Людовик 16 за что казнили
Кровавая казнь короля Людовика XVI
21 января революционеры казнили французского короля Людовика XVI (1754–1793). Республика исправно использовала гильотину на протяжении всей своей истории. Последний раз совсем недавно, в 1977 году.
Любая революция – это моря и океаны невинной крови. Человеческой крови, которая в историях всевозможных бунтов является адским топливом, способствующим жизнеспособности всех этих революций.
Жуткий культ Французской революции, многоголосно проговорённый и многотомно прописанный, почти не даёт возможности объективно разобраться в происходивших тогда событиях. В дальнейшем другие поколения революционеров пытались копировать французскую кальку в своих странах.
Революция 1917 года делалась по давно заученным шаблонам Французской революции 1789 года. Российские революционеры столь же много, как и французские, рассуждали о свободе человека, о социальном равенстве, о человеческом братстве. Но в реальной исторической действительности сотворили и в России, и во Франции тюремную несвободу для многих, классовую ненависть для целых слоёв общества и явились виновниками массовых кровавых братоубийств.
Как во Франции было взятие Бастилии (14 июля 1789 года), так у нас отражением его была Февральская революция. Восстание 10 августа 1792 года во Франции – в России стало называться Октябрьской революцией. И даже штурм дворца Тюильри отобразился в «штурме» нашего Зимнего дворца.
Старый порядок и положение французского короля
Король Людовик XVI был добрым католиком. По воспоминаниям людей, хорошо его знавших, он был честным человеком, при вступлении на престол желавшим французскому народу добра и процветания.
Став королём, он стремился искоренить злоупотребления во французском обществе и боролся со злом в меру своих сил.
Но когда мы говорим о дореволюционном старом порядке во Франции, то совсем немногие представляют себе реальное положение короля в тогдашнем французском обществе. Оно не имело ничего общего с полновластием.
Во Франции, на разных территориях, входивших в её состав, действовало более трёхсот несогласованных между собою гражданских кодексов. Такой порядок дел складывался веками, часто соседние города или селения управлялись по совершенно разным юридическим нормам. В границах французского королевства существовало 13 независимых парламентов, четыре верховных суда и десятки других счётных и налоговых палат, которые находились вне контроля государственного аппарата.
С этими местными традициями французская монархия боролась несколько веков. Поэтому когда французских королей обвиняют в абсолютизме – это, мягко говоря, не соответствует действительности. Всепоглощающий частный интерес – вот что владело различными частями французского королевства. И всякое наступление на этот частный интерес со стороны французской короны воспринимался яростно, в штыки.
Так что историки революции, списавшие все проблемы на счёт французских королей, просто выдумали не существовавший никогда французский абсолютизм. Он был им выгоден для их пропаганды.
Революция 1789 года и король
Французский король после революции оказался абсолютно бесправным. Его заставили присягнуть введённой конституции, но после «вторичной революции» 1792 года Людовика XVI арестовали и посадили в замок Тампль.
В замке вместе с королём томилась его семья: супруга Мария-Антуанетта, его сестра Елизавета Французская и его дети Мария Тереза и Людовик XVII. Кроме принцессы Марии Терезы все были жестоко замучены революцией.
Суд и казнь короля Людовика XVI
Революционный суд над Людовиком XVI проходил в парижском дворце Тюильри. Решение этого судилища было заранее предрешено. Как говорил Робеспьер: «Людовик должен умереть, чтобы жила республика».
Республике нужна была кровь короля и его семьи, чтобы жить. Кровь и республика мистически связаны. Без пролития крови революция слабнет и её силы иссякают. Настоящие революционеры всегда следят за тем, чтобы революция была бодра, а потому, не стесняясь, льют потоки человеческой крови.
Король Людовик XVI, узнав о неизбежном революционном приговоре, сказал:
Смерть меня не страшит, я уповаю на милосердие Божие.
Попрощался с семьёй и в утешение им произнёс:
Будем лучше благодарить Провидение, приведшее меня к концу страданий.
