Мерчендайзер 3000 что это
Кто такой мерчендайзер — его задачи и обязанности, плюсы и минусы такой работы
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мерчендайзер — это звучит загадочно и не совсем понятно.
Но на самом деле должность нужна и востребована в торговой точке любого формата.
Мерчендайзер — это.
Как правило, мерчендайзер — это работающий в торговых сетях представитель компании, занимающийся продвижением её товаров.
Английский термин «merchandise» в зависимости от контекста (что это?) означает и сам товар и товароведение. Merchandiser в этом случае – обозначение специальности, и означает «специалист по товарам».
Многие сегодня считают, что обязанности мерчендайзера — это доставлять товары в торговый зал и красиво расставлять на полках. Другие же считают, что специальность означает то же, что и товаровед.
На самом деле речь идёт о квалифицированном многопрофильном специалисте, обеспечивающем удобство и комфорт покупателей, и уровень продаж.
С давних времён успех торговцев зависел от того, насколько они умели показать товар лицом: насколько привлекательно располагался товар на прилавках. Официально профессия существует в России с конца 20-го века.
Сегодня грамотную и красивую раскладку товаров используют не только крупные гипермаркеты, но и небольшие магазинчики.
Мерчендайзинг – искусство розничной торговли, которое заключается в подготовке товара и места под него в торговом зале к приему посетителей.
Работа специалиста опирается на науку о поведении покупателей, родившейся и развивающейся на стыке маркетинга, социологии и психологии.
Работа мерчендайзером — что именно делает сотрудник
Схема выкладки разрабатывается маркетологами. Правильная выкладка имеет своё специальное название – фейсинг.
Многие компании дополнительно включают в обязанности мерчендайзера оценку работы конкурентов: отслеживание появления новинок, промоакций, динамики цен, других значимых в плане маркетинга мероприятий.
Виды мерчендайзинга
При этом их принадлежность определённому бренду учитывается лишь во вторую очередь. Основная задача – показать товар лицом, и обеспечить комфорт посетителям магазина.
Он же следит за тем, чтобы эти правила соблюдались.
Совмещённый и категорийный мерчендайзеры называются также стационарными. Они обычно работают в крупных гипермаркетах с любым ассортиментом.
Визитный специалист, его часто называют мобильным, чаще посещает небольшие магазины, с целью организовать в них продажи товара определенного производителя.
Плюсы и минусы профессии мерчендайзер
Специальность творческая и востребованная, на неё большой спрос. Всегда можно учиться новому, и при этом профильное высшее образование не всегда является обязательным.
В магазинах с продукцией известных брендов эта профессия хорошо оплачивается. Возможности карьерного роста очень высоки. Работы можно оформлять в портфолио (что это такое?).
К минусам можно отнести частую необходимость работы в ночное время, или в утреннее – до того как в магазине появятся покупатели.
Работа требует не только интеллектуальных, но и физических усилий: часто приходится носить тяжёлый товар или передвигать оборудование.
Несмотря на возможность раскрытия творческого потенциала, нередко приходится реализовывать идеи других специалистов – маркетологов, дизайнеров.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
язык сломаешь, а по русски это нельзя написать, и в какой стране мы живём?
Может быть в широком понимании мерчендайзер — это уважаемая профессия, но у нас это простой раскладчик товаров тире грузчик. Так это обстоит на самом деле. Куда тебе говорят, туда ты таскаешь и ставишь. На этом твоя работа заканчивается ).
Понапридумывают замысловатых названий, а потом голову ломай над их значением 🙂 Мерч — продукция с символикой бренда. Сейчас это очень популярное слово, например, блогеры активно продают свой мерч (футболки, кепки, носки, кружки. ).
Я думала, что мерчендайзер занимается созданием мерча, а оказывается всё намного проще, даже я могу работать мерчендайзером.
Кто такой мерчендайзер и чем он занимается на работе?
Мерчендайзер – профессия, которая появилась в России относительно недавно. Многие думают, что он занимается только выкладкой товара и пополнением торгового зала.
Но на самом деле обязанности мерчендайзера намного шире.. Журнал «КтоТакой» собрал всю нужную информацию по этой профессии.
Кто такой мерчендайзер
Мерчендайзер – человек, который следит за наличием всего ассортимента продукции компании в розничной точке и расположением товаров или рекламы о них в наиболее привлекательных для покупателя местах.
