Материализм это признание того что весь

Тесты по философии для студентов

1 Тест. Выделите правильное определение:

Тест по философии 2. Выделите правильное определение:

А) Субъективное идеализм.

Б) Объективный идеализм.

Г) Метафизический материализм.

Д) Диалектический материализм.

А) Диалектический материализм.

Б) Метафизический материализм.

В) Субъективный идеализм.

А) Объективный идеализм.

Б) Субъективный идеализм.

А) Диалектический материализм.

Б) Метафизический материализм.

Г) Объективный идеализм.

Д) Субъективный идеализм.

А) Объективный идеализм.

Б) Субъективный идеализм.

А) Объективный идеализм.

Б) Субъективный идеализм.

Г) Метафизический материализм.

Д) Диалектический материализм.

А) Объективный идеализм.

Б) Субъективный идеализм.

Г) Метафизический материализм.

Д) Диалектический материализм.

10. Какой из философских направлений изображено в поэтическом тексте Вольтера:

Перед чьим сиянием юрба благоговеет!

Поэтому тот дух, что нас переживет!

Он вместе с чувствами рожден, растет, слабеет…

Но жалко, он с ними умрет.

А) Объективный идеализм.

Б) Субъективный идеализм.

А) Объективный идеализм.

Б) Субъективный идеализм.

12. К какому философскому направлению в философии можно отнести автора этих рядков:

Источник

Материализм это признание того что весь

фЕНБ 1
жЙМПУПЖЙС
EЕ ТПМШ Ч ЦЙЪОЙ ЮЕМПЧЕЛБ Й ПВЭЕУФЧБ

II. чПРТПУЩ ДМС УБНПЛПОФТПМС

III. тБУЛТПКФЕ УМЕДХАЭЙЕ РПОСФЙС

IV. хРТБЦОЕОЙС ДМС УБНПЛПОФТПМС

1. чЩВЕТЙФЕ РТБЧЙМШОЩЕ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС Й БТЗХНЕОФЙТХКФЕ УЧПК ПФЧЕФ:

2. чЩВЕТЙФЕ РТБЧЙМШОЩЕ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС Й БТЗХНЕОФЙТХКФЕ УЧПК ПФЧЕФ:

3. лБЛ ФТБЛФХЕФУС УЧСЪШ ЖЙМПУПЖЙЙ У ЕУФЕУФЧПЪОБОЙЕН:

4. уМЕДХАЭЙЕ РПОЙНБОЙС ЖЙМПУПЖЙЙ СЧМСАФУС ОБЙВПМЕЕ ТБУРТПУФТБОЕООЩНЙ?

чПЪШНЙФЕ ЛБЛПК-МЙВП РХОЛФ (Б, В. ЙМЙ Ч) ЪБ ПУОПЧХ Й РПРЩФБКФЕУШ ЙЪ ОЕЗП ЧЩЧЕУФЙ ДТХЗЙЕ, оБРТЙНЕТ, ЧПЪШНЙФЕ ЪБ ПУОПЧХ РПОЙНБОЙЕ ЖЙМПУПЖЙЙ ЛБЛ ХЮЕОЙС П УХЭЕН Й РПРЩФБКФЕУШ РТЕДУФБЧЙФШ, ЛБЛ У ЬФПК ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС УМЕДХЕФ ТБУУНБФТЙЧБФШ РПЪОБОЙЕ ЮЕМПЧЕЛБ, ЮЕМПЧЕЮЕУЛХА УХЭОПУФШ Й Ф. Р.

3. лБЛПЕ ЙЪ ОЙЦЕ РЕТЕЮЙУМЕООЩИ ПРТЕДЕМЕОЙК ЖЙМПУПЖЙЙ РЕТЧПОБЮБМШОПЕ?

4. рТБЧПНЕТОП МЙ ПФПЦДЕУФЧМСФШ ЖЙМПУПЖЙА У ДХИПЧОПК ЛХМШФХТПК?

5. рТБЧЙМШОП МЙ ХФЧЕТЦДЕОЙЕ, ЮФП ЖЙМПУПЖЙС ПИЧБФЩЧБЕФ ВПМЕЕ ЫЙТПЛЙК ЛТХЗ СЧМЕОЙК, ЮЕН НЙТПЧПЪЪТЕОЙЕ?

6. нПЦЕФ МЙ ВЩФШ ЖЙМПУПЖУЛПЕ НЙТПЧПЪЪТЕОЙЕ ОБХЮОЩН?

7. ЛБЛБС ЮЕТФБ ЖЙМПУПЖЙЙ ОБЙВПМЕЕ ИБТБЛФЕТОБ ДМС УПЧТЕНЕООЩИ НЙТПЧЩИ ЖЙМПУПЖУЛЙИ УЙУФЕН Й ЫЛПМ?

8. лБЛПЧП УППФОПЫЕОЙЕ ЖЙМПУПЖЙЙ Й ЙДЕПМПЗЙЙ?

9. рПДВЕТЙФЕ РПОСФЙЕ Л УМЕДХАЭЕНХ ПРТЕДЕМЕОЙА:
» хЮЕОЙЕ П ОБЙВПМЕЕ ПВЭЙИ ЪБЛПОБИ ТБЪЧЙФЙС РТЙТПДЩ, ПВЭЕУФЧБ Й РПЪОБОЙС Й ПУОПЧБООЩК ОБ ЬФПН ХЮЕОЙЙ ХОЙЧЕТУБМШОЩК НЕФПД ХЮЕОЙС Й РПЪОБОЙС».

10. дБКФЕ ПРТЕДЕМЕОЙЕ НЙТПЧПЪЪТЕОЙА:

еУМЙ ЧЩ ИПФЙФЕ ХЪОБФШ ПВЭЙК ТЕЪХМШФБФ ФЕУФЙТПЧБОЙС, ФП ОБЦНЙФЕ

VI. уРЙУПЛ МЙФЕТБФХТЩ Л ФЕНЕ «жЙМПУПЖЙС.
EЕ ТПМШ Ч ЦЙЪОЙ ЮЕМПЧЕЛБ Й ПВЭЕУФЧБ.»

Источник

Материализм в философии: понятие и основные идеи

Материализм это признание того что весь. Смотреть фото Материализм это признание того что весь. Смотреть картинку Материализм это признание того что весь. Картинка про Материализм это признание того что весь. Фото Материализм это признание того что весь

Вопрос о первичности сознания либо материи считается главнейшим в философии, поскольку именно он в значительной степени повлиял на ее развитие. Многие мыслители пытались понять, что стало началом нашего мира и жизни во всем ее многообразии, и действительно ли бытие определяет сознание, или все обстоит ровно наоборот? Сторонников первой из приведенных здесь точек зрения называют материалистами, их противники известны как идеалисты. Чуть ниже мы подробнее поговорим о материализме, его сути и истории развития.

Что такое материализм в философии?

Материализм — это направление в философии, согласно которому материя является первопричиной, началом бытия, а сознание и воля выступают только как его следствие, относясь к вторичным понятиям. Термин «материализм» происходит от латинского слова «materialis», в переводе означающего «вещественный».

Основным постулатом материализма является утверждение о существовании абсолютной субстанции бытия, называемой материя. Любая сущность в мире образована посредством материи, а причисляемые к идеальным явления, к примеру, сознание — возникли в процессе взаимодействия материальных сущностей. Данные утверждения распространяются на все окружающее нас и все существующее, включая людей и социум. Следовательно, человек и его сознание также выступают в качестве продукта развития материи, а потому люди могут не только познавать окружающую среду, но и создавать ее.

Для европейского материализма характерны три стадии развития:

Ключевые идеи материализма

Можно выделить несколько ключевых идей материализма:

Кратко о сути материализма

Объединяющей всех сторонников материализма идеей является идея об определении бытием сознания. Под утверждением о первичности бытия кроется его понимание в качестве объективной, существующей независимо от сознания реальности. Следовательно, материя признается самой объективной реальностью, существующей вне рамок сознания, но активно им отображаемой.

Выходя за пределы основного вопроса философской науки о первичности сознания либо бытия, материалисты понимают бытие более широко, как само существование. К бытию они относят и вещи материального мира, и ряд идеальных представлений. При этом сторонники материализма четко различают сферы материального и духовного. По их мнению, материя существует совсем не так, как существует сознание, поскольку именно материя представляет собой независимую и объективную форму бытия, а вот сознание идеально, и потому обладает лишь вторичным бытием, существующим исключительно в тесной связи с материальным.

Разновидности материализма

Выделяют три главных разновидности материализма:

Становление и развитие материализма

Описываемая концепция развивалась на протяжении всей истории философии, от древности сегодняшнего дня. В своем развитии указанное направление прошло ряд этапов, о них и будет рассказано ниже.

Материализм в эпоху античности

Первые сторонники материализма появились еще среди древнегреческих философов, примерно в 6 столетии до нашей эры. К таковым относят милетских «физиков» — Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Эти мыслители полагали, что существует определенное первовещество, разнообразные сочетания которого становятся основой для всех остальных веществ, но в итоге любая вещь вернется к состоянию первовещества. Некоторые древнегреческие философы считали первовеществом воздух, другие относили к таковым огонь, третьи полагали, что основой всего является сочетание огня и воздуха. Однако, тогда еще не был поставлен вопрос о первичности духовного либо материального. Впоследствии работы ранних древнегреческих философов были интерпретированы Аристотелем уже в рамках его учения. Так, Аристотель разработал теорию о материальном «архе», под которым понималось начало.

Помимо перечисленных выше мыслителей, материалистами древности были философ из Китая Ван Чун и ряд индийских мыслителей, представляющих школу чарваки. Также к представителям античного материализма относят Демокрита, Левкиппа и Эпикура, особо акцентировавшего внимание на процессе работы человека над собой и освобождении его сознания от страха перед божествами и от других страстей. С того же времени начинается спор между материалистами и идеалистами, особенно ярко проявившийся в противостоянии Демокрита с Платоном.

Эпоха Средневековья

В европейских средневековых государствах господствовала христианская религия и мировоззрение, по этой причине в философии явно преобладали идеалистические тенденции. Однако, в 11-12 веках европейские схоласты разделились на реалистов и номиналистов, а вскоре между ними начался спор, затрагивающий, в том числе, и природу материи, в частности, ее способность к мышлению.

Впоследствии английский философ Роджер Бэкон делал попытки замены схоластической силлогистики опытами по исследованию окружающего мира, но, ни его, ни сторонников номинализма, нельзя относить к материалистам в современном понимании данного термина, хоть во многом они и предопределили развитие материализма в последующих столетиях. При этом работы средневековых философов из стран Ближнего Востока содержат в себе выраженные элементы материалистической концепции.

Новое время

В 15-16 столетиях значительно возрос интерес к естествознанию, а опыт начали относить к единственному и наиболее верному источнику познания мира. Многие концепции мыслителей раннего периода Нового времени содержат в себе черты материализма, почерпнутые их авторами из античных материалистических теорий. Исследования ученых той эпохи (к примеру, Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона) смещаются в сторону изучения реальных, в первую очередь механических свойств предметов. В дальнейшем, уже к началу 18 века, некоторые исследователи (Р. Бошкович, Дж. Пристли, М. Ломоносов, Дж. Толанд) начинают рассматривать существующие в природе предметы как вещи, способные к внутренней активности, к механическому движению.

Историю материализма в его современном понимании принято отсчитывать с публикации работ Т. Гоббса, и последующем развитии его идей французскими просветителями, например, Дидро и Ламетри. Но материалистическая концепция в те годы по-прежнему оставалась механистичной и редукционистской, пытаясь упрощать сложные понятия и явления. Затем из немецкого идеализма выделилась диалектика, ее элементы можно отыскать и у упомянутых выше сторонников материализма тех времен (Декарта, Пристли, Дидро).

В течение 19 столетия материализм активно обогащался идеями диалектики, достигшей своего наивысшего расцвета благодаря трудам Гегеля. Вскоре начались закономерные процессы слияния материализма и диалектики воедино, первопроходцами данного процесса были А. Герцен, В. Белинский и ряд других русских материалистов. В аналогичном направлении двигался и немецкий мыслитель Л. Фейербах, но его отказ от абсолютного идеализма привел и к закономерному отказу философа от принципов диалектики. В итоге, никто из перечисленных ученых так и не довел дело соединения материализма и диалектики до конца.

Диалектический материализм

Впоследствии задача соединения диалектики с материализмом была решена К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основой их работ стали диалектика Гегеля и труды французских материалистов 18 века, а также воззрения Л. Фейербаха. Марксу удалось систематизировать уже имеющийся материал, а затем, переведя диалектику в поле материализма, придать последнему целостность самостоятельного и завершенного учения. Диалектический материализм оказал существенное влияние на развитие философии не только в 19, но и в 20 столетии, поскольку именно его возникновение повлекло за собой распространение материалистической концепции на всю историю развития человечества, дав начало историческому материализму.

Исторический материализм

Идеализм обуславливал движение истории исключительно деятельностью лидеров, но Марксу удалось развить диалектику Гегеля, результатом чего стал сделанный им вывод о том, что главной движущей силой истории стали противоречия, возникающие в сфере производства, приведшие к возникновению классовой борьбы. Данную причину развития истории Маркс отнес к объективным, а значит, не зависимым от воли конкретных личностей, как считалось ранее. В соответствии с выдвинутыми им предположениями, Маркс предложил собственную версию периодизации исторического процесса, состоящую из определенных общественно-экономических формаций, через которые проходит каждое отдельное общество и человеческий социум в целом.

Материализм современности

Западные философы 20 века развивали материализм преимущественно в его механистическом понимании, хотя многие из них сохраняли стойкий интерес к диалектике. К концу 20 и началу нашего столетия материалистическая концепция превратилась в так называемую онтологическую философию, к видным представителям которой относят Б. Смита, философа из США.

Соотношение идеализма с материализмом

Ряд ученых стремились примирить сторонников двух противоположных взглядов на бытие и материю — материалистов и идеалистов, тем самым давая начало новым философским направлениям и концепциям, например, пантеизму, сторонники которого не отделяют сознание от материи. Аналогичным образом возник и гилозоизм, основным постулатом которого является идея об одушевленности материи и наличии Мировой души, объединяющей все живые организмы. А к наиболее гармоничным учением, соединяющим в себе черты и материализма, и идеализма, относят дуализм, признающий равноправие бытия и сознания и их независимость друг от друга. К сторонникам дуализма относят Декарта, Ньютона, Вольтера и некоторых других крупных ученых.

Заключение

Как отчетливо видно из сказанного выше, во все времена, начиная с древнейших, философы пытались отыскать точки соприкосновения между материалистическим и идеалистическим пониманием окружающей нас действительности, а иногда и совместить эти концепции. Однако, и сегодня человечество еще не ответило на вопрос о первичности бытия либо сознания, параллельно не найдя ответов на вопрос о познаваемости мира в принципе.

Источник

Субъективный идеализм, объективный идеализм, дуализм, монизм, плюрализм, агностицизм.

Сравните Ваши определения с теми, что Вы читали в учебнике (можно взять другой учебник или словарь) и если по смыслуболее 50% определений верны – то Вы ОТЛИЧНО!начали путь постижения философии. Я Вас поздравляю и предлагаю перейти к следующему интеллектуальному испытанию.

Поработайте над следующими тестами.

Тест 1.

Выделите правильное определение:

Тест 2.

Выделите правильное определение:

Тест 3.

К какому философскому направлению можно отнести тезис: “Бытие не связано с материальными особенностями эмпирического существования, поскольку акт существования осуществляется и может осуществляться без материи”?

a) Субъективный идеализм.

b) Объективный идеализм.

c) Дуализм.

d) Метафизический материализм.

e) Диалектический материализм.

Тест 4.

С каким философским направлением связано следующее рассуждение? “Объект и ощущение одно и то же. и не могут, поэтому быть абстрагируемы одно от другого”?

a) Диалектический материализм.

b) Метафизический материализм.

c) Объективный идеализм.

d) Субъективный идеализм.

e) Дуализм.

Тест 5.

К какому философскому направлению относится следующее решение основного вопроса философии: “Объективный мир и его законы являются определяющим началом в отношении к мыслям людей, научным теориям”?

a) Объективный идеализм.

b) Субъективный идеализм.

c) Дуализм.

d) Материализм.

Тест 6.

К какому философскому направлению относится следующее высказывание философа: “Дух и природа, мышление и бытие суть две бесконечных стороны идеи, могущей истинно выступить лишь тогда, когда ее стороны улавливаются отдельно в их абстрактности и целостности”?

a) Диалектический материализм.

b) Метафизический материализм.

c) Дуализм.

d) Объективный идеализм.

e) Субъективный идеализм.

Тест 7.

К какому философскому направлению относится следующее изречение: “Мир, единый из всего, не создан ни кем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем. ”?

a) Объективный идеализм.

b) Субъективный идеализм.

c) Дуализм.

d) Материализм.

Тест 8.

Какой вариант решения основного вопроса философии здесь представлен: “. Вещи, которые я воспринимаю, суть мои собственные представления, и никакое представление не может существовать иначе, как в уме”?

a) Объективный идеализм.

b) Субъективный идеализм.

c) Дуализм.

d) Метафизический материализм.

e) Диалектический материализм.

Тест 9.

К какому философскому направлению можно отнести следующий тезис: “Сама по себе материя представляет собой пассивное начало; она обладает только силой инерции; вот почему всякий раз, как мы видим, что она движется, можно сделать вывод, что ее движение проистекает из другого начала. ”?

a) Объективный идеализм.

b) Субъективный идеализм.

c) Дуализм.

d) Метафизический материализм.

e) Диалектический материализм.

Тест 10.

Какое из философских направлений отражено в следующем поэтическом тексте Вольтера:

Пред чьим сияньем толпа благоговеет!

Так вот тот дух, что нас переживет!

Он вместе с чувствами рожден, растет, слабеет.

Увы, он с ними и умрет.

a) Объективный идеализм.

b) Субъективный идеализм.

c) Дуализм.

d) Материализм.

Тест 11.

К какому философскому направлению относится следующее рассуждение философа: “Понятия, не имеющие никакого основания в природе, можно сравнить с северными лесами, где деревья не имеют корней. Достаточно порыва ветра, достаточно незначительного факта, чтобы опрокинуть весь этот лес деревьев и идей”?

a) Объективный идеализм.

b) Субъективный идеализм.

c) Дуализм.

d) Материализм.

Тест 12.

Представителю, какого направления в философии могли принадлежать следующие строки:

Но коль угодно вам, слеплю и я такой:

Материи кусок. и я, сомнений нет,

Узнать бы только мне движения закон”.

a) Объективный идеализм.

b) Субъективный идеализм.

c) Дуализм.

d) Материализм.

Какие ответы правильные? Это Вам решать. Не хочу унижать Вас подсказками в конце книги; тем более, что лень наша – это одно из главных искушений и пороков, с какими трудно бороться (по себе знаю).

Давайте порассуждаем вместе над двумя заданиями, в которых чаще других делают ошибки. Сравните свои рассуждения с моими. Сходятся – хорошо! А не сходятся – еще лучше! Значит у Вас критическое (нестандартное) мышление.

Тест 4.

С каким философским направлением связано следующее рассуждение? “Объект и ощущение одно и то же. и не могут, поэтому быть абстрагируемы одно от другого”?

a) Диалектический материализм.

b) Метафизический материализм.

c) Объективный идеализм.

d) Субъективный идеализм.

e) Дуализм.

Часто обозначают это высказывание как дуализм. На самом же деле сведение объекта (объективного мира) к ощущению (части сознания) характерно для субъективного идеализма. Дуалисты, выделяя 2 сущности, первоосновы бытия (материю и дух) не сводят одно к другому, напротив утверждают, что они взаимосвязаны, но независимы одна от другой. Правильный ответ – d) Субъективный идеализм.

Тест 10.

Какое из философских направлений отражено в следующем поэтическом тексте Вольтера:

Пред чьим сияньем толпа благоговеет!

Так вот тот дух, что нас переживет!

Он вместе с чувствами рожден, растет, слабеет.

Увы, он с ними и умрет.

a) Объективный идеализм.

b) Субъективный идеализм.

c) Дуализм.

d) Материализм.

И еще одно задание для самых вдумчивых, творческих и серьезно настроенных писателей.

Произведите самоанализ по такой схеме:

Из двух сущностей составляющих меня:

а) Первично телоб) Первична душа
Приведите 5 или более аргументов любого характераАналогично

Кто Вы больше после этого – материалист или идеалист? Вернитесь теперь к вопросам, которые мы задали себе в самом начале нашего диалога. Понятно теперь, почему философия не сама Мудрость, а путь к ней и путь этот бесконечен, как бесконечно познание Мира – Макрокосмоса и Человека – Микрокосмоса.

Итак, мы размышляли над двумя определениями философии:

— философия – это любовь;

— философия – это мировоззрение.

Обратимся еще к одному, наиболее часто встречающемуся в современной культуре: философия – это наука.

Философия как наука

Философия как теоретически сформулированное мировоззрение всегда была близка к такой сфере культуры как наука. Философия сближается с наукой и по используемым методам познания, и по способу построения знания как теории.

В этом вопросе охарактеризуем две проблемы:

1. Специфика философии как науки;

2. Взаимосвязь философии с другими науками.

Источник

Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие (10 стр.)

В 60-70-х годах XX в. в трудах советских философов, — В. Штоффа, В. Швырева, Е. Мамчура, В. Степина, — весьма интенсивно разрабатывались проблемы методологии и логики научного познания. Известные философы, — Б. Кедров, М. Розенталь, Э. Ильенков, Н. Лапин продолжали работу над проблемами материалистической диалектики. Кроме того, Э. Ильенков и Д. Дубровский разрабатывали проблему идеального.

Плодотворно разрабатывались проблемы человека и личности. В работах известных советских ученых В. Тугаринова, И. Кона, А. Леонтьева, Л. Буевой, И. Фролова были проведены глубокие исследования структуры личности, соотношения в ней социального и биологического, о путях и формах совершенствования личности.

С 1985 года философия в СССР развивалась под знаком перестройки и ее поражения. Для теоретической сферы перестройка и ее провал означали падение авторитета и влияния марксизма в советской философии. Марксизм утратил монопольное положение, уступив место другим философским течениям и школам. Существенно изменилась тематика философских исследований. Важное место среди них заняло осмысление явлений современной жизни.

Бытие — это существование материальных и духовных объектов. Быть — значит существовать. Следовательно, категория «бытие» отражает только один признак мира — факт его существования.

Противоположностью (антитезой) категории «бытие» является категория «небытие».

Формы бытия — это разновидности принадлежащих бытию явлений, различающиеся способом своего существования. По этому основанию выделяются такие формы бытия:

— бытие объективной реальности, включающее, в свою очередь, бытие природы, бытие «второй природы», то есть мира содеянных человеком вещей, а в объективно-идеалистических учениях — бытие мирового духа;

— бытие субъективной реальности (духовного мира человека), содержащее бытие индивидуального сознания и бытие общественного сознания;

— бытие процессов и результатов взаимодействия объективной и субъективной реальности, то есть бытие человека и его культуры.

Философское содержание проблемы бытия составляет тот или иной способ понимания онтологических противоречий

— между вечностью, бесконечностью, непреходящим характером мира и не вечностью, конечностью, преходящим характером его конкретных проявлений;

— между единством мира и его многообразием в этом его единстве;

— между независимостью существования мира от человека и включённостью человека в мир, его существованием как проявлением мира.

Особое значение имеет противоречие между духовным и материальным, субъективным и объективным, сознанием и материей.

В решении этой проблемы сформировались три концепции.

1. Монизм (греч. mono — один) — это философское учение, принимающее за основу всего сущего какое-либо одно начало — материю или сознание.

2. Дуализм (лат. dualis — двойственный) Сторонники этого направления считают материальную и духовную субстанцию равноправными, а первичность какой- либо из них недоказуемой (Аристотель, Декарт, Кант).

3. Плюрализм (лат. Plereles — множественный) — это философская позиция, признающая множество самостоятельных равнозначных субстанций: оснований бытия в онтологии, оснований и форм знаний в гносеологии (Лейбниц, Поппер).

Главный водораздел прошел между двумя направлениями монистов: материалистами и идеалистами.

Материализм — это течение в философии, которое в качестве первичной признает материальную субстанцию, природу, физическое начало, а вторичным — идеальные, духовные, субъективные факторы. Материалисты считают, что окружающая человека природа, космос никем не сотворены. Как результат вечного саморазвития бытия они существовали, существуют и будут существовать независимо от человека или божественной идеи.

по фундаментальности знаний на наивный и научнообоснованый;

по способу мышления на диалектический и метафизический;

по отношению к общественно-исторической практике на действенный и созерцательный;

с точки зрения использования достижений естествознания на научный и вульгарный (мысль — продукт деятельности мозга);

К известным материалистам относят Демокрита, Эпикура, Ф. Бэкона, Д. Локка, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Л. Фейербаха, Н. Чернышенкого, К. Маркса Ф. Энгельса, Г. Плеханова, В. Ленина и многих других.

Идеализм — это течение в философии, которое первичным считает сознание то есть субъективное, или объективное идеальное начало.

Он имеет две формы: объективный идеализм и субъективный идеализм.

Согласно объективному идеализму, основу мировоздания составляет духовная субстанция, существующая вне и независимо от индивидуального сознания в виде идей, духа, мирового разума (Платон, Ф. Шелинг, Г. Гегель). Субъективный идеализм считает, что материальный мир существует только в сознании человека. Объективная реальность является производной от субъективной реальности (Беркли, Юм, эмпиризм, сенсуализм, солипсизм, феноменализм).

Вопрос о соотношении материи и сознания, мышления и бытия, духа и природы Ф. Энгельс назвал основным вопросом философии.

В гносеологическом плане материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них. То есть здесь материя противостоит сознанию как абсолютная противоположность. Следовательно, говорить о первичности материи мы можем только в гносеологическом аспекте.

Онтологическое понимание материи берёт своё начало с попыток найти первооснову, субстанцию бытия. Её поиск поначалу сводился к определению материала (первоматерии), из которого «вылеплены» все вещи. Затем уже в Новое время материю старались понимать не как материал, а как первосвойство мира, определяющее всё многообразие свойств принадлежащих ему явлений. Позже стало очевидно, что в онтологическом смысле материя по отношению к своим проявлениям (состояниям и свойствам) выступает как субстанция — всеобщая первичная основа всех вещей и, по сути равна всем процессам во Вселенной. То есть здесь материя предполагает сознание не как свою абсолютную противоположность, а как своё свойство.

Важно всегда помнить, что понятие «материя» в любом аспекте (гносеологическом или онтологическом) всегда есть абстракция и «чистое создание мысли», то есть мысленно выводится как нечто общее из множества предметов и процессов.

Материя, как считают представители диалектического материализма, обладает определёнными атрибутивными свойствами (то есть постоянными, обусловленными собственной природой). Это: изменчивость, вечность, неисчерпаемость, пространственно- временная форма. Иногда к ним относят отражение, информацию и сознание.

В чем состоит единство мира?

На этот вопрос существует несколько вариантов ответа и, соответственно, контрдоводов на них:

1. Мир един, потому что мысль о нём едина. Следовательно, единство мира состоит в его идеальности.

Контрдовод: мысль может объединить элементы сознания в единство, если оно уже существовало или может существовать в материальных прообразах.

2. Единство мира состоит в его бытийности (то есть существовании).

Контрдовод: признание наличия свойства существования есть способ решения проблемы бытия или небытия, а не проблемы единства мира.

3. Единство мира состоит в его материальности, то есть все бесконечно многообразные вещи: звёзды, планеты, атомы, живые организмы, человек, общество и даже природная подоснова сознания, несмотря на их качественное различие, одинаково представляют собой объективную реальность, существуют вне нашего сознания и независимо от него, то есть являются материальными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *