Метафора что это такое простыми словами
Что такое метафора в литературе? Примеры
Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
Метафора является одним из самых распространённых художественных тропов в литературе. Метафора основывается на сходстве предметов или явлений в самых различных чертах. Она возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения общих их признаков.
Определение
Вот какое определение, что такое метафора дает Википедия:
Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например:
Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов.
Но в отличие от сравнения метафора выражает устоявшиеся сходства предметов.
Например, в основе метафорической связи значений существительного «нос» лежит сходство предметов по форме и расположению в пространстве:
На основе внешнего сходства получили одинаковые наименования швейная и хирургическая игла, лист хвойного дерева (игла сосны, ели, кедра) и игла некоторых животных (ежа, дикобраза).
Метафоричными являются связи животное — человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле:
Общность признака делают возможным вот такие переносы признака лица на предмет:
Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:
Примеры литературных метафор
И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин)
Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов)
Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов)
Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов)
Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. (Н. Гоголь)
Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)
Метафора
Косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение.
Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.В метафоре можно выделить 4 «элемента»:
Категория или контекст,
Объект внутри конкретной категории,
Процесс, каким этот объект осуществляет функцию,
Приложения этого процесса к реальным ситуациям, или пересечения с ними.В лексикологии — смысловая связь между значениями одного полисемантического слова, основанная на наличии сходства (структурного, внешнего, функционального).
Метафора часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. У Шекспира, например, часто важен не исходный житейский смысл высказывания, а его неожиданное метафорическое значение — новый смысл. Это приводило в недоумение Льва Толстого, воспитанного на принципах аристотелевского реализма. Проще говоря, метафора не только отражает жизнь, но и творит её. Например, Нос майора Ковалёва в генеральском мундире у Гоголя — это не только олицетворение, гипербола или сравнение, но и новый смысл, которого раньше не было. Футуристы стремились не к правдоподобию метафоры, а к её максимальному удалению от изначального смысла. Например, «облако в штанах». Исследователи отмечают сравнительно редкое употребление метафоры в советской художественной литературе, хотя об её «изгнании» говорить не приходится (см., например: «Вот мы и разошлись. Топот смолк, и в поле пусто» (А. Гайдар, «Судьба барабанщика»).
В 1970-е годы появилась группа поэтов, начертавших на своём знамени «метафора в квадрате» или «метаметафора» (термин Константина Кедрова).
Отличительной чертой метафоры является её постоянное участие в развитии языка, речи и культуры в целом. Это связано с формированием метафоры под воздействием современных источников знаний и информации, использованием метафоры в определении объектов технических достижений человечества.
Метафора. Примеры и отличия от других тропов
Мы с вами уже изучили такие художественные элементы как гипербола, аллегория, олицетворение, антитеза. Благодаря им текст становится экспрессивным, выразительным и ярким. И поняли, что знание основных правил в русском языке — это хороший жест владения как языком, так и культурой России.
В сегодняшнем уроке я вас ознакомлю с метафорой. Разберёмся с терминологией, ролью в литературе, рекламе и в речи. Проведем параллели между другими художественными тропами. И рассмотрим много интересных примеров с пояснениями.
Определение термина
Метафора — это литературный приём, который переносит свойства с одного предмета на другой. Что такое метафора простыми словами? Это всегда переносный смысл, скрытое сравнение.
Разница между метафорой, эпитетом и олицетворением
Вспомним основные понятия и разберемся с главными отличительными чертами.
Олицетворение — это литературный жест, который основан на том, что неодушевленному предмету присваиваются человеческие качества, особенности поведения и прочие черты.
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
каменное лицо => лицо, как камень;
золотые руки => руки, как золото;
смеется небо => ребенок смеется;
непогода злится => человек злится;
Эпитет — это образное определение, отличающееся художественной выразительностью, которое характеризует предмет, красочно указывая на какую-то его существенную черту. Наша русская литература полна эпитетов, с помощью которых создается “портретность”, например: “Повеселись, мой верный меч!”
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой!
Грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев),
Седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).
