Как будто время ни при чем
Как это делали классики
В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез,
И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей.
Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.
Но все равно в жилищах зыбких —
Попробуй их останови!—
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви.
И все равно под небом низким
Я вижу явственно, до слез,
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез.
Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чем.
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Стихотворение дня
Николай Рубцов
3 января 1936 года родился Николай Михайлович Рубцов. Погиб 19 января 1971 года.
«Фиалки». Читает автор
Фиалки
Я в фуфаечке грязной
шёл по насыпи мола.
Вдруг откуда-то страстно
стала звать радиола:
«Купите фиалки,
вот фиалки лесные.
Купите фиалки,
они словно живые…»
..Как я рвался на море!
Бросил дом безрассудно.
И в моряцкой конторе
всё просился на судно —
на буксир, на баржу ли…
Но нетрезвые, с кренцем,
моряки хохотнули
и назвали младенцем!
Так зачем мою душу
так волна волновала,
посылая на сушу
брызги быстрого шквала?
Кроме моря и неба,
кроме мокрого мола
надо хлеба мне, хлеба!
Замолчи, радиола…
Сел я в белый автобус,
в белый, тёплый, хороший.
Там вертелась, как глобус,
голова контролёрши.
Назвала хулиганом,
Назвала меня фруктом.
Как всё это погано.
Эх, кондуктор, кондуктор!
Ты не требуй билета,
увези на толкучку.
Я, как маме, за это
поцелую Вам ручку!
..Вот хожу я, где ругань,
где торговля по кругу,
где толкают друг друга,
и «толкают» друг другу.
Рвут за каждую гайку —
русский, немец, эстонец.
О. Купите фуфайку.
Я отдам — за червонец…
Март 1962, Ленинград
Угрюмое
Я вспомнил
угрюмые волны,
Летящие мимо и прочь!
Я вспомнил угрюмые молы,
Я вспомнил угрюмую ночь.
Я вспомнил угрюмую птицу,
Взлетевшую
жертву стеречь.
Я вспомнил угрюмые лица,
Я вспомнил угрюмую речь.
Я вспомнил угрюмые думы,
Забытые мною уже…
И стало угрюмо, угрюмо
И как-то спокойно душе.
«Поезд». Читает автор
Поезд
Поезд мчался с грохотом и воем,
Поезд мчался с лязганьем и свистом,
И ему навстречу желтым роем
Понеслись огни в просторе мглистом.
Поезд мчался с полным напряженьем
Мощных сил, уму непостижимых,
Перед самым, может быть, крушеньем
Посреди миров несокрушимых.
Поезд мчался с прежним напряженьем
Где-то в самых дебрях мирозданья,
Перед самым, может быть, крушеньем,
Посреди явлений без названья…
Вот он, глазом огненным сверкая,
Вылетает… Дай дорогу, пеший!
На разъезде где-то, у сарая,
Подхватил меня, понес меня, как леший!
Вместе с ним и я в просторе мглистом
Уж не смею мыслить о покое, —
Мчусь куда-то с лязганьем и свистом,
Мчусь куда-то с грохотом и воем,
Мчусь куда-то с полным напряженьем
Я, как есть, загадка мирозданья.
Перед самым, может быть, крушеньем
Я кричу кому-то: «До свиданья. »
Но довольно! Быстрое движенье
Все смелее в мире год от году,
И какое может быть крушенье,
Если столько в поезде народу?
В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез,
И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей…
Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.
Но все равно в жилищах зыбких —
Попробуй их останови! —
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви.
И все равно под небом низким
Я вижу явственно, до слез,
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез.
Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чем…
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем.
Ветер всхлипывал, словно дитя,
За углом потемневшего дома.
На широком дворе, шелестя,
По земле разлеталась солома…
Мы с тобой не играли в любовь,
Мы не знали такого искусства,
Просто мы у поленницы дров
Целовались от странного чувства.
Разве можно расстаться шутя,
Если так одиноко у дома,
Где лишь плачущий ветер-дитя
Да поленница дров и солома.
Если так потемнели холмы,
И скрипят, не смолкая, ворота,
И дыхание близкой зимы
Все слышней с ледяного болота…
Для комментирования вам надо войти в свой аккаунт.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Николай Михайлович Рубцов. «В минуты музыки печальной…»
Николай Михайлович Рубцов
В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез,
И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей…
Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.
Но все равно в жилищах зыбких —
Попробуй их останови!—
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви.
И все равно под небом низким
Я вижу явственно, до слез,
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез.
Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чем…
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем.
Стихотворение «В минуты музыки» относится к любовно-философской лирике. Его композиция – это ход от частного к общечеловеческому. Сначала Рубцов рассказывает читателям о расставании с дорогой сердцу женщиной. Тяжелое душевное состояние лирического героя усугубляется из-за мрачности пейзажа, который окружал его в тягостную минуту разлуки. Он вспоминает о первом снеге под серым небом, погаснувших полях, отсутствии солнца. Поэт рисует картину поздней осени или ранней зимы в средней полосе России. Природа находится в переходном состоянии. Уже нет той радости от золотых листьев, еще не успела земля полностью укрыться блестящим на солнце снегом.
В третьей строфе лирический герой пытается отказаться от депрессивного мировосприятия, навсегда расстаться с завершившимися отношениями. Он признает, что «слишком любит призраки», что «душа блуждать устала в былой любви, былом хмелю». Тем не менее, навсегда забыть прошлое ему крайне сложно. Периодически воспоминания возвращаются, и нет от них практически никакого спасения. Финальная строфа – философский взгляд на проблему расставания. Рассуждения героя выходят на совершенно иной уровень. Им поднимает сложнейшая проблема течения времени. Когда человек счастлив, минуты летят, торопятся. Целые часы проносятся словно один миг. Иное дело – трудные жизненные ситуации. Когда люди оказываются в них, кажется, будто время замирает, совсем не двигается. Именно так происходит и в час расставания.
Важнейшую роль в стихотворении «В минуты музыки» играет мотив душевных исканий лирического героя. Путь души неявно сопоставляется с путем журавлей, гонимых первым снегом, — «путем без солнца», «путем без веры». Ей сложно найти покой, она блуждает в потемках. Кажется, не в последнюю очередь виной тому давнее расставание с любимой женщиной. Возможно, именно из-за нее душа героя надолго, если не навсегда, потеряла ориентиры.
Стихотворение Рубцова отличает музыкальность. Воспоминания лирического героя – это не только картины природы, но и звуки – «голос женщины прощальный», «шум порывистых берез», плачущие скрипки. Практически в каждой строфе Рубцов использует единоначатие. Встречаются в произведении и другие виды повторов. Их присутствие придает стихотворению музыкальность, плавную песенность. Недаром композиторы не раз брали текст Николая Михайловича за основу для своих композиций.
В минуты музыки печальной. (Николай Рубцов)
вокал:Вера Пенькова
гитара:Овсей Фол
В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез,
.
И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей.
.
Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.
.
Но все равно в жилищах зыбких —
Попробуй их останови!—
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви.
.
И все равно под небом низким
Я вижу явственно, до слез,
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез.
.
Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чем.
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем.
Рейтинг работы: 53
Количество отзывов: 11
Количество сообщений: 5
Количество просмотров: 810
© 22.07.2016г. Вера Пенькова
Свидетельство о публикации: izba-2016-1728469
ЛЮБОВЬ НЕЛЕН 30.04.2017 18:58:05
Отзыв: положительный
Да. такие стихи надо чувствовать, принимать сердцем. в минуты музыки печальной. СПАСИБО ВАМ, ВЕРОЧКА И ОВСЕЙ.
«В минуты музыки печальной…» Н. Рубцов
В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез,
И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей…
Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.
Но все равно в жилищах зыбких –
Попробуй их останови! –
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви.
И все равно под небом низким
Я вижу явственно, до слез,
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез.
Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чем…
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем.
Дата создания: 1966 г.
Анализ стихотворения Рубцова «В минуты музыки печальной…»
Стихотворение «В минуты музыки» относится к любовно-философской лирике. Его композиция – это ход от частного к общечеловеческому. Сначала Рубцов рассказывает читателям о расставании с дорогой сердцу женщиной. Тяжелое душевное состояние лирического героя усугубляется из-за мрачности пейзажа, который окружал его в тягостную минуту разлуки. Он вспоминает о первом снеге под серым небом, погаснувших полях, отсутствии солнца. Поэт рисует картину поздней осени или ранней зимы в средней полосе России. Природа находится в переходном состоянии. Уже нет той радости от золотых листьев, еще не успела земля полностью укрыться блестящим на солнце снегом.
В третьей строфе лирический герой пытается отказаться от депрессивного мировосприятия, навсегда расстаться с завершившимися отношениями. Он признает, что «слишком любит призраки», что «душа блуждать устала в былой любви, былом хмелю». Тем не менее, навсегда забыть прошлое ему крайне сложно. Периодически воспоминания возвращаются, и нет от них практически никакого спасения. Финальная строфа – философский взгляд на проблему расставания. Рассуждения героя выходят на совершенно иной уровень. Им поднимает сложнейшая проблема течения времени. Когда человек счастлив, минуты летят, торопятся. Целые часы проносятся словно один миг. Иное дело – трудные жизненные ситуации. Когда люди оказываются в них, кажется, будто время замирает, совсем не двигается. Именно так происходит и в час расставания.
Важнейшую роль в стихотворении «В минуты музыки» играет мотив душевных исканий лирического героя. Путь души неявно сопоставляется с путем журавлей, гонимых первым снегом, – «путем без солнца», «путем без веры». Ей сложно найти покой, она блуждает в потемках. Кажется, не в последнюю очередь виной тому давнее расставание с любимой женщиной. Возможно, именно из-за нее душа героя надолго, если не навсегда, потеряла ориентиры.
Стихотворение Рубцова отличает музыкальность. Воспоминания лирического героя – это не только картины природы, но и звуки – «голос женщины прощальный», «шум порывистых берез», плачущие скрипки. Практически в каждой строфе Рубцов использует единоначатие. Встречаются в произведении и другие виды повторов. Их присутствие придает стихотворению музыкальность, плавную песенность. Недаром композиторы не раз брали текст Николая Михайловича за основу для своих композиций.