Механические и гидравлические тормоза на велосипеде в чем разница
Дисковые тормоза велосипеда: гидравлические или механические?
Очень часто при выборе велосипеда или покупке на него новых тормозов становится вопрос: «Какие же тормоза лучше, дисковые гидравлические или механические?». Вопрос очень актуален, ведь они значительно отличаются по цене, качеству и другим не менее важным параметрам. Поэтому в данном сравнении мы постарались максимально лаконично и понятно рассказать, чем отличаются гидравлические и механические дисковые тормоза велосипеда по конструкции, принципу действия, тормозным характеристикам, настройке и обслуживанию, а также ремонтопригодности и цене.
Конструкция и принцип действия
Принцип действия механических и гидравлических дисковых тормозов велосипеда в принципе одинаков. Нажатием тормозной рукояти приводятся в движение тормозные колодки, которые сжимают ротор. В результате происходит торможение за счет преобразования кинетической энергии в тепловую благодаря силе трения. Отличие заключается, в основном, в способе передачи усилия нажатия тормозной рукояти на тормозные колодки. На дисковых механических тормозах используется трос. При нажатии на рукоять происходит его натяжение, что приводит к смещению подвижной колодки.
В дисковых гидравлических тормозах его роль выполняет система поршней и гидравлическая жидкость. При нажатии рукояти на гидравлике приводится в движение поршень мастер-цилиндра. Он толкает гидравлическую жидкость, которая приводит в действие поршни в калипере, сжимая тем самым колодки.
Торможение
Качество торможения дисковых гидравлических и механических тормозов практически не отличается (с учетом, что дисковая механика не из самых дешевых). Как одни, так и вторые отлично справляются со своими задачами. На торможение больше влияет материал тормозных колодок, их размер, а также диаметр ротора. Чем больше поверхность соприкосновения колодок с ротором, тем качественнее торможение. Также следует отметить и материал тормозных колодок. На данный момент на рынке велосипедов представлены два вида: металлизированные (Sintered), которые лучше подойдут для грязных трас и органические (Resin), предотвращающие перегрев калипера.
Хотя разница в торможении между гидравлическими и механическими тормозами все же присутствует. Выражается она больше в комфорте использования. На гидравлике, за счет того, что нет тросика, который трется о рубашку, легче ход тормозной рукоятки. Вторым достоинством является более четкий контроль тормозного усилия (модуляция). Другими словами, вам проще сориентироваться насколько сильно следует надавить на ручку в той или иной ситуации. Хотя данный параметр также зависит и от уровня гидравлических тормозов, а именно от количества поршней.
Настройка и обслуживание
Если качество торможения гидравлических и механических дисковых тормозов практически не отличается, то в настройке и обслуживании разница уже куда более заметна. Здесь явным фаворитом является гидравлика. Ее не нужно так часто настраивать как механику, а сама настройка производится во время первой установки или при замене тормозных колодок. Хотя это правило не касается одно-поршневых гидротормозов, которые, также как и механика, нуждается в периодической подстройке. Настройка же механических тормозов необходима после каждого снятия колеса и периодически, по степени износа колодок и растяжению тросика. Также к недостаткам механики можно отнести необходимость периодического обслуживания троса, а именно содержания его в чистоте и в смазанном виде.
Ремонтопригодность
А вот по ремонтопригодности выигрывает дисковая механика, которую можно относительно легко отремонтировать в полевых условиях. В случае выхода из строя троса, его легко можно будет заменить на месте, с учетом того, что у вас есть запасной. Чего нельзя сделать с гидравликой. Если вы зацепились за ветку и повредили гидролинию, установить новую, залить масло и прокачать систему без специального оборудования вряд ли получится. Плюс к этому, найти запасные части на дисковые гидравлические тормоза велосипеда гораздо сложнее, чем на механические.
Еще один пункт, по которому выигрывает механика – это цена. Хорошие гидравлические тормоза стоят дороже чем механические того же уровня.
Подведем некоторые итоги
2) Хорошая ремонтопригодность
3) Наличие запчастей
2) Необходимость ухода за тросом
3) Более чувствительны к перегреву
2) Редкая необходимость обслуживания
3) Менее чувствительны к перегреву
4) Отсутствие трения троса
2) Плохая ремонтопригодность
Видео по теме
Заключение
Как можно заметить у каждого типа тормозов присутствуют как свои плюсы, так и минусы, которые мы рассмотрели при сравнении дисковых механических и гидравлических тормозов велосипеда. Поэтому при выборе тормозной системы исходите из своего бюджета и старайтесь взять максимально дорогую модель. В начальном ценовом сегменте это будет, в основном, механика, а более дорогая – гидравлика. Не следует экономить на тормозах, ведь это ваша безопасность на дороге.
Какие дисковые тормоза на велосипеде лучше: гидравлические или механические
В списке характеристик байка графа «тормоза» вызывает не меньше вопросов, чем строка «задний переключатель». Еще лет семь назад вокруг систем замедления водилась масса споров, поскольку конструкция V-Brake конкурировала с дисковой механикой. Ныне механические «дискачи» уже вытеснили двухрычажную схему в бюджетном сегменте, а в качестве эталона предлагается гидравлика. Стоит ли переплачивать за нее? Что надежнее, а что комфортнее? И, в конце концов, какая конфигурация лучше тормозит?
Разница между дисковой гидравликой и механикой
Неопытным взглядом сложно определить, какие тормоза установлены на велосипеде – гидравлические или механические, из-за чего понять, что лучше, а что хуже вряд ли удастся. И там, и там вы обнаружите рукоятку, ротор и тормозной калипер (механизм, прижимающий колодки к диску). И принцип действия у них один – зажали ручку на руле, колодки остановили ротор.
Глобальное отличие состоит в том, как они работают, а точнее – в стиле передачи команды от рукоятки к калиперу:
Какие тормоза на велосипеде лучше: гидравлические или механические
Если строго оценивать вопрос, то поставлен он некорректно. Во-первых, механику вы встретите только на велосипедах до 30 000 рублей. Все, что выше этой психологической отметки, идет с гидравликой.
Во-вторых, бюджетный сегмент отличается экономией на всем, и на тросиковых «дискачах» тоже: китайский noname комплект тормозит даже хуже ретроконструкции V-Brake, но, увы, они на 95% вытеснены. Гидравлическая схема в этой ценовой категории тоже не идеальна, но поскольку, повторимся, вибрейков уже нет, то первенство за ней.
В фокусе сопоставления такие характеристики, как:
Комфорт
Гораздо приятнее нажимать ручку гидравлического тормоза. Как минимум из-за того, что это можно сделать одним-двумя пальцами без особого перенапряжения. Дешевая механика управляется достаточно туго, и зажимать рукоятку до упора приходится чуть-ли не всей кистью.
Углубляясь в характер ощущений от управления дисковыми тормозными механизмами, уместно поговорить о модуляции.
К сведению. Модуляция – это обратная связь, то есть возможность ощущать через тормозную рукоятку то, насколько плотно прижаты колодки к ротору.
Так вот, дозировать усилие на дешевой механике не получится. На словах этого не ощутить, поэтому покатайтесь по магазину на трех разных велосипедах: с механическими тормозами, дешевыми и дорогими гидравлическими, и определите, что для вас лучше. Расстановка приоритетов наверняка будет согласно цене:
Эффективность
Производительность торможения не зависит от того, как связаны калипер и ручка. Здесь играет роль материал и размер трущихся деталей:
Обычно колодки пропорциональны габаритным диаметрам дисков, ходовыми из которых являются всего два:
Ремонтопригодность
Начать, пожалуй, стоит с объяснения бродящего по велосообществу страха в отношении использования гидравлических тормозов на велосипеде. Суть его в том, что, скажем, в результате падения, поврежденную гидролинию практически невозможно отремонтировать в полевых условиях.
Так это и есть: оборудование для прокачки и тормозную жидкость или минеральное масло возить с собой накладно. Но современные комплекты от Shimano и Avid отличаются высоким качеством и повредить их тяжело. Это раз. Два – в жестких фрирайдовых дисциплинах применяется, как ни странно, гидравлика, хотя падать там положено чуть ли не по определению. Кроме того:
Конечно же, при наличии в запасном комплекте тормозного тросика, отремонтировать механику – дело пяти минут. На обслуживание гидравлики нужно порядком больше времени и дорогостоящее оборудование, но и заглядывать в нее приходится реже.
Если на счету каждый грамм, то ваш выбор – гидропривод.
Что в итоге выбрать
В серьезной сфере применения комментарии излишни. Для велотуризма вы просто не купите байк дешевле 30 000 рублей, поскольку понятие «надежность» коррелирует с суммой не менее 500$. Поэтому здесь, как и в случае с серьезным кросс-кантрийным направлением, гидравлический тормоз – монополист.
Гидравлические или механические тормоза
Многие сомневаются при покупке нового велосипеда, приобретать модель с дисковой механической тормозной системой или гидравлической. Данные виды тормозов сильно отличаются по денежной стоимости, надежности и другими характеристикам.
Следует принять во внимание особенности тормозных систем, чтобы определиться с выбором.
Особенности конструкции
Принцип работы обеих тормозных систем идентичен. При помощи сжатия ручки тормоза двигаются колодки, которые фиксируют положение колеса и не позволяют ему вращаться. Процесс торможения объясняется силой трения.
Ключевое отличие – методика передачи усилия сжатия ручки. На дисковой системе с этой целью используется тросик. При нажатии на рукоятку происходит натяжение, что обеспечивает смещение тормозных колодок.
Вместо тросиков в гидравлической тормозной системе – поршни вместе со специальной гидравлической жидкостью. При сжатии рукояти активизируется поршень, который осуществляет передвижение гидравлической жидкости. Под её действием двигаются калиперы, тем самым осуществляется фиксация колеса.
Эффективность
КПД тормозных систем практически идентичны. И дисковый и гидравлический тормоз справляются с поставленными задачами. Эффективность процесса торможения определяется размером и материалом, из которого изготовлены сами колодки. КПД зависит также от размера ротора. При большей площади соприкосновения соответственно увеличивается качество торможения.
Тормозные колодки создаются из двух материалов. Металлизированные профессиональные райдеры советуют для поездок по бездорожью. Органические же подойдут для сухого асфальта. Отличительная черта последнего материала – снижается вероятность перегрева калипера.
Разница между гидравлическими и механическими тормозами определяется больше комфортностью эксплуатации. Ход ручки на гидравлической системе проще, что объясняется отсутствием силы трения троса о рубашку.
Ещё одна сильная сторона гидравлики – больший контроль над процессом торможения. Райдеру проще понять, с какой силой требуется давить тормозную ручку. Последний параметр определяется количеством поршней в системе.
Особенности использования
Разница между гидравликой и дисками в обслуживании заметна сразу. Механическая тормозная система значительно уступает в данном параметре.
У гидравлики нет потребности частой настройки. Данный процесс необходим только при монтировании новых колодок. Однако гидравлические системы с одним поршнем также требуют периодической настройки.
Механический тормоз требуется настраивать после каждой замены колеса, а также при растяжении троса или при износе колодок. Негативным пунктом в механике считается потребность обслуживания тросика, райдеру требуется следить за его чистотой.
Что проще ремонтировать
Дисковый механизм, в сравнении с гидравликой, значительно проще отремонтировать на дороге. При выходе тросика из строя можно без труда заменить его, при условии запасного в комплекте.
Ремонтопригодность гидравлической системы хуже. Если была повреждена гидравлическая линия, потребуется специальное оборудование, что восстановить работу тормозной системы. На гидравлику запчасти стоят дороже, в сравнении с механикой.
Плюсы и минусы
У гидравлической системы можно отметить следующие сильные стороны.
К недостаткам следует отнести следующее.
Механические тормоза являются простыми и эффективными. Принцип работы подобной системы понятен изначально. Следует выделить следующие сильные стороны механики.
У механики велосипедисты выделяют следующие недостатки.
В заключение
У каждой разновидности тормозной системы имеются как свои плюсы, так и недостатки. При выборе тормозов следует исходить от финансовых возможностей.
При ограниченном бюджете лучше приобрести механические тормоза. Если велосипедист не планирует заниматься профессиональным спортом, механики будет вполне достаточно.
Приобретать гидравлику следует при наличии необходимого оборудования и навыков для обслуживания, или заранее рассчитывать расходы на услуги мастерских.
Гидравлические или механические тормоза выбрать для велосипеда?
При выборе велосипеда или проведении замены компонентов часто возникает вопрос, какой вариант тормозной системы стоит устанавливать на велосипед. Выбор чаще всего предопределяется уже установленными на велосипед тормозами, поскольку менять что-то кардинально бывает очень дорого (и не всегда возможно технически).
Наиболее распространенные типы велосипедных тормозов сейчас – это дисковые тормоза, ви-брейки или втулочные тормоза.
Нас, в большей мере, интересуют именно дисковые тормоза, поскольку гидравлические ви-брейки – это большая редкость.
Тормоза бывают гидравлические и механические. Для того, чтобы сделать правильный выбор между этими типами, нужно понимать принцип работы тормоза велосипеда.
Как работают тормоза велосипеда
Любая конструкция тормозного механизма подразумевает, что к крутящейся части (например ротеру или ободу) прислоняется неподвижная часть, жестко зафиксированная на раме велосипеда или вилке. Примерно также работает и втулочный тормоз, только механизм спрятан внутри корпуса втулки.
Подвижная часть, например роутер, выполнена из материала, обладающего специальными свойствами. Он сохраняет свою форму и параметры после перепадов температуры и обладает хорошими фрикционными показателями.
Неподвижная часть обычно представлена тормозными колодками. Они изготовлены из специального фрикционного материала, обладающего высоким коэффициентом трения. Колодки и роутер образуют пару трения.
Колодки обычно подводятся к ротеру (в случае использования дисковых тормозов) с помощью специального суппорта или тормозной машинки. Суппорт жестко закреплен на раме и позволяет передвигать колодки в торцевом направлении.
Для того, чтобы колодки перемещались внутри суппорта, механизм их подачи и сближения нужно соединить с тормозной ручкой на руле. Именно здесь и проявляется конструктивное различие между механическим тормозом и гидравлическим тормозом.
Чем отличаются механические и гидравлические тормоза велосипеда
В механическом тормозе ручка на руле соединяется с суппортом, который умеет перемещать колодки, с помощью самого обычного тросика. Нажимаете на ручку и колодки как за веревочку передвигаются к роутеру. Это классическая технология. Она используется уже долгие годы и применяется, например, в ручном тормозе автомобиля.
В гидравлическом тормозе роль тросика, который прижимает колодки к диску, выполняет гидролиния. Сама же тормозная машинка адаптирована для использования с жидкостью. Технология тоже далеко не новая, но в велосипедной среде используется относительно недавно.
Гидролиния – это обычная трубка, внутри которой находится тормозная жидкость любого типа. С одной стороны этой гидролинии установлена тормозная ручка, которую нажимает велосипедист. В ручке организована система поршней, который начинают выдавливать жидкость по трубке.
С обратной стороны на трубке установлена тормозная машинка, снабженная также системой поршней. Она «принимает» перемещение жидкости и передает нажатие на колодки, сжимая их. Эффект возможно достичь благодаря тому, что жидкость является несжимаемой.
Гидравлические или механические тормоза выбрать?
Вопрос выбора полностью зависит от вас. Предлагаю просто ознакомиться с достоинствами недостатками гидравлических тормозов и сравнить их механическими.
1. Стоимость нового комплекта и стоимость обслуживания
Дисковые гидравлические тормоза обходятся дороже, чем механический аналог. Правда, разница это не особенно ощутимая. Например, запасные колодки имеют одинаковую стоимость. Ремонт же основной части механизма (при условии выбора качественного оборудования изначально) требуется редко.
2. Эффективность торможения
Дисковые гидравлические тормоза имеют большую эффективность торможения. Часто в конструкции используется принцип соотношения площадей поршней, благодаря чему на выходе получается большее усилие.
Тросик у механики обычно имеет свойство растягиваться, а жидкость не сжимаемая.
Другое дело, что для решения задач большинства велосипедистов, механического тормоза полностью хватает. Но если рассматривать профессиональное использование, например в даунхилле, то тут стоит выбрать гидравлику. Механика же хорошо подойдет или для прогулочного велосипеда, или для старта в экстремальном катании.
3. Сложность обслуживания и надежность
У дисковой гидравлики есть одно скверное качество – гидролиния может порваться, жидкость может вытечь. Сальники имеют свойство течь и сопливить. Могут появляться пузыри воздуха, что снижает эффективность. Правда происходит это на хороших моделях раз в три-четыре года или реже.
Если вы отправляетесь в дальний поход или не хотите тратить силы/время на сложный ремонт гидры, то можно остановиться и на механике. С учетом того, что эффективности механики вам достаточно. Механический тормоз всегда проще в обслуживании.
Полевой ремонт гидравлического тормоза практически невозможен, тогда как механический тормоз можно починить, имея просто кусочек тормозной рубашки и тросик.
Однако, гидравлический тормоз хорошего качества ломается очень редко и лишен таких радостей, как постоянная регулировка положения колодок, растягивающийся тросик или превращение тросика в мочалку. При износе гидролиния не начинает препятствовать перемещению жидкости и гидравлика всегда работает стабильно, а вот механика после пары лет использования начинает ощутимо барахлить и требует приложения руки.
4. Вес собранной системы
Тут даже и обсуждать особенно нечего – гидравлический тормоз всегда легче.
5. Самостоятельная установка нового комплекта
Соизмерима по сложности, так как гидравлический тормоз продается уже прокаченным и готовым к установке. Остается только его правильно поставить. Это не сложнее, чем поставить механику.
6. Запасные части
На рынке можно легко найти запасные части как для одного типа, так и для другого. Главное не увлекаться нонейм брендами.
7. Ресурс
Гидравлические тормоза имеют больший ресурс безотказной работы.
8. Разница в цене
Разница в цене зависит от выбранной модели. Часто хорошая механика отличается от гидравлики всего на 30-40%.
Советы по выбору
Прямо говорить, что одно хорошо, а другое плохо нельзя. При окончательном выборе нужно взвесить все за и против и ответить для себя на следующие вопросы:
1. Устраивает ли меня разница в цене?
2. Нужно ли мне иметь возможность оперативно отремонтировать тормоз в походе?
3. Нужны ли мне усложнять конструкцию, если я катаюсь только по лесным тропинкам и асфальту?
4. Важен ли общий вес велосипеда?
Самый плохой расклад – это прийти в магазин, где торгуют полу-китаем и поддаться на уговоры продавца купить «вот этот вот супер-велосипед с двумя амортизаторами дискавыми тармазами гидравлическими и тремя катафотами всего за столько-то рублей». Исходите из здравой логики и не позволяйте использовать гидравлические тормоза, как способ продать себе неясный велосипед.
Похожие статьи
Один комментарий
Я совсем не специалист и не фанат велоспорта. С интересом прочитал несколько статей на этом сайте. Но в этой статье не увидел ничего особенно интересного. На мой взгляд она написана для совсем уж несведущего в технике человека. Могу даже добавить от себя, что гидравлические и механические тормоза СИЛЬНО отличаются по ощущениям при работе с ними. У механики ход ручки достаточно тугой (трение тросика дает знать), негладкий и нечеткий. Т.е. Когда тянешь ручку, чувствуется сопротивление, шуршание тросика об оболочку, а в момент начала торможения нет резкого увеличения сопротивления — за счет пружинистости тросика усилие размазано и момент торможения ощущается как начавшееся сопротивление качению, а не как противодавление на ручке. Так же дозировать усилие более трудно — представьте что вы едите суп ложкой, но держите ложку не за её ручку, а за удлиняющую палку см 30 из гибкого материала. Сколько раз при этом вы промахнетесь мимо рта? Вот у гидравлики ощущение совсем другое. Плавность и легкость при свободном ходе рукоятки и четкое ощущение препятствия, когда колодки встречают диск. Ощущение что вы давите рукояткой непосредственно на сам этот диск, а не через какие-то промежуточные звенья. Это само по себе резко увеличивает информативность торможения — проще дозировать усилие, не блокируя колеса за счет того что это усилие четко ощущается. И это само по себе приятное ощущение использования механизма, который как бы является продолжением твоей руки, а не инородным посредником, мешающим взаимодействию с механизом тормоза! И заметьте — у меня на велосипеде никогда не стояли гидравлические тормоза — я только один раз проехался на велосипеде с ним и сразу всё понял! Правда при этом у меня стаж автоводителя 20 лет — как должны себя вести тормоза уж я то знаю…
А минусы — как раз цена. Да, не надо сравнивать верхний уровень тросиковых тромозов (где цена больше за бренд и красивые глазки) с нижним сегментов гидравлики. Надо сравнивать аппаратуру одного уровня — начальный с начальным, средний со средним и т.д. В таком случае цена отличается в разы. И если не брать велики ценой за 100 тыс+, а нормальный человеческий бюджетный вели до тысяч 35, то, конечно, само наличие гидравлических тормозов может взвинтить цену до непомерной (продаваны всегда не упустят случая накрутить еще сотню процентов за модную хрень). Нужно купить просто велик, а потом уже, со временем выбрать и купить другие тормоза. Если будет такое желание. Ну и да, если вдруг потечет или не дай бог лопнет в неподходящий момент — не починишь на коленке.
Оставьте ответ Отменить ответ
Купи непротыкаемые камеры!
Другие наши проекты
Сотрудничество с KryptoBike
Команда KryptoBike TM готова рассмотреть самые смелые и необычные предложения о сотрудничестве (как коммерческие, так и некоммерческие). Мы открыты свежим идеям и новым людям!