Национальный тест готовности mrt это тест на что
Тесты достижений и критериально-ориентированное тестирование
180. Тестовые задания, позволяющие судить о минимально допустимой компетентности выпускников школ, составляют …
181. Критериально-ориентированный тест относится к группе тестов …
182. Достоинствами тестов достижений являются … и …
+: обеспечение объективности проведения испытания
+: объективность интерпретации результатов измерения
-: ограниченность во времени выполнения заданий теста
-: учет состояния всех испытуемых при тестировании
-: отсутствие градации «верный-неверный» ответ
183.Тест естественно-научного мышления, состоящий из двух субтестов по школь ным дисциплинам физики, химии и биологии, разработан:
184. Составление теста достижений предполагает включение заданий …, …
+: ответы на которые исключают возможность догадки
-: ответы на которые являются верными
-: содержащих детали с расчетом на механическую память
-: варианты ответа должны быть как можно более полными
185. Тесты профессиональных достижений применяются с целью …, …
+: отбора персонала на наиболее ответственные должности
+: определения уровня квалификации специалиста
-: уточнения уровня интеллектуального развития персонала
-: оценки возможностей персонала в продвижении по службе
-: измерения степени обучаемости
186. Тесты достижений применяемые в ВУЗе используются с целью:
+: оценки эффективности профессионального обучения
-: сопоставления достижений до и после обучения студента
+: выявления пробелов в знаниях у обучаемых
-: определения личностных качеств будущего специалиста
-: выявления умений студентов оперировать научными понятиями
187. Тесты ### применяются для оценки текущих или итоговых результатов усвоения каких-либо дисциплин или разделов
188. Тесты, ориентированные на оценку усвоения элементов учебных программ, конкретных тем, уровня овладения навыками – это …
+: тесты достижений по конкретным предметам
-: широкоориентированные тесты достижений
-: тесты профессиональных достижений
189. Критериальное тестирование на промежуточных этапах обучения преследует цель … учащихся
+: коррекции недостающих структур умственной деятельности
-: профилактики развития умственных операций
-: диагностики уровня интеллектуального развития
-: оценки уровня развития знаний умений и навыков
190. Результаты … теста содержат информацию о том, что и как из заданного учебного материала усвоено учащимся
191. Конструирование критериально-ориентированного теста требует … и …
+: анализа программного материала
+: выделения необходимых по предмету знаний и умений
-: подбора заданий с учетом среднего уровня IQ учащихся
-: учета индивидуальных стратегий выполнения задачи
-: составления заданий по принципу «от простого к сложному»
192. Эмпирический тип мышления в критериально-ориентированном тесте Г.А.Берулава ориентирован на …
+: конкретные условия задачи
-: попытку научного анализа решения задачи
-: выявлении особенного в заданной ситуации
-: выявление всеобщего отношения между объектами
193. …тип мышления, предполагает использование тех или иных естественнонаучных законов при решении задачи, но ответ неверен
194. Задачи в тесте естественно-научного мышления Г.А.Берулава носят … и … характер.
195. Отличительные признаки тестов достижений от тестов способностей состоят в том, что они изучают …
+: успешность овладения конкретными знаниями
+: прошлый опыт, не претендуя на прогноз выбора профессии
-: показатель уровня интеллектуального развития индивида
-: возможности овладения учащимся определенными знаниями
196. Критериально-ориентированные тесты предложены … в 1963 году
197. Тесты, позволяющие оценить степень владения индивидом конкретными знаниями и навыками в определенном виде деятельности – это …
198. Формами тестов профессиональных достижений являются …
+: письменные, устные и тесты действия
-: критериальные и интеллектуальные
-: объективные и субъективные
-: общие, локальные и текущие
199. Последовательность событий, связанных с разработкой тестов достижений:
1: замена устных опросов на письменные экзамены в Бостоне
2: Т.Л.Келли издает батарею тестов по школьным предметам
3: создание службы тестирований образования в Америке
4: тестирование в США для отбора высокоодаренных детей
200. Тесты достижений в отличии от других тестов позволяют определить:
+: успешность овладения конкретным учебным материалом
+: эффективность применяемой программы обучения учащихся
-: прогноз выбора для индивида определенной профессии
-: уровень интеллектуального развития обучаемых
-: уровень квалификации обучающего преподавателя.
