Как объяснить ребенку что такое ударный слог 1 класс
Как объяснить ребенку что такое ударный слог 1 класс
Ударением называют выделение звука, слога, слова силой голоса (повышением тона), а также значок, показывающий такое выделение.
Как же научить ребёнка ставить в слове ударение?
1.-Чтобы объяснить ребенку, что такое ударный слог, произносите слова протяжно, «позовите» слово.
Например, ма-а-а-ама, Та-а-а-аня, Ми-и-и-иша. При этом выделяйте ударный слог, можете даже кивнуть головой или присесть.
Потом покажите, что будет, если сместить ударение: мама-а-а-а, Таня-а-а-а-а, Миша-а-а-а, чтобы ребенок ощутил разницу. Потренируйтесь на знакомых ребенку словах, например, на его имени, кличке домашнего любимца и т. д.
Сначала берите простые слова из двух слогов и вместе с ребенком определяйте, на какой слог падает ударение, на первый или второй. Для малышей просто произносите слова, для детей постарше напишите слова на бумаге или доске. Произнося слова, простукивайте слоги, выделяя более громким стуком ударный слог.
2.-Многим детям помогает научиться ставить ударение упражнение
«1, 2, 3! Ударение,замри!» (для детей с нарушениями речи – это оптимальный способ постановки словесного ударения)
3.-Некоторым детям помогает следующий приём: перед словом поставить «Ай, да». Например, сказать «Ай, да собАка» (протяжно). Вот это «Ай, да» очень хорошо помогает определять ударный звук.
4. А вот ещё один интересный и действенный способ: подставить кисть руки под подбородок и произнести слово. На ударный слог рот открывается шире и получается, что подбородок достает до руки. Попробуйте!
5.-Старшему дошкольнику уже можно объяснить, что ударение падает только на гласный звук (букву).
Но ударение работает не всегда. Почти, как и у всех работников, у ударения есть два выходных.
Ударение отдыхает, то есть его можно не ставить, когда:
1. Если в слове один слог, а значит и один гласный звук.
2. Если в слове есть буква Ё. Ё– ударная всегда! Ой-Ё-Ёй, вот это – да!
4.-Задавайте ребенку шутливые загадки, например, кто такой бЕгемот или что такое молОток, чтобы ребенок научился «играть» ударением. Благодаря таким веселым тренировкам ребенок получает свободу управления звуками, которая очень помогает при чтении слов и правильном определении ударения.
6.-Хотелось бы особенно обратить внимание взрослых на одну из основных проблем при усвоении темы «Ударение». Дети часто путают задания по выделению ударного слога с заданиями на деление слова на слоги. Это выражается в том, что при постановке ударения дети начинают по инерции произносить слово по слогам. Таким образом, каждый слог становится «ударным». Объясните ребенку, что для определения ударного слога не следует делить слово на слоги. Попросите его произносить слово, растягивая ударный слог, но, не разделяя по частям. Хорошо бы потренироваться так: сначала слово разделить на слоги, а затем поставить ударение.
7.-И последнее. Уважаемые взрослые и дети, не забывайте про орфоэпические нормы (правильное произношение)! Говорите по-русски! Это сейчас модно.
Что такое ударение в русском языке?
Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове.
Понятие о слоге
Каждое слово произносится на выдохе, причём говорящий расходует воздух постепенно, выпуская его небольшими порциями изо рта. Убедимся в этом, если произнесем слова:
При произношении слова́ делятся на короткие звуковые отрезки — слоги. Центром слога является гласный звук как наиболее звучный. К нему присоединяются один или несколько согласных. Так образуется слог.
Слова могут состоять из одного, двух и трёх слогов. Если в слове один гласный, то он организует с согласными звуками односложное слово:
Два гласных звука составляют двусложные слова:
Три гласных звука образуют трехсложные слова:
Понятие об ударении
При произношении слова гласный звук одного из слогов звучит более напряжённо, с бо́льшей силой голоса и долготой по сравнению с другими гласными.
Послушаем, как звучат слова:
В слове «домик» гласный «о» первого слога явно выделяется интонацией голоса. Он произносится немного сильнее, громче и звучит более протяжно, чем второй гласный «и». Говорящий как бы ударяет его невидимым молоточком, как по струне музыкального инструмента. Это ударный гласный в этом слове.
В слове «кузнечик» голосом выделяется гласный второго слога, который также является ударным. Он звучит отчётливее и длиннее, чем другие гласные в этом слове.
Именно один гласный звук в каждом слове мы произносим громче и длительнее, выделяя его интонационно среди других гласных.
Ударение обозначается специальным значком в виде наклонной черточки, которая ставится над гласной буквой ударного слога. В русском языке ударение свободное. Оно может падать на любой слог слова как первый, так и второй, третий и т.д.:
Под ударением гласные звуки звучат отчётливо и не доставят затруднений в написании. Гласный звук ударного слога является ударным гласным. Остальные гласные звуки слова называются безударными.
Не во всех словах русского языка следует ставить ударение. Учтем, что буква «ё» всегда обозначает ударный гласный в любом слове, поэтому нет никакой необходимости обозначать её специальным значком:
В односложных словах один гласный всегда звучит ясно и чётко:
Итак, ударение не ставится
Функции ударения
Ударение является важным фонетическим признаком слова. Если неправильно поставить ударение, слово потеряет свой смысл.
Никто не поймёт, что такое «ру́ка».
С помощью ударения можно различить похожие по написанию слова, имеющие разное значение:
Видеоурок «Слоги и ударение (1 класс)»
Урок русского языка в 1 классе «Ударение. Ударные и безударные слоги»
Открытый урок по русскому языку
Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.
Красота слова и души.
Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению понятия «ударение», формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги, упражнять в разграничении слов, различающихся ударением.
— организовать работу учащихся по закреплению понятия «ударение», его смыслоразличительной функции, свойства разноместности;
— обеспечить формирование умения различать в словах ударные и безударные слоги;
— обеспечить закрепление приема в разграничении слов, различающихся ударением;
— способствовать обогащению лексического словаря учащихся на уроке; развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения.
— способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности;
— знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;
— иметь представление о причинах успеха в учебе;
Метапредметные задачи:содействовать формированию УУД:
— принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
— вносить соответствующие коррективы;
— на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
— соотносить изучаемый материал с собственным опытом;
— адекватно реагировать на обращение учителя;
— использовать в общении правила вежливости;
— участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);
— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
— формулировать собственное мнение и позицию.
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Ход урока
l. Организационный момент.
Учитель заходит с «большим сердцем»
– Дети, как по-вашему, зачем я пришла на урок с сердцем. Господин Урок ежедневно наполняет ваши сердца жизненными ценностями. А вот какими именно узнаем в ходе нашего занятия. Успех любой работы зависит от самого человека. Всё в ваших руках. Перед письмом надо подготовить наши пальчики к письму. Перед вами лежат бумажные ладошки. Если у вас отличное настроение и у вас есть жажда получать новые знания, возьмите зелёный карандаш и раскрасьте большой палец, а если плохое – мизинец, аккуратно ровно по контуру. Пальчики готовы и поэтому смело приступаем к учебной работе. Давайте зафиксируем дату прибытия этого Господина. (Шестое марта. Классная работа).
ll. Минутка чистописания.
Из отрезка натурального ряда чисел выберите число, которое начинается со звука (в)
— Какой буквой обозначим этот звук? (В)
-А сколько звуков обозначает буква «В»
-Что еще можете нам рассказать об этой букве?
— Пишем её красиво в чередовании со строчной буквой (Вв).
III. Мотивация учебной деятельности.
К доске выходит заранее подготовленный ученик с информацией об истории праздника 8 марта.
В память об этом событии с 1911 г. 8 марта стали отмечать как праздник солидарности женщин всего мира.
-Наш урок будет посвящён этому празднику, и пришла пора узнать самые дорогие и ценные слова, которые связаны с ним. Давайте напишем слово «праздник», выделим в нём орфограммы и проведём фонетический разбор.
Актуализация знаний и фиксация
— Прежде чем начать работу над темой урока, поработаем над словами.
Работа на интерактивной доске
Упражнение «Впечатай пропущенную букву»
— один ученик работает на доске, остальные в тетрадях (поочерёдно)
— докажи выбор буквы (какая орфограмма)
(слова: магазин, одежда, пальто, платок, посуда, сапоги)
V. Изучение нового материала
-Посмотрите на запись слова и найдите в ней ошибку: пОдарит (ошибка в постановке ударения). Ребята, значит над какой темой мы будем сегодня работать?
-Тема нашего урока «Ударение»
Определение целей урока:
— А теперь определим цель урока.
— Что мы должны узнать на уроке? Чему должны научиться?
— Что такое ударение;
— Какую роль играет ударение.
— В каких словах ставится ударение.
Сегодня мы с вами будем исследовать ударение, для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.
1.- Итак, начинаем наше исследование. (Я произношу слова и обучающиеся делают вывод о том, что ударение-это долгое произношение слога в слове:
цветЫ, рАдость, улЫбка, счАстье). Записываем слова под диктовку.
— Кто из вас знает, каким значком обозначается ударение?
— Верно, чёрточкой с наклоном вправо над гласным звуком.
— А как вы думаете, как называется гласный звук, на который падает ударение? (Ударный.)
— А слог, в котором находится ударный гласный, как называется?
(Ударный.)
— Догадайтесь, как называется слог, в котором гласный без ударения?
(Безударный.)
— А как называется гласный без ударения?
(Безударный гласный.)
— Над ударным гласным мы всегда будем ставить знак ударения, а безударную гласную будем выделять одинарным подчёркиванием.
2.-Я говорю слово, а вы на следующей строчке с маленькой буквы будете писать только ту букву, которая обозначает ударный гласный звук, то есть, какой звук я тяну,такой же буквой и обозначаем: лАсковая, Искренняя, нЕжная, лЮбящая, изЯщная, рОдненькая, Умная, малЫш, весЁлая, мЭтр)
-Посмотрите в ваши тетради. Что вы заметили?
— Записаны все буквы гласных звуков. (а, и, е, ю, я, о, у, ы, ё,э)
-Значит, какой вывод напрашивается?
Ударение обозначается только над буквами гласных звуков.
— Потому что они тянутся и поются.
-Все представители женского пола очень нежные существа.Посмотрите на экран и скажите: почему в слове «нежность» я могу предложить вам два варианта расстановки ударения?
— Потому что в этом слове две буквы гласных звуков.
-Значит, какой вывод напрашивается здесь?
— Сколько в слове гласных, столько и вариантов расстановки ударения, но только один из них верный.
3.-А теперь посмотрите на эти предложения, вдумчиво почитайте и найдите слова одинаковые по написанию.
-Чай пили в саду. Пили скорей дрова.
-Какой смысл в этих двух предложениях? Каким образом можно изменить эти два слова по смыслу этого предложения?
— Обозначив ударение.
— Правильно. Тогда какой вывод напрашивается здесь?
— От места ударения зависит значение или смысл слова.
— Молодцы, ребята, вы самые лучшие маленькие исследователи.
Vl. Физкультминутка. Проигрывается песня о маме с представлением слайд-шоу. Песня в исполнении учителя. Мама счастлива, потому что поёт колыбельную, потому что маленькие ручки путают её волосы, потому что на руке засыпает смысл её жизни, потому что целует каждый вечер пухленькую щёчку. Счастлива, потому что мама.
-А теперь напишем слова, которых так любят все женщины, и будем учиться правильно обозначать ударение.
ЦветЫ, забОта, зОлото, подАрки, лАска, внимАние, красИвее.
Vll.Работа по учебнику
Упражнение №2, стр. 40
— Почему в последней схеме нет знака ударения? – Потому что там только одна буква гласного звука, и она итак ударная.
— Подберите слова к каждой схеме и напишите их. Один ученик у доски. Остальные в тетрадях.
Проверка: сверьте свою запись с записью на доске. Есть ли другое мнение?
