Как объяснить ребенку что драться плохо
Давайте жить дружно, или Как обуздать драчуна
«Опять подрался!» И вот уже возмущенная мама и насупленный малыш уходят с детской площадки, потому что игры в одиночестве безопаснее для окружающих детей… Почему ребенок дерется? И как с этим бороться?
Согласно утверждениям психологов, на том или ином этапе взросления дерутся, кусаются и раздают тычки-щипки окружающим почти все дети. Детская агрессия может проявляться в двух вариантах: ребенок дерется с мамой или близкими родственниками (толкается, кусается, щипается, пинается) или ребенок дерется с другими детьми.
Драки – это один из вариантов познания мира, определения и защиты своих личных границ, попросту говоря, это так же нормально, как стремление засунуть все предметы в зоне видимости в рот или попытки согреть кошку в микроволновке (чтобы посмотреть, что из этого выйдет).
Если правильно реагировать на «неправильное» поведение драчуна, то этап будет пройден (возможно, даже не один раз), и либо стремление выяснять проблемы с помощью кулаков у ребенка пропадет, либо он найдет другие способы проявлять эмоции и добиваться справедливости.
Кто виноват?
Прежде чем переходить к решению проблемы, важно выяснить ее причины – они могут быть различными. В раннем возрасте, до 1 года, попытки укусить маму или дать приятелю из песочницы лопаткой по голове носят характер обычного любопытства: «А что из этого получится?» Попутно малыш уяснит для себя, вкусная ли у мамы рука, и громко ли будет плакать приятель.
От года до двух драки часто являются для ребенка способом выразить те эмоции, которые он пока не умеет выразить словами. В некоторых случаях (чаще во время баталий с мамой и близкими родственниками) малыш размахивает кулаками для снятия напряжения и воспринимает драку как веселую игру, не осознавая пока негативных последствий, в частности, что причиняет кому-то боль.
В возрасте от трех до пяти лет малыш уже неосознанно ищет границы допустимого поведения – «что такое хорошо и что такое плохо». Это период, когда дети активно взаимодействуют на детской площадке в процессе игры: конфликты возникают неизбежно – но ребенок не всегда знает, как их разрешать мирно.
В возрасте от пяти лет драки становятся способом самоутверждения, особенно для мальчиков. Конкуренция в мужском мире существует даже на уровне дошкольников. Как выделиться на фоне других? Как добиться авторитета и внимания к своим словам и поступкам? Впрочем, к дракам прибегают далеко не все ребята, так как многие из них к этому возрасту успевают научиться мирному разрешению споров.
Можно также выделить несколько причин детской агрессии, не имеющих отношения к возрасту ребенка. Они могут провоцировать малыша на драки практически в любом возрасте, кроме, возможно, самого младшего:
Канадские ученые, совместно со специалистами больницы Сэн-Жюстин, в ходе наблюдений доказали, что агрессивное поведение ребенка является генетически наследственным явлением. Исследователи попросили родителей 667 пар близнецов оценить уровень агрессии детей в разные возрастные промежутки: 20, 32 и 50 месяцев. Практика подтвердила теорию: агрессия наиболее характерна для детей раннего возраста. По мнению ученых, «роль» генов в агрессивности детей составляет 50%. Остальными факторами, приводящими к повышенной агрессивности, исследователи называют окружающую среду и ролевые модели в семье. К счастью, несмотря на «давление» генов, большинство детей эту проблему перерастают.
Что делать?
Зачастую больше всего волнуются об «агрессивности» своего малыша мамы, у которых для таких волнений меньше всего поводов. Прежде чем задумываться о визите к психологу или жестких мерах наказания, стоит проанализировать, как часто ребенок дерется, что в большинстве случаев становится причиной или поводом для драки, какова динамика возникновения драк.
Когда действительно необходимо обратиться к врачу? Если вы видите в своем малыше признаки «патологического драчуна»: ребенок не столько пытается дракой решить какие-то проблемы и отстоять свои права, сколько самоутверждается или даже просто развлекается, обижая и задирая других детей. Этот драчун точно знает, что нужно сделать, чтобы спровоцировать драку.
