Лучшее что нам дает история это возбуждаемый ею энтузиазм эссе
История – это.
Что есть история, как не басня, в которую договорились поверить.
Наполеон Бонапарт
Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков.
Бернард Шоу
История вынуждена повторяться, потому что никто ее не слушает.
Лоренс Питер
История очень мало знает таких самовластных вождей народов, которые были бы благодетелями.
Пьер Буаст
История человечества превращается в гонку между образованием и катастрофой.
Герберт Уэллс
История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.
Вольтер
К памяти предшественника будь справедлив и почтителен, ибо иначе этот долг наверняка отдадут ему после тебя.
Фрэнсис Бэкон
Легенда всегда берет верх над историей.
Сара Бернар
У каждой эпохи свои изъяны, которые прибавляются к изъянам более ранних эпох; именно это мы называем наследием человечества.
Генрих Гейне
Чем менеее история правдива, тем больше она доставляет удовольствия.
Фрэнсис Бэкон
Главное — захватить чужой город, а там уж историки обоснуют, почему это исконно наши земли.
Отто фон Бисмарк
Как сказал кто-то из классиков: «История была, есть и будет только служанкой идеологии». И действительно: стоит смениться идеологии, как меняется и история. Именно этот факт и породил известное изречение, что «в России не только будущее не предсказуемо, но и прошлое». Просто в России за столетие слишком часто менялась идеология. В отличие от некоторых европейских стран.
События — это пыль. (То есть события нужно помещать в широкий и длительный исторический контекст).
Известный французский историк Фернан Бродель
Эссе как форма творческой работы студента на уроках истории и обществознания
Автор: Евгений геннадьевич Кочуров
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
Эссе как форма творческой работы студента на уроках истории и обществознания
«Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира.»
Слово эссе ввёл французский философ XVI века Мишель Монтень. (В переводе с французского essai – «попытка, проба, очерк»). Главным предметом исследования Монтень сделал самого себя, а форма эссе зародилась как форма личного выражения.
Задачи совершенствования педагогического мастерства в проведении уроков по истории, обществознанию, подготовки студентов, а также решения задач воспитательного характера через учебный предмет привели к осознанию важности творческой работы студентов. Эссе по истории или обществознанию – это творческая работа малой формы, позволяющая раскрыть индивидуальность каждого студента.
Сочинение в жанре эссе по истории или обществознанию – явление для студентов да и для преподавателей – новое и перспективное: XXI век тяготеет к малым формам выражения своих мыслей и чувств.
Обществоведческое эссе является частью заданий ЕГЭ по обществознанию в общеобразовательной школе. Во многих ВУЗах в качестве вступительного экзамена предлагается обществознание. Эссе как творческая работа студентов наилучшим способом позволяет выявить индивидуальные способности студентов, умения применить знания, анализировать информацию, обобщать полученные сведения, раскрывает личностные качества.
Написать хорошее эссе нелегко. Известно, что, как и всякому делу, всякой учебной задаче – нужно научить. Уровень работ студентов (за редким исключением) очень невысок.
В защиту необходимости данной методики преподавания истории и обществознания надо сказать, что именно в эссе студент выражает своё мнение в отношении той или иной актуальной проблемы, подчас очень спорной и острой.
При написании эссе студенты должны, используя соответствующие понятия учебного курса и опираясь на знания, полученные при изучении учебной дисциплины, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, высказать своё суждение, привести нужные аргументы в обосновании своей точки зрения. В работах данного направления должна присутствовать выдержанная логическая линия, собственный взгляд должен быть подкреплён весомыми аргументами и фактами, работа должна содержать необходимые обобщения и выводы. Эссе позволяет студенту продемонстрировать уверенное знание учебного курса и владение ключевыми социальными компетентностями. Задания можно разрабатывать с точки зрения выявления интеллектуальных способностей. Приобщение к творческой деятельности формирует индивидуальность студентов, развивает способность самостоятельно и творчески решать поставленные обществом и самой жизнью вопросы.
