Как называется у ложки чем есть
История возникновения ложки: от древности до современности
Ложка – инструмент для еды. Также ее относят к столовым приборам, напоминает маленькую тарелочку (черпала) на ручке (рукоятке). Объем ложки рассчитан на глоток пищи. Основная функция ложки зачерпнуть пищу и поднести ко рту.
Материалы и форма
Ложка может быть деревянной, металлической, пластиковой, может совмещать несколько видов материалов одновременно.
Выполненная из любого материала. Ложка состоит из трех частей:
История появления ложки
Это столовый прибор необходимость человечества, и является самым популярным инструментом для стола на всем земном шаре. Ложка настолько древнее сооружение, что невозможно даже приблизительно указать начало пользования прибором.
Конечно, пришлось измениться предмету быта со времен Адама и Евы. Однако общее сходство в находимых инструментах древности сохраняется.
Первобытные люди использовали в ее качестве морские раковины. Такие доисторические предметы быта подтверждаются раскопками приблизительно 3 век до нашей эры. И в настоящее время ими пользуются аборигены Африки. Вместо ложек они предпочитают раковины моллюсков, напоминающих форму ложек.
Со временем их стали создавать из глины, обжигая на огневищах. Такие ложки представляли собой крохотный горшочек с маленькой ручкой.
Первые упоминания о выточенных деревянных ложках в «Повести временных лет». Жители Древней Греции и Рима умудрялись создавать ложки бронзового и серебряного состава.
Научились обрабатывать рога и кости, появились крепкие долгоживущие столовые приборы. Производили ложки также из дерева, в более поздний период их стали раскрашивать узорами.
В средние века появились металлические, золотые, серебряные и алюминиевые столовые приборы. Алюминиевые приборы были в то время дорогими, их предлагали только высокочтимым гостям.
Ту форму, что имеет сейчас, ложка приобрела в 18 веке. Тогда же завезли из Китая и чайные церемонии вместе с чайными ложками и другими кухонными приспособлениями.
Со стилем барокко, удлиняется рукоятка прибора. Широкие рукава и пышный воротник жабо послужили такому новшеству, иначе придворные вельможи не могли справляться с едой, не запачкавшись.
Получившие негласно высокие оценки столовые серебряные приборы, стали заменять сплавом никеля цинка и меди, которые по виду сложно было отличить от драгоценного металла. Так в моду вошли инструменты из аргентина или мельхиора.
Прошлый век прославился созданием нержавеющей стали, поэтому приборы стальные заполонили прилавки магазинов.
Современные ложки
В настоящее время столовые приборы создают из большого количества материалов:
Рассмотрим самые популярные материалы:
Виды ложек
Вспомогательные ложки
Для приготовления разных блюд хозяйке помогают разновидности ложкового семейства.
Разливная, половник. Это все разные названия одного кухонного прибора. Объем такого инструмента от 100 мл и больше. Каждая хозяйка имеет несколько поварешек, потому что все они предназначены для зачерпывания супов, компотов и других жидких блюд.
Неудобно во время обеда пользоваться одним черпаком для всех перемен стола. Имея в запасе половники разных размеров, можно наливать блюда определенных одинаковых порций.
Соусная. Предназначена для подачи соусов. Очень удобно наливать через специальный носик, попадая на стейк или котлету.
Ложечка для специй – самая миниатюрная в перечне столовых приборов. Это и понятно много соли или перца не съешь.
Ложечные традиции
Как называется у ложки чем есть
Личный сайт Владимира Кокорина
Ло́жка (бутырка, весёлочка, возилка, долгоноска, долгочеренка, загибка, коковка, копалка, коренушка, крестовка, лапёшка) — столовый прибор, отдалённо напоминающий небольшую лопатку в виде небольшого мелкого сосуда-чашечки (черпала), соединённого перемычкой с держалом (рукояткой). Размер чашечки соразмерен размеру рта человека.
Ложка — орудие для хлебанья, для еды жидкостей, хлебалка, швырка, едалка. В. Даль. «Толковый словарь живого Великорусского языка».
Всякая ложка на Руси имела свое назначение и название.
Ложечку для раздачи святого причастия с крестом на рукоятке величали лжицей (так еще древние русичи именовали всякую ложку). На окончании черенка старообрядческой ложки для причащения вырезали двуперстие.
Простая русская широкая ложка средней величины называлась «межеумок» (этим словом, кстати, обозначали не только ложку, а вообще все то, что было нечто средним, ни туда, ни сюда, не принадлежало ни к тому, ни к другому сорту). Знаток народного быта С. В. Максимов так охарактеризовал популярность изделий нижегородских умельцев: «Они мастерят… ложку «межеумок», которой вся православная Русь выламывает из горшков крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губ».
