Маленькие лунные цирки что значит

Маленькие лунные цирки что значит

В своей книге «Звездный Вестник» Галилей сравнивал лунные горы с глазками на хвосте павлина. Таким образом он отметил их кольцеобразный вид — эту особенность лунных гор. Даже в бинокль или в скромную подзорную трубу можно различить на диске Луны кольцевидные образования, имеющие вид круглых валов с впадинами в середине. Это и есть так называемые «цирки»— кольцевые лунные горы (слово цирк — латинское, означает — круг). Иногда называют кольцевые лунные горы кратерами, имея в виду внешнее сходство их с кратерами земных вулканов; теперь, впрочем, кратерами называют только самые малые из кольцевых лунных гор. Вся поверхность Луны буквально усеяна кольцевыми горами.

На Земле таких кольцевых гор почти совсем нет, — земные горы большею частью образуют длинные цепи: таковы, например, Урал, Кавказ и др. На Луне также встречаются горные цепи или хребты. Их отдельные вершины очень высоки.

Вершины подобных гор далеко не всегда острые, как это мы видим на земной поверхности; на Луне они чаще имеют круглые, иногда продолговатые формы.

Никакая фотография, впрочем, не в состоянии полностью передать нам подробности строения лунных горных областей: тут необходимы еще дополнительные зарисовки на основе тщательных наблюдений.

Неправильно сравнение лунных цирков или кольцевых гор с теми земными образованиями, которые известны у нас под названием вулканических кратеров. Земные вулканы представляют собою высокие конусовидные горы с углублением на вершине в виде огромной чаши, —это и есть вулканические кратеры: слово «кратер» по древне-гречески значит «чаша».

кратер вулкана Попокатепетль в Мексике. Фотоснимок сделан с аэроплана.

Совсем иного характера кратеры лунные,—то, что называют цирками ( 40). Они почти всегда «плоские», похожие на гигантские тарелки или блюдца. При этом дно их всегда лежит несколько ниже окружающей местности, кольцевой же вал всякого лунного цирка-кратера подымается очень высоко.

В том, что дно лунных цирков лежит ниже окружающей местности и лунной поверхности вообще, убеждает всякого наблюдателя следующее обстоятельство: внутренняя тень от кольцевого вала всегда бывает длиннее тени, идущей снаружи. К этому нужно добавить, что размеры лунных цирков всегда очень велики, а в ряде случаев буквально огромны.

Самый большой из лунных цирков носит название Гримальди. Он назван так в честь итальянского физика XVII столетия. Цирк этот имеет в поперечнике около 237 км, — внутри его можно было бы свободно уместить.весь Крымский полуостров. Для того чтобы обойти его кругом, пешеход должен был бы затратить приблизительно месяц. Другой огромный лунный цирк — Птолемей — носит имя знаменитого в древности александрийского астронома, учение которого было общепринятым до Коперника. Этот цирк имеет в поперечнике около 185 км,—это почти расстояние от Москвы до Тулы.

Таких огромных кратеров на Земле нет. Самый большой земной кратер — Нгоро-Нгоро, ныне потухшего вулкана, — находится в Центральной Африке, недалеко от горы Килиманджаро; его поперечник имеет в длину 19.3 километра, кольцевой же его вал возвышается над уровнем его дна на 609 метров. Все другие земные вулканические кратеры меньше Нгоро-Нгоро.

Чтобы лучше представить себе различие между размерами лунных цирков и земных вулканов, мы приводим здесь рисунок профилей нескольких лунных цирков, сделанный селенографом Фаутом ( 41). На этом рисунке мы видим профили следующих лунных цирков; Клавия, Птолемея, Платона, Коперника и Архимеда.

типичные огромные лунные цирки, здесь ясно видны их характерные черты, прежде всего малая глубина их по сравнению с их поперечниками.

Вторая особенность лунных цирков и кратеров — это малая крутизна их внешних склонов и, наоборот, значительная крутизна склонов внутренних, — цирки обычно имеют очень пологие склоны с наружной стороны и круто спадают внутрь. Наружные склоны имеют в среднем семиградусный подъем; такой подъем почти неощутим при восхождении; внутренние же склоны имеют крутизну около 25°.

Кратеров и цирков на поверхности Луны огромное количество. В прошлом столетии астроном Юлиус Шмидт составил по собственным тщательным тридцатилетним наблюдениям большую

«Карту лунных гор» поперечником в два метра. На этой карте помещено более 32 тысяч больших и малых кратеров и цирков. Но это, конечно, не все кольцевые лунные горы: есть на поверхности Луны много и таких кратеров, которые, благодаря малым размерам, недоступны наблюдению в телескопы средней силы, — их нельзя различить на фоне лунной поверхности.

Вероятно, прав Ю. Шмидт, который полагал, что при шестисоткратном увеличении, иначе говоря, употребляя телескоп, допускающий увеличение в шестьсот раз, можно зарегистрировать на поверхности Луны в общем не менее ста тысяч цирков и кратеров. При этих условиях будут выявлены кратеры, имеющие поперечники в несколько сот метров, недоступные инструментам средней силы.

Таким образом, Луна представляется даже на первый взгляд миром, полным следов некогда могучей, но в настоящее время совершенно затихшей вулканической деятельности.

Мощные лунные цирки невольно, в особенности при наблюдении в малые инструменты, сравниваются с гораздо меньшими по своим размерам вулканическими кратерами, существующими на Земле. Весьма вероятно, что лунные цирки и меньшие кратероподобные углубления являются образованиями, возникшими в результате мощной вулканической деятельности, некогда, повидимому, бушевавшей на лунной поверхности. В настоящее же время даже в самые сильные наши телескопы никаких вулканических извержений на Луне не наблюдается.

Еще Галилей заметил, что высота лунных гор очень велика. В лунных Апеннинах имеются горы высотою около пяти километров, а самая высокая из гор этой цепи достигает даже шести километров. Около южного полюса Луны находятся еще более высокие горы,—это самые высокие на Луне горы Лейбница и Ньютона, имеющие высоту более восьми километров. Там же возвышаются и не уступающие им по высоте горы Дёрфеля.

Высота кольцевых валов у цирков и кратеров в общем тоже значительна: некоторые валы достигают высоты в шесть с лишним тысяч метров.

Слово «валы» не всегда приходится понимать в обычном смысле; очень часто «вал» лунного цирка представляет собою горную цепь, замыкающуюся в виде кольца. В иных же случаях эти горные цепи, кольцевидно расположенные, состоят из ряда хребтов, гребней и вершин, вперемежку с параллельными и продольными долинами, ущельями и кратерными впадинами. Таков, например, цирк Коперник. Образующий его горный вал поднимается до высоты трех с половиной километров.

При сильном увеличении, как это и показано на помещенной здесь фотографии, видно, что вал цирка Коперника слагается из отдельных террас и вообще имеет очень сложное строение ( 42).

Чтобы еще лучше представить себе характер лунного рельефа,, вообразим себе наблюдателя, находящегося внутри большого лунного цирка. Оказывается, наблюдатель должен был бы видеть себя на огромнейшей, совершенно плоской равнине. Только очень далеко от себя, на горизонте, он, может быть, видел бы какие-то незначительные холмы, совсем не похожие на высокие горы, какими являются кольцевые валы цирка.

Это впечатление увеличивается тем, что на Луне дальность горизонта весьма невелика.

Под «дальностью горизонта» разумеется расстояние от глаза наблюдателя до какой-нибудь точки окружности видимого горизонта. Это расстояние называется иногда еще и «радиусом кругозора». Иначе говоря, именно на это расстояние может проникать взор человека, стоящего на ровной местности.

На Земле это расстояние равно 4.8 км. Следовательно, на Земле человек среднего роста, находясь на плоской равнине, может видеть вокруг почти на пять километров во все стороны.

На Луне совсем другое дело. По своим размерам она меньше Земли, а поэтому и кривизна ее поверхности больше. Можно вычислить, что дальность горизонта или радиус кругозора для человека среднего роста на Луне составляет всего только 2.5 км.

Поперечники лунных цирков бывают больше ста километров. Поэтому наблюдатель, помещенный в центре какого-нибудь гигантского лунного цирка, в иных случаях и вовсе не мог бы видеть окружающего этот цирк вала или горной цепи или, может быть, замечал бы вдали только отдельные, наиболее высокие, горные вершины в виде небольших неровностей горизонта.

Для наглядности мы даем здесь рисунки, показывающие кривизну земной и лунной поверхностей и относительную высоту наиболее высоких гор на Земле и на Луне ( 43, 44).

Наивысшая гора на Земле — это Эверест в Гималаях (8840 мет-

ров). Приблизительно так же высоки на Луне и упомянутые нами горы Лейбница и Ньютона. Но в то время как Эверест представляет собой возвышение на поверхности Земли, соответствующее приблизительно одной семисотой доле радиуса земного шара, наивысшие лунные горы выдаются над поверхностью Луны уже почти на одну двухсотую долю ее радиуса. Это значительно более ощутительная высота.

Самые. крупные кратеры имеют диаметр до 100 км. Большие лунные кратеры названы именами ученых.
Цирки, как и кратеры, названы именами ученых (Платон, Птолемей и др.). Около некоторых кратеров наблюдается светлое вещество, ясно образующее лучи

Не обелиск на обратной стороне Луны, не «клад мудрости» таинственных пришельцев в одном из лунных кратеров, а именно само небесное тело Луна.
Возьмем другую не менее эффектную цепочку из шести кратеров, расположенных внутри гигантского цирка Клавий.

Откуда кратеры на луне? Есть в науке такое понятие — планеты земной группы.
Еще вчера казалось, что пришли к окончательному выводу: большинство лунных кратеров образовалось при падении метеоритов.

Не обелиск на обратной стороне Луны, не «клад мудрости» таинственных пришельцев в одном из лунных кратеров, а именно само небесное тело Луна.
Возьмем другую не менее эффектную цепочку из шести кратеров, расположенных внутри гигантского цирка Клавий.

Телескоп получился не ахти какой, вокруг Луны светился тонкий цветной ореол, но увеличение было достаточным, чтобы в деталях рассматривать бесчисленный лунные кратеры, горы м моря.

Источник

Лунные цирки

Тема цирка, сам его жизнерадостный и немного загадочный образ традиционны для поэзии и прочно обжиты ею с давнего времени.

Цирковое представление завораживает своей праздничностью, искренностью и редкой открытостью чувств и настроений, ожиданием неожиданности, наивной атмосферой продолжающегося детства, игрой и улыбкой. Обаяние это иногда проходит, но раньше или позже возвращается на страницы книг грустными строчками, в которых ностальгия по детству прямо и безыскусно в своей искренности ассоциируется с цирком, ведь, поразившее когда-то детский взгляд и душу — трогательно и памятно.

В этом смысле стихотворная книга Марии Романушко в чем-то традиционна и неожиданна одновременно. В небольшом сборнике, где стихи набраны сплошняком, что по-своему выражает их единство (поэтесса сама оформляла свою книгу), много сказано о высокой и трудной любви, но именно в этом разговоре стихотворения о цирке стали не вставными новеллами, а органичной частью целого. Более всего таких стихотворений в двух первых разделах книги — «Парад-алле» и «Теплый купол», но и среди строк, посвященных сыну, а вместе с тем всему живому и трепетному, естественно и ненарочито вновь и вновь возникает цирк в различных своих ипостасях.

«Здравствуй, старое шапито!
Добрый праздник чужого детства.
Здравствуй,
звонкое шапито,
Грустный праздник в ярких заплатах.
Забираю свое пальто —
И за дверь!
И за дверью плакать. »

Так по-возрослому выразила поэтесса в стихотворении «Шапито» свое отношение к памяти детства.

Здесь, в таком осмыслении, цирк не столько даже символ и атрибут детских впечатлений, сколько полноправная и значащая для Марии Романушко часть большого мира, в котором она живет. И цирк и его жизнь показаны «без грима» в мгновения и дни подготовки праздника, в предшествии его, из-за кулис, когда заметны пристальному взгляду морщинки на маске клоуна, грусть во взгляде экзотичных и таких эффектных в аттракционе животных. Будни и праздники цирка наполняются житейским и возвышенным содержанием, вбирая в себя то, о чем мечталось и что не до конца удалось в жизни поэтессы.