И все же, как вести себя маме, если ее ребенок подрался, более того – стал инициатором драки, «первым начал»?
Особенно это важно для малышей, которые пока не понимают, что поступают плохо и для которых реакция мамы – ориентир для дальнейших действий. Если ваш малыш вас ударил или укусил, желательно сделать недовольное лицо, спустить ребенка с рук, отойти от него недалеко. При повторении таких действий малыш осознает следственную связь: «я дерусь – мама отдаляется». Зачастую уже этого достаточно, чтобы в дальнейшем ребенок не проявлял агрессию ни по отношению к вам, ни по отношению к другим детям.
От длинных рассуждений и нотаций толку будет немного, особенно если эмоции малыша еще не утихли. Для разговоров время наступит позднее.
Ваше неодобрительное молчание станет для ребенка поводом задуматься о своем поведении. Вынужденный «тайм-аут» даст ему возможность немного «остыть». Если драка произошла на детской площадке, обязательно нужно увести ребенка от места «стычки»: это не позволит небольшому конфликту перерасти в побоище (причем с участием взрослых), а также станет воспитательным элементом. Малыш осознает, что драка может привести к уходу оттуда, откуда уходить не хотелось. Однако не стоит откладывать разговор в долгий ящик: дети забывают быстрее взрослых, и обсуждать вечером драку, произошедшую утром, нет смысла.
Когда ваш ребенок перестанет плакать, размахивать кулаками, у него выровняется дыхание, и вы поймете, что он готов вас слушать, а главное – услышит, необходимо выяснить причины драки и объяснить ребенку, что драться – плохо, так как он делает больно другим, что существуют мирные способы решения конфликта. Если ваш малыш еще плохо говорит, полезно будет проговорить его эмоции вслух и объяснить ему самому, почему он поступил так, как поступил. И как поступить следовало.
Ученые из Колумбийского и Принстонского университетов (США) провели масштабное исследование и обнаружили взаимосвязь между потреблением детьми сладких газированных напитков и их агрессивным поведением. Результаты этого исследования были опубликованы в американском журнале по педиатрии (Journal of Pediatrics). Исследователи проанализировали данные 2 929 пар матерей и детей и выявили, что 43% детей выпивали хотя бы 1 порцию газированных напитков в день, а 4% детей выпивали свыше 4 порций. При этом была замечена взаимосвязь: чем больше газированных напитков в день употреблял ребенок, тем выше был его уровень агрессии и замыкания в себе. Дети, выпивавшие свыше 4 порций газировки в день, в 2 раза чаще ломали вещи и участвовали в драках, чем дети, не пьющие таких напитков. Результаты были относительно неизменными даже с учетом таких параметров, как социально-экономический статус семьи, случаи домашнего насилия и наличие послеродовой депрессии у матери. В целом, врачи давно советуют родителям ограничивать употребление газированных напитков детьми, так как оно увеличивает риск возникновения зубных и сердечнососудистых заболеваний; более того, избыток сахара и кофеина в составе таких напитков влияет на химический состав крови и может спровоцировать всплеск гормонов адреналина и кортизола, отвечающих за стресс и сумбурное поведение.
О каких принципах стоит помнить, если ваш ребенок часто дерется?
«Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других»
А если без драк.
Возможно ли в принципе избежать драк и детской агрессии? Скорее всего, нет. Как мы уже упоминали, это неизбежный этап взросления. Однако детские психологи и педагоги предлагают несколько вариантов профилактики детских драк.
Исследователями давно доказано: некоторые фильмы, передачи и мультфильмы, а также компьютерные игры провоцируют людей на агрессию. Что уж говорить о детях, психика которых гораздо более чувствительна? Постарайтесь сделать так, чтобы дома ребенок слушал добрые детские песенки, смотрел полезные советские мультфильмы, читал не комиксы о супергероях, а книги о подвигах, приключениях и взаимопомощи.
Чешский психолог Зденек Матейчик однажды сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других». Если ваш ребенок эмоциональный, подвижный и склонен к агрессии, возможно, ему просто нужен выход для эмоций и энергии. Совсем не обязательно отправлять ребенка в секцию боевых искусств (в этом случае важен правильный выбор тренера), достаточно начать заниматься плаванием, легкой атлетикой или футболом. Занятия этими видами спорта способны снизить агрессивность, укрепить самооценку, научить ребенка адаптироваться в коллективе. Если по каким-либо причинам вы не хотите или не можете отдать ребенка в спортивную секцию, предоставьте ему возможность много двигаться: займитесь физкультурой дома, чаще играйте в активные, подвижные игры.
Не запрещайте ему выражать негативные эмоции, просто научите «выпускать пар» без вреда и телесных повреждений для окружающих. Помогут соответствующие игры, широко распространенные практики битья подушки или отражения своих эмоций на бумаге.
Иногда наилучший выход – договориться, например, поменяться игрушками. В некоторых случаях эффективно четкое словесное выражение недовольства (полезно будет выучить с ребенком подходящую фразу) и так называемое «предупреждение». Чаще проигрывайте конфликтные ситуации с помощью игрушек, обращайте внимание ребенка на мирные выходы из конфликтов при чтении сказок и детских литературных произведений.
Чтобы драка не стала способом малыша привлечь к себе ваше внимание, уделяйте его чаще и без повода.
Помните: настоящих драчунов очень мало, а ваш ребенок, при правильной реакции и разумных действиях с вашей стороны, очень скоро «перерастет» желание решить проблему с помощью кулаков.
Игры, обучающие управлять своими эмоциями:
«Сварливый жук»
«Мешочек со злостью»
Покажите мешочек ребенку и объясните, что этот мешочек не простой, а волшебный: все плохое, что накопится в душе, можно класть в него. Введите в обиход обязательное условие: злиться, визжать и кричать можно только в этот мешочек. После этого мешочек завязывается, и отрицательные эмоции «остаются в нем».
«Злая подушка» («Подушка для битья»)
Выберите отдельную подушку, которую можно бить, кусать, топтать, пинать, когда кто-то злится. Можно даже покричать прямо в подушку. Потом на этой подушке ни в коем случае нельзя спать или лежать, а хранить ее нужно в специальном месте.
«Я научился бить»: Как отучить ребенка кусаться и драться в 1 год
Годовалый ребенок с одинаково невинным взглядом может проситься на руки и колотить родных. Потому что не очень понимает разницу.
На приеме у меня жалуется молодая мама Катя:
«Мой годовалый ребенок дерется, Севушка всех бьет — меня, папу, брата. Достается и коту, хотя это, наверное, у всех. Что дальше будет? Ну ладно, когда что-то не по нему, а чаще ведь просто, без причины. Может с веселым лицом подойти и стукнуть. Я от неожиданности (а то и боли) чуть не реву, говорю: „Милый мой, солнышко, не злись. Так нельзя, мамочке больно. Не делай так больше“. А он — смеется. Слов не понимает. И на детской площадке так же. Нравится чужая игрушка — отбирает. И в кого он такой агрессивный, бандит просто! Это потому, что мальчик? Может его лечить пора? Или ремня, как папа предлагает? Вот вы мне скажите, это вообще нормально, нет?».
В это время ее сын Севушка смотрит на меня ангельскими глазами, делает несмелые шаги по кабинету, спокойно играет игрушками и на бандита, знаете ли, совсем не походит.
Екатерину можно понять. Любому родителю хочется вырастить ребенка, который умеет общаться дружелюбно. Но как это сделать? Откуда такая агрессия в этом возрасте?
Причины. Почему ребенок дерется в 1 год
Почти все годовалые детки дерутся. Бывает даже, ребенок 1 год кусается без остановки. И тому есть четыре основные причины.
Ребенок требует понравившуюся вещь. В этом возрасте кроха открывает, что отобрать или стукнуть — один из способов получить желаемое. И пробует снова и снова.
Пытается что-то сказать. Годовалый малыш может не говорить или говорить плохо. Как ему порой обидно, что он не может донести свою мысль! И речь других он понимает с трудом, особенно слова, которые не относятся к конкретным предметам:
«Это ложка, это кошка, а ваше „нельзя“, оно где? Один раз я его рядом с мамой слышал, другой — рядом с плитой. Везде оно что ли?».
