Методика что почему как
Методика что почему как
Таким образом, эмоциональный интеллект входит в понятие социальной компетентности ребенка, активное развитие которой обусловлено и возрастными психологическими особенностями дошкольника, своеобразием социальной ситуации развития. Здесь важно отметить возрастающую роль общения, активного вхождения ребенка в социальный мир, где «познавательные процессы перемещаются с «мира вещей» на «мир людей». [1] Это значит, что опыт межличностного социального общения, развитие компонентов эмоционального интеллекта являются важнейшими факторами развития личности старшего дошкольника. Умение разбираться в своих чувствах, управлять ими в межличностных коммуникациях является «личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка». [4] Кроме того, развитие эмоциональной сферы ребенка определяет его психическое благополучие и дальнейшее существование в мире и осознании своего «Я». [3]
Цель работы: изучить развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: компоненты эмоционального интеллекта (ориентация на мир людей; идентификация эмоций; уровень готовности учитывать эмоциональное состояние другого человека) недостаточно развиты у большинства дошкольников; В качестве испытуемых в нашем исследовании принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
— Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (Нгуен Минь Ань). Цель: выявление эмоциональной ориентации ребенка на мир вещей или на мир людей.
— Методика «Что – почему – как» (Нгуен Минь Ань). Цель: выявление степени готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём.
— Диагностика социального интеллекта Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой[9], основной целью которой является изучение успешности распознавания эмоциональных состояний человека в работе с сюжетными картинками.
Рисунок 1 – Результаты первичной диагностики показателей развития эмоционального интеллекта старших дошкольников
В ходе первой диагностики испытуемым предлагаются геометрические фигуры: овал, круг, треугольник. Каждую фигуру необходимо дорисовать до рисунка со смыслом.
Данные рисунка показывают, что по первой методике, более половины испытуемых имеют низкие показатели по критерию «Ориентация на мир людей», что свидетельствует о недостаточном развитии эмоционального интеллекта в целом. По заданиям дорисовывания дети чаще ориентируются на изображения неодушевленных предметов, что свидетельствует о преобладающей ориентации на «мир вещей».
По второй методике также в подавляющем большинстве (65%) зафиксированы низкие показатели готовности детей учитывать эмоциональное состояние другого человека. Дети, которые умеют найти конструктивное решение в предлагаемой ситуации, составляют почти треть испытуемых – 27%.
Диагностика по методике Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой выявила преобладание средних и низких показателей развития по критерию «Успешность распознавания эмоциональных состояний человека». В рамках диагностики дети, используя 11 сюжетных картинок, должны были правильно соотнести эталон эмоции и состояние героя на картинке. Количество правильных ответов и определяет уровень развития эмоционального интеллекта.
В ходе данной диагностики дети либо затруднялись и не давали ответ на поставленный вопрос, либо эмоция и настроение персонажа были определены неверно. Большинство детей смогли верно определить радость, а вот с остальными эмоциями такими как испуг, печаль, удивление, страх, возникли трудности
Таким образом, полученные в исследовании данные подтвердили нашу гипотезу, согласно которой для большинства старших дошкольников характерен низкий уровень развития эмоционального интеллекта, что проявляет себя в слабо выраженной ориентации на мир людей; трудностях идентификации (распознавании) эмоций; невысоком уровне готовности учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать и заботиться о нем.
В этой связи мы считаем необходимым сформулировать некоторые рекомендации относительно развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста:
1. Знакомство детей с базовыми эмоциями и их проявлениями: радость, страх, грусть, удивление.
2. Ознакомление детей с первоначальными знаниями о том, что люди в различных ситуациях испытывают различные чувства.
3. Отработка навыков распознавания эмоции;
4.Знакомство со способами саморегуляции эмоциональных состояний;
5. Развитие коммуникативных навыков.
6. игры-драматизации, которые выступают «полифункциональным средством»[2], активизирующим творческие и познавательные способности, способствующие нравственному воспитанию и эмоциональному развитию личности.
7. «созидательные и перцептивные формы арт-педагогической деятельности» (по Е. А. Тупичкиной) [5], включающие в себя:
— использование техник работы с ассоциативными карточками «Азбука эмоций», «Роботы» [5] и т.д., в ходе которых ребенок учится идентифицировать эмоции и вербализировать их.
— применение коммуникативных арт-техник: «Рисование по кругу», «Разговор двух линий» и т.д., позволяющие вести экспрессивный диалог, проявлять эмпатию, участвуя в совместном творчестве.
Таким образом, необходимо создание соответствующих психолого-педагогических условий для успешной реализации развития социальной компетентности ребенка, основными из которых являются: внедрение программ психологической поддержки, использование инновационных образовательных технологий, организация эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса [6].
Список литературы
Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития
Цель исследования – провести диагностику уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития
Нами были выделены следующие критерии и показатели для изучения эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития:
Когнитивный компонент
— представления детей о эмоциональных состояниях человека;
1)«Мимический тест» (Автор Изард. К.)
— понимание ребенком собственных эмоций
2)Методика «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния»
Поведенческий компонент
— умение ребенка реагировать на эмоциональное состояние другого;
3)Методика «Что – почему – как».
— умение определять и называть свои эмоции;
4)Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (
— способности к прогнозированию эмоциональных
5)Методика «Ситуация без лица»
Методики исследования:
1. «Мимический тест» (Автор Изард. К.).
Цель методики: выявить степень (уровень) адекватности определения детьми старшего дошкольного возраста эмоционального состояния человека по схематическому изображению лица (эмоциональная эмпатия).
Материал: 12 карточек со схематическим изображением лиц, на которых зафиксированы различные степени выраженности фундаментальных эмоций. (приложение 2)
Инструкция: «Посмотрите на изображение лица и определите, какое чувств каждое оно выражает».
Обработка и интерпретация:Правильные ответы:
1 – нейтральное, 2 – огорчение, 3 – радость, 4 – удивление, 5 – гнев,
6 – злость, 7 – сомнение, 8 – хитрость, 9 – усталость, 10 –страх, 11 –жалость, 12 –обида.
Оценка осуществляется на основе положения о зонном характере выраженности эмоций и «смысловых полях» категорий, обозначающих эмоцию:
1 балл – неправильный ответ (название не входит в смысловое поле данной эмоции);
2 балла – частично правильный ответ (косвенная, приблизительная характеристика эмоционального состояния);
3 балла – правильный ответ (но не дифференцирующий данную эмоцию по степени выраженности);
Уровень адекватности определения эмоционального состояния:
Низкий уровень – 12 – 18 баллов;
Средний уровень – 19 – 30 баллов;
Высокий уровень – 31– 48 баллов.
2. Методика «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния»
Цель: изучение понимания собственных эмоций.
Стимульный материал: цветные карандаши, альбом.
Порядок проведения. Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда, они испытывали удивление, страх, горе, радость.
Обработка результатов: изучается доступность объяснения своего эмоционального состояния в разных ситуациях.
Уровень понимания собственных эмоций:
Низкий уровень – ребенок не смог объяснить нарисованного;
Средний уровень – ребенок рассказал о нарисованных эмоциях частично;
Высокий уровень – ребенок дал полную характеристику своих эмоций на рисунке.
Особенности выполнения методики. Для большинства детей с ЗПР характерна маленькая величина, схематичность рисунка, создание негативной цветовой гаммы, преобладание тревожного эмоционального фона настроения, что предполагает наличие чувства отверженности, покинутости, враждебности. Дети с ЗПР неточно разграничивают эмоциональные состояния, частично вербализуют эмоции, не понимая инструкции, переходят на рисование.
3. Методика «Что – почему – как»
Цель. Выявить степень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём.
Инструкция.Воспитатель говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам рассказ.Ваша задача: слушать внимательно, а потом ответить на мои вопросы».
«Меня зовут Аня. Я учусь в первом классе. У меня есть старшая сестра Таня. Однажды мы ехали на машине и попали в аварию. Мы были легко ранены. У Тани была сломана правая рука, но она скоро зажила. А у меня на лице была глубокая царапина, и через месяц остался шрам. Шрам небольшой, но все ребята в школе его замечают, особенно мальчик по имени Вова. Вова – заводила среди ребят. И вы знаете, он и его друзья стали надо мной смеяться. Мне было очень обидно. Я даже не хотела больше ходить в школу. Таня узнала об этом.
На днях я всё-таки как обычно пошла в школу с Таней. Около входа стоял Вова с друзьями. Увидев меня, они начали о чём-то шептаться и смеяться. Моя сестра сразу подошла к ним и что-то сказала Вове. Я стояла далеко от них, поэтому ничего не слышала. Я только знаю, что именно после разговора с Таней Вова и его друзья перестали надо мной смеяться.
