Как объяснить ребенку что такое воздух
Конспект ОД для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности «Что такое воздух?» Видео
Алия Шамсиева
Конспект ОД для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности «Что такое воздух?» Видео
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№10 «РАДУГА» Бугульминского муниципального района
Конспект
образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно – исследовательской деятельности
Тема: Что такое воздух?
Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путём экспериментирования.
— развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно – образное мышление;
— обогащать словарь детей: соломинка, невидимый, упругий, лёгкий.
Интеграционные области: познание, здоровье, социализация, труд, коммуникация.
Методические приёмы: игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка, загадка, сюрпризные моменты.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты, ёмкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинами, трубочки для коктейля, воздушные шары, акварель, кисточки, листы белой бумаги.
• наглядно-зрительные приемы (показ техники выполнения рисования, зрительные ориентиры).
• вопросы к детям и поиск ответов;
• самостоятельное выполнение рисования нетрадиционным способом.
Аппаратное обеспечение: проектор.
Предметно-развивающая среда: группа оформлена под лабораторию.
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов:
реализация УМК по обучению дошкольников двум государственным языкам РТ.
Ход совместной деятельности:
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же, без него мы жить не можем.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Нужен ли нам воздух и для чего нужен?
Дети: Чтобы дышать и жить.
Воспитатель: Правильно, воздух нам необходим для жизни, а ещё растениям и животным. Сегодня мы узнаем много нового о воздухе.
Опыт №1. «Без воздуха не прожить».
Воспитатель: Зажмите нос и рот. Как мы себя чувствуем?
Дети: Мы себя чувствуем плохо. Не хватает воздуха.
Воспитатель: Значит, для чего нужен воздух?
Воспитатель: Правильно. Почему мы проветриваем группу, раздевалку, музыкальный зал?
Дети: Чтобы мы могли дышать свежим воздухом.
Воспитатель: А как вы думаете, где живёт воздух? (ответы детей). Да, он повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый, лёгкий.
А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас?
Дети: Мы должны его почувствовать.
Опыт №2. «Почувствуй воздух».
Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем?
Воспитатель: А теперь возьмите опавшие листочки под деревом и подуйте на него. Что с ним происходит?
Дети: Шевелится, колышется. Как будто от ветра.
Воспитатель: Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит в природе, когда движется воздух?
Опыт №3. «Воздух внутри нас».
Воспитатель: А сейчас, ребята, я вам предлагаю пройти в лабораторию. А мы с вами будем юными исследователями.
Что вы видите на столе?
Дети: стаканчики с водой и коктейльные трубочки.
Воспитатель: Возьмите трубочки и подуйте в воду. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Посмотрите.
Опыт №4. «Воздух есть в любых предметах».
Воспитатель: А теперь положите горошинку в стакан. Что происходит?
Дети: от них идут пузырьки.
Воспитатель: Это значит, что в горошинках есть воздух.
А теперь, можете оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины? Что нам может помочь?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать?
Дети: Подуть в трубочки.
Воспитатель: Что происходит?
Появились пузырьки – это воздух. Мы снова его увидели.
А что же делают наши горошины?
Дети: Они двигаются.
Воспитатель: Что же нам помогло оживить горошины?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Да, конечно же, воздух.
Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. Молодцы!
Я с утра сегодня встал (потянуться)
С полки шар воздушный взял (вверх хватательные движения)
Начал дуть я и смотреть (сделать руки в трубочку и дуть)
Стал мой шарик вдруг толстеть (раздвигать руки в сторону)
Я всё дую – шар всё толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок (развести руки в стороны и хлопнуть)
Лопнул шарик, мой дружок.
Опыт №5. «Поймай воздух».
Воспитатель: Ребята, пройдёмте к следующему столу. Что мы видим на столе?
Дети: Полиэтиленовые пакеты.
Воспитатель: Возьмите эти пакеты в руки. Какие они?
Воспитатель: Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не сдулся.
Дети: Толстый, надутый.
Воспитатель: Почему он стал таким? Что заполнило пакет?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Да, конечно же, вы правы. Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели, что он может заполнять ёмкости.
Опыт №6. «Увидеть воздух».
Воспитатель: А теперь пройдёмте к следующему столу. Что вы видите на столе?
Дети: Пустую банку и ёмкость с водой.
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли воздух в пустой банке? (ответы детей).
Можно ли это доказать?
Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать её ровно вода в неё не попадает.
Что же не пускает воду в банку?
А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды.
Воспитатель: Как вы думаете, почему они появились? (ответы детей).
Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.
Рисование. Нетрадиционный способ рисования – кляксография.
Воспитатель: А вы знали, ребята, что при помощи воздуха можно и рисовать? Посмотрите на мой рисунок, я это нарисовала при помощи воздуха и вот, что у меня вышло (показываю рисунок). Что вы видите на рисунке? (ответы детей). Верно, мои кляксочки похожи на дерево и веточки, на которые дует ветерок. Сейчас мы с вами научимся при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать чудесные картины. Смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе (показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Проговорить несколько раз с детьми название техники).
Молодцы ребята! Получились очень красивые картины.
Воспитатель: О чём мы сегодня говорили? (о воздухе). Что интересного мы с вами узнали о воздухе? Какой он? (невидимый, прозрачный, лёгкий, нужный для жизни). Что вам понравилось больше всего?
Знаю, что вы все эти фокусы покажите друзьям. А я вам приготовила сюрприз. Но чтобы получить сюрприз надо отгадать загадку.
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Правильно! Это воздушный шар! Держите ваш сюрприз и поиграйте.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект НОД в старшей группе Познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Воздух-невидимка» Задачи: 1. Формировать у детей представление.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Превращение» Конспект по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшей группы. Подготовила Сочкова. Н. П. Тема: «Превращение» Интеграция.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Школа магии и волшебства: Воздух» Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Задачи: 1. Образовательные: • Познакомить с понятием.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» для детей старшей группы Цель: вызвать интерес к изучению свойств соли, формировать представления детей о соли и ее свойствах через исследовательскую деятельность.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности по теме «Воздух-невидимка» (средняя группа) Задачи: Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе, познакомить с его свойствами и способами его обнаружения. Закрепить.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Волшебные капельки» Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Волшебные капельки» Цель: Продолжать формировать у детей.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Где можно найти воздух» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. Задачи: Образовательные: дать понятие,.
НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Удивительные секреты (свойства) воды» Тема: «Удивительные секреты (свойства) воды» Возрастная группа: старшая Форма НОД: групповая УМК: Н. Е. Веракса., О. Р. Галимов «Познавательно.
Конспект занятия «Воздух и его удивительные свойства»
Елизавета
Конспект занятия «Воздух и его удивительные свойства»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25 «Золотой ключик» с. Константиновка
Краснокутского района Саратовской области»
Экспериментальная деятельность. Открытое занятие в группе «Колокольчик».
«Воздух, и его удивительные свойства».
Воспитатель: Ильичева Е. З.
Тема: «Воздух, и его удивительные свойства».
Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие
интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
1. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.
2. Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды.
3. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
4. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
5. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
6. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Обогатить словарь детей словами: атмосфера, лаборатория, опыты,
Методы и приемы: постановка проблемного вопроса, беседа, рассказ
воспитателя, игры-исследования, опыты.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, слайды.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, коктейльные
трубочки, салфетки, веера, мыльные пузыри, апельсин, бахилы, головные шапочки (Все по количеству детей.)
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости.
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.
— Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Воспитатель- Присаживаемся на стулья.
Ребята, вы любите загадки?
Тогда отгадайте вот эту:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем (воздух)
Дети. – Воздух.
Воспитатель– Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе.
— А как вы думаете, что такое воздух?
Воспитатель: – Правильно, воздух – это то, чем мы с вами дышим.
1 Слайд (земля, атмосфера вокруг земли)
— Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
— Воздух- это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера.
Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос – воздух, сфера – шар.
— Воздух необходим для жизни и человека, и животным, и растениям.
— А вы знаете, что без воды и еды человек может прожить несколько дней, а
без воздуха всего несколько минут.
2Слайд (водолаз, космонавт)
Вот поэтому водолазы, когда собираются нырять, глубоко под воду, и
космонавты, когда отправляются в полет, берут запасы воздуха в
— Сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и
какими свойствами он обладает.
— Чтоб это увидеть и доказать, мы превратимся в ученных- исследователей и
отправимся в лабораторию.
— Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
— В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не мешать друг
другу, работать аккуратно, громко не разговаривать.
— В лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы все наденем
Ну вот, теперь мы похожи на настоящих ученных. Я буду руководителем
научной группы, а вы, моими помощниками.
Воспитатель: – Приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек», чтоб исследовать
воздух.
— Эксперимент мы проведем – воздух мы везде найдем!
Опыт 1 «Поймать воздух»
Воспитатель. Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Воспитатель. Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети. Воздух невидимый, прозрачный.
Воспитатель. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить
Воспитатель – Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети– В пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель- Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Дети – пакет стал толстый. Он полон воздуха и похож на подушку.
Воспитатель- А вы видите воздух?
Дети– нет (воздух он невидимый)
Воспитатель – а вы видите свою руку?
Воспитатель – значит какой воздух?
Дети– воздух прозрачный.
Воспитатель– пакет развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким,
почему? (нет воздуха, вышел)
— Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо
поймать и поместить в оболочку.
Опыт 2 «Воздух внутри нас»
Воспитатель: – Как вы думаете, воздух есть внутри нас?
— Возьмите трубочки, поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что
— Пузыри воздуха поднимаются наверх, воздух легче воды.
Дети: – Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузыри. Значит, внутри нас
есть воздух.
Воспитатель: – А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите
дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети: – Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: – Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
В – А еще, какие пузыри мы можем пускать?
Опыт 3 «Игра с пузырями»
(на столике стоят мыльные пузыри)
Дети подходят к столу и берут мыльные пузыри,
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей
12345 ни за что их не поймать.
В каждом пузыре есть воздух. Мыльная пленка наполняется воздухом и
отрывается от петельки, легкие воздушные пузыри летают.
Игра с мыльными пузырями.
Воспитатель: – Ребята, а как воздух попадает к нам? Чем мы вдыхаем?
Воспитатель: – Давайте покажем, как мы дышим.
«Ветер» (Дыхательная гимнастика)
И. п – основная стойка. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
2. – задержать дыхание на 3-4 секунды.
3. – свозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
— Идемте в лабораторию.
Опыт 4 (С бумажной салфеткой)
Воспитатель: – Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, мы видим воздух?
Воспитатель: – Возьмите салфетки, вдох и выдох.
А с салфеткой видно?
Дети: – Видно, салфетка шевелится.
Воспитатель: – При выдохе, образуется движение воздуха, и салфетка приходит в
Вывод: Ветер – движение воздуха, воздух движет предметы.
Воспитатель: – Давайте устроим ветер с помощью веера.
Возьмите веера, помашите на себя, теперь на соседа. Что вы чувствуете?
Дети: – Ветерок ощущаем.
Вывод: Не видим, но ощущаем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Воспитатель: – Ветер очень изменчивый, не постоянный, он может приносить пользу и вред.
Давайте присядем, я вам буду показывать картинки, рассмотрите их и
объясните, когда ветер бывает хорошим, а когда плохим.
Д – Ветер хороший, потому что он надувает паруса, помогает кораблю плыть.
Д – Ветер плохой, потому что он поднимает большие волны и переворачивает корабли.
Д – ветер хороший, потому что он разносит семена растением.
Ветер плохой, потому что он раздувает лесной пожар.
5. Ветряная мельница
Д – Ветер хороший, потому что он поворачивает крылья мельницы, она мелет муку.
В- молодцы, а теперь в лабораторию.
Опыт 6 (воздух не имеет запаха)
(контейнер с апельсином)
Воспитатель: – А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Дети: – ответы детей.
Воспитатель: -Воздух имеет свойство переносить запахи.
–Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух?
Воспитатель: – Вдохните ртом воздух. Попробуйте какой вкус у воздуха?
Дети: – Воздух безвкусный.
Воспитатель: – Вдохните носом воздух. Какой у него запах?
Дети: – Воздух без запаха.
Воспитатель: – Какой вывод мы делаем?
Дети: – Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
Воспитатель: – Молодцы ребята.
Вам понравилось работать в лаборатории?
Воспитатель:- А какие опыты понравились больше?
Воспитатель: – На этом наши исследования закончены, оставим нашу лабораторию и займем наши места.
Воспитатель: – Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит, каким воздухом.
Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Почему?
Дети: – Много деревьев
Воспитатель: – Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезнее для человека и его здоровья.
Слайд (заводы, фабрики)
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, что происходит с воздухом.
— Воздух загрязняют заводы, фабрики, машины загрязняют выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух устраивая различные свалки.
Воспитатель: – А сейчас юные исследователи, давайте подумаем;
— Мы можем позаботиться о чистоте воздуха?
Дети: – Да, можем позаботиться.
– Не жечь костры, не мусорить, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, выделяют кислород. Надо заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
Воспитатель: – Нужно беречь нашу планету Земля.
Воспитатель: – Уважаемые ученные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я хочу вручить вам медали «Юный исследователь».
Конспект занятия кружка «Метеослужба» в подготовительной группе «Эти удивительные камни» Задачи: уточнить и расширить знания детей о камнях, о их роли в жизни человека. Вызвать желание исследовать неживую природу, выделять свойства.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Елена Владимирова. Цель: Уточнение представлений детей.
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Эти удивительные лягушки» с презентацией КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: » ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЛЯГУШКИ» Разработчик:.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Удивительные свойства воздуха» Конспект непосредственно- образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Удивительные свойства воздуха». Образовательная область:.
Конспект познавательно-игрового занятия для подготовительной группы «Эти удивительные насекомые» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, изобразительная.
Конспект занятия на тему: «Можно ли увидеть воздух?» Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы. Тема: «Можно ли увидеть воздух?» О. Цель: Познакомить детей с воздухом, его свойствами.
Конспект занятия с презентацией «Где живёт воздух?» Как известно крепки и прочны те знания, которые дети добывают самостоятельно, а не получают в готовом виде. Научить детей добывать знания.
Конспект занятия «Свойства волшебной соли» Программное содержание: Расширять познавательный интерес детей, творческое воображение, мышление. Познакомить детей со свойствами соли и.