Как найти метафору в тексте
Найти её можно несколькими способами. Рассмотрим подробнее на примере следующего алгоритма:
Например: Пригоршнями водяных горошин плещет черноморская Волна
Мы видим, “пригоршнями водяных горошин” — это метафора, и в тексте она приводится для сравнения с брызгами, которые не упоминаются.
Разновидности метафор на примерах
В русском языке следует выделять подобные разновидности:
Мы с вами перечислили самые простые метафоры, но есть еще одна — развернутая метафора. Это когда несколько раз, упоминается один образ. Зачастую, она применяется в поэзии, для более глубокого смысла и выразительности, например:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Примеры литературных метафор
Как мы уже выяснили, в основном метафора встречается в поэзии и в художественных произведениях. Зачем? Чтобы скрасить и сделать живым текст, передать важные ноты смысла, дать вам взгляд на обратные вещи в произведениях. Чтобы понять, где и как она выглядит, давайте ознакомимся с некоторыми примерами метафор в литературе.
“Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит”. ( С. Есенин)
“Скрипи, мое перо, мой коготок, мой посох”. (И. Бродский)
«Обожаю настольные лампы, угловатые, прошлых времен. Как они свои круглые лапы умещают средь книг и тетрадей». (Б. Окуджава)
“Луна будет улыбаться весь вечер”. (А. Чехов)
“И женский смех вокруг, веселый и игристый”. ( Щеглов)
Метафоры в киноиндустрии
Каждый, кто занимается громкими профессиями, любит о себе заявлять красиво. С помощью чего? Да всё теми же художественными тропами. А так как мы сегодня говорим о метафоре, то и разберемся, как она выглядит в этой сфере.
Как правило, она используется в заголовках, или в коронных фразах героев и персонажей фильма.
Метафоры в рекламной индустрии
Чтобы у нас сложился первый и запоминающийся образ, с положительными отзывами, рекламодатели используют художественные элементы. Краткие, но яркие слоганы — залог качественной рекламы.
Вот некоторые примеры метафоры в рекламе:
“Революция цвета для губ” (компания Ревлон)
“На своей волне удовольствия” (Coca — Cola)
Что такое метафора простыми словами – объясняю так, чтобы вы разобрались и легко находили метафоры в тексте
Метафора по-школьному – это троп, средство-художественной выразительности, скрытое сравнение. По-простому: сравнение без слов «как», «словно», «будто».
Например, Валерий Леонтьев мог сказать, что у него волосы седые, как снег. Но это банально и плоско. Он сказал: «Пусть у меня на волосах лежит, не тая, снег…». Мы слушаем и у нас в голове «щелкает» – это ведь он имеет в виду «У меня седые волосы, я постарел». Красиво и выразительно.
Метафорой может быть не только существительное, но и глагол: «окунуться в любовь» (полюбить так, чтобы забыть обо всем на свете). Другой пример – «В лесу родилась елочка». Понятно, что никто ее не рожал, она «выросла».
Прилагательные, причастия и наречия с метафорическим значением – это уже эпитеты.
Типы метафор
Общеязыковые. Это метафоры, которые стали нам привычны и мы их не замечаем. Мы говорим, что идет дождь – а как он может «идти»? Или, например, «время еще не пришло» – как время может приходить? На уроках биологии учитель говорит: «Это грудная клетка» – и не задумывается, почему «клетка»? Потому что легкие, сердце и другие органы там как «в клетке».
Художественная. Та метафора, с которой дети постоянно встречаются в школе, когда работают с художественными текстами. Они уже не привычны и поэтому вызывают эстетическое наслаждение. Пример – строфа из стихотворения Есенина: «В саду горит костер рябины красной».
Про стихотворение Фроста
Мне очень нравится это стихотворение. «Лед» здесь – как раз художественная метафора. Но метафорическое значение появляется только в самом конце, сначала вроде бы просто – лед как лед.
Одни говорят: мир умрёт в огне.
Другие твердят про лед.
Я долго жил, и кажется мне,
Огонь скорей подойдет.
Но если бы кто-нибудь мне сказал,
Что дважды нас гибель ждет,
Я не удивился бы. Я узнал,
Что ненависть – толще, чем лёд.
И равнодушие холодней
Вечных покровов льда.
И если для смерти не хватит огней,
Лед сгодится тогда.
Лед в последнем четверостишии приобретает уже не тот смысл, который был в первом. Мы понимаем, что автор имеет в виду ненависть, равнодушие, «холод» человеческого сердца.
Олицетворение. В школе рассматривается как отдельное изобразительно-выразительное средство, но это тоже метафора. Олицетворение возникает, когда неодушевленный предмет преподносится как одушевленный. Прочитайте фрагмент из этого стихотворения Андрея Белого, адресованное России:
Где в душу мне смотрят из ночи,
Поднявшись над сетью бугров,
Жестокие, желтые очи
Безумных твоих кабаков.
Окна кабаков темной ночью напоминают глаза. Причем эти глаза «смотрят в душу», они «жестокие», «безумные» – пока читаешь, представляешь какого-то дикого зверя. Потом только понимаешь, что речь о кабаках.
Овеществление. Когда живое сравнивается с неживым. Мне за 11 лет школы ни разу не приходилось этот термин использовать. Пример из Есенина: «Зерна глаз твоих осыпались, завяли».
Зачем нужны метафоры
Если учитель спросит, скажите так:
Что такое метафора и как её использовать в текстах: 5 живых примеров
Хотите овладеть этим инструментом? Тогда читайте статью до конца. Вы узнаете, что такое метафора, и как применять её для создания сильных текстов. Я не только расскажу вам в теории, но сразу дам несколько примеров, которые помогут внедрить этот прием на практике.
Что такое метафора простыми словами
Прежде чем учиться применять метафоры, надо бы разобраться со значением этого слова. Если вы заглянете в любой словарь, то увидите там примерно такое определение:
Вроде бы понятно, но как-то не вдохновляет. Нам тут обещали дать крутой инструмент, “секретное оружие” копирайтеров, а речь идет всего лишь об употреблении слов и выражений в переносном значении. Ничего нового…
Это смотря, как ею пользоваться!
Мы постоянно применяем метафоры в повседневной речи и в текстах, но чаще всего делаем это неосознанно. Многие метафоры стали настолько привычными, что мы даже не замечаем, что используем слова в переносном значении, например, в выражении “ножка стула”.
Если вы научитесь сознательно применять метафору в нужный момент, то вскоре почувствуете, какой крутой инструмент появился у вас в руках.
Я предлагаю вам другое, рабочее определение метафоры.
Метафора – это такое слово или выражение, которое позволяет передать людям нужный нам, но неизвестный для них, смысл через понятные им образы и ситуации.
Метафора – это способ передать новое через известное.
Какие метафоры бывают: классификация для удобства применения
Существуют разные виды метафор. Чтобы применять метафоры осознанно, нам пригодится их классификация.
Стертые метафоры
Один пример стертой метафоры я вам уже приводила: ножка стула. Это выражение стало настолько привычным, что мы даже не замечаем, что за ним стоит какая-то метафора. Стертыми метафорами часто являются слова и выражения, имеющие несколько значений.
Примеры стертых метафор:
Мертвые метафоры
В таких метафорах используются устаревшие слова, первоначальный смысл которых уже стерся и не осознается.
Пример: бить баклуши
Для современного человека выражение “бить баклуши” – означает бездельничать или заниматься ерундой. А вот что такое “баклуша”, знает далеко не каждый. Я, например, не знала, пришлось порыться в поисковике Яндекс.
Оказывается, баклуша – это деревянный чурбачок, заготовка, из которой впоследствии будут сделаны деревянные изделия, например, ложка или скалка. Изготовление баклуш считалось настолько неквалифицированной работой, что приравнивалось к безделию. Отсюда и пошла метафора “бить баклуши”.
Другие примеры стертых метафор:
Стертые и мертвые метафоры (их ещё называют “сухие”) мы часто употребляем в повседневной речи и специально заострять на них внимание смысла нет.