Преступное лишение жизни французского короля произошло 21 января 1793 года. Король сам взошёл на свой эшафот. Ему позволили сказать несколько последних слов. Людовик XVI с большим достоинством отверг все революционные обвинения, произнеся:
Я умираю невинным, я невиновен в преступлениях, в которых меня обвиняют. Говорю вам это с эшафота, готовясь предстать перед Богом. И прощаю всех, кто повинен в моей смерти.
Справедливость, возмездие за казнь невиновного пришла вместе с русскими войсками, в 1814 году, вступившими в Париж, к тому времени уже изрядно уставший от крови, пролитой революцией и последующими наполеоновскими войнами.
Этот день в истории: 1793 год — в Париже казнен король Людовик XVI
Людовик XVI (фр. Louis XVI) — король Франции из династии Бурбонов, сын дофина Людовика Фердинанда, наследовал своему деду Людовику XV в 1774 году. При нём после созыва Генеральных штатов в 1789 году началась Великая Французская революция. Людовик сначала принял конституцию 1791 года, отказался от абсолютизма и стал конституционным монархом, однако вскоре начал нерешительно противодействовать радикальным мерам революционеров и даже попытался бежать из страны.
Попытка побега не удалась — королевскую семью вернули в Париж. 14 сентября 1791 года Людовик принёс присягу новой конституции, но продолжал вести переговоры с эмигрантами и иностранными державами. Отказ короля санкционировать декрет против мятежных священников вызвал восстание 10 августа, закончившееся вторжением в королевский дворец Тюильри, что привело к окончательному низвержению монархии (21 сентября).
После свержения республиканские власти лишили Людовика XVI титула короля и дали ему фамилию Капет, по имени его предка Гуго Капета, основателя династии Капетингов (ветвью которой является династия Бурбонов). Людовик был заключён с семьёй в Тампль и обвинён в составлении заговора против свободы нации и в ряде покушений на безопасность государства.
11 декабря 1792 года начался суд над королём в Конвенте. Людовик держал себя с большим достоинством и активно защищался против возводимых на него обвинений, ссылаясь на права, данные ему конституцией. Вечером 16 января 1793 года началось голосование депутатов, вызываемых поимённо. Через 24 часа Людовик был приговорён к смертной казни большинством голосов: 387 против 334, при этом 26 голосов за смертную казнь были с оговоркой об отсрочке её исполнения. 18 января новым голосованием Конвента в отсрочке было отказано.
Людовик с большим спокойствием выслушал приговор и 21 января взошёл на эшафот. Его последними словами на эшафоте были: «Я умираю невинным, я невиновен в преступлениях, в которых меня обвиняют. Говорю вам это с эшафота, готовясь предстать перед Богом. И прощаю всех, кто повинен в моей смерти».
Жестокая революция и кровавая республика: Казнь Людовика XVI
В этот день французские революционеры казнили короля Людовика XVI (1754-1793). Французская республика на протяжении всей своей истории исправно использовала гильотину для своих кровавых целей. Последний раз во Франции гильотинировали при президенте Жискар д’Эстене, еврооптимисте и либерале, в 1977 году
В нашей демократически-республиканской традиции существует настоящий культ Французской революции 1789 года, сравнимый, быть может, только с интеллигентским культом декабристов.
Французская революция страшно идеологически мифологизирована нашими либерально-социалистическими политиканами и историками. Этот культ является как бы фундаментом, на котором воздвигнуто всё здание доморощенной борьбы с русской Монархией, начиная ещё с екатерининских и декабристских масонов и продолжаясь вплоть до наших дней.
У французской революции много общего с нашей революцией 1917 года: столь же много рассуждений о свободе, равенстве, братстве и столь же много тюремной несвободы, классовой ненависти и кровавых братоубийств. Собственно, её у нас готовили и проводили по отработанным шаблонам французской.
