Казачья дружина что это
Казачья дружина что это
Московское Окружное Казачье Общество » Новости » Казаки в ХХI веке: чем занимаются казачьи дружины и патрули?
Казаки в ХХI веке: чем занимаются казачьи дружины и патрули?
Впервые муниципальная казачья дружина появились в девяностые годы в городе Азове Ростовской области. Первым заместителем мэра города тогда был Виктор Водолацки. Став атаманом Всевеликого войска Донского и замом губернатора, он сумел убедить главу региона Владимира Чуба в необходимости создания казачьих дружин в масштабах области. Губернатор пошел на этот шаг не от хорошей жизни. Все мы помним разгул преступности в те годы: было много крупных хорошо организованных криминальных группировок, разного рода мелких жуликов, хулиганов. В молодежной среде стало модным противостоять закону. Да и законность в полном понимании этого слова отсутствовала. Старые нормы уже практически не действовали, а новых еще не придумали.
Милиция во многом была деморализована, технически слабо оснащена, катастрофически не хватало кадров. Особенно это было ощутимо на фоне многократно возросшей преступности, в том числе мелкой, бытовой. Напряжение чувствовалось и в межнациональных отношениях, тем более, что речь шла о таком насыщенном различными национальностями регионе как Ростовская область. Недаром Ростов величают Южными воротами Кавказа. Создание казачьих дружин в таких условиях было смелым, но единственно возможным шагом. В казачьем сообществе стало возрастать самосознание, понимание ответственности каждого казака за происходящее на родной земле, земле предков, обильно и неоднократно политой кровью дедов и прадедов. Особенно хорошо казаки-дружинники стали проявлять себя в сельской местности. Ведь там как: один участковый инспектор на несколько населенных пунктов с неисправным мотоциклом без бензина — вот и вся власть, да еще и обитающая в удаленных хуторах. А казак-дружинник — вот он, здесь, живет по соседству. Отношение к форме в народе всегда было уважительным, в том числе и к казачьей.
Но, конечно, казаки помогали решать вопросы не только с хулиганами или мелкими ворами. Совместно с милицией они задерживали крупные партии наркотиков, порой, рискуя жизнью, останавливали матерых, вооруженных преступников. Я не буду здесь приводить статистику, но она существует и, безусловно, показывает эффективность казачьих дружин.
Что касается дореволюционной истории, то аналогом казачьих дружин в те времена можно считать так называемые «местные команды». В них служили казаки, по тем или иным причинам не способные к строевой службе в полку. Они носили казачью, но отличавшуюся от полковой форму одежды, служили, в большинстве случаев, по месту жительства. Они должны были следить за соблюдением законов на определенной территории. Как правило, это были их родные станицы с хуторами.
Деятельность казачьих дружин сегодня, как правило, основывается на законодательстве субъектов страны. В первых рядах здесь регионы традиционного проживания казаков. Но даже в Ростовской и Волгоградской областях, где испокон веков живут донские казаки, законы, которые касаются этой сферы, сильно разнятся, не говоря уже, например, о Краснодарском и Ставропольском краях, республиках Северного Кавказа. Зачастую в уставах городов, где проживают казаки, тоже имеется соответствующая строка. Федерального законодательства о муниципальных казачьих дружинах не существует.
Их создание — это в первую очередь инициатива самих казаков как людей с активной жизненной позицией, которые хотят навести элементарный порядок, обезопасить жизнь близких. К тому же есть стремление к самоорганизации и, вместе с тем, категорическое неприятие криминализации общества на всех уровнях. Ну а умные губернаторы, мэры, главы районных администраций в большинстве случаев поддерживают казаков из чисто прагматических соображений. Создание и содержание казачьей муниципальной, а тем более добровольной дружины обходится значительно дешевле содержания местного полицейского подразделения. А эффективность порой гораздо выше.
Добровольные казачьи дружины действуют на основании Федерального закона № 44 «Об участии граждан в охране общественного порядка». Все региональные, областные, районные и городские дружины работают по решениям и постановлениям, основанным на этом законе. Действует непреложное правило: казаки, входящие в них, являются членами казачьих организаций, имеют соответствующую атрибутику в виде отличительных знаков, жетонов, повязок, им полагается и удостоверение дружинника.
Не могу не упомянуть здесь о «диких» казаках. Имеются в виду люди, надевшие казачью или, что чаще бывает, псевдоказачью форму. К настоящим казакам они отношения никакого не имеют, однако охотно позируют перед объективами телекамер и фотоаппаратов журналистов. Как-то покоробил сюжет, который показали по одному из федеральных каналов. СМИ его многократно растиражировали. Утверждалось, что в Москве на Белорусском вокзале некий «казачий патруль» гоняет восьмидесятилетних старушек, продающих теплые вязаные носки и укроп. Я, как и все жители нашей страны, увидел на экране группу граждан, которые явно не проспались после вчерашнего, разряжены они были почище персонажей фильма «Свадьба в Малиновке». Но журналисты упорно называли их казаками, а люди эти и не возражали. Я считаю, что это вопиющий случай, если не сказать даже подготовленная провокация. Окажись рядом с ними настоящие казаки — полетели бы из них пух и перья! Скажу вам по секрету: старики в станице могут наказать молодого казака за неровно подстриженные усы, не говоря уже о плохо сидящей фуражке или папахе. Назвался казаком, так будь им!
Что касается разницы между казачьими дружинами и патрулями, то дружина — это организация со всеми ее атрибутами. Патруль — это форма ее работы, так же, как военный или полицейский патруль. Временный коллектив, если хотите. Собирается группа из числа дружинников для выполнения конкретной задачи. Как правило, патрулирования определенной территории с целью недопущения противоправных действий.
В казачьей дружине, само собой, должны служить казаки, хотя и бывают случаи приема в них не казаков. Например, это касается умелых наездников, инструкторов по верховой езде. К сожалению, не все современные казаки обладают достаточными навыками, необходимыми для службы в кавалерийских подразделениях. К тому же право служить имеют все, но не все готовы реализовать это право. Однако казаки неохотно принимают в свой коллектив посторонних.
Финансирование дружин, как правило, идет за счет региональных бюджетов. Расходы на их содержание утверждаются законодательным органом субъекта РФ. Существует строгая отчетность по расходованию средств, регулярно проводятся проверки. Получается, что казаки-дружинники — это профессионалы, получающие зарплату, хотя и скромную. Существуют еще добровольные казачьи дружины (не путать с общественными организациями казаков). В них казаки, в основном молодые, несут службу в свободное от учебы или работы время. Это такой резерв для профессиональных казачьих дружин. Казак, хорошо зарекомендовавший себя, со временем может стать полноправным дружинником.
Вместе с тем, я должен отметить, что не все казаки относятся однозначно к деятельности дружинников. Особое недовольство высказывают представители общественных казачьих организаций. Они считают, что только служба в армии достойна казака, а полицейские функции он выполнять не должен. Сами же при этом не желают служить ни в армии, ни в полиции. Зачастую так и выходит, что никогда не служат. А порой оказывается, что и к казакам в принципе они имеют косвенное отношение. Те же, кто живет на исконно казачьих землях, кто понимает, что соблюдение порядка и законности жизненно необходимы, относятся к этому с пониманием.
В сегодняшней нашей жизни я вижу исключительно положительное отношение к казакам-дружинникам со стороны законопослушных граждан. Они отдают себе отчет в том, что это один из существенных факторов борьбы с криминалом. Особенно это заметно в небольших населенных пунктах. Резко отрицательно к казачьим дружинам, естественно, относятся преступники всех мастей, маргинализированные элементы, некоторые «либералы», для которых что хорошо для страны, для простых людей — для них, «правокачателей» плохо. «Чем хуже, тем лучше» — это не сегодняшние «цветные революционеры» придумали.
Хотел бы добавить, что казачьи дружины хорошо проявляют себя и, например, в охране государственной границы. Совместно с пограничниками и таможенной службой они пресекают сотни нарушений. Особенно сегодня это касается границы с Украиной. На базе казачьих дружин также создаются пожарные команды по охране лесов. Казаки в том числе помогают бороться егерям и рыбнадзору с браконьерами, перед Новым годом охраняют хвойные насаждения.
Как казаку стать дружинником
Читать «Новости Югры» в
В Краснодарском крае и Ростовской области давно действуют добровольные народные дружины из числа членов казачьих обществ. Среди населения к ним сформировалось отношение как к ответственным помощникам полиции в охране общественного порядка. Подобные дружины есть и у наших соседей на Ямале, но в Югре пока не создано ни одной. Почему?
Сначала надо попасть в госреестр
Нужен трёхсторонний договор
С вступительным словом перед участниками семинара выступил заместитель директора Департамента внутренней политики автономного округа Сергей Пишуков. Он обозначил вопросы, которые предстоит решать в процессе создания и деятельности добровольных народных дружин из числа членов казачьих обществ. Выступивший вслед за ним Олег Шаталин остановился на вопросе оформления документации и порядка формирования казачьих добровольных дружин в соответствии с федеральным и окружным законами, так как такие дружины отличаются от тех, что создаются на предприятиях и в организациях.
– В данном случае планируется заключение трехстороннего соглашения по охране общественного порядка между казачьей добровольной дружиной, органом местного самоуправления и органом внутренних дел. Участие в охране общественного порядка – вопрос серьезный, и подходить к нему надо с полной ответственностью, – подчеркнул Олег Шаталин.
Важные вопросы материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, материального стимулирования, личного страхования народных дружинников, участвующих в охране общественного порядка, осветил в своем выступлении главный специалист-эксперт отдела межведомственного взаимодействия в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности Управления по вопросам юстиции и профилактики правонарушений Департамента внутренней политики Александр Малыхин. Следует отметить, что в государственной программе, где речь идет о развитии казачества на территории Югры, предусмотрена поддержка добровольных народных дружин на принципах софинансирования с органами местного самоуправления.
В рамках семинара был рассмотрен еще один вопрос. Инспектор отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции Управления внутренних дел по ХМАО – Югре Александр Колесник рассказал о взаимодействии казачьих обществ с территориальными органами внутренних дел по вопросу участия в мероприятиях по охране общественного порядка. Повестка семинара вызвала большой интерес среди участников, они задавали вопросы, высказывали свои мнения и предложения. Подвел итоги семинара-совещания заместитель директора Департамента внутренней политики Сергей Пишуков.
В конце мероприятия к казакам обратился заведующий отделом национальных культур Окружного Дома народного творчества Виктор Банников с анонсированием мероприятий, связанных с историей и популяризацией культуры сибирского казачества. Он предложил совместно работать в данном направлении, казаки с готовностью поддержали эту идею.
Устав
Атаман Ставропольского окружного
«___» _______________ 20____ г.
Начальник отдела МВД России по Новоалександровскому району
хуторского казачьего общества
народной дружины из числа членов Краснозоринского хуторского казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества муниципального образования Краснозоринского сельсовета
1. Общие положения
1.2. Казачья дружина является добровольным объединением членов Краснозоринского ХКО СОКО ТВКО и решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными и иными органами, казачьими обществами и общественными объединениями граждан на основе принципов добровольности, законности, гуманности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
1.3. В своей работе Казачья дружина строго руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами постановлениями (распоряжениями), органов местного самоуправления Краснозоринского сельсовета.
1.4. В Казачью дружину принимаются члены Краснозоринского ХКО СОКО ТВКО, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, проживающие на территории муниципального образования Краснозоринского сельсовета, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим личным и деловым качествам оказывать содействие правоохранительным органам в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, раскрытии преступлений.
1.5. Противодействие законной деятельности народных дружинников, посягательство на жизнь, здоровье, достоинство в связи с их деятельностью по охране общественного порядка влекут за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.6. Руководство деятельностью Казачьей дружины осуществляет командир Казачьей дружины, Краснозоринского ХКО СОКО ТВКО по согласованию с атаманом СОКО ТВКО, органами местного самоуправления города Новоалександровска и органом Отдела МВД России по Новоалександровскому району.
2. Основные задачи Казачьей дружины
2.1. Основными задачами Казачьей дружины являются содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка, участие в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.
2.2. Народные дружинники совместно с сотрудниками органов внутренних дел и иных правоохранительных органов выполняют следующие возложенные на них задачи:
2.2.1. Участвуют в обеспечении правопорядка в общественных местах, в том числе при проведении массовых общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятий.
2.2.2. Участвуют в мероприятиях по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.
2.2.3. Принимают участие в организации помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, а также находящимся в беспомощном состоянии.
2.2.4. Участвуют в поддержании общественного порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях.
2.2.5. Оказывают помощь правоохранительным органам в розыске лиц пропавших без вести, жизни и здоровью которых может угрожать опасность или в отношении которых могут совершаться противоправные действия.
2.2.6. Участвуют в иных мероприятиях, связанных с охраной общественного порядка.
3. Права и обязанности Казачьей дружины
3.1. Обязанности командира Казачьей дружины:
3.1.1. По согласованию с атаманом Краснозоринского ХКО СОКО ТВКО организует непосредственную деятельность Казачьей дружины, проводит набор личного состава Казачьей дружины, осуществляет контроль за работой народных дружинников во время дежурства, устанавливает маршрут патрулирования и отдельные посты.
3.1.2. Проводит работу по сплочению и укреплению Казачьей дружины, повышению внутренней дисциплины, эффективности деятельности.
3.1.3. Осуществляет личное взаимодействие с органами внутренних дел по вопросам деятельности Казачьей дружины.
3.1.4. Организует изучение народными дружинниками основ законодательства Российской Федерации, занятия по физической подготовке народных дружинников, обучение их формам и методам борьбы с правонарушениями.
3.1.5. Планирует работу Казачьей дружины, инструктирует народных дружинников и контролирует их деятельность, ведет учет результатов работы Казачьей дружины, готовит для обсуждения вопросы организации и деятельности Казачьей дружины.
3.1.6. Ежеквартально отчитывается перед атаманом Краснозоринского ХКО СОКО ТВКО и перед штабом дружин.
3.1.7. Ходатайствует перед штабом дружин о поощрении наиболее отличившихся дружинников.
3.2. Права народного дружинника:
3.2.1. Требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния.
3.2.2. Принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения преступления (правонарушения) с последующей передачей их сотрудникам полиции.
3.3. Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.
3.4. Обязанности народного дружинника:
3.4.1. Знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка.
3.4.2. При объявлении сбора Казачьей дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке.
3.4.3. Соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций.
3.4.4. Принимать меры по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений.
3.4.5. Выполнять требования атамана казачьего общества, командира Казачьей дружины, а также уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
3.4.6. Оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.
3.4.7. Иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.
4. Порядок и условия формирования Казачьей дружины,
исключение из Казачьей дружины
4.1. Членами Казачьей дружины могут быть граждане Российской Федерации, являющиеся членами Краснозоринского ХКО СОКО ТВКО, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, достигшие 18 лет, которые изъявили желание принять участие в работе Казачьей дружины. Прием в Казачью дружину производится на основании письменного заявления.
4.2. В Казачью дружину не могут быть приняты граждане:
4.2.1. Имеющие неснятую или непогашенную судимость.
4.2.2. В отношении которых осуществляется уголовное преследование.
4.2.3. Ранее осужденные за умышленные преступления.
4.2.5. В отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.
4.2.6. Страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом.
4.2.7. Признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу.
4.2.8. Подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в Казачью дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения.
4.2.9. Имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
4.3. Казачья дружина формируется на общем собрании членов Краснозоринского ХКО СОКО ТВКО, желающих вступить в Казачью дружину.
4.4. Прием в Казачью дружину производится на добровольных началах в индивидуальном порядке, на общем собрании народных дружинников, на основании личного заявления.
4.5. Дружиннику вручается удостоверение члена Казачьей дружины, форма и порядок выдачи которого определяются Законом Ставропольского края от 01.01.01 г. «О некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Ставропольского края».
4.6. Народные дружинники могут быть исключены из Казачьей дружины в следующих случаях:
4.6.1. На основании личного заявления народного дружинника.
4.6.2. При наступлении обстоятельств, указанных в п. 4.2 настоящего Устава.
4.6.3. При совершении народным дружинником, участвующим в охране общественного порядка, противоправных действий либо при бездействии, повлекших нарушение прав и свобод граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций.
4.6.4. В связи с неоднократным невыполнением народным дружинником требований настоящего Устава либо фактическим самоустранением от участия в деятельности Казачьей дружины.
4.6.5. В связи с прекращением гражданства Российской Федерации.
4.6.6. В связи с прекращением членства в Новоалександровского ГКО СОКО ТВКО.
4.6.7. В связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, предусмотренных настоящим Уставом.
5. Символика и атрибутика Казачьей дружины
5.1. Казачья дружина может иметь свою символику и атрибутику установленные Законом Ставропольского края от 01.01.01 г. «О некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Ставропольского края» образцов.
5.2. Не допускается использование в работе народных дружин символики и атрибутики, отличной от утвержденной.
5.3. Использование символики и атрибутики Казачьей дружины лицами, в ней не состоящими, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6. Материально-техническое обеспечение деятельности
Казачьей дружины
6.1. Материально-техническое обеспечение деятельности Казачьей дружины осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
6.2. Органы государственной власти Ставропольского края, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности Казачьей дружины, предоставлять помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления ее деятельности.
6.3. В качестве дополнительных источников финансирования Казачьей дружины, её материально-технического обеспечения могут использоваться средства казачьих обществ.
7. Ответственность народных дружинников
7.1. За противоправные действия народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
7.2. Действия народных дружинников, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8. Заключительные положения
8.1. Действие настоящего Устава распространяется на весь период деятельности Казачьей дружины.
8.2. Изменения и дополнения к Уставу утверждаются на общем собрании (круге) казачьего общества и подлежат регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Изменения и дополнения к Уставу вступают в силу с момента их регистрации.
Казачья дружина что это
2 апреля 2014 года явился всей прогрессивной общественности Федеральный закон № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», вызвавший немало споров и дискуссий.
Споры, дискуссии и обсуждения данного НПА, не дающего ровным счетом ничего обладателям красных нарукавных повязок, продолжаются и поныне.
Затронул этот 44-ФЗ и казачество. Вернее членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, статьей 23 определив особенности создания и деятельности народных дружин из числа этих самых членов.
Полностью обзор и разбор вышеупомянутого закона и казачьих дружин на данный момент я давать не собираюсь. Для этого будет отдельный более обширный материал, который готовится. А в этом небольшой недельный обзор новостей по данной теме. Для общего развития, так сказать.
С начала года народные дружинники Ростовской области выявили более 8 тысяч административных правонарушений, содействовали в раскрытии 396 преступлений, охраняли общественный порядок при проведении более 4,2 тысячи массовых мероприятий.
За десять месяцев текущего года из регионального бюджета на деятельность добровольных народных дружин выделено 192 млн рублей. Однако эффективность использования средств вызывает много вопросов, учитывая, что в области отмечен рост преступности.
Несколько другая ситуация с казачьими дружинами обстоит в городском округе «Город Чита». Выступая во время публичных слушаний по проекту бюджета, заместитель председателя Думы городского округа Александр Зенков, поднял вопрос о патрулировании казачеством улиц краевой столицы. По его словам, казачье сообщество обратилось в Думу с просьбой выделить из бюджета столицы Забайкалья 2 млн. рублей на охрану в городе общественного порядка казачьими дружинами.
В своем выступлении Александр Зенков отметил, что во все времена казачество существовало как самостоятельное сословие, которое «не кормилось из рук чиновников ради призрачной службы».
— Ситуация в столице показала, что казачьи патрули опасны для власти: отдавая безопасность городов в руки казакам и иным народным дружинникам, создавая из них вооруженные формирования, государство подрывает собственную монополию на применение силы. Для чего сегодня нужны казаки? Если для решения конфликтных ситуаций, то, можно сказать, что они вооружены полицейскими, которые обладают пистолетами и законным правом штрафовать и задерживать. В итоге все встает с ног на голову. Никто не задавался вопросом, почему у казачества ничего не получается? Они даже стройной коробкой не могут пройти по площади в день торжественного парада, потому что эти «мужики не способны к самоорганизации, они могут вести стадный образ жизни под управлением назначенного быка». Данная реплика принадлежит не мне, а Дмитрию Разумову, члену экспертного консультативного Совета по делам казачества при Президенте РФ.
Подводя итоги своего выступления, Александр Зенков подчеркнул, что он и ряд депутатов Думы против выделения из бюджета города средств на создание казачьих патрулей.
Атаман Забайкальского казачьего войска, вице-премьер правительства края Геннадий Чупин назвал некорректным заявление Александра Зенкова о том, что «потомки крестьян никогда не харчевались от чиновников» и порекомендовал зампредседателя гордумы Читы Александру Зенкову почаще гулять по Чите вечером.
Геннадий Чупин отметил, что губернатор Забайкальского края Константин Ильковский нашёл деньги на казачьи патрули. То же самое было предложено сделать и администрации Читы.
А тем временем:
В Горно-Алтайске создана добровольная казачья дружина. В МВД по Республике Алтай состоялось вручение свидетельства о регистрации общественному объединению правоохранительной направленности «Добровольная казачья дружина».
Полиция и казачество Пуровского района работают сообща. Полицейские и казаки обсудили вопросы взаимодействия в обеспечении общественной безопасности и профилактике правонарушений.
Николай Волков (Kazak News).
Фото автора.