Другое дело – образные метафоры. Это именно тот инструмент, который следует освоить каждому пишущему человеку.
Образные метафоры
Образные метафоры – это иносказательные обозначения предметов и действий. Есть образные метафоры, которые уже широко вошли в обиход и даже превратились в клише, например:
Такие метафоры рекомендую употреблять в текстах очень аккуратно, иначе можно легко скатиться до банальщины.
А вот примеры клише копирайтеров, метафор, которые давно превратились в пустые фразы:
От частого употребления их первоначальный смысл стерся. Не рекомендую употреблять подобные выражения в своих текстах.
Чтобы писать увлекательно, придется придумывать свои собственные образные метафоры.
В чем ценность метафоры
С помощью метафоры легко донести нужную информацию даже до неподготовленного читателя.
Например, если вы эксперт в какой-то теме и пытаетесь объяснить вашему читателю смысл технологии теми же словами и выражениями, которые используются среди специалистов, то вас просто не поймут.
Или бывает так, что слова понял, смысл не понял. Потому что это скучно. Информация воспринимается как сложная, придется напрягаться, чтобы её усвоить. Вы рискуете прослыть занудой. Человек будет отвлекаться и толком не слушать вас.
Ещё сложнее обстоит дело, когда вам надо донести до человека оттенки смысла давно привычных для него понятий. В это ловушку часто попадаются тренеры личностного роста, успеха, тайм-менеджмента и других “абстрактных” тем.
Читателю кажется, что он уже всё знает про личностный рост и тайм-менеджмент, и ничего нового об этом сказать невозможно. Всё что вы пишете, он воспринимает, как прописные истины и почти не вникает в смысл ваших слов.
Однако, достигнуть успеха у него пока не получается и хронические опоздания показывают, что с тайм-менеджментом дела обстоят тоже не очень гладко. Как достучаться до такого читателя? Как привлечь его внимание?
Вам поможет метафора. Упакуйте в метафору новые смыслы через известные и вы откроете внимание читателя к восприятию новой информации.
Вот как это происходит.
Всё, что чрезмерно сложно для восприятия, наш мозг автоматически определяет как “скучное” и старается не уделять этому внимание, если только нет серьезной причины для изучения, например, сессии на носу.
Всё простое и известное наш мозг тоже наделяет ярлыком “скучно” и также автоматически не уделяет этому внимания, считая, что пользы для нас в этом нет.
Чтобы вызвать любопытство у людей, надо подавать новое дозированно, и упаковав в яркую метафору. Тогда читателям будет интересно.
Как работают метафоры в бизнесе и копирайтинге на живых примерах
Пример 1. Метафоры для продаж сложных продуктов
Представьте, что вы продаете какие-то сложные технические изделия, например, смартфоны последней модели. Вам надо объяснить покупателю, чем они отличаются от конкурентов, какие у них преимущества.
Если вы уйдете в подробности, и начнете рассказывать, как внутри устроен смартфон, вы гарантированно потеряете клиента. Чтобы человек купил, вам надо вызывать эмоции, а в этом помогут метафоры.
Пример с автомобилями. Современный автомобиль – чрезвычайно сложное устройство. Количество запатентованных изобретений в одной марке авто может исчисляться сотнями. При этом вряд ли менеджер в салоне будет грузить покупателя подробностями технического оснащения автомобиля. Исключения возможны, только если покупатель сам технарь и для него важны нюансы.
Когда я в салоне покупала новый автомобиль, продавец открыл капот и сказал: “Вот сюда будете заливать жидкость для омывания стекол. Больше, в принципе, вам ничего здесь знать не нужно.”
Я почувствовала себя счастливой. Машина японская, цена “огого” – значит, я могу ездить и ни о чем не беспокоиться. Меня больше интересовал дизайн кузова и цвет обивки сидений.
На сайтах автомобильных брендов также информации про дизайн салона больше, чем про шарикоподшипники или сайлентблоки. И посмотрите, какие метафоры используют продавцы при описании, например, цвета кузова:
Красивые, даже поэтичные, метафоры.
Пример 2. Метафоры для продаж информационных продуктов
В инфобизнесе без метафор тоже не обойтись.
Вариант 1. Ваш продукт сложный, например, вы обучаете настройке рекламы или программированию.
Для того, чтобы человек принял решение развиваться в этой теме, есть смысл предложить ему скачать бесплатный продукт или вводный курс для новичка. Там вы вы сможете рассказать ему простыми словами, в чем фишка вашей технологии и какие конкурентные преимущества он получит, обучаясь у вас.
При этом человек пока не готов к восприятию сложной информации и профессиональным терминам. Объясните ему просто, используя образные метафоры.
Вариант 2. Вы работаете в так называемых “мягких” темах, как например, психология, отношения, оздоровление В таких темах результаты не поддаются исчислению в конкретных единицах: в рублях, в процентах, в количестве клиентов.
Результат обучения у вас – это “улучшение самочувствия”, “гармоничные отношения”, “стильный образ” и т.п.
Такой результат тоже проще всего описать с помощью яркой метафоры.
Пример 3. Метафоры для закрытия возражений
Когда клиент не понимает ваше коммерческое предложение, проще всего общаться с ним на языке метафор.
Например, у вас есть заказчик на создание сайта. Вы ознакомились с техническим заданием, прикинули объем работы и озвучили цену, допустим, 40 тысяч рублей.
Клиент просит, чтобы вы разбили цену по позициям и объяснили, что включено в каждую позицию. Можно согласиться и расписать цену по пунктам:
Будьте уверены, что в этом случае заказчик будет пытаться сбить цену по каждому пункту отдельно. Почему такой дорогой хостинг? Давайте возьмем дешевле. Почему за копирайтинг 6 тыс. руб.? Я видел на биржах есть копирайтеры по 40 руб. за 1000 знаков. Да я и сам напишу заголовки и тексты…
Чтобы не утонуть в бесперспективных переговорах, можно прибегнуть к метафоре. Например, такой.
Представьте, что вы заказываете борщ в ресторане и просите, чтобы вам принесли раскладку цены по позициям:
А потом говорите: Уберите мясо, оно дорогое. Почему петрушка столько стоит? Там всего 1 листочек для украшения. Воду я из дома принесу.
Вы заказываете вкусный борщ в приятной атмосфере, за уютным столиком с изысканной сервировкой. Вас обслуживает официант, а борщ вам варит повар, который 3 года учился в Париже.
Ресторан находится в центре города, где аренда 1 кв. м стоит 1000 долларов. И всё это включено в цену борща. Расписать это по позициям невозможно. Поэтому в меню просто указана цена. И у нас также.
Если клиент не понимает или не хочет понимать простые метафоры, то надо бежать от такого клиента как можно скорее и найти себе другого.
Пример 4. Метафоры для продаж
С помощью метафоры можно объяснить легко и наглядно, чем вы отличаетесь от конкурентов. Это гораздо интереснее, чем приводить сухие факты.
Например, в случае создания сайтов можно сказать, что стандартная вебстудия – это хлебозавод, который выпекает одинаковые буханки по стандартному рецепту. Ваша вебстудия – как частная кондитерская, где создаются вручную вкуснейшие десерты по индивидуальным авторским рецептам.
Пример 5. Метафора для рекламы
Последний пример – классика жанра.
Когда компания Apple выводила на рынок первый iPod, в их рекламе не было таких привычных для рынка характеристик устройства, как вес 180 граммов, 5-гигабайтный жесткий диск и им подобных.
Рекламное послание Apple было простым и вдохновляющим:
1000 песен в вашем кармане!
Эта метафора понятна каждому, и новый iPod имел ошеломительный успех.
Выводы
Теперь, когда вы знаете, что такое метафора и как её применять на примерах, всё что остается – это тренировка и практика. Находите и используйте яркие образы, не бойтесь неожиданных сравнений. Если вы овладеете искусством использования метафор, то внимание заинтересованных читателей и клиентов будет вам обеспечено.