Машина яндекс с камерами на крыше что это такое
Беспилотники уже вовсю ездят по Москве (и не только). Присмотритесь!
Какие у Яндекса беспилотники?
Подавляющее большинство автопарка беспилотников Яндекса основано на хэтчбеке Toyota Prius. На дороге его легко заметить по яркому красно-белому кузову. Яндекс покупает подержанные авто с автоматической коробкой 2014-2017 годов выпуска – пока что компания купила около 90 таких машин и 50 из них уже переоборудовала в беспилотники.
«Переделка занимает всего пару дней, – рассказала Юлия Швейко, представитель пресс-службы беспилотных автомобилей Яндекса, – к концу 2021 года таких машин будет уже тысяча». Для достижения таких показателей нужно сотрудничать с производителями, поэтому весной Яндекс заключил контракт с Hyundai Mobis – дочерней компанией Hyundai Motors, ответственной за запчасти и техобслуживание – на разработку беспилотников. Уже готов один беспилотный седан Sonata, но в Яндексе хотят производить разные типы машин, например, внедорожники или микроавтобусы.
Беспилотник на базе Hyundai Sonata
У каждого автомобиля есть имя. До недавнего момента их называли в честь персонажей сериала про роботов-андроидов «Мир Дикого Запада»: Уайтт, Брайан, Кристофер, Долорес. «Но недавно персонажи закончились, и инженеры придумали специальную нейросеть, которая научилась генерировать новые имена по подобию уже имеющихся. То есть теперь робот придумывает имена роботов для роботов», – говорит Юлия.
Где они ездят?
Яндекс тестирует свои автомобили в Татарстане, Москве и Тель-Авиве. Сначала автомобили проходят испытания на закрытом полигоне в Подмосковье, который имитирует город с тоннелями, светофорами и разными дорожными ситуациями. Там они ездят круглосуточно в автономном режиме, приезжая к человеку, только когда у них заканчивается топливо. Пока что они не умеют заправлять сами себя, но это вопрос времени. По сути, это автомобили 4 из 5 уровней автономности, где человек нужен только в экстренной ситуации (согласно общепринятой классификации ассоциации инженеров-автомобилестроителей SAE International).
Тестирование беспилотников на специальном полигоне
Российские власти разрешили беспилотникам выезжать в реальный город осенью 2018 года. Причем чтобы получить это разрешение, автомобиль должен пройти долгую процедуру госсертификации – из 50 машин Яндекса это удалось сделать пока 35. По правилам, инженер по гарантии качества, должен сидеть на водительском месте на протяжении всей поездки и быть готов взять управление на себя.
Беспилотник в Иннополисе
Зона действия пока что небольшая, но сервис активно развивается: еще в начале лета 2019 года там был только один автомобиль, а осенью их число вырастет до семи. Кстати, в отличие от других тестовых городов, в Иннополисе место водителя пустует, а инженер сидит рядом как пассажир.
В Москве беспилотники тестируют с лета 2019 в районе метро Кунцевская, на нескольких улицах в центре и в спальных районах Бутово, Ясенево и Коммунарка. Компания планирует привезти свой автомобиль и в другие города – например, Санкт-Петербург и Нижний Новгород.
Тестирование беспилотника от Яндекс в Москве
В январе 2019 года Яндекс показал свой беспилотник в Лас-Вегасе на выставке Consumer Electronics Show, причем собирали его на месте из купленного в Америке Prius. Чтобы обучить автомобиль езде по Неваде, ушло две недели, говорит директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей Яндекса Артем Фокин: «Когда мы составили маршрут, то поняли, что можем смело пересадить инженера с водительского кресла на пассажирское. И желающих покататься было много: беспилотник работал по 10 часов каждый день».
Беспилотник Яндекса в Лас-Вегасе
В июне 2019 года беспилотное такси приехало в Израиль и в тестовом режиме кружит по Тель-Авиву. Как и в Москве, здесь за рулем находится инженер, который в случае необходимости возьмет на себя управление. Причем речь идет вовсе не о препятствиях – машина легко объедет и яму на дороге, и другие машины. Дело в том, что главный принцип робота-водителя – это строгое следование правилам дорожного движения. И если нельзя будет продолжать движение, не нарушив их, то машина просто остановится.
Яндекс беспилотник в Израиле
«Например, на полосе сломался автомобиль, и нужно выехать на встречную полосу, чтобы его объехать, беспилотник не будет этого делать, потому что это нарушение правил», – говорит Юлия. Для таких случаев и нужен инженер, который берет на себя управление.
В чем особенности российских беспилотников?
Технически все беспилотники мира более-менее похожи. На машину вешают сенсоры, камеры и лидары (лазерные дальномеры), которые сканируют пространство на расстоянии до 300 метров десятки раз в секунду. Таким образом авто определяет себя в пространстве относительно других объектов и выбирает оптимальный маршрут, корректируя его в зависимости от дорожной ситуации.
А дальше начинается самое интересное – машине нужно предсказать действия всех участников движения. Будет ли пешеход переходить улицу? Будет ли перестраиваться этот автомобиль в другой ряд, не включив указатели поворота? И главное – как траектория движения одного повлияет на другого? Опытный водитель нередко может предугадать развитие событий на дороге, и беспилотник должен набрать схожий опыт, накатывая десятки тысяч километров и собирая базу примеров поведения.
В Яндексе подчеркивают, что они создают не «автоматизированную систему помощи водителю, как, например, Tesla, а именно водителя-робота, который сам сможет принимать решения». Именно поэтому они испытывают машины в разных дорожных и погодных условиях. Единственная авария с участием беспилотника от Яндекса произошла в июле 2018 в центре Москвы на Трубецкой улице, когда в беспилотник на светофоре врезался невнимательный водитель, говорит Юлия. В результате повредили заднюю часть «умной машины» – бампер, крылья, багажник.
Всего за два года Яндекс наездил миллион беспилотных километров. Такие показатели есть только у американских компаний Waymo, Uber и китайской Baidu. Кроме Яндекса, свои машины в России тестируют университет МАДИ, КБ «Аврора», специализирующееся на робототехнике, производитель грузовиков «КамАЗ», лаборатория университета «Иннополис» и Таганрогский университет, но каких-либо серьезных успехов они пока не добились – у них есть только единичные прототипы.
А есть ли прибыль?
Как рассказали в пресс-службе «Яндекса», они планируют запустить функцию беспилотного такси в разных городах России уже в течение 5 лет, причем уже через 2-3 года такси может появиться в разных районах Москвы.
Яндекс.Такси в Иннополисе
Общие размеры инвестиций компания не раскрывает, однако говорит, что больше всего денег тратит именно на инженеров-разработчиков. Кроме того, Яндекс очень ждет, когда в России появится законодательное регулирование перевозок на таких автомобилях, вроде американского Self Drive Act.
Яндекс.Такси в Иннополисе
«В случае успеха проект может сделать Яндекс значительно более крупной компанией, выручка которой к 2030 году вырастет на 85% в сравнении с годом начала коммерческого запуска автономных автомобилей», — говорится в отчете.
Как выглядят беспилотные автомобили Яндекса нового поколения
В прошлом году Яндекс начал сотрудничать с компанией Hyundai Mobis, одним из крупнейших в мире производителей автомобильных компонентов. Мы договорились, что вместе займёмся разработкой платформы для беспилотных автомобилей. Сегодня мы готовы показать результат — беспилотный автомобиль Яндекса нового поколения на базе Hyundai Sonata.
Новый беспилотный автомобиль в инженерном центре Яндекса
Особенность новых машин — в том, что впервые наряду с Яндексом в их создании участвовала автомобильная компания. В Hyundai Mobis доработали электронные блоки управления автомобилем (ЭБУ), а Яндекс усовершенствовал сенсоры, которые в режиме реального времени собирают данные о дорожной обстановке.
Автомобиль на дорогах Москвы
ЭБУ, которые используются в новых автомобилях, изначально создавались для машин под управлением человека. Инженеры Hyundai Mobis модифицировали их так, чтобы они учитывали задачи и особенности автономного вождения. Благодаря доработкам электронные блоки более эффективно взаимодействуют с технологией беспилотного управления, разработанной в Яндексе.
Радары теперь расположены на крыше
Инженеры Яндекса уделили много внимания сенсорам, с помощью которых автомобиль ориентируется на дороге. Радары теперь расположены на крыше — так система различает больше машин спереди и сзади. Лидары на передних крыльях лучше «видят» пешеходов и транспорт в условиях ограниченного бокового обзора. У автомобиля стало больше камер, причём они имеют разное фокусное расстояние — это позволяет одинаково хорошо воспринимать как близкие, так и далёкие объекты.
Лидар на переднем крыле
Каждый объект вокруг машины теперь фиксируют ещё больше сенсоров, чем раньше. За счёт этого система получает максимально подробную информацию о других участниках движения в самых разных погодных и дорожных условиях.
Если вы живёте в Москве, вы, возможно, уже встречали наши новые беспилотные автомобили на дорогах. Они выехали на улицы столицы в начале марта, а скоро появятся в Иннополисе и в США, где Яндекс тоже проводит испытания. До конца года наш флот пополнит сотня автомобилей нового поколения.
Решение о том, как должно быть произведено предотвращение или снижение тяжести аварии, крайне ответственное, так как оно может не только предотвратить аварию, но и привести к более тяжелой аварии. Эти решения принимаются с помощью прогнозов о дальнейшем развитии ситуации. Ситуации могут развиваться по-разному, поэтому решение, которое казалось до выполнения решения правильным, может оказаться неправильным. Из-за этого ответственность за эти решения столь высока, что ее следует нести только законодателю. Также нужно добиться того, чтобы можно было использовать как можно больший потенциал предотвращения аварий автомобиля, выше уровня, которого могут достигнуть лучшие водители. Поэтому (в отличие от нормальных ситуаций, в которых автопроизводителю и автовладельцу следует указать, как именно должен двигаться автомобиль в соответствии с ПДД для автономных автомобилей) законодателю одному придется предписать поведение автомобилей в опасных ситуациях. Принцип: в опасной ситуации автомобиль должен выбрать одно из созданных решений и выполнить его. Законодатель может точно предписать действия автомобилей, путем установления того, как должны быть созданы эти решения и как должно быть выбрано одно из этих решений. Чтобы обеспечить приемлемое снабжение автомобилей всей для движения необходимой информацией, законодателю придется предписать уровень распознавания имеющихся обстоятельств для каждого поколения автономных автомобилей с для конкретного поколения допущенными системами. Эти предписания должны обеспечить после аварии точное определение того, что автомобиль должен был знать, как он себя должен был вести и как он себя повел. Таким образом можно с большой точностью определить виновных и степень их виновности, а автопроизводитель едва ли сможет обманом оправдаться, что автомобиль что-то из-за чего-то не увидел. Детальная информация в доступе. Эти предписания сделают необходимыми системы для автономного движения, которые соответствуют этим требованиям, поэтому целесообразнее разрабатывать только такие системы. Создание соответствующей законодательной базы заслуживает высшей концентрации усилий, так как оно приведет к тому, что станет доподлинно известно, как именно нужно создавать автономные автомобили, из-за чего путь к автономному движению будет короче и дешевле. Вы содействуете такому регулированию на законодательном уровне?
Беспилотный автомобиль Яндекс создаёт пробки и провоцирует опасные ситуации на дорогах*
Yandex self driving car (беспилотные автомобили Яндекс)
Яндекс тестирует на улицах Москвы идею self driving car.
Теперь эти машины ездят по дорогам района Хамовники в Москве и создают пробки (104 секунда видео) и опасные ситуации на дорогах (вынуждают пассажира следующей за ним машины выходить на проезжую часть 26 секунда видео), 7 автомобилей выстроилось за беспилотным автомобилем Яндекс, который остановился перед пустым перекрёстком, все сигналят, двое девушек на другой стороне смотрят на машину Яндекса с недоумением: «почему она не едет?»:
Посмотрите видео и Вы поймёте о чём идёт речь. Человек в оранжевой футболке это не тот объект, что мешает двигаться беспилотному автомобилю Яндекс.
Почему пешеходы должны подстраиваться под «искусственный интеллект» беспилотных автомобилей Яндекс и угадывать что на уме у его разработчиков?
Машина создана чтобы облегчить жизнь людям, а не усложнять её.
В общем, либо разработчики беспилотных автомобилей Яндекс научат свой искусственный интеллект нормально водить машину, либо пусть лоббируют закон о поведении пешеходов на тротуаре** (эти могут) (оценочное суждение). Автор видео стоит на тротуаре и не сходит с него.***
* Эта статья призвана повысить грамотность поведения на дорогах и обратить внимание на соблюдение ПДД.
**, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
Площадь Пешеходного перехода выделена красным цветом:
Почему не спорткар и зачем эта коробка на крыше: ответы на вопросы о беспилотном автомобиле «Яндекса» Статьи редакции
Менеджер по продукту vc.ru прокатился на беспилотнике «Яндекса» и задал его разработчикам несколько простых вопросов.
Почти все прототипы беспилотных автомобилей, которые испытываются на дорогах общего пользования, совсем не похожи на концепты из будущего. Это обычные серийные автомобили, на крыше которых установлены большие «коробки» странной формы с разными датчиками. Набор и количество датчиков, форма «коробки» могут отличаться в зависимости от компании. Например, так выглядит беспилотник Uber:
А так выглядит беспилотник «Яндекса»:
В большой «коробке» на крыше беспилотника «Яндекса» установлены три лидара, пять камер, антенны GPS и прочее оборудование. В передний бампер встроены ультразвуковые датчики, а вдоль корпуса протянуты большие связки проводов.
Датчиков и оборудования действительно может быть меньше, чем установлено в тестовых прототипах. Сейчас разработчики применяют как можно больше инструментов для того, чтобы собирать максимальный объём данных для улучшения алгоритмов. К примеру, за 20-минутную поездку по Москве беспилотник «Яндекса» собрал несколько сотен гигабайт информации.
Однако даже в будущем самоуправляемому автомобилю, скорее всего, не хватит одного лидара или одной камеры для того, чтобы безопасно передвигаться по улицам. Во-первых, причина в очевидных ограничениях каждой из технологий, а во-вторых, в достоверности данных, полученных всего от одного источника.
Например, камера не сможет дать точных данных о расстояниях до каждого из объектов вокруг. Кроме того, при малейшем загрязнении линзы машина уже не может опираться на эти данные.
Основной источник данных для беспилотника (на сегодня) — лидар. Внутри устройства находится набор лазеров, которые делают десять оборотов в секунду. Прибор с помощью лазерного излучателя сканирует окружающее пространство и на основе информации об отражениях лучей позволяет составить трёхмерную карту с точными расстояниями до всех объектов вокруг машины.
В беспилотнике «Яндекса» используется сразу три лидара — один сверху и два боковых под углом. Разработчики компании объясняют, что боковые лидары используются для слепых зон и в будущем от них можно будет отказаться — например, в пользу ультразвуковых датчиков приближения, которые используются сейчас в серийных автомобилях.
Сейчас разработчики беспилотных автомобилей ищут оптимальное соотношение количества датчиков и достоверности информации, получаемых от них. Поэтому, во-первых, в ближайшем будущем количество камер, датчиков, лидаров действительно уменьшится, а сами они станут компактнее.
Во-вторых, автопроизводители интегрируют системы в корпус автомобиля. Например, лидар уже устанавливается в серийные Audi A8 прямо в бампер. Поэтому в будущем беспилотный автомобиль уже нельзя будет распознать в потоке из-за торчащих во все стороны лидаров и датчиков.
«Яндекс» строит свой флот беспилотных машин на базе гибридных Toyota Prius. Автомобиль был выбран не из вкусовых предпочтений разработчиков. Для построения беспилотника инженеры «Яндекса» искали машину, которая бы удовлетворяла техническим требованиям.
Во-первых, смотрели на машины с системами помощи водителю — автоматическая парковка и круиз-контроль. В таких автомобилях электронная система уже имеет доступ к управлению рулём и педалями, что заметно упрощает разработку.
Во-вторых, питание. Для работы компьютера, производящего все вычисления в беспилотной машине, нужен хороший источник энергии. Поэтому среди беспилотных машин чаще всего встречаются гибриды — автомобили с ёмкими аккумуляторами.
Вероятно, есть ещё и третья причина. Источник в одной из автокомпаний предположил, что «Яндекс» выбрал Toyota, так как у автопроизводителя нет собственной беспилотной программы. В 2014 году президент компании Акио Тойода вовсе заявлял, что Toyota займётся беспилотниками лишь тогда, когда они смогут превзойти водителя, например, в длинной гонке.
Примечательно, что спустя четыре года Toyota пересмотрела свою позицию и теперь пытается угнаться за другими компаниями, разрабатывающими беспилотники.
В машине «Яндекса» установлен обычный офисный монитор, на котором в прямом эфире визуализируется окружающий мир. Сверху и снизу экрана — изображения с камер с наложением технической информации. По центру — схематичное изображение дороги, собранное на основе информации от всех датчиков, лидаров и камер. Именно так машина и видит окружающий мир.
Беспилотник обозначает машины в потоке в виде цветных кубов, а пешеходов — в виде цилиндрических столбиков. Преграды — остановившиеся впереди автомобили, пешеходы, переходящие дорогу, получают ещё и изображение красного забора.
Мы подъезжаем к светофору рядом с Лужниками. Впереди — автомобиль, справа — ряд припаркованных машин, слева — небольшой грузовик. Будучи водителем, я слежу за действиями впереди стоящей машины, ожидая, когда она начнёт движение вместе с зелёным сигналом светофора.
Однако на мониторе в этот момент видно, как на противоположной стороне перекрестка совершают манёвры две машины, а ехавшая сзади в нескольких автомобилях от нас машина решила припарковаться. Водитель чаще всего даже не видит подобные передвижения.
Беспилотник видит окружающим мир как схематичную карту с высоты птичьего полета.
Поэтому задача не научить беспилотник видеть лучше человека — он это уже умеет, а научить его реагировать на непредвиденную дорожную ситуацию не хуже человека.
Для движения беспилотного автомобиля по улицам городов нужны подробные карты — простого построения маршрута в «Яндекс.Навигаторе» недостаточно. Беспилотник должен изучить местность — просканировать ширину дороги, запомнить знаки, построить маршрут с учётом движения по полосам и так далее.
Для построения такой карты достаточно несколько раз проехать по маршруту в ручном режиме, рассказывают в «Яндексе». При этом единого стандарта для хранения подобных данных нет — каждая компания сохраняет их в своём формате.
С включением зелёного сигнала светофора беспилотник начинает медленно поворачивать направо и останавливается, чтобы уступить дорогу пешеходу, только что подошедшему к переходу. Через секунду водитель едущей сзади машины начинает нервно сигналить: «Мол, едь, чего уступаешь». И это несмотря на то, что автомобиль по кругу обклеен наклейками «Беспилотный автомобиль».
Разработчики признаются, что на дорогах Москвы не самая простая обстановка для беспилотника. Столичные водители редко пользуются поворотниками и уступают дорогу, подрезают при перестроении, часто совершают резкие манёвры.
Только за короткую поездку вокруг офиса «Яндекса» беспилотный автомобиль столкнулся с несколькими нетипичными ситуациями — рабочий с тележкой идёт прямо навстречу машине, автобус едет между двумя рядами, водитель открыл дверь, не посмотрев в зеркало, «Газель» заехала одним колесом на тротуар. Автомобиль всё видит и притормаживает перед вероятной опасностью.
Ехать не страшно — возможно, из-за того, что за рулём всё время находится водитель, который в любой момент может вмешаться в ситуацию. Перемещение на беспилотнике скорее пока похоже на поездку с неопытным водителем за рулём, который постоянно перестраховывается и ещё не научился плавно нажимать на педали.
Но даже на таком уровне ощущения от этого всего невероятные, потому что во время поездки не покидает ощущение, что будущее уже за углом — осталось всего лишь решить набор технических вопросов.
«Яндекс» рассказал, где в Москве появятся первые беспилотные такси
Тестирование беспилотного такси «Яндекса» в Москве будет запущено этой осенью. В начале сервис будет работать в окрестностях станций метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк» на юге столицы, говорится в поступившем РБК сообщении компании.
Запуск беспилотного такси будет происходить поэтапно и для начала оно будет доступно только по заявкам. Чтобы принять участие в тестировании нужно заполнить анкету.
«Cервис будет работать в окрестностях станций метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк». Пользователи смогут вызвать беспилотное такси в приложении «Яндекс Go», доехать на нем до метро, съездить в торговый центр или спортзал. Ясенево — один из самых больших районов Москвы, и поездки на такси внутри района здесь очень популярны», — сообщили в компании.
В «Яндексе» отметили, что в пилотном режиме беспилотники компании ездят по дорогам Москвы уже несколько лет, а с 2018 года беспилотное такси появилось в Иннополисе. По действующим законам, за рулем машины под управлением автопилота все равно должен сидеть человек. Однако в 2021 году вступил в силу закон, который снимает это ограничение. «Благодаря этому беспилотные автомобили «Яндекса» смогут ездить без водителя за рулем и использоваться в качестве такси в пределах определенной территории», — объяснили в компании.