201. Соответствие формы тестов профессиональных достижений и их характеристики:
R1: задания на осуществление профессиональной деятельности
L2: письменные тесты
R2: вопросы, направленные на проверку специальных знаний
R3: вопросы, задаваемые в форме интервью
R4: знания, умения и навыки при поступлении в учебное заведение
R5: степень мотивации абитуриента при поступлении в ВУЗ
202. Составление заданий теста достижений требует:
+: четкой, и недвусмысленной формулировки заданий и ответов
-: включение второстепенной терминологии
-: задания, позволяющих выявить способности учащегося
-: вопросы, позволяющие выявить личностные особенности
203. Появление первого теста достижений, представленного в виде таблицы по проверке знаний орфографии, связано с именем …
204. ЕГЭ в качестве тестового материала предполагает использование …
205. Разработанные в США национальный тест готовности (MRT) предназначен для диагностики испытуемых … возраста
Тесты достижений.
Тесты достижений или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие.
Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте.
Тесты достижений отличаются от собственно психологических тестов (способностей, интеллекта):
1) С их помощью изучают успешность овладения конкретным, ограниченным определенными рамками учебным материалом;
2) Тесты способностей направлены главным образом на выявление предпосылок к тем или иным видам деятельности и претендуют на прогнозирование выбора для индивида наиболее подходящей профессии или профиля обучения. Тесты же достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями, с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особенностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов, т.е. диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов.
3) Тесты достижений отличаются также и от тестов интеллекта Последние направлены не на диагностику конкретных знаний или фактов, а требуют от учащегося умения совершать с понятиями (пусть даже и учебными) определенные умственные действия, такие, как проведение аналогии, классификации, обобщение и др.
— Стэнфордский тест достижений (SAT). Разработанный в 1923 г., он неоднократно перерабатывался. В 1973 г. SAT был стандартизирован на национальной выборке школьников с 1 по 9 классы.
— Батарея, которая называется национальным тестом готовности (MRT) С его помощью диагностируется уровень овладения некоторыми важными для дальнейшего обучения понятиями (языковыми и количественными), такими, как умение выделять разные звуки, находить последовательность событий (в картинках).
Достаточно популярными в нашей стране являются тесты школьной зрелости Я. Йирасека и программа диагностики психологической готовности к школе, предложенная Н.И. Гуткиной
Профессиональные тесты достижений обычно имеют три разные формы:
— аппаратурные (тесты исполнения или действия): Блэкстонский тест оценки квалификации стенографисток, Тест адаптации к конторской работе Пурдье, Тест изучения навыков печатания на машинке Терстона и др.
— письменные: набор тестов Пурдье, предназначенных для слесарей и операторов станков;
— устные. Они широко применялись в период первой мировой войны для отбора и классификации военного персонала. Тесты представляют собой серию вопросов, касающихся специальных профессиональных знаний и задаются в форме интервью. Тесты удобны в применении, просты в интерпретации.
Тесты профессиональных достижений применяются:
1) для измерения эффективности обучения или тренировок;
2) для отбора персонала на наиболее ответственные должности, где требуются хорошие профессиональные знания и опыт;
3) для определения уровня квалификации рабочих и служащих при решении вопросов о перемещении и распределении кадров по рабочим постам
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Американский национальный тест готовности к школе (Metropolitan Readiness Test)
Начальные согласные: ребенку показывают 4 картинки из тестовой тетради, одновременно экспериментатор называет каждую из них. Затем ребенок отбирает ту картинку, где название начинается с того же звука, что и слово, произнесенное экспериментатором, но не изображенное на картинках.
Звуко-буквенные соответствия: каждое задание состоит из картинки и 4 букв. После того, как экспериментатор называет картинку, ребенок выбирает букву, соответствующую звуку, с которого начинается название картинки.
Зрительное сопоставление: требуется подобрать к изображению, начинающему ряд, одно из последующих 4 изображений. Это могут быть не являющиеся словом серии букв, слова, числа, бук-вообразные фигуры (искусственные буквы).
Поиск образцов: предназначен для оценки способности увидеть данное сочетание букв, слов, цифр или буквообразных фигур в более крупных их группировках. Ребенок должен воспринять зрительный стимул, затем обнаружить его в качестве части, входящей в отвлекающее внимание окружение.
Школьный язык: проверяется понимание ребенком основных и производных грамматических структур, а также языковых понятий, изучаемых в школе. Например, надо отметить картинку, на которой изображена машина, идущая перед поворачивающим за угол грузовиком.
Слушание: проверяется понимание смысла слов и устно предъявленных отрывков текста; в некоторых заданиях требуется сделать выводы.
Количественные понятия: проверяется знание основных понятий математики для начальных классов, таких, как размер, форма, положение, количество и т. д.
Количественные действия (выполнение субтеста необязательно)’.оценивается владение ребенком счетом и простыми матема-тическими действиями.
А. Анастази указывает, что при сопоставлении с результатами теста достижений, проведенного в конце первого класса, тесты готовности дают более высокую валидность по сравнению с тестами интеллекта. Это объясняется тем, что тесты готовности оценивают навыки, непосредственно задействованные в процессе обучения в первом классе, а тесты интеллекта или способностей (см. Catalogue of Psychological Tests, 1988-89; Instructional Materials and Tests, 1991; Tests, Materials, Books and Journals, 1991) ориентированы более широко. В качестве примера можно привести шкалы детских способностей Маккарти.
Национальный тест готовности mrt это тест на что
5. Математические вычисления: включает оценку умений действовать с числами (буквенные обозначения не используются).
6. Применение математики: содержит типичные арифметические задачи, задания на измерения и составление графиков и др.
7. Грамотность: нахождение неправильно написанных слов.
8. Язык: требуется правильно использовать прописные буквы, формы глаголов и местоимений, верно строить предложения, соблюдать правила пунктуации и т.д.
9. Социальные науки: требуется выполнение заданий на основе знаний из области истории, экономики, политики, социологии и др.
10. Естественные науки: содержит задания, выявляющие знание некоторых методов и терминов из области физики и биологии.
11. Понимание прослушанного: требуется прослушать текст и ответить на ряд вопросов.
В 1973 г. SAT был стандартизирован на национальной выборке школьников с 1 по 9 классы.
В США тесты достижений получили очень широкое распространение и используются не только в школе, но и в дошкольных учреждениях и для выборок взрослых людей (например, для определения уровня грамотности тех или иных слоев населения).Что касается дошкольников, то наиболее актуальной задачей является определение готовности ребенка к обучению в школе. Готовность к школе обычно определяется по ряду параметров: по уровню овладения знаниями, развитию некоторых способностей, сформированности учебной мотивации, выраженности произвольности и др. Учитывается и сенсомоторное развитие дошкольника, его физическое, умственное развитие, умение выполнять указания взрослого. Широкую известность в США приобрела батарея, которая называется национальным тестом готовности (MRT). С его помощью диагностируется уровень овладения некоторыми важными для дальнейшего обучения понятиями (языковыми и количественными), такими, как умение выделять разные звуки, находить последовательность событий (в картинках).
В других тестах диагностируется уровень осведомленности ребенка в окружающем мире, овладение языком и основами математических понятий, понимание на слух. Некоторые психологи указывают на недостаточность изучения в основном интеллектуальной сферы и призывают больше внимания уделять изучению особенностей поведения ребенка.
Для оценки уровня умственного развития дошкольников чаще всего используются шкала Стэнфорд—Бине и тест Векслера (см. гл. IV).