Я горжусь тем, что я – младшая сестра Тани и тем, что у меня есть старшая сестра, которая всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Таня сказала Вове и ребятам. Как вы думаете, что она им сказала?»
Текст для мальчиков:
«Меня зовут Антон. У меня есть старший брат Юра. Недавно я начал учиться кататься на велосипеде. Первое время я часто падал, и соседские мальчики надо мной смеялись. Мне было очень обидно. Я даже хотел забросить велосипед. Но Юра решил мне помочь.
В один прекрасный день мы с Юрой вышли во двор с велосипедом. Там нас увидели ребята. Они начали о чём-то шептаться и смеяться. Мой старший брат сразу подошёл к ним и что-то сказал. Я стоял далеко от них, поэтому ничего не слышал. Я только знаю, что именно после разговора с Юрой мальчики перестали надо мной смеяться.
Я горжусь тем, что я – младший брат Юры и тем, что у меня есть старший брат, который всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Юра сказал ребятам. Как вы думаете, что он им сказал?»
Обработка результатов: ребёнок, отвечая на вопросы психолога, должен решить определённую проблему, связанную с отношениями между детьми, их оценкой ситуаций и пониманием эмоциональных состояний других людей.
Ответы оцениваются по трёхбалльной шкале (в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера).
Что Таня (Юра) сказала (сказал) ребятам?
• 0 баллов – ребёнок не отвечает или даёт такие варианты ответа: «Не смейтесь», «Что вы делаете?», «Как вам не стыдно».
• 1 балл – «Старшая сестра (старший брат) угрожала (угрожал) ребятам;
• 2 балла – конструктивное решение проблемы.
Варианты конструктивного решения:
— старшая сестра (старший брат) просит ребят оставить младшую сестру (младшего брата) в покое, иначе она (он) пожалуется учителям и родителям;
— старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам что так делать нельзя, что это плохо;
— старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам проблему своей младшей сестры (своего младшего брата) и настаивает на том, чтобы ребята прекратили над ней (над ним) смеяться.
«Почему Таня (Юра) так поступила (поступил?»
• 0 баллов – ребёнок не понимает вопроса.
• 1 балл – «Чтобы не смеялись»; «Чтобы не обижали».
• 2 балла – «Люди чувствуют себя плохо, если над ними смеются»
Как бы ты поступил (а) в такой ситуации?
• 0 баллов – ответ отсутствует.
• 1 балл – «Надо попросить взрослых поговорить с обидчиками».
• 2 балла – ребёнок сам принимает решение, опираясь на свои чувства – чувства обиженного человека.
Уровни развития эмоционального интеллекта:
•Средний: 3 – 4 балла;
•Высокий: 5 – 6 баллов.
4. Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций»
Цель: умение определять и называть эмоций.
Стимульный материал: карточки с графическим изображением эмоций (приложение 3).
Порядок проведения: ребенку предлагают по одной карточке с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления,с вопросом: «Какое это лицо?».
Низкий уровень – ребенок не определил не одной эмоции (о баллов)
Средний уровень – ребенок определил 3 эмоции (2 балл)
Высокий уровень – ребенок определил все эмоции (4 балла)
Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР с трудом опознают графические изображения, лучше вербализуют эмоцию радости, хуже — гнева и удивления.
5. Методика «Ситуации без лица».
Цель методики: выявление уровня предикативной эмпатии; способности к прогнозированию эмоциональных состояний героя в разных ситуациях (без изображения лица).
Материал: художественные картинки с изображением человека (детей) без лица в эмоционально значимых для дошкольника ситуациях (приложение 4).
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и ответь на вопрос: что случилось с мальчиком (девочкой) Как ты думаешь, какое настроение (эмоция) сейчас должно быть у него (нее? Выбери одно лицо, которое больше подходит к этой картинке».
— правильность определения эмоциональной ситуации и выбор адекватного выражения лица (эмоции) – 1 балл;
— предвосхищение эмоционального состояния в соответствии с ситуацией – 1 балл.
Уровень эмпатии:
Низкий уровень – 0-10 баллов;
Средний уровень – 11-20 баллов;
Высокий уровень – 21-30 баллов
Использование графических навыков в развитии мелкой моторики у детей с задержкой психического развития 5–7 лет Актуальность проекта У детей с задержкой психического развития выраженность дефектов в развитии мелкой моторики проявляется в нарушении.
Особенности гендерных проявлений мотивационной готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития В настоящее время, как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей с задержкой психического развития можно.
Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с задержкой психического развития Тема: «Пряничный домик» Задачи: продолжать работу по насыщению связной речи детей качественными и относительными прилагательными; развивать.
Консультация для родителей «Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» Значение игры для всестороннего развития личности ребенка Игра – один из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях.
Методики диагностики уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Для определения уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мною подобраны и апробированы следующие.
Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития в процессе изготовления пособий для игр-драматизаций Видео Опыт работы воспитателя Егошиной Марии Игоревны Тема: Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития в процессе изготовления.
Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Здравствуйте уважаемые коллеги, родители. Как педагог я хотела бы с вами поделиться опытом по развитию цветововосприятия детей с ЗПР дошкольного.
Упражнения для развития эмоциональной сферы детей Вот несколько примерных упражнений для работы с эмоциями. ЭТАП 1 А • Детям читается рассказ или сказка, в которой герой испытывает определенное.
Влияние логосреды на формирование социально-нравственных отношений детей с задержкой психического развития В последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам,- осознаётся.
Методика диагностики эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Глава 2: «Методика диагностики эмоционального интеллекта у докшольников»
Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника
Преподаватель психологии Национального института по подготовке воспитателей детских садов (г. Хошимин, Социалистическая Республика Вьетнам, аспирант кафедры общей и педагогической психологии Воронежского государственного педагогического университета Нгуен Минь Ань продолжил своё исследование (на базе МДОУ № 138, г. Воронеж) с целью разработать методический инструментарий, позволяющий выявить уровень развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника. В инструментарий были включены анкета для воспитателей и родителей и набор диагностических методик для детей. Вопросы анкеты направлены на оценку эмоциональной отзывчивости детей, их способности переживать значимые для них события и сопереживать окружающим людям.
Анкеты анализируются психологом, и поскольку ответы могут быть противоречивыми, после обсуждения с другими педагогами составляется «эмоциональный портрет» ребёнка. Диагностические методики помогают выявить эмоциональную ориентацию детей (на мир вещей или на мир людей, на себя или на другого человека, а также способы адекватного решения возникающих проблем с опорой на эту ориентацию.
Теоретико-методологическую основу психодиагностического исследования составили положения проективной психологии и арт-терапии дошкольников (Л. С. Выготский, В. Вульф, Дж. Дилео, П. Пиотровска, М. Прудомью, Х. Рид, К. Риччи, Г. Сперинг, Х. Энг, согласно которым в детских рисунках прослеживаются определённые закономерности: ребёнок рисует то, что для него важно, о существовании чего он знает и помнит, а не то, что видит на самом деле; ребёнок рисует не предмет сам по себе, а своё представление о предмете; детский рисунок отражает внутренний мир ребёнка, его переживания и главное – то бессознательное, что невозможно исследовать с помощью словестных методик и тестов; во время рисования задействована не только интеллектуальная сфера ребёнка, но и эмоциональная.
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».
Цель. Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка – на мир вещей или на мир людей. Инструкция. Психолог предлагает детям за 15 минут добавить (дорисовать) к фигурам любые детали, чтобы получились рисунки со смыслом.
Обработка результатов. • 0 баллов – дорисовка отсутствует; изображён предмет или животное; • 1 балл – изображено человеческое лицо; • 2 балла – изображён человек (выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении). Уровень развития эмоционального интеллекта: •Низкий: 0 баллов; •Средний: 1 – 2 балла; •Высокий: 3 – 6 баллов
Проективная методика «Три желания».
Цель. Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка на себя или на других людей.
Инструкция.Психолог говорит детям: «Представьте, что золотая рыбка может выполнить три желания. Что бы вы пожелали? Нарисуйте!». Обработка результатов. • 0 баллов – рисунок отсутствует; • 1 балл – рисунок связан с желанием «для себя»; • 2 балла – рисунок связан с желанием «для других людей». Уровень развития эмоционального интеллекта: •Низкий: 0 – 3 балла •Средний: 4 балла •Высокий: 5 – 6 баллов По окончании рисования с детьми была проведена беседа. Выяснилось, что для детей этого возрастахарактерны одинаковые желания: «Учиться в школе на одни пятёрки»; «Чтобы мы переехали на новую квартиру». Почти все девочки хотят приобрести вещи лично для себя (серьги, куклу, часы, ролики, котёнка и т. д.). Интересен диалог психолога с мальчиком, который показывает высокий уровень развития эмоционального интеллекта: – Первое моё желание – чтобы у мамы был мешок денег. – Почему? Ей не хватает денег? – Да, и потому что она много работает. – А второе желание? – Чтобы у папы был мешок денег. – Почему? Ему тоже не хватает денег и он тоже много работает? – Да. – И третье желание? – Ну, чтобы у меня тоже был мешок денег. – А зачем тебе деньги? – Я бы хотел купить сотовые телефоны двоюродным сестре и брату. – Для чего им нужны сотовые телефоны? – Они уже взрослые и встречаются со своими любимыми. Я думаю, что им трудно без сотовых телефонов. – Я смотрю, у тебя ничего для себя не осталось, даже своих денег. Ты вообще чего-нибудь желаешь для самого себя? – Да, я бы хотел для себя приобрести компьютер. Но я думаю, что после того, как куплю сестре и брату телефоны, у меня останется мало денег. Не хватит.
Методика «Что – почему – как».
Цель. Выявить степень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём.
Инструкция.Воспитатель говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам рассказ.Ваша задача: слушать внимательно, а потом ответить на мои вопросы».
Текст для девочек: «Меня зовут Аня. Я учусь в первом классе. У меня есть старшая сестра Таня. Однажды мы ехали на машине и попали в аварию. Мы были легко ранены. У Тани была сломана правая рука, но она скоро зажила. А у меня на лице была глубокая царапина, и через месяц остался шрам. Шрам небольшой, но все ребята в школе его замечают, особенно мальчик по имени Вова. Вова – заводила среди ребят. И вы знаете, он и его друзья стали надо мной смеяться. Мне было очень обидно. Я даже не хотела больше ходить в школу. Таня узнала об этом. На днях я всё-таки как обычно пошла в школу с Таней. Около входа стоял Вова с друзьями. Увидев меня, они начали о чём-то шептаться и смеяться. Моя сестра сразу подошла к ним и что-то сказала Вове. Я стояла далеко от них, поэтому ничего не слышала. Я только знаю, что именно после разговора с Таней Вова и его друзья перестали надо мной смеяться. Я горжусь тем, что я – младшая сестра Тани и тем, что у меня есть старшая сестра, которая всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Таня сказала Вове и ребятам. Как вы думаете, что она им сказала?»
Текст для мальчиков: «Меня зовут Антон. У меня есть старший брат Юра. Недавно я начал учиться кататься на велосипеде. Первое время я часто падал, и соседские мальчики надо мной смеялись. Мне было очень обидно. Я даже хотел забросить велосипед. Но Юра решил мне помочь. В один прекрасный день мы с Юрой вышли во двор с велосипедом. Там нас увидели ребята. Они начали о чём-то шептаться и смеяться. Мой старший брат сразу подошёл к ним и что-то сказал. Я стоял далеко от них, поэтому ничего не слышал. Я только знаю, что именно после разговора с Юрой мальчики перестали надо мной смеяться. Я горжусь тем, что я – младший брат Юры и тем, что у меня есть старший брат, который всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Юра сказал ребятам. Как вы думаете, что он им сказал?»
Методика «Метаморфозы» в модификации Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.
Методика представляет собой системный вариант, который базируется на нескольких проективных техниках, в частности «Тест предпочитаемого животного», описанного испанским психиатром Хосе Пигемом и «Тест метаморфоз» Жаклин Руайер (Франция). В СНГ методика в данной модификации применялась Н. Я. Семаго в работе с детьми г. Москвы и Московской области. За период работы с данной методикой было обследовано более 2000 детей. [119; C.261-273]. Ценность данной методики состоит в том, что она очень четко выявляет проблемные зоны и позволяет сформировать представления о скрытых, часто неосознаваемых потребностях, защитах и опасениях, а также стратегиях самопредъявления (Бланк 5)
Проведение методикисостоит из следующих этапов:
1. Позитивный выбор.
Ребенку предлагалось ответить на вопрос: «Если бы тебе предложили на время превратиться в какое-либо животное, позволив выбрать, какое животное ты бы выбрал? Каким животным хотел бы побыть?»
После ответа ребенка, задавался вопрос «Почему именно этим животным?»
Аналогичным образом предлагались вопросы в категориях: растения, мебель, вещь, игрушки.
