Люди считают себя патриотами потому что
Патриотизм
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику. [1] [2]
Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.
Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. [3] [4] [5] По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают. [4] [6] [7]
Содержание
Виды патриотизма
Патриотизм может проявляться в следующих формах:
Патриотизм в истории
Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада», «Италия»); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма.
В Римской империи патриотизм существовал в виде местного «полисного» патриотизма и имперского патриотизма. Полисный патриотизм поддерживался различными местными религиозными культами. Римские императоры в целях сплочения населения империи под руководством Рима предпринимали попытки формирования общеимперских культов, некоторые из них были основаны на обожествлении императора.
Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма.
Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству.
Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.
В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время.
Отвержение патриотизма универсалистской этикой
Патриотизм отвергается универсалистской этикой, полагающей, что человек в одинаковой мере связан нравственными узами со всем человечеством без изъятия. Эта критика началась ещё философами Древней Греции (киники, стоики — в частности, киник Диоген первым описал себя как космополитa, то есть «гражданина мира» [10] ).
Патриотизм и христианская традиция
Раннее христианство
Современные христианские авторы о патриотизме
По мнению патриарха Алексия II:
Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.
Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.
Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.
И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.
— Алексий II. Интервью газете «Труд» [14]
Современная критика патриотизма
В новое время, Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму.
— Л. Толстой. Патриотизм или Мир? [17]
Идеи синтеза патриотизма и космополитизма
Что такое патриотизм и почему он нужен прежде всего нам самим
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. По мнению ученых, любовь к Родине заложена в человеке на генетическом уровне.
Древние люди знали, что шансы на выживание в дикой среде максимально повышаются только в группе. Объединяясь, они боролись за свою территорию и имущество, защищали друг друга от представителей других племен.
Поэтому отвечая на вопрос «что такое патриотизм», можно коротко ответить: «Это позитивные эмоции в отношении своей страны, основанные на инстинкте самосохранения».
Патриотизм — это нравственное убеждение
В переводе с древнегреческого языка («patria») буквально означает «отечество».
Патриотизм — это нравственное убеждение, в основе которого лежит любовь к своей стране, ее традициям, истории и культурным ценностям. Желание быть гражданином своего государства, носителем его языка. Стремление защищать интересы своего народа, часто жертвуя своими.
Для патриотизма характерны следующие черты:
К слову о том, кто такой патриот. Происходит оно от греческого «patriotes», что в переводе означает «земляк».
Психологи выяснили, что максимально чувство патриотизма присутствует у человека в возрасте 8-18 лет. В это время он не обременен еще своей семьей и ответственностью за нее, взрослыми проблемами и трудностями, поэтому все свое честолюбие (что это такое?) направляет именно на любовь к стране.
Почему нас отговаривают быть патриотами?
Противоположностью патриота является космополит (продукт всеобщей глобализации общества) – это человек, верящий, что все люди братья, граждане мира, планеты. Таким образом, последние стирают любые отличия между странами и нациями, а заодно их исторические ценности и культуру, пропагандируя всенародное единство.
Патриотизм — это очень глубинное чувство, которое было свойственно сотням тысяч поколений наших предков. Оно одно из самых «настоящих» и самых потрясающих. Если вы его никогда не испытывали, то многое потеряли.
Таких чувств в жизни человека может быть совсем не много. Это как любовь — описать очень сложно, но те, кто ее испытал поймут и без слов. А те, кто испытать не способен обзовут это идиотизмом или еще чем-то таким (авось им от этого станет легче и не так обидно).
Патриотизм обладает одним очень важным качеством — он сплачивает. Как ни что другое. Делает общество монолитным. Это очень хорошо для страны, но очень плохо для ее антагонистов, которые в этом, естественно, не заинтересованы. Россия большая, и запад ее всегда боялся на подсознательном уровне.
В США патриотизм — это национальная идея. Они вывешивают флаги на своих домах и искренне гордятся страной (где больше всего в мире заключенных и бездомных от общего числа населения). Это хорошо для США. Но плохо то, что в других странах может происходить то же самое.
Допустить этого нельзя и поэтому «запад» продолжает «гадить» в мозг нашим детишкам (как это было и столетия назад), делая из них космополитов (нигилистов — только отрицающих, но ничего не предлагающих). Что примечательно, стоит это не дорого (коллаборационисты всегда довольствовались жалкими тридцатью серебренниками).