Развивайте речь малыша, и уже к двум годам во многих случаях вместо драки он начнет договариваться. А пока ребенок кусается в 1 год, пытаясь войти в контакт, так, например, он проявляет свое недовольство или заинтересованность.
Привлекает внимание. Только после трех лет малыш научится оценивать, хорошо или плохо он поступает. В год он стремится получить любые эмоции взрослого, не понимая разницы между позитивными и негативными. Допустим, он полез к розетке и увидел целый спектакль: мама хмурит брови, срывается с места и многословно ругает. Он обязательно попросит ее выступить еще — снова поползет туда же. Годовалый ребенок кусается и щипается, потому что может воспринимать происходящее как игру. Поверьте, к подлинной жестокости этот поступок не имеет никакого отношения.
В год нельзя сказать, агрессивный ребенок или нет. Слишком многое зависит от настроения, ситуации. Понять, спокойный он или задиристый, можно будет годам к трем-четырем.
«Если любовь к дракам — возрастное, получается, само пройдет?». Правда, но лишь отчасти. Грамотные действия взрослого помогут малышу освоить жизнь без рукоприкладства. А из-за неграмотных нормальная драчливость может перерасти в подлинную агрессивность.
Что делать. Как отучить годовалого ребенка драться
Итак, ребенок 1 год дерется что делать родителям? Вот несколько советов, как отучить ребенка в год драться.
1 Говорите кратко и четко. Повторяйте одно и ту же мысль много раз. Твердо и уверенно, не переходя на крик. Не только запрещайте, но и учите, что можно делать. Лучше всего ребенок усвоит запрет, если вы соединяете слова и действия, покажете пример.
2 Помогите понять, что драться неэффективно. И научите другим способам договорится с сверстником или взрослым: поменяться, подождать и т д.
3 Предлагайте альтернативу. Если ребенок в игре замахнулся, чтобы ударить, поймайте его руку и скажите: «Нельзя. Береги меня. Можно бить мяч». И покажите, как это делается. Если ребенок замахивается в приступе охватившей его злости, лучше отойти и сказать: «Нельзя. Береги меня. Ты злишься. Потопай и покричи, чтобы злость ушла».
4 Не наказывайте. Даже, если малыш лезет в драку снова и снова, не стоит шлепать его или громко кричать. Ребенок совсем запутается: почему словами родитель запрещает бить, а сам делает это? Примеру взрослого дети верят больше, чем речи. Если малыш проявляет настойчивость, можно увеличить расстояние с ним, но не более того.
5 Следите за своими чувствами. Злиться на малыша за драки всерьез глупо. Со своими эмоциями ребенок рано или поздно начнет справляться. А родительская несдержанность может привести к самым печальным последствиям.
6 Давайте позитивные оценки. Ребенок чувствителен к родительским словам. Если говорить: «Жадный», «бандит», «драчун», таким и будет. Попробуйте внушать, что он «щедрый» и «Дружелюбный».
А если ребенок дал сдачи обидчику? Тут мнения психологов расходятся, но большинство считает, что давать сдачу надо учить ближе к семи годам. До этого возраста малыши не могут соотнести силу воздействия на них и силу ответа — из-за этого «сдачу» они могут дать гораздо сильнее обиды.
Иногда родителям тоже нужно поработать над собой
Задаваясь вопросом, как отучить ребенка кусаться в 1 год, надо также проанализировать, почему поведение малыша вызывает такой страх у самого родителя.
Вернусь к истории из начала статьи. Вместе с мамой Катей мы проанализировали ее чувства. Оказалось, она боится детской злости и вообще любой агрессии. Родители учили ее, что гнев — это очень плохо, что злиться нельзя. Поэтому драки и ставят маму в тупик.
Все это я и объяснила маме Екатерине. Она ушла успокоенная и обрадованная, что лечить ребенка не надо. А через месяц я получила от нее сообщение в соцсети. Сева почти перестал драться, стал чаще обнимать маму. И даже «люблю» говорить научился.
Драки в год — распространенное явление. Реагировать на них нужно спокойно и решительно. Вместо того, чтобы ругать, скажите малышу: «Нельзя. Береги меня».