2. Негативный выбор
На этом этапе ребенку задаются противоположные вопросы: «В какое животное ты бы ни за что не захотел превращаться?»
После выяснялось, почему ребенок дал такой ответ. Процедура охватывает вопросы по всем обсуждаемым на первом этапе категориям.
Процедура оценки и анализа результатов:
Защитные выборы – представляют собой те, в которых объект превращения оказывается максимально защищенным, минимально уязвимым. Характерные ответы (выборы предпочтения): «драконом – он в железном панцире, его не убить», динозавром – он такой огромный, ему никто не страшен», «кактусом –он колючий, его не трогают», «розой – она красивая и колется, ее не сорвать», «ценной вазой – она стоит в музее, ее не трогают и не разобьют».
Подобные ответы демонстрируют повышенный уровень тревожности, в том числе социальной, неуверенность в своих силах, ощущение незащищенности.
Агрессивные выборы – предполагают, что объект превращения агрессивен и представляет угрозу для окружения.Характерные ответы: «лев (тигр, леопард) – они самые сильные, могу всех победить», «волк – он злой, сильный, его боятся». «Нож – им можно порезать», «топор – он может все разрубить» и. т. п.
Характерные ответы отвержения – «заяц, он слабый, не может дать сдачи», «червяком – на него можно наступить, а он ничего сделать не может, чтобы не наступали».
Данные выборы отчасти, по своей направленности совпадают с защитными выборами. У авторов данной модификации методики, не отражены достаточно четкие критерии их дифференциации. Однако, при более глубоком анализе ответов, можно обнаружить, что часть из них связана с мотивом «не может ответить агрессией на агрессию». Поэтому ответы подобного типа, были включены нами в данную группу.
Демонстративные выборы – выражают потребность находиться в центре внимания, привлекать к себе внимание. Обоснованием выбора становились внешние признаки объекта превращения (красивый, ценный, престижный).
Среди выборов предпочтения наиболее часто встречаются следующие:
«Кошечка (котик) – она красивая», «Роза – это самый лучший цветок», «Брильянт – он самый ценный».
Среди выборов отвержения наиболее часто объекты отвергаются по причине своей внешней непривлекательности, обыденности, также звучит тема старых, заброшенных вещей («жаба – она мерзкая», «трава – ее везде много, ничем не интересна», «старый ботинок на мусорнике – он отвратительный» и т. п.)
Самоутверждающие выборы – ориентированы на подчеркивание и утверждение собственной значимости, самоценности, независимости. В аутентичном варианте методике не производится разделения по принципу самоутверждения в социуме и ценностного самоутверждения. Однако, мы сочли необходимым ввести эти подварианты ответов, так как в процессе работы с детьми, стало очевидно наличие этих двух различных тенденций.
Ценностные самоутверждающие выборы, подчеркивают потребность в самостоятельности, независимости, свободе выбора. В связи с этим, в них часто проявляются мотивы полетов, парения в воздухе, устойчивости (от внешних воздействий).
Среди выборов отвержения, наиболее часто отмечаются ответы, связанные с темой зависимости, беспомощности,униженности: «глист – противный, сам ничего не может, паразитирует только», «носки (трусы) – грязные, неприятно», «погремушкой – ее бестолковые дети грызут, швыряют».
Социально-иерархические выборы отражают тенденцию к желанию доминировать, управлять, оказывать влияние на других с помощью не столько личных качеств, сколько своего положения. «Лев – это царь зверей», «медведь – он самый главный в лесу», «робот – он всех выше и сильнее», «игрушечный генерал – он командует солдатиками», «часы – они всех подгоняют».
Выборы отвержения, напротив, связаны с низким «социальным положением» – «койотом – над ним все смеются», «крысой – ее все гоняют, по углам прячется», «шапкой бомжа – она такая же, как и ее хозяин».
Социально одобряемые выборы – как правило, отражают альтруистическую направленность мотивов ребенка его ориентацию на социальные нормы. В ответах, как правило,звучат мотивы пользы: «собака – она помогает человеку», «холодильник – он самый важный в хозяйстве», «диван – от него много пользы», «мухоловка – не хочу маленьких насекомых обижать».
Для выборов отвержения характерны ответы: «долгоносик (колорадский жук) – это вредитель», «крапива – это сорняк, от него нет пользы», «сломанная табуретка – не ней нельзя сидеть» и т. п.
Негативистичные выборы характеризуют как протестные, связанные либо с негативным отношением к процедуре тестирования, либо, как своего рода защитную, протестную позицию (к навязываемым социальным нормам и предпочтениям). Основной лейтмотив подобных высказываний звучит как «отстаньте от меня», «не трогайте меня», «а я буду делать наоборот».
Поэтому среди выборов предпочтений, можно отметить такие,наиболее характерные: «розетка – чтобы меньше лезли», «муравей – они работать любят, а я – нет», «какашкой – чтоб от меня все отстали».
Негативистичные выборы отвержения представлены неприятием того, что общепринято считать красивым, полезным,приятным: ««розовым зайчиком – таким гламурным, что аж противно», «чашкой – все лапают постоянно», «стулом – на нем сидят постоянно и давят-давят».
Методика – «Страна эмоций (Громова Т. В. «Страна Эмоций» Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. М., УЦ «Перспектива». 2002.)
«Страна эмоций» — психологическая методика, направленная на диагностику и коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка. Данная методика содержит стимульный материал в виде авторских рисунков. Забавные сказочные персонажи помогут ребенку познакомиться со своими эмоциями и подружиться с ними. Методика имеет широкий спектр применения, может быть использована как в индивидуальной, так и групповой работе. Рекомендуется для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке
Цель: понимание и осознание эмоционального состояния других людей и свое собственное, способ выражения своих эмоций.
Для этого используются картинки из журналов, фотографии с изображением детей и взрослых, на которых ярко выражены эмоциональные состояния, а также сюжетные картинки и графическое изображение эмоций. С их помощью демонстрируются основные эмоции: радость, грусть, удивление, страх, гнев. Исследование проводится индивидуально с детьми 3—7 лет, в два этапа. Сначала ребенку предлагается рассмотреть сюжетные картинки и фотографии с изображением детей и взрослых,затем задаются вопросы:
Кто изображен на картинке?
Как он себя чувствует?
Как ты догадался об этом?
Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
Что произойдет с человеком, если он увидит на березе яблоки?
Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?
Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
Что почувствует мальчик, если ему подарят красивую машинку?
Что почувствует ребенок, если потеряет любимую игрушку?
При обработке результатов подсчитывается число верных ответов по данной серии картинок и выявляется, доступно ли детям понимание эмоционального состояния взрослых и сверстников; на какие признаки они опираются, кого лучше понимают — взрослого или сверстника — и отмечается зависимость этих показателей от возраста детей.
Второй этап: детям предлагаются карточки с графическим изображением на стилизованном лице базовых эмоций: радости, грусти, страха, гнева, удивления.Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?». Ответы детей записываются в таблицу.
З. Когда тебе весело?
Что ты делаешь, когда тебе весело?
Когда тебе грустно?
Что ты делаешь, когда тебе грустно?
Когда тебе страшно?
Что ты делаешь, когда тебе страшно?
Что ты делаешь, когда злишься?
Когда ты удивляешься?
В беседе необходимо побуждать ребенка отвечать как можно более полно и развернуто. Объяснения детей анализируются по схеме, с определением того, что они понимают под тем или иным эмоциональным переживанием, и насколько полно их осознают.
Ситуации, объекты и действия, которые вызывают переживания детей:
природные явления («Люблю, когда тепло на улице, светит солнышко», «Люблю, когда наступает лето»);
предметы, удовлетворяющие бытовые потребности («Люблю вкусные конфеты», «Люблю пирожные», «Не люблю геркулесовую кашу», «Не люблю пить лекарства», «Люблю, когда много игрушек», «Люблю красивые платья»);
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками («Люблю, когда рядом мама», «Люблю играть мальчиками, мне с ними весело»);
нарушение или соблюдение правил поведения и моральных норм («Не люблю, когда обзываются, дразнятся», «Не люблю, когда дерутся»);
ситуации из литературы, кинофильмов, книг («Боюсь оставаться одна дома», «Боюсь привидений», «Я люблю ужастики»);
деятельность или действия, совершаемые самим ребенком («Люблю играть», «Люблю рисовать»);
недифференцированные представления об эмоции («Я люблю, когда люблю», «Я веселый, когда веселый»).
Действия, которые ребенок связывает с определенной эмоцией:
адекватность действий переживанию («Когда мне грустно, то я плачу», «Когда мне весело, я пою песни или смеюсь»);
несоответствие указанных действий эмоциям, называние одних и тех же эмоций как соответствующих разным переживаниям («Когда мне весело, я играю. Когда мне грустно, я играю»);
неумение установить взаимосвязь между действием и эмоцией.
Показатель степени осознанности переживания характеризуется развернутостью ответов:
ответ краткий («Я люблю играть»);
ответ краткий, но становится более развернутым при дополнительных вопросах взрослого;
ответ развернутый и подробный.
При подведении итогов исследования подсчитываются предметы, ситуации, действия, которые чаще пугают дошкольников, радуют или заставляют грустить. Делается вывод о том, какие эмоции дети лучше осознают на разных возрастных этапах.
Использование проективных графических (рисуночных) методов для выявления эмоциональных особенностей дошкольников
Выделенные параметры эмоциональной сферы (эмоциональный фон, выраженность эмоций, эмоциональная подвижность) прослеживаются не только при наблюдении за ребенком, но и при анализе выполнения им заданий графических методик: «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Кактус», «Страхи в домиках», «Дом, дерево, человек».
Комплексное применение методик позволяет заинтересовать ребенка и настроить его на совместную работу. При интерпретации рисунков обязательно надо учитывать изобразительный опыт «художника», так как графическая деятельность детей дошкольного возраста может быть плохо сформирована. Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности — все это существенно влияет на диагностический портрет личности.
Основные параметры оценки при интерпретации рисунков дошкольников.
В рисуночных методиках, в частности, можно предположить сниженное настроение, отрицательный эмоциональный фон,если:
рисунок начинается с изображения ног и ступней;
фигура человека на рисунке очень маленькая;
в рисунке присутствуют облака;
у нарисованного человека покатые плечи;
в рисунке преобладают темные, грязные тона (черный, коричневый, лиловый, фиолетовый, серый цвет).
О положительном эмоциональном фоне свидетельствует выбор ребенком ярких, насыщенных тонов, легкая или минимальная штриховка.
Некоторые исследователи считают, что размещение рисунка в правой части листа может рассматриваться как показатель преобладания положительно окрашенных эмоций. Соответственно, если рисунок размещается в левой части, это говорит о преобладании отрицательных эмоций. Однако необходимо проявлять осторожность при интерпретации этого показателя скорее всего, он достоверен только для правшей, т. е. для детей с ведущим левым полушарием.
Об эмоциональной напряженности могут свидетельствовать:
штриховка отдельных частей тела (в таком случае заштрихованные части являются источником негативных переживаний);
штриховка, выходящая за контуры фигуры;
стирание и поправка ранее нарисованных элементов, не приводящие к улучшению результата (также могут свидетельствовать об эмоциональной напряженности ребенка, внутренних конфликтах, противоречивости чувств в той сфере, с которой соотносится исправляемая деталь);
предпочтение красных тонов.
Отказ от рисования тех или иных частей человеческой фигуры — показатель чрезмерно нагрузочных, негативных переживаний, связанных с ними.
Показатели эмоциональнойнеустойчивости ребенка:
выполнение изображения короткими штрихами;
наличие штриховки, выходящей за контуры фигуры, если это не обусловлено недостаточно сформированными навыками рисования;
изменчивый нажим карандаша;
отсутствие изображения шеи.
Анализируя выполнения ребенком заданий рисуночных методик, можно получить информацию об уровне его самооценки.
О высокой самооценке свидетельствуют:
крупный, пропорциональный рисунок (но не чрезмерно большой);
сильный, уверенный нажим;
длинные (но не чрезмерно) ступни, крупные плечи.
На уровень низкой самооценки указывают:
расположение рисунка в нижней части листа;
слабый нажим (может быть связан с астенизацией ребенка);
изображение несоразмерно маленького туловища;
отсутствие изображения ног.
Показатели противоречивой самооценки
(высокий уровень сочетается с неуверенностью в своих силах):
расположение человека в верхней части листа;
изображение маленькой фигуры (ребенок как бы надеется, что в маленьком рисунке будут меньше заметны дефекты) или чрезмерно большой (компенсаторная тенденция придать себе значимость, превозносить себя в воображении);
уход от выполнения задания — ребенок предполагает, что не сможет нарисовать такого человека, какого хотел бы;
штриховка ног, преувеличенный размер обуви.
Такие показатели, как изображение в последнюю очередь черт лица либо отсутствие их прорисовки, могут свидетельствовать как о неустойчивой, так и о низкой самооценке.
Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.
Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.
Игра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.
Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.
Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Опыт работы на тему: «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Если обратиться к стандарту дошкольного образования,.