Во Франции был свой масонский февраль, начавшийся 14 июля 1789 года взятием Бастилии, свой октябрь — «вторая революция», восстание 10 августа 1792-го, и свой «штурм Зимнего дворца» — штурм дворца Тюильри.
Взятие Бастилии. Фото: www.globallookpress.com
Но было и существенное отличие. Во французской истории был ещё и военный переворот 18 брюмера (9 ноября) 1799 года, совершённый Наполеоном, возродивший хотя и узурпационное, но единоличное правление под названием французской Империи.
Положение французского короля при Старом порядке
Французский король Людовик XVI был хорошим католиком и добрым человеком. Король не любил распущенности нравов и, по воспоминаниям знавших его близко, был глубоко честным человеком, был прост в обращении с людьми, любил физические занятия, особенно слесарное дело. Вступая на престол, он хотел во имя искренней любви к французскому народу искоренить злоупотребления, накопившиеся в обществе.
Но французское общество конца XVIII века находилось не столько под властью короля, сколько под властью огромного количества частных интересов. Стоит только указать на тот факт, что одних гражданских кодексов обычного права во Франции Старого порядка действовало до трёхсот. Эти так называемые «кутюмы», как писал крупнейший русский специалист по этому времени, профессор П. Н. Ардашев (1865-1922):
Разнились не только между различными областями, но иногда между двумя соседними городами или селениями одной и той же области; мало того, различные кварталы одного и того же города или селения не всегда жили под одним и тем же юридическим режимом.
Французская Монархия уже несколько столетий боролась с этими местными, часто сепаратистскими и антигосударственными, традициями, родовыми аристократическими и третьесословными финансовыми интересами, но революция не дала завершить это эволюционное дело без пролития морей крови.
К тому же представление об абсолютности власти французских королей не имеет под собой практической исторической базы. Ко временам Людовика XVI существовало огромное число не подконтрольных короне суверенных судов, в их числе 13 парламентов, 4 верховных суда, 15 счётных и ещё 10 налоговых палат, которые не входили в центральный бюрократический аппарат и значительно ограничивали действия французской короны. Привилегии этих корпораций существовали уже несколько столетий, так что знаменитейшая фраза «Государство — это я», никогда в реальности не произносимая Людовиком XIV, не могла быть свойственна и для Людовика XVI.
Людовик XVI. Фото: www.globallookpress.com
Абсолютизм власти французских королей придуман целиком историками революции, стремившимися все проблемы Франции записать на счёт французских королей.
Положение французского короля после революции 1789 года
После революции власть Людовика XVI стала номинальной. В 1791 году его заставили присягнуть конституции, а в результате восстания 10 августа 1792 года он оказался арестованным и вместе с другими членами королевской семьи был посажен в замок Тампль.
Это помещение в замок короля очень символично. Тампль был основан Губертом, казначеем Ордена тамплиеров, а в 1312 году отобран у них французским королём Филиппом Красивым, и там содержался Жак де Моле, последний магистр Ордена тамплиеров, затем казнённый. Вряд ли такого рода символизм случаен для французских революционеров, многие из которых принадлежали к масонству. Больше это похоже на месть королевской семье — потомкам Филиппа Красивого.
Вместе с Людовиком XVI в замке содержались его супруга, королева Мария-Антуанетта (1755-1793), и принцесса Елизавета Французская, сестра Людовика XVI (1764-1794), обе были гильотинированы республикой. Кроме них в замке содержались дети короля: принцесса Мария Тереза (1778-1851), выкупленная после трёх лет и четырёх месяцев тюремных страданий австрийцами, и сын Людовика XVI, Людовик XVII (1785-1795), наследник престола, жизнь которого при республике была настоящим адом, от которого мальчик и скончался в заточении.
Мальчик и революция
Революция — это всегда страшная мерзость. Это всегда поступки, которые нельзя оправдать никакими человеческими слабостями. Да революция никогда и не искала оправданий. Она всегда нераскаянно инфернальна, глубоко лжива и нечеловечески жестока.
Луи-Шарль. Фото: www.globallookpress.com
Луи-Шарль, дофин Франции, рос добрым, волевым и умным мальчиком. В неполные пять лет он уже умел читать, а к семи годам разговаривал на итальянском и на латыни.
Он любил свою маму и собственноручно выращивал для неё красные розы. Когда же ему указали на то, что за него это может сделать садовник, четырёхлетний Луи-Шарль сказал поистине пророческую для себя фразу: «Только тернистые пути ведут к славе». И по-детски добавил: «А эти цветы для мамы. я хочу заслужить её поцелуй».
В семь лет он потерял отца, в восемь — мать. Но революции этого было мало. Якобинцы захотели насильно воспитать его санкюлотом, революционером. Они хотели сделать из него доносчика на своих родителей, требовали нужных показаний против матери.
Маленький мальчик сопротивлялся как мог. Требовал показать закон, по которому с ним могут поступать таким образом. В ответ, чтобы сломить детскую волю, его регулярно били, лишали сна и пищи, насильно опаивали алкоголем. Мало этого, его отдали в приёмную семью, где над ним издевались, желая сломить и его нравственность. Его революционный «приёмный отец» Симон признавался: «Мы приводили проституток в Тампль, чтобы развратить волчонка».
Сохранились воспоминания об этом «революционном воспитании». От Луи-Шарля требовали, чтобы он стал атеистом, заставляли петь революционные песни. Грозили гильотиной, доводя мальчика до обмороков.
«Повторяй, волчонок: «Наша республика вечна!»» — требовал Симон. «Нет ничего вечного. только Бог», — отвечал Луи-Шарль.
«Скажи-ка, если вандейцы посадят тебя королём, что ты сделаешь со мной?» — вопрошал революционный воспитатель. «Я тебя прощу», — говорил венценосный мальчик.
Не добившись многого, «революционных родителей» убрали из замка, а ребёнка оставили одного в камере. Бельё ему не меняли по полгода, повсюду были вши, нечистоты не убирались, окна камеры были закрыты наглухо. Но мальчик ничего не просил у своих тюремщиков.
Был момент, когда Робеспьер забрал его к себе в поместье, но вскоре вернул обратно в камеру. Некоторые исследователи считают, что Робеспьер хотел договориться о марионеточной монархии, желая стать регентом. Но, возможно, девятилетний мальчик нашёл в себе силы отказать революционному диктатору.
Содержание в таких условиях свело ребёнка в могилу. Тело его было покрыто опухолями, он болел туберкулёзом.
Поистине удивительны его слова перед смертью, о которых под присягой вспоминали его охранники: «Вы слышите музыку? Слышите? Как красиво. Среди всех прекрасных голосов я слышу, как поёт мама». Умирал настоящий мученик, слышавший при жизни райское пение.
Людовик XVI, революционный суд и казнь
Казнь короля. Фото: www.globallookpress.com
Но вернёмся к его отцу, Людовику XVI. Суд, решавший его судьбу, проходил в парижском дворце Тюильри.
У короля были адвокаты, но он и сам защищал себя, как говорят исследователи, с большим достоинством. Суд был настоящим фарсом, потому что революционеры ещё до суда приговорили его к смерти. Робеспьер так и говорил: «Людовик должен умереть, чтобы жила республика». Часть жирондистов пыталась отдать судьбу короля на решение народа. Но якобинцы не дали этого сделать и решили его судьбу простым голосованием. Большинство осудило короля на смертную казнь.
Узнав о решении Конвента, Людовик XVI произнёс: «Смерть меня не страшит, я уповаю на милосердие Божие». Простился с женой и сыном, говоря им: «Успокойтесь, друзья. Будем лучше благодарить Провидение, приведшее меня к концу страданий».
Казнь короля Людовика XVI состоялась 21 января 1793 года. Он сам взошёл на эшафот. И его последними словами были:
Я умираю невинным, я невиновен в преступлениях, в которых меня обвиняют. Говорю вам это с эшафота, готовясь предстать перед Богом. И прощаю всех, кто повинен в моей смерти.
Некоторые очевидцы свидетельствуют, что когда отсечённая голова короля упала в корзину гильотины, на помосте оказался человек в чёрном и, омочив свои руки в королевской крови, сказал толпе: «Жак де Моле! Ты отомщён!».
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Die Welt (Германия): казнь Людовика XVI и «отвратительная оргия» под гильотиной
В 1793 году французский король Людовик XVI был приговорен к смертной казни — как представитель «старого порядка» и предатель революции. А под эшафотом в этот момент начался народный праздник, в ходе которого люди устроили настоящую оргию.
На протяжении почти 1000 лет Францией правили короли. Некоторые из них, например, «король-солнце» Людовик XIV и его преемник Людовик XV, считались самыми могущественными повелителями Европы. Однако всего через 19 лет после смерти Людовика XV его внук и наследник взошел на эшафот на площади Революции (нынешней площади Согласия) в Париже, положил голову на плаху, а когда она полетела с его плеч, толпа внизу прокричала: «Да здравствует нация, да здравствует республика!»
Казнью Людовика XVI 21 января 1793 года Великая французская революция подвела черту под порядком, который большинство европейцев все еще считали дарованным им Богом, в том числе и потому, что не могли себе представить, какие у монархии могли быть альтернативы.
Людовик XVI (1754-1793) из династии Бурбонов сам облегчил задачу своим судьям: он растерял весь блеск, всю харизму своего деда Людовика XIV, который позволял себе самоуверенно утверждать: «Государство — это я». Неуклюжий, неразговорчивый и склонный к полноте Людовик XVI взошел на трон в 1774 году лишь благодаря смерти своего отца и старшего брата.
Тот факт, что его первая близость с жизнерадостной Марией-Антуанеттой из династии Габсбургов состоялась через семь лет брака, вызывал насмешки всего Версаля. Его терпение в отношении бесконечных эскапад и интрижек жены сильно вредило авторитету короны в обществе. И что было толку от того, что французская армия, будучи союзником восставших североамериканских колонистов, одержала блестящую победу над врагами-англичанами? Кто поблагодарил его за то, что он отменил политические казни и попытался начать реформы — слишком смелые, по мнению привилегированных сословий, и слишком робкие, на взгляд критиков?
В конце 1780-х годов государство обанкротилось, и Людовику XVI пришлось собрать Генеральные штаты, чтобы найти выход из финансового кризиса. По сути, тем самым он признал свою полную несостоятельность как монарха. За этим последовала революция, в ходе которой король проявил себя не просто «ведомым» — он оказался не в состоянии найти собственную роль. Вместо этого в 1791 году он предпринял совершенно бездарную попытку к бегству в Варенн, из-за чего окончательно растерял симпатии своих сторонников.
Перестав быть абсолютным и став конституционным монархом, он в итоге принес присягу на Конституции — и вступил в сговор с врагами Франции. Когда верховный главнокомандующий австрийских и прусских войск, герцог Карл Вильгельм Фердинанд Брауншвейгский в конце июля 1792 года пригрозил Парижу и его жителям «неслыханной во все времена местью», если с Людовиком или его семьей что-то случится, поднялось восстание. 10 августа в Париже начался штурм дворца Тюильри. Людовика и его близких схватили и отправили в крепость Тампль.
Когда в одном из сейфов в Тюильри были обнаружены документы, подтверждавшие связь Людовика с контрреволюционерами, процесс против него стал неизбежен. Национальный Конвент начал его против гражданина Луи Капета (потомка Гуго Капета, первого короля из династии Капетингов).
Контекст
Франсуа Олланд – новый Людовик XVI?