Единой модели написания эссе нет. Система работы по формированию умений и навыков написания эссе в целом ещё не сложилась. Для преподавателей и студентов эта форма работы является новой. Однако есть определённые правила, которых надо придерживаться.
Эссе по истории и обществознанию — краткое творческое минисочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых истории и обществоведческих наук. Стиль эссе отличается образностью и широким использованием разговорной лексики. Сегодня при оценке исторических событий и общественных явлений нередко высказываются диаметрально противоположные взгляды и мнения, существует различная трактовка многих событий, фактов, теоретических положений. Поэтому важно научить студентов правильно выражать своё мнение. В эссе можно выражать нестандартные, парадоксальные даже, может быть, дерзкие мысли. Эти выводы могут быть абсолютно субъективными, так как стиль эссе рассчитан на то, чтобы автор выразил свою личность. Характерная особенность современного эссе-малые абзацы. В эссе часты вопросительные и восклицательные предложения, неполные и незавершённые высказывания с многоточием, которые создают ощущения размышления, разговора с самим собой и с оппонентом.
Задачей же преподавателя истории является научить оценивать, размышлять, выражать своё собственное отношение к историческим событиям, личностям, изучению истории
Признаки эссе как жанра:
1. Наличие конкретной темы или вопроса.
2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.
НО! Эссе по истории и обществознанию относят к группе «объективное эссе», где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.
2. Свободная композиция, возможность неожиданного перехода от одной темы к другой.
3. Непринужденность повествования, индивидуальная манера изложения.
4. Парадоксальность, новизна содержания, афористичность.
5. Внутреннее смысловое единство.
Алгоритм написания эссе
1. Внимательно познакомиться со всеми предложенными темами.
2. Обратить внимание к какой базовой науке относится каждая тема.
3. Определить смысл предложенных высказываний.
4. Выбрать то высказывание (тему), которое будет отвечать нескольким требованиям: интересно вам, вы понимаете смысл этого высказывания, по данной теме вам есть, что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.)
5. Осмыслить проблему в контексте базовых наук.
6. Сформулировать свое отношение к высказыванию. (ответить на вопросы «Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»)
7. Определить термины, понятия и обобщения, которые потребуются для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне.
8. Набросать аргументы «за» или «против» данного высказывания.
9. Для каждого аргумента отобрать факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают собственную позицию, и ответить на вопрос «Убедительны ли они?».
10. Подумать, какие литературные приемы можно использовать, чтобы сделать язык эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).
12. Придумать вступление к рассуждению. В нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать вопрос автору цитаты и т.д.
13. Изложить свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
14. Сформулировать общий вывод работы и, если необходимо, отредактировать ее.
Что может усилить и украсить эссе
1. Краткая информация об авторе высказываний
2. Имена его предшественников, последователей или научных противников.
3. Описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению.
Указание на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе. Жанр эссе позволяет студенту продемонстрировать свою эрудицию, знания, навыки и умения.
В эссе по истории и обществознанию студент должен продемонстрировать, что он:
1. знает основные термины, распознает их в различном контексте и правильно использует в письменной речи;
2. умеет сравнивать исторические события и социальные объекты, выявлять их отличия от всех других и сходства с родственными;
3. способен характеризовать исторические, социальные объекты и процессы, раскрывать свойственные им значимые признаки;
5. приводит собственные примеры, поясняет, аргументировано раскрывает теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;
6. дает оценку исторических и социальных объектов и процессов, высказывает суждения об их ценности, уровне или назначение.
Каждый вариант задания-эссе содержит шесть тем краткого письменного сочинения, которые сформулированы в виде проблемных (а часто и парадоксальных) суждений известных мыслителей. Каждая тема должна опираться на теоретические знания составляющих основу курса истории и обществознания.
Как оценивать работу.
При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:
1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
2) раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;
3) аргументация своей позиции с опорой на исторические факты, факты общественной жизни или собственный опыт.
Итак, из всего сказанного следует, что эссе как вид творческой работы является ценным инструментом измерения уровня подготовки студентов по истории и обществознанию, а также способно достигать целей и задач с способной решать сложные проблемы и находить ответы на вызовы времени. современной истории- воспитания самостоятельной творческой личности,
Высказывания и афоризмы об истории
История — это философия в примерах.
История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.
История не должна переступать пределов истины, и для честных поступков достаточно одной истины.
История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.
История пишется для установления строгой истины.
История — учительница жизни.
Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм.
Превосходные умы суть истинные герои истории.
Кто знает, что первый закон истории — бояться какой бы то ни было лжи, а затем не бояться какой бы то ни было правды?
На бескрайних просторах океана клеветы, зовущегося «историей», одна волна, даже большая, особого значения не имеет.
Высказывания и афоризмы по обществознанию
1. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».
2. «Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни».
3. «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию».
4. «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».
5. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся
6. «Деятельность — единственный путь к знанию».
Темы эссе по экономике
9. « Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать».
10. «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».
11. «Бизнес — искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию».
12. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться».
13. «Умеренность — это богатство бедняков, алчность — это бедность богачей».
14. «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться».
Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм.
Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм.
Россия будучи поистине великой страной хранит в себе неисчерпаемую информацию в виде истории и столь же неисчерпаемые богатства в виде спрятанных сокровищ. – от автора.
Каждый человек в своей жизни живя в своем родном городе, селе, деревне неоднократно слышал истории о спрятанных сокровищах и кладах. Будучи человеком романтичным как и большинство населения нашего земного шара, я с детства грезил походами, историей и всего что касается приключений. Еще учеником средних классов я с друзьями посещал краеведческий и туристические клубы, в поисках все тех же знаний и приключений. Благодаря своим учителям, кандидату исторических наук и моему тренеру по туризму (которые теперь к моему великому счастью являются моими камрадами) детство и юность проходили весело и главное продуктивно в смысле получения знаний, навыков и формированию настойчивого характера. В итоге, мы с моим другом и бывшим учителем купили мд на двоих.
Сразу оговорюсь, что мой край не был несметно богат ни на события (войны, бои местного масштаба, бунты), но все-таки были и события обойти которые просто нельзя. Вот к примеру то как помещики Воейковы владеющие маленькой деревенькой Каменка сделали фактически деревню районного масштаба. Но с этими людьми будет связана уже совсем другая легенда.
Не буду Вам описывать как много раз мы ездили на поиски, сколько раз возвращались несчем, сколько раз возникали мысли о том что весь этот поиск – пустая трата времени и сил, но по прошествию какой-то недели история и поиск вновь манили нас к себе и сердце снова наполнялось надеждой найти хотя бы несколько интересных вещей. Ну а теперь наверное самое время приступить к описанию того что называют легендой, а то я уже «заболтался» по поводу себя…
По прошествию 2-х лет нашего ХОББИ, возник вопрос и желание – найти наконец-то клад! Была зима и времени на составление плана действий было предостаточно. С малых лет, как себя помню, я бывал в деревне родственников по отцовской линии… Деревня была большой, веселой, но на данный момент из 50-ти домов обитаемыми оставались примерно 10. И тут я задался вопросом – А почему бы не прощупать почву под родными себе местами так сказать. Был выбран подходящий момент – гуляние по поводу дня рождения моего дяди (опять таки по отцовской линии) где я как бы невзначай спросил, а что известно по поводу деревни Х, в которой росли мои родственники? И каково же было моё удивление, сколько же всего могут рассказать люди которые еще не являются старожилами, а так сказать еще молодые. Перечислю наиболее интересные истории рассказанные людьми:
1. На месте где стоит дом моих бабушек и дедушек ранее стояла церковь, или по крайнем мере рядом. ( В дальнейшем при изучении материала как оказалось не одна, первая обветшала (построена была в 1800, закончила свое существование в 1905 деревянная), вместо нее была построена новая (1905-также деревянная). В этой самой беседе была упомянута «получумная соседка» (по рассказам моего отца), так вот она всегда кричала что они жили на месте попов, которые в революцию якобы схоронили богатство. Даже якобы НКВД-ки искали что-то, но ничего не нашли (Этот факт пока ничем не доказан, ищу в архивах) ВОТ ОНО. (Подумалось мне). О каком богатстве идет речь в денежном или культурном эквиваленте сказать не могу.
2. На месте копания огородов каждый год было найдено уйма мелких монет, при этом все как один говорили что монет было чуть ли не банками.
3. Были даже такие истории что не только на месте дома моих родственников находили множество монет, была к примеру уже в советские времена водонапорная башня, так вот там каждую весну вымывало много чего интересного, в основном монеты.
4. И наконец, при копке фундамента погреба в сарае, моим, уже покойным двоюродным дедом, был найден большой серебряный рубль. Это факт о котором рассказали мне все собравшиеся тогда родственники, но идентифицировать что это был за рубль теперь не представляется возможным, рубль был потерян также как и нашелся, а мои родственники были тогда еще детьми и не придали этому большого значения. Но судя по размерам которые указали это был либо рубль Петра, либо рубль Екатерины. Уж очень большого размера он был по сравнению с Николаевским или ближайшими царями, по описанию.
Итак, начнем все по порядку… Встретившись со своими камрадами я рассказал все то что услышал. Особого интузиазма от моей истории я не увидел не в одном из моих «сенсэев». Но разведку зимой в виде исторической справки я все же воссоздал.
Деревня Старая Есинеевка русская деревня Каменского сельсовета, в 4 км к от него.. Поселена между 1725 и 1745 годами крестьянами. В 1880 году построена деревянная церковь во имя Сретенья Господня. Перед отменой крепостного права с. Сретенское, показано за помещицей Авдотьей Осиповной Штерн, у нее 136 ревизских душ крестьян, 34 тягла на оброке (платили в тягла по 6 рублей 18 коп. в год), 39 дворов на 30 десятинах усадебной земли, у крестьян 130 дес. пашни, 70 дес. сенокоса, у помещицы 65 дес. удобной полевой земли.
При всем при этом у моих коллег по хобби таки не было никакого желания работать по данному направлению. А у меня просто душу разрывало – как хотелось все больше и больше узнать о истории деревни. Так как ВГ имел полный доступ к архивам края, я попросил его выписать по возможности данные касающиеся моей семьи, событий и влиятельных людей той деревни, дав небольшие наметки от своих родственников. По рассказам моего дяди и отца я понял что мои родственники появились в данной деревни годах эдак в 40-х, дом был перевезен (дом который стоит поныне) из деревни этой же губернии, но как мне сказали на данном месте тогда уже ничего не было, т.е. построек и т.д. Была школа. Находилась в 30 метрах от теперешнего дома, в последствии которая стала ДК для местной молодежи, которую я помнил еще будучи ребенком. Эх, весело было в те времена. Ну да ладно, не буду отвлекаться. Итак, дом был отделен посадками кустарника серени, которая к сегодняшнему моменту могла и просто разрастись. Я все веду к тому что расстояние от дома до школы ранее могло быть и абсолютно пустынно. А вместо ДК и школы и была – та самая ЦЕРКОВЬ (Был даже найден кусочек внутренней отделки, скорее всего лепнина). Итак, некоторые факты можно сказать сходятся. К моей большой радости, ВГ удалось найти немного по ревизским книгам и из дел о репрессированых, но это хоть немного проливает свет на то кто был последним из священников в деревне – Поляков Николай Иоаннович (31.01.1878)
Уроженец г.Пензы. Происходил из семьи коллежского регистратора, который занимал должность казначея в Пензенской духовной семинарии. Окончил Пензенскую духовную семинарию. Службу в сане священника начал в селе Старая Есинеевка Нижнеломовского уезда с 21.03.1903 года. Состоял законоучителем Воейковского железнодорожного училища с 16.03.1910 года. С 10.10.1914 года был законоучителем Есинеевского начального земского училища. Ориентировочно в 1915 году был переведен в село Белынь Чембарского уезда. В 1921 году был перемещен в село Малая Ижмора. В 1927 году, по состоянию здоровья и благословению церковного начальства, переехал с семьей в село Головинщино Нижнеломовского уезда. 04.12.1930 года был арестован в селе. Осужден постановлением «тройки» при ПП ОГПУ Средневолжского края от 13.01.1931 года и приговорен к 10 годам заключения в концлагере. Сослан был в Марийский автономный округ без права переписки. Из-за сильных обморожений, полученных при лесозаготовках, отпущен в Пензу в 1934 году. Вскоре, по собственному прошению и архиерейскому благословению, начал опять служить в церкви Старая Есинеевка. К этому времени церковь была закрыта, но зданием цела. Ее открыли и с помощью верующих привели в надлежащий вид. 21.06.1934 года священник скончался. Был похоронен в церковной ограде. Родственники священника до сих пор проживают в Пензе и Нижнем Новгороде. (Прим-действительный факт существования записей связанных с данным человеком.)
Сам по себе факт что человек был, из семьи казначея духовной семинарии, то что во время его проживания в селе дважды была по сути выстроена церковь, по-моему может говорить о том что деньги водились. И то что к концу своей жизни он отправился снова в Есинеевку наводит на мысль что там что-то его туда притягивало.
Есть и еще один факт того что легенда имеет под собой какие-то основания. Мой прадед, а точнее троюродный дед всю свою жизнь искал клад. Именно тот клад, так называемый «КЛАД ПОПАДЬИ». Но искал он его под большими валунами, разбросанными вокруг остатков школы – сегодняшние остатки ДК. Найден клад им не был, но откуда у человека созрел такой план? Значит были какие-то предпосылки? А ведь он работал еще в той самой деревенской школе, историком. В дальнейшем «дачник», который разработал огород в местности чуть ниже той где находилась церковь, валуны сдвинул, по всей видимости тоже слышал эту историю, но про то что он что-либо нашел – никому не известно.
Теперь пришла пора поразмыслить над теми сведениями которые мне достались со слов родственников и от данных ВГ и подвести промежуточные итоги.
Факт того что клад вполне реален остается фактом. То что его еще никто не нашел – еще не означает что его нет. Вполне возможно что он зарыт поглубже чем ищет МД. Довод №1 Есть такая странная закономерность, что участок в 20*20 вокруг дома каждый год дает свою осадку, как будто земля куда-то каждый год осыпается. Был даже случай когда мои дядьки и отец (их в семье было 3-е братьев) увидив в земле возле дома ращелину, взяли лопаты и начали копать, причем главным стимулом того что они стали копать – это то что из этой земли на поверхность стали вылазить желтые муравьи. Значит жизнь под землей есть. Но прокопав тогда полтора метра они бросили эту затею. Довод №2 Копая из года в год на огороде я то и дело натыкаюсь на обломки обгоревшей древесины. Просто вытаскиваю ее из земли. А однажды вытащил такую вот дощечку с прилипшей к ней полушкой. Вопрос откуда столько горелого? Либо на этом месте или совсем рядом находившаяся на этом месте постройка сгорела или была ссожена, что тоже допустимо так как при перевозе сюда дома – здесь не было ничего… Довод №3 Каждый год, из года в год, сколько бы мой отец не вскапывал раз огород – монетки лезут из земли. 2 года я копаю там с МД и ни года нет чтобы не была найдена хотя бы 1 монетка. Вопрос – откуда они лезут? Вот примерный план местности. Может кто что предложит как, где и чем искать…
1-Найден рубль в 80-х годах при раскопках погреба, на глубине 1.5 метров.
11-13 Найдены монеты на месте развалин церкви-ДК (Советы). Предположительно потеряны посетителями ДК, которых в советские времена было много.
Огород № 1 был наиболее богат на наличие монет.
Уже 3 года я занимаюсь данной местностью, но меня все так же манит это место, и все также моя интуиция чувствует что есть он – «КЛАД ПОПАДЬИ». Правда это или нет, возможно со временем и выяснится. А пока я буду искать каких-либо исторических доказательств. Веду также переписку с потомками, которых удалось найти в бескрайних просторах интернета. А пока я постараюсь порадовать Вас новым рассказом о легенде нашего края, которых еще «Вагон и целая тележка». Ну а если я что неправильно или некрасиво описал – извиняюсь, писательское дело для меня в новинку. Всем удачного копа.
«Лучшее, что нам дает история,— это возбуждаемый ею энтузиазм». Иоганн Гёте
Около года назад началась эпопея передачи здания, где располагался раньше отдел приставов, Колосовскому историко-краеведческому музею, остро нуждающемуся в расширении площадей. Помещения в историческом здании требуют большого и затратного ремонта. Пока здание находится в состоянии передачи имущества от одного лица другому, составляются, правда, со скрипом, сметы на ремонтные работы. Почему так важно передать здание именно музею, какую историческую ценность оно несет для района – об этом в интервью рассказала сотрудник музея Е.С. Патрахина
-Елена Станиславовна, известно, что в начале ХХ века в этом здании находился маслозавод колосовского купца Касацкого. Напомните, пожалуйста, читателям историю этого ремесла.
— В далеком 1868 году впервые появилось сибирское сливочное масло. Оно было представлено на Нижегородской ярмарке. А в 1896 году стало экспортироваться за границу. В 1904 году вывозили уже свыше двух миллионов пудов ароматного масла. (Пуд равен 16,38 кг). Российская империя имела с сибирского масла большие прибыли — в 1913 году 60 миллионов рублей.
Постепенно, год за годом, масло улучшало свой вкус и аромат. А вкус старинного сибирского масла был неповторимым — свежим и чистым! Его можно было хранить до полугода в неизменном виде.
Признание импортерами высокого качества сибирского масла привело к введению маркировки экспортных сортов. Оно стало украшаться эмблемой «Белый лебедь». Сорт масла изобрел С.М. Кочергин, профессор Омской молочной школы.
— А в нашем крае где зародилось маслоделие?
— В Сибирском крае Тобольской губернии по развитию маслоделия в те времена первенствовали Тарский и Тюкалинский уезды. Первый частный в этих местах маслозавод был открыт в 1897 году. Возможно, это был маслозавод нашего земляка, первого предпринимателя села Колосовки А.К. Касацкого.
— Это подтверждают какие-то документы?
— По документу, хранящемуся в Тобольском филиале госархива Тюменской области «Сведения о положении маслоделия в 1913 году», ф.и.о. частного владельца завода, открытого в 1897 году, было Касацкий Александр Климентьевич. У него было 5 сепараторов с ручным приводом. Количество получаемого масла в 1913 году — 2160 пудов. Имелось 5 рабочих, получавших по 25, 20 и 16 рублей в месяц. Производимое масло сбывалось в город Омск по 13 рулей 25 копеек, 13 рублей 50 копеек и по14 рублей 25 копеек. Место, где был установлен частный завод – село Нижне-Колосовское.
— Здание сохранилось той же площади?
— Площадь маслозавода была гораздо меньше (165 кв.м), чем в ныне существующем историческом здании (270 кв.м). Уже в послеревоционное, советское время, к правой стороне здания было пристроено около 50 кв. м, и с левой стороны здание дополнил изолятор для заключенных площадью около 55 кв.м. В какие годы это произошло, наверное, уже не скажет никто.
— Чем ценно это здание для музея и для района в целом?
— Это здание — последнее из сохранившихся в Колосовке домов Касацких, оно сейчас передано в безвозмездное пользование администрации Колосовского района. Но к переезду туда историко-краеведческого музея, не имеющего вот уже 24 года своего постоянного места под солнцем, препятствует ряд причин.
— Часть здания (130 кв.м) в течение 9 лет фактически не использовалась и, соответственно, нуждается в серьезном ремонте. На этих квадратных метрах площади необходимо провести электропроводку, охранно-пожарную сигнализацию, отопление. Необходимо обеспечить расширение дверных проемов до 1 м, разобрать часть перегородок и стен для обустройства музейных залов, заменить часть старых окон. И, в первую очередь, возвести вместо прохудившейся на изоляторе крыши (в левой части здания) новую.
На 140 кв.м, где находилась служба судебных приставов, ремонт был произведен. Но чтобы разместить там музейные залы и места для фондохранилищ, эту площадь необходимо привести в соответствие с нормами и правилами пожарной безопасности, ведь музей предусматривает массовое посещение людей на мероприятия. Помещения должны быть безопасными для всех и удобными для людей с ограниченными возможностями.
— Когда планируется проведение ремонта?
— Сейчас идет оформление здания для передачи его в безвозмездную собственность. Когда оно будет снова принадлежать району, только тогда можно будет начать ремонт. Юристы ФССП по Омской области делают все, чтобы это произошло как можно быстрее.
— А на какие деньги будет произведен ремонт?
— Главная беда в том, что средства на реконструкцию здания не были предусмотрены и заложены в районный бюджет, а бюджет до 2020 года уже принят. Важно найти деньги для ремонта, а это довольно приличные суммы. Может быть, откликнутся местные меценаты, понимающие важность сохранения этого здания, и хотя бы частично поучаствуют в этом благородном и нужном деле по сохранению исторического памятника. Ведь и так разрушено все.
— Какие возможности получит музей, переехав в это здание?
— В майских указах нашего президента В.В. Путина в области культуры есть направление, которому следует уделить отдельное внимание — это создание музейных комплексов. Подобным музейным комплексом может стать и наше здание бывшего маслозавода Касацкого, на его территории можно будет разместить музей под открытым небом и мастерскую ремесел, направленную на возрождение давно забытых старинных промыслов. Здесь могут проходить и различные народные праздники, и фестивали, не только районные, возможно, привлечение гостей из других районов области.
— А есть что показать колосовцам и гостям района?
— Есть что показать, и есть чем гордиться. Но в других районах такая работа ведется активно. За примерами не нужно далеко ездить. Соседние с нами районы: Тюкалинский, Тарский, Большеуковский живут полной, насыщенной культурной жизнью и делают все возможное для сохранения культурных ценностей, выигрывают гранты. В Тюкалинском районе сохранено 29 исторических зданий. Из бюджета района выделено более 3 миллионов рублей на обустройство музейных площадей в зданиях военной казармы и приходского двухклассного училища, общей площадью более 1000 кв.м. Руководство района делает все, чтобы сохранить наследие прошлого и сделать Тюкалинск одним из главных туристических мест Омской области.
В Тарском районе к историческому зданию музея присоединена дополнительная площадь соседнего одноэтажного строения в 300 кв.м, значит, там появятся новые музейные залы и экспозиции.
В Большеуковском районе в течение 13 лет музей находился в маленьком здании, и 8 лет добивались, чтобы отдали под музей здание бывшего банно-прачечного комбината площадью 800 кв.м. Сейчас это один из интереснейших музеев области — историко-культурный музей-заповедник «Московско-Сибирский тракт». Музей живет и работает во многом благодаря грантовой поддержке.
— А у нас пока неизвестно, будут ли перемены к лучшему. Придет ли осознание перемен? Не будет ли слишком поздно? Вдруг победит меркантильность и равнодушие? Мы и так уже наплевали на прошлое…
Когда маленькая часть людского сообщества, всего один или два человека, пытается что-то сделать для сохранения общей памяти, поддержите их, не оставайтесь в стороне, пусть это станет вашей активной жизненной позицией.
— Пока здание еще не принадлежит музею, но вы активно ведете работу по очистке территории вокруг него. Вам кто-нибудь помогает?
— Хотелось бы, чтобы люди не проходили мимо и приходили на субботники, поучаствовали в уборке территории исторического здания бывшего маслозавода. Очередной субботник планируется провести в пятницу, 14 сентября, в 15.00 ч.
— Спасибо за интервью. Журналисты «Нв» поддерживают ваши начинания. Мы обратимся к колосовцам через соцсети с призывом поучаствовать в субботниках и расскажем об этом в «Нв».