Ментальная арифметика что это
Ментальная арифметика – что это такое? Как научиться ментальной арифметике в домашних условиях?
Приветствую вас, дорогие мои! Сегодня поговорим с вами о популярном сейчас направлении в развитии ребенка – ментальной арифметике. Чему она учит на самом деле и чего достигнут ваши детки при регулярных занятиях?
Дело в том, что изначально я собиралась подготовить для вас обычную обзорную статью об этой системе устного счета. Однако столкнулась с множеством противоречивых отзывов родителей и специалистов о ментальной арифметике.
В итоге стала копать глубже, чтобы подготовить для вас наиболее объективный и полезный материал. Тем более, сегодня очень многие родители очарованы этой методикой и тратят на занятия ребенка огромные деньги. А результат, увы, не всегда радует…
Ментальная арифметика – что это такое простыми словами?
Ментальная арифметика – это методика обучения быстрому (почти мгновенному!) счету. Она подходит для развития детей 4 – 14 лет. В основе программы лежит система арифметических действий с помощью специальных китайских и японских счет – абакуса и соробана.
По сути ее корни в Древнем Китае. Ведь именно там детки учатся считать по этой методике в начальных классах. И поскольку китайцы часто занимают первые места на международных олимпиадах по математике, возникает вполне логичный вопрос: неужели система и вправду волшебная?
Ментальная арифметика была изобретена в Турции. Новаторская методика устного счета призвана дать понимание пространственности и состава числа. Она является прекрасной базой для дальнейшего изучения математики.
С помощью ментальной арифметики деткам (особенно дошкольного возраста) проще познакомиться и запомнить цифры. Но: гениев из ваших детей эта методика не сделает, сколько бы вы ни занимались ею! Если интересно узнать, почему, читайте всю статью целиком.
Плюсы и минусы ментальной арифметики для ребенка
В любой методике есть как плюсы, так и минусы. Ментальная арифметика не исключение. Попробуем разобраться, оправдана ли стоимость этих занятий и польза для ребенка.
Плюсы ментальной арифметики:
Минусы ментальной арифметики:
Видео-уроки по освоению ментальной арифметики в домашних условиях
Если вам все-таки интересно попробовать освоить ментальную арифметику, можете почерпнуть ее азы из этих видеоуроков. Думаю, вам вполне хватит этого, чтобы понять, нужна ли вам эта система устного счета в жизни или нет. В любом случае новые знания вы получите!
Отзывы родителей, специалистов, психологов и учителей о ментальной арифметике
Посмотрите на картинку ниже. Это скрин поиска фраз, которые запрашивают люди, интересующиеся и/или разочаровавшиеся в ментальной арифметике. Как видите, в основном это отрицательные отзывы.
На всевозможных родительских форумах я тоже искала реальные отзывы об этой методике. И вот какое представление мне удалось составить о пользе ментальной арифметики для ребенка.
Многие родители пишут, что водят детишек на занятия от полугода и дольше, а обещанных результатов в улучшении памяти и лидерских качеств не видят. Да, мол, они научились быстро считать, но на этом все достижения заканчиваются. А ведь за каждое занятие родители платят от 500 рублей и выше!
В общем, если вы хотите развить у своего ребенка аналитическое мышление и отличную память, запишите его лучше в шахматный кружок. Однако я при этом не призываю вас вовсе отказаться от ментальной арифметики. Просто взвесьте все за и против прежде, чем тратить немалые деньги за обещанные «золотые горы».
Ну что, удалось мне рассказать вам что-то новое о ментальной арифметике или нет? Напишите в комментариях свое мнение по поводу этой системы быстрого счета. Буду вам очень признательна за это! И делитесь статьей со своими друзьями в соцсетях, если считаете ее полезной. До новых встреч на блоге!
Читайте также:
Ментальная арифметика – что это такое? Как научиться ментальной арифметике в домашних условиях? : 12 комментариев
Ух, для меня математика, это очень сложно. Еще и память постоянно подводит). В любом случае надо всему учиться, а уж детям и подавно, тем более что сейчас такие сложные программы.
Екатерина, полностью согласна с вами!
делать выводы исходя из непонятных источников и читать отзывы мамочек, которые не смогли организовать системность выполнения домашних заданий для своего ребёнка — это всё, на что хватило автора данной статьи.
Плюсы ментальной арифметики:
Готовит ребенка к освоению математики. — слишком поверхностный плюс
Дает объемное понимание числа. — бред
Учит быстро считать (до автоматизма) — не только считать
Минусы ментальной арифметики:
Неоправданная дороговизна занятий. — это мотивирует родителей систематизировать выполнение домашних заданий
НЕ развивает два полушария мозга, как обещает реклама. Скорость счета никак не влияет на этот процесс! Достоверно проверить работу обоих полушарий мозга у любого человека можно лишь с помощью теста Струпа — не правда, дети которые занимались ментальной арифметикой от 4 месяцев могут намного быстрее и легче справиться с тестом Струпа, в отличие от детей которые только начали занятия по ментальной арифметике.
НЕ улучшает память и внимание — не правда. Выполните последовательно 15-20 действий в примере, вряд дли вам это удастся, чтобы решать длинные примеры необходимо иметь высокую концентрацию внимания. Тренируется внимание — развивается и память, внимание — входные ворота в память.
НЕ делает ваших детей увереннее в себе — это очень субъективное понятие, согласна, что это выражение зря используют в рекламе. Уверенность ребёнка в себе формируют родители, однако они смогут повоздействовать на уверенность ребёнка, увидев его успехи в ментальной арифметике.
Ольга, а вы верно сами из тех, кто впаривает родителям ментальную арифметику? Вы называете бредом мои доводы, но при этом не аргументировали ни одного своего довода! Более того, да будет Вам известно, я изучила много материала на эту тему, прежде чем написала эту статью. И, к Вашему сведению, не только отзывы мамочек, но и аргументы авторитетных педагогов, которые экспериментальным путем доказали, что ментальная арифметика не повышает IQ детей и взрослых. При этом вы не обратили внимание на то, что я старалась объективно излагать мысли, а не писать хвалебные отзывы этому направлению. Иначе бы не стала публиковать видеоуроки по ментальной арифметике.
а я и не писала о повышении IQ с помощью ментальной арифметики.
И не пишу хвалебный отзыв и не призываю никого.
А бредом я назвала Ваши высказывания типа
!»Объёмное понимание числа» — это что?
! также про отрицательные отзывы по запросам поисковика — надо быть немного хотя бы в теме, чтобы понимать, что это не связано с отзывами вообще и к чему-то негативному не имеет отношения — притянули за уши,
! «Не развивает оба полушария» — практически во всех центрах детей обучают ментально считать и рассказывать стихотворение одновременно — вот Вам и доказательство развития обоих полушарий,
!»Готовит ребенка к освоению математики» — не только математики, подготавливает его внимание, память и восприятие к обучению в школе, к высоким нагрузкам.
!»Новаторская методика устного счета призвана дать понимание пространственности и состава числа. » — бред! Во-первых, потому что это не устный счёт, а ментальный. Разница большая: при устном счёте в основном работает память, а при ментальном — воображение. Во-вторых, что такое пространственность числа? Вы открыли новое свойство чисел? шНобелевскую премию Вам! В-третьих, состав числа изучается только на 5 и на 10, и то для освоения формул, а не для устного счёта.
Ольга, даже не думала открывать какие-то новые свойства чисел и всего остального, всего лишь изложила наиболее важные, на мой взгляд, вещи, касающиеся ментальной арифметики. А благодаря Вашему комментарию читатели узнают еще больше нового об этой науке. Так что благодарю Вас за полезную информацию!
Ольга, давайте уж будем честными: довод про то, что читать стихотворение и считать в уме одновременно развивает оба полушария — бред. Стихи дети запоминают примерно так же, как и цифры, то есть, наизусть. Это — исключительная прерогатива левого полушария. Эмоционального понимания стиха или выстраивания сложных подсознательных ассоциаций, на чем, собственно, и работает поэзия, у ребенка нет в силу недостаточного развития эмоциональной сферы. Для любого ребенка до 10-12 лет стихи — это тупо рифмованная проза, не более того. Так что чтение стихов одновременно с вычислениями — это все к левому полушарию. Правое в этот момент, кстати, формирует довольно пакостную связь: «стихи — цифры», что эмоционально обедняет будущего взрослого, поскольку в дальнейшем ему будет сложнее в понимании метафор, гипербол и т.д. Идеальный исполнитель вместо идеального лидера получится.
Вано, благодарю за столь подробный и понятный комментарий! Мои пять с плюсом Вам))))
Екатерина, очень рада, что вашему сыну помогла ментальная арифметика. Спасибо, что поделились своим мнением!))
Сыну предложила позаниматься ментальной арифметикой, а теперь и не знаю стоит ли тратить его время… учиться хорошо, не хватает внимания немного. Что посоветуете?
Благодарю за вопрос! Дело в том, что дети возраста вашего сына чаще всего сосредотачивают свое внимание на том, что им интересно. Если вы хотите потренировать только внимание и усидчивость, то лучше не тратьте деньги на ментальную арифметику, а научите его играм типа пятнашки, шахматы, шашки. Другой вариант: читайте вместе с ним интересные сказки, а затем задавайте вопросы типа: Как звали такого-то героя? Почему с ним это произошло? Что делал и как себя вел такой-то герой? За каждый правильный ответ поощряйте его каким-то бонусом, например, рублем в копилочку. У сына появится стимул слушать сказки внимательно, чтобы правильно ответить на вопросы, а на накопленные деньги что-то купить для себя. Заодно и финансовой грамотностью постепенно овладеет (сбережения — траты). Кроме того, можете посмотреть у меня на сайте скороговорки для детей, которые также помогают в развитии внимания.
Ментальная арифметика для детей: плюсы и минусы, мнения специалистов
Способность ребёнка быстро и правильно считать в уме, по мнению школьных преподавателей, является одним из признаков наличия у него математических способностей. В последние тридцать лет в мире среди родителей получили популярность центры, в которых умению быстро считать могут обучить каждого ребёнка. Для этого используется особая методика, называемая ментальной арифметикой.
Ментальная арифметика для детей — методика получения гениев или всего лишь один из способов быстрого счёта
В настоящее время в мире насчитывается более 5 тысяч школ, в которых обучаются ментальной арифметике более 5 млн детей. Существует несколько десятков разновидностей этой методики. Только в России учебные центры работают по десяти популярным франшизам:
Единый принципиальный подход заключается в том, что обучение ведётся на специальных механических счётах абак (абакус). В Китае их разновидность называется суньпань, в Японии — соробан. В общем случае абак — это семейство счётных досок, которые применялись для арифметических вычислений ещё до нашей эры в древних культурах Европы и Азии. Соробан представляет собой совокупность вертикальных спиц с нанизанными на них камнями. Одним из примеров абака являются русские счёты.
Счёты соробан состоят из нечётного количества вертикальных спиц с нанизанными на них костяшками
Чем отличается ментальная арифметика от обычных занятий по арифметике, как проводится обучение
Обучаясь ментальной арифметике, дети сначала учатся считать на абаке, механически передвигая камни руками, затем стараются выполнять математические операции в уме, мысленно представляя свои действия со счётами. В конце концов, дети становятся способны выполнять следующие операции в уме быстрее, чем на калькуляторе:
Согласно рекомендациям специалистов по ментальной арифметике, лучше всего даётся обучение детям в возрасте от 4 до 14 лет. Причём если обычная программа обучения математическим вычислениям предполагает, что дети после первого класса должны уметь складывать и вычитать в пределах двадцати, а после второго класса в пределах ста, то дети, освоившие ментальную арифметику, могут уже в возрасте 5–6 лет спокойно оперировать трёхзначными числами.
Стандартный курс ментальной арифметики рассчитан на два года. Дети должны заниматься в классе раз в неделю. Занятие длится 1–2 часа. Но залогом успеха является ежедневное выполнение домашних заданий, на которые затрачивается от 10 до 20 минут.
Отличие изучения классической арифметики от ментальной в том, что в первом случае основой являются слуховые и визуальные ощущения, а во втором добавляются зрительные образы и тактильные ощущения. Математические операции на счётах на начальном этапе осуществляются перемещением косточек на спицах с помощью обеих рук одновременно.