Бурлацкая ложка «бутырка», название которой, по всей видимости, произошло от слова «бутырить» – переворачивать, мешать, перемешивать, была такой же широкой, как межеумок, но толще и грубее. Она считалась самой крупной. Бурлаки носили ее за ленточкой шляпы на лбу вместо кокарды, как своеобразный знак отличия, «вывеску».
Ложка баская, или боская, была долговатой и тупоносой, полубаская — немного покруглее (слово «баский» означало: красивый, красный, видный, разукрашенный).
Носатой называли всякую остроносую ложку. Уж не про нее ли поговорка: «Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!»
Делали и складные ложки – они были наиболее дорогими, а еще дюжинные, или чайные, горчичные, сливочные, икрянки и др.
Этимология
Слово «ложка» происходит от корня лог/лаг (овраг, углубление), восходит к древнерусскому (лъжка), ц.слав. лжица. Термин ложка был известен в Киевской Руси уже в Х веке.
Конструкция и виды ложек
Представляет собой круглую или овальную вогнутую, неглубокую емкость (черпало) на длинном или коротком, плоском или круглом черенке (иначе черенок называли «стебло», «рукоять», «цавье»). Изготовление ложек с короткими черенками объясняется тем, что их помещали в ставцы, служившие индивидуальной и дорожной посудой. Ложки украшались росписью (широко известны — хохломская, северодвинская, палащельская роспись) или резьбой.
Ложки, предназначенные для жидкой пищи делали с глубоким черпаком, так как ели из общей чаши, и донести до рта ложку над столом с жидкой пищей было сложно, при этом нельзя было ее пролить на стол. Ложки для сухой пищи (каши) делались с мелким черпаком. Ширина черпака обыкновенной ложки составляла 6-7 см., длина — 8-9 см., длина черена — 15-17 см.
К ложкам в крестьянском доме относились бережно, хранили на специальных полках – ложечниках или в специальных корзинах.Обычно в крестьянских семьях ели из большой, опять-таки из дерева вырезанной чашки — ендовы, но каждый своей ложкой, которой он обычно всегда пользовался, иногда, помечая инициалами. Ложки в старину обычно носили при себе. Говорили даже: «Запасливый гость без ложки не ходит».
История
Вероятно, ложка, столько лет существует, сколько, например, гончарный промысел, когда научились горшки лепить, обжигать и готовить в них жидкую пищу. А найденные черепки глиняные уходят в даль веков. Возможно, и появилось тогда подобие ложки.
Древнейшие ложки делались из дерева, кости и рога. Самые древние предметы деревянной посуды, найденные при раскопках, относятся к VI – II тысячелетиями до н. э., т.е. к концу каменного века — неолита.
Известно, что в Х веке дружинники князя Владимира пользовались деревянными ложками. При археологических раскопках в городе Новгороде, найдены ложки Х века, с резными черенками и с красивой формой черпака.
Ложки резали преимущественно из клена — дерева вязкого и с красивой текстурой. Есть, однако, ложки, сделанные из липы, осины и даже из березы. Древесина клена, липы и осины легко режется и не скалывается. Позжнее, стали делать ложки из «репчатого дерева». Под деревом репчатым понимался наплыв на стволе березы, именуемый — кап с красивой плотной древесиной, щеткой именовали нарост на корне дерева иначе – капокорень, подрепчатой древесиной считался кап и часть ствола.
Костяные ложки появились на Руси в IX в. и широко бытовали до середины XIII в. Часто эти массовые предметы довольно грубо сделаны. Ложки из рога, напротив, делали преимущественно на заказ, большая их часть украшена высокохудожественной резьбой.
Любой русский крестьянин мог вырезать ложку, хоть и не красивую, но использовать за столом было можно. Но затем возник промысел, именуемый ложечным, когда умельцы стали поставлять сначала ложки на обмен, а затем — на продажу. А когда покупаешь, то имеешь возможность выбрать ложку. Уже в те времена мастер изготавливал несколько специальных ложек, образцово-показательных и клал их на короб, и тем самым демонстрировал качество товара. Для этой ложки и термин свой имеется — лицевая.
До середины XI в. бытовали ложки с укороченной рукоятью. Затем произошло удлинение рукояти столовых приборов, что, вероятно, было вызвано появлением предмета интерьера — стола. Развитие формы черпака можно проследить: в период второй половины VIII — первой половины IX вв. преобладали ложки с большим черпаком овально-прямоугольной формы, вытянутым по осевой линии черена. Во второй половине IX в. черпак принимает округлые очертания, эта форма сохраняется до середины XI в., а с конца Х в. округлый черпак начинает приобретать очертания овала, перпендикулярного осевой линии ложки. Эта форма черпака возобладала к концу XI в. В XII—XIII вв. распространились ложки с длинной тонкой рукоятью и овальным вытянутым яйцевидным черпаком. Обычно ложки имеют уплощенный или мелко углубленный черпак. Такие ложки были предназначены для принятия или приготовления определенных видов пищи, как каши.
В XVIII веке черпак сузился, ручка оказалась на несколько градусов повернута под углом по отношению к нему. В 1760 году ложка приобрела свою современную форму, в которой чашеобразная часть — лопасть в конце уже, чем в основании.
На Руси первые серебряные ложки были отлиты в 998 году по приказу князя Владимира Красное Солнышко для его дружины. В повести временных лет упоминаются деревянные и серебряные ложки.
Бытовое обращение с ложками
Предметом особого почитания считалась в семье старая деревянная ложка, принадлежавшая деду или прадеду; ее использовали для лечения больных (рус.). Широко известны запреты сжигать поломанные семейные ложки (а также старые иконы, снятые с петель своего дома непригодные двери) — все эти вещи следовало сплавлять по воде.
Обращение с ложкой регулировалось рядом бытовых правил и запретов. Украинцы следили, чтобы на столе не оказалось лишней ложки, иначе ею будут есть «злыдни»; если же это случалось, то лишнюю ложку бросали в печь, наказывая при этом «злыднем». Русские Олонецкой губ. также избегали класть на стол лишнюю ложку, считая, что ею пользуются проклятые дети. В др. местах, наоборот, хозяйки клали за обедом лишнюю ложку, полагая, что в этом случае в трапезе примет участие ангел Господень (рус. Владимир.).
На Черниговщине не разрешалось «вешать» ложку на миску, чтобы «злыдни не лазили в миску»; на Полтавщине не оставляли ложку на ночь в горшке, так как нечистый будет перебирать ими и тарахтеть, отчего дети не смогут заснуть. Запрет есть чужой ложкой мотивировался тем, что от этого в углах рта появятся «заеды» или на человека нападет обжорство (в.слав.).
Запрещалось стучать ложками и др. столовыми принадлежностями по столу — будет ссора или станут оговаривать соседи (бел.). Если постучать ложкой по посуде с молоком, то от этого не будет молока у коровы (гомел.). На Орловщине говорили: нельзя стучать ложкой по чашке, иначе коровы будут брыкаться. Перемывать ложки нужно осторожно, «не цокотить, а то люды будут балакать, а ворогы веселыться» (На Харьковщине стряпуха избегала стучать ложками, высыпая их на стол, «а то лукавый радуетця». Нельзя стучать ложкой по тарелке, так как этим скликаешь «злыдней» к столу (укр. Житомир.).
Перед едой ложку клали обычно выемкой кверху, что означало приглашение к еде; после же трапезы ложку переворачивали. Вместе с тем, в Орловской губ. не разрешалось класть ложку «вверх лицом» перед трапезой, иначе умрешь с раскрытым ртом и глазами. По поверью белорусов, во время поминальной трапезы после каждого приема пищи ложку нужно класть на стол (чтобы ею ели «деды»), причем непременно выемкой вверх, иначе покойники перевернутся в могилах лицами вниз.
Существовали особые правила пользования ложкой. После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол; лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола и черпали ею из миски; тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым. Мясо ели только тогда, когда в миске не оставалось другой еды, и лишь после того, как хозяин даст указание: стукнет ложкой по столу. Если кто-нибудь вел себя за столом не так, как подобает, — смеялся, разговаривал, то его наказывали, ударив ложкой по лбу.
Нельзя было ставить ложку так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого «лукавый радуется» и «скликаются на обед злыдни» (существа, олицетворяющие собой бедность и несчастье).
По поверью словаков, если во время еды выпадет ложка из рук, значит человек не заслужил пищу или голоден кто-то из его близких. Поляки, белорусы, украинцы считали, что упавшая ложка предвещает скорый приезд гостей или сообщает, что спешит кто-то голодный. Украинцы Полтавшины говорили также, что ложка падает к покойнику либо к выходу девицы замуж.
Ложка в свадебном обряде
Две новые ложки были традиционным подарком для молодых. Иногда дарили одну ложку невесте, и та брала ее с приданым в новый дом. У всех славянских народов, хотя и не повсеместно, молодые ели на свадьбе одной ложкой, чтобы всю жизнь быть вместе. Русские связывали ложки молодых, приговаривая: «Как эти ложки связаны крепко-накрепко, так бы и молодые друг с другом связаны были». Украинцы Черниговской губ. во время свадебного обеда связывали две ложки красной ниткой, что символизировало брачные узы. Иногда ложку и вилку молодым клали черенками от них, чтобы они не ели во время свадебного обеда, либо их ложки клали крест-накрсст на одну тарелку.
Обычай красть или ломать ложки на свадьбе известен у русских: сваха во время обеда старалась взять потихоньку две ложки, чтобы у жениха велись овцы; если родители невесты замечали ее намерения, то не давали ложек и получался настоящий скандал (вологод.). В Орловской губ. поезжане крали по ложке, вылезая из-за стола.
В укр. бел. традиции фиксировался обычай ломать ложки, которыми угощались молодые или свадебные гости. В Ровенском у. мать молодой угощала гостей медом; ложку из-под меда гости обязательно должны были сломать. Украинки Черниговской губ., отведя молодых в амбар, предавались пьянству, скакали по лавкам, били горшки и ломали ложки. В Витебской губ. мать подавала молодым перед их уходом в опочивальню ложкой кашу из битой чашки; молодой ломал ложку, а черепок с кашей бросал на печь; иногда он бросал на печь и ложку с остатками каши.
В Вологодской губ. девушки загадывали жениху загадки, в частности спрашивали, «велика ли семеюшка»; жених показывал в ответ столько ложек, сколько человек в его семье. У русских Казанской губ. на следующий день после сговора родственники невесты ходили к жениху «смотреть ложки»; придя в дом жениха, они набирали старые ложки и, связав их, подвешивали к потолку на гвоздик.
Ложка в крестинном обряде
Русские, поляки, чехи дарили ребенку ложку на крестинах. Иногда на черенке такой ложки вырезали надпись с датой или инициалы. Во время крестинного обеда русские кое-где давали отцу ребенка сильно посоленной каши; съев ее, отец бросал ложку на полати, на печку или к порогу; в Калужской губ. эту ложку клали на матицу, чтобы ребенок рос выше. В Орловской губ. повитуха ставила на крестинах на стол горшок с кашей, а рядом клала две ложки, одну для сбора денег роженице, а другую для сбора денег себе; повитуха подносила гостям по стакану водки; те выпивали, закусывали кашей и клали в обе ложки по копейке. Одна из женщин, угощаясь кашей, умышленно нажимала на ложку, и та ломалась; это делалось для того, чтобы «переломить смерточку ребенка», чтобы он не умер. Ср. иную символику в черногор. проклятии: «Ложица му се сломила» (т. е. чтоб ему умереть, букв.: чтоб его ложка сломалась).
Крестинный обед завершался особым ритуалом. Бабка-повитуха выносила к столу горшок с кашей. На стол клали ломоть хлеба и втыкали в него ложки, собранные у всех сидящих за столом. Бабка обращалась к гостям с просьбой выкупать ложки. Кум, кума и остальные гости передавали ей заранее приготовленные подношения и разбирали ложки. Кашу ели, произнося приговор: «Дай Бог кашу на ложки, а младенцу на ножки».
Ложка в погребально-поминальных обрядах
Русские клали покойнику в гроб хлеб и ложку. Если умрет молодой женатый человек или замужняя женщина, то оставшийся супруг (или супруга) должен перемешать руками ложки, чтобы быстро жениться (или выйти замуж).
Во время поминок ставили лишний прибор и клали ложку для умершего. За столом зажигали свечу; для умершего ставили стакан с водой или водкой, клали блин, откладывали и отливали другой еды, клали ложку. Верили, что на поминки приходит не только умерший, но и все прежде умершие родные. За столом оставляли место для покойника, клали ложку (иногда под скатерть) и ломоть хлеба; пели «Вечную память» и «покойные» стихи. Прежде чем выпить первую рюмку, крестились и желали умершему «вечного покоя, царства небесного, рая светлого». На стол отливали из первой рюмки и откладывали первую ложку — для покойников.
Белорусы после поминок складывали ложки в кучу и оставляли до утра на столе, чтобы быть всем вместе на «том свете»; на «деды» ложки складывали на ночь вокруг миски с поминальным блюдом, а утром по их положению судили о том, приходили ли ночью предки; если ложка оказывалась перевернутой, значит, ею пользовался умерший.
У русских было принято на поминках подавать новые ложки, которые после обеда гости уносили домой на память о покойном. По сообщению 1899 г., в Новгородской губ. «каждый посетитель по просьбе хозяев уносит с собой ложку, которою обедал, «на помин души», и дома потом обязан есть этою ложкою и всякий раз, как возьмет ее в руки, говорить: «Дай Бог царствие небесное». Случалось, что на поминках раздавали более 200 ложек.
Ложка в календарных обрядах
В различных обрядовых ситуациях ложки подбрасывали, воровали и даже ломали. В Калужской губ. на Вознесение женщины шли в рожь, готовили там яичницу и после еды бросали ложки вверх, приговаривая: «Как высоко ложка летает, так бы высока рожь росла». Украинцы на Юрия пекли блины и яичницу и, подбрасывая ложки кверху, говорили: «Шоб такэ росло жито и колосья, як тмя ложка» (Ровенская обл.).
У украинцев, белорусов, поляков, сербов известен обычай после ужина в Рождественский сочельник связывать ложки, чтобы летом скот не разбредался, по другим объяснениям — чтобы домашние мало ели (укр.), чтобы завязать птицам клювы и не позволить им клевать жито и похищать цыплят, чтобы скот не ел посевов (серб.), чтобы цыплята держались курицы (бел., пол,), чтобы семья собиралась вместе (гомел.), чтобы летом был урожай на полях (Житомир.), чтобы лен родился (брест,).
Поляки в Сочельник не клали ложки на стол, а держали их в зубах, чтобы не болела поясница; в Мазовии во время еды ложку не клали на стол, а поднимали кверху, чтобы предохранить себя от боли в спине и в зубах; подбрасывали ложкой горох, чтобы «бычки и телочки брыкались»; ударяли ложкой соседа по лбу, говори: «Кышь, вороны!»
Чтобы обезопасить поля от птиц и полевых вредителей, а скот от нападения хищников, в определенные праздники ограничивали использование приборов, особенно ложек. В Сербии хозяйка перед Юрьевым днем скрещивала ложки и связывала их со словами: «Связываю волку пасть». Сербы не пользовались ложками и вилками во время трапезы в Сочельник; их свяэывали, прятали, вешали возле курятника, чтобы хищные птицы не нападали на домашнюю птицу. Вечером в масленичное заговеньс мыли и связывали вместе ложки, вилки и ножи, после чего подвешивали их над очагом, на плодовом дереве, прятали в мешок или оставляли на чердаке. На следующий день, в Чистый понедельник, во время еды не пользовались ложками и вилками, чтобы хищние птици не клевали летом кукурузу.
В ритуале кормления Мороза накануне Рождества и в Велик день в каждой семье старший должен был выйти на порог или высунуться в волоковое окно с печи и предложть Морозу ложку киселя или кутьи со словами: «Мороз, Мороз! приходи кисель есть; Мороз, Мороз! не бей наш овес!»; затем следовало перечисление растений и злаков, которые Мороз не должен был побить (ср. обычай кормления дедов-покойников и сочетание Дед-Мороз).
Ложка в народной медицине
В знахарской практике целебную силу имела ложка хозяина дома. На Украине полагали, что с помощью ложки умершего хозяина можно избавиться от родимого пятна, бородавки, нарыва, опухоли в горле. В Полтавской губ. ложку, которой ел старейший в роде (например, дед или прадед), называли «ведьмарской»; такую ложку высоко ценили и даже ссорились из-за нее; этой ложкой при боли и опухоли горла слегка надавливали больное место по девяти раз утром и вечером в течение трех дней, и при этом причмокивали губами и сплевывали.
У сербов знахарка при лечении от испуга махала над головой больного тремя ложками, а затем бросала их на землю и по их положенню судила о том, долго ли продлится лечение. Там же при лечении ячменя на глазу трижды прикладывали к нему нагретую ложку. На Украине нагретую серебряную ложку прикладывали к лицу при лечении «рожи».
В вост. Сербии при лечении болезни, называемой буба или власац, знахарка затыкала себе за пояс деревянную ложку и в заговоре называла себя мать ложек. При лечении и заговаривании болезней использовали «вилину ложку»; так называли одеревеневший гриб Phallus impudicus; по поверью, его выплевывали вештицы, которые едят человеческие сердца.
В народной медицине широко использовали воду, которой ополаскивали ложки. В Вятской губ. больную окатывали водой, слитой с трех ложек, вилок и ножей, и приговаривали: «Как ложки, вилки и ножи лежат спокойно, так, раба божья (имя), будь тиха и спокойна». Там же при подобных действиях говорили: «Как к ложкам ничего не пристает, к соли, так и к (имя) не пристало». В Архангельской обл. больного отводили в подпол и кропили водой через решето, в которое положены ножницы и три ложки. Под Иваново-Вознесенском во время родов обмывали ложки и скобы у дверей и этой водой обрызгивали роженицу «от сглаза».
Ложка в качестве оберега
У южных ложку привязывали в качестве оберега на шею теленку или жеребенку. Молодая носила во время свадьбы ложку на голове. Когда роженице нужно было выйти из дома, она затыкала ложку за пояс. Русские Заонежья считали, что когда беременной женщине нельзя избежать прощания с покойником, ей следует положить себе за пазуху в качестве оберега крашеную деревянную ложку. Украинцы на Карпатах полагали, что можно распознать ведьму, если во время службы в церкви держать за пазухой ложку, которой мешали еду, готовя рождественский ужин.
Любовная магия
На Украине ложку парня или девушки использовали в любовной магии. На Черниговщине выражение ложку прыпалыты обозначало «очаровать»; на вечерницах за столом девушка старалась подсунуть свою ложку парню; потом она прижигала ее и уже никому не давала; таким образом она пыталась приворожить к себе парня.
Гадание по ложке
Ложка в гаданиях. У всех славян ложки использовались для гаданий, главным образом о жизни и смерти. На Украине и в Белоруссии в ночь под Рождество члены семьи оставляли после ужина свои ложки на столе, складывая их венчиком на бортик миски с остатками кутьи, или втыкали их в кутью; считали, что если ложка за ночь упадет или перевернется, то ее владелец в этом году умрет. В Белоруссии гадали с ложками и в масленичное заговенье; оставляли их на ночь на столе, а наутро смотрели: чья ложка перевернулась, тому суждено умереть в течение года.
У юж. славян женщины гадали в Сочельник по ложкам о том, кто из них в следующем году умрет, выйдет замуж или родит ребенка. В зап. Сербии после ужина в Сочельник все члены семьи складывали свои ложки в сито и утром проверяли, появились ли за ночь на ложке какие-нибудь следы; если они появлялись, то это сулило счастье владельцу ложки в наступающем году. После ужина домашние относили свои ложки на дерево и оставляли там на ночь, а утром проверяли: чья ложка упала с дерева, тому в этом году суждено умереть.
В Костромской губ. девицы в Семик завивали березку и варили общую кашу; после трапезы бросали ложки через березку: куда упадет ложка черенком, оттуда будет и суженый. У сербов знахарка гадала с ложкой об исходе лечения: она кидала ложку и смотрела на то, как она упала: если ложка оказалась выемкой книзу, то это сулило неблагоприятный исход лечения, и наоборот.
В Польше девушки под Рождество выходили во двор с ложками и встряхивали ими: в какой стороне залает пес, оттуда придет и жених; иногда они собирали ложки со всего дома, колотили ими о двери и слушали, откуда отзовется пес. В районе Карпат девушки под Новый год выбегали во двор с мешалками (длинными ложками) и стучали ими по срубу колодца: если эхо отзывалось сразу, то это сулило скорое замужество; если же доносилось двойное эхо, то девушке предстояло дважды выходить замуж.
Ложки в быличках и поверьях
В быличках умершие, посещая свой дом после смерти, проявляют особый интерес к ложкам: они раскладывают их, стучат ими или разбрасывают по дому. После смерти ходят и стучат ложками ведьма и знахарь, которые не сумели передать кому-нибудь свою силу. Эти действия часто объясняли обидой умерших родственников на то, что им не оставили на столе пишу после «дедов». В Лесковце рассказывали, что вампир, придя к себе домой ночью, сгребает ложки и разбрасывает их.
После «дедов» ложки и другую посуду полагалось оставлять на столе для умерших. В быличке описивается, как домочадцы в нарушение правил вымыли посуду: «Да як полегли спать, да лопоче щось, браскае ложками, браскае. Ну вони думають, що цэ таке, побачили, шо би кури лопочать у ложках» (Житомир.). По рус. быличке из Курской губ. ведьма приходит ночью в дом к мужику, «по полкам шарит, настольник (скатерть) по столу расстелит, ложки разложит».
Ложка (бутырка, весёлочка, возилка, долго-носка, долгочеренка, загибка, каробка, кержанка 1, коковка, копалка, коренушка, крестовка, лапёшка, ложка баская, ложка белая, ложка бурлацкая, ложка востроносая, ложка гладкая, ложка корневая, ложка писаная, ложка полубаская, ложка соусная ложка хохлацкая, лотачёк, лузка межеумка, наливка, носатка, рьшка серебрушка, сибирка, хлебалка, шалаболка, шевырка).
Деревянный, костяной, металлический предмет для зачерпывания жидкой и рассыпчатой пищи. Представляет собой круглую или овальную вогнутую, неглубокую емкость на длинном или коротком, плоском или круглом черенке (иначе черенок называли «стебло», «рукоять», «цавье»). Изготовление ложек с короткими черенками объясняется тем, что их помещали в ставцы, служившие индивидуальной и дорожной посудой. Ложки украшались росписью (широко известны — хохломская, северодвинская, палащельская роспись) или резьбой.
Использовались ложки как в городах, так и в крестьянских хозяйствах, подавались к столу в будние и праздничные дни и долгое время, пока не появились вилки, служили единственным приспособлением для приема пищи.
Существовали особые правила пользования ложкой. После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол; лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола и черпали ею из миски; тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым. Мясо ели только тогда, когда в миске не оставалось другой еды, и лишь после того, как хозяин даст указание: стукнет ложкой по столу. Если кто-нибудь вел себя за столом не так, как подобает, — смеялся, разговаривал, то его наказывали, ударив ложкой по лбу.
Соблюдались различные приметы, связанные с ложками.
Нельзя было ставить ложку так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого «лукавый радуется» и «скликаются на обед злыдни» (существа, олицетворяющие собой бедность и несчастье).
Считалось грехом убирать ложки со стола в заговенье, накануне положенных церковью постов, поэтому ложки оставались на столе до утра.
Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила. В качестве подарка нужно было принести ложку на новоселье, вместе с караваем хлеба, солью и деньгами.
К ложкам относились бережно, ценные ложки носили при себе в футляре, а простые деревянные хранили дома в ложечниках — полках для ложек или ложечницах — специальных корзинах для хранения ложек.
Широко применялась ложка и в обрядовых действиях.
В родильной обрядности во время крестильного обеда подавались на стол ложки красного цвета, при подаче на стол первой каши пили за здоровье новорожденного, при второй каше отец втыкал все ложки в кашу и требовал за них выкуп («кто хочет кашу есть, тот выкупи ложку»). Кроме того, отцу новорожденного давали ложку каши с солью («пересол» или «бабкину кашу»), добавив туда острые приправы: горчицу, перец, хрен, уксус — и посыпав сахаром. Он тоже должен был вытерпеть муки, как и мать при рождении ребенка, еще это объяснялось, как очищение отца, оскверненного рождением ребенка, с помощью соли, которая являлась оберегом от нечистой силы. Съев ложку такой каши, отец новорожденного закидывал ложку на полати и прыгал по избе со словами: «Дай Бог, чтобы так новорожденный вспрыгивал».
В северных губерниях на крестинном обеде повитуха ела очень круто сваренную пшенную или гречневую кашу с медом черенком ложки, стараясь съесть кашу как можно быстрее, чтобы новорожденный начал скорее говорить.
На крестинах было принято также гадать на ложках, которыми ели крестинную кашу: считалось, что если брошенная за спину ложка упадет кверху выпуклой стороной, то у роженицы родится еще один мальчик, если вогнутой — то девочка. О крестинной каше говорили: «Кашка на ложки, а молодец на ножки».
Во время свадебного ритуала ложки, повернутые лопастью к сидящим, выкладывались перед женихом и невестой перед венчанием за «тихим» столом; эти ложки сваха после трапезы забирала с собой для молодых. За свадебным столом для жениха и невесты существовал запрет на участие в пире, поэтому перед ними ставили пустое блюдо и клали ложки черенками к краю стола или связанные ручками в разные стороны. При разрешении им принимать пищу соблюдались определенные правила: молодые должны были есть одной ложкой из одного блюда, пить из одного стакана и т. д. При подаче новобрачным каши они ели одной ложкой, черпая три раза, молодым давали по три ложки молока, одной ложкой ели молодые и яичницу. Две ложки вместе с другими предметами утвари и свадебным хлебом (баенником) зашивали в скатерть, которая расшивалась новобрачными после бани. На «блинках» (угощение молодых тещей в их первый приезд) молодой брал на ложку яичницу, складывал деньги и подавал теще. На поминках для умершего ставили отдельный прибор либо на общий стол, либо на особый стол в углу под образами, ложку выкладывали черенком к иконам или под скатерть, помещая сверху кусок хлеба. Первую ложку (или первые три) каждого блюда и первый стакан водки отливали покойнику на угол стола. Вначале поминок все пробовали кутью, которую нужно было взять ложкой три раза. Есть за поминальным столом полагалось только ложками, использовать вилки и ножи не разрешалось.
На Урале в сорочины хозяева старались накормить не менее сорока человек и раздать сорок ложек. Получали деревянную ложку после поминального обеда на память о покойном и гости в северных губерниях. В календарной обрядности накануне Рождества, в Крещенский сочельник и на Пасху хозяин брал ложку кутьи или овсяного киселя, выходил на порог сеней или влезал на печь и, бросив ложку кутьи или киселя в окно, приглашал Мороза поесть, чтобы он за это не портил лен, коноплю и овес.
Во время ряжения на святках ложка наравне с морковью, кукурузой, колокольчиками, поленом использовалась в качестве фаллического символа при обозначении наготы. Употреблялась ложка в гаданиях.
Во время масленичной недели ложку вместе с чашкой приносил кум своему крестнику, родившемуся в этом году. В Курской губ. на Маргоскиной неделе (вторая неделя после Пасхи или неделя Жен Мироносиц) женщины, съев яичницу, подбрасывали вверх ложки и кричали: «Родись, лен, такой-то здоровый и высокий». У кого ложка взлетала выше, у того и лен должен вырасти лучше. На Вознесенье (за десять дней до Троицы) во время мужского гуляния в лесу парни, отправив пастись лошадей, запекали в чугуне яйца, выпивали по стакану купленной вскладчину водки, съедали яичницу, после чего бросали вверх ложки и приговаривали: «Как моя ложка легко летит вверх, так чтобы и мои лошади веселы были, поигрывали!» В период сенокосной страды женщины, оставшиеся дома, шли обычно «мыть ложки», т. е. помогали по хозяйству тем соседкам, у которых в семье было много косарей. В Великолуцком у. Псковской губ. в начале жатвы принято было варить крутую кашу из свежих ржаных зерен, при этом хозяйка дома ударяла каждого ложкой по лбу и приговаривала: «Будь сыт одной кашей!»
В народной медицине использовали ложку в различных способах лечения. В Вологодской губ. при лечении испуга зачерпывали ложкой воду из блюда и поливали на четыре утла стола; затем снимали воду ложкой обратно в блюдо и этой водой лечили человека или скот. Чтобы избавиться от лихорадки, нужно было набрать воды из трех колодцев и облиться этой водой на двенадцати зорях: шести вечерних и шести утренних, начиная с головы, через решето, поставленное на голову, в котором черенками крест-накрест лежали четыре ложки. Сквозь решето с лежащими в нем ложками, ключами и другими предметами поливали наговоренной водой ребенка при лечении сглаза в с. Кильце Мезенского у. Архангельской губ. Существовало поверие, что за столом нужно положить лишнюю ложку и кусок хлеба игошу, т. е. безрукому, безногому невидимому духу, чтобы он не мог подшутить над человеком, когда тот торопится и что-либо делает без молитвы.
Ложка упоминалась в пословицах, поговорках, загадках: «Ложкой кормит, а стеблом глаз колет» (о том, как делая кому-то добро, потом получаешь попреки за это); «По два гриба в ложку, а третий к стеблу пристал»; «Не по две воложки (грибы) на одну ложку»; «В час по чайной ложке» (очень медленно); «Дорога ложка к обеду»; «Если просо в Петров день с ложку, то будет его и на ложку»; «В бочке меда ложка дегтю» (говорили о чем-то неудавшемся, не получившимся); «На красную ложку жить» (жить, как в праздник); «Пора играть в ложки» (говорили, приглашая к столу); «Работник из чашки ложкой» (о ленивом, но любящем поесть человеке); «Бегут голубочки к одной полубочке» (ложки и чашка щей); «Полно корыто людей набито» (миска с ложками). «Деревянка (деревяга, деревячка, деревяшка) везет, сечка сечет, Емельян на возу поворачивается» (так называли ложку в загадках в Екатеринбургской, Нижегородской, Новгородской, Тамбовской губ.).
Термин ложка был известен в Киевской Руси уже в X в. Ею пользовались дружинники князя Владимира. В XVII в. массовое производство ложек известно во Владимирской, Вятской, Нижегородской, Московской губ., слободах Сергиева Посада и др. Особенно много изготовляли ложек в Семеновском у. Нижегородской губ. — до 3 млн. штук в год (здесь они получили различные названия: «баская», «полубаская», «тонкая», «рыбка», «межеумка»), отсюда ложки развозились по всей России. Термин ложка распространен в России повсеместно.