Маринина что где когда
В каком порядке читать произведения Александры Марининой
За более чем 20 лет писательской деятельности Александра Маринина написала десятки книг. Большая их часть — об оперуполномоченной Анастасии Каменской, которая за годы своей литературной жизни успела дослужиться до полковника, выйти замуж, уйти из органов и стать частным детективом. И хотя каждая книга Александры Марининой — самостоятельное законченное произведение, читать о ее героях интереснее по порядку.
Книги, расследование в которых ведет Анастасия Каменская
Первый роман Александры Марининой об Анастасии Каменской вышел в 1992 году. В тех пор героиня успела провести десятки успешных расследований, дослужить до звания полковника и выйти замуж за друга детства.
Каменская — частный детектив
В 2010 году Анастасия Каменская уходит из органов и становится частным детективом в агентстве своего старого друга Владислава Стасова. С этого момента начинается ее новая жизнь и новый цикл книг с хорошо знакомой героиней.
После Каменской
Романы Александры Марининой за пределами цикла о Каменской, с другими главными героями.
Цена вопроса
Обратная сила
Трилогия «Оборванные нити»
Трилогия «Оборванные нити» особняком стоит в творчестве автора. Это история судмедэксперта Сергея Саблина — принципиального, упрямого и очень талантливого профессионала.
Семейная сага «Взгляд из вечности»
Обратившись к жанру семейной саги, Александра Маринина с пытливостью ученого и мудростью современного философа изучает микрокосмос самой обычной семьи.
Горький квест
Один из самых необычных романов Александры Марининой. При подготовке к его написанию, автор организовал фокус-группы, состоящие из молодых людей, никогда не живших в СССР. Цель: Понять, как бы они поступили в той или иной ситуации, если бы на дворе были 70-е годы прошлого столетия.
Однажды в «Что? Где? Когда?» был счет 6:7. Безумие с черной кошкой и фразой «Мое очко. Кому хочу – тому даю»
В ЧГК до шести очков знатоки играют с 1982 года. Первые сезоны у игры был плавающий регламент – встречаются, например, счета 3:10 и 9:4. После 1982-го правило нарушилось лишь один раз.
(Мы не берем эксперимент серии 1989 года с большим количеством команд, когда игра могла закончиться со счетом 35:14)
Это был финал летней серии 1997 года. Играли Инна и Александр Друзь, Микаил Джаббаров (сейчас он – министр экономики Азербайджана), Георгий Жарков, Борис Бурда и Андрей Козлов.
Тогда не играли сформированные команды. Состав знатоков выбирался по рейтингу, а в той игре шестого знатока выбрал спонсор – представитель серии книг «Черная кошка». Он «посоветовался» с черной кошкой на плече и предложил сыграть Бурде.
В те времена у спонсоров было много власти (хотя Владимир Ворошилов на предыдущей игре с грустью объявил, что им теперь запрещено вручать спонсорский коньяк). И автор детективов Александра Маринина могла отдать (и даже отнять) одно очко телезрителям или знатокам при любом счете. Это была уникальная игра с таким правилом.
Самые важные события в игре начали происходить, когда команда горела 1:5. Ей выпал такой вопрос:
«В это время года телевидение, театр Кабуки и другие театры в Японии специально включают в свой репертуар страшные пьесы. Сами японцы в это время года тоже рассказывают друг другу страшные истории о привидениях и призраках. В какое время года все это происходит и почему?»
Козлов ответил: «Рассказывая эти истории, японцы так хотели оставить плохое в уходящем году». Но в рассуждении перед ответом Козлов сказал, что от страха холодеют. Ворошилов зацепился за это и помог Козлову докрутить ответ с нового года до лета.
Команда разогналась и сравняла счет. И вот – решающий вопрос от телезрителя, который был в тюрьме на пожизненном заключении:
«Кто победит боль и страх, тот сам станет Бог». Эта мысль этого писателя близка мне. А чем этот писатель близок вам?»
Знатоки сразу поняли ответ – речь о Достоевском и о романе «Игрок».
По обычным правилам знатоки должны уже победить 6:5. Но тут вмешался Ворошилов, который предложил Марининой право отдать очко телезрителям и сыграть еще один раунд. Она согласилась.
Последний раунд – сектор «Зеро». Ворошилов с блюдцем появился в кадре и задает свой вопрос:
«Будем считать, что это блюдце не мое, а Муравьева-Апостола. Помните, был такой мечтатель, декабрист, фантазер? Он придумал в свое время замечательный проект. По этому проекту должно было произойти какое-то великое действие, и проект этот должен был достигнуть простым, легким и понятным путем. К сожалению, проект не состоялся. У вас есть шанс осуществить проект Муравьева-Апостола. Сделайте великое действие, какое ему не удалось и скажите, зачем это блюдце он принес с собой?»
Джаббаров ответил, что участники проекта подписывали блюдце, чтобы его зачинщик не был найден. Но отказался от ответа и передал право отвечать Друзю. Ворошилов спросил у Марининой, разрешает ли она ответить Друзю. И тут она выдала фразу-мем:
«Мое очко. Кому хочу – тому даю. Пусть господин магистр ответит».
Друзь положил в блюдце фишки, которые тогда ставили в ЧГК. И предположил, что так декабристы собирали деньги на гуманный проект. Ворошилов спросил: «Где собирали?» Друзь ответил, что в обществе.
Ворошилова не устроил ответ, а Козлов закричал, что декабристы собирали деньги здесь, в домике Нескучного сада. Но правильный ответ: Муравьев-Апостол хотел так собирать деньги в игорных домах на благотворительность.
Знатоки начали спорить с ведущим, доказывая, что Друзь ответил правильно. И родился еще один ЧГК-мем:
Бурда: Нам проще спросить незаинтересованного господина Барщевского и покориться любому его решению.
Ворошилов: Не хочу Барщевского, хочу Маринину.
Маринина: Ой, меня кто-то хочет!
Ворошилов доверил Марининой решить, кто победил. Она засомневалась. В клубе опять началась суета и споры. Но все решил Ворошилов, который отдал победу телезрителям.
Больше подобного в «Что? Где? Когда?» не было.
Александра Маринина
Биография
Александра Маринина – «литературная мама» одного из самых думающих и интеллигентных сыщиков – Насти Каменской. От прочих писателей-детективщиков ее романы отличает психологизм, взгляд со стороны, отсутствие идеальных героев. В книгах Марининой поимка преступника – не главная цель: читатель погружается в отношения и взаимосвязи между людьми. Произведения Александры Марининой переведены на 28 языков в 40 странах мира.
Детство и юность
Александра Маринина – это творческий псевдоним, которым писательница подписала первое опубликованное произведение. Марина Анатольевна Алексеева родилась во Львове в июне 1957-го. Биография королевы детективов тесно связана со службой в органах правопорядка: там работал еще дед, отец был сотрудником уголовного розыска, специализировался на раскрытии квартирных и музейных краж, мама преподавала юридические дисциплины. Детство Марины прошло в Ленинграде, затем отца перевели на работу в ГУВД Москвы.
Помимо английской спецшколы, девочка окончила музыкальную, мечтала стать киноведом, но юридическое окружение сыграло свою роль: в 1979 году Марина окончила юрфак Московского государственного университета. По распределению работала в Академии МВД и прошла путь от лаборанта до старшего научного сотрудника, защитила кандидатскую диссертацию.
Александра Маринина в милицейской форме
С 1994 по 1998 годы Маринина работала в Московском юридическом институте (ныне-университете) МВД России в должности заместителя начальника и главного редактора. В 1998-м вышла в отставку. Маринина дослужилась до подполковника милиции, но не «в полях», а занимаясь криминологией, прогнозированием и анализом, изучая личности преступников.
Литература
Александра Маринина – первый российский писатель, заработавший литературным трудом 1 млн долларов. Писать Маринина, по собственному признанию, начала в 1991-м, находясь в отпуске. Повесть «Шестикрылый Серафим» опубликована в журнале «Милиция», издаваемом Министерством внутренних дел. В романе «Стечение обстоятельств» подполковник милиции изложила свое видение правоохранительной системы и пути дальнейшего развития.
Писательница Александра Маринина
В своих произведениях Александра не описывает случаи из практики, не пользуется специфической служебной информацией, и ей льстит, когда коллеги, судьи или прокуроры отмечают точность и профессионализм действий героев. На реальной истории, прочитанной в газете, основан только детектив «Иллюзия греха». А вот та самая Каменская – на 90% воплощение автора.
Елена Яковлева в роли Анастасии Каменской
Героиня большинства романов Марининой полюбилась миллионам читателей, на телеэкране ее воплотила народная артистка России Елена Яковлева. Впервые Каменская появилась в «Стечении обстоятельств». Затем были экранизированы «Убийца поневоле», «Черный список», «Не мешайте палачу», «Реквием». Серия пополнялась несколькими романами и соответствующими телефильмами в год. Текст «Убийцы поневоле» использован в научных изысканиях филологов на предмет особенностей современной русской прозы. За детектив «Смерть ради смерти» о таинственных убийствах в НИИ Маринина удостоена премии МВД России.
Книга Александры Марининой «Чувство льда»
В начале 2000-х истории с Каменской выходили реже (по словам автора, ей стало скучно), появился новый герой – участковый Дорошин, новая серия книг – «Преступления правильной жизни». В рамках нового цикла опубликованы романы «Чувство льда» и «Все не так», первый из них вошел в лонг-лист национальной литературной премии «Большая книга». К слову, из-за книги «Замена объекта» у Марининой произошел конфликт с Управлением внутренних дел по городу Москве, так как оно усмотрело в действиях главного героя Дорошина оправдание должностных нарушений.
Книга Александры Марининой «Последний рассвет»
Дилогия «Личные мотивы» удостоена второй премии «Электронная буква» как лучший детектив и бестселлер 2011 года, а Александра Маринина признана лучшим автором по объему продаж.
Книга Александры Марининой «Казнь без злого умысла»
В романе «Жизнь после жизни» Александра отправила подполковника Каменскую на пенсию. Как сказала сама писательница, это роман не столько о новом деле сыщика – пенсионерки, а о том, как человеку в зрелом возрасте, получившему относительную свободу от должностной рутины, найти себя на новом жизненном этапе.
В 2012 году стал бестселлером внецикловый детектив «Бой тигров в долине». Через год вышел отдельный роман «Последний рассвет», по отзывам читателей – изящное сочетание интриги и философских размышлений. В книге вновь появился оперативник Антон Сташис.
Книга Александры Марининой «Обратная сила»
В 2014-м, после перерыва в несколько лет, писательница вернулась к истории с Каменской в детективах «Ангелы на льду не выживают» и «Казнь без злого умысла». Героиня романов уже вышла в отставку и работает частным сыщиком.
Трехтомник «Обратная сила», вышедший в 2016 году, охватывает несколько поколений одной семьи. Психологическая сага вызвала неоднозначные отзывы: от Марининой привыкли ожидать детектива, а в этот раз читатели получили размышления о ценностях жизни, описание истории, семейных разборок. Некоторые читатели обвинили Александру в непатриотичности, безликости персонажей. Хотя сама писательница считает, что сделала попытку отойти от детективного жанра еще в 2001-м, когда написала семейную сагу «Тот, кто знает».
Книга Александры Марининой «Цена вопроса»
Личная жизнь
О первом муже-сыщике информации нет, с нынешним Александра Маринина познакомилась в трамвае. Сергей Заточный, как в песне поется, настоящий полковник, тоже в отставке, доцент Академии МВД России. На момент знакомства у Сергея была семья. Женился он на Александре, только когда сыну исполнилось 18 лет. Дома у Марининой живут два сенбернара и персидская кошка. Совместными детьми супруги так и не обзавелись.
Александра Маринина и ее муж Сергей Заточный
Александра Маринина сейчас
В 2017 году увидел свет двухтомник Александры Марининой под названием «Цена вопроса». В романе новый герой – генерал Валерий Шарков, куратор специальной Программы, которая должна изменить правоохранительную систему.
Александра Маринина
Об авторе
Александра Маринина – псевдоним российской писательницы Марины Анатольевны Алексеевой, признанного мастера детективного жанра.
Краткая биография
Марина Анатольевна родилась 16 июня 1957 года в Львове, Украина. Позже она переехала в Ленинград, где училась в английской спецшколе №183, а затем – в Москву, где посещала школы №17 и №9. Кроме того, Алексеева была ученицей Ленинградской музыкальной школы имени Римского-Корсакова. В течение долгого времени она мечтала стать киноведом и читала книги по истории и теории кино, изучала биографии великих кинематографистов и сценарии зарубежных фильмов.
В 1979 году Марина Анатольевна получила диплом юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и по распределению поступила на службу в Академию МВД СССР. Она начала карьеру с должности лаборанта, а уже через год стала научным сотрудником и получила звание лейтенанта милиции. Алексеева изучала личности преступников с аномалиями психики, а также преступников, которые уже не в первый раз совершали насильственные преступления. В 1986 году писательница защитила кандидатскую диссертацию «Личность осужденного за насильственные преступления и предупреждение специального рецидива».
С 1987 года Марина Алексеева, как и ее героиня Настя Каменская, занималась анализом и прогнозированием преступности. Она издала несколько десятков научных трудов по этой теме, монография „Crime and Crime Prevention in Moscow“ была напечатана UNICRI – Межрегиональным институтом ООН по проблемам преступности и правосудия.
С 1994 по 1998 год Марина Анатольевна была заместителем начальника и главным редактором научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела Московского юридического института МВД России. В отставку она ушла в звании подполковника милиции.
Алексеева замужем за полковником милиции Сергеем Заточным. В свободное время она играет на фортепиано, раскладывает пасьянс или собирает пазлы, смотрит мелодрамы и психологические детективы. У Марины Анатольевны есть коллекция колокольчиков.
Литературное творчество
Писательница работает в жанрах детектива, исторического романа и семейной саги. Известный псевдоним появился в 1992 году, когда Марина Анатольевна в соавторстве с Александром Горкиным опубликовали в журнале «Милиция» повесть «Шестикрылый Серафим», подписав ее псевдонимом «Александра Маринина». Позже Алексеева стала использовать его постоянно.
В 1993 году в свет вышел первым роман об Анастасии Каменской – оперуполномоченной московского уголовного розыска. В 1995 году Александра Маринина начала сотрудничать с издательством «Эксмо», где ее детективы выходили в составе серии «Черная кошка». Тогда же писательница получила премию МВД России за лучшее произведение о работе российской милиции.
В 1998 году на Московской международной книжной выставке-ярмарке Маринина получила звание «Писателя года». Она также стала лауреатом премии журнала «Огонек» в номинации «Успех года» и заключила первый контракт с зарубежными издателями.
Сегодня издано пятьдесят романов Александры Марининой, ее произведения переведены на два десятка языков и продаются без малого в тридцати странах. На экраны вышло несколько фильмов и телевизионных сериалов по сюжетам ее книг. Писательница стала обладательницей литературных премий, в том числе премии журнала «Огонек», «Электронная буква» и «Олимпия».
Большое интервью с Александрой Марининой: Жанру детектива я изменяю направо и налево
Известная российская писательница Александра Маринина (настоящее имя — Марина Алексеева) отмечает в среду день рождения. В эксклюзивном интервью ФАН автор детективных романов рассказала, является ли персонаж Анастасия Каменская ее альтер эго, что она думает о современных читателях и почему ее романов нет в тюремных библиотеках.
— Марина Анатольевна, говорят, что в библиотечные фонды некоторых колоний запрещено предлагать ваши детективы. Действительно ли заключенным нельзя их читать?
— Я не могу судить, имеет этот вопрос под собой основания или это чистая выдумка для очередного хайпа. Этот вопрос мне задавали неоднократно. Мне самой из официальных источников об этом о запрете никогда не было известно. Знаю только со слов журналистов, но где они об этом узнали или услышали, ни один из них мне не ответил. Не думаю, что это правда.
Я не пишу ничего такого, о чем не знают сами преступники, непонятно, почему им нельзя это читать. Мое личное общение с довольно большим числом людей, осужденных за тяжкие преступления, привело меня к мысли, которую я излагала сначала в научных коллективах, а потом в художественных произведениях — преступники ничем не отличаются от «непреступников». За исключением одной маленькой детали — одних поймали, других нет.
Эта мысль действительно может разлагающе подействовать на тех, кто отбывает наказание, но ничего супероригинального в ней, мне кажется, нет. Стоит ли делать из этого какие-то секреты?
— Не пишут ли вам письма из мест заключения?
— Сейчас уже нет, а в 90-е годы писали довольно много, причем бумажные письма. Осужденные писали очень многим людям — и писателям, и депутатам, и кинематографистам. Не было интернета, не было мобильных телефонов, и отбывающие наказание таким образом развлекались в надежде на то, что кто-нибудь откликнется, приедет, добьется разрешения встретиться с ними.
А еще, не дай бог, кто-нибудь поверит, что они действительно не виноваты. Тогда тем более будет движуха! Для них это было развлечением, им скучно. Сейчас им там уже, наверное, не очень скучно, потому что жизнь технологически поменялась, и режимные условия иные.
Мне писали не потому, что я такая необыкновенная и со мной можно поделиться сокровенным. Я бывала по работе в местах лишения свободы, много времени там провела и знаю, как они развлекаются. В советское время в тюрьмах в больших тетрадях писали порнографические романы, мне их показывали. Я их читала, долго хохотала.
— Издатели говорят о падении спроса, пиратстве, проникновении новых технологий. Учителя — о том, что дети перестали читать. Что вы думаете о престиже чтения и сегодняшней читательской аудитории?
— Сегодня читают все-таки много. Другое дело, что художественная литература действительно становится менее востребованной, но зато очень популярна категория «нон-фикшн» — модные нынче методики личностного роста: как преуспеть в бизнесе, заработать деньги, как добиться спокойствия и правильно вести себя на собеседованиях —лайфхаки.
— А как же нетленное «книга — источник знаний», надежда, что не только семья и школа вытянет ребенка, а книги сделают его культурным и хорошим?
— Книги никогда — в XX веке и позже — не были источником воспитания. И не должны быть, это не их функция. Книга — это вообще про другое. Это текст, который автор написал для чего-то. Может, у него внутри «болит» какая-то проблема, и он хочет выкричаться, как в ямку пошептать. Может быть, у него в голове есть какая-то интересная история, и он надеется, что она понравится большому количеству читателей, что книга будет хорошо продаваться, он заработает деньги и прославится. Может быть, он хочет поделиться какими-то знаниями, которыми обладает, и ему обидно, что эти знания не получают широкого распространения.
Сегодня эту функцию на 90% выполняет нон-фикшн, а в оставшиеся 10% входят такие авторы, как, например, французский писатель Франк Тилье.
— У нас издается?
— Да. Я очень люблю его книги — и прочитала все изданные на русском языке. В одних произведениях у него проблемы совместимости групп крови, генетики, в других — проблемы работы мозга и памяти, математика. Он ученый, много лет занимался наукой и преподаванием, и действительно очень много знает. Он придумывает сюжеты для того, чтобы этими знаниями поделиться — естественно, в детективной интриге. Мне это безумно интересно.
— Время меняется, а вы своему детективному жанру не изменяете…
— Ну почему, я своему жанру изменяю направо и налево! Кроме детективов у меня изданы и семейные саги, и семейные романы, и психологические драмы.
— В чем вы измеряете популярность и успех того, что вы делаете?
— Я вообще не измеряю, зачем? Получилось или не получилось — этого не знает никто. Ведь если мерить, скажем, откликами читателей, то есть среди них те, которым от меня нужен только детектив — они страшно недовольны, пишут разгромные отзывы, им не нужна философия, им не нужна психология, им не нужны рассуждения о жизни.
Но есть довольно большой слой моих читателей, которым нравится все — и детективное, и не детективное, я им интересна как личность, и им близко все, о чем я считаю нужным рассказать. Поэтому тут нечем померить.
Ничего плохого в этом нет. Кто-то любит чай, а кто-то кофе — нельзя же сказать, что одни хорошие, а другие плохие, просто у всех разные потребности.
— На днях должна состояться церемония вручения премии «Русский детектив». В главной номинации «Преступление и наказание: Детектив года» победу одержала ваша книга «Другая правда. Том 1»…
— Сам конкурс проходил в 2020 году. Вручение премии должно было состояться в ноябре, но из-за карантинных ограничений церемонию решили провести позже. Безумно жаль, очень горько и обидно, что две замечательные писательницы не дожили до этого момента — Татьяна Полякова и Екатерина Вильмонт.
— Давайте поговорим о романе «Другая правда». Чем он вам дорог?
— Для меня это был очень интересный опыт, потому что мне в руки попало настоящее уголовное дело 1998 года. И я еще очень долго смеялась, потому что вдруг обнаружила на нескольких постановлениях подпись Елены Топильской, известного автора детективов («Тайны следствия» — это ее). Она только в последние годы ушла в преподавание, а до этого была сначала следователем, а потом прокурорским работником.
И я подумала — не зря мне это дело попало в руки! Я его очень внимательно прочитала, у меня возникла масса вопросов, и я подумала: почему бы мне не написать историю с использованием материалов этого дела? И именно историю изучения материалов дела?
В романе почти нет действия, но очень много анализа, документов, неожиданных выводов следствия и попыток анализировать эти выводы спустя 20 лет. Экранизировать это невозможно, как мне кажется. Во всяком случае, интереса к этому никто не проявлял — и не думаю, что проявит.
— Какое у вас отношение к экранизациям и предстоит ли скором времени увидеть новую экранизацию ваших произведений?
— В ближайшее время ничего не предстоит. Некоторые авторы создают произведения с прицелом на экранизацию, и в этих случаях экранизация им, скорее всего, обеспечена, причем без всяких искажений.
Например, незабвенный Сидни Шелдон всегда писал книги так, чтобы их было легко экранизировать. У Шелдона, естественно, это получалось блистательно, потому что у него был многолетний опыт работы сценаристом в Голливуде.
Если автор пишет без прицела на экранизацию, то экранизация неизбежно будет очень далека от изначального текста. Вот я отношусь, к сожалению, именно к этой категории.
— Вы начинали карьеру писательницы в 40 лет, а до этого и образование, и профессия ваши были связаны с структурами МВД. Кто входит в ваше ближайшее окружение, с кем вы дружите?
— Во всем моем окружении ровно четыре человека: муж, две подруги и литературный агент. Я нигде не бываю, ни с кем не тусуюсь. Я много читаю, смотрю, получаю информацию, много думаю и много копаюсь в себе. Ну и, кроме того, люди, с которыми я общаюсь лично и плотно, мне рассказывают о своих знакомых, о каких-то жизненных ситуациях, которые они наблюдали, и это я тоже обдумываю.
Да, я наблюдатель, а не тусовщик, я не люблю разговоров, я не люблю компании, мне это все тяжело, я люблю тишину и одиночество.
— Ваши детективы начали экранизировать в 1999 году. Интерес к Каменской был необъятным, сериал видели еще и в Латвии, на Украине, в Германии и Франции. Многие считают Каменскую вашим альтер эго. Как вы к ней относитесь?
— Я ее нежно люблю, поэтому, конечно, жалею, как себя, стараюсь оберегать по возможности от тяжелых жизненных испытаний, от горьких и невосполнимых потерь. Но я прекрасно понимаю, что она 1960 года рождения, то есть она всего на три года меня моложе, и дожить до такого возраста, ничего не пережив, никого не потеряв и ни разу не поплакав — невозможно. В чем-то она альтер эго, в чем-то нет — я не про себя пишу.
Вот кое-что новое в биографии Каменской: она с 2010 года находится в отставке, на Петровке уже не служит, а работает в частном детективном агентстве у своего друга Владислава Стасова. В данный момент в книге, которую я сейчас заканчиваю, она попросила у Стасова год отпуска без сохранения зарплаты, в течение которого хочет заняться тем, что ей всю жизнь было интересно, но не было возможности.
— Громкие, резонансные дела последних лет, шутинг, например, «расчлененки» и прочее найдут ли отражение в ваших ближайших книгах? Какие темы превращаются в литературные замыслы?
— Никогда этого не делала раньше, не делаю сейчас и не планирую делать в ближайшем будущем. Об этом шумно пишут журналисты, этого вполне достаточно, мне интересно это читать, обдумывать, но писать про это мне абсолютно не интересно.
Про конъюнктурные вещи я не пишу никогда, это скучно. Зачем? Об этом очень много пишется журналистских расследований, каких-то репортажей, об этом говорят блогеры. У меня же нет душевной потребности об этом писать.
— А про что сейчас интересно писать? Как у Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора…»
— Мой «сор» — это вещи, над которыми мне в данный момент интересно подумать. Когда я писала «Другую правду», мне было интересно в очередной раз подумать на тему «все не то, чем кажется». Об этом я написала в свое время семейную драму «Все не так».
И в этот раз мне захотелось к этому вернуться: нельзя ничего принимать за чистую монету, правда может оказаться какой угодно. А когда я писала следующую книгу, «Безупречная репутация», меня интересовал вопрос, какую цену нужно платить за поддержание своей репутации в безупречном виде и в какой момент эта цена становится избыточной. И так ли уж важна безупречная репутация.
— Вы нашли ответ этот вопрос?
— А зачем мне ответ? Мне важно поставить проблему. Я же не учебник пишу, я пишу задачник, я обрисовываю условия задачи, и каждый решает сам. И каждый найдет ответ, который ему подскажет его жизненный опыт, его способ мышления, его чувства. То, что я пишу сейчас — это проблема отдаленных последствий — или кругов по воде, как угодно.
— На постановку такого рода философского вопросов повлияли конкретные судьбы, биографии людей?
— Или прочитанное. Вот в чем польза чтения — кстати, мы с вами вернулись к вашему изначальному вопросу. Чтение — это разговор с автором. Когда автор произведения с тобой разговаривает, он рассказывает, что пришло ему в голову, о взаимосвязи событий. Если слушать его с открытым умом и с открытым сердцем, то у тебя у самого начинают кипеть мозги. Он же не просто так рассказывает — у него в голове есть мысль, и он хочет эту мысль до тебя донести.
— Я несколько раз, с промежутками в 5-10 лет, видела вас на книжных ярмарках, на встречах с читателями. И всегда поражаюсь, насколько вы прекрасно выглядите, с каждым годом все интересней. Волнует ли вас тема возраста?
— До тех пор, пока мы пытаемся выглядеть не тем, чем мы являемся на самом деле, мы будем выглядеть плохо. Как только нам становится наплевать, как только мы перестаем стесняться сами себя и говорим себе: «Я буду выглядеть так, как я выгляжу на самом деле», все сразу становится замечательно.
— Есть ли у вас девиз, который заряжает вас оптимизмом и хорошим настроением?
— Я не могу сказать, что вчера девиза не было, а сегодня он появился, и теперь мое будущее будет под этим девизом проходить. Но чего не было в детстве, не было в 20 лет, не было даже в 40 — понимания того, что, спасибо, господи, я сегодня проснулась, у меня видят глаза, слышат уши, двигаются ноги и руки, мои близкие сегодня с утра живы, здоровы и благополучны, а значит, у меня есть еще один день, когда я могу радоваться всему, что происходит, благодарить за все, что вижу, знаю, могу и умею. А что будет завтра — неизвестно.
Александра Маринина родилась в 1957 году во Львове. Окончила юридический факультет МГУ им. Ломоносова и получила распределение в Академию МВД СССР. Служебную карьеру она начала с должности лаборанта, в 1980 году была назначена на должность научного сотрудника, получила звание лейтенанта милиции. Занималась изучением личности преступника с аномалиями психики, а также преступника, совершившего повторные насильственные преступления. У писательницы более тридцати научных трудов. В феврале 1998 года писательница была уволена в отставку в звании подполковника милиции.
Произведения Александры Марининой переведены в сорока странах мира на 28 языков и изданы огромными тиражами. Персонаж книг и экранизаций автора — следователь, офицер милиции Настя Каменская получила феноменальную популярность.