Манипуляционная и процедурная в чем разница
Манипуляционный кабинет
Под манипуляциями в медицине подразумевают все процедуры, которые специалисты проводят руками, с помощью инструментов и приспособлений. Его работа строится на поточном обслуживании пациентов средним и по необходимости старшим персоналом.
В народе кабинет иногда называют перевязочной, это узкий термин, который не охватывает все задачи звена. Люди употребляют это слово не случайно – потребность сделать перевязку оказывается наиболее частой у большинства клиник, однако это не единственное направление работы.
Узкоспециализированный профиль
В зависимости от профиля клиники перечень процедур может отличаться. Например, в урологической манипуляционной производятся:
Широкий профиль
На практике больше распространены универсальные помещения, где можно сделать перевязку и сдать материал, чтобы в дальнейшем была проведена лабораторная диагностика:
Такая база позволяет предложить пациенту широкий спектр диагностических и лечебных услуг в одном месте. Она совмещает функции перевязочной и процедурного звена, где могут осуществляться любые из перечисленных процедур на выбор клинки:
Суть не в названии
В центрах с широким профилем деятельности помещения иногда делят по виду основной задачи: процедурная, перевязочная, массажная, кабинет мануальной терапии, иглорефлексотерапии. По назначению помещение по-прежнему остается манипуляционной.
Для пациента это означает, что к обработке такого помещения предъявляют повышенные требования, которые строго контролирует СЭС. Даже если под манипуляционной понимается зона массажа, здесь соблюдается стандарт дезинфекции аналогичный комнате, где происходит забор крови для медицинской диагностики.
Это уверенность в безопасности при проведении манипуляций, и высокая квалификация персонала, требования к которой стандартизированы требованиями Минздрава.
Требования к помещениям и оборудованию косметологических кабинетов и клиник
Мы продолжаем наш цикл заметок, посвященных особенностям правового регулирования оказания косметологических услуг (в частности, некоторые вопросы законодательного регулирования сферы косметологии были рассмотрены в статьях «Услуги в сфере «индустрии красоты» и лицензия на медицинскую деятельность», «Лицензирование медицинской деятельности по профилю «косметология» и «Особенности осуществления медицинской деятельности по профилю «косметология»).
При оказании косметологических услуг в медицинских организациях и их структурных подразделениях необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых как к самим помещениям, так и к наличию определенного оборудования в них.
Рассмотрим требования, на которые необходимо обратить внимание при выборе помещения и оборудования для косметологического кабинета.
Обязательность требований
Оказание большинства косметологических услуг является осуществлением медицинской деятельности. Так, если оказываемые организацией услуги содержатся в Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», услуги считаются медицинскими. Подробнее об этом рассказано в нашей статье «Услуги в сфере «индустрии красоты» и лицензия на медицинскую деятельность».
Признание услуги медицинской влечет ряд последствий для исполнителя такой услуги – необходимость лицензирования деятельности, соблюдения обязательных требований и порядков осуществления косметологической деятельности. Подробнее об особенностях лицензирования деятельности в сфере косметологии можно прочитать в статье «Лицензирование медицинской деятельности по профилю «косметология».
Отдельные обязательные требования касаются также помещений и оборудования косметологических кабинетов и клиник. Такие требования содержатся в следующих нормативных актах:
Опираясь на данные нормативные акты Росздравнадзор будет принимать решение о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности, либо об отказе в предоставлении соответствующей лицензии, а также о соблюдении лицензионных требований при оказании косметологических услуг.
Требования к помещениям
При выборе помещения для осуществления косметологической деятельности необходимо соблюсти ряд базовых условий, содержащихся в СанПиНе 2.1.3.2630-10. Важно отметить, что конкретный набор требований в конечном итоге зависит от планируемого объема оказываемых услуг. Рассмотрим общие условия:
Разумеется, все санитарные требования, предъявляемые к медицинским организациям, существенно шире (документ состоит из более чем двухсот страниц). Основными аспектами, на которые необходимо обратить внимание, являются:
Некоторые требования к используемым для косметологических услуг помещениям содержатся в Приказе Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 № 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология» (далее – Приказ № 381н ). В частности, этот Приказ содержит перечень наименований медицинских организаций и их структурных подразделений, в которых такие услуги могут быть оказаны:
(для проведения процедур обработки ногтевых пластин: аппаратной обработки ногтевых пластин при патологических изменениях неинфекционной этиологии);
(для проведения процедур массажа: медицинского массажа лица, шеи и области декольте ручного; медицинского массажа тела ручного; массажа вакуумного; механотерапии (массажа автоматизированного); медицинского лимфодренажного массажа).
Требования к оборудованию
Для каждого из перечисленных выше структурных подразделений Приказ № 381н содержит стандарты оснащения (Приложения №№ 2, 5, 8, 11, 14, 17).
Эти стандарты содержат минимально требуемый набор оборудования, для функционирования кабинета. То есть в медорганизации может быть больше оборудования, чем это предусмотрено стандартом. Например, для наиболее типичного случая – косметологического кабинета — стандарт оснащения выглядит следующим образом:
Стандарт оснащения косметологического кабинета | |||||
---|---|---|---|---|---|
Кабинет врачебного приема | Манипуляционный кабинет | Процедурный кабинет | |||
Наименование | Кол-во | Наименование | Кол-во | Наименование | Кол-во |
Мебель медицинская | 1 комплект | Мебель медицинская | 1 комплект | Мебель медицинская | 1 комплект |
Дерматоскоп | 1 | Лампа бестеневая с увеличительной лупой | 1 | Лампа бестеневая с увеличительной лупой | 1 |
Рабочее место врача | 1 | Устройство УЗ очистки и дезинфекции инструментов и изделий (ванна) | 1 | Устройство УЗ очистки и дезинфекции инструментов и изделий (ванна) | 1 |
Лампа бестеневая с увеличительной лупой | 1 | Стерилизатор воздушный, суховоздушный | 1 | Стерилизатор воздушный, суховоздушный | 1 |
Стерилизатор ультрафиолетовый (кварцевый) в том числе передвижной | 1 | Стерилизатор ультрафиолетовый (кварцевый) в том числе передвижной | 1 | ||
Облучатель — рециркулятор воздуха УФ | 1 | Облучатель — рециркулятор воздуха УФ | 1 | ||
Аппарат для распаривания лица | 1 | Холодильник для хранения медикаментов | 1 | ||
Стойка для внутривенных вливаний | 1 |
Медицинское оборудование, используемое для оказания косметологических услуг (от шприцев до аппаратов лазерной косметологии), в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323 ), является медицинскими изделиями, а значит подлежит обязательной регистрации.
Важно отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 38 ФЗ № 323 медицинские изделия должны быть включены в государственный реестр медицинских изделий. Подтверждением факта регистрации медицинского изделия, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий», является регистрационное удостоверение. Оно выдается бессрочно.
Не подлежат государственной регистрации лишь медицинские изделия, изготавливаемые по индивидуальным заказам пациентов, к которым предъявляются специальные требования по назначению медицинских работников и которые предназначены исключительно для личного использования конкретным пациентом.
Требования для отдельных типов оборудования
Важно обратить внимание на требования, касающиеся размещения отдельных категорий оборудования.
Лазеры
Солярии
Специфические правила размещения действуют и для соляриев, которые часто встречаются в косметологических кабинетах. Так, в составе солярия, предназначенного для искусственного ультрафиолетового облучения людей, следует предусмотреть место для раздевания. Необходимо обеспечить пациентов защитными очками. После каждого пациента необходимо использовать дезинфицирующие средства для очищения акриловых стекол, подушек для головы и ног, защитных очков или лицевых пластин, а в случае вертикального солярия — также пола. Следует соблюдать режим облучения, учитывая тип кожи пациента и отсутствие противопоказаний для облучения. При солярии организуется пост медицинской сестры (оператора) (п. 10.10.7.).
Заключение
Соблюдение требований, касающихся оборудования и помещений, в которых размещаются организации, оказывающие косметологические услуги, является принципиально важным вопросом. Соблюдение этих требований оценивается при получении санитарно-эпидемиологического заключения в Роспотребнадзоре, которое, в свою очередь, необходимо для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Недостаточность площадей и несоблюдение иных санитарно-эпидемиологических правил часто являются причинами, из-за которых возникают сложности с получением лицензии. Поэтому важно уже на стадии выбора помещения для осуществления косметологической деятельности иметь четкое представление как об объеме планируемых услуг (их видах, необходимом для этого оборудовании и т.д.), так и о планируемом количестве пациентов.
Требования к медицинским кабинетам с 2021 года — новый СанПиН 2.1.3678-20
С 2021 года действуют новые требования к медицинским кабинетам.
Введен новый СанПиН 2.1.3678-20 и утратил силу старый СанПиН 2.1.3.2630-10.
Теперь для лицензирования медицинских кабинетов действуют новые правила. Приводим здесь как полный текст нового СанПиНа, так и выдержки требований для медицинских кабинетов, действующих с 2021-го года.
Мы полностью проведем процесс лицензирования медицинской деятельности в Казани.
В отличие от множества сайтов всероссийских юридических агентств, мы находимся непосредственно в Казани и будем сами подавать и получать за Вас документы, полностью избавив Вас от посещений всех инстанций.
Минимальные площади помещений для медицинской деятельности с 2021-го года (выдержка из СанПиН для кабинетов медицинских центров)
(Выдержки. Полный текст СанПиН 2.1.3678-20 можно скачать ниже)
№п/п | Наименование помещений | Площадь () | |
2. Консультативные, лечебные, диагностические помещения, помещения восстановительного лечения, общие для разных структурных подразделений | |||
26 | Кабинет-офис для приема пациентов без проведения осмотра (психолог, юрист, социальный работник и иные.) | 10 | |
27 | Кабинет врача (фельдшера) для приема взрослых пациентов (без специализированных кресел, аппаратных методов диагностики, лечения и парентеральных вмешательств), кабинет предрейсовых или послерейсовых осмотров | 12 | |
28 | Кабинет врача (фельдшера) для приема детей (без специализированных кресел, аппаратных методов диагностики, лечения и парентеральных вмешательств) | 14 | |
29 | Кабинет врача с оборудованным рабочим местом (гинеколог, уролог, проктолог, офтальмолог, оториноларинголог) | 17 | |
30 | Кабинет врача (стоматолога-терапевта, хирурга, ортопеда, ортодонта, детского стоматолога) | 14+ 10 на каждую дополнительную стоматологическую установку или 7 — на дополнительное стоматологическое кресло без установки | |
31 | Кабинет гигиены полости рта | 10 | |
32 | Операционный блок стоматологический: | комната временного пребывания пациента после операции | 4 |
33 | Малая операционная на территории стоматологического отделения: | помещение зубных техников | 7 (4 на одного техника, но не более 10 техников в одном помещении) |
Специализированные помещения: полимеризационная, гипсовочная, полировочная, паяльная | 7 | ||
Литейная | 4 | ||
35 | Манипуляционная, смотровая с аппаратными методами диагностики и лечения при кабинете врача-специалиста | 16 | |
36 | Перевязочная | 16 | |
37 | Процедурная для внутривенных вливаний, забора венозной крови, внутримышечных, внутрикожных инъекций, экстракорпоральной гемокоррекции, прививочный кабинет, процедурная врача-косметолога с парентеральными вмешательствами | 12 | |
38 | Помещение взятия проб капиллярной крови | 4 на каждое рабочее место, но не менее 9 | |
39 | Малая операционная | 24 | |
40 | Предоперационная при малой операционной | 6 | |
41 | Шлюз при малой операционной | 4 | |
42 | Помещение для временного пребывания пациента после амбулаторных оперативных вмешательств | 6 на 1 место, но не менее 9 | |
43 | Комната хранения и разведения вакцины БЦЖ, хранения вакцины против гепатита В в акушерском стационаре | 5 | |
44 | Кабинет для занятий малых (до 5 человек) групп (логопедических, психотерапевтических и иных) | 16 | |
45 | Кабинеты электросветолечения, теплолечения, лазерной терапии, магнитотерапии, кислородной терапии, иглорефлексотерапии, лечения электросном и иные. | 6 на 1 место, но не менее 12 | |
46 | Кабинет для занятий групп более 5 человек (логопедический, психотерапевтический, гипнотарий и иные.) | 4 на место, но не менее 24 | |
47 | Процедурная эндоскопии | 18 | |
48 | Помещение для мойки и обработки эндоскопов | 7 | |
49 | Кабинет водогрязелечения, ванный зал | 8 на 1 место (ванну) | |
50 | Кабинет ингаляционной терапии | 3 на 1 место, но не менее 10 | |
51 | Зал лечебной физкультуры для групповых занятий, тренажерный зал | 5 на 1 место | |
52 | Кабинеты механотерапии, трудотерапии | 4 на 1 место, но не менее 12 | |
53 | Кабинеты массажа, мануальной терапии | 8 на 1 кушетку, но не менее 10 | |
54 | Процедурная | В соответствии с техническим требованиями к оборудованию | |
55 | Комната управления магнитно-резонансной томографии | 8 | |
56 | Подготовительная комната для пациента при кабинете магнитно-резонансной томографии | 4 | |
86 | Помещение водоподготовки | Не нормируется | |
87 | Склад солей | Не нормируется | |
88 | Кладовая растворов | Не нормируется | |
89 | Процедурная для проведения перитонеального диализа | 16 | |
90 | Лаборантская (в том числе гематологическая, биохимическая, эмбриологическая, гистологическая) | 6 на каждое рабочее место, но не менее 12 | |
91 | Помещение приема и регистрации биоматериала для лабораторных исследований | Не нормируется | |
92 | Помещение для работы с документами | Не нормируется | |
93 | Лаборатория срочных анализов (экспресс-лаборатория) | 12 | |
94 | Помещение для обеззараживания (автоклавная) | Не нормируется | |
95 | Моечная | Не нормируется | |
119 | Кабинет для работы с документами | 10 | |
120 | Помещение хранения вещественных доказательств и ценностей | 6 | |
4. Вспомогательные, служебные и бытовые помещения, общие для всех структурных подразделений | |||
121 | Комната работников | Не нормируется | |
122 | Ординаторская | Не нормируется | |
123 | Помещение хранения чистого белья и постельных принадлежностей | Не нормируется | |
124 | Помещение хранения расходного материала и медикаментов | Не нормируется | |
125 | Гардеробная уличной одежды работников, посетителей | Не нормируется | |
126 | Гардеробная домашней и рабочей одежды работников | Не нормируется | |
127 | Туалет для работников (унитаз, умывальник) | Не нормируется | |
128 | Санитарный узел для работников (унитаз, умывальник, душ) | Не нормируется | |
129 | Санитарная комната (обработка суден, временное хранение медицинских отходов, грязного белья) | Не нормируется | |
130 | Помещение хранения предметов уборки и дезинфицирующих растворов (шкаф) | Не нормируется | |
131 | Помещение для хранения передвижного рентгеновского аппарата, переносной аппаратуры | Не нормируется |
Признать утратившими силу с 01.01.2021:
СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»
СП 2.1.3678-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»
II. Общие требования
(Выдержки. Полный текст СанПиН 2.1.3678-20 можно скачать ниже)
IV. Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений при осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами, оказывающими медицинские услуги
4.1. К размещению хозяйствующих субъектов, оказывающих медицинские услуги населению (далее — медицинская организация) предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
4.1.1. Здания стационаров психиатрического, инфекционного профиля должны располагаться на расстоянии не менее 100 метров от ближайшего жилого дома или многоквартирного дома.
4.1.2. Эксплуатация собственной территории, а также объектов иными юридическими и физическими лицами осуществляется в соответствии с заявленным хозяйствующим субъектом видом деятельности при условии соблюдения настоящих правил.
4.1.3. На собственной территории медицинской организации почва по санитарно-химическим, микробиологическим, паразитологическим показателям, радиационному фактору должна соответствовать гигиеническим нормативам, содержание приоритетных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, уровни электромагнитных излучений, шума, вибрации, инфразвука не должны превышать гигиенические нормативы.
4.1.4. Размещение медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь по профилям «Инфекционные болезни», «Фтизиатрия», в многоквартирном доме не допускается.
4.1.5. Реконструируемые и (или) вновь строящиеся здания (помещения), предназначенные для оказания медицинской организацией помощи лицам, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью, не допускается размещать в многоквартирных домах.
4.1.6. В многоквартирных домах и во встроенно-пристроенных к ним помещениях не допускается размещать микробиологические лаборатории (отделения).
Отделения (кабинеты) магнитно-резонансной томографии не допускается размещать смежно с квартирами.
4.1.7. Уровень физических факторов (шум, вибрация, постоянное магнитное поле) от работы отделения (кабинета) магнитно-резонансной томографии в помещениях с постоянным пребыванием людей или с постоянными рабочими местами не должен превышать гигиенические нормативы.
4.1.8. Реконструируемые и (или) вновь строящиеся инфекционные, кожно-венерологические, акушерские, детские, психосоматические, радиологические отделения, входящие в состав многопрофильных стационарных медицинских организаций, должны размещаться в отдельно стоящих зданиях.
4.1.9. К инфекционному отделению обеспечивается отдельный въезд (вход) и крытая площадка для дезинфекции транспорта.
При наличии изоляции и автономных систем вентиляции, указанные подразделения стационарных медицинских организаций могут размещаться в одном здании с другими отделениями, за исключением противотуберкулезных подразделений.
4.1.10. В инфекционное отделение должен быть предусмотрен отдельный вход.
4.1.11. В хозяйственной зоне на собственной территории медицинской организации оборудуется контейнерная площадка для твёрдых коммунальных отходов. Контейнерная площадка должна быть с твердым покрытием и въездом со стороны улицы, защищена от постороннего доступа, иметь ограждение и навес.
4.2. К зданиям, строениям, сооружениям и помещениям медицинских организаций предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
4.2.1. Размещение помещений медицинской организации должно обеспечивать соблюдение требований к последовательности (поточности) технологических процессов обработки оборудования, инвентаря, материалов.
4.2.2. Палатные отделения, отделения лучевой диагностики, отделение терапии, лаборатории, производственные, складские, хозяйственные, подсобные и административно-бытовые помещения столовой (далее — пищеблок), центральное стерилизационное отделение, аптечная организация, прачечная не должны быть проходными.
4.2.3. Минимальные площади помещений, необходимые для обеспечения противоэпидемического режима, эксплуатируемых медицинскими организациями, следует принимать согласно приложениям № № 1 и 2 к настоящим правилами.
При этом площади помещений, предусмотренные в приложениях № № 1 и 2 к настоящим правилам, могут быть уменьшены в пределах 15%.
Площадь помещений, не указанных в таблице, определяется непосредственно хозяйствующим субъектом с учетом:э
габаритов и расстановки оборудования;
числа лиц, которые одновременно могут находиться в помещении; последовательности технологических процессов;
расстояний, обеспечивающих расстановку оборудования, а также передвижение пациентов и работников.
4.2.4. Для приема, лечения и временной изоляции пациентов с инфекционными заболеваниями или подозрением на них в медицинских организациях, оказывающих помощь в стационарных условиях, оборудуются приемно-смотровые боксы, боксы или боксированные палаты.
4.2.5. В медицинских организациях, в которых проводятся парентеральные манипуляции с применением многоразового медицинского инструмента, должны быть центральные стерилизационные отделения, площадь и состав которых определяется в соответствии с настоящими правилами.
4.2.6. В медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, для обработки постельных принадлежностей должно быть дезинфекционное структурное подразделение, либо обработка может проводиться в иных организациях, имеющих дезинфекционные камеры.
4.2.7. Пищеблок медицинских организаций должен располагаться в изолированном блоке помещений и быть оборудован автономной системой приточно-вытяжной вентиляции. В инфекционных стационарах входы в пищеблок из транспортных тоннелей и коридоров должны иметь пространство, предназначенное для разделения воздушных сред помещений при входе в них, с вентиляцией (далее — шлюз) и подпором воздуха.
4.2.8. Медицинские организации должны иметь раздельные туалеты для пациентов и работников, за исключением медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, с численностью до 50 посещений в смену. Для инфекционных и туберкулезных амбулаторно-поликлинических организаций раздельные туалеты для пациентов и работников организуются независимо от количества посещений в смену.
Для амбулаторно-поликлинических медицинских организаций с численностью от 20 посещений в смену должен быть организован гардероб для верхней (уличной) одежды.
4.2.9. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях (помещениях) медицинских организациях для пациентов при палатах должны быть санитарные узлы, оснащенные раковиной, унитазом, душевой установкой. Двери в санузлах для пациентов должны открываться наружу.
4.2.10. Межэтажные перекрытия, перегородки, стыки между ними и отверстия для прохождения инженерных коммуникаций и проводок должны быть непроницаемы для грызунов.
4.3. К внутренней отделке помещений медицинских организаций предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
4.3.1. В вестибюлях полы должны быть устойчивы к механическому воздействию. Полы в вентиляционных камерах должны иметь покрытие не образующее пыль в процессе его эксплуатации.
4.3.2. В душевых, ванных в помещения разборки и хранения грязного белья, временного хранения отходов отделка должна обеспечивать влагостойкость на всю высоту помещения. Для покрытия пола применяют водонепроницаемые материалы.
4.3.3. Материалы, из которых изготовлены потолки, должны обеспечивать возможность проведения влажной очистки и дезинфекции. Элементы потолков должны быть фиксированы без возможности сдвигания при уборке.
4.4. К водоснабжению и канализации зданий медицинских организаций предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
4.4.1. При невозможности оборудования водопровода в фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, врачебных амбулаториях, здравпунктах, поликлиниках, поликлинических подразделениях медицинских организаций, отделениях медицинской профилактики, центрах здоровья используется бутилированная вода.
4.4.2. Для медицинских организаций на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено резервное горячее водоснабжение. В качестве резервного источника устанавливаются водонагревательные устройства.
4.4.3. Очистка и обеззараживание сточных вод от медицинских организаций должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. При отсутствии очистных сооружений сточные воды медицинских организаций должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях.
4.4.4. В отделениях (палатах) для лечения иммунокомпрометированных пациентов при температуре горячей воды в точках водоразбора ниже 60°С должны применяться фильтры, обеспечивающие очищение воды от возбудителя.
4.4.5. Во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах работников, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.
4.4.6. Умывальниками с установкой смесителей с бесконтактным управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом, иными моющими средствами и растворами антисептиков оборудуются: предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, инфекционные, туберкулезные, кожно-венерологические, гнойные, ожоговые, гематологические отделения, клинико-диагностические и бактериологические лаборатории, а также в санитарных пропускниках, шлюзах-боксах, полубоксах.
4.4.7. В кабинетах, где проводится обработка инструментов, должна быть отдельная раковина для мытья рук или двугнездная раковина (мойка).
4.4.8. Туалеты обеспечиваются туалетной бумагой, средствами для мытья и сушки рук.
4.4.9. Санитарные комнаты палатных отделений должны быть оборудованы устройствами для обработки и сушки суден, клеенок.
4.4.10. Инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должны быть проложены в закрытых коробах.
4.5. К системам отопления, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений медицинских организаций предъявляются следующие требования:
4.5.1. Нагревательные приборы должны иметь поверхность, исключающую адсорбирование пыли и устойчивую к воздействию моющих и дезинфицирующих растворов. При устройстве ограждений отопительных приборов должен быть обеспечен свободный доступ для текущей эксплуатации и уборки.
4.5.16. В зданиях, помещениях медицинской организации общей площадью не более 500 в помещениях классов чистоты Б и В (кроме рентгенокабинетов, кабинетов компьютерной и магнитно-резонансной томографии) при отсутствии систем приточно-вытяжной вентиляции проветривание осуществляется естественным способом.
4.5.22. При применении сплит-систем в кабинетах врачей, палатах, административных и вспомогательных помещениях проводится очистка и дезинфекция фильтров и камер теплообменника в соответствии с технической документацией производителя, но не реже 1 раза в 3 месяца.
4.5.23. Вытяжная вентиляция с механическим побуждением без устройства организованного притока должна организовываться из помещений: душевых, санитарных узлов, помещений для грязного белья, временного хранения отходов и кладовых для хранения дезинфекционных средств, реактивов и других веществ с резким запахом.
4.5.25. В помещениях, в которых осуществляются манипуляции с нарушением целостности кожных покровов или слизистых используются ультрафиолетовые бактерицидные облучатели или другие устройства и оборудование для обеззараживания воздуха.
4.5.30. В рамках проведения производственного контроля организуется контроль за параметрами микроклимата и показателями микробной обсемененности воздушной среды с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев и загрязненностью химическими веществами воздушной среды не реже 1 раза в год.
4.16. К физиотерапевтическому отделению и отделению медицинской реабилитации предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
4.16.1. Физиотерапевтическое отделение и отделение медицинской реабилитации может быть общим для всех структурных подразделений организации, за исключением отделений инфекционного профиля.
4.16.2. Уровень электромагнитных полей в кабинетах физиотерапевтического лечения должен соответствовать гигиеническим нормативам для производственных помещений.
4.16.3. В кабинетах гипокситерапии должны быть реализованы противошумовые мероприятия от работы компрессора и естественное проветривание. Для мойки и дезинфекции масок и шлангов должно быть отдельное помещение. Между сеансами устраивается перерыв для проветривания. После окончания рабочей смены должна производиться уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств, а также обеззараживание воздуха.
4.17. К эндоскопическому отделению предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
4.17.1. Прием врача, обработка эндоскопического оборудования, проведение эндоскопических процедур должны осуществлять в разных помещениях.
Для проведения бронхоскопии, эндоскопии верхних отделов пищеварительного тракта и нижних отделов пищеварительного тракта выделяются отдельные процедурные. При процедурной для исследования нижних отделов пищеварительного тракта должен быть туалет.
В случае необходимости совмещения эндоскопии верхних отделов пищеварительного тракта и нижних отделов пищеварительного тракта, данная манипуляция осуществляется в процедурной для эндоскопии нижних отделов пищеварительного тракта.
При оказании анестезиологического пособия в ходе проведения эндоскопического обследования в амбулаторных условиях должно быть организовано помещение для отдыха и наблюдения за пациентом.
4.17.2. Для проведения бронхоскопии, эндоскопии верхних отделов пищеварительного тракта и нижних отделов пищеварительного тракта выделяются отдельные процедурные. Проведение этих манипуляций в одной процедурной не допускается. При процедурной для исследования нижних отделов пищеварительного тракта должен быть организован туалет.
4.26.17. Минимальное количество помещений, необходимых для функционирования стоматологической медицинской организации включает: вестибюльную группу, кабинет врача-стоматолога, комнату работников, туалет, кладовую.