Казаки и кавказцы в чем разница
Почему казаки на Кавказе одевались как их противники
Во-первых, это красиво
Если поставить рядом казака и горца (сформулируем так) в традиционной мужской одежде, сложно будет найти видимые различия, не считая деталей или каких-то региональных особенностей. Между тем, это не братья, а противники и даже враги, пусть и в прошлом.
Так с чем связано заимствование казаками одежды противника? Каждый воин должен выглядеть соответствующе — красиво и грозно и кавказский мужской костюм полностью отвечает данным требованиям. Посмотришь, сразу видно — джигит, даже если кинжала на поясе нет.
Проникновение в строевые части
Впрочем, не только казаки отдавали дань кавказскому мужскому костюму, его продуманности, функциональности и красоте. Во время Кавказской войны детали костюма начали проникать в строевые части русской армии, конечно, сначала — в офицерскую среду. Офицерам позволялось несравненно больше, чем рядовым, да и деньги на приобретение экипировки у них явно были. Не стоит сбрасывать со счетов такой фактор, как успех у женщин: одетый по-кавказски офицер отличался от окружения в лучшую сторону и приковывал внимание дам. Хотя, конечно, решающим фактором было удобство и комфорт, с которыми горский костюм позволял вести боевые действия или обеспечивая их во время гарнизонной службы и переходов.
Если же вернуться к теме униформы, то в 60-х годах XIX века горский костюм был признан таковым для Кубанского казачьего войска. В Крымской войне некоторые части линейной русской пехоты были одеты как горцы. За год до Первой мировой войны папаху сделали официальной частью обмундирования пехоты Российской империи. В СССР папаха была зимним головным убором для офицеров от полковника и выше до 1992 года.
Пожалуй, едва ли не единственное неудобство от схожей одежды казаков и горцев во время Кавказской войны — это невозможность сразу определить, кто перед тобой. Но для опознания «свой-чужой» есть разного рода флажки, значки, да речь в конце-концов: горцы не знали русского в массе своей, казаки тоже не были гениями лингвистики. С присоединением Кавказа и эта проблема была решена.
Как казаки относились к кавказцам
Кавказская война, которая продолжалась около 50 лет – ряд походов и сражений российской царской армии, целью которых было присоединение территории и народов Кавказа к империи. Известно, что активное участие в сражениях принимало казачество. Как же относились казаки к представителям многочисленных горских народов?
С одной стороны, ответ должен быть очевиден. Казаки воевали за Россию, горцы отстаивали свою независимость. Между противодействующими силами не могло быть ничего иного, кроме ненависти. Нужно было победить врага. О чем еще можно вести речь?!
Но все не так просто. Конечно, на поле боя, большинство воинов проявляло удаль, бесстрашие. С другой стороны, существовали вещи, которые объединяли, например, русского казака и черкеса.
Казаки в черкесках
Казаки, заслужившие широкую автономию, проживавшие долгое время, тесно взаимодействуя с горскими народами, переняли много из культуры племен Кавказа. Некоторые ученые, например, историк Федосов, указывают, что казачество, отчасти, было представлено далеко не русскими людьми, а касогами и бродниками.
Что из культуры горцев было перенято:
1. Скачки и джигитовка на праздниках. Но тут все понятно: казак без коня – не казак. Умение обращаться с лошадью нарабатывалось с детских лет.
2. Танцы. Адыгский танец «Кафа» исполнялся наряду с традиционными кадрилями.
3. Казаки хорошо говорили на местных языках. Впрочем, многие горцы тоже могли пообщаться на русском.
Широко был распространен обычай аталычества, благодаря которому появилось понятие «молочные братья». Мальчика из определенной семьи могли отдать на воспитание казаку, который отличался положительными качествами, в том числе, отважностью и бесстрашием. В «приемной семье» ребенка воспитывали, как остальных, если на воспитание попадал крохотный малыш, его кормили грудью. Он становился братом детям казака-аталыка. Позже, мальчик имел возможность вернуться к своим кровным родителям, но это происходило не всегда. На воспитание брали не только казаков, но и детей горцев. Так казаки и представители народов Кавказа братались.
Любопытна история Петра Захарова, добавлявшего к своему имени и фамилии слово «чеченец». Казак Матвей Захаров однажды взял на воспитание ребенка из чеченцев, дал ему русское имя и свою фамилию, не пожалел денег на обучение. В итоге, Петр написал гениальный портрет Ломоносова. И это, естественно, была не единственная его картина.
Факт массового братания казаков и чеченцев подтверждает и следующий случай: как-то императрица Анна посчитала, что нужно переместить русских казаков с правого берега Терека, где они жили вместе с чеченцами, на левый берег. Казаки не подчинились. Многие из них приняли ислам.
Таким образом, с Кавказской войной все было очень неоднозначно. С одно стороны, казаки были верны царю, представляли его интересы на Кавказе. С другой – шла такая, довольно мощная, ассимиляция. Русские, черкесы, адыги, чеченцы – все они общались друг с другом и даже, часто, дружили. Культурное смешение победить было нельзя. Не зря же, например, генерал Врангель, чаще носил черкеску, чем традиционный мундир.
Некрасовцы. Еще в начале 18 века поселились сначала на Кубани, потом в Турции
Казаки, несмотря на видимую верность государю, были вольным народом, и, бывало, решали важные вопросы так, как им представлялось правильным, а не так, как диктовали сверху.
Выше уже был описан случай, когда терские казаки не подчинились указу императрицы. Были на Кавказской войне и казаки, которые воевали за горцев. Некоторые принимали такое непростое решение, потому что его «диктовала кровь». Как отмечалось, не все казаки были русскими по происхождению. Другие поддерживали горцев, считая царскую политику неправильной.
В общем, говорить о том, что все казаки поддерживали императора – неверный подход.
В итоге, можно считать, что казаки, зачастую, относились к горцам во время Кавказской войны положительно, имели с ними крепкие связи: культурные, семейные, дружественные. Но не со всеми. А только с теми, кто к казакам тоже относился хорошо.
Казаки и кавказцы в чем разница
Терских казаков, проживающих на Северном Кавказе, даже внешне нередко путают с чеченцами. За века сосуществования они многое переняли у своих ближайших соседей.
Откуда взялись терские казаки
Слово «казаки» появилось в конце XV столетия. Так называли вольных людей, которые работали по найму или несли военную службу на пограничных окраинах России. На Северном Кавказе казаки впервые появились в 1578-1579 годах, когда по требованию Турции была снесена русская крепость на реке Сунже. Чтобы «мониторить» ситуацию в регионе, российские власти послали сюда казачьи отряды с Волги. Прибывших казаков взял под свое покровительство чеченский князь Ших-Мурза Окоцкий (Аккинский), находившийся в союзе с Москвой. Всего их первоначально насчитывалось не более 300-500 человек. Поскольку они состояли на временной службе, то прибыли без семей и не заводили хозяйство.
Сначала чеченских казаков называли гребенскими от старого казачьего слова «гребень» – «гора»), а позднее переименовали в терских (по названию реки Терек, протекающей в этих краях).
К середине XVII века местное казацкое население стало оседлым. Казачья община звалась «войском» и управлялась выборным атаманом и войсковым кругом.
В казачьи городки на Тереке постепенно стекались беглые крепостные крестьяне и посадские люди из Центральной России, Поволжья, Украины. Были среди пришлых и черкесы, кабардинцы, чеченцы, кумыки, грузины, армяне, которые по тем или иным причинам вынуждены были покинуть родные места. Среди них было много и христиан, так как до принятия ислама горские народы активно исповедовали языческие и христианские культы.
Многонациональный состав казачьих станиц, а также их соседство с горскими аулами способствовали заимствованию многих обычаев и культурно-бытовых традиций.
Занятия
Так же, как и горцы, в частности, их ближайшие соседи чеченцы, казаки занимались земледелием и скотоводством. Также вместе с чеченцами и ингушами они охраняли рубежи русского государства и строили военные укрепления.
Казаки, подобно чеченцам, проводили состязания по джигитовке, во время которых упражнялись в смелости, находчивости и искусстве верховой езды. А женщины-казачки, как и чеченки, занимались уходом за конями.
Домашний быт терских казаков также складывался под влиянием соседей-горцев. Так, они часто строили сакли по типу чеченских. Внутреннее устройство казачьих жилищ мало отличалось от горских. И те, и другие делились на две части. Схожим было и убранство комнат.
Лев Толстой, в молодости живший в этих краях, писал, что гребенские казаки «устраивают свои жилища по чеченскому обычаю».
Оружие
Традиционно в каждом казачьем жилище, как и в горском, имелся целый оружейный арсенал. Обычно под него отводилась одна из стен. На ней висели кобура для пистолета, револьвер, берданка или двустволка, несколько кинжалов, в том числе в кожаной или серебряной оправе, а также шашка с серебряными бляхами. Заказывали казаки все это, как правило, у чеченских мастеров-оружейников. В старинных казачьих песнях даже говорится о знаменитых атагинских клинках.
Одежда
Казачья одежда также мало отличалась от чеченской. Мужчины носили кавказские бурки, бешметы, папахи, башлыки, черкески. Непременно надевали кавказский пояс, а у поясов носили кинжалы и газыри (ружейные заряды) с наконечниками из серебра или другого металла. На ноги надевали сапоги, ноговицы, чувяки с обшитыми галуном или бархатом чулками. Одежда, как и у чеченцев, делилась на простую и праздничную.
Кухня
Музыка и танцы
Довольно быстро в жизнь терских казаков вошли горские музыкальные инструменты – зурна, свирель, пондур. А наурская лезгинка превратилась в казацкий национальный танец.
Общие гены
Разумеется, и казаки, и горцы нередко роднились между собой. Тем более казаки часто становились кунаками (побратимами) своих соседей. Казак мог взять в жены чеченку – сестру своего кунака. Поэтому и сегодня во многих терских казаках течет чеченская кровь.