Ментальной арифметикой дети занимаются в специальных классах раз в неделю в течение двух лет
Аргументы в пользу этих развивающих занятий для ребёнка
Именно развитие моторики обеих рук и зрительной памяти позволяет сторонникам ментальной арифметики говорить, что при вычислениях по данному методу оказываются задействованными оба полушария головного мозга. Поэтому считается, что такие занятия развивают:
В подтверждение этого дети, прошедшие полное обучение, могут одновременно производить сложные вычисления, слушать аудиокниги или играть на музыкальных инструментах.
В интернете можно обнаружить краткое описание исследований учёных из Мадрасского университета в Индии. В исследованиях принимали участие две группы детей по 160 человек в каждой. Дети, которые изучали ментальную арифметику, лучше запоминали числа и концентрировались на заданиях, были более креативными.
Доктор социальных и экономических наук Максим Белицкий считает, что занятия ментальной арифметикой в будущем могут пригодиться руководителям бизнеса любого уровня, так как им приходится оперировать большими массивами чисел.
По ментальной арифметике проводятся чемпионаты мира, в которых участвуют сотни детей
Аргументы против
Правда, бо́льшая часть педагогов и учёных относятся довольно настороженно к ментальной арифметике. Например, преподаватели математики Леонид Звавич и Александр Шевкин напоминают, что в мире существует масса других систем быстрого устного счёта. Также российских педагогов настораживает агрессивное продвижение ментальной арифметики в качестве бизнес-модели.
Американские учёные изучали эффективность этой методики на учениках начальной школы. Каких-либо преимуществ перед другими методиками не было выявлено. Скептики приводят в свою пользу и другие аргументы:
В решении задач на логику из стандартной школьной программы, задач на вступительных экзаменах навыки счета, развиваемые ментальной арифметикой, пригодятся очень мало. Это широко распиаренный ход для родителей, которые не хотят сами работать с детьми.
Ильяс Шакенов
Видео: о ментальной арифметике в передаче «Жить здорово»
Отзывы родителей
Я также довольно скептически отношусь ко всем школам раннего развития. Наш старший сын посещал одну из таких школ в трёхлетнем возрасте. Там учителя пытались его учить рисовать, читать и писать. Особо ничего у него не получалось, так как он был не готов к восприятию такой информации. Зато сегодня он на отлично учится в обычной и художественной школе. Мы с женой поняли, что всему своё время, и не стараемся делать из детей вундеркиндов.
Многие наши знакомые отдавали детей в школы ментальной арифметики, потому что это было модно. Дольше трёх месяцев никто не выдержал. Во-первых, занятия отнимали много сил и времени, во-вторых, особых успехов не было, в-третьих, обучение серьёзно истощало семейный бюджет.
Мы ходим уже 4 месяца В феврале сдали первый уровень, просто. Считали без перехода через 5, но дошли до счёта трёхзначных в уме. Однозначные считает с сумасшедшей скоростью, даже 20 действий за один пример с интервалом 1 секунда. Трёхзначные, кажется, было 10 действий. Сейчас братья, 10 двухзначных в уме на скорости 1 с. В общем, это удивительно, и смотрится дико, потому что я ни фига не успеваю за ней. Но это колоссальная, трудоёмкая работа! Каждый день надо делать, и это не по 20 мин, а бывает и до часу доходит В день надо решить 3 по 10 примеров, т.е. 30 разнообразных на платформе, учитель задаёт задание, и методичка, которую мы не успеваем.
Dona_Flor
https://forumodua.com/showthread.php?t=2767866&p=66424655&viewfull=1#post66424655
У меня у подруги дочка 9 лет ходит несколько месяцев в Соробан. Ей пока нравится, я своих не спешу отдавать, у нас хватает всего интересного, чем позаниматься. И в школе успеваемость хорошая. Особых чудес и прогресса за два месяца я не увидела, характер не изменился, усидчивость у Насти не прибавилась. Мне кажется самое важное в данном случае это то, чтобы ребёнок занимался тем, что ему нравится. В любом случае — это лучше, чем игры на планшете и телевизор. Но во всём нужна мера.
мамочка
https://forumodua.com/showthread.php?t=2767866&p=64850230&viewfull=1#post64850230
Мне есть с чем сравнить. Мой ребёнок занимался летом пару месяцев соробаном. Дурь полная. Это я вам как мама олимпиадника по математике говорю и как педагог знающий про нейронные связи. Музыка (у нас частная музыкальная школа) даёт ребёнку куда более развитый мозг и способности к реальной математике, а не тупому счёту (и не убеждайте меня что, там ещё что-то есть). Хотите развивать математические способности, занимайтесь олимпиадной математикой, музыкой, шахматами. Пользы однозначно будет! У меня ребёнок без всякого соробана очень быстро умножает и делит 3 и 4-значные числа (у него свой алгоритм действий), но никакой соробан думать и рассуждать над задачами не научит.
Serafim1611
https://forum.materinstvo.ru/index.php?view=findpost&showtopic=2196833&p=57281737
Мы проходили год — ну такое, научилась она быстро считать, но чтобы это что-то особое ей дало — не знаю И там не так просто учиться — каждый день ребёнок делает домашние задания на компе. Перепрыгнуть нельзя. То есть если один день не сделал — завтра нужно сделать два задания. А если заболели или уехали — догнать очень сложно. Мы очень уставали. Ребёнок в конце года уже соробан ненавидел просто. Поэтому и перестали ходить. Но нужно отдать должное — стихи она стала учить значительно легче — или выросла или действительно память соробан развивает.
pugovka27
https://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=2196833&st=20&pid=57274821&#entry57274821
Занятия ментальной арифметикой могут принести пользу ребёнку в обучении быстрому счёту. Но не стоит ожидать чудес от этой методики. Лучше направлять усилия на всестороннее развитие ребёнка. При этом не надо его торопить в достижении результата. Часто попытки сделать из ребёнка гения приводят к тому, что в дальнейшем он плохо адаптируется к взрослой жизни.
Ментальная арифметика: что это такое
Все мы в той или иной степени уже успели столкнуться с понятием ментальной арифметики. Кто-то знает об этой науке больше и даже уже успел записать ребенка в кружки по ее изучению. Кто-то просто слышал название, но точного определения этому не знает. Что же это за учение, для кого оно подходит, как проходят занятия и где потом можно будет применить полученные знания? Это далеко не все вопросы, которыми интересуются родители детей, желающих осваивать ментальную арифметику. Мы тоже заинтересовались и решили узнать, что же такое ментальная арифметика.
Что такое и откуда взялась ментальная арифметика
Ментальная арифметика пришла к нам из древнейших времен, точнее из Китая и была изобретена пять тысячелетий назад. Но в нынешнюю жизнь нам ее внес турок Шеном. Как говорится, новое — это хорошо забытое старое. В данной методике используется старейший способ подсчетов — это абакус. В нашем мире мы пользуемся усовершенствованным абакусом из Японии — это калькулятор. Но, как считают эксперты, первоначальный вариант абакуса — наилучший вариант многостороннего развития ребенка.
Сами счеты абакус поспособствовали появлению новой программы «менар» или как мы успели привыкнуть «ментальная арифметика» или проще — «менталка». В первый раз программа появилась в Азии, около 1993 году. Вот дошла она до нашего времени в наилучшем своем виде. Обучение устному счету идет в 50 развитых странах нашей планеты. Одними из самых первых переняли методику школы в Соединенных Штатах Америки, Таиланда и Австралии, Австрии, Ближнего востока и Китая. А в Японии, стране восходящего солнца, ментальная арифметика входит в обязательную учебную программу.
Очень активно появляются специальные учебные заведения в России, Казахстане, Киргизии. Наивысших баллов достала ментальная арифметика в столице — Москве.
Зачем ребенку осваивать ментальную арифметику?
Ментальная арифметика создана для ускоренного умственного счета без бумаги и калькулятора, таким образом, развивая интеллект ребенка. Изучая программу, любой человек стимулирует логическое мышление и соображение, сосредоточенность и наблюдательность. Может научиться «щелкать как семечки» любые арифметические примеры, да и с задачами по математике проблем не будет, тренирует память, так же умение быстро считать отражается на мышлении ребенка, приходит уверенность в своих действиях.