ABC: загадочная сексуальная проблема короля Франции Людовика XVI
Две революции: боец Дантон и краснобай Троцкий как типичные представители французских радикалов и российских большевиков
Этот Конвент, вообще-то бывший органом законодательной власти, получивший, однако, частично и власть исполнительную, стал отражением радикализации революции. Жирондисты, которые в прошлом законодательном Национальном собрании еще считались радикалами, так как выступали за упразднение монархии и войну против Европы, теперь стали «умеренными», которым противостояли практически равные им по силе монтаньяры (якобинцы и кордельеры), а между ними было так называемое «болото» (Plaines), поддерживавшее то одну, то другую сторону. Для жирондистов и монтаньяров процесс против Людовика стал настоящей борьбой за власть.
Для Максимилиана Робеспьера, возглавлявшего якобинцев, все было ясно: раз революция победила короля, она не могла допустить такой процесс против него, в ходе которого он мог бы быть оправдан — ведь это одновременно означало бы приговор самой революции: «Людовик должен умереть, потому что Отечество должно жить».
В условиях такого политического обострения у адвокатов Людовика со всеми их юридическими аргументами не было ни единого шанса. 14 января 1793 года начались решающие заседания. На голосование были вынесены вопросы вины, обращения к народу и меры наказания. На первый вопрос утвердительно ответили 673 из 718 депутатов. За обращение к народу высказались 423 из них, против — 286. За казнь Людовика из 721 депутата проголосовали 387, против — 334. Но поскольку 26 из проголосовавших «за» высказались за то, чтобы отложить казнь на более поздний срок, получилось, что перевес сторонников казни составил всего один голос. Когда 19 января состоялось голосование по поводу переноса казни, «против» высказались 383 члена Конвента, тогда как «за» были только 310.
Людовик воспринял весть о предстоящей казни спокойно. Его просьба еще раз увидеться со своими близкими без свидетелей и исповедаться перед священником, отказавшимся принести присягу революции, была удовлетворена. Впрочем, просьба позволить ему самому состричь себе волосы перед казнью была отклонена. 21 января 1793 года в 8:30 часов карета отправилась от Тампля на площадь Революции. Дорогу ей расчищали почти 80 тысяч вооруженных бойцов и бесчисленное множество зрителей.
Около 10:00 часов процессия прибыла к месту казни. «Вот это да! Я видел как внук Людовика XIV, еще недавно бывший самым могущественным из королей, стоял перед безжалостной толпой в рубашке, со связанными руками, словно преступник», — рассказывал кто-то из свидетелей тех событий.
«Народ! Я умираю безвинно! Я прощаю тех, кто довел дело до моей смерти», — сказал Людовик перед смертью, но его слова утонули в грохоте барабанов.
Палачи схватили его. «Король встал напротив машины. Упало лезвие. Отрубленную голову показали народу», — рассказывал свидетель. «Кровавые останки» быстро собрали, отвезли на кладбище Мадлен и похоронили в братской могиле его швейцарских гвардейцев, погибших во время штурма Тюильри.
Тем временем под эшафотом начался стихийный народный праздник, во время которого люди не только пели и плясали, но и устроили «отвратительную оргию». Некоторые рисовали себе усы пролившейся с гильотины кровью Людовика. «Женщины стремились ощутить у себя на пальцах королевскую кровь, мужчины пачкали в ней свои сабли, некоторые наполняли кровью Людовика свои ножны, — цитировал историк Эрнст Шулин (Ernst Schulin) в своей книге „Французская революция“ свидетеля тех событий, немецкого журналиста по фамилии Эльснер (Oelsner). — Одежду казненного в буквальном смысле изорвали на мелкие клочки, а пучки его волос потом очень дорого продавали».
«Не знаю, было ли это связано с чрезвычайностью события, или причина крылась просто в некоем политическом суеверии», — пытался объяснить шокирующее поведение людей Эльснер. Возможно, свою роль сыграла исконная вера в «исцеляющие руки» «Богом помазанного» короля. Для других это были необычные сувениры. А некоторые особо прозорливые персонажи, вероятно, увидели, что революционеры, казнив короля, отрезали все пути назад: «убийцы короля» сожгли все мосты к «старому порядку» — как внутренние, так и внешние.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.