Медное зеркало что это
Медное зеркало
Кто на свете всех милее, всех румяней и. меднее?
Проведите этот опыт с нашей подпиской!
Этот эксперимент, как и Медное дерево и Алхимия, входит в набор Алхимия. Подпишитесь и получите всё, что понадобится для проведения этого эксперимента дома.
Реагенты
Безопасность
Часто задаваемые вопросы
Конечно! На этом видео показан прекрасный способ получения серебряного зеркала. Посмотрите, как просто:
Другие эксперименты
Пошаговая инструкция
В пустой баночке приготовьте раствор ацетата натрия CH3COONa и аскорбата натрия.
Добавьте раствор сульфата меди CuSO4.
Поставьте баночку со смесью на свет — он ускорит реакцию. Подождите несколько часов. Баночка изнутри покроется сверкающим слоем меди!
Вылейте содержимое баночки.
Утилизация
Пожалуйста, утилизируйте химические отходы эксперимента в соответствии с нормами вашего региона. Остальные твердые отходы утилизируйте вместе с бытовым мусором. Растворы слейте в раковину и затем тщательно промойте ее водой.
Что произошло
Может показаться, что металлическая медь внутри баночки появилась ниоткуда. А ведь она там была с самого начала! Раствор CuSO4 содержит ионы Cu 2+ , которым не хватает всего по два электрона, чтобы стать «полноценной» металлической медью Cu.
«Насытить» ионы меди Cu 2+ недостающими электронами и помочь им перейти в металлическую форму можно разными способами, не все они позволяют получить гладкое медное покрытие. В другом опыте из этой же коробки ионы Cu 2+ тоже принимают недостающие электроны, но вместо блестящей пленки образуется медное дерево. Следовательно, для получения медного зеркала должны быть соблюдены дополнительные важные условия.
В нашем опыте аскорбат-ионы из аскорбата натрия передают свои электроны ионам Cu 2+ . В темноте им это дается непросто, поэтому так важно держать баночку на ярком свету. Но даже когда аскорбат-ионы отдадут меди свои электроны, для эффекта зеркала этого будет мало, ведь медь просто опустится на дно в виде скучного осадка! А вот благодаря CH3COONa она не осядет, а аккуратно приклеится ко внутренним стенкам баночки.
Это интересно
История зеркал
История зеркал почти такая же долгая, как и история человечества. Первым «зеркалом», в котором люди рассматривали свое отражение, была водная гладь, то есть поверхность стоячей воды, например, озера или пруда. А вот первые рукотворные зеркала делали из полированного камня или черного обсидиана (вулканического стекла) 6 000 лет до нашей эры. В Бронзовом веке (3 000–1 200 гг. до н. э.) люди научились придавать бронзе блеск и делать из нее тонкие пластины — так появились переносные металлические зеркала. Однако поверхность таких зеркал быстро окислялась и тускнела, поэтому ее нужно было полировать почти каждый день.
C появлением стеклодувного дела люди освоили совершенно новый подход к изготовлению зеркал. Расплавленное олово вливали в стеклянную сферу и равномерно распределяли жидкий металл по ее стенкам. Когда оловянный слой остывал, стекло разбивали — при этом отражающее оловянное покрытие оставалось невредимым. Правда, в таких изогнутых зеркалах искажалось отражение, но со временем мастера научились изготовлять плоское стекло и устранили этот недостаток.
Следующим этапом было использование амальгамы, то есть сплава ртути с другим металлом. Фольгу покрывали уже не жидким оловом, а ртутью, после чего такую заготовку накрывали листом стекла. Однако эта технология наносила огромный вред здоровью работников, ведь пары́ ртути очень токсичны! Со временем ртуть заменили на серебро, и в результате качество зеркал повысилось: поверхность стала блестящей, с прекрасной отражательной способностью. В наши дни при изготовлении зеркал чаще всего просто наносят дешевый алюминий прямо на стекло.
Подпишитесь на наборы MEL Chemistry и проведите эти опыты у себя дома!
Медное зеркало что это
Органическая химия
Качественные реакции в органической химии
Качественные реакции на алканы
Для этого газ либо поджигают — горение алканов сопровождается синим пламенем, либо пропускают через раствор перманганата калия. Алканы не окисляются перманганатом калия на холоду, вследствие этого раствор не будет изменять окраску.
Качественные реакции на алкены
а) Обесцвечивание перманганата калия (реакция Вагнера).
СН2=СН2 + [О] CH2ОН-CH2ОН
б) Обесцвечивание бромной воды:
Качественные реакции на алкины
а) Обесцвечивание перманганата калия (реакция Вагнера).
б) Обесцвечивание бромной воды:
в) Взаимодействие с с аммиачным раствором оксида серебра (гидроксид диаминсеребра (I)) (реактив Толленса)
Получившийся ацетиленид серебра (I) выпадает в осадок.
Алкины, у которых тройная связь в середине (R-C≡C-R) в эту реакцию не вступают.
Такая способность алкинов — замещать протон на атом металла, подобно кислотам — обусловлено тем, что атом углерода находится в состоянии sp-гибридизации и электроотрицательность атома углерода в таком состоянии такая же, как у азота. Вследствие этого, атом углерода сильнее обогащается электронной плотностью и протон становится подвижным.
Качественные реакции на альдегиды
а) Взаимодействие с аммиачным раствором оксида серебра (реакция серебряного зеркала)
Примечание: реакцией серебряного зеркала также можно выявить метановую (муравьиную) кислоту HCOOH. При чем тут кислота, если мы говорим про альдегиды? Все просто: муравьиная кислота — единственная из карбоновых кислот, содержащая одновременно альдегидную и карбоксильную группы:
В ходе реакции метановая кислота окисляется до угольной, которая разлагается на углекислый газ и воду:
б) Взаимодействие с гидроксидом меди (II) (реакция медного зеркала)
Для этого к свежеприготовленному гидроксиду меди (II) добавляют альдегид и нагревают смесь:
Выпадает оксид меди (I) Cu2O — осадок красного цвета.
в) Взаимодействие с раствором фуксинсернистой кислоты.
При добавлении альдегида к раствору фуксинсернистой кислоты раствор окрашивается в светло-фиолетовый цвет.
Качественные реакции на спирты
Спирты по количеству гидроксильных групп бывают одно-, двух-, многоатомными. Для одно- и многоатомных спиртов реакции различны.
а) Окисление спирта оксидом меди.
Для этого пары спирта пропускают над раскаленным оксидом меди. Затем полученный альдегид улавливают фуксинсернистой кислотой, раствор становится фиолетовым:
б) Взаимодействие с натрием.
Качественные реакции на многоатомные спирты
а) Взаимодействие с гидроксидом меди (II).
В отличии от альдегидов многоатомные спирты реагируют с гидроксидом меди (II) без нагревания.
К примеру, при приливании глицерина образуется глицерат меди (II) ( хелатный комплекс темно-синего цвета):
Медное зеркало что это
Первое зеркало – водная гладь
Малый энциклопедический словарь Ф.A. Брокгауза и И.А. Ефрона дает такую формулировку: «Зеркало – физическая, гладкая плоская или кривая поверхность, отражающая свет по определенным направлениям относительно падающего луча».В толковом словаре В.Даля читаем: «Зеркало – весьма гладкая, металлическая или стеклянная доска, отражающая предметы».В словаре С.И.Ожегова сказано: «Зеркало – гладкая отполированная блестящая поверхность (стеклянная, металлическая), дающая отражение находящихся перед ней предметов».
Зеркала известны с незапамятных времен. В древние времена их делали из полированного металла. Мы никогда не узнаем, как человек придумал зеркало. Вероятно, он часто смотрел в гладкую поверхность водоемов и видел там себя. А в один прекрасный день специально отполировал кусочек металла и придал ему нужную форму. Так появилось зеркало.
Первые металлические зеркала из бронзы и серебра люди начали изготавливать в III тысячелетии до н.э. Они были широко распространены у народов Древнего Востока, а позже – у древних греков и римлян. Последнее подтверждает большое количество полированных металлических пластинок, найденных при раскопках Помпеи. Уже тогда широко использовали карманные зеркальца, которые было удобно носить с собой. Их делали из круглой пластинки металла: меди, серебра, золота и бронзы (сплава меди и олова). Такие зеркала были, конечно, не столь совершенными, как стеклянные, но в течение тысячелетий женщинам приходилось довольствоваться только ими.
При исследовании древней резиденции египетских фараонов в окрестностях Каира был обнаружен неглубокий бассейн, дно которого некогда было залито слоем жидкой ртути. Возможно, это также один из образцов древних зеркал
Медное зеркало на уроке химии
Работа ученицы МОУ СОШ с. Трескино Колышлейского района Пензенской области
«Медное зеркало на уроках химии» На уроках химии очень большая роль принадлежит опытам. Те опыты, которые показывают всему классу одновременно, называются демонстрационным экспериментом. Демонстрационный эксперимент помогает лучше понять материал, ведь говорят, что лучше один раз увидеть, чем много раз услышать. Мы изучали опыт восстановление меди двухвалентной из ее оксида.
Основными требованиями к проведению демонстрационного эксперимента являются: безопасность проведения, научность, эстетичность, наглядность, быстрота протекания реакции, простота в исполнении. Именно с этих позиций мы оценивали предлагаемые для проведения данного опыта установки, из которых нас заинтересовали три: Предложенная в учебнике О.С. Габриэляна В книге Штемплера Г.И., Мустафина А.И. «Учебный химический эксперимент» установка для восстановления оксидов водородом Особенно заинтересовала нас модификация опыта, предложенная Б.Н.Пасечником в журнале Химия в школе. 2001. № 2. Автор предлагает усовершенствованный опыт «Образование медного зеркала при восстановлении оксида меди водородом»
Суть предложенной методики проведения восстановления оксида меди водородом такова: Следует взять чисто вымытую пробирку, выдохнуть в нее воздух так, чтобы ее стенки запотели. Поместить в нее черный порошок оксида меди, полученный разложением малахита, осторожно вращая пробирку, распределить оксид меди по ее стенкам тонким слоем, поместить в пробирку газоотводную трубку прибора для получения газов, в котором выделяется водород и осторожно нагреть ее в пламени спиртовки. На стенках пробирки должен образоваться красивый металлический налет из восстановленной меди – медное зеркало.
Тайна древних китайских «волшебных зеркал», над разгадкой которой до сих пор ломают голову учёные
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Более десяти веков этот редкий артефакт из Китая ставит всех исследователей в настоящий тупик. Зеркало это сделано из бронзы, которую тщательно отполировали. На обратной стороне его литой узор. Полированная поверхность выглядит совершенно обычно, её можно использовать как обычное зеркало. Но когда на поверхность зеркала попадает яркий свет и он, отражаясь, проецируется на поверхность, то узор, украшающий обратную сторону, таинственным образом появляется в проецируемом отражении. Выглядит это так, как если бы твердое бронзовое зеркало вдруг стало абсолютно прозрачным. Китайское название этих зеркал буквально означает «зеркала, пропускающие свет». В остальном мире их называют по-разному: «светопроницаемые зеркала» или «волшебные зеркала».
Загадка этих таинственных древних артефактов мучила учёных ещё с 19 века. Исследователям понадобилось целое столетие, пока они разобрались в технологии изготовления этих зеркал. Даже на родине этих исторических диковинок техника их производства считалась потерянной. Секрет удалось разгадать благодаря древней китайской рукописи «Записи о древних зеркалах». Впоследствии книга была безвозвратно утеряна. Сейчас в мире остался один мастер, владеющий искусством изготовления этих волшебных зеркал — это Ямамото Акихиса из Японии.
Мастер Акихиса получил знания об этом загадочном искусстве от своего отца. В их семье эти секреты передавались из поколения в поколение. Несмотря на это, многие нюансы изготовления были утеряны. Приходилось опытным путём выяснять различные детали.
Тайну отражения изображения обратной стороны зеркала разгадал в 1932 году сэр Уильям Брэгг. Для этого в самом начале создаются узоры на задней части зеркала, после методом соскабливания и гравировки делают искомые выпуклости. В конце всё это полируется и покрывается специальным сплавом ртути. В результате всех этих действий на гладкой зеркальной поверхности остаются невидимые глазу выпуклости и изгибы. Они точно воспроизводят узор обратной стороны.
Долгие годы различные исследователи пытались воссоздать «магическое зеркало». Для этого материалы подвергали воздействиям давления и высоких температур. Ничего не получалось. Всё это только портило зеркало, а нужный эффект так и не появлялся.
На тему изучения этих артефактов учёные написали десятки книг и научных статей. Ещё в 11 веке китайский учёный, Шень Гуа, в своей книге «Раздумья об озере снов» написал об этом следующее: «Я видел такие зеркала, сзади на которых начертано более двух десятков старинных иероглифов, которые совершенно невозможно прочесть… Но если вдруг на него попадает яркий луч солнечного света, то все эти надписи становятся отчётливо видимыми и читаемыми».
Отражение солнечного света происходит на неровной поверхности зеркала следующим образом: выпуклые части рассеивают свет, а вогнутые — собирают его. В результате и образуется эффект «волшебного зеркала».
Науке известны случаи, когда такое зеркало обладало одним узором на своей обратной стороне, а отражало совсем другой! Учёные предполагают в таком случае, что лицевая сторона зеркала шлифуется, а потом на ней вытравливают кислотой некий узор, а после вновь полируют. Становится совершенно очевидным то, что рецептов изготовления подобных предметов довольно много. Скорее всего, каждый мастер открывал и хранил свои секреты, которые теперь утеряны.
Бронза, из которой изготавливают знаменитые зеркала, была изобретена китайцами более четырёх тысяч лет назад! Самое древнее «магическое зеркало», которое нашли археологи, насчитывает более полутора тысяч лет. То, что это была неслыханная в те времена редкость и роскошь ясно из того, что такие предметы находили при раскопках усыпальниц весьма знатных вельмож и императоров.
Перестали зеркала быть редкостью в средние века, в эпоху правления династии Мин. Большинство обнаруженных артефактов принадлежат именно этим временам.
За последние полтора века множество исследователей и учёных ломали голову над разгадкой тайн «волшебного зеркала». Методы производства артефакта, которые были бы равны древнему мастерству так и не удалось раскрыть. Мировая наука предлагает следующие варианты:
1. При литье те части, которые тоньше — быстрее остывают и поверхность деформируется. Только достичь этого эффекта весьма сложно: лишь два-три зеркала из сотни могут воспроизвести волшебный эффект.
2. На зеркале гравируют узор, потом его заливают бронзой другого сорта и полируют.
3. Рисунок делают на лицевой стороне, а потом покрывают особым сплавом ртути и полируют.
4. Узоры на зеркале вытравливают с помощью кислоты, потом полируют.
5. Рисунок вырезают на задней части зеркала, в результате спереди появляются неровности.
6. Узоры лицевой стороны штампуют на поверхности, а затем полируют.
Считается, что всё это работает, но пока никто не смог это воспроизвести. «Магические зеркала» умели делать и в Японии. Там их называли «маккё». Именно там и проживает последний мастер, владеющий этим искусством.
При всём разнообразии этих артефактов, есть одна деталь, которая их все роднит: выпуклый элемент узора в центре. Становится понятно, что этот элемент должен быть носителем определённой функции. Предположительно для того, чтобы установить и зафиксировать зеркало в необходимом месте. Безумное предположение: неужто древний дисковый информационный носитель?
На самом деле общего очень много. Ведь диски тоже имеют на тыльной стороне некий узор. Информация там записана в виде спиральных дорожек, углублений, которые выдавлены. Эти дорожки поглощают свет, а основание — отражает его. Считывается информация с дискового носителя при помощи лазерного луча. Интересно, кто-то пробовал просветить лазером «волшебное зеркало»? Наверняка. Есть мнение, что в древние времена использовали технологию парогенерирования, что давало возможность создавать настоящие объёмные голографические изображения. Пока это всё теории. Возможно в будущем учёным всё-таки удастся разгадать тайну «волшебных зеркал».
Жизнь часто подкидывает нам часто любопытные открытия. Об одном из таких прочтите в нашей статье тысячи редких артефактов, найденных в средневековом поместье, раскрыли семейные тайны Тюдоров.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: