Маркетинг реклама связи с общественностью что это
Маркетинг, реклама, PR: 10 отличий (настоящих)
Назовите мне самый известный фильм про маркетинг? Скорей всего ответ будет “99 франков”. Согласен. Отличный фильм, но не совсем про маркетинг.
Он про рекламу. А как на счет “Плутовства (Хвост виляет собакой)”? Тоже шикарный фильм, даже уже почти классика. Только он про PR (пиар).
Получается, фильмов про маркетинг совсем нет? Есть, к примеру, “Семейка Джонсонов”. Но я сейчас не об этом. А о том, что маркетинг, реклама и pr – это как бы одно и тоже, но при этом разница между этими понятиями существует, а значит есть как сходства, так и различия.
Три понятия
Многие думают, что маркетолог при необходимости легко превращается в пиарщика, а рекламщиком он по умолчанию является. Тоже самое можно сказать и наоборот. Всё это неправильная точка зрения. Абсолютно.
Поэтому я хочу, чтобы Вы, читая эту статью, определились для себя наконец-то, кто и что нужно Вам в данный момент времени. А не мешали эти понятия в “один стакан”. И вот почему.
Маркетинг – это управление процессами сбыта продукции на основе анализов и исследований, а также с помощью инструментов продвижения (реклама, PR и др.).
Вторая заглавная буква не случайна, ведь МаркЕтинг – это плохой МАркетинг, как шутит Игорь Манн.
Реклама – это направление в маркетинге, где целью является распространение информации о рекламируемом объекте для привлечения максимального внимания к нему.
По мне, в этой сложной фразе не хватает шутки “…максимально возможного внимания в рамках заданного бюджета” 🙂
PR (он же Public Relations, он же связи с общественностью) – это технология в маркетинге, благодаря которой происходит формирование общественного мнения об организации, бренде, личности на долгосрочной дистанции.
Факт о PR. Мне очень нравится работа Генри Форда, как специалиста по связям с общественностью. Он производил автомобили с очень крепкими и удобными дверями. И в знак благодарности получил от Бонни и Клайда хвалебное письмо о качестве и удобстве его автомобилей, которые выручают их при грабительстве банков.
Форд умело публиковал эти письма в центральных газетах, тем самым подогревая интерес к его автомобилям. То самое письмо:
Письмо от Бонни и Клайда
Таким образом, Вы прекрасно видите, что если разбираться прямо досконально (как мы всегда и делаем), то пиар и реклама если немного и различаются, то имеют одно большое сходство – оба этих направления / технологии включаются в понятие маркетинг.
Различия пиар и рекламы
Так почему же маркетолог, рекламщик и пиарщик – это разные специалисты и занимаются вроде как похожей, но при этом разной деятельностью? На это я приведу Вам свой любимый пример.
Если Вы ложитесь на операцию, то кому Вы доверите делать анестезию? Анестезиологу или самому хирургу?
Ведь хирург тоже разбирается в том, как сделать наркоз, чтобы не было негативных последствий. Просто немного меньше. Но для Вас это “немного меньше” становится критически важным фактором. Так почему подход компетентности должен меняться касательно маркетинга, пиара и рекламы?
Хорошо, с этим разобрались, давайте теперь разбираться в мелочах. Ведь дьявол как обычно кроется в них. Но перед этим небольшое пояснение.
Как Вы уже поняли, реклама и пиар очень близки друг к другу (а вот маркетинг от них кардинально отличается). Главное их различие в том, что в рекламе, как правило, превалирует экономическая составляющая, а в пиаре социальная.
То есть главная задача рекламы – продать, причем, неважно будет это товар или политический деятель. Пиар же направлен на то, чтобы сформировать положительное общественное мнение вокруг товара или политического деятеля (вспомните фильм, который я приводил).
Сделать так, чтобы потенциальные потребители стали лояльны и доверчивы к нему. И это одно из главных отличий между рекламой и пиаром. В целом же это одно и тоже.
Отличие маркетинга от пиар и рекламы
С отличием рекламы от PR мы разобрались. Теперь давайте определим сходства и различия между ними и маркетингом.
1. Целевая аудитория
Она не то чтобы разная, но если говорить правильно, более узкая. Правильный маркетинг направлен на удовлетворение потребностей узкого сегмента целевой аудитории.
Пиар же может не думать об этом. У него более широкий круг задач, и соответственно целевая аудитория всегда сильно шире.
2. Оценка результатов
PR и маркетинг разнятся в измеримости результатов. Результат от маркетинга довольно легко измерить. От него происходит увеличение продаж чаще всего в моменте, за счет правильно выстроенной маркетинговой стратегии и рекламы. Пиар же, в свою очередь, очень тяжело оценить.
Что такое PR, для чего нужен и как делать успешный пиар
Что такое PR
PR — это не просто технологии коммуникации. Специалисты по связям с общественностью или PR-менеджеры помогают бизнесу и частным лицам укреплять репутацию в обществе. Они также помогают защищать репутацию заказчика, если ей что-то угрожает.
Пиар использует различные оплачиваемые и некоммерческие каналы коммуникации, включая:
Использование бесплатных площадок и каналов для продвижения имеет свои преимущества. Это не воспринимается публикой с таким скептицизмом, как платная реклама.
PR или связям с общественностью не так просто дать определение. Их нельзя в полной мере отнести ни к маркетингу, ни к рекламе.
В 2012 году Американское общество по связям с общественностью (PRSA) рассмотрело несколько тысяч вариантов определений, прежде чем приняло окончательное решение, что такое пиар:
«Связи с общественностью — это стратегический коммуникационный процесс, позволяющий строить взаимовыгодные отношения между организациями и общественностью».
Отличия PR от маркетинга и рекламы
PR отличается от рекламы. PR-агентства не специализируются на оплачиваемых рекламных акциях.
Реклама является формой маркетинга и направлена на повышение узнаваемости бренда или продукта, рост продаж и прибыли заказчика. Преимущественно — это прямое оплачиваемое продвижение. Пиар работает несколько иначе.
PR действует более тонко, формируя не спрос, а положительный имидж компании, на основе которого впоследствии выстраивается интерес как потребителей, так и партнёров и даже государства.
Функции PR
Функции PR-менеджера или агентства по связям с общественностью включают в себя:
Создание позитивной репутации
В отличие от рекламодателей, которые рассказывают о себе за вознаграждение рекламным площадкам, пиарщики прибегают к другим методам.
Способы продвижения в таком случае включают традиционные средства массовой информации, социальные сети или выступления, которые являются особенно эффективными для охвата широкой аудитории. Имейте в виду, что пиарщик не просто пытается выйти на платящего клиента — он доносит идею до всех.
Рассмотрим небольшую компанию, только что получившую награду «Лучшая компания по дизайну интерьеров в среднем ценовом сегменте». PR-менеджер может попросить репортера написать заметку об этом достижении на местном ресурсе, чтобы распространить новость среди общественности и повысить авторитет среди партнёров и заказчиков.
Наряду с созданием надежной репутации бизнеса, специалист по связям с общественностью также помогает общественности получить информацию о самой награде.
Связи с общественностью распространяются и на государственные органы. PR-менеджеры могут проводить политические кампании или разъяснять общественности новую политику.
PR как защита от рисков
PR не просто используется для позитивного сторителлинга в широком смысле. Он также работает на устранение любого ущерба, который могут нанести репутации клиента негативные события.
Отличие связей с общественностью от маркетинга
Отличие связей с общественностью от маркетинга
Несмотря на тот факт, что четкая граница между маркетингом и сферой связей с общественностью отсутствует, существует несколько принципиальных отличий деятельности по связям с общественностью от маркетинга.
Функции маркетинга и связей с общественностью часто совпадают, поскольку обе эти сферы деятельности имеют дело с отношениями между организациями и используют схожие средства коммуникации для обращения к аудитории. Обе эти сферы деятельности имеют своей конечной задачей обеспечение успеха и экономического выживания организации. Однако к решению этой задачи связи с общественностью и маркетинг подходят с разных сторон.
Это различие можно проиллюстрировать, обратившись к опыту, проведенному во время рабочего коллоквиума в Университете штата Сан-Диего. Две группы, состоящие из преподавателей и специалистов-практиков в области маркетинга и связей с общественностью, должны были дать определение тому, что представляют собой соответственно связи с общественностью и маркетинг. После дня бурных дискуссий было предложено следующее определение того, что представляют собой связи с общественностью:
Связи с общественностью представляют собой процесс управления, целью которого является налаживание и поддержание согласия и позитивного поведения между социальными группировками, от которых зависит функционирование организации и достижение ее целей. Основной сферой ответственности связей с общественностью является построение и поддержание благоприятного для организации общественного окружения.
Группа, работавшая над определением того, что представляет собой маркетинг, дала следующее определение:
Маркетинг представляет собой процесс управления, целью которого является привлечение и удовлетворение потребностей потребителей (или клиентов), осуществляемый на долгосрочной основе и проводимый с целью выполнения экономических задач организации. Основной сферой ответственности маркетинга является формирование и поддержание благоприятной для товаров и услуг организации рыночной конъюнктуры.
Иначе говоря, если деятельность по связям с общественностью нацелена на обеспечение благоприятных для функционирования организации условий и общественной поддержки, то маркетинговая деятельность нацелена на продажу товаров и услуг данного предприятия и удовлетворение нужд его потребителей.
Джеймс Е. Грюниг, редактор книги «Совершенство в сфере коммуникационного управления и связей с общественностью («Excellence in Public Relations and Communication Management»), следующим образом подчеркивает различия между этими двумя сферами деятельности:
…задача маркетинга заключается в том, чтобы обеспечить коммуникацию между товарами и услугами некоторой организации и ее рыночным окружением. Деятельность по связям с общественностью имеет дело со всеми группами общественного окружения некоторой организации. Главная цель маркетинга заключается в том, чтобы сделать для организации деньги посредством увеличения кривой потребительского спроса. Главная цель деятельности по связям с общественностью заключается в том, чтобы сохранить деньги организации посредством построения благоприятных взаимоотношений с теми группами ее общественного окружения, которые препятствуют или, наоборот, благоприятствуют способности организации выполнять ее функции.
Как мы видим, в этом пассаже Грюниг обращает внимание на фундаментальное отличие между маркетингом и связями с общественностью посредством того, как описывается целевая аудитория организации. Специалисты по маркетингу и рекламе, как правило, говорят о «целевых рынках», «потребителях» и «клиентах». Специалисты по связям с общественностью, как правило, говорят об «аудитории», «публике» и «заинтересованных сторонах». В число этих групп могут входить любые группы общественного окружения, которые оказывают влияние на данную организацию или, напротив, сами подвергаются влиянию с ее стороны. По мнению Грюнига, «публика может быть образована любыми заинтересованными сторонами, такими как сотрудники организации, местное сообщество, владельцы акций, правительственные организации, студенты, поставщики, финансирующие организации и потребители».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
98. Изучение внутренней структуры связей, сравнение структуры связей в разных совокупностях
98. Изучение внутренней структуры связей, сравнение структуры связей в разных совокупностях Изучение внутренней структуры связей в системе показателей имеет большое аналитическое значение, так как позволяет познавать механизм функционирования экономического объекта,
136. Есть ли принципиальное отличие «человека от маркетинга» от «человека от продаж»?
136. Есть ли принципиальное отличие «человека от маркетинга» от «человека от продаж»? Несомненно – но на стартовых позициях.Однако чем выше позиция маркетера, тем больше он похож на «человека от продаж». И наоборот.А топ-менеджеры и владельцы бизнесов просто обязаны быть
Орудие маркетинга № 4: связи с общественностью
Орудие маркетинга № 4: связи с общественностью Что же такое связи с общественностью, или пиар? Вы, например, проводите пиар-акции, когда устраиваете шумные массовые мероприятия, такие как фуршеты на отраслевых выставках или раздача рекламной продукции клиентам. Пиар
Социальная роль связей с общественностью
Социальная роль связей с общественностью Итак, на часах 9.00 утра, и Анна-Мария (исполнительный администратор одной из фирм по связям с общественностью из Сан-Франциско) сидит за своим компьютером и работает над новым пресс-релизом, который посвящен выходу в свет нового
Другие термины, используемые в сфере связей с общественностью
Другие термины, используемые в сфере связей с общественностью Выражение связи с общественностью используется во всем мире как своего рода зонтичный термин. 64 из 69 национальных ассоциаций организаций, работающих в сфере связей с общественностью, от Арабского общества
Отличие связей с общественностью от журналистики
Отличие связей с общественностью от журналистики Деятельность по написанию текстов является частью профессиональной деятельности как профессионалов, работающих в области журналистики, так и специалистов по связям с общественностью. Более того, эти профессии имеют
Отличие связей с общественностью от рекламы
Отличие связей с общественностью от рекламы Так же как многие люди ошибочно приравнивают друг к другу такие понятия, как паблисити и связи с общественностью, существует и некоторое ошибочное мнение относительно различия между паблисити (как одной из сфер деятельности
Глобальная значимость связей с общественностью
Глобальная значимость связей с общественностью В сегодняшнем мире, более чем когда-либо ранее, существует потребность не столько в большем количестве информации, сколько в тех людях, которые осуществляют осмысленную коммуникацию; в людях, которые могут помочь в
Глава 2 Историческое развитие связей с общественностью
Глава 2 Историческое развитие связей с общественностью Краткое содержание главыЦель данной главы заключается в том, чтобы ознакомить студентов с самыми значительными событиями в истории связей с общественностью, рассказать о самых известных личностях, благодаря
Истоки связей с общественностью
Истоки связей с общественностью Связи с общественностью – это феномен XX в., корни которого уходят глубоко в историю в том смысле, что эти связи так же стары, как и сама коммуникация между людьми. Еще во время расцвета таких цивилизаций, как Вавилон, Древняя Греция и Древний
Развитие различных компонентов связей с общественностью
Развитие различных компонентов связей с общественностью Прекрасный способ понять, что представляют собой связи с общественностью сегодня, – исследование эволюции основных компонентов этой деятельности, а именно работы с прессой, паблисити и консалтинга. Следует
Глава 4 Личность в практике связей с общественностью
Глава 4 Личность в практике связей с общественностью Краткое содержание главыЦель данной главы – дать представление о том, какое место в практике связей с общественностью занимает отдельный индивидуум и с какими выгодами и проблемами он сталкивается в своей
Значение связей с общественностью
Значение связей с общественностью Входя в столь сложную и быстро развивающуюся профессиональную область, как связи с общественностью, человек может выбрать множество путей своей карьеры. Совокупность персональных умений и навыков, которые помогают добиться успеха в
Природа аудитории в сфере связей с общественностью
Природа аудитории в сфере связей с общественностью Если бы аудитория, к которой обращаются практики по связям с общественностью, была монолитным целым, работа таких специалистов была бы гораздо проще и требовала гораздо меньших усилий впоследствии. В действительности
Возможности связей с общественностью в онлайновых СМИ
Возможности связей с общественностью в онлайновых СМИ Домашние страницы во Всемирной паутине предлагают необычные возможности привлечь внимание аудитории сообщением в той самой форме, в какой специалист по связям с общественностью его задумает, поскольку материалы в
Роль связей с общественностью
Роль связей с общественностью Широкая сфера работы в области связей с общественностью включает и некоммерческие институты. Цель этих институтов – не получить коммерческую прибыль, а разнообразными способами улучшить условия жизни человека.Диапазон некоммерческих
PR (пиар, связи с общественностью)
Что такое пиар (определения)
Американская Ассоциация по связям с общественностью (Public Relations Society of America, PRSA) впервые определила понятие PR в 1988 году: «PR помогает взаимной адаптации организации и ее потребителей». Основными функциями PR, согласно PRSA, являются изучение аудитории, планирование, налаживание диалога и оценка.
Эдвард Льюис Бернейс (Edward Louis Bernays) и Айви Ли (Ivy Lee), авторы базовой теории PR (а Бернейс еще и мастер пропаганды), в начале 90-х определяли PR как управление, нацеленное на координирование отношений с аудиторией, выбор политики компании и ее конкретных действий, а также выявления интереса компании и достижение публичного признания и доверия.
Сегодня PR определяют, как «один из вариантов управленческой деятельности, нацеленной на повышение эффективности организации и улучшение ее стратегических перспектив, а также на взаимодействие с людьми, которые необходимы для выполнения этих задач» (Robert R. Health, Encyclopedia of Public Relations). По существу, это управленческие функции, сфокусированные на организации двустороннего общения и повышении пользы от взаимоотношений организации и общества. Построение эффективных связей с общественностью заключается в том, чтобы передавать сообщения, отражающие цели организации, и направленные на повышение прибыли, но также и удовлетворяющие потребности аудитории.
Широко распространено также определение «Пиар — это управление взаимоотношениями».
PR в широком смысле
PR (public relations, паблик рилейшнз, связи с общественностью, пиар) — это управление потоками информации между организацией и общественностью.
Цель PR — создание положительного образа организации в сознании потенциального потребителя, а также других заинтересованных сторон.
Инструментарий PR обширен: выступление с докладами на конференциях, участие в конкурсах и фестивалях, работа с прессой и разрешение кадровых вопросов — и так далее.
PR в области политики
Полит.технологии также являются частным случаем PR.
Также следует различать интересное ответвление PR-деятельности — GR (Government Relations), то есть дословно: взаимодействие с органами государственной власти. GR обычно занимаются специально выделенные сотрудники или подразделения и эта деятельность имеет необычную глубокую специфику.
Группы лоббистов
Во всех странах мира различные финансово-промышленные группировки пытаются оказывать на свои правительства и парламенты неявное давление, проталкивая выгодные для себя законы. От лица этих группировок действуют профессиональные лоббисты, представляющие долгосрочный и системный интерес своих нанимателей.
«Фасадные группы»
Иногда лоббисты скрывают истинные мотивы своей деятельности, используя для достижения целей общественные группы, которые в английском языке носят название front groups (в русском нет устоявшегося термина, встречаются варианты «группа-ширма», «фасадная группа», или же «общественные организации (группы) со скрытыми мотивами»).
«Фасадные группы» якобы пекутся о благе всего общества, но фактически действуют в интересах своего клиента, связь с которым не афишируется. Скажем, в Соединенных Штатах угольная промышленность создала группы защитников окружающей среды, которые утверждают, что повышение содержания СО2 в атмосфере и глобальное потепление в перспективе вещи полезные, так как создают благоприятные климатические условия для растениеводства. Другой пример: поставщики оборудования для баров провоцируют граждан на столкновения с группами противников потребления алкоголя.
С такой формой лоббирования давно и, похоже, безуспешно борются многочисленные общественные организации. Критики «фасадных групп» выступают против того, что PR становится «пропагандой за бешеные деньги», что PR «фабрикует новости», организует псевдонародную поддержку чисто коммерческим инициативам, шпионит за гражданами и находится в сговоре с политиками, подрывая демократические устои.
PR в маркетинге
Паблик рилейшнз (PR, public relations) в целях маркетинга – особая управленческая функция маркетинга, которая помогает устанавливать и поддерживать тесную коммуникацию, взаимопонимание и сотрудничество между организацией, брендом, личностью и связанной с ними общественностью.
Public Relations — это продолжительные, планируемые усилия, которые направлены на создание и поддержку взаимопонимания и доброжелательных отношений между организацией и общественностью (потенциально заинтересованными в продукте или услуге данной организации сторонами). PR — это искусство правильно подать информацию, сделать так, чтобы один факт был более важен, чем другой, помочь информации найти свою аудиторию.
Паблик рилейшнз (PR) в службе маркетинга относят к маркетинговым коммуникациям. Эти коммуникации отличаются от коммуникации, формируемых в обыденной жизни и массовых коммуникаций. Но проводятся не маркетологами, а представителями pr-отдела. Например, рассылку писем больше можно признать классической зоной ответственности отдела связей с общественностью. Хотя эта рассылка может поддерживать и маркетинговые усилия компании.
Цель PR — продвижение и защита образа (имиджа, престижа) фирмы, бренда или личности.
Задача PR — поддержание контактов с целевой аудиторией, общественными институтами, ключевыми журналистами в соответствующих сферах (пресса, журналы, радио, ТВ). PR по существу процесс «инвестирования» в имидж.
PR в Инстаграме, ВКонтакте, Facebook и других соцсетях
Активным пользователям социальных сетей тоже полезно знать про пиар. Пиарить можно свой пользовательский аккаунт или рабочий. В современном мире очень часто бизнес ведется через социальные сети и они — замечательная площадка для пиара.
Для того чтобы пропиариться без затрат:
Принципы PR
Отличие PR от маркетинга и рекламы
Отличия пиара от рекламы
Главное их различие в том, что в рекламе, как правило, превалирует экономическая составляющая, а в пиаре социальная.
То есть главная задача рекламы – продать, причем, неважно будет это товар или политический деятель. Пиар же направлен на то, чтобы сформировать положительное общественное мнение вокруг товара или политического деятеля (вспомните фильм, который я приводил).
Сделать так, чтобы потенциальные потребители стали лояльны и доверчивы к нему. И это одно из главных отличий между рекламой и пиаром. В целом же это одно и тоже.
Отличия пиара от маркетинга
Соотношение PR, маркетинга и рекламы
Маркетинг шире, чем реклама (реклама — частный случай маркетинга).
Пиар шире, чем маркетинг (маркетинг — частный случай PR).
Таким образом PR включает в себя маркетинг и рекламу.
Различия в целях, задачах, средствах и инструментах.
Соотношение PR, маркетинга и рекламы
Внутренний и внешний PR
Внутренний пиар также называют внутрикорпоративным. Основная задача внутреннего PR — создание благоприятных и доверительных отношений руководства компании с персоналом на всех уровнях управления, стимулирование появления у работника чувства причастности и гордости тем, что человек работает в компании.
Считается, что приверженный организации работник будет лучше обслуживать клиентов и более внимательно прислушиваться к их запросам и нуждам. Это часть формирования так называемой корпоративной культуры.
Тот самый Эдвард Бернейс утверждал, что внутренний пиар и есть пропаганда. Пропаганду ведут в первую очередь среди своих, в своих рядах.
Внутренние функций PR, такие как кадровые и финансовые, связаны с задачами эффективной работы производственной структуры компании и обеспечения ее экономической, маркетинговой и социальной устойчивости. Это достигается за счет формирования благоприятного публичного климата как внутри компании.
Внешний PR — работа с внешней средой компании: с конкурентами, партнерами, инвесторами, покупателями, клиентами, со всеми, кроме сотрудников компании. Основная задача внешнего PR — формирование благоприятного имиджа, продвижение.
Субъект PR-деятельности
Человек, формальная или неформальная группа людей, социальные, государственные и коммерческие институты, – производители некоего действия и носители мнения об объекте PR-деятельности – все те, на что направлена практическая или познавательная PR-деятельность
Объект PR-деятельности
Предметы, люди, имена людей, предметов и марок, действия, представление и мнение о которых у субъектов PR-деятельности подлежат формированию или корректировке.
Инструменты PR
Рекламно-информационные, пропагандистские, социальные и маркетинговые средства, действия и коммуникации, используемые для воздействия на субъекта PR-деятельности: формирование или изменение его отношения к объекту PR-деятельности, в целях достижения запланированного результата.
Менеджер по связям с общественностью (pr-менеджер)
Менеджер по общественным отношениям — это человек, который занимается комплексом работ по установлению благоприятных отношений заказчика с внешней средой (публикации в СМИ, соцсетях, новостях). Также он формирует благоприятный имидж компании.
В конце каждой пиар-кампании менеджер анализирует выполнение поставленных задач, отображая это в отчёте для начальства.
Обязанности pr-специалиста
Знания и навыки pr-менеджера
Пиар менеджер обладает такими профессиональными навыками, как:
Личные качества менеджера по связям с общественностью
Плюсы и минусы профессии
Положительные моменты
Минусы
Сможет ли специалист по маркетингу заниматься рекламой или пиаром?
На мой взгляд — да. Если будет понимать принципы и смотреть на pr, маркетинг и рекламу шире, но в едином ключе — увеличение прибыли бизнеса.
Как делать эффективный пиар
Эффективный PR предполагает связи со СМИ. При их отсутствии (невозможности, нежелания связываться напрямую) создается искусственная ситуация, которая сама приводит журналистов за сенсацией. Для этого используется ряд формул.
PR-формула «Ты очевидец»
Здесь не обязательно выжидать момент. Главное — сделать качественную постановку и использовать ее в своих целях.
Можно, например, снять, как разносчик пиццы пытается всеми силами добраться до двери клиента в гололед. Зрители как минимум оценят старания или необычайную ловкость.
Формула «Скандал на скандале»
Необходимо создать новость, эмоционально расшатывающую клиентов (удивление, страх, недопонимание, лояльность, озадаченность). Основной плюс такой рекламы — естественность и правдоподобность. Например, пустите слух, что приглашаете на бесплатную интимную стрижку мужей своих нерадивых клиенток, которые жалуются на качество сервиса.
Формула «Социалка»
Подход предполагает создание акции по решению социально важных проблем (экология, инвалиды, больные дети, бюрократия). Например, можно снять фильм про помощь животным в условиях дикой среды. Обязательно с отражением конкретных мероприятий и личного интереса.
Формула «Необычный товар»
Формула предполагает донесение до потребителя необычной идеи. Необходимо придумать лот, который заинтересует или обрадует клиента. Например, магазин парфюмерии к 8 марта может предложить купить талон на отпущение грехов. Ход могут воспринять неоднозначно, но мужчин задумка явно рассмешит.
Формула «Подстелить соломку»
В качестве примера можно привести технологию выверенной версии бренда (Doctored Version of Spin). Печатается некая статья на главном сайте или другом важном источнике. Далее пишется провокационная новость при поддержке дружественных СМИ. Заинтересованные лица в попытках найти нужную информацию придут именно к вам. Например, создайте фейк о выигрыше в лотерею или о раздевшейся ради туфель девушке.
Формула «Первое апреля»
Эту формулу использовать не надо! Прием оценивается как крайне негативный. В поисках популярности фирмы идут на необдуманный шаг и обещают пир духа. В итоге аудитория или пресса так и не дожидается сенсации.
Например, когда ничем не примечательный ресторан обещает представить свой шедевр кулинарии, а он оказывается обычным салатом. Или когда задумывается необычный конкурс с участием клиентов, но их воодушевление пропадает при оглашении условий, на которые не готовы участники. Пресса в итоге остается без материала и часто пишет негатив.
Формула информационного взрыва «ППЦ»
ППЦ = парадокс — повестка дня — ценность. Такая цепочка представляет собой формулу информационного взрыва. Парадоксом выступает действие или объект, который нарушает связи сознания. Под повесткой дня подразумевают плановое событие, к которому готовятся. Это может быть праздник либо любой знаменательный день календаря. Фактор ценности оценивается по-разному.
Любой интересный герой, событие, умения или талант, история или особенная услуга может представлять ценность. При правильном оповещении события и подачи информации по нужным каналам пиар-бомба срабатывает за считанные дни.
Формула «Опидо..шивание конкурента»
Эта формула часто использовалась в предвыборных полит.технологиях 90-х годов в России и странах СНГ. Суть проста. В предвыборный период есть крайние сроки агитации (часто за сутки до самих выборов запрещается всякая пропагандистская работа). И если на выборах намечается явный фаворит, то его можно технично вывести из игры, за ночь перед выборами заклеив все двери подъездов нужного предвыборного района листовками с примерным содержанием: «Геи города ХХХ поддерживают кандидата ZZZ!».
Учитывая массовое негативное отношение к геям в российском обществе, это моментально лишало кандидата поддержки, а поделать он уже ничего не мог, потому что к этому моменту уже наступали «сутки тишины» и контр-пиар вести было уже невозможно.
Создание PR-стратегии по шагам
Под PR-стратегией принято подразумевать план действий, которые направлены на продвижение продукта, компании или персоны на рынке посредством работы с целевой аудиторий. У неё есть цели и задачи, предполагаемые результаты и система их оценки, бюджет и сроки выполнения.
Обычно на реализацию PR-стратегии закладывается от 6 месяцев до нескольких лет. Однако перед тем как приступить к активным действиям, необходимо всё рассчитать и расписать.
Анализ
Перед тем как начать работу с общественным мнением, узнайте, что говорят о вас и о ваших конкурентах в СМИ и социальных сетях. В этом помогут бесплатные и платные сервисы для отслеживания упоминаний в сети. Самые популярные из них:
После мониторинга интернет-пространства вы узнаете, как ведут себя конкуренты в онлайн-пространстве, что говорит о вашей компании общественность. Вы столкнётесь с одной из двух возможных ситуаций — либо конкуренты бездействуют, либо развёртывают активную PR-деятельность. Во втором случае придётся сильно «попотеть», иначе все потенциальные клиенты будут уходить к конкурентам.
Цели и задачи
Когда текущее положение дел будет определено, сформируйте цели и задачи PR-стратегии. Ими могут стать:
Если у вас нет конкретной цели, вы не сможете оценить эффективность каких-либо воздействий на целевую аудиторию и отследить изменения общественного мнения.
Целевая аудитория
Целевая аудитории в PR — это не только потенциальные и действующие клиенты вашей компании. В понятие «общественность» входят и другие лица:
Использовать одинаковые инструменты, чтобы повлиять на мнение всех целевых аудиторий, нельзя. Аудитории нужно сегментировать, но перед этим придётся ответить на несколько простых вопросов:
Постарайтесь как можно точнее ответить на все вопросы, ведь от этого зависит эффективность PR-кампании.
Инструменты
Существует четыре канала коммуникации с ЦА, которые помогут реализовать PR-стратегию. Среди них:
Для каждого канала есть определённый набор инструментов.
Средствам массовой информации — телевидению, газетам, интернет-изданиям — вы можете «скармливать» пресс-релизы и другие виды PR-текстов, давать комментарии и интервью, проводить специальные мероприятия, где приглашёнными гостями будут журналисты, редакторы, владельцы изданий.
Мероприятия
Мероприятия бывают разными. Устройте для своей ЦА презентацию или проведите семинар, чтобы рассказать о новом продукте или услуге, соберите круглый стол или устройте собрание, организуйте выставку или вечеринку. Бизнес-завтраки, фуршеты для журналистов, разнообразные выездные мероприятия вроде презентаций и тест-драйвов, экскурсии и пресс-туры — тоже относят к пиар-мероприятиям. Постарайтесь сделать всё на уровне, чтобы о вас заговорили и заговорили в положительном ключе.
Как гласит старый советский анекдот: «Дорогие хозяйки, помните! Бутылка водки на праздничном столе поможет не только создать хорошее настроение, но также скроет ваши кулинарные недостатки!».
Технические средства связи
К так называемым техническим средствам связи относятся горячие линии, email-рассылки, сайты, тематические интернет-порталы, блоги и новые медиа — сайты, на которых пользователи самостоятельно генерируют контент. Как пользоваться этими каналами коммуникации вы, наверняка, знаете.
Личные контакты
Недооценивать личные контакты нельзя. Порой одна встреча тет-а-тет даёт больший PR-эффект, чем десятки разосланных пресс-релизов. Помимо встреч, вы можете рассылать личные письма, публиковать годовые отчёты или готовить корпоративную периодику.
Черный пиар
«Не беда что своя корова сдохла, плохо что соседская жива» — эта поговорка показательно характеризует понятие «черный PR». Если изначальные цели белого пиара — продвижение и популяризация бренда, то его обратная, темная сторона направлена на дискредитацию и создание негативного имиджа конкурента.
В 2017 году компания «Ребус» провела анализ влияния черного пиара в интернете на бизнес компаний-клиентов. Выборка составила 243 объекта. Выяснилось следующее:
Эти данные наглядно демонстрируют, что влияние черного пиара недооценено. Между тем, такая технология выдавливания конкурентов из бизнеса уже давно из книжного понятия трансформировалась в реальность.
Чёрный пиар (англ. negative campaigning; mud slinging (разг.)) — деятельность (пиар), направленная на уничтожение благоприятного имиджа какого-либо лица, организации, политической силы и т. п.
Термин «Чёрный PR» — российского происхождения. В иностранной (англоязычной) практике выражение Black PR встречается только в смысле «PR в поддержку афроамериканцев (амер. англ. Black)».
Термин появился в конце 1980-х — начале 1990-х годов для обозначения политической и коммерческой информации, распространяемой через заказные публикации в СМИ и листовки, оплачиваемые неофициально. Как правило, данные публикации содержали компромат или другую информацию, негативно влияющую на имидж персоны или объекта.
Несмотря на российское происхождение самого термина, аналогичная деятельность существует давно и чрезвычайно хорошо развита и в иностранных государствах. Она маскируется под позитивные виды деятельности, но её смысл, задачи и методы аналогичны. К чёрному PR прибегают все крупнейшие корпорации мира и мировые политики. Чёрный PR активизируется во время избирательных кампаний.
Также черным пиаром не брезгуют транснациональные корпорации при использовании экологического терроризма — то есть принуждения конкурентов и целых стран к закрытию заводов, прекращению добычи полезных ископаемых и т.п. под давлением «правозащитных» экологических организаций вроде Greenpeace (в сети можно найти новость о нападениях на платформу «Приразломная»).
Ключевые особенности черного пиара
Технологии черного PR
Если рассматривать черный PR, можно выделить такие основные методы:
Материалы
Для подготовки этой статьи использовались материалы: