Маркетплейс что это такое и как заработать деньги
Как попасть на «Вайлдберриз» и «Озон»
10 маркетплейсов для предпринимателей
Чтобы продавать в интернете, необязательно создавать сайт.
Можно разместить продукцию на площадках-посредниках — маркетплейсах.
Такие сервисы сами вкладывают деньги в рекламу и привлекают пользователей. Раньше маркетплейсы работали с компаниями и ИП, но теперь самозанятые тоже в деле.
Собрали список маркетплейсов и проверили, на каких условиях они работают с продавцами.
О площадке. «Озон» работает с 1998 года. Сначала там продавали только книги, видео и музыку на аудиокассетах и дисках, а в двухтысячных появились и другие категории товаров.
Что продают. Книги, электронику, авиа- и железнодорожные билеты, игрушки, товары для дома и сада, косметику, одежду, обувь и многое другое. Нельзя продавать алкоголь, табак, живые цветы, животных, цифровые книги — полный список ограничений есть на сайте «Озона».
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП. Обещают скоро разрешить продавать самозанятым, но пока такой функции нет.
Как начать продавать. Зарегистрироваться на сайте: от юрлиц попросят загрузить свидетельство ОГРН или лист записи ЕГРЮЛ, свидетельство ИНН, устав компании и приказ о назначении гендиректора. От индивидуальных предпринимателей — свидетельство ОГРНИП, копию ИНН и первые два разворота паспорта.
Потом попросят принять оферту. Для работы потребуется подключить электронный документооборот — почитайте, что это такое и как настроить. После этого надо подготовить фотографии товаров и их описания. Как только заявка пройдет модерацию, можно начать продавать.
Для многих товаров попросят предоставить отказное письмо или добровольный сертификат. Эти документы уточняют, что для товаров не нужна сертификация. Они могут понадобиться маркетплейсу для покупателей или надзорных органов.
Сколько придется отдать маркетплейсу. Комиссия зависит от категории товара. Минимальная — 5%. Ее возьмут с продавцов компьютеров, телефонов, мототехники, стройматериалов. Максимальный размер — 25%, столько придется заплатить продавцам ювелирных и медицинских изделий.
Есть плата за доставку. Она меньше, если товар привозит на склад «Озона» сам поставщик, и больше, если его забирают со склада продавца, а также зависит от объема товара. Кроме того, площадка может попросить плату за хранение товара на складе «Озона». Все комиссии и тарифы можно посмотреть на сайте для продавцов.
Яндекс.Маркет
О площадке. «Яндекс-маркет» — это агрегатор интернет-магазинов. Работает с 2000 года. Магазин выгружает на «Яндекс-маркет» файл с ценами, характеристиками товаров и ссылками на свой сайт. Физически пользователь покупает товар не на «Яндексе», а на стороннем сайте.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП.
Как начать продавать. Зарегистрироваться и ввести данные предпринимателя и организации — они должны совпадать с теми, что указаны на сайте и в кассовых чеках. Затем загрузить прайс-лист — таблицей в «Экселе» или подключить экспорт из CMS. После этого модераторы проверят заявку. Если все нормально, можно пополнить кошелек в личном кабинете и начать продавать.
Сколько придется отдать маркетплейсу. Продавец платит за каждый переход, который сделали пользователи на его сайт с «Яндекс-маркета». По умолчанию магазин платит минимальную стоимость клика, которая рассчитывается по специальной формуле отдельно для каждого товара.
Wildberries
О площадке. «Вайлдберриз» работает с 2004 года и продает не только в России: еще в Казахстане, Беларуси, Польше, Армении, Словакии, Киргизии и Украине. С «Вайлдберриз» сотрудничает около 53 тысяч продавцов, в том числе крупные бренды — например, «Манго», «Левайс», «Адидас», «Лего» и «Джилет».
Что продают. Одежду, обувь, электронику, книги, игрушки, товары для дома, косметику и даже продукты питания.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо, ИП или самозанятый.
Как начать продавать. Зарегистрироваться на специальном сайте для партнеров магазина и принять договор-оферту, после этого на почту придет ссылка на личный кабинет. В нем надо указать имя бренда, организационно-правовую форму и режим налогообложения, контактные данные. Попросят загрузить ваше коммерческое предложение.
Сколько придется отдать маркетплейсу. Сайт берет с продавца комиссию в 5—15%, в зависимости от категории товаров.
«Вайлдберриз» отправляет заказы со своих складов, поэтому поставщик должен сначала доставить туда товар. Продавцы могут доставить товары в десятки сортировочных центров по всей стране, а малогабаритные грузы — в пункты выдачи заказов.
Магазины на «Авито»
О площадке. Магазины на «Авито» — это дополнительная функция для предпринимателей, которые хотят искать клиентов на «Авито». В «магазине» компания может брендировать страницу и создавать карточки товаров.
Что продают. Все что угодно.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо, самозанятый или ИП.
Как начать продавать. Необходимо подключить тариф «Расширенный» или «Максимальный». В первом случае пользователь сможет создать страницу магазина, разместить логотип, указать ссылку на сайт и информацию о компании. «Максимальный» тариф дает дополнительные возможности: можно выбрать уникальный адрес магазина в виде «avito.ru/название», а на страницах объявлений не будут показывать публикации конкурентов.
Lamoda
О площадке. Компания в основном продает одежду и обувь, которые закупает напрямую у крупных брендов: «Пума», «Экко», «Найк», «Гуччи», «Версаче», «Зарина» и других. Но магазины и производители тоже могут стать партнерами компании.
Что продают. Одежду, обувь, товары для дома, аксессуары, косметику и ювелирные изделия.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП.
Как начать продавать. Заполнить заявку, в которой указать организационно-правовую форму, категорию товара, название бренда и цены.
Маркетплейс работает только с продавцами, которые имеют зарегистрированный торговый знак на бренд и продукцию. Либо нужно предоставить какие-то доказательства, что компания имеет право продавать товары конкретной марки. У продавца должно быть не менее 50 артикулов.
Сколько придется отдать маркетплейсу. Комиссия зависит от категории товара, минимум 35% от цены товара. Кроме того, компания берет деньги за доставку и обработку заказов, хранение и маркировку товара. Чтобы разобраться в тарифах, придется изучить сканированные таблицы на сайте «Ламоды».
Робо.Маркет
О площадке. Эту торговую платформу создал платежный сервис «Робокасса» для своих партнеров в 2016 году. Маркетплейс размещает только информацию о товарах: доставка — забота продавца. На площадке есть возможность подключить инстаграм-аккаунт и добавлять товары напрямую из этой соцсети.
Что продают. Почти все что угодно, включая услуги.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо, ИП или самозанятый.
Как начать продавать. Продавец должен подключить платежный сервис «Робокасса». Маркетплейс проводит все платежи только через него.
Подключиться к сервису можно из личного кабинета «Робокассы» в разделе «Дополнительные настройки». Само подключение бесплатно, сервис заработает дальше на комиссии с продаж.
Самозанятые и ИП могут зарегистрироваться проще — на сайте маркетплейса. Там надо будет указать название магазина, адрес сайта, для ИП — информацию о внесении в ОГРНИП, банковские данные, ИНН и налоговый режим.
Сколько придется отдать маркетплейсу. Маркетплейс зарабатывает на комиссиях сервиса «Робокасса»: минимальная комиссия для юрлиц и ИП — 2,3% от транзакции, для физлиц — 7%.
Goods
О площадке. Этот проект от ретейлера бытовой техники «М-видео» появился в 2017 году. У маркетплейса нет собственных складов и он не выкупает товары у продавцов. Получив заказ на определенный товар, «Гудс» забирает его у продавца, везет в свой сортировочный центр и оттуда отправляет покупателю.
Что продают. Бытовую технику и электронику, товары для дома, одежду и обувь, автозапчасти, косметику, книги, продукты и многое другое.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП. Нужен код ОКВЭД для розничной торговли.
Как начать продавать. Заполнить анкету: указать категорию товаров, наличие продукции на складе, ИНН, контактные данные и ссылку на прайс-лист в формате YML. После этого заявка отправится на проверку модераторам, и когда ее одобрят, можно начать продавать.
Сколько придется отдать маркетплейсу. Комиссия за выкупленный заказ — от 3% цены товара. Размер зависит от категории. Например, в категории «Здоровье» — 3%, а «Одежда и обувь» — 20%. Плюс площадка возьмет 1,1% от стоимости товара за расчетно-кассовое обслуживание независимо от того, каким способом покупатель оплатил заказ.
О площадке. Маркетплейс основали Сбербанк и «Яндекс-маркет» в 2018 году. 1 октября 2020 года «Беру» станет частью «Яндекс-маркета» и сменит название. Площадка позиционирует себя как магазин с низкими ценами. Если один товар поставляют несколько продавцов, то сайт сначала будет продавать тот, у которого ниже цена.
Что продают. Электронику и бытовую технику, канцтовары, автозапчасти, мебель, продукты, товары для дома и дачи и так далее.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП.
Сколько придется отдать маркетплейсу. У маркетплейса два тарифа — разница в том, где хранится товар. На тарифе «Витрина и фулфилмент» продавец доставляет все на склады «Беру» — один находится в Московской, другой в Ростовской области. В этом случае собирает и упаковывает заказы маркетплейс.
На тарифе «Витрина и доставка» товар хранится у продавца, который сам собирает и упаковывает покупку, а «Беру» только принимает заказы и контролирует доставку. В обоих случаях площадка берет от 3% комиссии за оформление заказа — ее размер зависит от категории товара, плюс 1% — за прием оплаты.
Дополнительно придется заплатить за обработку заказа: минимум 30 Р на тарифе «Витрина и фулфилмент», 15 Р на тарифе «Витрина и доставка». Еще надо оплачивать доставку: 30 Р для мелких грузов или 150 Р — для крупногабаритных.
AliExpress Россия
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП.
Как начать продавать. Зарегистрироваться и принять оферту. От компании площадка потребует уставные документы, от ИП — паспортные данные и ИНН. Еще нужно оставить контакты для клиентской поддержки. После этого можно создавать магазин и карточки товаров.
Если предприниматель продает товары какой-то торговой марки, то потребуются разрешительные документы: авторизационное письмо, контракт с производителем или дистрибьютором либо доказательства покупки продукции у дистрибьютора.
Сколько придется отдать маркетплейсу. В первые 6 месяцев или на первые 100 заказов комиссии нет. После этого площадка будет брать комиссию 5 или 8% — в зависимости от товарной категории.
Например, с продавцов обуви, бижутерии, мебели и бытовой техники возьмут 5% от заказа, а с тех, кто торгует одеждой, часами или игрушками, — 8%. Отправлять товар может сам продавец, но площадка предоставляет услуги по сортировке, упаковке и доставке товара за дополнительную плату.
Сдэк.Маркет
О площадке. «Сдэк-маркет» — маркетплейс, который запустила компания «Сдэк» в 2019 году. Каждый продавец должен заключить договор с этой службой доставки.
Что продают. Электронику и бытовую технику, товары для спорта и отдыха, автозапчасти, товары для животных, косметику, стройматериалы.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП, у которого должен быть расчетный счет.
Как начать продавать. Зарегистрироваться на сайте, после этого — подать заявку на заключение договора, в которой надо указать данные о компании. Если все заполнено правильно, с продавцом заключат договор. Добавить товары и настроить аккаунт можно еще до подписания договора, просто все это время магазин будет неактивным.
Сколько придется отдать маркетплейсу. Комиссия за каждую транзакцию составляет 4%. Плюс после трех месяцев работы надо платить комиссию за доставку — 25 Р за каждое отправление. Если покупатель сам забирает товар в торговой точке продавца, платить за доставку не нужно.
И еще раз, но на примере
Бизнес на маркетплейсах: как начать продавать
Продавать товары и услуги можно с помощью своего сайта или соцсетей, но есть вариант использовать сторонние площадки, которые называются маркетплейсами. Рассказываем, как они устроены и какую пользу приносят предпринимателям.
Содержание статьи
Что такое маркетплейс
Это цифровой торговый центр, который дает возможность торговать сторонним предпринимателям. Если говорить проще, то это сайт, где размещают свои товары для продажи. В обычном торговом центре платят аренду, а здесь комиссию с проданной вещи.
Например, производитель одежды выкладывает на маркетплейс футболки за 1500 рублей. При продаже 30% забирает себе площадка, а остальное уходит предпринимателю (комиссия везде разная).
Важно не путать маркетплейсы с сайтами-агрегаторами. Последние просто предлагают пользователям перейти на сайт продавца, чтобы купить нужную вещь. Маркетплейс же берет сделку на себя, то есть оформление и расчет проходят на сайте. Кроме этого, маркетплейсы предлагают дополнительный сервис:
Генеральный директор центра сертификации «Верно делаем» Даниил Дондупов считает, что маркетплейсы подходят многим, но не всем:
«Это хорошо почти любому товарному бизнесу со средним чеком до 5 тыс. руб. и маржинальной прибылью не менее 30%. В противном случае можно уйти в минус, когда маркетплейс без вашего ведома включит акцию на ваш товар. Более дорогие товары плохо продаются на маркетплейсах, потому что пока еще покупатели на маркетплейсах — не самая платежеспособная аудитория, очень чувствительная к цене»
Сооснователь сервиса по продвижению на маркетплейсах Market Manager Иван Скориков согласен с этим, но считает, что у бизнеса должны быть реалистичные и взвешенные ожидания. Их можно разделить на 3 группы в зависимости от востребованности товара:
«1. Категория очень популярна на маркетплейсе, присутствует много конкурентов, у вас практически неограниченный рекламный бюджет и в штате имеются квалифицированные специалисты. В этом случае вы можете ожидать от маркетплейсов высоких продаж.
2. Категория очень популярна на маркетплейсе, присутствует много конкурентов, но у вас сильно ограничены ресурсы. От маркетплейсов вам не стоит ожидать высоких продаж и, скорее всего, вам будет невыгодно размещаться на площадках.
3. Категория не имеет спроса на маркетплейсах, в этом случае все остальное не сильно важно и мы вам рекомендуем использовать площадки только в качестве рекламного инструмента (просто светить ваш бренд на популярной площадке)»
Как работают маркетплейсы
Обычно маркетплейсы разделяют по принципам работы:
Вертикальные
Такие площадки продают один тип услуги, сами выставляют цены, а продавцы подстраиваются под условия. Один из самых ярких примеров — Яндекс.Такси.
Горизонтальные
Площадки продают разные товары и услуги, которые объединены одним смыслом или направленностью. Например, profi.ru предлагает найти мастеров разных профессий: от репетиторов до сантехников.
Глобальные
Площадки продают абсолютно разные товары со всего мира. Например, Wildberries, где можно купить любой товар от футболки до посуды.
Если говорить о принципах работы, то они примерно одинаковые. Предприниматели оставляют товары на складе маркетплейса или в своем помещении. После этого нужно выложить товары на площадку и сделать описание. Когда приходит заявка, операторы маркетплейса сообщаю об этом продавцу. Нужно подготовить товар и отправить его в службу доставки маркетплейса. После этого 1-2 раза в месяц площадка перечисляет предпринимателям деньги.
На чем зарабатывают маркетплейсы
Конечно же, площадки не работают бесплатно. Они развивают бизнес-модель с разными способами монетизации. Эксперты выделяют 7 способов, которые используют маркетплейсы, чтобы заработать деньги:
Есть и комбинированный способ монетизации, когда маркетплейс использует разные модели взаимодействия с продавцами. Например, комиссия с товара и платное размещение объявления в более заметных местах.
Преимущества работы с маркетплейсами
Малый и средний бизнес на подобных площадках получает опыт и некоторое упрощение процесса продажи. Если только заходишь на рынок, то можно построить всю дистрибуцию через площадки и не думать о создании собственного отдела продаж. Маркетплейсы самостоятельно привлекают трафик, и на подобные сайты заходят миллионы пользователей, которые идут за определенными товарами, не надо тратить силы для привлечения пользователей. Но есть и другие плюсы:
Низкий бюджет для старта
На маркетплейсе все процессы отработаны. Поэтому не придется потратить большие средства, чтобы запуститься. В обычном случае пришлось бы создать сайт, закупать трафик, заниматься продвижением, развивать бренд. На это уходят большие суммы. Это все равно придется делать в той или иной мере, но на маркетплейсе все делается быстрее.
Развитие бренда
На площадках молодые предприниматели сразу оказываются рядом с известными компаниями. Например, покупатель ищет свитшот компании Adidas, а площадка предполагает похожие товары от бренда «Горький» по более низкой стоимости. Вполне реально, что пользователи перейдет на страницу менее известной компании и совершит покупку.
Упрощенная доставка
Маркетплейсы берут на себя все вопросы по доставке. По сути, нужно вовремя привезти товары в службы отправки и все. Вопросы, каким способом товар доедет до заказчика, в какие сроки, где его заберут — это головная боль площадки.
Иван Скориков подчеркивает, что некоторый бизнес может обойтись и без своих складов:
«Фулфилмент – комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки. Так же как и с логистикой, многие компании не имеют собственного склада для хранения товара, а маркетплейсы за эту услугу при хорошей оборачиваемости практически ничего не берут с клиента»
Финансовые расчеты
Почти всегда вопросы оплаты маркетплейсы берут на себя. Поэтому предприниматели не занимаются настройкой платежей на сайте и не вникают в подробности финансовых расчетов. Если торговать только через маркетплейсы, можно обойтись и без контрольно-кассовой техники.
Выход на международный уровень
Предприниматели получают возможно продавать товары на рынки Европы и США. При этом маркетплейсы весь процесс доставки возьмут на себя, а продавцам не придется проходить регистрацию как участникам внешнеэкономической деятельности.
7 недостатков работы с маркетплейсами
В бизнесе не бывает все гладко и идеально. У маркетплейсов есть и минусы, которые лучше знать, чтобы не было неприятных сюрпризов. Главный минус — нахождение в тени площадки. Большинство пользователей просто покупают товары и обращают внимание исключительно на цену. Если компания закроет продажи на площадке, большая часть покупателей останется на маркетплейсе и продолжит покупать у других продавцов. Есть и другие минусы:
1. Высокая комиссия
Площадки берут разный процент, но он может доходить до 70%. И тогда сложно сохранить конкурентную цену, да и можно ничего не заработать в попытках сохранить привлекательную цену на фоне конкурентов.
2. Сложность оформления документов
Просто так на площадку не попасть. Если продаете товары других брендов, то придется доказать, что имеете на это право. Перед началом торговли придется разбираться в условиях, предоставлять пакет документов. Это не всегда просто и быстро.
3. Юридический статус
Для продажи придется оформить статус Индивидуального предпринимателя или ООО. С физическими лицами работают Магазин Вконтакте и Wildberries, а последние разрешают торговать и самозанятым. Правда, с дополнительной комиссией.
4. Специализация маркетплейсов
Большая часть площадок специализируется на определенных товарах. Например, одежда или бытовая техника. Если предприниматель продает, например, украшения или спортивный инвентарь, трудно подобрать подходящее место для продаж.
5. Соблюдение правил площадки
Необходимо внимательно читать условия сотрудничества. Площадка диктует правила игры. Например, маркетплейс объявил о тотальной распродаже и предприниматели должны подчиниться. Иногда это приводит к тому, что торговать просто невыгодно.
6. Электронный документооборот
Практически все площадки используют сервисы ЭДО. Малому бизнесу это не всегда выгодно, но если хотите торговать на площадке, то придется внедрять эту систему у себя.
7. Штрафы
Площадки строго штрафуют предпринимателей за нарушения сотрудничества. Цифры могут достигать сотен тысяч рублей. Например, компанию оштрафуют, если нет подтверждения на право торговать определенным брендом.
Сооснователь компании «Сайкл Ресайкл» Татьяна Матвеева считает, что предприниматели должны готовиться к плохой работе технической поддержки:
«Складывается впечатление, что на всех площадках техпод работает плохо. Могут проигнорировать вопрос или, как на Ozon, отвечать очень медленно. У нас был случай на Wildberries, когда нас просто перекинули в чат, где куча других пользователей задавали свои вопросы по другим темам. Не факт, что в этом чате вам ответят»
Даниил Дондулов предупреждает, что на маркетплейсах сегодня очень большая конкуренция:
«Высокая конкуренция почти во всех очевидных товарных нишах. Сегодня это уже алый океан, и заходить туда нужно или с товаром своего производства (там, как правило, более высокая маржинальность), или с интересно упакованным товаром высокой уникальности»
Как выбрать маркетплейс: критерии выбора площадки
Проведите анализ перед тем, как выбирать площадку. Вы заранее должны составить финансовую модель и представлять, сколько вам принесут продажи через маркетплейс.
Не забудьте проанализировать целевую аудиторию. Если есть база клиентов, то проведите опрос в личном общении, через социальные сети или по электронной почте. Возможно, ваш бизнес только начинает продажи, тогда посмотрите, где продают товары конкуренты.
Основатель магазина хенд-мейда «Плюшкин-Вилль» Борис Зак советует внимательно изучить товары, которые активно продаются на маркетплейсе:
«Не каждый маркетплейс подходит под все виды товара. Например, если вы продаёте фабричные изделия, то они хорошо могут пойти на WildBerries, Ozon, Яндекс.Маркет. Если у вас товары ручной работы, то на массовых площадках они идут хуже, чем на Livemaster.ru или Lmbd.ru. Ozon сейчас пробует развивать направление продажи услуг. Это западный тренд, к которому мы неминуемо придем. Также, если смотреть на запад, через несколько лет нас ждет появление эффективных нишевых маркетплейсов. Например, маркетплейсы по продаже спортивного оборудования или фототоваров. То есть, маркетплейсы будут уходить от широкого ассортимента в узкие ниши. Во многом это связано с тем, что WildBerries и Ozon прочно засели в нише широкого ассортимента и вряд ли стоит ожидать появления новых мощных игроков на этом рынке. А потому, единственный путь развития – нишевые площадки»
Кроме этого, изучите следующие критерии:
Размер комиссий и платежей
Понятно, что чем они меньше, тем лучше. Но надо все просчитать. Aliexpress берет меньше 10%, а Lamoda забирает от 40 до 70%, но если клиенты предпочитают второй маркетплейс, то придется торговать на нем.
Сроки выплат
Узнайте, когда площадка выплачивает деньги. Это может происходить на следующий день, раз в неделю или месяц. Подберите удобный вариант, который не оставит бизнес без оборотных средств.
Доставка
Большинство маркетплейсов берут на себя все процессы по отправке товаров: доставка до пунктов самовывоза, постаматов, отправка курьерскими службами. Но особенности встречаются. Маркетплейс может выставить требование, чтобы склад предпринимателя был в определенном радиусе от сортировочного склада. Если склада нет, то продавец самостоятельно доставляет заказ в пункт сортировки. Это не всегда удобно и выгодно.
Размещение на других площадках
Часть маркетплейсов запрещает размещать товары на других ресурсах. Подумайте, не уменьшит ли это ваши продажи.
Допуск на площадку
Маркетплейс имеет право установить входящие требования к партнерам: регистрация торговой марки, сертификаты на продукцию, разрешение на продажу определенной марки, наличие ООО.
Кстати, в блоге ПланФакта есть статья о том, как правильно получить сертификат соответствия.
Возврат товара
Отдавайте предпочтение площадке, которая берет на себя весь процесс возврата товаров от клиентов.
Будьте готовы, что придется помучиться с оформлением документов. Некоторые площадки выставляют очень много требований и долго изучают заявления. У многих появляются сложности с выгрузкой товара на сайт: описание, качество картинки и куча других параметров.
Сооснователь компании по регистрации товарных знаков TOVGA Максим Лобанов считает, что необходимо подумать о регистрации товарного знака:
«Необходимо позаботиться о регистрации бренда в качестве товарного знака в Роспатенте. Во-первых, чтобы вы не использовали чужой зарегистрированный товарный знак и не получили иск на сумму от 10 тыс. до 5 млн. рублей по ст. 1515 ГК РФ. Во-вторых, чтобы кто-то другой не начал использовать ваш бренд для продажи своих товаров»
Как начать продавать на маркетплейсах: пошаговая инструкция
Как писали выше, сначала придется определиться с площадкой. После этого нужно будет сделать пять шагов:
Шаг 1. Регистрация
Это простая и стандартная процедура, которая ничем не отличается от регистрации на других сайтах
Шаг 2. Подготовка документов
Это сложнее, но если ведете бизнес, то большая часть документов у вас уже есть:
Шаг 3. Регистрация ЭДО
Эдо — это электронный документооборот. Площадки обмениваются документами только через подобные системы. Поэтому если у вас ИП или ООО, то придется пройти регистрацию в подобной системе:
Шаг 4. Подписание договора с маркетплейсом
Площадки в большинстве случаев предлагают 3 вида сотрудничества:
Шаг 5. Оформление карточек товаров
После этого придется заполнять карточки товаров, загружать товары и иллюстрации на сайт. Скорее всего, с первого раза будут ошибки. Это вас не должно расстраивать, они случаются у всех. Начинайте работать, как только пройдете регистрацию.
Есть и не совсем очевидная подготовка. Директор онлайн-бухгалтерии Небо Артем Туровец рекомендует предпринимателям подготовить к работе и бухгалтерию:
«При сотрудничестве с маркетплейсами есть некоторые особенности даже на упрощенке. Площадки берут комиссию, и это надо учитывать. Автоматические банковские онлайн-бухгалтерии этого не умеют. Как правильно: если у вас УСН(Доходы), то делаете приход на полную стоимость товара, а потом расход на сумму комиссии. Иначе будет занижение выручки, ФНС может пересчитать цифры и оштрафовать. При УСН (Доходы минус расходы) алгоритм такой же. Просто если этого не сделать, то будет переплата или недоплата по налогам. Налоговики пока не пристально следят за такими операциями. Но думаю, скоро начнут, так как количество поставщиков у площадок неумолимо растет»
А Татьяна Матвеева предупреждает, что придется заняться и не совсем очевидными способами продвижения:
«Мы довольны маркетплейсами. Действительно, это хороший способ получения новых клиентов. Но продажи вряд ли начнутся сразу. Нам пришлось просить знакомых делать покупки именно с площадок и выкладывать фотографии заказов. Только после этого у нас начались продажи»
ТОП-10 популярных маркетплейсов России
Это не рейтинг, а выборка популярных площадок, где предприниматели могут найти покупателей для товаров и услуг.
1. Wildberries
Одна из самых популярных площадок России. 7 миллионов пользователей в день, которые покупают разные товары от одежды до кормов для животных. Площадка проводит обучение и помогает с реализацией товаров. Из минусов можно отметить комиссия, которая зависит от товаров: от 5 до 15%, требование сертификатов, плату за возврат товаров.
2. Ozon
Международная площадка, которая продает практически все. Нет фиксированных комиссий, есть множество дополнительных инструментов для продвижения. Но за некоторые товары придется заплатить комиссию 15%, у площадки не очень удобное расположение складов, а выплаты происходят 2 раза в месяц.
3. Яндекс.Маркет
Раньше эта площадка носила название «Беру», а потом произошло слияние. Маркетплейс активно развивается и в продвижение вкладываются большие деньги. Площадка предлагает довольно низкие комиссии от 2 до 9%, но пока есть проблемы с продвижением внутри маркетплейса.
4. Lamoda
У этой площадки платежеспособная аудитория, персональные менеджеры и куча инструментов для продвижения. Но вот работает маркетплейс в большинстве случаев только с производителями, берет комиссию до 70%, требует размещать не менее 50 позиций и наличие сертификатов и ГОСТов.
5. Сбермегамаркет
Маркетплейс от знаменитого магазина М.Видео, который в 2021 году купил Сбер и поменял название. Площадка выплачивает деньги 2 раза в неделю, а фиксированную комиссию снимает только с выкупленных товаров. Но у площадки нет своих складов, а у партнера место отгрузки должно быть в пределах 50 км от Москвы. Но сейчас на площадке все меняется из-за нового собственника. Поэтому условия могут поменяться.
6. СДЭК Маркет
Площадка молодая, пока у нее небольшая посещаемость и нет широкой известности. Но зато есть бесплатные периоды, низкая комиссия и быстрая доставка.
7. Леруа Мерлен
Это известный бренд строительных материалов, который развивается онлайн и в качестве стационарных магазинов. У площадки хорошая посещаемость и помощь в реализации товаров. Главный минус, что они очень жестко отбирают поставщиков. Молодым компаниям очень трудно туда пробиться.
8. KazanExpress
Площадка активно развивается и вкладывает большие деньги в рекламу и продвижение. Поставщики получают возможность быстро выводить деньги. Но пока эта площадка в стадии развития, и есть проблемы с организацией доставки.
9. Все инструменты
Самая удобная площадка для тех, кто занимается инструментами. У площадки огромный авторитет среди поставщиков и покупателей. Техническая поддержка работает на высоком уровне, но вот стать продавцом на этом маркетплейсе — очень трудно. К поставщикам предъявляют серьезные требования по опыту работы и ведению бизнеса.
10. Aliexpress
Пожалуй, это самая известная площадка в мире с огромной посещаемостью и отработанными инструментами продвижения. Комиссии небольшие, но и наценка страдает. Общение с клиентами ложится на плечи самих продавцов, но при этом площадка предъявляет жесткие требования.
Маркетплейсы — это хороший способ для поиска клиентов. Они дают возможность бизнесу продавать заранее «прогретым» покупателям. Но нужно просчитать все риски и экономику, чтобы продажи приносили прибыль.