повышения квалификации среднего и младшего медицинского персонала, принимает участие в составлении отчетов по отделению.
Лечебно-профилактическая помощь детям осуществляется врачами и средним медицинским персоналом (фельдшером, медицинской сестрой), состоящими в штате ДШО детской городской поликлиники. Средний медицинский работник подчиняется врачу и работает под его непосредственным руководством.
Дошкольно-школьное отделение детских поликлиник: Методическая разработка практических занятий по циклу «Поликлиническая педиатрия»
Страницы работы
Фрагмент текста работы
НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 6 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО
факультета по циклу «ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПЕДИАТРИЯ »
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СОСТАВЛЕНА АССИСТЕНТОМ КАФЕДРЫ, К.М.Н.
Особое внимание следует уделить медицинскому обслуживанию детей, воспитывающихся в организованных коллективах. В 1976 году в детских поликлиниках страны были созданы дошкольно-школьные отделения / ДШО /.
ДШО — связующее звено между детской поликлиникой, школами, дошкольными учреждениями, органами народного образования, военкоматами, врачебно-физкультурной и санитарно-эпидемиологическими службами, подростковыми кабинетами поликлиник для взрослых.
При медицинском обслуживании ДДУ и школ обеспечиваются контроль за санитарно-гигиеническими условиями, режимом учебной работы и трудового воспитания, плановые проф. осмотры и осмотры детей перед прививками в определенный срок, организация наблюдения за диспансерной группой больных, соблюдение правильного режима занятий и отдыха, питания и закаливания, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий, амбулаторного приема, оказание мед. Помощи нуждающимся, ведение установленной мед. Документации, пропаганда медицинских знаний среди обслуживающего персонала и санитарно-просветительная работа среди населения.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ : изучить специфику работы мед. персонала в ДДУ и школах.
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ :
1. Санитарно-гигиенические требования к ДДУ и школам:
2. Медицинское обеспечение физического воспитания детей, учебного процесса.
Необходимый уровень знаний субординаторы приобретают при изучении общей и школьной гигиены, факультетской педиатрии.
Оснащение : методички, учебники, Ф.26.
Место проведения занятий : учебная комната, ДДУ, школа.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ :
1. Организация и функции ДШО.
2. Подготовка детей, поступающих в ДДУ.
3. Понятие об адаптации в ДДУ, классификация адаптации, критерии прогноза течения адаптации.
4. Медицинский контроль за состоянием здоровья детей в ДДУ, плановый и расширенные осмотры, диспансеризация детей с хронической патологией.
5. Документация и анализ деятельности ДДУ, школы.
6. Организация оздоровления ЧБД в ДДУ.
7. Подготовка детей к школе.
8. Освобождение учащихся от массовой школы, переводных экзаменов.
9. Профилактика детского травматизма.
ВЫПОЛНИТЬ В ПИСЬМЕННОМ ВИДЕ :
1. Написать эпикриз поступления в ДДУ, школу.
2. Законспектировать литературу, обозначенную в списке звездочкой.
3. Ответить на вопросы тестового контроля.
2. Усов И.Н, и др. « Медицинская помощь детям в условиях поликлиники ».- стр. 81-116
5. Организационные, профилактические и лечебные принципы оздоровления часто болеющих детей. Методические рекомендации., Москва. 1986 г.
7. Горелик Н.Д. « Мероприятия по оздоровлению ИБД дошкольных учреждений »,Педиатрия- 1991 г., № 3, стр. 86-89.
8. Сухарева Л.Г. « Мед. аспекты профессиональной ориентации школьников », Врач— 1993 г., №2, стр. 51-53.
Функциональные обязанности медицинских
работников, обслуживающих детей
в образовательных учреждениях
/Приказ 186/272 от 30.06.92г./.
1. Организация мед. обеспечения детей :
1.1. Анализ состояния здоровья детей, оценка эффективности оздоровительных и проф. мероприятий.
1.2. Организация проф. осмотров, консультативной помощи.
1.3. Организация повышения квалификации мед. работников.
2. Первичная профилактика :
2.1. Контроль за санитарно-гигиеническими условиями.
2.2. Участие в составлении учебного расписания, режима дня и занятий.
3.1. Анализ качества питания.
3.2. Санитарно-гигиеническое состояние пищеблока, составление меню, бракераж готовой продукции.
4. Физическое воспитание:
4 1. Распределение по медицинским группам, анализ эффективности урока, контроль за проведением урока.
5. Трудовое обучение и профессиональная ориентация :
5 1. Консультация, заключение о проф. пригодности, контроль за выполнением рекомендаций по трудовому воспитанию.
6. Гигиеническое воспитание в детском коллективе :
6.1. Формирование навыков по здоровому образу жизни, организация мероприятий по профилактике близорукости, кариеса, нарушений осанки и др.
7.1. Планирование и анализ вакцинации, осмотры перед прививками, регистрация общей и местной реакции на проф. прививку.
8. Мероприятия по обеспечению адаптации в организованных коллективах :
8.1. Коррекция тяжелых форм адаптации, формирование функциональной
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
СИСТЕМА ОКАЗАНИЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.
Медицинское обслуживание населения представляет собой сложную систему как по видам оказываемых лечебно-профилактических услуг, так и по типам учреждений.
В «Основах законодательства об охране здоровья граждан Российской федерации» выделены три вида лечебно-профилактической помощи населению: первичная медико-санитарная (ПМСП), скорая медицинская и специализированная медицинская. Но есть и другие подходы к классификации видов медико-социальной помощи. Так, по уровню квалификации выделяют доврачебную, первую врачебную, квалифицированную, специализированную и узкоспециализированную помощь.
Лечебно-профилактическую помощь населению разделяют по следующим видам: внебольничная помощь (в основном амбулаторно-поликлиническая), больничная (стационарная, или госпитальная), скорая и неотложная помощь, реабилитационная и санаторно-курортная.
Медицинская помощь детям обеспечивается широкой сетью лечебно-профилактических учреждений к которым относятся: детские городские больницы, ведомственные детские больницы, детские областные (краевые) окружные больницы, специализированные детские больницы (инфекционные, психиатрические и др.), дневные стационары, детские консультативно-диагностические центры, центры перинатологии, диспансеры, детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники, дома ребенка, детские бальнеологические и грязелечебницы, детские санатории, специализированные санаторные лагеря круглогодичного действия, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля, детские клиники НИИ, вузов и др.
Основной объем лечебно-профилактической помощи детям выполняют детские городские поликлиники. Массовость этого вида помощи определяется тем, что в поликлиниках проводится широкий комплекс мероприятий по предупреждению и раннему выявлению патологии, снижению заболеваемости и инвалидности.
Кроме того, только около 20 % всех больных, обращающихся за медицинской помощью, подлежат госпитализации, остальные начинают и заканчивают свое лечение в поликлиниках.
ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА.
ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА обеспечивает в районе своей деятельности лечебно-профилактическую помощь детям до 18 лет включительно.
Оказание медицинской помощи предусмотрено непосредственно в поликлинике, на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах.
Городская детская поликлиника может быть самостоятельным учреждением, или на правах структурного подразделения входить в состав детской городской больницы или городской поликлиники
В структуре детской городской поликлиники предусматриваются следующие подразделения:
Основные функции и задачи детской городской поликлиники:
Детская поликлиника обеспечивает в районе своей деятельности:
Детская поликлиника имеет в штате должности врачей участковых педиатров, врачей узких специальностей, а также должности врачей для работы в детских дошкольных учреждениях и школах.
Большую роль в правильной организации работы детской поликлиники играет регистратура, являющаяся очень важным звеном в ее структуре.
В регистратуре на каждого ребенка заводят “Историю развития ребенка” (ф.112), которую передают во все отделения и кабинеты.
Важную роль в организации работы детской поликлиники занимает отделение (кабинет) здорового ребенка, включающее кабинет здорового ребенка и прививочный кабинет, где выполняется основной объем профилактической работы. В этом отделении проводится профилактическая работа с детьми раннего возраста. В кабинете здорового ребенка работают фельдшер или медицинская сестра, прошедшие подготовку по профилактической и санитарно-просветительной работе
В кабинете здорового ребенка организуются занятия школ молодых матерей, отцов; проводятся индивидуальные и коллективные беседы с родителями детей раннего возраста, обучение родителей методике ухода за детьми, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма; работа по профилактике рахита у детей; индивидуальная подготовка детей к поступлению в детские дошкольные учреждения.
Педиатрическое отделение детской поликлиники осуществляет основной комплекс профилактических мероприятий, направленных на правильное развитие и воспитание детей, обеспечивает лечебные и противоэпидемические мероприятия
Дошкольно-школьное отделение детской поликлиники организуется для оказания лечебно- профилактической помощи детям в детских дошкольных учреждениях и школах. Руководит работой врачей педиатров и медицинских сестер,обслуживающих дошкольные учреждения и школы заведующий дошкольно-школьным отделением, который осуществляет тесный контакт со всеми подразделениями детской поликлиники, с подростковым кабинетом городской поликлиники, учреждением
Отделение восстановительного лечения. Целью восстановительного лечения детей является возвращение больного в характерные для его возраста условия жизни, воспитания, учебы, занятий спортом, общения со сверстниками, а при отсутствии такой возможности – обеспечение стойкой компенсации нарушенных функций и адаптации к новым условиям. Проведение восстановительного лечения направлено на предупреждение и снижение инвалидности в детском возрасте.
Отделение восстановительного лечения создается в составе одной или нескольких крупных поликлиник для лечения последствий заболеваний органов дыхания, нервной системы, а также врожденных и приобретенных болезней опорно-двигательного аппарата. В состав отделения восстановительного лечения входят: кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа, иглорефлексотерапии, для сурдологопедических занятий и пр.
Основной задачей этого отделения является проведение комплекса лечебно- оздоровительных мероприятий восстановительного лечения с учетом характера, степени и тяжести заболевания, возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
Детская поликлиника работает по территориально-участковому принципу. Это означает, что весь район обслуживания поликлиники разделен на участки с определенной численностью населения, за каждым из которых закреплены свой постоянный участковый педиатр и медицинская сестра. Территориальный педиатрический участок является основной структурной единицей поликлиники. На больного ребенка первого года жизни наблюдает ежедневно
Детская поликлиника организует проведение патронажей беременных совместно с женской консультацией с момента взятия беременной на учет, проводит занятие школы молодых матерей.
Наблюдение за детьми проводится с учетом возраста ребенка и состояния здоровья.
Значительное место в этой работе занимает патронаж. Согласно существующему положению фельдшер (акушерка) ФАПа посещает новорожденного в первые 3 дня после выписки из родильного дома; если в семье родился первый ребенок, то его посещают в первый же день после выписки, а в дальнейшем через 2-3 дня в течение первой недели и еженедельно в течение первого месяца жизни.
Кратность наблюдения детей первого года жизни фельдшером (акушеркой) ФАП:
1-й месяц – только на дому – 5 раз;
2-й месяц – на дому – 3 раза;
3-4-й месяцы – наблюдение на дому – 2 раза в месяц;
6-12-й месяцы – наблюдение на дому – 1 раз в месяц.
Кроме того, ребенка до 1 года должен осматривать на ФАП педиатр не менее 1 раза в месяц.
Таким образом, фельдшер (акушерка) должен видеть ребенка в течение первого года жизни 12 раз на профилактических приемах врача и 20 раз при патронаже на дому.
Все дети из двоен, недоношенные, родившиеся с крупной массой тела, получившие родовую травму, родившиеся у матерей с патологией беременности и родов, дети из неблагоприятных социально-бытовых условий относятся к группам риска и наблюдаются по индивидуальному плану.
В 1 год ребенок осматривается окулистом, ортопедом, психоневрологом, следует сделать анализ крови, мочи.
Под особое диспансерное наблюдение должны быть взяты:
Дети с железо дефицитной анемией алиментарно-инфекционной этиологии осматриваются (с контролем анализа крови) 1 раз в 2 нед, в период ремиссии — 1 раз в 3 мес.
Наблюдаются дети с анемией в течение 1 —1/2 лет, с учета снимаются через год после нормализации анализов крови, проведенных с интервалами 1, 2, 3 мес после курса лечения. Профилактические прививки разрешаются через 6 мес после нормализации анализа крови.
Дети с гипопластической и гемолитической анемиями наблюдаются с контролем анализа крови 1 раз в месяц. С учета они не снимаются, профилактические прививки им противопоказаны. Если при микросфероцитарной анемии была сделана спленэктомия, то при отсутствии рецидива дети с учета снимаются через 2 года.
Дети с рахитом в разгар заболевания осматриваются 1 раз в 2 нед, в фазе реконвалесценции — 1 раз в месяц.
С учета дети с рахитом снимаются через 12 мес при отсутствии рецидивов.
Дети с хроническими расстройствами питания (гипотрофия и избыточная масса тела) осматриваются 1 раз в 2—3 нед.
Дети с аномалиями конституции (экссудативный и лимфатический диатезы) наблюдаются 1 раз в месяц, их следует консультировать со специалистами — дерматологом и аллергологом. Этим детям 2 раза в год производят анализы крови, мочи, копрологические исследования, следят за динамикой массы тела. При наблюдении за указанными детьми следят за состоянием кожи, слизистых оболочек, за лимфатическими узлами, увеличением вилочковой железы (по данным рентгенологического обследования — 1 раз в 6—8 мес). Дети с выраженными кожными проявлениями экссудативного диатеза и увеличенной вилочковой железой отводятся от профилактических прививок до 1/2—2 лет и снимаются с учета в зависимости от проявлений диатеза.
Дети с внутричерепной родовой травмой в периоде новорожденности должны быть осмотрены невропатологом, по его назначению проводится лечение, при необходимости организуются консультаций окулиста, хирурга, оториноларинголога. В первом полугодии их осматривают 1 раз в 2 нед, во втором — 1 раз в 3 мес. Психоневролог осматривает детей 1 раз в 2 — 3 мес, окулист — 1 раз в 6 мес. Профилактические прививки и снятие с учета производятся только по заключению психоневролога.
Дети недоношенные и близнецы с весом 2—2,5 кг наблюдаются на 1-м месяце еженедельно, в возрасте 1—6 мес — 1 раз в 2 нед, во втором полугодии — 1 раз в месяц. На 1-м месяце жизни рекомендуются консультации хирурга, ортопеда, невропатолога, окулиста.
Критерием эффективности наблюдения за недоношенными и детьми из двойни является правильное психофизическое развитие ребенка, который по всем основным показателям должен догнать к 1 году своих сверстников.
Группы здоровья:
1- Здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдения или имеющие незначительные единичные отклонения, не влияющие на состояние здоровья, не требующие коррекции.
2- Здоровые дети, с неблагоприятным генеалогическим анамнезом (IIА группа); с риском возникновения хронической патологии, склонные к повышенной заболеваемости, с наличием функциональных отклонений, обусловленных морфологической незрелостью органов и систем, отягощенным акушерским анамнезом, часто болеющие или перенесшие 1 тяжелое заболевание с неблагополучным течением реабилитационного периода и т.п. (IIБ группа).
3- Дети, страдающие каким-либо хроническим заболеванием или дефектом развития, но находящимся в состоянии полной компенсации.
4- Больные дети с состоянии субкомпенсации.