Чистый и будничный образ доброго праздника пронизывает книгу особой интонацией, страстностью душевного порыва, что делает стихотворения удивительно завершенными по замыслу и исполнению. О трагическом и смешном в них рассказано лаконично, веско и просто, а за картинками цирковых будней — размышления не случайного здесь человека, пережившего взлет любви и потерю друга. Так скажется в «Вальсе» и в «Слонах», в «Укротителе бабочек» и «После представления», в «Весне», «В антракте», а в «Скрипаче». Интонация эта задается уже в одном из первых стихотворений сборника «Утро цирка»:

«Ни музыки, ни ярких блесток,
слишком буднично и просто,
Здесь не играют — здесь живут.
Для вечера — все в звездах платье,
А по утрам — трико в заплатах
И пыль рабочего ковра.
Мозолей кровь. И боль в затылке.
И тут же — в золотых опилках —
Играет в цирк их детвора».

Все, что в жизни и памяти связано с образом цирка, поэтически осмыслено Марией Романуко не только через прошлое, давнее восприятие, а из сегодняшнего дня. Осмыслено и понято, впитано до мельчайших подробностей человеком, для которого каждое свидание с цирком приятно и больно одновременно. Прошедшее естественно входит в рассказ о сегодняшних чувствах, поднимая большинство стихотворений над фактом конкретной жизни, делая их тем самым явлением поэзии.

В своем поэтическом постижении себя и мира Романушко предельно искренна и доверчива. Большинство вошедших в сборник «Лунные цирки» стихотворений написано от первого лица, что придает особую пронзительность и лиричность авторской интонации. Здесь прием этот не формален, а единственно приемлемая для поэтессы возможность поведать о том, что думается и чувствуется ею. Однако в этом не только своеобразная прелесть написанного, но и некоторая, к сожалению, уязвимость, а иногда и поверхностность строк. Они слишком от себя, чтобы быть придуманными, но именно из-за этого они порой являются попыткой стихотворной строкой разрешить клубок сомнений, разобраться в противоречивых чувствах, отделив иллюзию от действительности.

Может быть, некоторым стихотворениям еще не во всем хватает силы собственного голоса. И все же отказать им в поэтичности, оригинальности нельзя, потому что через чуть неясные очертания в них упрямо пробивается подлинное ощущение, ставшее сутью и содержанием истинного разговора по душам, масштаб которого заявлен во вступлении в книгу. «Арена и луна —-два дымны*круга.

Две половины желтого плода.

От века расщеплен он был — как атом — на День и Ночь, на Смех и Скорбь, на Нет и Да».

И такой масштаб выдерживается и в стихотворениях о любви, и там, где вроде бы говорится совсем о другом. Но в поэтическом мире Марии Романушко все так прочно и тесно связано между собой, выражено так правдиво и трепетно, что забываешь о том, что это стихи, потому что за ними открывается человеческая судьба, которая требует отклика и соучастия. И несмотря на грустные строки, книга получилась жизнеутверждающей. И сравнение здесь с цирком закономерно и значаще, ведь не только под его куполом или на арене приходится преодолевать многое в себе: инерцию мышления, усталость, боль потери и отчаяние, неудачу и чье-то равнодушие. Именно об этом все, что вошло в сборник «Лунные цирки», а сам образ цирка выбран Марией Романушко не ради красного словца, а прочувствован и выстрадан в каждом, слове, в каждом сравнении показан без романтической слащавости, трезво и серьезно.

Источник

Образование лунных цирков

При выбросе горячих растворов в условиях полного вакуума и в 6 раз меньшего тяготения они поднимутся на большую высоту, охладятся и, падая по параболам в виде «шатра», создадут на периферии насыпь в виде цирка из пеплов, снежинок и капель водных растворов. Интенсивное расширение газов и паров, увеличивающее высоту и дальность выброса растворов и выпадающих из них твердых частиц, а также измельченных пород канала, наряду с условиями, существующими на Луне, приведут к тому, что высота подъема растворов и, следовательно, диаметр образующегося цирка будут несоизмеримо велики по сравнению с земными аналогами. На рис. 49 приведена сравнительная схема высоты и диаметра вулканических выбросов. Если высота выброса при извержении вулканов в земных условиях равна главным образом 5—10 км, а в случаях сильнейших выбросов доходит до —50 км, то в условиях Луны высота выбросов должна в среднем составлять

30—50 км, а в случаях особо сильных извержений достигать

Маленькие лунные цирки что значит. Смотреть фото Маленькие лунные цирки что значит. Смотреть картинку Маленькие лунные цирки что значит. Картинка про Маленькие лунные цирки что значит. Фото Маленькие лунные цирки что значит

Естественно, что поэтому и диаметр верхней части «конуса» и, следовательно, диаметр цирков должен в условиях Луны превосходить диаметр земных вулканических кратеров в 5—10 раз и более.

Естественным следствием большого диаметра цирков является их малая высота.

Не встречает трудности и объяснение правильной, круглой формы больших и малых цирков, ибо отсутствие атмосферы, а значит, и ветров делает невозможным унос пепловых «шатров» от устья кратера.

Образование вулканических цирков за счет выброса водных растворов объясняет и понижение средней части цирков. Выброс больших объемов растворов и растворенных веществ из центрального отверстия кратера не может не сопровождаться соответствующим опусканием лунной поверхности. Так как интенсивность поступления растворов в устье вулкана зависит от сопротивления слоев дренажной оболочки, то и объем выброшенных растворов и глубина последующего прогибания поверхности тем больше, чем ближе она к устью вулкана. Это и создает чашеобразную выемку в цирке, причем дно чаши может лежать ниже уровня поверхности, окружающей цирк.

Предлагаемая гипотеза может объяснить и другие специфические особенности вулканической деятельности, наблюдаемой на Луне, например, наличие в центрах цирков вершинных возвышенностей, напоминающих земные вулканы. Эти образования, как и на Земле, имеют вулканическое происхождение, но выбросы при их образовании должны были состоять преимущественно из густых масс, почти лишенных воды. Такой состав выбросов характерен для последних стадий деятельности вулканов.

Некоторые кратеры состоят из двух и даже трех концентрически расположенных цирков. Метеоритная гипотеза должна допустить, что в одно и то же место последовательно упало два метеорита, что весьма маловероятно. Образование такого кратера, с точки зрения гипотезы вулканического происхождения, требует вполне естественного допущения, что после первого выброса произошел второй, отличавшийся по интенсивности от первого.

Особое положение среди сложных структур на Луне занимает обнаруженный на западной ее стороне бассейн, получивший название «Восточный» (рис. 50). На фотографии этого бассейна видно, что он состоит из пяти концентрически расположенных полных или почти полных колец. Самое меньшее имеет диаметр 360 км, следующее 480 км, третье, получившее название Скалистые Горы, имеет диаметр 610 км, четвёртое (Кордильеры) — 930 км, и, наконец, пятое с диаметром 1460 км. По четкости и ясности цирков, горных кряжей, каньонов, «речных ложбин» и других элементов рельефа этого исключительного бассейна видно, что он появился недавно и еще почти не затронут эрозией.

Объяснение образования такого сооружения гипотезами метеоритного происхождения встречает трудности: ведь нельзя предположить, что в одно и то же место последовательно упали пять планетезималей. Такое совпадение было бы сверхчудом. Правда, имеются попытки объяснить происхождение пяти кольцевых гор ударом одного космического тела, но такие попытки не убедительны.

С точки зрения вулканической гипотезы объяснение происхождения такого сложного сооружения тоже не является простым. Выброс огромных масс твердого вещества на расстояние 730 км возможен при начальной скорости, близкой к 1000 км/сек. Такие скорости перемещения твердого и жидкого вещества не могут быть им приданы давлениями, которые возможны в дренажной оболочке Луны. Но такие и в 2—3 раза большие скорости могут иметь пары и газы, вырывающиеся из вулканического кратера, поэтому можно предполагать, что, по меньшей мере, три внешних кольца образовались в результате выноса вещества на периферию главным образом с помощью пара.

Как известно, на первых стадиях деятельности вулканов из них выбрасывается преимущественно водяной пар, который несет с собой не только растворенные в нем минеральные вещества, но и измельченные породы и лаву. На этой стадии, повторявшейся несколько раз, могли образоваться внешние горные кольца. Образование внутренних горных колец объясняется без натяжек, ибо давление растворов в дренажной оболочке может выполнить работу по выбросу масс

Маленькие лунные цирки что значит. Смотреть фото Маленькие лунные цирки что значит. Смотреть картинку Маленькие лунные цирки что значит. Картинка про Маленькие лунные цирки что значит. Фото Маленькие лунные цирки что значит

вещества на такие расстояния. Надо, конечно, учитывать, что на Луне пар, вырывающийся под тем же давлением, что и на Земле, может выбросить с определенной скоростью в шесть раз большую массу пород. При этом та же, что и на Земле, начальная скорость обеспечивает в 6—10 раз большую дальность выброса материала от устья вулкана. Возможность выброса и последующего падения большого объема пород, в том числе глыб различного размера, позволяет понять появление множества мельчайших мелких и средних кратеров на всей поверхности Луны.

Григорьев, С.М. Роль воды в образовании земной коры/ С.М. Григорьев.- М.: Недра, 1971.- 264 с.

Источник

Поверхность Луны — элементы лунного рельефа

С Земли поверхность Луны выглядит ровной, имеющей лишь светлую и тёмную расцветку. По крайней мере, для невооружённого глаза это выглядит именно так. Но уже в бинокль или небольшой телескоп видно, что это вовсе не так. Когда Галилео Галилей впервые посмотрел на Луну в свой самодельный телескоп, он отметил:

Мы пришли к заключению, что поверхность Луны не гладкая и не ровная, и не в совершенстве сферическая, как полагал в отношении нее целый легион философов, а, напротив, неровная, шероховатая, испещренная углублениями и возвышенностями.

Поверхность Луны на самом деле очень разнообразна – там есть горы и долины, глубокие расщелины и кратеры. Рассмотрим подробнее, какие детали рельефа встречаются на лунной поверхности. Многие из них вы сможете и понаблюдать.

Моря и материки

Если посмотреть на наш спутник, даже невооружённым глазом видны светлые и темные области, образующие причудливые рисунки. Тёмные области издавна считались заполненными водой, то есть морями, по земному подобию. Светлые области, соответственно, считались сушей, то есть материками.

На самом деле, конечно, никаких водных морей на поверхности Луны нет, но темные области продолжают так называть. У них есть даже соответствующие названия – Море Дождей, Море Ясности, Море Кризисов, и даже есть Океан Бурь. Также есть и различные более мелкие образования, опять же, по земным аналогиям названные заливами, озёрами, болотами.

Маленькие лунные цирки что значит. Смотреть фото Маленькие лунные цирки что значит. Смотреть картинку Маленькие лунные цирки что значит. Картинка про Маленькие лунные цирки что значит. Фото Маленькие лунные цирки что значит

В реальности все лунные моря и прочие тёмные области представляют собой обширные более-менее ровные поверхности, образованные разлившейся и застывшей лавой. Это произошло в тот период, когда Луна была молода и геологически активна, вскоре после её образования. Заполнение морей лавой произошло порядка 3.8 – 4 миллиардов лет назад. Высокие горы, которые были находились там когда-то и были затоплены не полностью, продолжают торчать посреди морей одиночными пиками.

Остальная лунная поверхность, которая не была залита лавой, имеет более светлый оттенок, и называется материками. На них гораздо больше кратеров, многие из которых тоже насчитывают миллиарды лет. В морях же кратеров меньше – только те, которые появились после появления самих морей. Самые старые навеки скрыты под километровыми слоями базальта.

Кратеры и цирки

Даже в 10-кратный бинокль на Луне видны кратеры, во множестве покрывающие её поверхность, особенно светлые области материков. Это округлые образования, напоминающие оспины на лунном лике, с центральной горкой. Некоторые не имеют центральной горки – их называют цирками, но это просто разновидность кратеров.

Большинство кратеров на Луне имеют ударное происхождение – это следы падения крупных метеоритов. При ударе образуется кратер различного размера и из него выбрасывается масса породы. Когда обломки падают снова на поверхность Луны, они образуют вторичные кратеры, более мелкие. Их можно увидеть вокруг всех крупных кратеров – они образовались одновременно, только вторичные появились от падающих обломков.

Маленькие лунные цирки что значит. Смотреть фото Маленькие лунные цирки что значит. Смотреть картинку Маленькие лунные цирки что значит. Картинка про Маленькие лунные цирки что значит. Фото Маленькие лунные цирки что значит

Кратер Клавий. Снимок с орбиты.

На Луне очень много кратеров самых разных видов и размеров. Только имеющих поперечник более 20 км насчитывается 5185 штук, более 3.5 км – более 17000 штук. Если посчитать все, даже самые мелкие, их будет более миллиона.

Самый большой лунный кратер – Аполлон, его поперечник 524 км. Он расположен на обратной стороне Луны и увидеть его с Земли нельзя. На видимой стороне есть кратер Байи, диаметром 301 км, и много других, очень впечатляющих.

Некоторые кратеры образуют цепочки, располагаясь точно по линии. Обычно это вторичные кратеры, которые образовались из обломков первичного.

Горы и горные цепи

Горы на Луне похожи на земные. Конечно, на них нет ледников, рек и растительности, но это такие же каменные глыбы, в высоту достигающие нескольких километров. Конечно, на Луне нет ветров и дождей, разрушающих камень, однако горы всё равно со временем разрушаются. На них действует так называемое космическое выветривание – солнечное излучение и радиация, большие перепады температур. Это приводит к постепенному растрескиванию и разрушению камня. Из-за этого разрушаются, осыпаются и сглаживаются и валы у кратеров – самые древние практически сравнялись с остальной поверхностью.

На Луне горы обычно располагаются цепью, или хребтами. У них есть названия, часто повторяющие земные – Аппенины, Алтай, Карпаты, Кавказ, Альпы. Самая высокая гора на Луне – Пик Гюйгенса, который расположен на южном берегу Моря Дождей, в горах Аппенины. Высота этой горы над поверхностью моря – 5.5 км, что солидно даже для Земли.

Маленькие лунные цирки что значит. Смотреть фото Маленькие лунные цирки что значит. Смотреть картинку Маленькие лунные цирки что значит. Картинка про Маленькие лунные цирки что значит. Фото Маленькие лунные цирки что значит

Горы Аппенины на Луне. Большой кратер внизу слева — Эратосфен, вверху — Архимед. В этих горах находится и Пик Гюйгенса.

Что самое интересное, горы, даже Пик Гюйгенса – не самые высшие точки Луны. Высочайшая точка находится около кратера Энгельгардт, который расположен на обратной стороне Луны. Если считать от лунного центра, эта точка от него дальше, чем Пик Гюйгенса, на 6.5 км. Это высшая точка лунной поверхности, хотя и не гора.

Кстати, разница высот между самыми высокими и самыми низкими точками лунной поверхности достигает 18.1 км. Так что масштабы там вполне земные и внушают уважение.

Борозды

На поверхности Луны встречаются борозды. В телескоп они выглядят, как будто через гористую местность кто-то взял и прочертил линию, сравняв всё по пути. Это на самом деле выглядит как борозда – некоторые такие образования тянутся на сотни километров, при этом ширина их сравнительно небольшая.

Маленькие лунные цирки что значит. Смотреть фото Маленькие лунные цирки что значит. Смотреть картинку Маленькие лунные цирки что значит. Картинка про Маленькие лунные цирки что значит. Фото Маленькие лунные цирки что значит

Борозда Аридея на Луне. Автор: NASA (image by Apollo 10) — Apollo 10 Photography

Как произошли борозды, пока неясно. Есть гипотезы, что они произошли при падении крупных метеоритов. Но есть и другие версии. Например, что они появились в период, когда Луна была геологически активной. Тогда по линии разломов некоторые области могли опускаться, а другие — подниматься. В борозде дно просто несколько опустилось – такие структуры называют еще грабенами.

Борозды на Луне встречаются как единичные, так и целыми системами.

Уступы

Это тоже довольно любопытные детали лунного рельефа. Уступ образуется, когда один участок лунной поверхности опускается относительно другого. Это как в бороздах, только там опускается середина, а у уступов нет средней части – есть только две. Такие образования еще называются сбросами.

Самый известный пример уступа на Луне – Прямая Стена, хотя это не единственное такое образование. Но оно самое известное и доступное для наблюдений. Прямая Стена находится в Море Облаков, имеет длину 120 км и высоту до 300 м. Примерно через неделю после новолуния она отбрасывает большую тень и прекрасно видна.

Маленькие лунные цирки что значит. Смотреть фото Маленькие лунные цирки что значит. Смотреть картинку Маленькие лунные цирки что значит. Картинка про Маленькие лунные цирки что значит. Фото Маленькие лунные цирки что значит

Прямая Стена на Луне. Автор: NASA (image by Lunar Reconnaissance Orbiter) — JMARS.

Всего на поверхности Луны насчитывается 8 таких образований разных размеров.

Гряды

Это небольшие возвышенности, которые могут тянуться на большие расстояния. Они похожи на складки местности, и часто встречаются в лунных морях. Их иногда называют венами, потому что они похожи на выпирающие вены на человеческих руках.

Маленькие лунные цирки что значит. Смотреть фото Маленькие лунные цирки что значит. Смотреть картинку Маленькие лунные цирки что значит. Картинка про Маленькие лунные цирки что значит. Фото Маленькие лунные цирки что значит

Так выглядят лунные гряды.

Гряды образовались, когда заливавшая моря лава застыла и сжалась. Из-за сжатия она слегка покоробилась, образовав вот такие протяженные возвышенности, как бы волны. Гряды в кольцевых морях или кратерах могут проходить по краю и иметь такую же кольцевую форму. Если гряда проходит над затопленной лавой горой, она в этом месте тоже выпячивается, повторяя рельеф.

Гряды встречаются не только на лунной поверхности, но и на других планетах – на Меркурии, Венере.

Масконы

Это любопытные объекты, которые на первый взгляд ничем не отличаются от остальной местности. Это просто участок лунной поверхности, в котором наблюдаются гравитационные аномалии, то есть гравитация там повышена по сравнению с другими местами.

На счет происхождения такого явления есть разные версии. Ясно одно – в этом месте плотность вещества повышена, поэтому и масса его больше, а значит, и гравитация тоже будет немного, но больше.

По одной из версий, под поверхностью остаётся массивная часть упавшего метеорита. В пользу этого говорит и то, что масконы встречаются в центре крупного кратера. Но у этой версии есть недостаток – метеорит должен быть просто огромным, притом массивным – состоять сплошь из железа или другого металла.

Другая теория более вероятна. При ударе большого метеорита образуется глубокий кратер, и толщина лунной коры здесь становится меньше на несколько километров. Мантия, давящая снизу, выпячивается и её верхние слои застывают, образуя неглубоко под поверхностью массивный слой. Иногда магма прорывалась и заливала кратер полностью.

Конечно, такое могло происходить, когда Луна была геологически активным телом, около 4 миллиардов лет назад. Но и некоторые масконы расположены под морями, имеющими округлую форму – Море Кризисов, Дождей, Облаков, Ясности и других. Вполне вероятно, что и моря эти появились из-за излившейся магмы, образовав слой базальта. В зоне маскона, таким образом, на всю глубину будет этот базальт, вплоть до самой мантии, потому что там она и прорвалась на поверхность, затопив всю округу на сотни и тысячи километров вокруг.

Маленькие лунные цирки что значит. Смотреть фото Маленькие лунные цирки что значит. Смотреть картинку Маленькие лунные цирки что значит. Картинка про Маленькие лунные цирки что значит. Фото Маленькие лунные цирки что значит

Все эти детали лунной поверхности вы можете увидеть, вооружившись даже небольшим телескопом. Не удастся увидеть разве что масконы, так как это, по сути, не объект, а аномалия, расположенная под поверхностью. Но моря, кратеры, горы, уступы и борозды вполне можно рассмотреть. Чтобы вам было проще, воспользуйтесь картой Луны в хорошем качестве – там подписаны практически все интересные объекты, видимые в небольшой телескоп.

Там есть карты прямые, для наблюдений в бинокль, и перевернутые, для наблюдений в телескоп.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *