Медицинское страхование финансируется за счет чего

Медицинское страхование финансируется за счет чего

Статья 28. Формирование средств страховой медицинской организации и их расходование

1. Целевые средства страховой медицинской организации формируются за счет:

1) средств, поступивших от территориального фонда на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

2) средств, поступивших из медицинских организаций в результате применения к ним санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, в соответствии со статьей 41 настоящего Федерального закона:

С 01.01.2022 в пп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 28 вносятся изменения (ФЗ от 06.12.2021 N 405-ФЗ). См. будущую редакцию.

а) 50 процентов средств по результатам проведения медико-экономического контроля;

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) 50 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения экспертизы качества медицинской помощи;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) 50 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения медико-экономической экспертизы;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) 50 процентов сумм, поступивших в результате уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества;

3) средств, поступивших от юридических или физических лиц, причинивших вред здоровью застрахованных лиц, в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона, в части сумм, затраченных на оплату медицинской помощи.

2. Страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.

3. Получение страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования не влечет за собой перехода этих средств в собственность страховой медицинской организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

4. Собственными средствами страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования являются:

1) средства, предназначенные на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию;

2) 15 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения экспертизы качества медицинской помощи;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) 15 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения медико-экономической экспертизы;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) 25 процентов сумм, поступивших в результате уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) средства, поступившие от юридических или физических лиц, причинивших вред здоровью застрахованных лиц, в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона, сверх сумм, затраченных на оплату медицинской помощи.

5. Формирование собственных средств страховой медицинской организации осуществляется в порядке, установленном договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.

6. Операции со средствами обязательного медицинского страхования в страховой медицинской организации подлежат отражению в отчете об исполнении бюджета территориального фонда на основании отчетности страховой медицинской организации без внесения изменений в закон о бюджете территориального фонда.

Источник

Что такое система ОМС

ОМС обеспечивает конституционное право (статья 41 Конституции РФ) каждого гражданина РФ на получение бесплатной медицинской помощи (при наступлении страхового случая) в надлежащем объеме, качестве и в установленные сроки.

Медицинская помощь в системе ОМС предоставляется за счет средств ОМС на условиях, установленных территориальной или базовой программами обязательного медицинского страхования.

Базовая программа ОМС

Базовая программа ОМС является составной частью Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. В ней содержатся виды и условия предоставления медпомощи, перечень заболеваний и состояний, которые можно лечить бесплатно по полису ОМС на всей территории России, порядок и условия предоставления медицинской помощи (в т.ч. порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием по медицинским показаниям), перечень медицинских организаций, предоставляющих услуги по ОМС и устанавливаются предельные сроки ожидания медицинской помощи.

Территориальная программа ОМС

Территориальная программа ОМС разрабатывается на основе Базовой программы ОМС, но за счет дополнительного финансирования на уровне конкретного субъекта РФ, в котором проживает гражданин, предусматривает возможность получить бесплатную медицинскую помощь в более углубленном и расширенном формате.

Полис ОМС оформляется по месту фактического проживания. При смене места жительства и переезде в другой регион, необходимо прикрепиться к страховой медицинской организации, работающей на данной территории.

Принципы системы ОМС

Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются:

Субъектами обязательного медицинского страхования являются:

Участниками обязательного медицинского страхования в Российской Федерации являются:

Объем бесплатной медицинской помощи, который оказывается по полису ОМС в разных регионах, может быть больше, чем предусмотрено базовой программой. Но ни при каких обстоятельствах не может быть меньше, чем указано в ней.

Страховые представители всегда рядом с вами!

За консультацией и защитой прав пациента, вы всегда можете обратиться по телефону бесплатного круглосуточного контакт-центра 8 800 100 81 02.

Источник

Что не так с современной системой здравоохранения? Коронавирус раскрыл проблемы ОМС

Медицинское страхование финансируется за счет чего. Смотреть фото Медицинское страхование финансируется за счет чего. Смотреть картинку Медицинское страхование финансируется за счет чего. Картинка про Медицинское страхование финансируется за счет чего. Фото Медицинское страхование финансируется за счет чего

Две модели финансирования

В прошлом в нашей стране действовала бюджетная модель финансирования системы здравоохранения. При такой системе главенствующую роль играет государство, а источниками финансирования медицинской помощи населению являются нецелевые доходы бюджета — прежде всего налоги.

Проблемы современной системы здравоохранения

Можно выделить 4 ключевых проблемы действующей в России системы:

Внезапное появление и масштабное распространение коронавирусной инфекции повлияло на весь мир. Даже такие страны как Германия, Италия, Франция и США, которые считаются обладателями эффективных национальных систем здравоохранения, не смогли остановить развитие коронавируса. Аномальная нагрузка на систему здравоохранения сразу выявила ее слабые места:

При этом медицинские учреждения столкнулись с тем, что пришлось экстренно пересматривать и перестраивать процессы оказания медпомощи, что повлияло в конечном итоге и на финансирование:

Экстремальные условия, вызванные пандемией, негативно отразились на финансовой стабильности медицинских учреждений. При этом механизмы компенсации финансовых потерь при экономической нестабильности не предусмотрены.

Справедливости ради — с подобными проблемами столкнулась не только Россия, а большинство государств. Это показало, что пора начать относится к здравоохранению, как к стратегически значимой отрасли, а не как к сфере услуг.

Возврат к прежней системе финансирования

По результатам исследований в пользу действующей финансовой модели ОМС приводятся несколько весомых доводов:

Однако, в современной России далеко не каждый из этих элементов реально работает. Например, может ли идти речь о добросовестной конкуренции? Автор приводит в таблице сравнение двух подходов к финансированию здравоохранения с отражением основных критериев:

Медицинское страхование финансируется за счет чего. Смотреть фото Медицинское страхование финансируется за счет чего. Смотреть картинку Медицинское страхование финансируется за счет чего. Картинка про Медицинское страхование финансируется за счет чего. Фото Медицинское страхование финансируется за счет чего

Как видно у бюджетной модели финансирования немало преимуществ, Может стоит вернуться к ней? Впрочем и страховая система может работать эффективно. Сейчас в процессе реформы здравоохранения активно внедряется пациентоориентированный подход, проекты вроде «Бережливой поликлиники» и т.д, но прежде всего необходима модернизация ключевых элементов финансовой модели ОМС:

Порядка 70% медицинской документации, которая ведется сейчас в бумажном виде, можно перевести в электронный. В том числе карты пациентов, направления на диагностику, рецепты и т.д.

Позитивным примером может служить проект единой медицинской информационной системы города Москвы (ЕМИАС). Эффективность ее внедрения говорит о том, что у веб-технологий в медицине и здравоохранении большое будущее.

К примеру, один из последних — внедрение ОИР (отраслевого информационного ресурса) в Департаменте здравоохранения ЯНАО.

Также у нас есть многолетние проекты с Министерством здравоохранения Московской области и Минздравом Сахалина, по которым мы активно продолжаем работать.

Нам хотелось бы услышать ваше мнение — как вы относитесь к современной модели финансирования здравоохранения в России? Считаете ли ее полностью работающей или она требует пересмотра, а может быть «раньше было лучше»? Поделись с нами в комментариях. И, конечно, задавайте вопросы — мы всегда рады на них ответить.

Источник

Нецелевое расходование средств ОМС учреждениями здравоохранения

Автор: Никитенко М.,эксперт журнала

В этом материале мы ознакомим вас с результатами проверки ТФОМС, проводимой в отношении бюджетного учреждения здравоохранения на предмет целевого и рационального использования учреждением средств ОМС. В ходе проверки были установлены факты нецелевого использования средств ОМС и учреждению выставлено требование:

возвратить в бюджет ТФОМС, использованные не по целевому назначению;

за использование не по целевому назначению средств ОМС уплатить в бюджет ТФОМС штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств.

Не согласившись с вмененными проверяющими требованиями, учреждение обратилось в суд. Какие расходы, совершенные учреждением за счет средств ОМС, были квалифицированы проверяющими как нецелевые, на чью сторону встал суд (см. Постановление АС ПО от 24.01.2019 № Ф06-42205/2018), рассмотрим в статье.

Как нецелевое расходование средств проверяющими (ТФОМС) были квалифицированы следующие расходы учреждения:

общехозяйственные и накладные расходы ошибочно распределялись между источниками финансирования;

труд сотрудников оплачивался при отсутствии у них сертификатов специалиста;

без проведения специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест некоторым сотрудникам производились доплаты за работу с вредными условиями труда;

выплачивалась заработная плата (с начислениями) работникам патологоанатомического отделения за исследования аутопсийного материала;

дважды произведена плата в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» за выдачу заключений по санитарно-эпидемиологической экспертизе;

использованы медикаменты и оплачено питание пациентов, не застрахованных в системе ОМС;

на пациентов, проходивших лечение за счет средств от приносящей доход деятельности, и пациентов, не являющихся застрахованными лицами в системе ОМС, использованы металлофиксаторы, приобретенные за счет средств ОМС;

оплачено повышение квалификации сотрудника по специальности «Основы профпатологии»;

произведена уплата налога на землю за земельный участок, на котором расположено здание наркологического диспансера;

оплачен ремонт прибора «Алкотестер-01 MARK», который используется при оказании наркологической медицинской помощи;

излишне списан с подотчета водителя автомобиля бензин.

Ниже подробнее рассмотрим некоторые из названных нарушений подробнее.

Неправильное распределение общехозяйственных и накладных расходов между источниками финансирования.

Согласно нормам п. 134 Инструкции № 157н[1] затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные. Распределение накладных расходов производится одним из способов пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Учреждение организует учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т. д.).

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.

Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а в части нераспределяемых расходов – на увеличение расходов текущего финансового года (п. 135 Инструкции № 157н). Сумма общехозяйственных расходов учреждения не включается в фактическую стоимость незавершенного производства.

Проверяющие установили неправильное распределение учреждением накладных и общехозяйственных расходов между видами деятельности, которое привело к расходование средств ОМС; нарушений в правильности и обоснованности распределения медицинским учреждением накладных и общехозяйственных расходах между источниками финансирования судом установлено не было.

Исходные данные для установления правильности распределения расходов между видами деятельности были такие:

Наименование показателя

Значение показателя

Общая сумма дохода за год

Приносящая доход деятельность

Средства субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя

Распределение накладных расходов в учреждении проводится пропорционально доле доходов, полученных учреждением. Общехозяйственные и накладные расходы составили 90 760,3 тыс. руб. Согласно имеющимся данным по доходам они были распределены по видам деятельности, осуществляемой учреждением, так:

Наименование показателя

Значение показателя, определенного расчетным путем проверяющими и судьями

Расходы, совершенные учреждением

Отклонение от нормы

Общий размер общехозяйственных и накладных расходов

Приносящая доход деятельность

Средства субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя

Согласно нормам пп. 5 п. 2 ст. 20 Федерального закона № 326-ФЗ[2] медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Структура тарифов по ОМС, которая содержится в территориальных программах ОМС, не предусматривает расходование средств ОМС на оплату расходов, не связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС. Таким образом, суд встал на сторону проверяющих и указал на то, что оплата учреждением общехозяйственных и накладных расходов, которые не связаны с оказанием бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, является использованием средств ОМС не по целевому назначению.

Оплата труда сотрудников при отсутствии у них сертификатов специалиста.

Согласно нормам п. 1 ст. 100 Федерального закона № 323-ФЗ[3] до 01.01.2026 право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Пунктом 5.6 приложения 8 к Порядку организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденному Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230, установлено, что включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи специалистом, не имеющим сертификата или свидетельства об аккредитации по профилю оказания медицинской помощи, является нарушением оформления и предъявления на оплату счетов и реестров счетов. Из положений этих документов суд пришел к выводу о том, что выплата заработной платы (с начислениями) медработникам, оказывающим медицинскую помощь без сертификата специалиста, относится к расходам, которые не связаны с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.

Приказ ФФОМС от 01.12.2010 № 230 с 29.06.2019 утратил силу. Вместо него применяется Приказ ФФОМС от 28.02.2019 № 36, которым был утвержден Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Пунктом 5.6 приложения 8 к новому порядку – по аналогии с положениями ранее действовавшего порядка – установлено, что включение в реестр счетов страховых случаев, при которых медицинская помощь оказана медицинским работником, не имеющим сертификата или свидетельства об аккредитации по профилю оказания медицинской помощи, является нарушением оформления и предъявления на оплату счетов и реестров счетов.

Доплата за вредные условия труда, не подтвержденные аттестацией.

Согласно нормам ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором. Пунктом 6 ст. 7 Федерального закона № 426-ФЗ[4] установлено, что результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций.

Исходя из вышеназванных положений, а также п. 13 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 45н, п. 3.3 Положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 416, суд указал, что выплата доплат без проведения специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест не связана с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС и не может оплачиваться за счет средств ОМС. Таким образом, учреждением было совершено нецелевое расходование средств.

Выплата зарплаты работникам патологоанатомического отделения за исследования аутопсийного материала.

В случае смерти застрахованного лица обязательства страховых медицинских организаций по оплате медицинской помощи и обязательства медицинских организаций по оказанию медицинской помощи в отношении этого застрахованного лица прекращаются в момент смерти застрахованного лица. Расходы по исследованию аутопсийного материала (то есть материала трупов) суд счел не связанными с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, не подлежащими оплате за счет средств ОМС, указав, что в соответствии с разд. V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 № 1403, и разд. 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2017 год, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 27.12.2016 № 827, иные государственные и муниципальные услуги (работы), в том числе в патологоанатомических бюро, оказываются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местных бюджетов.

Судом было установлено, что учреждению из бюджета субъекта были выделены денежные средства на осуществление патологоанатомических работ, включая заработную плату (с начислениями). При таких обстоятельствах суд согласился с мнением проверяющих и установил, что выплата заработной платы работникам патологоанатомического отделения за исследования аутопсийного материала, произведенная за счет средств ОМС, является нецелевым расходованием средств ОМС.

В завершение отметим, что соответствии с ч. 9 ст. 39 Федерального закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда ОМС штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки исполнения требований территориального фонда ОМС. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда ОМС в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом ОМС соответствующего требования.

При этом в силу ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ[5] вопросы оплаты труда работников и материально-технического и финансового обеспечения деятельности государственных учреждений субъекта РФ отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Осуществление указанных полномочий в порядке и случаях, установленных федеральными законами, может дополнительно финансироваться за счет средств государственных внебюджетных фондов РФ.

Исходя из ст. 6 Федерального закона № 326-ФЗ субвенции из бюджета ФФОМС предоставляются на финансовое обеспечение полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, в том числе на финансовое обеспечение базовой программы ОМС.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 326-ФЗ страховое обеспечение по ОМС – исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации.

Таким образом, финансовое обеспечение базовой программы ОМС предусматривает финансирование медицинской помощи при наступлении страхового случая (при заболевании, травме, ином состоянии здоровья застрахованного лица, профилактических мероприятиях) и не влечет расходных обязательств РФ по содержанию учреждений здравоохранения субъектов РФ. Определение источника возврата указанных средств должно осуществляться в рамках установленных полномочий (Письмо Минфина РФ от 13.12.2018 № 02-05-11/90925).

Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляются медицинской организацией в порядке, определенном Федеральным законом № 326-ФЗ.

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

[3] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

[4] Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

[5] Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *