Мастер класс чем писали в старину
Конспект занятия «На чем писали люди в древности»
Наталья Мишукова
Конспект занятия «На чем писали люди в древности»
Цель: формирование целостных представлений детей о возникновении письменности.
— обогащать представления детей о материалах для письма, способах передачи информации;
— развивать творческое мышление;
— воспитывать интерес к истории письменности.
Материал: «На чем писали люди в древности», пластилиновые таблички, береста, кора осины, рябины, папирус, чистые листы бумаги, средства изобразительной деятельности.
Словарная работа: папирус, пергамент, береста.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Ребята, а вы знаете, как раньше люди общались, находясь друг от друга далеко?
Вот и я сегодня получила письмо, от Незнайки и он просит нас
помочь ему, узнать, на чем писали наши предки?
Как вы думаете, всегда ли была бумага?
На чем могли писать люди в древности, когда еще не было бумаги? (Предположения, затруднения детей) В разные времена люди по-разному передавали друг другу опыт, знания, информацию.
Хотите узнать, на чем писали люди в далеком прошлом?
Однажды ученые обнаружили скалу с рисунками. Посмотрите внимательно на письмо, что изображено на рисунке? (Ответы детей)
Возможно,автор этого письма хотел сказать своим товарищам: «Мы плыли на лодке один месяц и три дня. Мы нашли место, богатое дичью, добыли много оленей и гусей. Плывите за нами».
Позже люди стали использовать для письма глину. Из мягкой глины делали плитки, на ее поверхности заостренной палочкой выдавливали значки, похожие на клинья. Глиняные плитки обжигали в печи, они становились легкими и прочными, хранили их в деревянных ящиках.
Ребята, а вы хотите попробовать написать письмо на глине?
(Работа детей за столами)
Передавали сообщения люди и узелковым письмом.
Может кто- то знает на чем еще писали наши предки?
Что же это за желтоватые свитки?
Действительно береста была самым дешевым и доступным материалом. Ученым удалось отыскать немало берестяных грамот.
Индейцы покрывали изображениями шкуру бизона. Каждый рисунок, обозначал какое-нибудь одно слово. Но когда надо было изобразить действие, то получалось, не очень понятно.Один и тот же рисунок ноги мог означать: иду, пришел, ушел, быстро. Как хочешь, так и понимай.
Попробуйте прочитать слово, записанное на шкуре, для этого назовите первый звук в каждом слове, изображенном на картинке. (Ответ детей: книга).
Сейчас письма пишут на бумаге, на ней печатают книги. Кто знает, из чего делают бумагу? (Ответы детей: из древесины, макулатуры).
Давайте напишем письмо о том, что мы узнали сегодня. (Составление коллективного письма на разных материалах)
На чем была написана самая первая книга?
Какой материал использовали люди в древности для письма? (Ответы детей)
Фотоотчет об акции «Как мы письма писали ветеранам ВОВ» У нас в группе существует традиция. В подготовительной группе писать письма ветеранам ВОВ. Три года назад, я уже писала о подобной акции. Но.
Фотоотчет «Как мы писали письмо в Москву в рамках проекта «Посткроссинг на МAAM» Уважаемые коллеги! В своей публикации о посткроссинге Оксана Климова сказала, что посткроссинг расширяет кругозор детей, как тех, кто пишет,.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «На чем и чем можно рисовать» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие; Вид деятельности: непосредственно образовательная Возрастная группа: подготовительная.
Конспект занятия №3 «Дома, в которых живут люди» в старшей группе Конспект занятия. Старшая группа. Развитие зрительного восприятия. «Дома, в которых живут люди.» Программные задачи. [/b] Продолжать учить.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Люди и космос» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Люди и космос» Цель: формирование представлений детей о космосе, планетах. Задачи:.
Консультация «Мы писали, мы писали» Одной из причин неуспеваемости в школе может стать слабое развитие мелкой моторики. Если у малыша недостаточно развиты мышцы кисти руки,.
НОД «На чем ездят люди» Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в младшей группе по теме «На чем ездят люди» (основная часть Программы).
Конспект занятия по ОБЖ «Ребёнок и чужие люди» Конспект по ОБЖ Тема:Безопасность. «Ребёнок и чужие люди» Цели. Обучать детей правильному, безопасному поведению; учить правильно вести.
Конспект и презентация по родном русскому языку в 1 классе «Как писали в старину»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ 11. Как писали в старину.docx
Петрова Ирина Александровна, учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №11 города Евпатории Республики Крым»
Урок 11.Тема: Как писали в старину
Тип урока: изучение нового материала.
· закрепить знания детей об изученных буквах;
· познакомить детей со старинными книгами;
· формировать навыки сознательного и плавного чтения;
· развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах;
· развивать навыки работы с текстом;
· развивать речь, логическое мышление и внимание.
· воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;
· прививать усидчивость, умение преодолевать трудности ;
· воспитать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
· осмысливать читаемые тексты и выделять в них основную мысль;
· воспроизводить прочитанный текст;
· применять полученные знания и умения на практике;
1. Оргмомент. Псих.настрой.
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе
Все, конечно, молодцы!
2.Тема и задачи рока.
Отгадайте загадку и узнаете тему урока
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
И называются все.
(алфавит)
Сегодня мы узнаем, как появились буквы алфавита.
3.Актуализация опорных знаний.
Но вначале давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках.
-На чём писали в Древней Руси? (пергамент, береста, цера)
-Почему дети сначала учились писать на воске и только потом на бересте?
-Почему древние книги назывались рукописными?
-Как называется эта буква?
Все слова, которые мы вспомнили, найдите и зачеркните
3.Проверка (СЛАЙД 10)
4.Работа над темой урока.
1.Рубрика «Мудрость в пословицах» с.70
— Подумайте, почему так говорят. Спиши в тетрадь.
Не красна книга письмом, а красна умом.
2. Упражнение 9 с.71
Упражнение 10. (Слайд 15)
-Какие буквы спрятались?
-Изобразите с соседом по парте буквы м, Ж.
-Нарисуйте букву в виде фигурки человека.
Выбранный для просмотра документ 11. Как писали в старину.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Урок родного русского языка
Петрова Ирина Александрина, учитель начальных классов МБОУ «СШ №11»
Евпатория
Описание слайда:
Настрой на урок
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе
Все, конечно, молодцы!
Описание слайда:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
И называются все.
Описание слайда:
На чём писали?
Пергамент, перья
Описание слайда:
На чём писали?
Береста
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Почему древние книги назывались рукописными?
Описание слайда:
Как называются эти буквы?
Буквица
Описание слайда:
Описание слайда:
Мудрость в пословицах.
Подумай, почему так говорят.
Спиши в тетрадь.
Не красна книга письмом,
а красна умом.
Описание слайда:
В древних книгах слова записывались близко друг к другу, без пробелов.
Как ты считаешь, легко ли было читать такой текст? Для чего сейчас мы оставляем пробелы между словами?
Описание слайда:
Яоченьлюблючитатьвчерамамакупиламненовуюкнигу
Я очень люблю читать.
Вчера мама купила мне книгу.
Описание слайда:
Спиши предложение
Мама купила мне книгу.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Шаблон презентации Кадырова Ольга Игоревна, учитель начальных классов МАОУ ООШ №52 города Тюмени
Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Word.docx
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Беда на тему » Мой дом»
Беседа- инструктаж на тему «Огонь-друг Огонь-враг»
Конспект урока» растения- обитатели морей и океанов» ( 3 класс)
Кроссворд-загадка на тему «Теремок»
Игровой классный час «В мире животных»
Тренажер по чтению «Карточка №2» (1класс)
Тренажер по чтению «Карточка №1» (1 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5369506 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тема: «Как писали в старину»
Технологическая карта по русскому
родному языку на тему:
«Как писали в старину»
УМК «Перспектива», 1 класс
учитель начальных классов
Казакова Мария Александровна
Пгт. Излучинск, 2021
Цель урока: создать условия для изучения учащимися особенности древней славянской письменности.
— обогащать представления детей о материалах для письма, способах передачи информации;
— развивать положительное эмоциональное отношение к урокам русского родного языка;
— воспитывать интерес к истории письменности.
2. Планируемые результаты:
Предметные: формировать умения определять тему и цель урока.
систематизировать умение составлять алгоритм действий при работе с предложением.
Личностные: развивать познавательный интерес, учебную мотивацию к урокам русского родного языка.
Р- определять и формулировать цель на уроке;
— уметь высказывать свое мнение;
П- развивать готовность к принятию и решению учебных задач;
Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний).
Технология: технология системно-деятельностного подхода, технология личностноориентированного обучения,
ИКТ-технологии, здоровьесбьерегающие технологии.
I этап. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует к уроку.
Если хочешь много знать,
Значит, грамотно писать
– Проверим готовность к уроку.
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
-Откройте тетради, выполним минутку чистописания. Тетрадь положите под наклоном, сядьте правильно.
Какая эта буква гласная или согласная?
В некоторых случаях эти буквы дают два звука. Какие это звуки?
-А когда эти буквы обозначают два звука?
(Слайд)- Посмотрите на доску, давайте с Вами вспомним, как мы ставим ударение. На карточках у Вас написаны слова, Вам необходимо поставить ударение.
Перо, ручка, лист, карандаш, тетрадь, парта.
-Давайте проверим, произнесем эти слова хором.
Отвечают на вопросы учителя.
Хором произносят слова.
Формулирование темы урока
-Ребята, скажите, всегда ли люди писали на листе бумаги и ручкой?
-Конечно, нет, бумага и ручки появились не так давно, люди для записи использовали другие предметы.
-Кто может сказать, как они назывались.
— Как Вы думаете, какая тема урока у нас будет сегодня?
Формулируют тему и учебную цель урока.
Изучение нового материала (совместное «открытие» новых знаний).
-Кто мне скажет, подходят ли рисунке к тексту, который я сейчас прочитала?
-Что человек делает на первом рисунке?
-Из чего его делают?
-А для чего он нужен?
-Что изображено на втором рисунке?
-Запишем слово пергамент себе в тетрадь, поставим ударение, разделим на слоги и сделаем звуковой анализ.
-Что же такое пергамент? (материал для письма из кожи животных)
(Слайд)- Обратите внимание на слайд.
-Как Вы думаете, что это такое? Чем это можно было написать?
-Послушайте внимательно текст, который сейчас прочитаю.
-Так кто мне скажет, что это такое?
-Чем писали на бересте?
-Запишем слово писала себе в тетрадь, поставим ударение, разделим на слоги и сделаем звуковой анализ.
-А чем еще писали в древности? (перо)
-Пропишем это слово, поставим ударение, разделим на слоги и сделаем звуковой анализ.
Отвечают на вопросы учителя.
Первичное закрепление изученного материала.
-Я прочитаю текст, а Вы постарайтесь соотнести то, что слышите, с тем, что видите на рисунках.
-Кто мне может сказать, что такое церы
-Скажите, а что делали с воском, когда необходимо было записать что-то другое?
-Запишем слово воск себе в тетрадь, поставим ударение, разделим на слоги и сделаем звуковой анализ.
— Сколько можно было написать в день страниц?
-Сейчас мы с Вами пишем в тетрадях, и если необходимо написать что-то другое, мы просто переворачиваем страницу и пишем, сейчас все намного проще.
-Сейчас мы с вами запишем предложение, с использованием алгоритма.
Отвечают на вопросы учителя.
Самоконтроль с самопроверкой по эталону
-Послушайте внимательно текст.
-Как называлась буква, которая начинала текст? Как она выглядела?
-Как назывался рисунок, который изображали в начале всех книг и начало главы?
(Слайд) Рассмотрим, как красиво писали буквицы в старинных книгах.
-Сейчас мы с Вами выполним задание, Вам необходимо раскрасить буквицу.
-Поднимите свои буквицы.
-Вы большие молодцы!
Отвечают на вопросы учителя.
Итог урока. Рефлексивная деятельность.
— Какую тему мы проходили на уроке?
-На чем писали в старину? ( на пергаменте, бересте, церы)
-Чем писали? ( писалом, перьями)
Отвечают на вопросы учителя.
1. Русский родной язык, 1 класс, Л.А.Вербикая
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Тема: «Как писали в старину»
Материал для подготовки к ОГЭ по удмуртскому языку
Наречиялда жанир жинсиял г1аламатал
Материал для подготовки к ОГЭ по удмуртскому языку
Материал для подготовки к ОГЭ по удмуртскому языку
Учитель года 2021 год «Эссе»
Мастер-класс по родному языку
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5369506 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВера Сатарова
Похожие презентации
Презентация на тему: » На чем писали наши предки Вначале человек писал на том, что попадалось ему в руки: на камне, листьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. Острой костью.» — Транскрипт:
2 На чем писали наши предки Вначале человек писал на том, что попадалось ему в руки: на камне, листьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. Острой костью или куском камня на них процарапывалось нужное изображение.
3 Камень был самым первым материалом для письма, а значит, и первой «доской», первой «тетрадкой». Чтобы писать, человеку тогда приходилось быть каменотесом.
5 До последнего времени самым древним письмом на нашей планете считалось шумерское. Глиняные таблички с клинописными знаками шумерской письменности насчитывают возраст около четырех с половиной тысяч лет.
6 Перуанские индейцы для запоминания придумали узелковое письмо – кипу. Это толстая веревка, к которой в виде бахромы подвязывались разноцветные шнуры разной длины и толщины. Узлы на шнурках завязывались простые, двойные, тройные, и располагались они то на конце шнурка, то почти у самой веревки.
7 Наши предки – жители Древней Руси – славяне писали на самом дешевом, самом доступном материале: на березовой коре – берёсте.
8 При раскопках городов учёных заинтересовали кусочки берёсты, верхнего слоя берёзовой коры. Они оказались грамотами XΙ века. Буквы не писали, а выдавливали заострёнными палочками из кости или дерева. Берестяная связка мальчика Онфима. Тетради семилетнего школьника. Там и азбука, и упражнения для чтения по складам, и разные рисунки.
9 Американские индейцы покрывали изображениями шкуры животных Сырую шкуру – козью, овечью или телячью – вымачивали в воде, чтобы размякла. Потом соскабливали ножом мясо и вновь вымачивали, добавив золу. После этого шерсть снималась специальным скребком. Затем шкуру сушили, растянув на специальной раме, выглаживали, натирали мелом и полировали. Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон.
10 В Египте книги делали из речного тростника – папируса. Египтяне разрезали его стебли на узенькие продольные полоски, смачивали, сушили на солнце, а потом склеивали кусок за куском в длинные и широкие ленты.
11 Бумагу изобрёл в Китае примерно в 105 году человек по имени Цай Лунь. Он нашёл способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.
12 Бревно очищается от коры Размалывается в древесную массу Массу просеивают и промывают Взбивают в специальной машине, смешивают с водой и отправляют в бумагоделательную машину. Вода уходит из массы через сито, остаток воды удаляется с помощью насоса, сито вибрирует и волокна сцепляются между собой. Влажная масса проходит под круглым валиком, спрессовывающим её в гладкий лист. Лист проходит под множеством валиков, разглаживается, сушится.
13 А вот и готовые рулоны бумаги!
15 ВЫВОДЫ : 1.До изобретения бумаги люди использовали для письма различные средства и способы. 2.Мы узнали, что бумагу начали делать в Китае, около 2000 лет назад из древесины. 3. Мы познакомились с тем, как изготавливают бумагу сейчас. 4.Собрав коллекцию видов современной бумаги, мы узнали, как она называется и где применяется.
16 ЛИТЕРАТУРА 1.Ивич А. Приключения изобретений: Научно-художественные рассказы / Рис. А. Файдель; Оформ. В.Любин. – М.: Дет.лит., – 176 с.: ил. 2.Крутецкая В.А. Доклады и сообщения по русскому языку для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», – 80 с.: ил. – (Серия «Начальная школа»). 3.Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. Для младшего школьного возраста. Изд. – «Малыш», Паль Р. Человек придумал книгу. – М.: Сов. Россия, – 336 с.: ил. 5.Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Компания «Ключ – С» Филологическое общество «СЛОВО» Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. АСТ Москва Т. 9,6,1,4 6. Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, – 800 с.: ил. 7. Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, – 1600 с. 8. Словарик книголюба // Горбачевский Б. С. В стране книголюбов. – М., – С Юному книголюбу: Словарь-справочник / Под ред. И. Я. Линковой. – М.: Книга, – 192 с.