Задача мерчендайзера – разместить товар в магазине так, чтобы продукты не конкурировали между собой, а дополняли друг друга, и объем продаж увеличивался.
Профессия появилась в 30-е годы 20 столетия в США. Компании разрабатывали стратегии, как не затеряться среди конкурентов и привлечь покупателей. Возникла надобность в человеке, который будет планировать и стимулировать сбыт продукции.
Так и появился мерчендайзер, что в переводе с английского буквально обозначает «специалист по товарам».
Для России эта профессия новая, первые мерчендайзеры приступили к работе в конце 90-х, но все более востребована. Сегодня грамотную и красивую выкладку можно у видеть не только в гипермаркетах и супермаркетах, но и в небольших районных магазинчиках.
Мерчендайзер отвечает за выкладку товаров в магазине
Виды мерчендайзеров
Мерчендайзеры делятся на две категории, в зависимости от обязанностей и места работы:
Мобильный мерчендайзер
Его еще называют визитным, потому что он не закреплен за какой-то конкретной розничной точкой. Он привязан к определенной торговой марке, а не месту продажи. Мобильный мерчендайзер посещает разные торговые точки, согласно своего графика: одни каждый день, другие – реже. Все зависит от объема продаж и поставок товара.
Также визитный мерчендайзер инструктирует персонал магазина о грамотной выкладке продукции и контролирует ее.
Мобильный мерчендайзер работает в разных магазинах
Стационарный мерчендайзер
Закреплен за одной или несколькими фиксированными категориями товара в одном магазине или торговом центре. Это может быть и продукция брендов, конкурирующих между собой. В его обязанности входит эстетичная выкладка товаров на полках, независимо от их торговой марки.
Главная задача стационарного мерчендайзера – выгодно представить товар и обеспечить комфорт покупателям магазина. В основном профессия востребована в крупных супермаркетах.
Должностные обязанности мерчендайзера
На первый взгляд может показаться, что мерчендайзер занимается только выставкой товара на стеллажи. Но у него более важные функции, задания и цели:
Планограмма – схема выкладки товаров на торговом оборудовании (полках, стеллажах и т.д.), где указано закрепленное за товаром место с учетом цены, объема и количества рядов. Составляется на основе анализа поведения покупателей и требований поставщиков.
При этом мерчендайзер должен четко следить за объемом и количеством рядов товара на полке, чтобы его не потеснила продукция других торговых марок.
Некоторые компании включают в обязанности мерчендайзеров наблюдение за работой конкурентов: появление новинок, проведение акций, изменения цен и т.п.
Читайте на страницах «КтоТакой.com» — Кто такой агроном и сколько он зарабатывает?
Преимущества и недостатки в работе мерчендайзером
В работе мерчендайзером, как и в любой другой, есть свои преимущества и недостатки.
Плюсы
К плюсам можно отнести:
Начиная с должности мерчендайзера, можно легко продвинуться по карьерной лестнице. Стать в дальнейшем торговым представителем, супервайзером, региональным директором, или перейти на работу в офис: в отдел маркетинга, продаж или закупок.
Читайте так же в журнале «КтоТакой» — Кто такие айтишники и что они делают? Как стать «айтишником»
Минусы
Недостатки работы мерчендайзера:
Часто компании штрафуют за не соответствующую планограмме выкладку товара, а также перекладывают на мерчендайзеров ответственность за не обновленные ценники и просроченную продукцию.
Зарплата мерчендайзера
В 2020 году профессия мерчендайзера довольно востребована на рынке труда. Его заработная плата зависит от компании, в которой он работает, от региона и от занятости (полный или неполный рабочий день).
Также на размер оплаты влияет наличие автомобиля, образования и других навыков, полезных для работодателя. В основном мерчендайзеры получают фиксированный оклад и бонусы от продажи продукции. Поэтому многие пытаются совместить работу на двух-трех фирмах и заработать побольше.
По России средняя зарплата мерчендайзера в 2020 году составляет 27 тысяч рублей в месяц, в Москве ненамного выше – 30 тысяч рублей.
Любой компании, занимающейся оптовой или розничной торговлей, нужен мерчендайзер. От его профессионализма зависит успех компании, т.е. насколько она способна конкурировать с предприятиями подобного профиля.
От мерчандайзера до менеджера за полгода, или Идеальная профессия для быстрого старта
⏱ Время прочтения — 6 минут
Практически каждый слышал о профессии мерчандайзера, но, чем именно он занимается, знают далеко не все. Одни думают, что это сотрудник, который лишь заполняет полки магазина, другие уверены, что эта профессия сродни товароведу. На самом деле это специалист, который занимается продвижением товаров в точках продаж.
Во многом именно от искусства мерчандайзинга зависит, какой продукт вы предпочтете десятку других подобных на соседних полках. А это напрямую влияет на объем продаж и, конечно, на прибыль компании.
В России мерчандайзинг выделился в отдельную сферу и профессию не так давно — чуть более 20 лет назад. Именно тогда компании поняли, что правильно выставленный или разложенный товар привлекает больше внимания и лучше продается. Появились и другие способы стимулирования спроса — от «правильного» оформления торговых площадей до акций и спецпредложений.
Сейчас можно найти немало научных исследований, которые показывают, как, например, цветовые сочетания, фоновая музыка, освещение или расстановка полок влияют на поведение потребителей. Это одна из интереснейших сфер маркетинга.
По данным hh.ru, средняя предлагаемая зарплата в вакансиях мерчандайзеров составляет 28 000 рублей, однако это далеко не предел — встречаются предложения с доходом от 100 000 рублей и выше. При этом каждая вторая вакансия подходит для специалистов без опыта. Вот лишь несколько позиций:
№ | Вакансия | Регион | Зарплата |
---|---|---|---|
1 | Национальный менеджер по мерчандайзингу | Казань | от 126 000 руб. до вычета налогов |
2 | Дизайнер-мерчандайзер | Москва | от 80 000 руб. на руки |
3 | Ведущий визуальный мерчандайзер | Москва | от 66 000 руб. до вычета налогов |
4 | Мерчандайзер | Красногорск | от 42 000 до 43 000 руб. на руки |
5 | Мерчандайзер | Лазаревское | от 40 000 руб. на руки |
6 | Мерчандайзер по бытовой технике | Красноярск | до 32 000 руб. на руки |
7 | Мерчандайзер | Ростов-на-Дону | от 28 000 до 29 680 руб. на руки |
8 | Мерчандайзер | Воронеж | до 23 800 руб. на руки |
9 | Визитный мерчендайзер | Ростов-на-Дону | 23 000 руб. на руки |
10 | Мерчандайзер | Волгоград | до 21 000 руб. на руки |
Почему эта профессия перспективна и может дать хороший старт, рассказывает президент Ассоциации торгового маркетинга и владелец бренда Action Александр Попов, карьера которого началась с работы мерчандайзером.
Александр Попов, президент Ассоциации торгового маркетинга и владелец бренда Action
Александр, расскажите, почему мерчандайзинг стоит рассматривать в качестве интересной сферы для тех, кто выбирает будущую профессию или хочет сменить сферу деятельности?
Есть мнение, что мерчандайзер — это сотрудник, который всё делает по инструкции. Но я считаю, что это миф. Мерчандайзер — хорошая стартовая позиция, чтобы проявить себя, в том числе творчески. Если ты не относишься к своим задачам шаблонно, то тебя обязательно заметят в компании. Да и зарабатывать ты сможешь больше. В мерчандайзинге есть реальная возможность быстро вырасти до супервайзера и строить карьеру дальше.
Александр, а как вы пришли в мерчандайзинг? Каким был ваш путь на старте?
По образованию я учитель математики и информатики. У меня был интерес к этой сфере, но экономическая ситуация конца 90-х и наличие семьи и ребенка привели меня к поискам более высокооплачиваемой работы. Весной 1998 года я увидел объявление о наборе мерчандайзеров и решил попробовать.
Я начинал на базе компании-дистрибьютора, и первые продукты, с которыми я работал, — это были конфеты и чай… В период дефолта у меня даже был опыт продажи конфет в магазинах прямо «с колес». За первые месяцы работы мерчандайзером я показал хороший результат, и меня пригласили на собеседование на должность менеджера в новый федеральный проект. Проект покрывал киоски по всей России, и нужен был кандидат со знанием английского и навыками работы на компьютере.
На собеседовании с англоговорящим представителем компании стало понятно, что мои английский и знание программ далеки от нужного уровня. Но, поскольку я за полгода работы показал себя хорошо, меня назначили «исполняющим обязанности менеджера» этого проекта, и я стал готовить его к запуску, одновременно повышая компьютерную грамотность.
Я создавал инструкции для мерчандайзеров, формы отчетности, успел провести собеседования, набрать в штат 60 человек и даже провести для них тренинги. На последнем тренинге, который вел я, поскольку человека с хорошим знанием английского на позицию менеджера нашли буквально за день до этого, присутствовали представители головного офиса из США. После тренинга они сами попросили меня продолжать вести проект дальше.
То есть рост получился стремительным?
Да, от мерчандайзера до менеджера за полгода. Дальше я стал развиваться в этом проекте — постепенно он стал всероссийским. Региональных менеджеров, юристов и финансистов не было, и даже продукцию на складе выдавал я. Сейчас такое невозможно представить — эту работу делают 10 человек: обязательно были бы региональный менеджер, HR, финансист, юрист, работник склада…
Были ли моменты, когда специального образования не хватало?
Когда я уже работал в агентстве, там была целая библиотека видеотренингов. Я брал видеокассеты домой и самостоятельно всё изучал. Это были базовые тренинги на темы вроде тайм-менеджмента, навыков ведения переговоров, работы со сложными клиентами и т. д. Сейчас это всё можно найти в интернете.
Расскажите, как вы стали генеральным директором первого проекта?
Именно эти качества позволили мне за шесть лет возглавить компанию, став ее генеральным директором.
Александр, вы президент Ассоциации торгового маркетинга. В чем вы видите свои главные задачи на этом посту?
Сейчас я пытаюсь двигать вперед индустрию в целом. Мой фокус — развивать отрасль мерчандайзинга, придать ей официальный статус в нашей стране, чтобы взаимодействие с клиентами и ретейлерами было более прозрачным и открытым. Я считаю важным внедрять новые технологии и популяризировать профессию мерчандайзера, ведь в нашей сфере очень нужны новые заинтересованные сотрудники.
Какие карьерные пути возможны в современном мерчандайзинге? Есть ли разница между работой в агентстве и на стороне бренда?
В общем особой разницы нет. Хотя в агентстве есть шанс быстрее вырасти, потому что там постоянно появляются проекты, а значит, требуются новые супервайзеры, новые менеджеры. Но стоит помнить, что хороших работников заметят везде и перспективы есть в любом месте. В нашей компании многие, кто сейчас работает на менеджерских позициях, выросли из мерчандайзеров. То есть стадии роста могут быть такие: мерчандайзер — супервайзер — территориальный менеджер — сити-менеджер.
Какими качествами или базовыми навыками нужно обладать человеку, чтобы добиться успеха в этой области?
Качества ценятся всегда одни и те же: проактивность, коммуникабельность, деятельность. То есть нужно делать чуть больше, чем от тебя требуется. Если человек постоянно ожидает какого-то толчка, делает только то, что положено в рамках должностной инструкции, то он на этой должности и останется. А если работник проактивен, пытается предлагать новые решения и идеи, то его заметят. Даже в рамках одного магазина здорово, когда работник знакомится и общается с персоналом, с покупателями, помогает им сделать выбор. И такой человек будет первым кандидатом на возникшую вакансию.
Можете дать какие-нибудь советы тем, кто присматривается к индустрии продаж?
Дело в том, что, когда ты делаешь дело с любовью, люди это замечают. Я думаю, что моей карьере поспособствовало именно то, что я делал работу, даже самую базовую, с удовольствием.
Важно всё делать искренне, а хорошие намерения и усилия Вселенная замечает и помогает самым удивительным образом.
Мерчендайзер
Мерчендайзер
Мерчендайзер
Одни считают, что мерчендайзер – это грузчик, который доставляет продукцию в торговый зал. Другие уверены, что у этой работы много общего с должностью товароведа. На самом деле, этот термин подразумевает многопрофильного специалиста, от которого напрямую зависят комфорт покупателей и уровень продаж конкретной организации. Направление подходит энергичным и амбициозным людям, настроенным на карьерный рост в сфере торговли. Для трудоустройства не обязательно иметь высшее образование, достаточно знать, какими качествами должен обладать соискатель и чем ему придется заниматься.
Кто такой мерчендайзер
Мерчендайзеры – это сотрудники торговых точек, отвечающие за пассивное продвижение предлагаемого товара.
Старт развития направления в России пришелся на конец XX-го века. Специально обученные люди начали особым образом раскладывать товар на прилавках, привлекая внимание потребителей. Сегодня принципы направления используют не только гипермаркеты или изысканные бутики, но и совсем маленькие магазины эконом-класса.
Классификация работников в сфере мерчендайзинга:
Мерчендайзер – это не просто грузчик или товаровед, следящий за наполнением ассортимента на прилавках. Это человек, от которого во многом зависят уровень продаж торговой точки и отношение к ней клиентов.
Мерчендайзинг – это динамичная наука. Она не стоит на месте и требует быстрого реагирования на смену тенденций.
Сфера работы сотрудника
Со стороны кажется, что должностные обязанности мерчендайзера ограничиваются выгрузкой товара на опустевшие места прилавков. Многие уверены, что с этим справился бы любой грузчик, и ничего сложного в этом нет. На практике у специалиста этого профиля намного больше функций, задач и целей. Качество работы сотрудника напрямую влияет на показатели продаж конкретной торговой точки.
Базовые обязанности мерчендайзера:
Крупные компании дополнительно включают в должностные обязанности сотрудника оценку работы прямых конкурентов. Это подразумевает отслеживание у них динамики цен, появления новинок, проведения акций и другие важные с точки зрения маркетинга мероприятия. Все, что делает мерчендайзер, направлено на увеличение продаж и повышение интереса потребителей к определенным торговым маркам.
Требования к соискателям
Пассивное продвижение товара не всем окажется по силам. Человек на этой должности вынужден много трудиться физически и при этом обращать внимание на перечень важных нюансов. Умение работать в режиме многозадачности – основное требование к претендентам на место.
Еще мерчендайзер должен обладать такими качествами:
В зависимости от того, чем занимаются мерчендайзеры на рабочем месте, соискателю могут понадобиться навыки обращения с компьютером и современными гаджетами. Зачастую компании придерживаются строгих возрастных рамок при наборе сотрудников и отдают предпочтение молодежи. В ряде случаев обязательным условием рассмотрения резюме становится наличие высшего образования в области маркетинга, рекламы или торговли.
Плюсы и минусы специальности
Часто молодые люди идут в мерчендайзеры с целью заработать денег во время каникул или приобрести опыт работы в сфере торговли. Основными достоинствами направления они называют то, что для него обычно не требуется наличие высшего образования, а график предоставляется плавающий или свободный.
Профессия мерчендайзер имеет еще немало преимуществ:
Такой работник обычно посвящен сам себе, ему очень редко приходится общаться с покупателями напрямую. Для работников пассивных продаж часто организуют тренинги за счет компании, что позволяет им поднять уровень своей квалификации и научиться чему-то новому.
Все перечисленные недостатки направления относительны и при правильном подходе к организации дня их реально избежать. Главное, изначально изучить нюансы должностной инструкции и задать руководителю интересующие вопросы, чтобы потом не было недопонимания.
Где учиться на мерчендайзера?
Вузов, готовящих непосредственно к профессии мерчендайзера, пока нет. Организации с удовольствием принимают на работу выпускников школ и студентов, если они соответствуют базовым требованиям. Встречаются компании, отдающие предпочтение соискателям, которые знают, что такое основы маркетинга.
Зарплата сотрудника и перспективы карьерного роста
На уровень зарплаты мерчендайзера влияют особенности его графика, степень загрузки, перечень обязанностей, наличие автомобиля, мобильность сотрудника. Начинающий специалист получает 10 – 15 тыс. рублей при условии плавающего графика и неполного рабочего дня. Чтобы повысить уровень заработной платы рекомендуется устроиться сразу в 2-3 компании, что не запрещено. Опыт работы, прохождение профильных курсов, приобретение полезных навыков стимулируют рост прибыли. Нередки случаи, когда мобильный мерчендайзер придерживается свободного графика и при этом зарабатывает 50 — 70 тыс. рублей.
Со временем сотрудник по раскладке товара может перейти в центральный офис компании и продолжить работу в отделе маркетинга. Специалисты, закрепленные за магазином, становятся менеджерами по товару, супервайзерами и даже занимают руководящие посты. Должность мерчендайзера дает одинаково хорошие шансы на карьерный рост в области торговли или коммерции.