Как все знают, у каждого человека в правом полушарии сконцентрированы механизмы, отвечающие за творчество, а в левом за логическое мышление. Когда пишет левая рука, функционирует правое полушарие мозга, когда пишет правая, то включается левое. Таким образом, тренируя два полушария можно добиться грандиозных высот развития потенциала малыша. Самая большая задача ментальной арифметики состоит из развития двух полушарий мозга. Тренируя навыки быстрого счета, родитель делает огромный вклад в успешное будущее ребенка.
Кому подойдет методика обучения ментальной арифметике?
Методика обучения ментальной арифметике подразумевает под собой стремительное увеличение нейронных взаимосвязей в мозгу с помощью активного мыслительного процесса. В связи с этим данный учебный процесс более подходит для ребят от четырех лет и до шестнадцати, т.е. в промежуток времени наиболее стремительного увеличения клеток мозгового вещества. После шестнадцати лет обучение может занять несколько больше времени, нежели до этого возраста.
Ментальная арифметика принесет больше пользы ребятам, не интересующимся точными науками, им будет не сложно найти творческие действия в уроках ментальной арифметики, что, безусловно, послужит помощью для усвоения программ других наук. Нестандартное умение считать столь интересным способом, будет вернее всего еще и стимулом для самореализации, т.к. придет уверенность в собственных силах и смелость. Специалисты так же отмечают, что регулярные уроки ментальной арифметики увеличивают общую успеваемость в школе и усидчивость.
Чем полезна ментальная арифметика?
Как сказано выше ценность уроков ментальной арифметики состоит в том, что она стимулирует два полушария мозга. На уроках воспитанники совершенствуют использование своего воображения. А особенно детское воображение помогает решать вопросы вне здания школы, а не только на уроках, это творческое мышление, нестандартное решение задач по жизни. Безусловно как многие говорят «побочный эффект» ментальной арифметики- быстрый счет, трудно не согласиться, т.к. большую часть времени на занятиях человек считает. Вообще ментальная арифметика помогает разработать моторику рук, полушарные связи, скорость мозговой деятельности, концентрацию внимания.
Плюсы и минусы обучения ментальной арифметике
У любого учения существуют преимущества и недостатки. Есть они и у ментальной арифметики. Рассмотрим подробнее.
Плюсы ментальной арифметики
Продуктивность обучения можно пояснить самим методом, его отличительными чертами:
Минусы ментальной арифметики
Как проходит обучение ментальной арифметике?
Первоначальные часы занятий отданы знакомству со счетами как с вещью. Ребята осваивают функциональность, учатся выставлять правильно числа, считать на них. У детей создается образ счетов в воображении, далее счеты понемногу убираются, и ребенок старается делать арифметические операции уже в уме.
Как канон, первоначальные плоды изучения ментальной математики видны спустя 2–3 месяца уже после введения понедельных уроков и исполнения каждодневных кратких домашних задач. Для того чтобы в полном объеме усвоить технику, ребятам будет нужно приблизительно 2 года стабильных занятий.
В первый год ребенок освоит операции суммирование и вычитание чисел, а вторая большая стадия — способность перемножать и дробить. Поскольку, как правило, у ребят, приступающих к обучению с раннего возраста, процесс изучения ментальной арифметики построен в форме игры. Преподаватели стараются завлечь детей и предоставить ему мотивацию к тренировкам.
Вместо заключения
Изучение ментальной арифметики – это не просто умение складывать в уме числа. Это огромный труд. Если ребенок не очень рад математическим формулам и не обладает соответствующим складом ума, не нужно его насильно тащить на уроки по этой науке. Вряд ли это принесет какую-то пользу самому ребенку. С другой стороны, даже если ребенку хочется изучать эту науку, не стоит оказывать давление со стороны родителей на этот процесс, заставлять заниматься через силу. Это может спровоцировать переутомление детского мозга и потерю интереса к самой менталке. Если же вы – родители, дети которых с удовольствием постигают вершины этой точной науки, то можно только по-доброму завидовать вам. Ничего плохого в изучении ментальной арифметики точно не будет. Главное, относиться к этому с умом.