Как объяснить ребенку что такое секта
Психология ребенка от А до Я
Популярно о психологии для мам и пап
About this Entry | ||||
---|---|---|---|---|
jgofri : |
не знаю насколько это правильно, но хоть как то поспокойнее.
Я бы сказала, что есть сложные темы, о которых нужно размышлять, когда повзрослеешь. Только взрослый человек может сделать правильный выбор, во что верить, а во что нет. Но некоторые злые тети и дяди этим пользуются и пристают к маленьким детям, которые еще не все понимают, чтобы обмануть их.
Только учтите еще вот что. У нас в России часто называют сектами официально зарегистрированные протестантские церкви, признанные во всем мире, и имеющие в России официальный статус. Это весьма некорректно.
Ужжжас, я поняла, что у меня ребенок со всех сторон окружен сектантами!
А няня-то пятидесятница, и вот она-то всякие религиозные разговоры постоянно ведет, и постоянно рассказывает (и детям, в том числе!), что ангелы не существуют, и без слова «грех» у неени одно предложение не обходится. я вообще детей с ней оставляю одних!
А еще у друга-одноклассника моей дочки мама какой-то энергией постоянно заряжается, на пирамиды за этим ездит на вские, на индейские какие-то мероприятия, и уж она-то самая агрессивная проповедница всей этой чуши, весь фейсбук своими проповедями засорила, и даже в школе пыталась прямо в классе детям про энергии и про индейцев рассказывать. А я дочку как-то раз прямо одну к ним в гости отпустила! Сама привезла и на три часа оставила!
Я — псих! Заметки психолога родителям и детям
Нестандартная психология для всех
Опасность сект, признаки, что делать, если ребенок попал в секту
Крупные города все чаще становятся удобным полем деятельности для новоявленных мессий и пророков из сект. Люди, чья активность многие годы была направлена на удовлетворение материальных потребностей, достигнув определенного уровня, начинают осознавать, что эти блага так и не дали им чувства полного морального удовлетворения. В душе у них по-прежнему царит растерянность и беспокойство. Это заставляет их задуматься о духовном развитии и совершенствовании.
Наставник, который наиболее умело предложит путь к совершенству, обладает большими шансами получить еще одного сторонника и ученика.
Потенциальные члены секты
Чаще всего членами сект становятся молодые люди до 35 лет. Это обусловлено тем, что в данном возрасте человек занят поисками «пищи для души».
Наиболее податливым материалом для восприятия новых идеологий являются подростки. Они часто страдают от изолированности и одиночества, бунтуют против устаревших, с их точки зрения, канонов и ценностей, сознательно отвергая идеалы родителей.
Одновременно они ощущают большую потребность в любви и понимании. Новые культы, как правило, притягивают людей достойных — впечатлительных, искренних и откровенных, тех, кому небезразлично происходящее вокруг, кто стремится к уничтожению зла во всем мире.
Путь к… (процесс вовлечения нового адепта)
Членом секты становятся не сразу. Обычно процесс вовлечения нового адепта начинается с минуты, когда с молодым человеком доверительно заговорит «миссионер». Это может произойти в любом месте. Никто никого не принуждает.
Секта представляется как очень интересное сообщество единомышленников, предназначенное для избранных. Чтобы стать одним из ее членов, нужно пройти ряд испытаний — инициацию.
Молодой человек согласен выдерживать дискомфорт и разные неудобства потому, что взамен секта обещает ему наивысшую ценность — рецепт решения всех проблем: его собственных и мировых.
Есть только один путь, который способен защитить его от зла, — это принятие и исполнение нескольких простых правил, признание авторитета и переход под его полную опеку. А «учитель», не щадя своего времени и сил, будет поддерживать своего «ученика», окружив его вместе с остальными членами любовью и пониманием.
Молодой человек начинает работать для пользы нового сообщества, бросает учебу, разрывает все отношения, связывавшие его с прошлой жизнью, иногда уходит из дома, отдает секте все имеющиеся у него материальные ценности.
Он не замечает постепенного порабощения. Его слепота является следствием специфичности его положения. Молодой человек находится под постоянным влиянием новой идеологии, которая изолирует его от внешнего мира.
Его день полностью занят работой на благо секты, молитвами, медитациями и занятиями с «учителем». Ни на минуту его не оставляют одного, он всегда окружен «единоверцами».
Признаки деструктивных сект
Эффект промывания мозгов
Человек, живущий в таких специфических условиях, быстро меняется. Такое полное изменение личности называется психомутацией.
Молодой сектант воспринимает прежнее окружение враждебным себе, а прошлый образ жизни считает неправильным. Он уверен, что весь мир нужно переделать в соответствии с его новым мировоззрением.
Чтобы ребенок не оказался в секте
Конечно, лучше всего было бы не допускать этого.
«Профилактика» в данном случае очень проста: уделяйте своему ребенку больше времени, любви и внимания. Сделайте все возможное, чтобы ваш дом не стал для него всего лишь местом для сна и обсуждения неудач и разочарований.
Очень важно научить ребенка критически мыслить, это уменьшит его доверчивость к разного рода пропагандам и учениям. Начинать обучение можно с раннего возраста, например объясняя назначение телевизионной рекламы.
От страха, что малыш станет жертвой сектантов, не нужно искоренять из его характера альтруизм и доброжелательное отношение к людям. Но следует объяснить и продемонстрировать на собственном примере, что простое и быстрое действие обладает большей эффективностью.
Что делать, если ребенок попал в секту
Несовершеннолетнего ребенка от опасного окружения можно оградить, прибегнув к помощи милиции. Такой метод следует использовать, пока взрослые имеют на это право, но заранее нужно продумать дальнейшие меры.
Если действовать с помощью силы, то в результате, как только ребенку исполнится 18 лет, он покинет родительский дом. Ведь теперь он формально взрослый человек, поэтому родители совершенно бессильны перед его самостоятельным решением.
Широта и глубина этой проблемы требуют помощи людей, имеющих подобный опыт, — существуют специальные службы и телефоны доверия, есть специалисты, которые занимаются реабилитацией жертв сект. Они могут подсказать направление и пути спасения детей.
При контакте с ребенком очень важно делать упор на объединяющие моменты (например, на общее прошлое) и бескорыстный интерес к нему. Общение нужно построить на воспоминаниях о его детстве, семейных традициях, жизни и делах людей, которые были ему близки до вступления в секту.
Оказывается, что наиболее эффективной тактикой будет принимать ребенка с распростертыми объятиями всякий раз, как только он появится в нашем доме. Искренний интерес к его жизни, увлечениям, времяпровождению, готовность делиться личными переживаниями должны сопровождать эти визиты.
Быть сдержанным и спокойным в такой ситуации очень трудно, но только родной дом, ставший олицетворением мира и добра, безопасности и простых человеческих правил жизни можно противопоставить всему тому, что дает секта.
13 идей о “ Опасность сект, признаки, что делать, если ребенок попал в секту ”
Очень боюсь, что мой ребенок влипнет в какую-нибудь секту, он очень восприимчивый, доверяет всем и каждому. Не знаю что делать, не специально же говорить, что никому доверять нельзя!
Аня, вопрос доверия не любит крайностей. У вас получается или доверять всем или никому! А как же золотая середина? Есть люди — близкие, настоящие друзья, которым я доверяю и есть незнакомцы, которые еще не доказано, что хотят хорошего для тебя. Так же должно делиться и для ребенка, покажите ему своим примером.
Тоже боюсь, что мои дети влипнут в какую-нибудь секту, но ведь каждый же их шаг и вздох не отследишь…
Секты, особенно религиозные, пытаются подружиться с несчастным ребенком, дать ему на первых порах то, чего он недополучает в семье. Есть повод задуматься родителям о своих отношениях с родным человеком.
Очень переживаю за свою дочь.Есть подозрения,что она стала жертвой секты.На данный момент она живет с бабушкой,которая не дает возможности мне видеться с ней часто.Не то,чтобы она запрещает,но находит всяческие поводы(уроки,кружки,наличие у меня нового мужчины в жизни,якобы на нее это плохо влияет).Сама же (бабушка)рассказывает мне,что нашла у нее тайную тетрадь с проклятьями и заговорами которую дочь прячет.Точно такие же заговоры бабушка нашла на сайте эзотерики,когда начала разбираться,что это..Рассказывает,что дочь отказывается носить нательный крест,обуславливая свои действия тем,что он ее душит.Говорит,что не боится смерти и прочее.Я очень за нее переживаю.Посоветуйте,пожалуйста,как поступить в этой ситуации.
Сколько лет дочери? Как она к вам относится?
Ей 10 лет.Ко мне она относится доброжелательно и уважительно.Я не замечала агрессии в свою сторону или что-то подобное.
А поговорить с ней наедине вы можете? И чтобы у вас было не ограничено время… Желательно начать с другого, менее значимого, нельзя осуждать и критиковать ее увлечения, мысли, просто даже если она вам откроется, что-то важное для себя расскажет будет уже хорошо… Потом может даже пойти с ней на это собрание, если она согласится на это… Вам нужно больше информации, если вы будете осуждать и пытаться ей запретить, это может вызвать только протест и еще больший уход в секту…
Мне кажется надо брать ребенка под мышку и увозить — подальше от секты, от друзей как бы таких, пусть даже переезжать в другой город.
К сожалению, переезд не всегда реален, есть работа, другие обязательства и пр.
Мне кажется я вступила в секту или что то но я точно не знаю
Секта саентологии в России запрещена законом и признана экстремистской Обращались во все правоохранительные органы. Безрезультатно.
Добрый день! Моя ученица попала в секту Московская церковь Христа. Сходила на 2 или 3 урока, втянулась. Не признаёт, разумеется, что это секта.
Секты – опасные сети для нас и наших детей
Секты – опасные сети для нас и наших детей
Случаи с вовлечением наших детей в секты нередки. Недаром отечественная наука называет секты деструктивными культами. Психологи беспомощно разводят руками: после того, как ребенок провел в секте несколько недель, восстановить его психику не удается.
Общие выводы, к которым пришли отечественные психологи и социологи религии:
? Основная причина вовлечения детей в секты– неблагополучная обстановка в семье, отсутствие достаточной эмоциональной связи хотя бы с одним из родителей. Это обстоятельство мешает проведению адекватной реабилитации: ребенка не к кому «прицепить» после того, как его контакты с сектой прекращаются.
? Вовлечение детей и молодежи в секты активизировалось в последнее время. После того как критическая масса новообращенных достигнута, лидеры сект борются за новое поколение.
? Жизнь в сектах связана не с социализацией детей, а с их десоциализацией, разрывом принятых в данном обществе связей между людьми. Основные, исторически сложившиеся религии обслуживают, укрепляют, консервируют культурные нормы стран, на территории которых они развивались. Нетрадиционные религии могут разрушать, оспаривать и противоречить нашим культурным нормам.
? Самое тяжелое и очевидное последствие вовлечения детей в секты – разъединение семьи. Согласно Конвенции о правах ребенка, всякая семья имеет право на единство. В этом пункте сектам может быть предъявлено юридическое обвинение. С точки зрения единства и преемственности психологической жизни семьи лучше, чтобы её члены исповедовали одну и ту же религию.
? Агрессивные культы разрушают личностный контроль человека, делают его абсолютно зависимым от общины, приводят к высокой невротизации и стимулируют страх оступиться, согрешить, провиниться прежде всего перед окружающими ребенка взрослыми, которые берут на себя миссию судить и контролировать поведение любого члена общества, выдвигая в качестве идеальных простые, неоспоримые ценности.
Говоря языком психологов, в ребенке взращивают недоверие к самому себе, его учат воспринимать себя как существо слабое, неустойчивое, а самые сокровенные надежды связывать с ограниченной жизнью общины.
Много лет, отправляясь в экспедиции в разные страны, я наблюдала за религиозной жизнью россиян в разных точках планеты, посещала молельные дома и православные храмы разных деноминаций. Только в Париже их четыре! А в Сиэтле 47 молельных домов наших сектантов, эмигрирующих в США. Мы знаем о нашей еврейской эмиграции, так называемых религиозных беженцах («так называемых» – потому что советские евреи были и оставались образованными атеистами, даже переехав на постоянное место жительства в США, получив существенную поддержку, в том числе и материальную, от еврейских общин). Но вот о другом, гораздо более многочисленном потоке настоящих религиозных беженцев, сектантов из Украины, у нас не знает почти никто. Одна из причин: в отличие от евреев, которые привлекают к своим проблемам мировую общественность, украинские сектанты исповедуют скромность, скрытность, недоверие к «чужакам» и стараются держаться подальше от больших городов – «рассадников дьявольской цивилизации».
Случай из жизни: Как родители хотели спасти сына от армии в России, а потеряли в секте США
Я не пожалела времени и, под видом неофитки, посетила несколько воскресных служб в Сиэтле. Одно дело – отмахиваться от сектантов, другое дело – понять структуру секты, образ жизни ее обитателей (обряды, психология, отношения внутри секты). Служба в таких приходах напоминает языческие праздники – с песнями, славящими Бога.
Политика общины зависит в значительной мере от личности пастора, его влияния и авторитетности. Методы, которые используют пасторы, сильно варьируют от прихода к приходу. Темы проповедей самые разные: «Опасность образования», «Интернет как орудие дьявола», «Смерть
Христа», «11 сентября и конец света». Они в целом отражают настрой общины против изысков цивилизации, образования, техники, кроме того, там очень сильны антимусульманские настроения и гордость принадлежности к «правильной церкви».
Одна из основных целей пасторов в эмиграции – поддержание позитивного образа общины как беспроблемной и успешной, что очень важно с точки зрения мимикрии под американский стандарт. Я слышала вещи, которые никак не согласуются с действительностью, например – «Наша церковь одна из самых образованных. Восемь из наших женщин собираются стать медсестрами. Четыре парня – программисты в Майкрософте».
Но однажды мне пришлось активно вмешаться в деятельность секты так называемого харизматического, радостного культа. Более того, мне пришлось бросить все дела и отправиться на встречу с пастором крепкого сложения, лет 45. Но требовалось вмешательство извне.
19-летний юноша, россиянин, бросил свою семью, отца и мать, чтобы уйти в украинскую религиозную общину, секту. Два года он где-то пропадал. Родители, занятые на работах, как все вновь прибывшие эмигранты, думали, что он проводит время с русскими юношами и девушками. Они выехали из Тюмени, чтобы спасти ребенка от армии. А потеряли его в сетях соотечественников– сектантов.
Родители обратились ко мне как единственному русскоязычному специалисту в надежде восстановить единство семьи. К этому времени пастор запретил юноше визиты к психологам и внушил, что они могут применить особые средства гипнотического воздействия. Приглашать юношу на встречу было делом безнадежным. Решено было ехать через весь Сиэтл, в жару, два часа в воскресный день по пробкам, чтобы успеть к концу проповеди.
Дорога была пустынной, родители не спали всю ночь, поэтому выехали рано и прибыли не к концу, а к началу службы. Празднично одетые, на машинах (как правило, ярких цветов – красного, голубого, серебристо-белого), женщины в косынках с люрексом, некоторые в вечерних платьях, люди собирались на проповедь как на праздник. Вокруг была слышна украинская речь, люди целовались при встрече. Службу вели сразу несколько пасторов, одетых в дорогие костюмы, при галстуках. Сама церковь явно новая, казалось, еще немного, и запахнет краской, этакий новомодный дом культуры с витражами, сценой с несколькими микрофонами, роялем слева. На трибуну всходили один пастор за другим и зычными голосами читали по написанному ими заранее тексту проповедь. Задача явно состояла в том, чтобы довести паству до высокого энергетического состояния. На втором часу этого «митинга» некоторые плакали, кто демонстративно, а кто и в самом деле находясь в экстатическом состоянии.
Мать юноши, из-за которого мы попали в эту историю, шептала мне на ухо «Смотрите, они же ненормальные. Это еще ничего. А бывает, такой вой стоит…» Наконец мы разыскали глазами ее сына, который оказался где-то среди младших подростков. Но как только он увидел свою мать, сразу сорвался с места и стал пробираться к выходу. Мы устремились за ним. Удаляясь, он прятал глаза, отворачивал голову и если и смотрел вперед, то разве что на свой пупок, избегая, таким образом, гипноза, как и учил пастор. Он бежал напрямик, через газоны и строго расчерченную парковочную стоянку, исчез, только мы его и видали.
Все, что я могла сделать, так это поговорить с пастором, чтобы понять его позицию. Но тут реакцию ужаса и протеста выдала мать. Она кричала, что ни за что не будет разговаривать с человеком, который увел ее сына, что она его убьет, церковь сожжет, и дело с концом. «Хорошо, – сказала я, – пойду одна, а вы меня подождите». Проповедь к этому времени закончилась, и люди выходили из церкви, целуясь и приветствуя нас. «Вiтаэмо!» – и целуют. «Что они говорят?» – «Они приветствуют нас на украинском языке». Она в ужасе бежала. Через две минуты, обцелованная прихожанами, я осталась одна у выхода из молельного дома, дожидаясь пастора.
Разговор с пастором длился около часа. Он вел себя внешне лояльно, стал как-то сразу уверять, что всегда пытался вернуть мальчишку домой, но тот не хотел, привязался. Что он запрещал ему ходить по домам проповедовать: юноша, зараженный религиозной идеей, одержимый в своем желании служить общине, ходил по домам, призывал к служению Господу, раздавал агитационную литературу. «Он – маньяк, я считаю, что он еще не окреп духом, чтобы проповедовать». Вроде разумно. Однако он не был искренен, пытался выиграть время, чтобы ретироваться, оставив впечатление вежливого человека.
Мать, маячившая где-то вдалеке, медленно приблизилась, и, наконец, присела на лавочке невдалеке. Смотреть на нее было больно. Они сцепились. «Зачем вы забрали моего сына?!» – «Он сам ушел от вас. Все начинается с семьи». – «Вы даже не даете нам уехать». – «Пожалуйста, пусть едет! Психолога тут привели..». С трудом удалось заставить их говорить мирно. Вскоре мы заметили и юношу, обеспокоенного происходящим. Пастор позвал его, и тот, по-прежнему отворачивая голову, приблизился. «Я всегда говорил тебе, что мать – это святое! – нарочито, с пафосом провозгласил пастор. – Мы поговорим с ним, когда он придет ко мне на беседу». Оказывается, помимо проповедей, каждый вторник парень ходил на проработки. «Почему вы не установили контакт с родителями, как только поняли, что парень ходит к вам тайком от отца с матерью?» – «Ему девятнадцать лет. Он уже сам может распоряжаться собой. Потом, было ясно, что родители будут против». – «Но это их семейное дело. Давайте не преувеличивать семейные проблемы. Они приехали сюда, чтобы спасти парня от армии, а потеряли его по другим причинам. Причем навсегда». – «Он уйдет от нас, как только захочет. Никто тут насильно не держит». – «По внешнему виду понятно, что он находится под воздействием. Он прячется, заговаривается. Взгляд остекленевший». – «У нас много молодых людей. Он один такой попался. Волочится за младшими, сам ничего путного придумать не может». – «Зачем вы берете у него родительские деньги?» – «Никто у него ничего не брал. Пора уже зарабатывать самому. Моя задача найти ему работу и женить». Разговор становился все более жестким. Наконец, он раздраженно и прямо сказал, что власть над парнем он терять не намерен.
Мать и сын плакали, обнявшись, но ясно было, что пастору достаточно было лишь сказать слово, чтобы сын бросил мать и подчинился его команде. Отца юноша игнорировал. Ненавидел его с детства.
Данный разговор воспроизводил типичный набор аргументов и контраргументов между пастором и неверующими родителями. Случай этот был не единственным в постсоветской эмиграции. Говорили, что молодежь, как правило юноши, попадают в секту, бросают родителей, предварительно вынеся из дома деньги и ценности, отдав их в общий коммунальный котел. Испытывая эмоциональный голод, дети эмигрантов откликаются на любой призыв и внимание со стороны, легко поддаются агитации, начинают бродяжничать, теряют интерес к светской жизни и просто волочатся за кем-то из младших прихожан, у кого на них есть время и на кого они еще производят впечатление своим геройским уходом от мирских забот.
Родители пытались еще пару раз насильно увезти его из города в один из госпиталей по восстановлению жертв психологического насилия. Чем больше они пробовали обмануть своего сына, поскольку договариваться не удавалось, тем большее сопротивление он оказывал, не веря уже ничему.
Мать пыталась напоминать ему о детстве, о том, как они были близки. «Я где-то читала, что нужно напоминать им про детство, чтобы избавить от зомбирования». Но каждое утро он уезжал, а когда у него отбирали машину, уходил пешком в церковь. Отец считал, что причиной всех несчастий было элементарное отсутствие навыков физической работы. Он был твердо уверен в том, что если мальчишку увезти в Смоленскую губернию, в деревню к родственникам, он быстро образумится. Только вот одна проблема, парень не хотел садиться на самолет. Родители также обращались в органы натурализации и иммиграции, через которые все члены семьи оформляли вид на жительство. Они просили отобрать у них гражданство, так называемую «гринкарт». Чиновники были в изумлении. Обычно за «гринкарт» борются, а не отказываются. «Даже если вы сожжете свои документы, мы будем считать вас гражданами нашей страны». Отказались они и насильно транспортировать (фактически депортировать) сына. «Наши службы этим не занимаются», «У нас свобода исповедания».
После двух месяцев терзаний родители быстро распродали свое имущество на так называемых salegarage по бросовым ценам Так же была продана машина, сдан дом. И они уехали, оставив сыну денег на обратную дорогу. У подруги, которая обещала потратить их только на покупку билета для парня, если он этого захочет.
История развивается печально. Поскольку парень оказался не способен к простому физическому труду, а психика окончательно расстроилась, его поместили в госпиталь, чтобы подлечить. Дальнейшая его жизнь, скорее всего, проходит между сектой и госпиталем.
Кроме того, что пасторы претендуют на роль абсолютных авторитетов и с ними нельзя ни поговорить, ни договориться, меня возмущает и то, что талантливым мальчишкам и девчонкам из семей простых членов общины заказана дорога наверх. Мои коллеги, американские профессора и учителя, жаловались, что стоит выписать ребенку из такой общины направление в школу для одаренных детей или подарить компьютер, немедленно вступает в силу запрет со стороны пастора. Никаких «привилегий», школа – только для обучения азам грамоты.
Эта история меня задевала лично. Много лет назад мы с моим девятилетним сыном Федором оказались в сходной ситуации. Каждое лето я отправляла его к родителям на месяц, именно в Украину. Мои родители жили в маленьком городе Светловодске Кировоградской области. Из-за тяжелого экономического положения, криминальной обстановки люди устремились в многочисленные молельные дома.
Когда я была в возрасте моего сына, то слышала кое-что о баптистах, которые молятся по ночам, поют песни, закрывшись у кого-то в доме. Моя бабушка рассказывала истории о бабках-баптистках с осуждением, поскольку те отписывали свои дома церквям, ничего не оставляя родным детям. Ходили эти бабки, низко опустив голову, что-то бормоча себе под нос. Моя мама, пока отец служил во флоте, снимала квартиру у одной из них. Хозяйка была против контактов с «чужими», агитировала ее принять участие в общей молитве. Надо сказать, что мама – физик по образованию, и всякая мистика никак не сочеталась с ее атеистическими взглядами.
Но сегодня почти на каждой улице есть новый, только что открытый молельный дом. Под эти цели отданы библиотеки, стадионы и дома культуры. На фоне общей нищеты они выглядят слишком помпезно: с гаражами, большими подворьями. Одна из наших соседок подалась в баптисты, уведя за собой сына. Дружба наших детей чуть не обернулась для нас большой проблемой. Женщина посчитала, что и моего сына нужно спасать. Однажды она попросила мальчишку помочь ей с кормом для коз и., увела его на службу. Он стал ходить туда тайком, очень мучаясь оттого, что его принуждали обманывать. Я приехала, как только узнала о том, что Федор стал ходить на службы по воскресеньям и целую неделю старается вести себя безукоризненно.
Говорить с соседкой оказалось делом бессмысленным. «А он сам попросился». Ложь во благо – кажется, такой принцип исповедуется баптистами. Я немедленно увезла сына в Москву. У меня ушла пара месяцев на то, чтобы восстановить отношения с ним. Я на всю жизнь запомнила его остекленевший взгляд, его просьбы с болью: «Надо молиться, чтобы Христос простил» и слезы.
Но мне было легче – стаж посещения служб был небольшим.
Конечно, мы должны научиться терпимому отношению к другим сообществам, которые живут не так, как мы. Но когда речь идет о защите прав детей, охране их психологического здоровья, вопрос об интервенции государства в семью и общину надо ставить жестко. Еще вчера было понятно, что внешнему контролю должны подвергаться алкоголики и психически больные люди. Сегодня количество категорий увеличилось. Нам все еще непривычно критически оценивать поведение взрослых людей, которые не пьют и не курят, да к тому же много и бескорыстно работают. Зомбированные сектанты именно такие.
Мое собственное исследование религиозной идентификации детей в разных странах мира, в том числе детей эмигрантов, показывает, что славянские, по своему происхождению, дети, как правило, считают себя православными, даже если их семьи не ходят в церковь и не молятся на ночь. Принадлежность к религии своих предков или хотя бы лояльное, уважительное отношение к ней позволяет нам сохранить психологическую близость со своей семьей, а также позитивную идентичность. С психологической точки зрения, это – безусловная ценность. Но формирование идентичности, в том числе и религиозной – долгий поступательный процесс. Это не для малышей. Не для дошкольников, которым трудно оперировать абстрактными ценностями. Они их пугают.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ, ВЕРУЮЩЕМУ И АТЕИСТУ
? Дорогие мамы и бабушки, а также те немногочисленные папы и дедушки, которые взялись читать эту книжку. Нам нельзя игнорировать мировоззренческие вопросы. Пустота порождает монстров. За нашими детьми идет охота, не всегда честная и видимая, и всегда под благовидными предлогами, что делает нас особо безоружными.
? Религиозность ребенка должна определяться в семье и не вредить его психологическому здоровью.
? Поддержка глубокой психологической связи с ребенком – единственная верная гарантия того, что вы не потеряете его психологически, даже если он подвергнется активному воздействию религиозных фанатов и агитаторов.
? Активная религиозная жизнь вокруг – повод поговорить с ребенком о сакральном, о том, что такое Бог, религия в жизни людей, почему они ходят в храмы, почему церкви разные, почему Рождество в России, Америке, Израиле, Баку и Токио празднуют в разные дни?
? У дошкольников предметно-образное, мифологическое, сказочное сознание. Они верят в чудеса, превращения, а мир им кажется продуктом деятельности антропоморфных существ, волшебников, богов, сильных личностей. Поэтому дети этого возраста особо чувствительны к вопросам религии. Но, рассказывая им религиозные мифы, не забудьте познакомить их с мифами Древней Греции, или просто почитать народные сказки.
? Так вам легче будет сделать обобщения. Религия – это устные и письменные сказки и мифы, которые учат людей, как жить, любить, хорошо друг к другу относиться. Когда люди вырастают, они начинают читать и другие книжки, ездить по миру, интересоваться жизнью других людей. Почему? Потому что это интересно. А люди хотят жить хорошо и интересно. Не вредя, а, наоборот, помогая другим. Жизнь – это большое путешествие в неизвестность. Нужно быть внимательным, осторожным и задавать много вопросов, чтобы не сбиться с пути.
? А почему люди ходят в церковь? Они таким образом наглядно демонстрируют, что помнят о важных правилах жизни. Они хотят поблагодарить всех хороших людей, которые жили раньше, за то, что передали им эти правила, научили их жить.
? Так кто такой Бог? Бог – это самая главная и любимая сказка людей. Каждый выбирает свою. Бог – это самый старший, главный герой, которого слушают все остальные. Он напоминает о правилах поведения, чтобы все были довольны и счастливы.
Подобная версия вполне понятна любому «начитанному» ребенку, тем более ребенку компьютерного века.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
3. «Принц и нищий» за школьной партой, или Как социальное расслоение влияет на наших детей
3. «Принц и нищий» за школьной партой, или Как социальное расслоение влияет на наших детей «Я хочу, чтоб мой не хуже других был!» – запальчиво говорит уже не очень молодая мама, выбирающая в модном бутике галстук для сына-выпускника. Стоимость галстука кажется немыслимой
Пять в одном, или друг, любовник, опора, защитник и отец наших детей
Пять в одном, или друг, любовник, опора, защитник и отец наших детей Нормальное желание каждой женщины — быть замужем за идеальным мужчиной. Социологи и психологи проводили массу исследований, пытаясь выяснить универсальные критерии «желанного» мужа. Но все они, так или
2.6. Гуманистические воспитательные технологии в логике работы библиотеки и приобщения к чтению наших детей
2.6. Гуманистические воспитательные технологии в логике работы библиотеки и приобщения к чтению наших детей Лучшим орудием воспитания является личность педагога, его пример, способный вызвать подражание В. Н. Сорока-Росинский Стремительно изменяется мир. Еще совсем
Глава 1 Чем отличается страх божий, на котором основывалась жизнь наших предков, от наших бытовых и социальных страхов?
Глава 1 Чем отличается страх божий, на котором основывалась жизнь наших предков, от наших бытовых и социальных страхов? Отправляясь в наше большое плавание к бесстрашию, мы прежде всего должны уточнить, что понимаем под страхом, от чего, собственно, мы хотим избавиться.
Секты
Секты По данным Минюста, в России зарегистрировано 20300 различных религиозных объединений. 5 тысяч из них, по мнению депутатов Государственной Думы, можно отнести к деструктивным, или тоталитарным. Их идеология и практика опасны для личности и общества.С конца прошлого
Эти популярные секты…
Эти популярные секты… Секты появились в России сразу после распада СССР. На данный момент в сектах состоят миллионы людей, а их количество постоянно растет. Дельцы давно поняли, для того чтобы разбогатеть, нужно создать свою секту. Прикрываясь духовностью и поисками
Почему дети переселенцев хорошие друзья для наших детей?
Почему дети переселенцев хорошие друзья для наших детей? Физическое переселение семей чревато внутренней потерей дома у детей. Когда детей беженцев просили нарисовать дом, многие из них рыдали, не останавливаясь. Дома, места, в котором они чувствовали бы себя защищенными
КИТАЙСКАЯ ЭПИДЕМИЯ СЕКТЫ И-ХЕ-ТУАН
КИТАЙСКАЯ ЭПИДЕМИЯ СЕКТЫ И-ХЕ-ТУАН Не подлежит сомнению, что сектантские и религиозные эпидемии и в настоящее время не лишены еще важного политического значения. Примером тому может служить гигантская эпидемия секты И-хе-туан, которая недавно разразилась со страшною
27. Каким стратегиям запоминания мы можем обучить наших детей!
27. Каким стратегиям запоминания мы можем обучить наших детей! В каком возрасте можно начинать обучение специальным стратегиям — это вопрос спорный, поскольку ребенок может понять стратегию в самом раннем возрасте, но вводит ее в обиход и начинает использовать ее
10. БУДУЩЕЕ НАШИХ ДЕТЕЙ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ
10. БУДУЩЕЕ НАШИХ ДЕТЕЙ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ Есть африканская пословица, которая отлично резюмирует задачу воспитания детей: «Вырастить ребенка можно только всей деревней». Смысл пословицы совершенно прозрачен. Воспитание ребенка требует вклада многих людей. Кроме
Влияние литературной традиции на воспитание наших детей: Горький против Толстого
Влияние литературной традиции на воспитание наших детей: Горький против Толстого Литературная и религиозная традиции в России очень сильно влияют на сценарии воспитания детей. Камнем преткновения является вопрос «Нужно ли баловать детей?» Западные психоаналитики,
Секты – опасные сети для нас и наших детей
Секты – опасные сети для нас и наших детей Случаи с вовлечением наших детей в секты происходят довольно часто. Отечественная наука называет их деструктивными культами. Они оказывают деструктивное воздействие на психику детей. Психологи беспомощно разводят руками:
Глава 13 Секты
Глава 13 Секты Секта (замкнутая группа людей) – религиозная обособленная группа верующих, отошедших от той или иной церкви или общины. В настоящее время сектами чаще всего называют только тоталитарные секты («Общество Муна», сатанистов, «Белое братство» и др.), в основе