Мем вы в курсе что вы кот
Адвокат стал котом на серьёзном заседании, и это мем. Грегор Замза, подвинься, в 2021-м тебя переплюнули
Вместо адвоката на судебное заседание на видео заявился кот с голосом мужчины и испуганными глазами. Зрителям оставалось лишь покатываться со смеху и разбирать ролик на скриншоты — ведь случайный косплей «Превращения» Франца Кафки во время серьёзного онлайн-мероприятия вышел слишком уж мемным.
Рассказом о том, как серьёзное судебное заседание может стать поводом для юмора из-за настроек в Zoom, в своём твиттере 9 февраля поделился судья из Техаса Рой Фергюсон.
Важный совет о Zoom: если ребёнок пользуется вашим компьютером, прежде чем присоединиться к онлайн-заседанию, проверьте настройки видео, чтобы убедиться, что фильтры отключены. Этот котёнок только что сделал официальное заявление по делу в 394-м окружном суде (включите звук).
Судья опубликовал ссылку на YouTube-видео с забавным моментом. На кадрах наряду с участниками заседания, одетыми в официальные костюмы, присутствует большой белый котёнок, подписанный как Род Понтон. Мужчина попытался объяснить свою затруднительную ситуацию мистеру Фергюсону — и с учётом того, что кошачий фильтр повторял его мимику, получилось бесценно.
— Мистер Понтон, полагаю, у вас в настройках видео включён фильтр. Вы могли бы…
— А-а! Мы пытаемся… Вы услышали меня, судья? — отвечает котёнок с испуганной мордочкой.
— Я вас слышу, думаю, это фильтр.
— Это действительно фильтр, не знаю, как его убрать. Я позвал ассистентку, она пытается это сделать, но… Ох. Я готов продолжить заседание и с ним. Я здесь онлайн, я не кот, — заверил Род Понтон.
Видео развирусилось на YouTube и в твиттере, в сумме получив почти 20 миллионов просмотров. Неудивительно, ведь встревоженный вид кота-Понтона изрядно позабавил зрителей.
Думаю, мой любимый момент — это когда кот смотрит вниз и в сторону, явно пытаясь понять, как отключить фильтр. Серьёзно, это, наверное, самое смешное, что я видел в своей жизни.
Комментаторы моментально разобрали кадры на скриншоты.
Не помню, когда в последний раз так сильно смеялась. Эта кошка такая: «О чёрт».
Омг, эта смена эмоций…
И эти изображения явно достойны поселиться в вашей папке с мемами для реакций.
В этот момент кот понял, что его раскрыли.
«Ага, это я. Вы, наверное, гадаете, как я здесь оказался».
Пользователи платформы также обратили внимание, что Род Понтон случайно воплотил в жизнь популярный шаблон с пушистиком.
[«Сэр, а вы в курсе того, что вы — кошка?»]
Ролик и сам породил мемы.
Его ассистентка, пытаясь убрать фильтр:
— Brendan All Gas No Brake (@jetfella) February 9, 2021
[«Я не робот (зачёркнуто) не кошка»]
Впрочем, судья опубликовал видео не только для того, чтобы подарить пользователям соцсетей улыбку. В комментариях под постом Рой Фергюсон объяснил: подобные забавные моменты показывают стремление представителей суда обеспечить работу судебной системы в нынешние непростые времена. По словам мужчины, каждый участник этой ситуации повёл себя достойно.
Похожее фиаско с фильтром случилось и с одной начальницей, ставшей героиней вирусного поста. Женщина не смогла разобраться в настройках и стала «картофельным боссом». А лицо живого клубня на кадре — настоящее настроение по жизни.
Стоит взять урок по онлайн-конференциям и профессору из Сингапура. Мужчина два часа вёл лекцию и лишь потом осознал: из-за маленькой, но важной настройки всё было впустую.
История мема «продаете рыбов»: кто его придумал, откуда взялась фотография
Сколько раз за последние пару недель вы видели мем про котов, которые хотят купить рыбов, но им просто показывают красивое? 10? 20? 50? А может даже больше? Этот мем форсят в интернете, как в старые добрые времена, когда раз в несколько месяцев стабильно появлялся новый трендовый мемчик.
Пересылая друзьям разные версии мема про рыбов, вы вряд ли задумывались, а откуда он вообще взялся? Кто-то ведь придумал его и впервые запостил в каком-то паблике, откуда он разошелся массовым тиражом. Мы постарались проследить историю этого мема, и теперь хотим рассказать ее вам.
А если вы больше любите смотреть, чем читать, то для вас есть видео
Вообще, отслеживать историю мема — довольно трудное занятие, ведь смешные картиночки разлетаются по интернету с невероятной скоростью. Буквально за пару дней мем может стать вирусным, и мало кто сможет сказать, откуда он взялся. Собственно, поэтому и используют слово “вирусный”, кто-то просто присылает тебе картинку и вот ты тоже начинаешь продовать рыбов вместе со всеми.
Наверное в будущем появится такая наука, как мемология, которая будет изучать все, что связано с мемами. Серьезные ученые будут прослеживать цепочки распространения, выяснять, кто придумал и зафорсил тот или иной мем, сколько вариаций было создано и так далее. Ну а пока таких ученых нет, об этом попробуем рассказать мы.
Итак, давайте найдем самое начало всей этой истории, а начинается она очевидно с картинки. Фотография котов, рассматривающих рыбу, появилась в 2014 году. По крайней мере это самые старые упоминания, которые удалось о ней найти.
Есть информация, что фотография была сделана где-то в Китае, но точных данных нет. На самой фотографии никаких опознавательных знаков нет, не видно ни флагов, ни табличек, ни даже лиц людей. Опознать можно только рыбу и котиков, но они во всех странах одинаковые.
С момента своего появления в интернете, картинка использовалась достаточно много раз. Особенного в ней ничего нет, но в целом композиция получилась забавная. Фотографию добавляли в подборки смешных фото, делились ею на форумах, в пабликах и других развлекательных порталах. Иногда из нее делали демотиваторы.
Несмотря на то, что фотография сразу пришлась людям по вкусу, особой популярности до начала 2021 года она не имела.
В январе 2021 года была сделана первая более-менее популярная версия мема с этой фотографией. Мем сделали и опубликовали в паблике Вконтакте с названием “Мемы про котов (по ржать)”. В той версии мема текст был другим. Коты спрашивали “Здравствуйте, а вы продоете лобстеров?”, а продавец отвечал “Нет, только рыбов”.
Эта версия мема получила определенную популярность, но не завирусилась. Для того, чтобы стать очередным трендом, мему понадобилось еще полгода и изменение текста.
В конце июля 2021 года, то есть совсем недавно, в том же паблике опубликовали новую версию мема. Текст был изменен на тот самый, который всем нам знаком.
В этом варианте мемчику удалось таки набрать обороты и разойтись по всему рунету. Сейчас каждый, абсолютно каждый человек, паблик или даже крупная компания, хотя бы разок, но использовали этот мем. Ну или хотя бы просто пересылали один из его вариантов.
Кстати, о вариантах. Их, как всегда случается с вирусными мемами, было создано огромное множество. Меняли в основном текст на картинке, сохраняя неправильное написание слов. Мем адаптировали к абсолютно разным сферам жизни и ситуациям. Самый простой вариант — заменить слово рыбов на любое другое. Есть и варианты посложнее.
Следом кроме текста стали иногда менять саму картинку, а затем мем и вовсе стал жертвой твиттера и других площадок со своим, специфичным форматом контента. Интересно, докатится ли волна продажи рыбов до тик-тока, ютуба и других площадок с видеоконтентом. Да и вообще интересно, насколько быстро угаснет популярность этого мема.
Чуть не забыли рассказать, как использовался данный мем большими дядями в лице крупных компаний. Их SMM-щики не зря едят свой хлеб, потому что вышло достаточно неплохо.
Открыли счет ребята из СберМаркета, написав в своем твиттере, что они продают рыбов. В ответ Яндекс.Маркет пообещал дать скидку на рыбов аж целых 5%.
Самокат не стал отставать и написал, что готов показать рыбов через 15 минут у вас дома.
Ну а напоследок Яндекс.Еда сообщила, что она показывает тех, кто продает рыбов, а люди могут выбрать.
Пожалуй, это один из немногих примеров грамотного использования мема и трендов для бизнеса. Обычно получается как-то не очень.
Осталось попробовать понять, почему вообще этот мем стал популярным? За счет чего он цепляет?
Однозначного ответа на эти вопросы, естественно, не существует, ведь мемы — дело тонкое. Но можно выделить несколько важных моментов, которые наверняка повлияли на то, как распространялся мем.
Во-первых, сама картинка. Сложно описать ее какими-то терминами, но по ней сразу видно, что она отлично подходит для создания мемов. Вот знаете, бывают картинки и фотографии такие обычные, смотришь на них, и видишь просто фоточку. А бывают такие, что один раз посмотрел и уже смешную надпись мысленно добавил. Эта фотография из второй категории.
Во-вторых, при создании мема использовался постироничный стиль. Слова исковерканы, и это придает особый окрас итоговому мему. Аналогично были написаны слова в других мемах, ставших популярными, например, “Мышь кродеться” или “Не еш, подумой”.
Вот такая вот история стоит за самым популярным мемом последних недель. Разбираться в происхождении мемов хоть и сложно, но очень интересно. Надеемся, что вам тоже было интересно узнать, как коты, которым не продают рыбов, стали так популярны.
Флегматичный кот из спального района Харькова стал лицом Valentino
Как украинский кот-мем Степан пришел к успеху
Зимой 2008 года жительница Харькова Анна увидела на улице маленького котенка и забрала его домой. Спустя 13 лет Степан превратился в солидного кота, звезду соцсетей. Анна утверждает, что снимать видео с котом очень легко — он очень спокойный.
«Степа очень ласковый котик, постоянно урчит. Он настоящий прилипала, любит залезать нам на руки, чтобы мы его гладили. И очень хорошо идет на контакт с другими людьми», — рассказала она украинскому изданию internetua.com.
Путь к славе Степан начал в 2020 году, одновременно с пиком популярности платформы TikTok. По словам Анны, обычные видео, на которых Степан лежал на диване, не собирали большого количества просмотров. Популярность пришла после видео с пиццей. «На столе лежала большая пицца, рядом на стуле сидел Степан с прикрытыми глазами, будто дремал. Это имело такой забавный вид, что я сняла его на видео, добавила грустную песню и выложила в TikTok. Видео попало в рекомендации и за неделю набрало несколько миллионов просмотров», – рассказала Анна.
Хозяйка заметила, что Степан любит отдыхать на этом стуле — и сняла новое видео, на котором кот сидел за столом на фоне стакана с томатным соком. Звездой соцсетей, однако, кот стал уже летом 2021 года, когда Анна добавила ролику градусов: на грустного Степан с огромным бокалом красного вина посмотрели 30 миллионов пользователей.
Настоящий успех кот получил 24 ноября 2021 года, когда его фотографию с бокалом запостила в своем Instagram Бритни Спирс.
«Если время от времени меня не слышно, вы можете меня найти где-нибудь с этим котом», — подписала снимок Бритни Спирс.
Кот мяукает и кивает головой
Кот мяукает и кивает головой (Кот с челкой, Кот быкует, Bender the Cat meme) – мем с котом по кличке Бендер, который развирусился в Тиктоке. Его требовательное мяуканье похоже на многие человеческие эмоции.
Происхождение
Кот Бендер живет в Австралии, ему уже 13 лет. Его хозяйка – 70-летняя женщина по имени Нелла, которая долгое время снимает тиктоки с животным. Первое видео с котом было загружено в феврале 2020 года.
Женщина снимает только кота и иногда себя. Аккаунт называется Bender Chonky Cat (Толстенький кот Бендер). Хозяйка рассказывает о проблемах с лишним весом у питомца. Из-за диеты его еда строго ограничена. Поэтому он часто требует добавку, выразительно мяукая.
Одно из таких видео, где Бендер сидит на полу и мяукает, как бы кивая головой, завирусилось в Тиктоке в августе 2021 года. Но оригинал Нелла выложила еще в декабре 2020 года. С того момента женщина неоднократно перезаливала ролик, пока однажды он не выстрелил.
В конце августа 2021 года русскоязычные блогеры стали делать мемы на основе того самого видео. Требовательное мяуканье Бендера превратилось в различные человеческие фразы. Как правило с их помощью иронично показывали, как кто-то что-то выпрашивает или задает назойливые вопросы.
В оригинале Бендер мяукает два раза, но для мемов этот отрывок повторили, чтобы видео длилось подольше.
На пик популярности тренд вышел в середине сентября. Тогда русскоязычный Тикток заполонили мемы, основанные на видео с котом Бендером.
Значение
Мем “Кот мяукает и кивает головой” показывает ситуации, когда кто-то что-то долго и требовательно выпрашивает. С помощью шаблона можно изобразить недовольного клиента, который жалуется на сервис, или маму, которая досаждает вопросами о браке и детях.
Ранее еще один кот из Тиктока стал мемом. Но в отличие от Бендера, кот Степан не разговаривает. Он просто сидит за столом и смотрит на еду под разную музыку.
Галерея
@milki_woy##котбыкует ##кот ##быкует ##вреки ##рекомендации♬ оригинальный звук – Milki_Woy
Анекдот против мема: как от историй про Вовочку мы перешли к котам Наташи
Что такое мемы
Услышав слово «мемы», многие первым делом представляют смешные картинки с котиками или кадрами из кино, которые пересылаются в чаты друзьям и коллегам. На самом деле этот термин гораздо шире.
Понятие «мем» ввел британский биолог и популяризатор науки Ричард Докинз в 1976 году. В книге «Эгоистичный ген» он предположил, что человеческая культура развивается по законам биологической эволюции. И если в биологии гены копируют себя и передаются от человека к человеку, то должен быть и аналогичный термин для единицы культурного наследия. Так появилось слово «мем». Под ним Докинз подразумевал популярные в обществе идеи, тенденции, навязчивые мелодии, модные выражения и крылатые фразы.
Название произошло от древнегреческого μιμητής («миметес») — «подражатель, имитатор». В своих мемуарах Докинз пишет: «Слово mimeme имеет подходящий греческий корень, но я ищу односложный термин, который бы напоминал своим звучанием «ген». Надеюсь, мои друзья-классицисты простят меня за сокращение «мем». В качестве альтернативы его можно соотносить со словом memory (англ., «память») или с французским словом même (фр., «тот же, однообразный»)».
С появлением интернета понятие приобрело другой смысл, знакомый нам и отличный от того, что существует в исследовательской среде. Вторая трактовка описана в Кембриджском словаре: «Мем — идея, изображение, видео и так далее, которые очень быстро распространяются в интернете». В таком значении интернет-мемы впервые были упомянуты в 1996 году в сборнике статей ученых из Массачусетского технологического института.
Что общего у интернет-мемов с анекдотами
Они заставляют нас смеяться. Редактор отдела карикатуры в журнале The New Yorker Роберт Манкофф давно исследует роль юмора и считает, что смешное не может быть абсолютно нормальным. В шутке есть отклонение от нормы, некоторая неконгруэнтность — то есть, несоответствие, нелогичность, противоречие. Она характерна и для мемов, и для анекдотов.
Дарья Радченко, старший научный сотрудник лаборатории теоретической фольклористики РАНХиГС:
«Наиболее близкая мне теория комического — теория неконгруэнтности. В шутке мы встречаемся с некоторым внутренним противоречием, которое разрешается не так, как мы ожидаем. Например, анекдот: «Летели два крокодила. Один зеленый, другой на север». Нам становится смешно не потому, что крокодилы не летают. А из-за того, что, во-первых, в шутке это подается как банальное знание, а во-вторых, неконгруэнтны разные классификации: один зеленый — свойство цвета, другой летит на север — свойство совершенно другого типа.
В этом смысле анекдоты и мемы работают совершенно одинаково».
Все это — фольклор. Многие привыкли, что под этим термином подразумеваются былины, сказки, частушки, народные песни. Но на самом деле анекдот тоже определяют как жанр городского фольклора, а мемы относят к цифровому народному творчеству.
Они помогают узнавать «своих». Анекдоты и мемы позволяют почувствовать принадлежность к определенной группе. Принимая или отвергая определенную шутку, группа обозначает свое место в обществе и заявляет о взглядах и интересах.
Полина Колозариди, интернет-исследовательница, координатор клуба любителей интернета и общества, преподаватель НИУ ВШЭ:
«Мем рассчитан на здравый смысл, на то, что его содержание будет распознано быстро. Он отчасти похож на анекдот: в обоих случаях это способ поделиться быстро важным и понятным, почувствовать себя вместе. В этом легко убедиться, если зайти на онлайн-площадку, где много чем-то непохожих на вас людей, например другого возраста или других интересов. Их мемы, смешные и очевидные для группы, едва ли будут смешны незнакомцам».
Мы не знаем, кто их придумал. Вряд ли можно найти хоть один интернет-мем или анекдот с указанием авторства. По мнению кандидата филологических наук Светланы Канашиной, так создатели шуток и смешных картинок получают возможность выражать мнение и эмоции без оглядки на общественную мораль и не нести за это никакой ответственности.
Почему анекдоты теряют популярность
Психологи СПбГУ пришли к выводу, что люди в возрасте от 17 до 30 лет в большинстве своем воспринимают анекдоты как несмешной и непонятный жанр. Их реже рассказывают в компании друзей или коллег и связывают со старшим поколением. Анекдотам молодежь предпочитает спонтанный и ситуативный юмор. По мнению авторов исследования, это связано с изменившимся типом общения, которое все больше переносится в социальные сети и мессенджеры.
Ассоциации с эпохой до интернета
Как замечает доктор филологических наук Василий Химик, массовая популярность анекдота пришлась уже на советское время. Кандидат философских наук Евгений Соколов также утверждает, что это сугубо российско-советское изобретение, своеобразное «совковое ноу-хау», едва ли воспроизводимое в иных культурных опытах.
Александра Архипова, социальный антрополог РАНХиГС:
«Действительно, анекдот очень распространен в культурах, где это не просто развлекательная функция, а еще и способ выразить мнение, не будучи за это наказанным. Например, я рассказываю шутку о Фиделе Кастро или о Сталине. При этом я как бы передаю чужое мнение, а не то, что думаю сам. Так анекдот становится «оружием слабых». Под этим термином понимаются тексты или действия, с помощью которых люди воспроизводят впечатление о классе, подавляющем их. При этом делается все, чтобы не нести за это ответственность.
Как правило, в тоталитарных и авторитарных культурах, где представители власти контролировали публикационное пространство, эти высказывания были устными. На Кубе и сейчас чудовищное количество устных анекдотов».
Дешевые сборники анекдотов испортили репутацию жанра
Многие помнят тонкие книжки с шутками, которые продавались в поездах и электричках или хранились у бабушки на антресоли. В 1990-е годы ими были завалены все прилавки. Как считает культуролог Олег Борисов, такие брошюры «утрачивают смысл окруженной магическим ореолом байки», оставляют фигуру речи без прямого действия и соучастия. Анекдот перестает быть анекдотом и становится отработанным материалом, место которому в архиве.
Долгие шутки-монологи заставляют скучать
Анекдоты воспринимаются как неоправданно длинные истории. Затянутое введение в контекст и развернутые описания требуют большей концентрации внимания и при этом не гарантируют смешную развязку.
Дарья Радченко:
«Наблюдается тренд на сжатие и упаковку смыслов. Если мы откроем сборник исторических анекдотов XVIII — начала XIX века, поразимся: там каждый анекдот на страницу. Пока дочитаешь, уже не смешно. Анекдоты XX века обычно представлены в кристаллизованной сюжетно-диалоговой форме и в три раза короче. Но сейчас нам уже нужен либо короткий текст, либо интернет-мем. В нем «упаковано» много сообщений. В одной такой картинке содержится не один анекдот, а целое множество».
Почему мемы захватывают умы
Мемы отчаянно соперничают за наше внимание, конкурируют между собой. Выживают те, что способны меняться и подстраиваться под нормы общения. В борьбе же за существование с другими жанрами, такими как анекдоты, у мемов есть свои «эволюционные» преимущества.
Появление интернета
Краткие и наглядные мемы идеально вписываются в условия интернет-эпохи. С появлением технологий коммуникация ускорилась и упростилась. У людей часто не хватает времени на то, чтобы подробно объяснять свое отношение к событиям. Теперь, вместо того чтобы печатать длинный текст, мы отправляем картинку, и нас понимают мгновенно. Как утверждает лингвист Максим Кронгауз, «. интернет — это среда мгновенного распространения информации. Мему очень легко захватить сразу огромное пространство».
Культура участия
Американский философ и культуролог Генри Дженкинс считает, что с развитием интернет-технологий у человека появляется невероятный опыт: каждый из нас, будучи лишь потребителем культурных смыслов, может стать их соавтором. Кто-то пишет посты, кто-то делает фотографии, а кто-то создает и видоизменяет интернет-мемы. Вокруг мемов формируется общность творцов, распространителей и читателей, которые равны в своих авторских правах.
Дарья Радченко:
«Мемы работают на основе того, что мы называем «культурой участия». Это ситуация, в которой мы становимся не только потребителями культурного продукта, но и соучастниками, сотворцами. Для нас это большая ценность. Механизм, который нам облегчает работу по производству культурных смыслов, оказывается крайне важным.
Понятно, что когда пересказываем анекдот, мы участвуем в фольклорном сотворчестве: что-то добавляем, убавляем, рассказываем другими словами, заменяем имена героев и так далее. Но эта вариативность остается в рамках конкретного текста, если мы не сочиняем новый анекдот по заданной жесткой модели. Мем же допускает наполнение общей «рамки» новым смыслом».
Новые интернет-мемы появляются очень быстро
По словам лингвиста Михаила Кронгауза, механизм образования мемов работает постоянно и с гораздо более высокой скоростью, чем раньше. Кроме того, на разнообразие смешных картинок влияет способность к трансформации: изображение и фраза, из которых состоит мем, могут «разойтись» и зажить каждая своей жизнью. К иллюстрации придумывается другая надпись и наоборот.
Победили ли мемы анекдоты: мнение экспертов
По данным на 2021 год, люди все чаще ищут в интернете мемы, а не анекдоты. В Московской области 76% от общего количества запросов в категории относится к слову «мем». В Ленинградской области — 78%.
Тем не менее люди сохраняют интерес к юмористическим программам (Comedy Club, «Уральские пельмени» и Stand Up). Половина россиян смеется над шутками и анекдотами при просмотре шоу по телевизору, а четверть — в интернете.
Полина Колозариди:
«Отчасти анекдоты продолжают существовать. В интернете их хватает. Но интернет-мемы стали заметными, их пускают в коммерческий оборот, их проще «увидеть» внутри Сети. Во многом, мемы стали вытеснять анекдоты в реакциях на актуальные события».
Дарья Радченко:
«Нам кажется, что картинки все заполонили. Это не совсем так. В Сети остается много пространства для текстового юмора. Анекдоты позднесоветского периода действительно уступают место, но не мемам, а шуткам, которые принято называть one-liners (англ., «однострочными»). Классический пример такого рода — короткие юмористические тексты в Твиттере.
То есть речь идет не о смерти анекдотов, а о конкуренции между разными текстовыми формами. Побеждают те, что быстрее передаются, проще воспроизводятся и не содержат сложных сюжетных схем. Чем короче текст, чем плотнее он упакован, тем более высокие шансы на распространение он имеет. Если сравнивать однострочные шутки со смешными картинками, то пока мы не можем сказать с уверенностью, что одно победило другое».
Александра Архипова:
«Анекдот тоже становится мемом, поэтому высказывание «мемы победили анекдоты» бессмысленно. Оно звучит примерно как «фрукты победили апельсины». Сейчас мы по-прежнему коммуницируем устно, и анекдоты все еще рассказываются. Просто они потеряли возможность быть переданными преимущественно в речи и плавно переходят в интернет. И здесь им приходится бороться за место под солнцем с картинками.
Когнитивно анекдоты устроены гораздо сложнее: там всегда есть двойной пуант — та фраза, из-за которой текст имеет двойное прочтение. Эта двусмысленность заставляет мозг сильнее напрягаться. Такой операции не происходит в случае со смешной картинкой, поэтому они проще распространяются в интернете. Зато анекдот может передаваться устно, а изображение — нет».