Медицинский класс в школе что это
Как устроены медицинские классы в московских школах
Для тех старшеклассников Москвы, которые планируют поступать в медицинский вуз, придумали проект «Медицинский класс в московской школе». Это не просто профильный класс, в котором главный предмет — биология. Проект поддерживают университет им. И.М. Сеченова, Департамент образования Москвы, Департамент здравоохранения столицы.
Как попасть в медицинский класс
Стать участником проекта «Медицинский класс в московской школе» можно с 8 класса. Решение о зачислении принимается по итогам вступительного испытания. Чем раньше школьник примет решение получить углубленные знания и практику, тем больше шансов набрать дополнительные баллы к моменту подачи документов на поступление в Сеченовский университет. Основные тестирования прошли весной, однако те, кто принял решение посвятить себя медицине сейчас, ещё могут успеть подать заявку и стать учащимися профильного класса в наступающем учебном году.
Существует несколько образовательных программ в рамках проекта, каждая школа выбирает программу по своему усмотрению. Предпрофильные классы — 8-9, профильные — 10-11. Основными учебными предметами будут биология и химия.
Именно эти уроки идут по пять раз в неделю, также в школах есть элективные курсы: основы медицинских знаний, практикум по микробиологии, основы физиологии и анатомии, функциональные системы человека, оказание первой помощи. Занятия на них ведут школьные учителя, преподаватели вузов и практикующие врачи. Практика будущих медиков проходит в специальной лаборатории, где есть медицинские тренажёры, измерительные приборы, макеты органов, оборудование для первой помощи. Манекены становятся первыми пациентами, на них школьники учатся делать уколы или брать кровь из вены.
Каждый год ученики классов медицинской направленности сдают вступительные и итоговые тестирования в стенах Сеченовского университета, максимальное число баллов, которое можно получить, — 100.
Мотивация и возможности учащихся профильных классов
Абитуриент, который поступает в Сеченовский университет после обычного класса, предоставляет результаты ЕГЭ по профильным предметам. Участники проекта «Медицинский класс в московской школе» имеют несколько возможностей предоставить дополнительные баллы.
Каждую весну университет проводит конференцию «Старт в медицину» для учащихся 8-11 классов. Желающие принять в ней участие осенью подают заявку и готовят проекты, которые отправляются на заочный просмотр. Если проект будет одобрен, школьники выступят на очном мероприятии. Если исследование возвращают после заочного этапа, — придётся попробовать силы в следующем году. Все работы заносятся в специальную базу вуза, поэтому выступить дважды с одним и тем же проектом не получится.
Победители и призёры «Старта в медицину» получают по пять дополнительных баллов на вступительных испытаниях. Баллы не сгорают, но и не суммируются. Как показывает практика, победа в конференции хотя бы одного школьника очень сильно мотивирует остальных ребят из профильного класса получить заветные баллы в следующем году.
В конце 11 класса, перед началом выпускных экзаменов, ученики медклассов в обязательном порядке в университете сдают предпрофильный экзамен. Он состоит из теоретической и практической частей. Последняя включает результаты работы в лаборатории. Успешная сдача экзамена позволяет получить дополнительные баллы при поступлении, которые суммируются с пятью победными баллами конференции «Старт в медицину».
Ежегодная Сеченовская олимпиада по химии и биологии приглашает учащихся профильных классов всей страны. Конкуренция серьёзная, участие обязательно для всех участников проекта, и только победители получают серьёзные преференции при поступлении.
Также дополнительные баллы при поступлении в МГМУ им. Сеченова могут начислить при предъявлении золотого значка ГТО. В Романовской школе пока открыт набор заявок для поступления в медицинский класс — мы ждём будущих врачей!
Медицинский класс в школе что это
Проектная форма обучения предполагает, что старшеклассники будут работать над инженерными проектами
Возможности города для будущего медика
Участниками проекта «Медицинский класс в московской школе» являются 97 школ.
Проект «Медицинский класс в московской школе» объединяет усилия учителей московских школ, открывших медицинские классы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования и науки города Москвы и лучших специалистов Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Для координации действий всех участников проекта создан проектный офис.
В состав проектного офиса входят:
Специалисты Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Сотрудники развивающихся в настоящее время центров молодежного инновационного творчества
Представители Городского методического центра
Центра педагогического мастерства
Московского центра качества образования
Центра технологической модернизации образования
Участники проектного офиса с сентября 2015 года проводят:
Консультации для заместителей директоров по вопросам разработки программ учебных предметов для изучения на углубленном уровне, программ элективных курсов и дополнительных общеобразовательных программ
В состав проектного офиса входят представители МЦКО, которые отвечают за проведение независимой предметной диагностики, обязательной для учащихся медицинских классов по химии и биологии.
Еще 4 направления работы проектного офиса – это:
Организация связи с городскими учреждениями здравоохранения для организации экскурсий и практик
Разработка и развитие интернет-сайта проекта
Проведение городских конференций для обучающихся
Организация съемки репортажей для московского образовательного телеканала mosobr.tv
Учащиеся медицинских классов чаще всего выбирают для углубленного изучения биологию, химию, физику, математику и русский язык, но в последнее время одним из трендов является выбор первого и второго иностранного языка, информатики. Эти предметы выбирают учащиеся, которые готовятся к обучению по специальностям, связанным с использованием сложного цифрового медицинского оборудования.
У учащихся есть возможность выбора элективных курсов, таких как:
Врач со школьной скамьи: чему учат в медицинских классах
Уже год в столичных школах действуют специальные медицинские классы, где детей готовят к профессии врача и поступлению в профильный вуз. В сентябре для учащихся закупили современное оборудование, и теперь у ребят есть настоящие химические лаборатории, различные медицинские приборы и тренажеры.
Что за проект «Медицинский класс в московской школе», для чего он нужен и как помогает школьникам – читайте в материале m24.ru.
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев
Проект «Медицинский класс в московской школе» проводится на основе трехстороннего соглашения между университетом, школой и учреждением здравоохранения. Основная задача подобных классов – подготовить детей к выбору профессии врача.
Образовательную программу для школьников разработали специалисты Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова. Ребята изучают такие предметы, как биология, химия, физика, математика, русский язык и информатика. А те учащиеся, чье будущее связано с использованием сложного цифрового медицинского оборудования, осваивают иностранные языки, в том числе латынь.
На уроках детей знакомят с рабочими инструментами терапевтов, хирургов и реаниматологов и учат проводить несложные процедуры. Углубленный материал, который дают школьникам, поможет им ознакомиться с профессией врача и пригодится при поступлении в профильный вуз.
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев
Занятия в классах проходят во внеурочное время. Преподают ребятам специально подготовленные учителя, специалисты медицинского университета имени И.М. Сеченова и практикующие врачи.
Всего в проекте «Медицинский класс в московской школе» участвуют 120 школ и около 30 городских организаций здравоохранения.
Оборудование
В этом учебном году более 60 столичных школ оснастили современным оборудованием для медицинских классов – всего более 90 наименований.
В учреждениях появились цифровые лаборатории с манекенами людей, на которых школьники учатся делать несложные хирургические операции и брать кровь из вены. Также школы получили медицинские тренажеры, среди которых учебные дефибрилляторы для терапии сердечного ритма и тренажер-симулятор для промывания желудка. Кроме того, в медклассах есть приборы для измерения давления, частоты дыхания и влажности тела.
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев
На новом оборудовании школьники пройдут более 20 специальных курсов. Речь идет об основах микробиологии, биохимии, анатомии и других.
«Мы получили абсолютно новое цифровое оборудование – это и цифровые компьютеры, и цифровые лаборатории, и цифровые микроскопы высокоточные. Все это оборудование помогает достичь высоких результатов», – рассказал учитель биологии и ОБЖ школы № 1474 Александр Чуфистов.
Практические занятия
Также школьники ходят в центр непрерывного профессионального образования в медицинском университете имени И.М. Сеченова. Там навыки, полученные в теории, применяют на практике с помощью высокотехнологичного медицинского оборудования.
Фото: ТАСС/Геннадий Хамельянин
Недавно для учащихся проводили экскурсию в городской клинической больнице №64. Ребята увидели работу многопрофильного медицинского оборудования, а также сами накладывали гипс, делали повязки и ставили капельницы на муляжах. Вполне возможно, что в дальнейшем такие занятия будут проводить и в других больницах города.
Помимо этого, для школьников организуют семинары, круглые столы и мастер классы. Занятия проходят в Центрах технологической поддержки и в технологических парках на базе 17 ведущих университетов Москвы.
По словам председателя экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования Москвы Людмилы Мясниковой, спрос на медицинские классы в столичных школах достаточно большой. Родители часто обращаются с просьбой записать своего ребенка именно на эти дополнительные занятия. Однако медклассы действуют не во всех учебных заведениях, в этом случае можно попробовать открыть такие занятия в своей школе.
Мясникова также отметила, что профориентацию по медицинским профессиям нужно проводить для детей с младшего возраста. «Обучение будущей профессии нужно начинать с раннего возраста, чтобы дети точно понимали, что это за профессия и подходит ли она им», – подчеркнула она.
Сторонники проекта «Медицинский класс в московской школе» считают, что профориентация поможет учащимся определиться с выбором будущей специализации. Ведь в здравоохранении есть не только врачи и медики, но и программисты, управленцы, менеджеры, врачи биохимики, биофизики, кибернетики и многие другие.
Всё, что нужно знать о проекте «Медицинский класс в московской школе»
Важно отметить, что проект «Медицинский класс в московской школе» вошел в список 100 главных образовательных проектов мира. Высокую оценку мировых экспертов проект получил на инновационном саммите HundrED в сфере образования, который проходил с 7 по 9 ноября 2018 года в Хельсинки.
Проект курирует и реализует вместе с московскими школами Первый МГМУ им. И.М.Сеченова. Университет им.Сеченова за период работы проекта обучил несколько сотен учителей из школ-участниц профильным предметам «Химия» и «Биология», дав им более глубокие и современные знания. Также в проекте задействовано большое учреждений здравоохранения Москвы, дающих возможность ученикам получить знания и практические навыки по профилю.
«Если в 2014 году у выпускников профильных медицинских классов, поступающих в наш университет, средний балл ЕГЭ был 82, то сейчас это – 94 балла», – рассказал ректор Сеченовского университета Петр Глыбочко в интервью в 2018 году.
Также совместно с Правительством Москвы при поддержке мэра Сергея Собянина в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова создан Ресурсный центр «Медицинский Сеченовский предуниверсарий». Центр открыт в 2016 году в рамках масштабной программы непрерывного профессионального образования «Школа – Университет – Клиника» и является продолжением проекта «Медицинский класс в московской школе». Занятия проводят ведущие преподаватели кафедр университета, обучающиеся углубленно изучают профильные предметы и некоторые дисциплины первого курса медицинского вуза, готовятся к Всероссийской Олимпиаде школьников, ведут активную научную деятельность.
Участниками проекта «Медицинский класс в московской школе» в 2020 году являются 71 школа Москвы.
О том, как поступить в «Медицинский класс»
Для того, чтобы попасть в предпрофильный 8-й класс, школьнику необходимо пройти вступительное испытание. В профильный класс попасть сложнее, поскольку зачисление в 10 класс происходит на конкурсной основе по результатам ОГЭ по химии и биологии за 9 класс, вступительного тестирования по химии и биологии в Университете им.Сеченова. Также учитываются личных достижения ученика (средний балл аттестата, портфолио).
Чем раньше школьник примет решение получить углубленные знания и практику, тем больше шансов набрать дополнительные баллы к моменту подачи документов на поступление в медицинский ВУЗ.
Особенности обучения и программы «Медицинских классов»
Существует несколько образовательных программ в рамках проекта, и каждая школа может выбрать программу по своему усмотрению. Предпрофильные классы — 8-9, профильные — 10-11.
Основные предметы программы – химия и биология, которые проходят пять раз в неделю.
Учащиеся медицинских классов чаще всего выбирают для углубленного изучения следующие предметы: биологию, химию, физику, математику и русский язык, но в последнее время одним из трендов является выбор первого и второго иностранного языка, информатики. Эти предметы выбирают учащиеся, которые готовятся к обучению по специальностям, связанным с использованием сложного цифрового медицинского оборудования.
Также ученики медклассов по интересам и индивидуальным задачам выбирают элективные курсы:
2/3 объема внеурочной деятельности по данным курсам ведут школьные учителя, 1/3 преподаватели ВУЗов и практикующие врачи. Практика будущих медиков проходит в специальной лаборатории, где есть медицинские тренажёры, измерительные приборы, макеты органов, оборудование для первой помощи. Манекены становятся первыми пациентами, на них школьники учатся делать уколы или брать кровь из вены.
Инновационным направлением в рамках проекта является разработанные Университетом им.Сеченова учебные программы для школьников медицинских направлений по предметам «Химия на английском» и «Биология на английском». Школы, участвующие в проекте, могут внести эти предметы в учебный план. Цели перед данными курсами поставлены весьма серьезные: овладение учениками культурой билингвального научного мышления, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную научную речь на английском языке.
Практическая деятельность
Практические занятия на площадке Центра Непрерывного Профессионального Образования дают возможность обучающимся знакомиться с профессиональными действиями медицинских работников, осваивать на практике высокотехнологичное медицинское оборудование. Еще одна прекрасная возможность проекта – участие в программе ранней профессиональной ориентации «Шаг в медицину», разработанной МГМУ им.Сеченова, включающая цифровые лаборатории по химии, физиологии, экологии, медицинские тренажеры и роботы.
Также ученики медклассов принимают активное участие в волонтерском проекте «Вахта милосердия» на базе НИИ Неотложной Детской Хирургии и Травматологии доктора Рошаля. Проект курирует Департамент образования г. Москвы.
В помощь ученикам медицинских классов и учителям разработчиками проекта создана богатая и интересная интерактивная библиотека и медиатека.
Об олимпиадах, конференциях и других научно-образовательных мероприятиях
В рамках проекта в течение учебного года проходят предпрофессиональные олимпиады, мастер-классы, конференции и другие образовательные мероприятия. К примеру, ежегодно университет проводит конференцию «Старт в медицину» для учащихся 8-11 классов. Желающие принять в ней участие осенью подают заявку и разрабатывают исследовательские проекты, которые отправляются на заочный просмотр. Если проект прошёл отбор, автор представит его на конференции. Если проект не прошел отбор, в следующем году ученик имеет возможность представить новое исследование (не прошлогоднее). Победители и призёры «Старта в медицину» получают по пять дополнительных баллов на вступительных испытаниях. Баллы не сгорают, но и не суммируются. Победа в конференции очень мотивирует остальных учеников профильного класса победить и получить заветные баллы в следующем году.
Также проходит Ежегодная Сеченовская олимпиада по химии и биологии для учащихся профильных классов всей страны. Конкуренция серьёзная, участие обязательно для всех участников проекта, и только победители получают серьёзные преференции при поступлении.
В январе 2020 года рамках проекта «Субботы московского школьника» появилось новое, 22-е направление — «Медицинские субботы». Лекции, семинары и мастер-классы будут вести практикующие врачи столичных клиник и ученые ведущих медицинских вузов. Ученики медклассов имеют возможность познакомиться с уникальными медицинскими специальностями и узнать о современных разработках в этой сфере. Проект запустил столичный Департамент образования и науки в партнерстве с Департаментом здравоохранения Москвы и Научно-исследовательским институтом организации здравоохранения и медицинского менеджмента.
О предпрофессиональном экзамене
По завершении 11-го класса ученики сдают предпрофессиональный экзамен в Университете им.Сеченова.
Экзамен состоит из 2-х частей: теоретической и практической. Теоретическая часть экзамена проводится в форме компьютерного тестирования. Практическая часть экзамена проводится на базе организаций высшего образования с использованием учебного и лабораторного оборудования в форме решения индивидуальных кейсов.
Для принятия участия в экзамене обучающийся должен в указанный срок подать заявление. Экзамены проходят как правило в марте-апреле текущего учебного года. Обучающиеся, не сдавшие экзамен в основные сроки по уважительной причине, могут сдать его в дополнительные сроки, предъявив документы, подтверждающие уважительную причину пропуска.
Также результаты экзамена учитываются при поступлении в ВУЗ и действительны в течение трех лет. Успешная сдача экзамена позволяет получить дополнительные баллы при поступлении, которые суммируются с пятью победными баллами конференции «Старт в медицину». Также дополнительные баллы при поступлении в МГМУ им. Сеченова могут начислить при предъявлении золотого значка ГТО.
Кроме предпрофильного экзамена, ученики 10-х и 11-х медицинских классов традиционно проходят Независимую Оценку Качества знаний (НОКЗ) по химии и биологии. Экзамен школьники сдают как правило в апреле текущего года на электронной образовательной платформе Сеченовского Университета.
Контактная информация проекта
Руководитель Проектного офиса: Кузнецова Елена Валерьевна
Будущие врачи и инженеры, или Зачем нужны предпрофессиональные классы
В новом учебном году Москва продолжает развивать предпрофессиональное образование. В предпрофессиональные классы ходят более 45 тысяч школьников. Это на 20 процентов больше, чем в предыдущие годы. Разбираемся, как устроены предпрофессиональные классы, почему растет их востребованность и как они помогают школьникам в дальнейшей жизни.
Во многих московских школах уже работают различные предпрофессиональные классы: медицинские, инженерные, академические, кадетские, педагогические и ИТ-классы. Учащиеся проводят научные эксперименты, выполняют практические задания, знакомятся с современным лабораторно-исследовательским оборудованием. Кроме того, школьники регулярно ездят на экскурсии в научные центры, медучреждения, на предприятия. Словом, погружаются в будущую профессию.
Предпрофессиональное образование позволяет познакомиться с будущей профессией на практике и сделать выбор более осознанно. Например, в медицинских классах лаборатории оборудованы по образу и подобию тех, что работают в городских больницах. Школьники изучают микробиологию, биохимию, анатомию и нанотехнологии в медицине. На практических занятиях ребята учатся проводить биохимические анализы, ухаживать за пациентами и оказывать первую помощь — накладывать перевязки, делать искусственное дыхание на электронных тренажерах-манекенах.
Партнеры проекта — городские учреждения здравоохранения и такие престижные вузы, как Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова. Сегодня количество обучающихся в медицинских классах более чем в два раза выше, чем в 2015 году. Такие классы имеются уже в 75 столичных школах.
Инженерных классов в Москве еще больше: они открыты в 117 учебных заведениях, их посещают более девяти тысяч человек. Юные инженеры изучают промышленную оптику, компьютерное черчение, геодезию и картографию, учатся программировать и создавать мобильных роботов.
Егор Чевкин: У нас были созданы все условия для программирования
Выпускник инженерного класса школы № 1532 Егор Чевкин учится в Московском институте электроники и математики Высшей школы экономики по специальности «информационная безопасность». По его словам, учеба в предпрофессиональном классе дала хороший старт и помогла поступить в престижный вуз.
«Хочу отметить своих учителей, работа многих из них — выше всяких похвал. Во многом благодаря им мне удалось поступить в вуз. Я думаю, что инженерные классы побуждают детей двигаться дальше, развиваться в выбранном направлении, учиться программированию. Это, кстати, очень помогает на первом курсе вуза», — говорит Егор.
Он рассказал, что в его школе один из залов превратили в ИТ-полигон. Там было разнообразное оборудование — от программируемых плат до сборных конструкторов.
«Были созданы условия, чтобы ты мог заниматься программированием. Вне школьной программы мы приходили заниматься на наш ИТ-полигон, писали программы для компьютерного зрения, когда камера может распознавать те или иные объекты. В нашем случае — дорожные знаки. Этот проект мы готовили к олимпиаде», — вспоминает Егор Чевкин.
Егор сейчас на первом курсе и частично повторяет программу старших классов: «Учиться мне очень нравится. По каким-то предметам отчасти идет повторение школьной программы, но есть и много нового. После вуза планирую работать по профессии — заниматься информационной безопасностью».
Ксения Котова: Это бесценный опыт, он обязательно понадобится в жизни
Если в медицинских, инженерных, академических и ИТ- классах заниматься могут учащиеся старшей школы, то в кадетские ребята поступают после шестого класса. Сюда принимают по результатам конкурса и учитывают успехи в учебе, физическое развитие и состояние здоровья.
Ксения Котова в позапрошлом году окончила кадетский класс в школе № 2026. Она учится на втором курсе Военного университета Министерства обороны России. Она рассказала, что попала в один из первых кадетских классов. Записала ее мама, но девушка об этом никогда не жалела.
«У нас делали упор практически на все предметы, но основные — это история и математика. У нашего класса были очень сильные учителя. После основных уроков у нас каждый день была военная подготовка», — рассказывает Ксения.
Кадетские классы — самые многочисленные из предпрофессиональных: они работают в 249 школах столицы. Кадетские классы готовят к военной и гражданской службе. Они имеют несколько направлений обучения, у каждого своя программа. К примеру, дипломатическая специализация предполагает изучение иностранных языков, правил ведения официальной деловой переписки и переговоров. Но независимо от направленности все кадетские классы требуют от школьников дисциплины, пунктуальности, хорошей физической подготовки.
«Я тщательно готовилась к поступлению в вуз, и учеба в кадетском классе, конечно, помогла. Во-первых, мне пригодилась физическая подготовка, во-вторых, на наш класс выделяли самых сильных учителей, и они не только готовили нас в рамках программы, но и уделяли нам дополнительно свое личное время. Организация была хорошая. А еще я научилась элементарной пунктуальности, этикету. Это бесценный опыт, который обязательно понадобится в будущей жизни. Я бы своего ребенка, например, отдала в какой-нибудь предпрофессиональный класс, потому что это важно», — отметила студентка.
Также в московских школах работают академические и ИТ-классы. В первых школьники изучают нанотехнологии, радиофизику, приборостроение, космические технологии и генетику. Занятия проводят не только учителя, но и ведущие ученые столицы, а все научные исследования выполняются на современном оборудовании. Обучение в ИТ-классах организовано по шести направлениям: «Большие данные», «Робототехника», «Технологии связи», «Моделирование и прототипирование», «Информационная безопасность», «Программирование». ИT-полигоны для занятий оснащены ноутбуками, планшетами, 3D-принтерами, кульманами, 3D-сканерами, конструкторами VEX, EV3, а также графическими станциями.
«С каждым годом количество ребят, желающих учиться в предпрофессиональных классах столицы, растет. А это означает, что проект будет развиваться, будут открываться новые направления, востребованные жителями города и экономикой мегаполиса. Обучение в предпрофессиональных инженерных, медицинских, академических, ИТ-классах предоставляет школьникам современную образовательную среду, в которой они максимально могут реализовать свои возможности и таланты, определиться с будущей специальностью», — считает директор Московского центра качества образования Марианна Лебедева.
Главная задача предпрофессиональных классов — сформировать у учеников умения и навыки, которые помогут им стать востребованными специалистами. Партнерами проекта выступают ведущие вузы, научные организации, высокотехнологичные предприятия и компании.