Как понять что хорошо поешь
Как определить, есть ли вокальные данные?
Многие еще с детства мечтают научиться петь. Сейчас все чаще можно встретить детей, которых родители отдают на уроки вокала. Стоит отметить, что это довольно разумный шаг, ведь если у ребенка есть талант, то развивать его надо с детства. Но как определить, есть ли он на самом деле?
Тесты на слух и чувство ритма
Прежде всего, на уроках вокала, как и при освоении любого музыкального инструмента, человека проверяют на слух и чувство ритма. Стандартным тестом является запоминание мелодии, состоящей из 3-5 нот. Прослушав такую мелодию три раза, человек должен с легкостью ее проиграть сам. Обычно для данного теста используется пианино или любой другой клавишный инструмент, при этом слушать инструмент нужно с закрытыми глазами. Если тест пройден успешно, то далее он усложняется до 5-7 нот.
Далее следует проверка на чувство ритма. Обычно это простукивания по столу в такт подобранной музыке. Если человек успешно справляется и с этим тестом, то ему можно пробовать развивать вокал.
Вокальные данные
Считается, что вокалом обладает каждый человек, однако у одних он развит лучше, чем у других. Определить, насколько велик талант, может только мастер. Для этого проводится прослушивание в течение часа или двух. В студиях голос исполнителя записывают и обрабатывают, чтобы точно знать, можно ли добиться от него нужного результата.
В итоге, понять есть ли у вас вокальные данные или нет, можно, только обратившись к мастеру. Вполне вероятно, что у вас действительно есть большой талант, который нужно только развить.
Как понять, что вам не дано петь, рассказывает преподаватель по вокалу
Наталия Белова
Новый сезон одно из самых популярных ТВ-шоу «Голос» стартует 11 октября на Первом канале. Принять участие в этом шоу желает каждый, кто хоть раз представлял себя поющим на сцене. Как понять, что ты уже готов участвовать в вокальных конкурсах, какие главные ошибки совершают начинающие певцы и есть ли патологически необучаемые вокалу люди? Об этом «Вечерней Москве» рассказала заслуженная артистка России, руководительница школы вокального искусства Ксения Борцова.
— В домашних условиях научиться петь практически невозможно. Тем более на таком уровне, чтобы идти на конкурсы. Необходим специалист, который подскажет, подберет определенную композицию, проконтролирует, правильно ли человек дышит, дотягивает ли он ноты, не фальшивит ли. На таких состязаниях ведь целый ряд требований и подготовить к ним сможет только профессионал.
— Можно ли научиться петь, регулярно посещая караоке?
— Увы, нет. В караоке человек отдыхает, его главная цель — показать себя. Да и если он поет изначально неправильно, то именно так он и будет продолжать выступать.
— Какие основные ошибки совершают новички?
— Главная их ошибка — абсолютная убежденность в том, что они умеют петь. Показать новичку, как правильно дышать, бывает очень непросто. Они не хотят трудиться, им сложно выполнять речевые скороговорки, прислушиваться к преподавателю, им скучно. Интерес, как правило, возникает уже тогда, когда появляются первые результаты: голос приобретает окрас, ученики уже могут правильно пропеть фразу.
— Есть люди, которых обучить вокалу невозможно?
— К сожалению, да. Самое печальное, что чаще всего эти люди как раз очень хотят петь, очень хотят учиться. Но их восприятие ухом, воспроизведение голосом не дотягивают абсолютно. У меня были такие ученики, которые были неспособны даже воспроизвести звук «до», не слышали преподавателя. Это не значит, что они какие-то плохие, ленивые, невнимательные — просто для них это невозможно физически. Это природа. Такие люди необучаемы.
Как научиться петь? 3 упражнения, которые помогут развить голос
Когда-то считалось, что человек либо может петь, либо нет. Теперь всё чаще говорят о том, что пение — это такой же творческий навык, как, например, рисование.
Ему можно научиться! С природным талантом легче, но и без него успех достижим.
Мы хотим, чтобы наши читатели не сдерживали себя в каких-то рамках и шли к своим целям!
В статье расскажем:
Можно ли научиться петь во взрослом возрасте?
Научиться петь красиво может каждый В любом возрасте! Даже если у вас «нет голоса», его всегда можно развить.
Это не голословное заявление — его подтверждают преподаватели и основатели собственных школ. Ярче всего объяснил эту позицию преподаватель по вокалу Кирилл Попов:
— Не бывает такого, чтобы у человека не было голоса. Абсолютно. Даже если нет шикарной породы, при правильной технике человек найдёт себя в нашем разнообразии музыки: джазовой, эстрадной, народной классической.
Бывают психологические проблемы: человек жмётся и просто не верит, что он может петь в ноты. Бывают физиологические: последствия курения или астмы. Но голос есть всегда.
Способности человека всегда спят внутри, но их прорыв может случиться и в одночасье. У меня были случаи, когда человек начинал петь со второго занятия, то есть он начинал ощущать полноту голоса, тембр, дыхание.
Наша страна вообще богата на природу голосов, у нас буквально ткнул в человека пальцем – он будет с голосом. Зачастую человек совсем не подозревает о своем богатстве.
Как петь красиво, если пока нет голоса и слуха
Никак. Человек без слуха и голоса хорошо не поёт. И то, и другое нужно развивать.
Основы постигают довольно быстро: месяц-год, в зависимости от наставника и способностей.
Рекорд преподавателя Ольги Викентьевой — 3 занятия с нуля до публичного выступления. Девушка готовила песню для мероприятия, и до занятий с Ольгой вообще не умела петь.
Анастасия пришла на занятие во вторник. Ей нужна была песня на свадьбу.
Свадьба была в пятницу…
У нас было 3 занятия, 3 часа на совместную работу. Мы проработали все ноты, подобрали песню, довели пение до приемлемого уровня и отдельно успели поработать над элементами шоу.
Ольга Викентьева, преподаватель по вокалу
Для регулярных выступлений нужен достаточно сильный вокал, поэтому на эстраду людей готовят значительно дольше.
Как говорит сама Ольга, даже очень хорошие репетиторы развивают навыки учеников минимум год-два.
Как начать петь
Чтобы начать петь, нужно определиться с местом, начать учиться вокалу и развить навык пения.
Мы расскажем, как подобрать школу и дадим легкие упражнения для развития голоса, которые подойдут каждому. Читайте дальше!
Где учиться вокалу
Чтобы научиться вокалу, нужно найти хорошего преподавателя. Можно пойти к частному, можно — в музыкальную школу.
Мы рекомендуем преподавателей-одиночек с большим опытом и хорошими отзывами, либо практикующих основателей школ. Заниматься с последними обычно дороже всего, но часто они дают лучшие результаты.
Если вы не готовы вкладываться в обучение — не беда. На первых порах преподавателем может быть знакомый вокалист без навыков учителя.
Даже такой вариант намного лучше, чем самостоятельные попытки, ведь из-за особенностей строения слухового аппарата, человек физически не может развиваться самостоятельно.
Мы просто не слышим свой настоящий голос. Мы воспринимаем его не только на слух — звуковые колебания передаются через наш организм во внутреннее ухо, и мы слышим себя искаженно. Всегда нужен человек со стороны, слушающий артиста. Слышащий и поправляющий.
Ольга Викентьева, преподаватель по вокалу
Если вы просто хотите научиться красиво петь — после первых месяцев занятий можно будет упражняться самостоятельно. Эти упражнения будут не так эффективны, но с ними вы не растеряете навык.
Начинать в любом случае нужно с наставником, хотя бы минимально понимающим в пении. И, если у вас нет микрофона за тридцать-сорок тысяч рублей, заниматься лучше не удаленно, а в студии — иначе микрофон испортит звук и толка от стороннего наблюдения не будет.
Как учиться вокалу и развить навык пения
Чтобы развивать навык дальше, нужно регулярно практиковаться и упражняться. Чем разнообразнее будет практика, тем лучший вы получите результат.
Есть важная оговорка — навык пения больше зависит от слуха и умения слышать себя, поэтому упражнения и советы больше ведут к развитию слуха.
Хорошо помогает качественная и разнообразная музыка. Разнообразьте плейлист, следите за мелодиями.
Напевайте. Любые случайные мелодии. Какие услышите, даже из телерекламы. Берёте и напеваете. И так с утра до вечера.
Очень хорошо помогает игра на музыкальном инструменте. На любом. Они хорошо учат слышать ноты, а это ведёт к лучшему управлению голосом. Если играть и петь одновременно — получится хорошая практика.
Ольга Викентьева, преподаватель по вокалу
Рекомендацию по упражнениям дополняет еще один эксперт Елена Ермакова — педагог с двадцатипятилетним опытом:
Важно, чтобы человек не только слушал, но и слышал, анализировал. Чтобы на любую услышанную мелодию он думал «Как это поможет мне разнообразить мой репертуар, что я возьму в вокальный арсенал?». Это универсальный прием, но полезнее всего он для тех, кто собирается строить карьеру певца.
Как развивать голос и сделать его красивым
Чтобы сделать голос красивым, достаточно более-менее регулярной практики и развитого слуха.
Вопрос развития голоса сложнее. Здесь важна не только практика — играют роль голосовые связки, тренированность мышц бронх и трахей.
«Очень важно физическое состояние — существуют даже технические средства, приводящие в тонус мышцы голосового аппарата.
Не менее важен головной резонанс. Он вырабатывает рефлексы, в том числе дыхательные; от него зависит и звучание голоса человека, » — считает Кирилл Попов.
Для работы с мышцами существуют даже физические упражнения. Их мы рекомендовать не будем — кто-то может попробовать и случайно травмировать себе мышцы или связки. Лучше обращайтесь за ними к профессиональным преподавателям на курсах;)
Зато порекомендуем общеразвивающие упражнения, которые точно не навредят и будут полезны даже тем, кто не просто хотел бы уметь красиво петь для караоке и друзей.
Упражнение «5 гласных»
Вдохните поглубже, и начинайте «тянуть» гласную. Чем дольше будете тянуть — тем лучше. Музыкальность растянутой гласной не обязательна, но желательна.
Тянуть нужно гласные «И», «Э», «А», «О», «У». Именно в таком порядке — так вы проработаете все голосовые связки. Если не сохранять порядок — выполнять упражнение будет тяжелее, а эффект придёт медленнее.
Повторять цикл нужно трижды. Упражнение выполняется раз в день вместе со всеми остальными. Выполнять упражнения лучше стоя.
Пожалуйста, не пытайтесь выжать из себя все соки на упражнении. Если опытный преподаватель скажет, что надо жать со всех сил — нашим советом можно будет пренебречь. Если же «выжимать» скажет кто-то, не имеющий отношения к педагогике и не имеющий опыта — всё на ваш страх и риск.
Упражнение «Тарзан»
Выполняйте всё то же самое, что в упражнении «5 гласных» — тяните «И», «Э», «А», «О», «У». Но когда будете тянуть звуки, очень аккуратно постукивайте себя по грудной клетке. Стучать надо очень аккуратно. Для упражнения не важна сила удара, важен сам факт его наличия.
ВНИМАНИЕ! Это упражнение выполняется только стоя.
Упражнение «Кью-икс»
Нужно тридцать раз произнести слоги «кью-икс».
Важно не просто произносить слоги, но и дорабатывать произношение при помощи губ — округляя их на «кью» и разводя их в улыбку на «икс».
Это упражнение выполняют, чтобы расслабить голосовые связки, поэтому его можно делать хоть десять раз на дню. Полезнее всего делать его перед речью или непосредственно пением.
Что можно петь для развития голоса
Для развития голоса можно петь что угодно. Главное — почаще и с максимальной отдачей.
Можно петь даже то, что уже идеально получается. В таком случае можно «играть» голосом. Брать ноты чуть выше и ниже, менять звучание, искать неожиданные решения в исполнении.
Мы не даём конкретных рекомендаций, потому что у всех читателей разный уровень и разные голоса.
Кому-то нужно научиться брать высокие ноты, кому-то низкие.
Кому-то нужны упражнения проще, кому-то легче. Если мы дадим конкретную рекомендацию, она поможет в лучшем случае четверти читателей.
Такие вопросы тоже должен решать профессиональный педагог, который слышит вас и понимает, какой должна быть ваша следующая ступень развития.
Как стать знаменитым певцом
Зависит от вашего выбора.
Можно стать знаменитым на эстраде либо в опере. Это два противоположных пути.
Говоря очень упрощённо: эстрада — о маркетинге, образах и окупаемости, опера — о таланте и ежедневных двенадцатичасовых тренировках голоса. Пахать придётся в любом случае.
Если не устроят эти пути — можно будет уйти в джазовую музыку, народную и другие малопопулярные направления, но там меньше и популярности, и признания.
Как стать знаменитым певцом на эстраде
Популярность на эстраде — вопрос не столько голоса, сколько «шоу-эффекта».
Восприятие артиста на эстраде очень зависит от его образа, имиджа, подачи. Если грамотно проработать репертуар и другие аспекты, на эстраду вполне можно попасть со средним голосом.
Это не значит, что можно наплевать на природно развитый голос. Но если его нет, шансы на популярность остаются. Правда, придётся приложить больше усилий либо сделать репертуар совсем узким и оставаться в его рамках.
Другой вопрос — эстраде нужен хороший продакшн. Хороший голос в опере пробьётся сам. На эстраде за внимание слушателей бьются сотни людей, поэтому для привлечения внимания нужны и качественный контент, и реклама.
Итого новичку в вокале на эстраде нужно:
Чтобы стать популярным, нужно будет выйти на широкую аудиторию. Для этого нужны финансовые вливания. Чтобы получить финансы, артисту нужно:
На всех этапах продвижения творчества очень важна стрессоустойчивость. Маркетинг — дело тонкое, и, когда речь идёт о битве кошельков, вообще штормящее. Спокойной жизни можно ждать только при популярности как у Imagine Dragons, но и там издатель будет давить, чтобы певец выпустил больше песен на пике популярности.
Как стать знаменитым певцом в опере
Здесь одновременно проще и сложнее.
Опера не зависит от массового слушателя. Поэтому можно не заботиться о продаваемости, окупаемости, графиках популярности артиста и прочем.
Опера ищет лучшие голоса. Для профессионального развития все пашут. Даже обладатели очень хороших голосов продолжают их развивать.
Лучано Паваротти, известный итальянский оперный певец достигший популярности благодаря своему таланту и ежедневным тренировкам
Тренировки голоса идут настолько часто, упорно и мощно, что люди меняются физически. Посмотрите на оперных певцов. Это объёмные люди, с крупными лёгкими и растянутой диафрагмой.
Для популярности в опере нужен очень хороший голос и постоянное развитие. Исполнителя без них сметут более талантливые и более трудолюбивые.
Дерзайте. Ищите поющих друзей, ищите преподавателей, упорно занимайтесь, перечитывайте нашу статью — и у вас обязательно всё получится.
Уроки Вокала. Узнай какой у тебя голос по строению лица
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
Например, если у вас широкие скулы и большой, немного приплюснутый нос, значит у вас будут хорошо работать носовые резонаторы.Если у вас большой лоб, скорее всего, у вас будут хорошо получаться высокие ноты за счет головных резонаторов. Если у вас немного выдвинута вперед челюсть, значит, у вас хорошо работают грудные резонаторы и вам легко петь низкие ноты.
Каждое лицо уникально, и если вам чего-то не хватает для образования красивого звука, вы всегда можете создать певческую маску. Например, если у вас узкие скулы, вы можете поджать их кверху и сморщить нос. Таким образом, форма носового резонатора позволит петь так, как поют люди с широкими скулами.
Если вам чего-то не хватает для образования красивого звука, вы всегда можете создать певческую маску.
Если у вас маленький лоб и плохо берутся высокие ноты – сморщите лицо в области бровей. Звук будет направляться в голову и там, с помощью головного резонатора, приобретет высокое звучание.
Если у вас мало объемных грудных нот, значит, челюсть у вас не выдвинута анатомически. Попробуйте это сделать искусственно и увидите, как меняется ваш голос.
Кстати, посмотрите на фото Стивена Тайлера, он активно использует вокальную маску, усиливая сразу все резонаторы.
Познакомьтесь с нашей методикой на пробном уроке по скайпу >>>
Почему нам не нравится собственный голос? Как понять, приятный ли он у вас? Вот что рассказывает преподавательница вокала
В рубрике «Лукбук», которую мы делаем вместе с Samsung Galaxy Z Flip3, мы обычно рассказываем про моду. Но сегодня решили обсудить голос: он не меньше, чем стиль и одежда, влияет на то, как нас воспринимают люди. Отвечать на наши вопросы будет Маргарита – музыкант и создательница студии Apsara.
Маргарита работает с голосом с 15 лет. Подтолкнула ее к этому проблема, которая на первый взгляд может показаться надуманной, а на деле наверняка знакома многим.
– Мне было сложно использовать свой голос, – рассказывает девушка. – Даже в маршрутке не могла попросить об остановке, а в магазине – о нужном товаре. Я стояла в очереди и все время про себя повторяла, что именно нужно сказать.
Решить вопрос девушка предпочла радикально: поступила в театральную студию. И быстро поняла, что это не избавит ее от проблем: как правило, в актеры идут люди, у которых уже нет трудностей с подачей себя.
Потом был литературный вуз и попытки раскрыть внутренний голос, но в итоге Маргарита все равно вернулась к голосу внешнему – и пошла на обучение вокалу. Путь от «я не могу разговаривать с продавцами» до «я учу людей петь» был долгим, но сейчас девушка ощущает себя в полной гармонии и уверена: голос помогает изменить жизнь.
От чего вообще зависит наш голос
Если начинать с банальностей, рассказывает Маргарита, наш голос – это физиология: строение речевого аппарата, объем легких, толщина и длина связок. И голос, кстати, «просыпается» по утрам отдельно от нас: женскому на это нужно около двух часов, мужскому – около трех.
– Однако не меньшее значение оказывают среда и воспитание, – добавляет девушка. – Как говорят ваши близкие? Какие установки есть у вас в голове? Нередко родители запрещают кричать или громко говорить, а в школе, наоборот, учителя постоянно одергивают школьников: «Тебя не слышно! Громче говори!»
Плюс голос – это способ адаптации и приспособления к обществу. Бывает, девушки, состоящие в абьюзивных отношениях, в разговоре с абьюзерами инстинктивно переходят на сюсюкающий писклявый голос. Для них это способ сказать: «Я маленькая мышь, я ничего тебе не сделаю, пожалуйста, не обижай меня».
Все эти переживания оказывают влияние на голос, причем, к сожалению, скорее негативное. В итоге голос становится картиной нашей личности, картой воспитания, детских травм, установок.
А еще голос меняется просто под влиянием настроения. Работа с голосом подразумевает, что мы учимся его контролировать; если же мы этого не делаем, голос моментально выдает нашу злость, расстройство, радость или любые другие эмоции.
Мне не нравится мой голос на записи! Почему?
– Во-первых, влияет качество записи: если вы запишете свой голос на диктофон или снимете видео, то, скорее всего, голос вам не понравится просто потому, что качество записи сильно исказит голос. Когда я записываю людей в студии и они впервые слышат свой голос в хорошей записи, он им, как правило, нравится.
Во-вторых, вопрос непривычности. В жизни мы слышим себя как бы изнутри, а впервые услышав голос с носителя, да еще и искаженный, мы вряд ли будем хорошо к нему относиться – ведь у нас уже сложилось совсем другое впечатление о своем голосе.
Почему нам не нравится собственный голос и как понять, приятный он у вас или нет?
– Чаще всего, – рассказывает Маргарита, – дело в самооценке. Могут быть и объективные причины, но чаще всего дело именно в наших отношениях с собой – то есть это вопрос скорее психотерапии, непринятия себя.
Если же у вас есть объективные проблемы – визгливость, гнусавость, зажатый голос, если вы говорите слишком тихо или в нос, – то вам, скорее всего, дадут обратную связь и скажут об этом. Более того, если у вас красивый и приятный голос, то об этом вам тоже наверняка будут говорить.
Еще можно просто прислушаться к собственным ощущениям в процессе разговора. Вам комфортно или дискомфортно? Вам нравится говорить или вы стараетесь реже пользоваться своим голосом? Скорее всего, если вы с радостью и много разговариваете, то вы сами осознаете, что у вас приятный голос.
Это фото снято на Samsung Galaxy Z Flip 3.
А что, визг – это плохо? А что тогда хорошо?
– Визжащий голос считается ненормативным, тем, что нужно исправлять. Если вы спросите любого человека, какой голос он (она) считает красивым, то едва ли услышите среди эпитетов «визжащий».
На одном из мастер-классов я спрашивала ребят, как бы они хотели, чтобы звучал их голос. Сборная картина – «глубокий», «мягкий», «уверенный», «громкий», «отчетливый».
Однако сложно сказать, что есть какой-то универсально «хороший» голос. Уместно ли говорить на свидании при свечах громко? Едва ли. Хорош ли тихий, вкрадчивый голос для лектора? Тоже нет. Я бы сказала, что «хороший» голос – это пластичный голос, меняющийся под ваши запросы.
Иногда нам необходим даже визжащий и писклявый голос! Бывает, именно такой голос помогает нам максимально быстро и доходчиво выразить свои эмоции. Или возьмем крик: кажется, перейти на крик очень легко – но, если у вас зажат голос, едва ли вы сможете вмиг заорать, как сирена.
Эта панорама снята на Samsung Galaxy Z Flip 3.
Есть ли мода на голоса?
– Раскрытые, глубокие, свободные, естественные голоса всегда будут цениться, всегда будут считаться красивыми, это не зависит от моды. Моды на голоса как таковые, если мы говорим о повседневной жизни, нет.
Можно говорить о моде на манеру пения. Ей чаще подвергнуты подростки и молодые исполнители. Например, Slava Marlow ввел моду на искаженные, комичные, искусственные голоса – и это крутой пример того, как музыкант ищет новые пути для подачи своей идеи.
Как голос может отвечать нашим запросам и помогать нам в жизни
– Голос – это мощнейший инструмент, – рассказывает Марго. – Говорят, что подавляющее число людей – визуалы, но, поверьте, голос может оказывать колоссальное влияние.
Наш голос – это отражение личности, и люди безошибочно определяют по нему наш портрет. Если не вы управляете вашим голосом, а он вами, если ваш голос выдает ваши слабости, вам будет нелегко создавать хорошее впечатление о себе.
Грамотность речи и то, как вы говорите и преподносите себя, влияет на ваш социальный статус – это работает в обе стороны.
И не забывайте, что физиологические тренировки голоса – это еще и полезно. Это тренировка дыхания, артикуляции и звукоизвлечения, что великолепно влияет на здоровье и полезно для легких, – особенно актуально сейчас.
Наконец, порой голос – это способ снять стресс. Не зря говорят, что иногда нужно просто проораться: это реально помогает взять себя в руки, выразить какие-то подавляемые эмоции и благодаря этому от них избавиться. И тут мы опять возвращаемся к тому, что я говорила раньше: не всегда мы можем взять и начать орать. В аффекте – да, а вот когда вы просто сидите дома ночью?
Так может просто сходить к психологу, стать уверенным – и голос изменится?
– Работа с голосом, – подчеркивает Маргарита, – это не только работа с физиологией. Это всегда еще работа с вашей психикой и эмоциями: нередко, чтобы изменить голос, важно не только заниматься вокалом, но и обратиться за помощью к психологу.
Более того, есть вероятность, что, если вы просто начнете работать с психологом, без цели изменить голос, он все равно изменится: станет более гармоничным, уверенным.
Это видео снято на Samsung Galaxy Z Flip 3.
Однако для лучшего результата работать все же важно комплексно: подключать дикцию, дыхание, намеренную работу с голосом. Первые результаты у своих учеников я вижу через месяц-полтора: появляется зафиксированная расслабленность, естественность, импровизационность и спонтанность, уходит страх звучать как-то не так.
Вот несколько лайфхаков и упражнений, которые могут помочь вам лучше управлять своим голосом
Чтобы включить диафрагмальное дыхание (дыхание животом. Есть еще и грудное дыхание, за счёт поднятия ребер. – Ред.), нужно положить руки на нижние ребра, вдыхать – и контролировать, чтобы живот на вдохе слегка напрягался, а нижние ребра расширялись. Так можно подышать секунд 30–60, чтобы почувствовать, как сильно это отличается от привычного дыхания.
Это видео снято на Samsung Galaxy Z Flip 3.
Такая тренировка помогает растянуть и укрепить дыхательные мышцы, а дополнительно к ней можно добавить еще и легкие физические упражнения – наклоны шеи. Плюс полезно делать артикуляционную гимнастику.
Это видео снято на Samsung Galaxy Z Flip 3.
Это видео снято на Samsung Galaxy Z Flip 3
Один из доступных инструментов работы с голосом – звукозапись. Конечно, лучше делать это в студии с нужным оборудованием, но, если у вас дома есть хорошая гарнитура с наушниками, можно попробовать и дома. Это помогает привыкнуть к своему голосу, услышать его и понять, что именно нужно изменить.
Просто читайте стихи вслух! Точнее, подчеркивает Маргарита, как раз таки не просто: важно делать это осознанно, понимая, зачем вы это делаете и для чего. Можно даже подключить запись – чтобы еще лучше проанализировать результат.
Куда лучше работают специальные упражнения для работы с дикцией. Самое простое – активное, специально немного утрированное произношение всех звуков. В качестве скороговорки используется сочетание гласных и согласных:
Чаще слушайте других и анализируйте, насколько то, что они вам говорят, соотносится с их эмоциями и состоянием. Насколько то, что он говорит, сопоставляется с тем, как он это делает? Это не работа с вашим голосом напрямую, но это увеличивает вашу аудиальную картину – то, что стилисты называют «насмотренностью».
Обязательно ли заниматься с преподавателем – или можно самому?
– Для начала хочу сказать, что однозначно лучше тренироваться самому, чем не тренироваться вообще. Сейчас полно информации онлайн, так что заниматься самостоятельно легко. Можно купить курс, а можно вообще просто найти упражнения для артикуляции, дикции и дыхания и выполнять их – даже так вы заметите результат.
А тренер, как и в любом другом деле, лишь помогает пройти путь к цели быстрее и эффективнее. Плюс это дополнительная мотивация и видение вашей ситуации со стороны.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: Вика Мехович для CityDog.by.
ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910