Манипуляционная в поликлинике что это
Требования к помещению и оборудованию процедурного кабинета
Как говорят медики, не бывает здоровых людей – бывают «недообследованные», и именно поэтому каждый человек должен хотя бы раз в год сдавать основные анализы, чтобы убедиться в отсутствии у себя скрытых заболеваний. Как правило, именно лабораторные исследования могут помочь вовремя поставить диагноз и назначить эффективное лечение.
Да, анализы можно сдать в государственной поликлинике, однако отнюдь не все из них покрываются полисом ОМС. Кроме того, чтобы получить направление на те или иные исследования, нужно посетить сначала терапевта, а потом, по направлению терапевта, еще и того или иного врача узкой специализации. Это путь долгий и не всегда результативный.
Действительно, анализы сам себе не назначишь, их назначает врач. Но сегодня всё больше граждан нашей страны вынуждено обращаться в коммерческие клиники, а соответственно, и анализы сдавать в коммерческих лабораториях. Хоть и платно, зато быстро и качественно.
Кабинеты забора анализов сегодня есть не только при государственных и частных клиниках. За прошедшие годы открылось много лабораторий, которые как принимают на исследование материал от частных клиник на договорной основе, так и развивают собственную и франчайзинговую сеть кабинетов забора анализов.
Если вы задумались об открытии собственного пункта приема анализов или процедурного кабинета в составе действующей, пусть и небольшой клиники, нужно отчетливо понимать, какие требования предъявляются к этим медицинским услугам и какое помещение и оборудование вам понадобятся.
Итак, если вы задумались об открытии процедурного кабинета по забору анализов, у вас есть две возможности:
В обоих случаях вам придется сделать финансовые вложения, однако «отдельностоящий» пункт приема анализов обойдется дороже кабинета в составе клиники.
Если вы собираетесь идти по первому пути, то не забудьте заранее тщательно подсчитать все капитальные и регулярные вложения: регистрацию предприятия в госорганах; аренду и ремонт помещения, соответствующего всем необходимым нормативам; коммунальные платежи; покупку франшизы какой-либо известной крупной лаборатории и роялти, расходы на услуги этой лаборатории; расходы на рекрутинг и зарплату сотрудников, на получение необходимой медицинской лицензии, на налоги и бухгалтерский учет, на покупку оборудования и материалов.
Второй вариант – расширение уже существующего медицинского бизнеса за счет интеграции в него дополнительного кабинета – процедурного. В этом случае также необходимо подсчитать затраты, но они окажутся существенно меньше, так как многие расходы уже просто не придется делать, например покупать франшизу. Достаточно будет заключить договор с подходящей лабораторией и по факту забора биоматериала отправлять его на исследование.
Кроме того, второй путь изначально подразумевает использование уже существующего определенного потока пациентов вашей клиники для направления на сдачу анализов, тогда как в первом реклама также ляжет на плечи предпринимателя. Конечно, лаборатория, которая продаст франшизу, поддержит – включит ваш пункт забора в свой сайт и в свою рекламу, но этого может оказаться недостаточно.
Какой бы путь вы ни выбрали, вам будет необходимо получить медицинскую лицензию на «сестринское дело», она подойдет для забора анализов у взрослых. А если вы планируете работать с детьми, то тогда вам понадобится лицензия на «сестринское дело в педиатрии», а также отдельный от взрослого процедурный кабинет и даже отдельный детский санузел.
Какие же требования существуют к самому процедурному кабинету?
Согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» от 18 мая 2010 года № 58 (с изменениями на 10 июня 2016 года):
Вся мебель, медицинская техника, оборудование, дезинфекционные средства, изделия медицинского назначения и даже используемые медицинские технологии также должны быть разрешены к применению на территории Российской Федерации в установленном порядке. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.
Какой же набор оборудования, мебели и медицинской техники понадобится для работы процедурного кабинета по забору анализов?
Оснащение процедурного кабинета
Мебель процедурного кабинета
В процедурном кабинете забора анализов необходимо иметь:
В некоторых случаях в процедурном кабинете может быть оборудовано и рабочее место медсестры процедурного кабинета. В таком случае список необходимой мебели дополняется столом и стулом.
Мебель для кабинета приема биоматериалов изготавливается из особо прочных материалов и нержавеющей стали – она более долговечна и устойчива к повреждениям. Вся мебель, как уже говорилось выше, должна быть разрешена для использования в медицинских учреждениях, поэтому приобретать ее следует только у надежного и проверенного поставщика, гарантирующего качество, эргономичность, безопасность и долговечность использования и регистрационное удостоверение Росздравнадзора!
Гузель Ганьшина, менеджер отдела продаж компании ООО «Медтехника МОСКВА»:
«Кресла компании ООО «Медтехника Москва» имеют высокую грузоподъемность, поэтому стопроцентно выдерживают даже самых крупногабаритных пациентов: разрешенная нагрузка – до 300 кг. Вся мебель (и кресла, и стульчики, и манипуляционные столики) многофункциональна и может использоваться в различных медицинских кабинетах – мы стараемся максимально упростить работу медиков.
Кресла и стульчики различаются по цветовой гамме: несмотря на то что белый цвет считается классикой, многие клиники стали отходить от этого и разрабатывать цветной дизайн кабинетов».
Центральное место кабинета – рабочая зона, в которой располагается процедурное кресло. Именно с ним обычно контактирует пациент, поэтому очень важно, чтобы ему было комфортно в кресле.
Гузель Ганьшина, менеджер отдела продаж компании ООО «Медтехника МОСКВА»:
«Мы понимаем, что в кабинете забора анализов кресло является одним из самых важных предметов. Наши кресла можно использовать и в медицинской сфере, и в косметологии – и там и там пациенту необходим комфорт. Med-Mos FIX-0B – очень функциональное кресло: его можно разложить горизонтально или оставить в исходном «сидячем» положении. Оно максимально комфортно по параметрам длины и ширины; подлокотники можно отрегулировать под любого человека и любую процедуру. Кресло имеет три секции, которые регулируются по углу наклона и положению. Так, есть возможность отрегулировать головную, спинную и ножную секции. Подлокотники регулируются по высоте. Всё выполняется механически, но мы можем предложить электрические и гидравлические аналоги – все разных цветов, так что кресло впишется в любой интерьер. Также кресло обтянуто винил-люксом, что удобно и разрешено для влажной уборки и дезинфекции».
Несмотря на то что чаще всего медсестры осуществляют манипуляции забора крови стоя, рядом с креслом пациента обычно располагается стул для медсестры, и это понятно, ведь специалисту тяжело проводить весь день на ногах. Стул должен быть удобным (мобильным – на колесиках) и помогать сохранять правильное положение позвоночника.
Гузель Ганьшина, менеджер отдела продаж компании ООО «Медтехника МОСКВА»:
«Стул для медицинского персонала также довольно важная часть кабинета. В нашей линейке представлены различные стулья для персонала в различной комплектации: со спинками и без, с разными формами сидений и видов спинок. Здесь всё подбирается индивидуально – как удобно каждому человеку. У нас большой ассортимент стульев, и мы можем проконсультировать и помочь выбрать самые подходящие для вашего предприятия. Работникам медицинских направлений, в частности кабинетов по забору крови, я бы посоветовала стулья с анатомической формой и спинкой, например стул Med-Mos МА-01 ТИП 1Н. Он имеет компактные размеры и не занимает много места, так что подойдет даже для небольших помещений. Модель оснащена колесиками и подъемным механизмом, поэтому является полностью функциональной. Стальной каркас выдерживает даже большие нагрузки, а сиденье и спинка обтянуты винил-люксом, что идеально подходит для дезинфекции поверхностей».
Манипуляционные столики – очень важная составляющая процедурного кабинета. На них располагаются лотки, пробирки, дезинфицирующий и перевязочный материал, жгуты и прочие необходимые в текущей работе материалы. Кроме того, на одном из манипуляционных столиков необходимо будет разместить центрифугу для пробирок с кровью.
Гузель Ганьшина, менеджер отдела продаж компании ООО «Медтехника МОСКВА»:
«В качестве манипуляционного столика лучше всего подойдет мобильная тележка на колесиках, оснащенная открытыми полочками с фиксирующими бортиками – в процедурном кабинете то, что уронили на пол, использовать уже нельзя. Отличное решение – столик C4 (ТМ-018АН-00) компании ООО «Медтехника МОСКВА». Он может использоваться не только в процедурном кабинете забора анализов, но и как реанимационный и анестезиологический. При компактности габаритов (720*460*980 мм) он очень функционален. У него три полки, выдвижной ящик, высокие фиксирующие двойные бортики. Обязательная функция – наличие фиксирующих тормозов. Столик изготовлен из нержавеющей стали, АБС-пластика и полиуретана, что делает его очень устойчивым и позволяет обрабатывать дезинфицирующими и моющими средствами. Помимо этой модели, компания ООО «Медтехника МОСКВА» предлагает огромное количество других модификаций, все из которых также имеют регистрационное удостоверение Росздравнадзора».
Оборудование процедурного кабинета:
Помимо обязательного перечня, хочется отметить и сегодняшние реалии: в условиях пандемии коронавируса не будет лишним приобрести для процедурного кабинета пульсоксиметр – прибор для измерения сатурации.
Гузель Ганьшина, менеджер отдела продаж компании ООО «Медтехника МОСКВА»:
«Очень важно как можно лучше оснастить свой процедурный кабинет, в нем должно быть всё необходимое в непредвиденных ситуациях, ведь пациенту может стать плохо во время забора крови. Так, например, часто возникают сложности с выбором тонометра: как известно, многие из них в один и тот же момент времени могут показывать совершенно разные результаты у одного пациента. Если же вам нужен надежный прибор, то стоит обратить внимание на плечевой тонометр PG-800B12. Он удобен в использовании и интуитивно понятен, имеет цифровой дисплей, долго держит заряд и имеет встроенную память на 90 последних операций.
Также сегодня не обойтись без термометра. Правда, мерить температуру пациенту необходимо еще до посещения процедурного кабинета – на входе в медучреждение. ООО «Медтехника Москва» предлагает самый удобный вариант: бесконтактный термометр PG-IRT1602 с точностью измерения 0,2 °C и шагом 0,1 °C. Он измеряет температуру без контакта с кожей, поэтому не требует постоянной дезинфекции и снижает риск заражения респираторными вирусными инфекциями.
Еще одной реалией, которую принесла с собой пандемия COVID-19, стали пульсоксиметры – приборы для определения сатурации (насыщения крови кислородом). Это недорогой, но важный прибор, который помогает вовремя определить состояние пациента и вовремя обратиться к врачу. Наша компания предлагает широкий выбор пульсоксиметров, включая наручные модели постоянного ношения».
Хочется также отметить, что важную роль играет размещение мебели и оборудования в процедурном кабинете: согласно требованиям всё тех же СанПиН кабинет по забору биоматериалов должен быть раззонирован – это связано с тем, что стерильные и нестерильные материалы не должны контактировать друг с другом. Зоны разделяются на асептическую, рабочую и хозяйственную. В асептической зоне должен располагаться шкаф с материалами и манипуляционный столик – в нем хранятся пробирки, иглы и прочие расходные материалы. В рабочей зоне, как правило, ведется прием пациентов: в ней ставится кресло, холодильник, в котором хранятся препараты, а также манипуляционные столики со жгутами и валиками под локоть. В хозяйственной зоне устанавливается раковина и находятся дезинфицирующие средства.
Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь процедурного кабинета должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее двух раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке.
Манипуляционный кабинет
Под манипуляциями в медицине подразумевают все процедуры, которые специалисты проводят руками, с помощью инструментов и приспособлений. Его работа строится на поточном обслуживании пациентов средним и по необходимости старшим персоналом.
В народе кабинет иногда называют перевязочной, это узкий термин, который не охватывает все задачи звена. Люди употребляют это слово не случайно – потребность сделать перевязку оказывается наиболее частой у большинства клиник, однако это не единственное направление работы.
Узкоспециализированный профиль
В зависимости от профиля клиники перечень процедур может отличаться. Например, в урологической манипуляционной производятся:
Широкий профиль
На практике больше распространены универсальные помещения, где можно сделать перевязку и сдать материал, чтобы в дальнейшем была проведена лабораторная диагностика:
Такая база позволяет предложить пациенту широкий спектр диагностических и лечебных услуг в одном месте. Она совмещает функции перевязочной и процедурного звена, где могут осуществляться любые из перечисленных процедур на выбор клинки:
Суть не в названии
В центрах с широким профилем деятельности помещения иногда делят по виду основной задачи: процедурная, перевязочная, массажная, кабинет мануальной терапии, иглорефлексотерапии. По назначению помещение по-прежнему остается манипуляционной.
Для пациента это означает, что к обработке такого помещения предъявляют повышенные требования, которые строго контролирует СЭС. Даже если под манипуляционной понимается зона массажа, здесь соблюдается стандарт дезинфекции аналогичный комнате, где происходит забор крови для медицинской диагностики.
Это уверенность в безопасности при проведении манипуляций, и высокая квалификация персонала, требования к которой стандартизированы требованиями Минздрава.
Манипуляционная в поликлинике что это
Деликатное
здоровье
Общие
направления
Диагностика
Для льготных категорий граждан постоянно действуют спецпредложения и скидки!
Гинекологические манипуляции в операционной Онли Клиник
Малая операционная.
Во вновь открывшейся операционной Онли Клиник проводят малые гинекологические операции.
Это, как правило, операции на матке, придатках, яичниках.
Малые операции в гинекологии довольно распространены. Они не слишком травматичны, имеют минимум последствий и могут проводиться как под общим, так и под местным наркозом.
Пациентка после таких операций восстанавливается довольно быстро, всего за несколько дней.
Во время реабилитации врачи – гинекологи Онли Клиник рекомендуют женщинам принимать иммуностимуляторы и обязательно соблюдать правила гигиены.
Во время малой гинекологической операции разрез брюшной полости не выполняется. Как правило, хирургический инструмент вводится непосредственно во влагалище.
Малые операции по гинекологии, проводимые в Онли Клиник, могут быть следующие:
Простые малые операции в гинекологии Онли Клиник:
Особенности проведения гинекологических операций в Онли Клиник
Гинекологические операции, проводимые в малой операционной Онли Клиник, которые выполняются вагинальным методом без повреждения брюшной стенки, сегодня пользуются большой популярностью.
Такие процедуры не только позволяют избавиться от различных патологий половой системы, но и исправить некоторые дефекты влагалища.
При определенных показаниях влагалищная операция на матке или яичниках может сочетаться с проведением лапароскопии.
Основными преимуществами вагинальных операций можно считать:
Процедуры по интимной контурной пластике в операционном отделении Онли Клиник
Некоторые типы влагалищных операций относятся к разделу пластической хирургии, так как применяются для устранения косметических дефектов.
Врач – гинеколог Онли Клиник быстро и легко может исправить внешний вид половых губ, откорректировать вход во влагалище, выполнить процедуру дефлорации – удаления девственной плевы хирургическим путем, либо наоборот – ее восстановить (гименопластика).
Подготовка к гинекологическим операциям
Гинекологические операции на придатках матки или яичниках, которые проводятся в малой операционной Онли Клиник, требуют тщательной подготовки женщины.
Если же инфекция будет обнаружена, операцию придется отложить до полного избавления от инфекции.
Рекомендации врача перед операцией необходимо соблюдать неукоснительно:
После проведения большой гинекологической операции женщине некоторое время придется находиться в стационаре под наблюдением врачей.
Соблюдение диеты и постельного режима позволит максимально ускорить выздоровление.
Реабилитация
Чтобы выздоровление и восстановление после гинекологической операции прошло быстро и успешно, очень важно соблюдать в точности все рекомендации врача. Длительность реабилитации зависит от состояния здоровья и возраста пациентки, ее менструального цикла и даже психоэмоционального состояния.
После полостной операции обязательно нужно пройти курс физиотерапии. Это предотвратит образование спаек и будет способствовать скорейшему восстановлению репродуктивных функций. Гинекологи нередко назначают процедуры с использованием магнитных и электрических полей, электрофорез, гальванизацию, ультразвуковую или фототерапию.
На протяжении нескольких месяцев после операции женщине не рекомендуется заниматься силовыми видами спорта, поднимать тяжелые сумки. Для предотвращения смещения внутренних органов после удаления матки и яичников медики рекомендуют пациенткам носить бандаж.
Чтобы не было застоя крови и спаек, нельзя долго придерживаться постельного режима. Уже через несколько дней после полостной операции медики рекомендуют потихоньку вставать и двигаться, совершать медленные пешие прогулки.
Интимные отношения с мужем придется на некоторое время отложить. Срок воздержания зависит от типа проведенной гинекологической операции, а также индивидуальных особенностей репродуктивного здоровья пациентки.
Организация работы медицинской сестры манипуляционного кабинета
Манипуляционный кабинет – это отдельный специально оборудованный кабинет для проведения различных лечебнодиагностических процедур.
Оснащение манипуляционного кабинета:
Рисунок 1 — Манипуляционный кабинет
Манипуляционный кабинет предназначен для выполнения:
Обязанности манипуляционной медицинской сестры
Гигиена манипуляционной медицинской сестры и требования к ее внешнему виду
Манипуляционная медицинская сестра после прихода на работу переодевается в чистый халат или костюм. Уличную обувь меняет на тапочки, поддающиеся мытью и обеззараживанию. Перед входом в манипуляционный кабинет медицинская сестра надевает шапочку и маску. Волосы собирает под шапочку. Ногти должны быть коротко острижены. Перед началом работы с рук снимает все украшения, руки моет с мылом.
Документация манипуляционного кабинета
Правила накрытия стерильного стола
Поверхность стола дважды обрабатывают раствором антисептика с интервалом 15 мин. На бирке бикса проверяют дату стерилизации и подпись медицинского работника, проводившего стерилизацию.
Медицинская сестра надевает маску, моет руки с мылом и одевает стерильные перчатки. После чего открывает крышку бикса и проверяет индикаторы стерилизации. Стерильным пинцетом откидывает углы пеленки в стороны, прикрывая ею края бикса и, не касаясь нестерильных поверхностей, достает сложенную простыню. Простыней накрывает поверхность стола так, чтобы ее нижний край свисал на 20–30 см ниже поверхности стола. Верхние два слоя простыни приподнимает и складывает «гармошкой» на задней поверхности стола. Затем достает вторую простыню, складывает вдвое и ложит на первую простыю. Простыни закрепляет стерильными цапками. Поверх простыней раскладывает стерильный материал и инструменты и, держа цапки в руках, закрывает стерильный стол частью простыни, сложенной «гармошкой» на задней поверхности стола.
Подготовка ампул и набор лекарств в шприц
Медицинская сестра дважды моет руки с мылом, высушивает их полотенцем, надевает перчатки и обрабатывает их 70 % этиловым спиртом. Взяв ампулу с препаратом из упаковки, она внимательно читает надпись на ампуле и этикетку на упаковке, после чего визуально определяет пригодность и уточняет метод введения препарата. Затем пилочкой надпиливает суженную часть ампулы и обрабатывает шейку ампулы стерильным ватным шариком, смоченным 70 % этиловым спиртом. Левой рукой берет ампулу I и II пальцами правой руки и, на 1 см выше места надпила в направлении от себя отламывает шейку ампулы. Открытую ампулу берет у дна между II и III пальцами левой руки. Правой рукой берет шприц, вводит иглу в просвет ампулы, фиксируя шприц I и IV пальцами левой руки. Ампулу наклоняет и, подтягивая поршень, заполняет шприц раствором. Выпускает воздух из шприца и закрывает иглу колпачком. Заполненный лекарствами шприц ложит на стерильный лоток и накрывает стерильной салфеткой.
Рисунок 2 — Набирание препарата из ампулы в шприц
Подготовка флакона и набирание лекарств в шприц
Медицинская сестра дважды моет руки с мылом, высушивает их полотенцем, надевает перчатки и обрабатывает их 70 % этиловым спиртом. После этого берет флакон, внимательно читает этикетку на нем, на упаковке и визуально определяет пригодность препарата. Затем снимает среднюю часть металлического колпачка флакона и ватным шариком, пропитанным 70 % этиловым спиртом, обрабатывает верхнюю часть флакона. Если флакон содержит порошок, то туда нужно ввести растворитель, и несколько раз встряхнуть флакон до полного растворения его содержимого. Иглой прокалывает резиновую пробку флакона и набирает препарат в шприц. После заполнения шприца лекарствами, из него выпускает воздух и закрывает иглу колпачком. Заполненный лекарством шприц ложит на стерильный лоток и накрывает стерильной салфеткой.
Рисунок 3 — Набирание препарата из флакона в шприц
Внутрикожная иньекция
Медицинская сестра моет руки, надевает перчатки и набирает препарат в шприц. Больной принимает положение сидя или лежа. Медицинская сестра выбирает и осматривает область инъекции. Кожу в месте иньекции обрабатывает двумя шариками со спиртом (сначала большую зону, затем – место иньекции). Левой рукой фиксирует кожу, слегка ее натянув. В правую руку берет шприц, придерживая канюлю иглы указательным пальцем. Иглу направляют срезом вверх. Затем вводит иглу в кожу на глубину ее среза под углом 10–15°. Лекарственный препарат вводят медленно до появления папулы, свидетельствующей о попадании раствора в дерму. Место инъекции прикрывает стерильной салфеткой, не придавливая.
Подкожная иньекция
Медицинская сестра моет руки, надевает перчатки и набирает препарат в шприц. Больному предлагает занять удобное положение. Осматривает область предполагаемой инъекции. Место инъекции обрабатывает раствором антисептика. Кожу собирает в складку І и ІІ пальцами левой руки. Правой рукой берет шприц, придерживая канюлю иглы указательным пальцем. Вводит иглу под углом 45° в основание кожной складки. После введения иглы складку кожи отпускает и медленно вводит лекарственное вещество в подкожную жировую клетчатку. Иглу извлекает. Место инъекции прижимает салфеткой или ватным шариком с антисептиком. Одноразово подкожно вводит не больше 5 мл раствора.
Рисунок 4 — Внутрикожное введение лекарственных препаратов
Рисунок 5 — Подкожное введение лекарственных препаратов
Внутримышечная инъекция
Медицинская сестра моет руки, надевает перчатки и набирает препарат в шприц. Пациент принимает положение лежа (самое частое место введения препарата — верхний наружный квадрант ягодицы). Шариком, смоченным этиловым спиртом, обрабатывает кожу площадью 1010 см, вторым шариком – площадью 5×5 см. Первым и вторым пальцами левой руки фиксирует кожу в месте инъекции. В правую руку берет шприц, расположив 5-й палец на муфте иглы, 2-й палец ‒ на поршне у нижнего края цилиндра, остальные пальцы — на цилиндре шприца. Иглу направляет вниз под углом 90°.
Рисунок 6 — Внутримышечное введение лекарственных препаратов
Удерживая шприц перпендикулярно к коже, вводят иглу в мышцу на глубину 5–7 см. Оттягивает поршень. Убедившись, что игла не попала в кровеносный сосуд, медленно вводит лекарственное вещество. Если игла попала в просвет кровеносного сосуда, ее извлекают и вводят в другое место. После введения препарата иглу быстро извлекают и прижимают место иньекции шариком со спиртом, проводя легкий массаж. Одноразово внутримышечно вводят не больше 10 мл раствора.
Внутривенное введение лекарственных препаратов
Внутривенное введение лекарственных препаратов осуществляют в периферические вены (вены локтевого сгиба, тыла кисти, реже запястья и стопы) и центральные вены (при оказании экстренной помощи). Перед выполнением процедуры медицинская сестра должна вымыть и осушить руки, одеть перчатки и набрать лекарственный препарат в шприц. Больной принимает удобное положение сидя или лежа. Осматривают область предполагаемой венепункции для избежания осложнений. Чаще всего выполняют венепункцию в области локтевой ямки. Для этого под локоть больного подкладывают клеенчатую подушечку или валик и предлагают ему максимально разогнуть руку в локтевом суставе. Накладывают жгут на среднюю треть плеча (на рубашку или пеленку) и просят больного несколько раз сжать кисть в кулак и разжать ее.
Рисунок 7 — Внутривенное введение лекарственных препаратов
Область венепункции обрабатывают ватным шариком с антисептиком (70 % спирт этиловый) движениями в одном направлении. Определяют наиболее наполненную вену. Затем берут шприц, фиксируя указательным пальцем канюлю иглы. Остальными пальцами охватывают цилиндр шприца сверху. Кожу в области венепункции натягивают, фиксируя вену. Направляют иглу срезом вверх, параллельно коже и прокалывают ее, после чего вводят иглу в вену. Убедившись, что игла находится в вене (при потягивании поршня на себя в шприц должна поступать кровь), ослабляют жгут и просят больного разжать кулак. Не меняя положения шприца, медленно вводят лекарственный препарат и извлекают иглу. Место инъекции прижимают ватным шариком с антисептиком и просят больного его подержать в течение 5 минут. Выбрасывают шарик, убедившись, что нет кровотечения в области венепункции.
Катетеризация периферической вены
Катетеризацию периферической вены выполняют в манипуляционном кабинете или в палате.
Больной занимает положение сидя или лежа (в зависимости от состояния). Медицинская сестра моет руки и одевает перчатки. Затем выбирает и осматривает область венепункции. При выполнении пункции кубитальной вены больному предлагает максимально разогнуть руку в локтевом суставе. Под локоть подкладывает клеенчатую подушечку. На плечо больного накладывает жгут (на рубашку, пеленку) и просит несколько раз сжать кисть в кулак и разжать ее. Находит вену для катетеризации и ее область широко обрабатывает ватным шариком с антисептиком (70 % спирт этиловый) движениями в одном направлении. Катетер берет в правую руку, чтобы срез иглы был направлен вверх.
Большим пальцем левой руки медицинская сестра натягивает кожу, фиксируя вену. Затем под небольшим углом вводит иглу в вену. При попадании иглы в вену в камере визуализации обратного тока появляется кровь. Катетер медленно вводит в вену. Далее левой рукой фиксирует иглупроводник, а правой продвигает катетер в вену, снимая его с иглы. Снимает жгут. Пальцем левой руки прижимает вену выше кончика канюли. Правой рукой извлекает иглу-проводник. Катетер промывает раствором гепарина (0,1 гепарина на 1 мл 0,9 % раствора натрия хлорида) и закрывает заглушкой. Место установки катетера прикрывает стерильной повязкой.
Рисунок 8 — Катетеризация кубитальной вены
Проведение внутривенного капельного введения лекарственных средств
Медицинская сестра моет, осушивает руки и одевает перчатки. Затем заполняет одноразовую систему для внутривенных вливаний. Для этого сначала проверяет герметичность пакета с лекарственным раствором и срок его годности. Пакет закрепляет на штативе. Снимает фольгу с середины пробки и обрабатывает ее шариком со спиртом. Далее снимает колпачок иглы с воздуховода и вводит иглу через пробку в пакет. Зажим на системе закрывает, снимает с иглы колпачок и вводит ее через пробку до упора в полость пакета. С инъекционной иглы снимает колпачек, открывает зажим и медленно заполняет систему до полного вытеснения воздуха и появления вытекания раствора из иглы. После чего зажим закрывает и надевает на иглу колпачек. Проверяет отсутствие воздуха в системе. В палату доставляет манипуляционный столик с размещенным на нем необходимым оснащением и штатив с подготовленной системой для внутривенных вливаний.
Рисунок 9 — Подготовка системы для внутривенного вливания лекарственных препаратов
Пунктирует венy иглой с подсоединенной к ней системой. Открывает винтовой зажим и регулирует скорость введения препарата (в среднем 60 капель в одну минуту). Закрепляет иглу и систему лейкопластырем к коже и прикрывает стерильной салфеткой. На протяжении всей процедуры медицинская сестра проводит наблюдение за состоянием больного.
Забор крови из периферической вены
Перед началом процедуры медицинская сестра моет руки с мылом, обрабатывает их спиртом, надевает перчатки. Больному под локоть подкладывает валик или подушечку. Руку разгибает в локтевом суставе. На среднюю треть плеча на пеленку или одежду накладывает жгут и просит больного несколько раз сжать и разжать кулак. Ватными шариками, смоченными раствором 70 % этилового спирта, обрабатывает область локтевой ямки. Необходимо помнить, что при заборе крови на алкоголь обработку кожных покровов проводят 3 % раствором перекиси водорода. Больной зажимает кулак. Затем медицинская сестра находит наиболее наполненную вену. Кожу локтевого сгиба натягивает левой рукой, фиксируя вену. Выполняет пункцию вены по методике изложенной выше. Затем подставляет к канюле пробирку и набирают необходимое количество крови (10–20 мл). Закончив, снимает жгут и разрешает больному разжать кулак. Извлекает иглу, место пункции прижимает ватным шариком, смоченным спиртом, и просит больного на 5 минут согнуть руку в локтевом суставе. К пробирке прикрепляет направление и отправляет в лабораторию.
В нынешнее время для забора крови на исследование шыроко применяют одноразовые вакуумные контейнеры.
Рисунок 10 — Забор крови из периферической вены в вакуумный контейнер
Трансфузиология в работе манипуляционной медицинской сестри
Гемотрансфузия — переливания с лечебной целью донорской крови, изготовленных из нее компонентов и препаратов. Гемотрансфузии проводят с заместительной целью при острых кровопотерях, для восполнения недостатка клеточных и белковых компонентов крови, дефицит которых нельзя восстановить другими способами лечения.
Правила проведения гемотрансфузии регламентируются приказом МЗ Украины от 07.1999 № 164 «Об утверждении инструкций, регламентирующих деятельность учреждений службы крови Украины», согласно которому дальше изложен материал.
Консервированную кровь и ее компоненты можно переливать только в том случае, если группа и резуспринадлежность совпадают у донора и реципиента.
При поступлении больного в стационар группу крови по системе AB0 и резус-фактор проверяет больничная лаборатория. Результат записывают в определенной строке медицинской карты стационарного больного с указанием даты и за подписью врача, который определял группу крови и резуспринадлежность.
Переливание крови и ее компонентов проводят: лечащий врач, дежурный врач, врач-трансфузиолог, а во время выполнения операции ‒ анестезиолог или хирург, не принимающий участия в оперативном вмешательстве или проведении наркоза.
Перед тем как перелить гемотрансфузионную среду, врач должен проверить совпадение обозначенной на гемоконе группы крови и резус-принадлежности донора и реципиента и ее пригодность для трансфузии. Для этого проводят осмотр контейнера с компонентами крови с оценкой его герметичности и правильности паспортизации (номер, дата заготовки, отметка группы и резус-принадлежности, название консерванта, фамилия, имя и отчество донора, название учрежденияизготовителя, подпись врача).
Макроскопическая оценка качества консервированной крови и ее компонентов сводится к выявлению видимых признаков бактериального загрязнения, наличия сгустков и гемолиза. Определять пригодность отстоявшейся консервированной крови необходимо при достаточном освещении на месте хранения, так как наименьшее встряхивание может привести к ошибочному выводу в результате окраски плазмы в розовый цвет при смешивании с эритроцитами. В перемешанной крови можно легко не заметить пленок и сгустков. Критериями пригодности эритроцитной массы (крови) для переливания являются: срок заготовки и хранения, прозрачность плазмы, отсутствие в ней мути, хлопьев, прожилок фибрина, выраженного гемолиза (красная окраску слоя плазмы), равномерность слоя глобулярной массы и отсутствие в нем сгустков, наличие четкой границы между глобулярной массой и плазмой. В случае бактериального загрязнения эритроцитной массы плазма приобретает тусклый серо-бурый оттенок, она теряет прозрачность, появляются частицы в виде хлопьев или пленок. Такую эритроцитную массу переливать нельзя.
Запрещается переливать кровь и ее компоненты, полученные от доноров, не обследованных на СПИД, гепатиты B, C и сифилис.
Переливание крови и ее компонентов проводят с соблюдением правил асептики при помощи одноразовых систем для переливания крови.
Общие сведения о системе AB0 и резус-факторе
Группа крови человека – это система антигенов эритроцитов, представленная олигосахаридными структурами, связанными с белками оболочки эритроцитов, которые способных вызывать образование специфических антител. Антигенная структура эритроцитов генетически предопределена.
Известно более 20 систем эритроцитарных антигенов. Однако практическое значение имеют система AB0 и система Rh, поскольку они зачастую являются причиной тяжелых посттрансфузионных осложнений, и их необходимо в первую очередь учитывать при гемотрансфузии.
Система AB0 представлена двумя антигенами A и B (аглютиноген), находящихся на мембране эритроцитов. В сыворотке крови людей имеются природные антитела к антигенам – α (анти-А) и β (анти-В) (агглютинины). Таким образом, различные соотношения групповых антигенов эритроцитов и антител сыворотки крови дают четыре группы крови:
При переливании крови всегда определяют антигены системы резус (Rh), располагающиеся на поверхности эритроцитов. В отличие от системы AB0 в сыворотке крови людей практически не бывает природных антител к антигенам системы Rh. Антитела системы Rh имеют исключительно иммунный характер и образуются в результате Rh-несовместимой трансфузии или беременности. Учет групп крови по системе Rh является важным фактором при проведении гемотрансфузий. В системе резус основным является антиген Rh (D), который называют резус-фактор. Лица, имеющие Rh (D)-антиген, называются резус-положительными (Rh+) (их 85 % среди белого населения Европы), а те, которые его не имеют, – резус-отрицательными (Rh-). Наличие резусфактора не зависит от групповой принадлежности по системе АВ0 и не изменяется в течение жизни.
Определение групп крови по системе AB0 основывается на феномене агглютинации с использованием двух методических подходов: использование стандартных сывороток и моноклональных антител.
Определение группы крови по системе AB0 стандартными сыворотками
Определение группы крови проводят в помещении с хорошим освещением при температуре от +15 до +25 °C. Используют специальный планшет с маркированными согласно группы крови лунками. Под соответствующими обозначениями наносят по одной большой капле (0,1 мл) стандартной сыворотки 0 (I), А (II), В (III) группы крови. Рядом с каждой сывороткой наносят по 1 маленькой капле (0,01 мл) исследуемой крови (эритроцитов). Затем смешивают отдельными стеклянными палочками каждую каплю крови (эритроцитов) с соответствующей сывороткой.
Рисунок 11 — Планшет для определения группы крови
Смешав все капли, пластину покачивают и на 1–2 минуты оставляют в покое, после чего снова покачивают. Наблюдение за ходом реакции проводят не менее 5 минут. Через 3–4 минуты в смесь сыворотки с эритроцитами, где произошла агглютинация, добавляют по 1 капле (0,05 мл) 0,9 % раствора натрия хлорида и продолжают наблюдать до 5 минут при периодическом покачивании планшета.
В случае положительной реакции в смеси появляются видимые невооруженным глазом мелкие красные зернышки (аглютинаты), состоящие из склеенных эритроцитов. Мелкие зернышки постепенно склеиваются в более крупные зерна, а иногда – в хлопья неправильной формы, в результате чего сыворотка совсем или частично обесцвечивается.
Результаты реакций с сыворотками трех групп: 0 (I), A (II) и B (III) могут дать четыре различные комбинации:
Рисунок 12 — Определение группы крови по системе AB0 стандартными сыворотками
Определение группы крови по системе AB0 с помощью моноклональных антител (МКА)
Моноклональные антитела анти-A и анти-B являются разведенной асцитической жидкостью мышей, в которой находятся специфические иммуноглобулины класса M (IgM), направленные против группоспецифических антигенов A и B человека.
Определение группы крови проводят в помещении с хорошим освещением при температуре от +15 до +25 °C. На планшет или пластинку наносят по одной большой капле (0,1 мл) МКА анти-А и анти-В под соответствующими надписями: «анти-A» или «анти-B». Рядом с каплями антител наносят по одной маленькой капле исследуемую кровь, примерно в 10 раз меньшей, чем капля антител (0,01 мл). Антитела и кровь смешивают стеклянной палочкой, которую промывают и насухо вытирают после размешивания каждой капли. Наблюдение за ходом реакций с МКА проводят при легком покачивании пластинки или планшета не более 3 минут. Результат реакции в каждой капле может быть положительным или отрицательным. Положительный результат выражается в агглютинации (склеивании) эритроцитов.
Агглютинаты заметны в виде мелких красных агрегатов, быстро сливаются и образуют большие хлопья до большого аглютината. В случае негативной реакции капля остается равномерно окрашенной, аглютинаты в ней не обнаруживаются. Агглютинация с МКА анти-A и анти-B обычно наступает в первые 3 секунды.
Рисунок 13 — Определение группы крови по системе AB0 с помощью моноклональных антител
Оценка результатов:
Определение резус-фактора
Определение резус-фактора выполняет врач-лаборант. Определение резус-принадлежности проводят с применением реагентов анти-D (2 серий): в реакции агглютинации на планшете с использованием МКА анти-D (IgM) методом конглютинации в пробирках с желатином или в антиглобулиновом тесте с МКА анти-D (IgG) в гелевом тесте.
Проба на совместимость по системе АВ0
На планшет наносят 2–3 капли сыворотки крови больного к которой добавляют в 5 раз меньшую каплю концентрата эритроцитов (крови) донора. Кровь перемешивают с сывороткой больного, затем пластинку периодически покачивают в течение 5 минут и одновременно наблюдают за результатом реакции.
Отсутствие агглютинации эритроцитов донора свидетельствует о совместимости группы крови донора и реципиента по системе AB0. Наличие агглютинации указывает на их несовместимость и невозможность переливания эритроцитарного концентрата (крови).
Пробы на совместимость по резус-фактору
Проба на совместимость по резус-фактору с использованием 33,0 % раствора декстрана
Пробу проводят в пробирке без подогрева в течение 5 мин. На дно пробирки вносят 2 капли сыворотки больного, каплю донорских эритроцитов (крови) и 1 каплю 33,0 % раствора декстрана, специально приготовленного для лабораторных целей. Содержимое пробирки смешивают путем встряхивания, затем пробирку наклоняют почти до горизонтального уровня и медленно поворачивают таким образом, чтобы содержание растекалось по стенкам пробирки. Процедуру продолжают 5 минут. После этого в пробирку доливают 3–4 мл изотонического раствора натрия хлорида, перемешивают содержимое путем 2–3 разового переворачивания пробирки (не взбалтывать!) и проводят визуальную оценку.
Наличие агглютинации эритроцитов на фоне просветленной или полностью прозрачной жидкости указывает на то, что эритроциты (кровь) донора несовместимы с кровью больного и не могут быть перелиты. Если содержимое пробирки остается равномерно окрашенным, без признаков агглютинации — эритроциты (кровь) донора совместима с кровью больного по резус-фактору.
Проба на совместимость по резус-фактору с использованием 10,0 % раствора желатина
Пробу проводят в пробирках при температуре от 46 до 48 °C в течение 10 минут. На дно соответственно обозначенной пробирки вносят 1 каплю эритроцитов донора, предварительно отмытых 10-кратным объемом изотонического раствора натрия хлорида, затем добавляют 2 капли подогретого 10,0 % раствора желатина и 2–3 капли сыворотки больного. Содержимое пробирки перемешивают путем встряхивания и ставят на водяную баню при температуре от 46 до 48 °C на 10 минут. Затем пробирку вынимают из водяной бани, добавляют к ней 5,0–8,0 мл изотонического раствора натрия хлорида, перемешивают содержимое путем 1–2-кратного перевертывания пробирки и осматривают.
Наличие агглютинации в виде взвеси маленьких, реже крупных, клубочков на фоне освещенной или полностью прозрачной жидкости означает, что эритроциты (кровь) донора несовместимы с кровью больного и их нельзя переливать больному. Если содержимое пробирки остается равномерно окрашенным, слегка опалесцирующий и в нем не наблюдается агглютинации, эритроциты (кровь) донора совместимы с кровью больного по резус-фактору.
Клинико-биологическая проба
Перед переливанием контейнер с трансфузионной средой (эритроцитная масса, плазма свежезамороженная) извлекают из холодильника и выдерживают при комнатной температуре в течение 30–40 минут. В экстренных случаях разрешается согревание трансфузионных сред на водяной бане при температуре 37 °С под контролем термометра. Струйно переливают 10–15 мл эритроцитов (плазмы), затем в течение 3 минут наблюдают за состоянием больного. При отсутствии клинических проявлений реакции или осложнений вновь вводят 10–15 мл эритроцитов (плазмы) и еще 3 минуты наблюдают за больным. Такую процедуру проводят трижды. Отсутствие реакций у больного после 3-разовой проверки является основанием для продолжения трансфузии.
Появление в этот период таких симптомов, как озноб, боли в пояснице, чувство жара и стеснения в груди, головной боли, тошноты или рвоты, требует немедленного прекращения трансфузии и отказа от переливания данной трансфузионной среды.
После переливания емкость с остатками трансфузионной среды хранят в течение 2 суток в холодильнике для ретроспективных исследований.
Реципиент после трансфузии в течение 2 часов придерживается постельного режима и находится под наблюдением лечащего или дежурного врача. У него измеряют температуру тела, пульс и артериальное давление через 1, 2 и 3 часа, фиксируя эти данные в медицинской карте стационарного больного. На следующий день после переливания обязательно проводят клинический анализ крови и мочи, и записывают эти показатели в медицинской карте стационарного больного.
Уборка манипуляционного кабинета
В манипуляционном кабинете проводят 4 вида уборки:
Предварительную уборку проводят каждый день перед началом работы для удаления осевшей за ночь пыли. Она подразумевает влажную уборку помещения с применением дезинфицирующих средств. Обработке подлежат все поверхности: стены на высоту вытянутой руки, мебель и оборудование (кушетки, штативы, валики), пол. После завершения уборки осуществляют кварцевание.
Текущую уборку выполняет медперсонал не реже 2 раз в день во время работы с целью устранения загрязнений, возникших в процессе работы. Она повторяет этапы предварительной уборки.
Заключительную уборку осуществляют ежедневно в конце рабочего дня. Персонал проверяет готовность к работе оснащения и аппаратуры, обрабатывает ее дезинфицирующими средствами. Обработке подвергаются медицинское оборудование и предметы ухода за больными, мебель, стены, двери, пол. Закончив уборку, проводят кварцевание манипуляционной.
Генеральную уборку проводят один раз в неделю. Мебель и оборудование сдвигают в центр помещения для обеспечения свободного доступа ко всем участкам манипуляционной. Окна моют теплой водой или с помощью специального моющего средства. Потолок, стены, мебель, полы протирают моющим раствором, потом обрабатывают дезинфицирующим раствором. На время экспозиции дезинфицирующего раствора включают бактерицидные лампы. После этого дезинфицирующий раствор смывают и проводят повторное кварцевание (общее время кварцевания – два часа). В конце проводят проветривание манипуляционного кабинета в течение 30–45 минут.