Как называется когда человек не знает чего хочет
Кризис желаний: «я не знаю, чего хочу»
Индивидуум ясно осознающий свои потребности, всегда ищет пути их исполнения. Движение в нужном направлении может быть более или менее успешным, но, если осознания потребностей и желаний нет, говорить о движении невозможно в принципе. Если жить, пытаясь выхватывать фрагменты бесконечно многообразного мира наугад, то человек обречен на неудовлетворенность выбором.
Проблемы выбора могут носить разный характер — от непонимания своих желаний в отдельных сферах до обезоруживающего «не знаю, чего хочу» абсолютно во всем, включая покупку одежды или заказ еды в ресторане. Чаще всего в таких взрослых вырастают дети, чьи родители все и всегда решали за них: что лучше одеть, с кем нужно дружить, чем питаться. В этом случае просто не формируется или полностью разрушается способность понимать себя и принимать решения в соответствии с собственными желаниями. Легче ситуация у тех, кто может выбирать в отдельных сферах жизни, но совершенно теряется в других (например, легко определяется в бытовых вопросах, но не может понять в какой профессии хотел бы самореализоваться). Ведь во втором случае есть успешный опыт опоры на себя и принятия решений, а это может стать хорошим ресурсом и поддержкой на пути к изменению.
Когда нет внутренней опоры
Проблема распознавания своих глубинных истинных желаний и потребностей приводит к тому, что человек обращается к установкам, общепринятым стандартами или навязанным извне ценностям. Однако, они могут быть совершенно чуждыми и тогда вместо удовлетворения приходит разочарование, апатия или даже депрессия. Так молодой мужчина, испытывающий постоянное раздражение и усталость от отношений в семье, не предпринимает попыток изменить ситуацию, потому как не может понять и выразить, чего же он хочет от своей супруги. Более того, он даже не пытается разобраться, так как уже несколько лет живет с установкой: «В браке всегда так, любовь заканчивается, но надо жить дальше». Примерно так, подменяя нераспознанные личные потребности одобряемыми общественным мнением суррогатами, человек теряет внутреннюю опору.
На этом фоне могут возникнуть:
Невозможность понять себя может породить одну или несколько из перечисленных сложностей, но может и объединить их, создавая общую неудовлетворенность жизнью — «все не то и не так!»
О психологических истоках проблемы
На становление личности оказывают влияние многие факторы, связанные как с особенностями внутренней организации человека, так и со спецификой его окружения.
Губительное воздействие на развитие функции выбора могут оказать вынесенные из детства установки и убеждения, способствующие подмене ориентира на себя (собственные желания и потребности) внешними правилами: так должно быть, это правильно, так принято и т.п.
Еще один источник проблемы — невозможность разграничить собственное мнение о себе и мнения окружающих, этакое «растворение» в других. Такой человек легко берет на веру то, что ему говорят его близкие, в том числе – и о нем самом. Из-за неспособности осознать и выразить собственную позицию идет подмена своих желаний сценариями других людей. Так девушка поступает на авиадиспетчера, потому что ее родители уверены, что это самая подходящая для нее работа и она тоже верит в это. Но в процессе обучения она постепенно понимает, что это не то, что ей нужно, а что нужно – определиться не может.
Возникает тупик, из которого не так-то просто выбраться самостоятельно. В приведенном примере понадобилась длительная работа девушки с психологом, чтобы она сначала научилась осознавать, и затем и отстаивать свои желания
Развитию личностной несостоятельности способствует и механизм проекций — защитный психологический механизм, предполагающий восприятие внутриличностных процессов как происходящих извне, наделение окружающих объектов определенными характеристиками с последующим использованием этих условных характеристик в качестве объективных данных («Я не могу сделать выбор — и никто не может; если кто-то доволен своим выбором, ему просто повезло»).
Ошибки воспитания, или как защитить своего ребенка от кризиса желаний
Абсолютное большинство родителей желают своим наследникам добра, но непонимание некоторых процессов и недооценка их важности для дальнейшей жизни нередко дает обратный эффект. В полной мере справедливо это и для зарождения кризиса желаний.
К такому результату приводят как авторитарный тип воспитания (неприятие родителями решений ребенка, его права на собственные взгляды и оценки) или чрезмерная критичность окружающих, так и избыточная забота (все делается взрослыми «авансом»), лишающая ребенка необходимости формулировать свои желания и добиваться их исполнения.
Смирение с тем, что решение принимают другие, равно как и боязнь спровоцировать собственным решением конфликт, из детства перетекают во взрослую жизнь и становятся серьезным препятствием для постановки жизненных целей и достижения жизненного успеха.
Специфика психологической помощи
Кризис желаний — это ситуация, достаточно сложная для работы психолога или психотерапевта, ведь человек с нарушением функции выбора порой не может ясно сформулировать запрос, обрисовать свои ожидания, установить ориентир в виде предполагаемого результата.
На поиски отправной точки может потребоваться до 10 встреч, и только после полной проработки запроса можно переходить к этапу, который собственно и призван достичь желаемого. И тогда уже постепенно психолог или психотерапевт помогает клиенту разобраться и с теми причинами, которые привели человека к невозможности осознавать, чего же он хочет, и с теми последствиями, которые возникли в результате данной проблемы.
Из практики. Привлекательный молодой человек с печальным взглядом, хорошо одет, правильная речь, прекрасные манеры — таким предстал перед психологом Артем, в свои двадцать пять испытывающий неудовлетворенность жизнью.
В активе юноши — успешно оконченная престижная школа, диплом бакалавра международных отношений, два курса обучения на факультете технического перевода и, наконец, осознание полной ошибочности пути, потерянного времени, а главное — неспособность выбрать что-то другое. В очередной раз бросив университет, Артем два года посвятил поиску дела по душе, но ничего так и не выбрал.
Проблема этого молодого человека оказалась «родом из детства». Любящая заботливая мать оградила мальчика буквально от всех потенциальных неприятностей (в школу/из школы — только на машине, занятия музыкой — только в щадящем режиме с частным педагогом, домашние задания — только под материнским контролем и т.д.)
Мать (как ей казалось) делала все для того, чтобы Артем не потерялся на фоне более яркого и одаренного старшего брата с рано проявившимися талантами. И мальчик действительно учился хорошо, и играл на пианино, и спортом занимался. Но по мере взросления становилось все более понятно: Артем остается «хорошим мальчиком» — и не более того.
Хотя этот случай нельзя отнести к числу особо сложных (молодой человек четко осознавал свои желания в прочих сферах, сумел выстроить хорошие отношения с любимой девушкой, нормально общался с друзьями) работа заняла не один месяц: определиться со своими жизненными планами — это во многом стать честнее по отношению к себе, что, как известно, очень непросто. Артему это удалось.
Наша жизнь полна и интересна, когда день за днем происходит приближение к цели — к большой или маленькой мечте, которая есть у каждого человека. Если вы не видите свой жизненный ориентир, вам, возможно, необходима помощь профессионального психолога, и чем скорее вы ее получите, тем большего успеете добиться в своей жизни.
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
«Я не знаю, чего хочу»: психолог объясняет, почему так, и помогает разобраться в своих желаниях
Думать о своих желаниях — не эгоизм, а здоровая забота о себе
Установка «Делай только то, что хочешь, а если не хочешь — не делай» становится девизом поколения двадцати- и тридцатилетних, но как быть в ситуации, когда не можешь понять, чего же ты на самом деле хочешь? Психолог Татьяна Подопригора помогает найти ответ на этот вопрос.
Каково это, не знать чего хочется?
Иногда кажется необходимым, чтобы кто-то другой тебе сказал: вот твои чувства, вот твои мысли, вот твои желания. В такое состояние впадают все — когда мы оказываемся в сложной или даже шоковой ситуации, когда непонятно, что думать, а чувств так много, что сложно разобраться в собственной позиции. В такой момент кажется, что нужен большой взрослый, который возьмет за руку и уведет в безопасное место, объяснит, что произошло и уверит, что всё будет хорошо. Это естественное желание для ребенка.
Некоторые люди так и вырастают в этой позиции, постоянно ожидая такого руководства. Они в каждом человеке ищут маму, которая скажет, как правильно поступить и объяснит ситуацию.
Почему так происходит
Когда не происходит психологического отделения ребёнка от взрослого, они остаются в постоянном контакте, когда один человек будто бы всегда сшит с другим, как единое целое. Если двое — это одно целое, то у них общие желания, чувства, потребности. В этот момент своих потребностей и желаний быть не может.
Такие люди живут во благо семьи, работы, чего-то или кого-то еще, игнорируя себя, не чувствуя себя. В детстве мог быть опыт, когда взрослый всегда прикрывал собой ребенка, отвечая за него и решая за него, даже тогда, когда ребенку уже было пора проявлять самостоятельность. И он так и не научился, и привык, что рядом есть кто-то, кто скажет что происходит. Такая ситуация приводит к заморозке чувств.
Как чувства связаны с желаниями?
Проще всего объяснить эту связь на примере базовых потребностей. Как мы понимаем, что хочется в туалет? Что хотим есть? Ощущаем телом. Мы чувствуем сигнал в теле и распознаем его как знак, что пора перекусить или найти ближайший Макдональдс. Бывает, что и эти базовые потребности игнорируются долго — когда чем-то очень увлечен, отрываешься от тела и вся активность в важном деле — в работе, в интересном фильме, разговоре. А тело остаётся где-то на втором плане со всеми своими сигналами. Так и с остальными желаниями и потребностями.
Прислушиваться к телу и эмоциям
Как понять, я ли это хочу, или кто-то меня убедил, внушил мне желание?
Такой вопрос от клиентов звучит довольно часто. Он решается так: представьте, что ваше желание сбылось. К примеру, мечта о новой профессии. Кому стало хорошо в результате? Кто выиграл от реализации желания? Может быть, в этот момент нам больше всего хочется рассказать кому-то о совершении желания, и этого достаточно. А дальше работать уже не хочется. Тогда идем дальше, почему нам так хочется, чтобы этот человек узнал о новой нашей профессии? Это сделает нас лучше в его глазах? Зачем нам это? Здесь становится видно, что дело не в профессии, а в отношениях с конкретным человеком.
Процесс возникновения желания
Как понять чего я хочу? Иногда такой вопрос возникает из-за путаницы, как будто за желанием прячется что-то иное. Или из растерянности — когда мы оказываемся в новой среде. Совершенно естественно иногда не знать и не понимать своих желаний. Растерянность для многих является чем-то стыдным и непереносимым, ведь часто можно услышать от взрослых, что «надо иметь свое мнение», «че ты мямлишь», «ты чего», «давай уже, соберись».
Мы реагируем на свою растерянность, и дело в этой реакции.
Такие замечания от наших близких могут транслировать непринятие скорости, медлительности и растерянности. Внутри нас формируется определенная реакция на эту растерянность — мы пугаемся и стремимся быстро из нее выйти. И как решение — цепляемся за мнение большинства или, например, ждем поощрения и выбираем то, за что нас похвалят, не задумываясь, хотим ли мы этого в действительности.
Пребывание в растерянности
Если в состоянии растерянности побыть, замедлиться, то за ним можно рассмотреть свои желания. Когда мы в ресторане заказываем еду, мы немного медлим, смотрим, выбираем и прислушиваемся к телесным ощущениям и потребностям, и так делаем выбор. С другими решениями все также.
Но иногда и еду сложно выбрать, и хочется, чтобы кто-то за тебя ее выбрал и принес, как в детстве, позаботился. Излишняя забота в детстве иногда эту чувствительность блокирует, мешает ей развиваться. Как в классическом анекдоте про еврейскую маму:
— Нет, ты хочешь кушать!
Другая частая реакция — критика своих желаний.
Желание возникает, и сразу за ним оценка этого желания — «странное», «глупое», «детское», «неполезное», оно может противоречить нашей идее о том, какой я или о том, каким я должен быть. Мы все хотим быть взрослыми и умными, эффективными. При этом наше желание может не соответствовать этим представлениям и ожиданиям от себя, поэтому критика сразу цензурирует его. Это секундный процесс, часто мы его «проскакиваем», не осознавая, что мы себя критикуем. Тут может помочь внимание к своим оценкам других людей и внимание к своим фантазиям.
Как научиться?
Состояние начинающего нужно тренировать, совершать ошибки, пробовать. Не бояться быть незнающим человеком. Нас долго обучали знать, уметь аргументировать, быть компетентными.
Барбара Шер в книге «О чем мечтать» предлагает ответить на вопросы на исследование своих желаний:
Ответы на эти вопросы могут приблизить к понимаю своих истинных желаний.
Его формирование в детстве происходит естественно. По ходу взросления он может развиваться или блокироваться. Это тренировка, изучение сигналов своего тела, чувств. Мы готовы подстраиваться под тех, кого любим, кто нас окружает, часто умеем хорошо прислушиваться к другим, но не к себе. Если это про вас, то можно пробовать разное и смотреть на свою реакцию, учиться быть внимательным к себе. Позволение думать о себе и своих желаниях — не эгоизм, это здоровая забота.
Кто же всё-таки такие, эти интроверты?
1.Все интроверты — эгоисты.
Это совершенно не так. Вторым в большинстве случаев характерна высокая самооценка, а первым — заниженная или нормальная. Отношение к другим людям тоже сильно отличается.
2. Интроверты равнодушны ко всему, кроме себя.
Интроверты изначально нацелены на свой внутренний мир, уделяют большее значение своим мыслям и чувствам. Но это не значит, что им без разницы, просто это отходит на второй план.
3. Интроверты всегда хотят быть в одиночестве.
Да, уединение довольно важно для интроверта. Можно осмыслить некоторые вещи, заняться хобби. Но иногда может возникнуть желание высказаться кому-то, поделиться интересными мыслями, узнать мысли других людей по поводу чего-либо, развлечься. Тут уже возникает потребность в контакте с другими людьми.
4. Интроверты не любят общение.
Большинство интровертов не то чтобы не любят общение, а просто безразлично к нему относятся, не придают этому большого значения. Нет такого человека, с кем можно было бы поговорить — ничего страшного, а если есть интересный для него человек, то почему бы и нет.
5. Интроверты пытаются отгородиться от общества, так как их пугают встречи с людьми.
Да, им комфортнее находится вдали от людных мест, но не нужно путать с социофобами, то есть людьми, у которых возникает страх перед общественными действиями либо действиями, сопровождаемые вниманием посторонних лиц. Интроверту не составит труда выйди из своего «уголка уединения» (разве что лень помешает).
6. Интроверт не может выступать публично.
Аналогично с предыдущим пунктом, не путать с социофобом.
8. Интроверты не умеют общаться с людьми, да и вообще они не уживаются в обществе.
Если человек умеет поддерживать разговор, то это не значит, что он будет много говорить. Интроверт не любит пустых разговоров, но если ему интересен собеседник, то может долго не прекращать беседу. Ещё он, скорее всего, постарается не перебивать человека, с которым разговаривает, так как и слушатель из него обычно хороший. А плохо уживаются в обществе социопаты.
9. У интровертов всегда плохое настроение.
Если интроверт не смеётся и не улыбается, это ещё не значит, что у него плохое настроение. Возможно, он просто задумался, а может, что просто это кажется неуместным. Да и интроверт — не обязательно человек, показывающий своё настроение другим людям, всё может происходить внутри.
10. Интроверты испытывают неприязнь к другим людям, к обществу в целом.
Это качество свойственно мизантропу, которым интроверт не обязан являться.
11. Интроверсия — болезнь, так как человеку не свойственно такое поведение.
Почему же многие думают, что только те люди, которые любят общение, являются нормальными? Это совершенно не так. С таким же успехом интроверты могут назвать экстравертов больными. То, что свойственно вам, не обязательно свойственно всем.
12. Интроверты не умеют расслабляться или развлекаться.
Обычно интроверты расслабляются в одиночестве, а развлечения — это не только места с кучей людей, ведь есть много мест и способов для этого. Конечно, компания тоже может подойти, но, скорее всего, на небольшое время, да и не факт, что от такого времяпрепровождения интроверт получит удовольствие.
13. Интроверты являются более чувственными, более умными и способными людьми, чем экстраверты.
Эти свойства не присущи какому-то отдельно типу. Чувственность — это относится больше к меланхолизму (один из четырёх типов темперамента), а остальное вообще зависит от способностей человека, а не от типа личности.
14. Людей, которые постоянно сидят дома, тоже можно назвать интровертами.
Нет, такими людьми могут быть социофобы, социопаты, зависимые от чего-то, чаще всего от компьютера (не столь важно, что это: игры, интернет и т. д.). О первых двух говорилось ранее, а тот, кто зависим, просто заглушает свою нужду в общении тем, чем он, собственно, зависим. Отдельно можно сказать о зависимости от социальных сетей, где переписки полностью заменяют реальное общение.
15. Интроверты могут при желании стать экстравертами.
Дело в том, что интроверт и экстраверт — это совершенно разные люди, у них разные взгляды на многие вещи. Конечно, интроверт из-за некоторых причин может стать амбивертом (или хотя бы максимально приблизиться к этому), но не экстравертом. Чаще всего под давлением общества интроверты просто пытаются казаться «нормальными» среди других людей, хоть и против своей воли, поэтому и возникает такое заблуждение.
P. S. Естественно, это не все заблуждения на тему интровертов, но, как мне кажется, основные. Ещё стоит сказать, что человек может совмещать в себе несколько качеств. То есть, если он интроверт, то спокойно может быть ещё и социофобом, социопатом, мизантром и т. д., причём как отдельно, так и вместе. Действует и в обратную сторону. Но это совсем не обязательное условие. Дополняйте, делитесь своими мнениями, указывайте на то, с чем вы согласны, а с чем нет.