Борьба за умы идет не только на нашем поле, но и по всему миру. Чтобы сохранить гегемонию «запад» обязан не дать усилиться своим реальным или потенциальным противникам. На самом деле, их много (полмира). Так что мы не одиноки в этой борьбе (бьют не только по нам).
Запад обладает несоизмеримо большими информационными возможностями (хотя это, пожалуй, последнее их преимущество) и не отягощен моральными принципами, как мы (ведь наша сила в правде!).
Надо понимать, что идет информационная война и мы тут не в выигрышной позиции, но все равно обязательно победим. Потому что за нами правда, а в ней вся сила!
Не согласны? Тогда прочитайте эту оду патриотизму:
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья.
И тропинка и лесок,
В поле каждый колосок.
Солнце, небо голубое —
Это всё моё, родное!
Это — Родина моя!
Всех люблю на свете я!
Лично я хочу быть патриотом именно из чувства противоречия. Так бы я может быть и «прошел мимо», но когда так нагло и грубо пытаются направить «в нужную сторону» и не дают мне морального права быть патриотом только потому, что это удел высшей касты (особенной нации, как говорил их бывший) — я «встаю на дыбы».
Зря они так. Я ведь не один такой. Такая у нас особенность — инстинктивно противостоять давлению извне. Наверное, именно поэтому мы и выжили при всех попытках нас удушить на протяжении тысячелетий.
Любить свою страну — это так же естественно и понятно, как любить свою семью (мать, жену, детей). Все то же самое, только в большем масштабе. И это право человека нужно уважать и не покушаться. Оно есть у всех, а не только у жителей избранных стран.
Виды патриотизма
В разные времена данное понятие наделяли разным смыслом, в связи с чем появились разные виды патриотизма:
Зачем он нам?
Однако, на инстинкт, как на елочку, нанизывается еще пара веток:
Проблема нездорового патриотизма
Это есть парадокс (палка о двух концах). Ведь убийство не может оцениваться, как хороший поступок. Этические нормы запрещают лишать жизни человека, кем бы он ни был. Но если приписать сюда патриотические намерения, то антиморальное действие приобретает налет духовности. «Патриотизм – последнее прибежище негодяя» С. Джексон.
Всегда били пацифисты и те, кто за все хорошее против всего плохого. Проблема в том, что мир пока несовершенен и «сферический конь в вакуме» не прокатывает. Войны не прекращаются и всегда приходится выбирать чью-то сторону.
Сейчас у людей появляется иллюзия, что можно быть гражданином мира, не принимать ничью сторону, быть над схваткой. Но это не так. Как раз сейчас идет ломка старого миропорядка и самое безопасное — это выбрать сторону, иначе можно попасть в жернова.
Важно отметить еще один минус нездорового патриотизма: очень часто он принимает крайние формы и порождает негативные последствия. Речь идет о двух явлениях:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (11)
Вы пацифист, видимо. Это дело хорошее, но применимо только к очень далекому будущему(если человечество вообще способно искоренить агрессивность), а сейчас это равносильно неадекватности.
Вы пацифист, видимо. Это дело хорошее, но применимо только к очень далекому будущему(если человечество вообще способно искоренить агрессивность), а сейчас это равносильно неадекватности.
А являются ли патриотами, конкретно России, граждане имеющие двойное,а то и тройное гражданство? Являются ли патриотами финансовые магнаты приватизировавшие все в России, но постоянно проживающие со всей своей семьей за границей?
Иван: граждане с двойным (тройным) гражданством не будут являться не только патриотами, но и даже теми, кто пытается таковыми казаться (чиновниками и госслужащими). Вы не в курсе? Принят закон. Под патриотов уже закосить не получится. Вы расстроены? Мужайтесь, для Вас наступают тяжелые времена (зрада).
Патриот — это не обязанность, а состояние души. От материального положения оно не зависит. К тому же, наша нищета и Ваша (страны на букву У.) даже не сравнимы.
Владимир Владимирович один из немногих мировых руководителей, кто является национальным лидером, а не шестеркой Запада. Поверьте, что в истории он будет стоять наравне с Петром Первым и Владимиром Мономахом.
И мне Вас уже жаль. Испытать чувство патриотизма — это как испытать любовь. Если не любили, то не поймете, как это прекрасно. И будете всячески порицать это чувство и глумиться над ним (из зависти).
Патриотизм — это здоровая форма национализма, которая благоприятна для нормального функционирования государства и необходима ему.
Другой момент — в настоящее время само понятие «Патриотизм» во многих государствах атрофировалось точно по той же схеме, что и религиозные течения. То есть — избирательно используются манипуляторами для того, чтобы оболванивать население страны.
Важно понимать, что патриотизм, это любовь к своему народу и земле, которая, тем не менее, не должна перерождаться в ненависть или пренебрежение к людям из других стран. Особенно если эти чувства совершенно безосновательны или основаны на ложных постулатах. А, указанные жертвы и подвиги должны быть соразмерны с заботой государства о собственных гражданах.
Правильно написано, патриотизм бодрствует в голове до 18 лет, дальше человек начинает умнеть и к нему неизбежно приходит понимание, что к чему.
Патриотизм разъединяет человечество, потому патриотизм должен быть низвергнут со своего пьедестала и отправлен на свалку истории.
Можно ли назвать патриотизм важным явлением в нашей жизни, если даже само это слово заимствовано из другого языка?
Олег: еще человечество разъединяют два пола, семья, страна, национальность. Именно их изничтожает Запад (пока только на своей территории), чтобы оторвать людей от корней и сделать их легкоуправляемыми. И да, в этой модели патриот — злейшее из зол (почти такое же чудовище как натурал с белого цвета кожей).
Считаете ли вы себя патриотом?
Алексей Беляков, журналист, писатель
Сейчас я нахожусь в Англии, в глубинке. Как-то гуляли с подругой по окрестностям, я увидел березку. Говорю: «Надо бы обнять». (Типа пошутил.) Потом смотрю — рядом еще одна березка. Подальше — еще одна. Потом еще. Не наобнимаешься.
Это я к чему? Мой патриотизм не имеет привязки к местности. Да, я совершенно русский, и я дикий, скажем, фанат русской литературы или русского авангарда. Но это вещи надземные. Чайковский писал музыку для «Евгения Онегина» в Сан-Ремо. Великий шахматист Александр Алехин мог бухать по-русски где угодно. Тургенев не вылезал из Европы, умер близ Парижа.
Россия — она вообще там, где хочешь. Особенно сейчас. Просто любовь к родине у нас пытаются смонтировать из ржавого остова Т-34 и ветхого креста, на который прикрутили звезду колючей проволокой. Туповатая инсталляция, честно говоря. Но на это я могу и не смотреть. У меня другая страна. Россия, к счастью, очень большая. Во всех измерениях.
Сергей Мурашов, инженер, специалист по международным перевозкам
На мой взгляд, это достаточно простой вопрос, на который я отчасти ответил в комментарии к посту Ольги Усковой. Добавить хочу вот что: патриот — это все же не тот, кому милее всех прочих именно свои березки. Земля прекрасна, и на ней все еще есть удивительные по красоте места, и у нас, и не у нас, и, более-менее посмотрев мир, трудно заставить себя не восхищаться всем тем, чему не повезло оказаться в пределах Родины.
Патриот — не тот, кто клеймит зарубежных врагов, и не тот, кто ругает покинувших Россию. В наше время естественно считать домом всю Землю, и выбирать для жизни те ее уголки, где тебе удобнее — по эстетическим, финансовым, мировоззренческим или иным соображениям.
Патриот стремится создать лучшие условия для тех, кого считает своими соотечественниками, и не за счет остальных, не ущемляя «чужих», чтобы сделать лучше «своим». Такой «патриотизм» за чужой счет непременно ударит по тем, кому «патриоты» пытались сделать лучше — история полна таких примеров.
Патриотизм, который не разжигает вражды, прекрасен. Когда-то, надеюсь, патриотизм станут понимать еще шире — в планетарном масштабе, так как только тогда от него будет максимальная польза. То же, что часто понимают под «патриотизмом» у нас в России, — это путаница Отечества с «его превосходительством», лучше классика не скажешь. Это не патриотизм, а фейк, призванный обслуживать интересы властей и правящих элит.
Лиза Питеркина, мотивационный оратор, писатель
Почитала Википедию. «Патриоти́зм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради нее». С первой частью согласна. Патриотизм — это любовь, а любовь — это чувство. Как популяризатор психологии я часто говорю, что чувства не нуждаются в доказательствах. И действия далеко не всегда бывают доказательством чувств. Можно служить в армии из каких-то личных соображений, но при этом родину не любить. А можно родину любить и отказаться от службы в армии. Любовь — это переживание, то, что происходит внутри человека, а не снаружи. Я чувствую, что люблю — и все! Огромное число эмигрантов любили родину гораздо больше тех, кто остался. Что касается готовности пойти на жертву ради любви, хоть по отношению к человеку, хоть к родине, для меня это некорректная, даже токсичная формулировка. Хотя я допускаю ситуации, в которых личные психологические границы предполагают выбор в пользу родины, а не в пользу своей собственной жизни. Тут что-то про треугольник Карпмана: Жертва, Преследователь, Спасатель. Часто такими героями становятся созависимые спасатели, люди с эмоциональными травмами. Я не хочу никого спасать, если меня не просят, и жертвовать собой не хочу, но я бесконечно, космически люблю Россию здоровой зрелой любовью.
Самое трудное на свете — это любить без взаимности. Без условий. Это собачья любовь. Кошка же позволяет себя любить. Сегодняшний патриотизм выглядит так: кошки требуют от собак, чтобы те любили хозяина, которому они ссут в тапки. Короче говоря, полная шизофрения с точки зрения самого хозяина-человека.
Анна Быстрова, дизайнер, лектор по истории и философии моды
Что такое патриотизм и какой патриотизм правильный. Вопрос вроде бы простой, но весьма неоднозначный, особенно в наше волатильное время. Честно сказать, я и сама себя об этом спрашивала — патриотка ли я. И ответ — нет, ибо мои чувства можно описать известной фразой: я люблю свою страну и ненавижу государство. На мой взгляд, одна из важнейших характеристик патриотизма — это гордость. Гордость за свою Родину и за принадлежность к ней, гордость быть гражданином своей страны. К сожалению, я не могу этого делать — гордиться, напротив, мне стыдно. Стыдно за свое бандитское правительство, стыдно за народ, который с ним мирится. Стыдно за себя — за свой страх сказать во весь голос все, что я об этом думаю, ибо с легкостью прилетит статья — за неуважение к власти. Я и гражданином-то себя не чувствую: что это за гражданство такое, коль скоро исполняй свой долг, не исполняй — все равно от тебя ничего не зависит, и твой голос утонет в пучине фейковых «за». Любовь к Родине (читай, патриотизм) — это не только любовь к родному пепелищу, отеческим гробам и прочим березкам. Любовь — это глагол, это то, что происходит здесь и сейчас. А сейчас происходит тотальная подмена понятий (усилиями того же государства) — насаждение ура-патриотизма, и это противно моей душе, в глубине которой я остаюсь русской.
Максим Саблин, кандидат социологических наук, юрист, автор романа «Крылатые качели»
Патриотизм в последние годы стал определяться как полное одобрение существующей государственной политики. Разделяешь ты решения высшей власти — значит, патриот, а нет — значит, враг. Но это называется «квасной патриотизм» или «ура-патриотизм». Хорошего от такого слепого верования мало, это ведет только к консервированию проблем (как и любое слепое верование).
Быть патриотом, на мой взгляд, — это значит любить свою страну, землю, историю, какой бы она ни была. Быть патриотом — это считать Россию своей Родиной, идентифицировать себя россиянином и в определенном смысле не давать Родину в обиду. Но любовь может проявляться по-разному. Критика проблем, критика власти и государственной политики, да вообще любая конструктивная критика — это тоже патриотизм, это желание сделать свою страну лучше.
Еще важный вопрос, который иногда ставят: патриоты ли те, кто уехал? Вот пример, будущие белые офицеры во время Первой мировой войны так же, как и будущие красные, защищали страну от немцев. Их нельзя обвинять в отсутствии патриотизма, но после 1918 года они были вынуждены уехать. Они перестали быть патриотами?
Да, чувство патриотизма и любви к стране так или иначе используют в своих целях различные политические силы, но это ничуть не значит, что значение слова от этого должно как-то меняться. Любовь к стране иррациональна, безусловна, а вот в каком направлении двигаться — это вопрос рационального выбора.
Я считаю себя патриотом.
Лариса Бабкина, владелица риелторского агентства
К сожалению, за последние годы много всего было сделано государственной пропагандой, чтобы скомпрометировать понятия «патриот» и «патриотизм». Тогда как быть патриотом своей большой и малой Родины совершенно естественно для человека.
На мой взгляд, правильный патриотизм — это любить места, где родился, вырос, живешь, радоваться, если в твоей стране каждому живется хорошо и комфортно, любить соотечественников, стараться привнести толику своего труда, чтобы жить стало еще лучше. Конечно же, гордиться настоящими успехами и достижениями страны, будь то новые научные открытия или честные победы спортсменов на международных соревнованиях, ходить в любом уголке необъятного мира с гордо поднятой головой за свой народ.
Можно уехать в чужую страну, но остаться настоящим патриотом, и наоборот, кричать с высоких трибун о своем патриотизме, но патриотом не быть. И да, я считаю себя патриотом в том смысле, который, по моему мнению, правильный.
Когда мы что-то любим, то, по меньшей мере, желаем этому всего доброго. Желание добра вообще невозможно без понимания, делающего это желание предметным. В полной мере сказанное касается и патриотизма. Разница в понимании и приводит к различиям в формах патриотизма. Причем настолько сильным, что множественные формы патриотизма становятся иногда взаимоисключающими. При этом общее у этих форм — и искренность, и пафосность, привнесенные силой любви, — часто направлено на взаимное уничтожение конкретных видов патриотизма.
Например, в начале XIX века раздробленная Германия представляла собой набор феодальных, то есть по меркам Европы, отсталых государств. В значительной мере немецкое искусство того времени и общественная мысль, осознавая эту архаичность, провозглашали следующее: мы, Германия, тоже Европа. Хотя тогда на фоне Англии, Нидерландов и Франции принадлежность немцев к Европе была совсем не очевидна. В этой манифестации была и боль за собственную отсталость, и стремление к развитию. Очень ярко это проявилось в принятии частью Германии армии Наполеона. Мало кто помнит, что свою знаменитую «Оду к радости» Бетховен (которую, говорят, пели и чилийские патриоты) написал в честь вступления Наполеона в Берлин. Тогда в Наполеоне видели освободителя, который принесет европейские идеалы и европейское право в феодальную страну. Желая своей родине добра, многие немцы искренне приветствовали Наполеона. То же самое можно сказать и о немецкой классической философии: мы тоже Европа, общая цивилизация, — звучало из каждого нового на тот момент серьезного текста.
Другой пример — патриотизм Сократа, ставившего универсальное стремление к истине выше других добродетелей, очень раздражал современников. Настолько сильно, что когда Сократа судили как раз за нелюбовь к отечеству, то до его выступления в суде судьи еще колебались в его виновности, но когда он искренне высказался («Апология Сократа»), его с большим перевесом голосов приговорили к смертной казни. Однако именно благодаря таким людям, как Сократ, мы до сих пор любим Античную Грецию, а его судей знаем только потому, что они его судили.
Обратимся к нашей истории. Все мы помним «Ленинградскую» Седьмую симфонию Шостаковича, — вещь, несомненно, патриотичную. Но мало кто знает, что Шостакович начал ее писать на следующий день после ареста его друга Мейерхольда в 1938 году, и тогда же, до войны, Шостакович написал самую известную и сильную тему этой симфонии. Против жестокого бесчеловечного насилия, растирающего человеческие жизни в пыль, только немецкого фашизма этот протест тогда не касался.
На мой взгляд, иные формы патриотизма носят инфантильный характер, и как любая неразумная любовь, приносят больше плохого, чем хорошего. Да, мы не можем сравняться с теми великими людьми, но любовь к Родине должна основываться на ответственном стремлении к истине, или лучше такой любви совсем не проявляться. Вряд ли можно написать на эту тему что-то более актуальное, чем сказанное Набоковым в победном 1944 году:
Каким бы полотном батальным ни являлась
советская сусальнейшая Русь,
какой бы жалостью душа ни наполнялась,
не поклонюсь, не примирюсь
со всею мерзостью, жестокостью и скукой
немого рабства — нет, о, нет,
еще я духом жив, еще не сыт разлукой,
увольте, я еще поэт.