— Прочитайте слова и подумайте, какое слово лишнее?
Добро, уважение, зло, мудрость, терпение.
— Потому что оно односложное.
Потому что остальные слова называют хорошие качества человека.
Vlll. Закрепление изученного материала
-Я думаю, вы свои знания закрепили. Сейчас эти знания вы будете использовать на практике. Мы будем работать в парах. Для этого повторим правила работы в парах.
Правила работы в парах.
2. Высказываю своё мнение.
4. Приходим к общему мнению
1)Задание для парной работы: соотнеси слово и картинку
ГвОздики-гвоздИки, стрЕлки-стрелкИ, крУжки-кружкИ
Взаимопроверка в парах.
2) Работа в группах
Вам просто необходимо внимательно прочитать эти строки и обозначить ударение во всех словах.
Мамочка, пусть Бог хранит
Каждый день в твоей судьбе.
Долго, радостно живи!
Ты всегда в моей душе.
XlX.Рефлексия «Букет настроения»
Материал: готовые бумажные цветочки трёх цветов.
Зеленый – я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Настроение было хорошее.
Желтый – урок был интересен. Я принимал в нем участие. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий, но иногда испытывал затруднения. Настроение моё менялось.
Красный – пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. К ответу на уроке я был не готов. Настроение в ходе всего урока было плохое.
— Мы достигли целей нашего урока? Докажите.
— Что мы сделали на уроке? Почему мы говорим, что цель достигнута?
— Что мы теперь знаем?
— Мы с вами подвели итог нашего урока.
— Мне удалось Вам подарить интересный урок?
-Наши мальчики подготовили стихи для милых и красивых гостей (по две строчки читают все мальчики)
Из года в год Вас поздравляют,
Желают счастья и тепла,
А в этот год и мы желаем
Сказать Вам теплые слова.
Весенний праздник пусть приносит
Лишь радость, счастье, теплоту.
Пускай исчезнут все печали,
Не будет лишних ссор в дому.
Вы улыбнитесь, и тревоги уйдут,
Пускай лишь радость будет рядом
Всегда, всегда, всегда, ВСЕГДА!
(Дети дарят гостям цветы)
— Спасибо за урок.
Конспект урока русского языка в 3 классе «Различие падежей» Урок русского языка в 3-м классе «Различие падежей» Цели урока: 1. Закрепление умения определять у существительного падеж, по вопросу и.
Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.
Конспект урока русского языка в 5 классе «Урок-кроссворд. Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» Методическая разработка урока русского языка Тема: Урок-кроссворд Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» Учитель: Новакова В. П. Цель.
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Фразеологизмы» Технологическая карта урока Общая часть Предмет Русский язык 4 класс ФИО учащейся Тема урока Фразеологизмы Тип урока Комплексное применение.
Урок русского языка во 2 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.
Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.
Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных» ТЕМА: Род имен существительных. ЦЕЛЬ: Создать условия для знакомства учащихся с родом имен существительных. ЗАДАЧИ: 1. Создать условия.
Урок русского языка в 1 классе «Обучение письму. Строчная и заглавная буквы Е, е» Тема: Строчная и заглавная буквы Е, е Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся успешно выполнят тест-игру, позволяющий определить.
Урок русского языка для начальной школы «Приставка» ТЕМА: Приставка, её роль в слове. Цель: сформировать понятие “приставка”, научить определять место приставки в слове, выделять приставку.
Учим ставить в слове ударение. Или «Сказка про волшебный молоточек».
Ох, уж это ударение! Никак не получается правильно определить его место в слове.
Первоклассники, перед тем, как изучать буквы, учатся делить слово на слоги и ставить в слове ударение. Нам кажется, что это просто, но на деле оказывается далеко не так. Малышам очень трудно научиться правильно ставить ударение. Сначала дети научились делить слово на слоги. И когда надо поставить ударение, учитель спрашивает: «На какой слог падает ударение?» Дети сразу начинают делить слово на слоги и этим затрудняют себе работу.
Когда мы произносим слово по слогам, определить ударение очень трудно! Как же помочь малышам? И здесь приходит на помощь сказка и игра.
Сказка о молоточке.
Однажды на лесную полянку пришел Мишка. Он походил по полянке и никого не нашел. Мишка оставил свой след. Почему след остался такой? (Потому, что в слове МИШКА 2 слога). А сам ушел искать друзей.
В это время на полянку выскочил Зайка. Он уже давно бегал по лесу в поисках Мишки. Мишку он не увидел, но заметил след и сразу подумал, что здесь был Мишка. Зайка решил позвать его.
Теперь Зайка и Мишка решили позвать остальных друзей. «Ли-сич-ка»,- кричали они. Но Лисичка не отзывалась. Тогда Зайка позвал волшебный Молоточек на помощь и ударил на один слог. Этот слог звенел громче и дольше, чем остальные, и Лисичка сразу услышала.
Так друзья позвали и Ежика, и Волчонка, и Белочку. И каждый раз волшебный Молоточек помогал им. Он ударял по одному слогу и этот слог звучал очень громко и долго.
А теперь можно предложить ребенку самому определить, по какому слогу стучит молоточек Ударение. Для этого разделите слово на слоги и напишите слоговую схему. А потом «позовите» это слово, указывая на произносимый слог. Если ребенок затрудняется, то стоит ему помочь.
Главное, чтобы ребенок понял:
Понравилась сказка? Ваши друзья будут благодарны, если вы поделитесь этим материалом с ними. Кликните по кнопочкам соц.сетей и ваши друзья тоже смогут прочитать эту сказку и научить ребенка ставить ударение.
Как научить своего ребенка правильно ставить ударение в словах?
Вопрос правильного произношения и восприятия речи острее всего встает к периоду подготовки ребенка к школе. И касается это не только произнесения звуков, но и постановки ударения. Как родителям научить своего ребенка правильно ставить ударение в словах, если он постоянно путается?
Почему это важно?
Постановка ударения напрямую влияет на будущую успеваемость ребенка. Ведь если ударения ставятся неверно, это влечет за собой и другие неприятности:
Основной причинной такого явления современные психологи называют нехватку общения с родителями, когда малыш сам «додумывает», что и как нужно произносить. Вторая причина – общение родителей с ребенком на его «детском языке». Ведь дети учатся, во всем подражая примеру взрослых, находящихся рядом. Если с ним постоянно «сюсюкают», искажают речь, то в дальнейшем неправильное произношение ребенка придется корректировать с помощью специалистов.
Поэтому важно следовать двум важным правилам.
Игры в помощь
Если проблема все-таки возникла, корректировать ее можно начинать гораздо раньше шестилетнего возраста – примерно после 4 лет, когда ребенок учится составлять сложные предложения, активно пополняет свой лексикон. К этому времени ребенка в игровой форме нужно научить воспринимать слоги (например, хлопая в ладоши на каждый слог при произнесении слов).
После этого научить ребенка ставить ударение можно в игровой форме. Это интересно и не вызывает чувства «скучных обязательных уроков».
Какие это должны быть игры? Вот несколько примеров.
Покажите ребенку, что бывают слова, которые отличаются именно ударением, имея при этом одинаковое написание (а́тлас – атла́с, кру́жки – кружки́, за́мок – замо́к). Это не только интересно – так у дошкольника сформируется более четкое понимание, для чего нужно ударение.
Уделяя такое внимание ударениям в словах, ребенок должен понимать, что ударный слог будет более протяжным, а ударение может падать только на гласный звук, потому что только его можно «пропеть».
Чтобы дошкольнику было легче отыскать ударный слог, не нужно произносить слова, «разрубая» их на слоги. Слово должно звучать слитно, с протягиванием ударного слога.
Обычно дети довольно быстро начинают понимать «мелодию» слов. Нужно только уделить этому вопросу некоторое внимание, научив своего ребенка в игровой форме правильно пользоваться этим. Ведь тогда окружающие смогут его легче понимать, а он станет более успешно обучаться в школе, чувствовать себя комфортно в общении, повышать самооценку.