Дракам – нет. Что делать с агрессивностью у детей
Ребенок дерется? Решение проблем в школе и детском саду методом освоения навыков
Бен Фурман психотерапевт, автор метода освоения навыков
Мы уже рассказывали о методе освоения навыков, разработанном финским психиатром Беном Фурманом. Он заключается в том, чтобы определить, какого навыка или умения не хватает ребенку для того, чтобы решить какие-то проблемы с поведением. Сегодня посмотрим, как этот способ работает в случае проявления детьми агрессивности. Можно ли научить ребенка обходиться без драк и как это сделать?
Агрессивность: одно название, разные причины
Многие дети иногда ведут себя жестоко по отношение к сверстникам или даже собственным родителям. Когда такой ребенок сердится, он готов кусать, колотить и пинать любого, кто оказывается у него на пути. Когда ребенок ведет себя агрессивно, не всегда удается сразу понять, в каком навыке он нуждается. Кто-то может сказать, что всем агрессивным детям недостает самоконтроля или умения справляться со своим гневом, однако, согласно методу освоения навыков, такие умения слишком масштабны, или комплексны, и для того чтобы дети могли успешно овладеть ими, необходимо разбить их на составляющие.
У Мэта, Эшли и Хелен была одна и та же проблема: все они вели себя агрессивно по отношению к окружающим. На первый взгляд, их проблемы действительно выглядели одинаково, но при ближайшем рассмотрении становилось ясно, что каждому из этих детей не хватает какого-то своего навыка.
Жестокость Мэта проявлялась в ситуациях, когда рядом с ним оказывались другие дети, — так сказать, если они заходили на его территорию. Для преодоления своей агрессивности Мэту нужно было научиться спокойно относиться к присутствию других детей рядом.
У Эшли агрессия возникала тогда, когда ему казалось, что кто-то дразнит или раздражает его. Чтобы справиться с этой проблемой, ему нужно было научиться рассказывать в таких случаях учителю вместо того, чтобы сразу лезть в драку.
Хелен не могла вынести, если ей не удавалось получить что-то, чего ей очень хотелось. В таких случаях она начинала царапать или пинать того, кто в чем-то ей отказал. Для того чтобы справиться со своей жестокостью, Хелен нужно было научиться конструктивно переносить разочарование и ситуации, когда не все складывается так, как ей хочется.
Так, проанализировав ситуации, в которых проявляется агрессивность, вполне можно определить, в каком именно навыке нуждается ребенок. Когда вы понимаете, какого именно умения ему не хватает, вам гораздо легче помочь ему преодолеть проблему.
Можно даже сказать, что не бывает жестоких детей, бывают только дети, которые склонны к жестокому поведению в определенных ситуациях из-за того, что им недостает какого-то конкретного навыка, чтобы вести себя более конструктивно.
История Стефана: как перестать драться
Рассказывает Вивека Лильерос, школьный психолог из Швеции.
Стефану было семь лет, и он пошел в первый класс. На каждой перемене он вступал в драки с другими детьми, и все его боялись. Директор школы пригласил меня на встречу, где мы должны были обсудить проблемы Стефана.
— Будет ли там сам Стефан? — спросила я у директора.
— Нет, этого мы не планировали, — ответил директор. — Придут его родители, учительница и школьная медсестра.
Вдохновленная методикой освоения навыков, я предложила пригласить на встречу и самого Стефана. Директор согласился.
Встреча началась с того, что директор представил нас друг другу. Обстановка была напряженной, Стефан нервно болтал ногами. Учительница собралась рассказать нам о его проблемах, но я попросила слова.
— Стефан, прежде чем мы начнем говорить о твоих трудностях, мне хотелось бы узнать, а что у тебя получается делать хорошо? — спросила я.
Оказалось, что Стефану хорошо дается математика. Настолько хорошо, что он самостоятельно решал задачи из школьного учебника, которые в классе еще не проходили. Кроме того, выяснилось, что Стефан прекрасно рисует. Узнав об этом, я попросила его показать какой-нибудь рисунок. Стефан быстро нарисовал смешную картинку, которую, передавая из рук в руки, рассмотрели все присутствующие.
— А чем ты любишь заниматься с друзьями? — спросила я после этого, и он рассказал о футболе и других играх, которые ему нравятся.
Мне показалось, что директор и учительница начали нервничать. Ведь мы собрались для того, чтобы обсудить проблемы Стефана, а не его успехи и увлечения. Пора было поговорить о деле.
— Я слышала, что у тебя с товарищами не все бывает гладко. Это правда?
— Да, — ответил Стефан.
— Так что там у вас происходит на переменах? — продолжала я.
— Мы деремся, потому что если кто-то меня злит, я его бью.
— Тогда, наверное, я тебя понимаю, потому что дерутся обычно не от хорошей жизни. Но скажи мне, пожалуйста, что ты можешь научиться делать, чтобы не лезть в драку?
— Я могу научиться контролировать себя и держать руки сцепленными за спиной, — ответил Стефан.
Я не могла поверить своим ушам. Он ответил так, как будто сам изучал методику освоения навыков.
— Мне кажется, это нелегко — сдержаться и сцепить руки за спиной, когда разозлишься. Хочешь, чтобы твоя учительница и товарищи помогали тебе не забывать поступать именно так?
Стефан согласно кивнул.
— И как, на твой взгляд, они должны будут это делать? — спросила я у него.
Стефан задумался, но так ничего и не придумал.
— У меня есть предложение, — сказала я.— Начиная с завтрашнего дня ты будешь тренироваться контролировать себя и держать руки за спиной. В конце каждого дня вы будете обсуждать с учительницей все, что произошло за этот день. Если у тебя будет получаться целый день держать руки за спиной, вы обсудите, как тебе это удалось. Если же ты сорвешься, то вы обсудите с ней, как добиться того, чтобы на следующий день такого не было. Что скажешь?
Стефану понравилось то, что я предложила, учительница осторожно кивнула. Кроме того, я предложила, чтобы она как-то отмечала каждую перемену, когда Стефану удастся избежать драк.
— А если у тебя получится не драться целых три недели подряд, то что бы ты хотел за это получить? — спросила я у Стефана.
— Киндер-сюрприз! — с восторгом ответил Стефан.
— По-моему, хорошая идея, — согласилась я. — Давай я вернусь через две недели и встречусь с тобой здесь, и ты расскажешь мне, что у тебя получилось. Пожмем друг другу руки в честь нашего договора?
Стефан пожал руки всем присутствующим, и на этом встреча завершилась. Я задержалась ненадолго, чтобы поговорить с учительницей. Она сказала, что будет следовать плану, но сомневалась в том, что он сработает. Я пообещала на следующий день позвонить в школу, чтобы узнать, как идут дела у Стефана.
Когда я позвонила, учительница радостно сообщила мне, что Стефан ведет себя, как ангел! Он получил две положительные отметки в свою рабочую тетрадь, и все просто удивляются тому, насколько лучше он стал себя вести.
Спустя две недели я пришла в школу и узнала, что учительница действительно каждый день проводила личные встречи со Стефаном, и он получил плюсы за 95% всех перемен за это время. Если на какой-то перемене ему не удавалось сдержаться, Стефан с учительницей говорили не о том, что он не смог совладать с собой, а о том, что нужно сделать на следующей перемене, чтобы это не повторилось. Учительница также выяснила, что зачинщиком драк не всегда оказывался Стефан и что некоторые мальчики намеренно провоцировали его.
Я столкнулась в коридоре и с самим Стефаном. Он подбежал ко мне с радостной улыбкой.
— Привет, Стефан, — поздоровалась я. — Ну-ка, расскажи мне, как у тебя дела?
— У меня неплохо получается, — гордо ответил он.
— Это здорово! — сказала я. — И как же тебе это удается?
— Я держу себя в руках, а руки — за спиной, — объяснил он, а потом рассказал мне, как одна девочка стукнула его по руке, а он не дал ей сдачи. Он просто ушел. Еще он сказал, что ему очень помогают ежедневные разговоры с учительницей. Стоит ли говорить, что еще через неделю он получил обещанный киндер-сюрприз.