Оценивая обсуждаемые выше шкалы, нельзя не отметить отсутствие строгого теоретического обоснования применения каждой из них для диагностики особенностей психического и личностного развития дошкольников. Исключение составляют методики Пиаже, которые опираются на созданную им концепцию развития. В отличие от зарубежных отечественные исследователи стремятся строить систему диагностики, опираясь на разработанные в возрастной и педагогической психологии положения об особенностях, стадиях и движущих силах психического и личностного развития (труды Л.И. Бо-жович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.). Так, например, наиболее разработанным с этой точки зрения является комплекс методик диагностики
умственного развития дошкольников, созданный под руководством Л.А. Венгера («Диагностика умственного развития дошкольников». М., 1978). Умственное развитие рассматривается авторами методик как процесс «присвоения ребенком определенных форм общественного опыта, материальной и духовной культуры, созданной человечеством». Центральным звеном при создании методик стало познавательное ориентировочное действие как основная структурная единица познания. Как показали авторы исследования, именно овладение разными видами познавательных ориентировочных действий (в первую очередь перцептивными и мыслительными) лежит в основе умственного развития детей раннего и дошкольного возраста Выделены три основных типа перцептивных действий, «различающихся в зависимости от особенностей соотношения между свойствами обследуемых предметов и применяемыми в процессе обследования сенсорными эталонами». Среди них действия идентификации, приравнивание к эталону и перцептивное моделирование. Действия первого типа выполняются при обследовании свойств предметов, которые полностью совпадают с имеющимися эталонами. Действия второго типа задействованы при необходимости использования образца-эталона для выявления свойств предметов, не совпадающих с образцом, хотя и близких к нему. Третий тип действия представляет собой соотнесение свойства обследуемого предмета не с одним эталоном, а с группой — построение его эталонной модели. В качестве показателей умственного развития выделяются также образное и логическое мышление. При этом авторы тестов признают, что разработанная ими система не включает таких важных параметров, как вербальное мышление и мотивация познавательной деятельности. Они отмечают, что получаемая система показателей умственного развития представляет собой его операционально-техническую характеристику.
Для диагностики каждого типа действия и особенностей мышления предлагается система проб, которые доведены до уровня тестовых методик и стандартизированы на группах дошкольников разного возраста.
Так, действие идентификации диагностируется с помощью поиска цветового объекта, идентичного образцу в цветовой матрице из 49 элементов (задания на выбор цветовых объектов), действие отнесения к эталону изучается с помощью сортировки предметов по форме, а перцептивное моделирование путем сборки разнообразных фигур, состоящих из деталей геометрической формы, — по образцу (представляющему собой целую фигуру). Специальные диагностические приемы были разработаны для изучения особенностей образного и логического мышления.
Наряду с описанными выше и предназначенными для изучения разных аспектов развития дошкольников методиками достаточно много их разработано для диагностирования готовности детей к обучению в школе. Здесь можно отметить, что исследователи расходятся во мнении о приоритетности тех или иных аспектов развития для констатации школьной зрелости. Одни психологи сосредоточивают основное внимание на когнитивной сфере и уровне обу-ченности, другие считают более важными особенности поведения ребенка в целом.
Чаще всего анализируются три аспекта школьной зрелости — интеллектуальный, социальный и эмоциональный.Американские психологи уделяют наибольшее внимание диагностике интеллектуальных компонентов школьной зрелости. Чаще всего изучаются такие функции, как зрительные и слуховые различения (например, понимание на слух), словарный запас, общая осведомленность, уровень
развития сенсомоторики, понимание количественных отношений и др. Наиболее популярным в США считается национальный тест готовности (MRT), предназначенный для младшей и средней групп детского сада (первый уровень) и для старшей группы и первоклассников (второй уровень).
Рассмотрим в качестве примера задания второго уровня теста (А. Анастази Кн. 2. С. 62)
1. Начальные согласные. Ребенку предъявляют 4 картинки (например, изображение
кошки, домика, клоуна и т.д ) и называют каждое из них. Затем просят отобрать те
картинки, которые начинаются с определенного звука (например, «к»).
2. Звуко-буквенные соответствия. Каждое задание состоит из картинки и 4 букв
После того как взрослый называет картинку, ребенок выбирает букву, соответствующую
звуку, с которого начинается название картинки
3. Зрительное соответствие: требуется подобрать к изображению, начинающему
ряд, одно из последующих изображений. Это могут быть сочетания букв, слова, числа,
буквообразные фигуры (искусственные буквы).
4. Поиск образцов. Предназначен для оценки способности увидеть данное
сочетание букв, слов, цифр или буквообразных фигур в более крупных их группировках.
5. «Школьный» язык. Проверяется способность понимания ребенком основных и
производных грамматических структур и понятий, изучаемых в школе.
6. Слушание. Проверяется понимание смысла слов, текстов, предъявляемых устно.
7. Количественные понятия. Проверяется знание таких понятий математики, как
размер, форма, количество и др.
8. Количественные действия (не обязательно). Оценивается владение ребенком
счетом и простыми математическими действиями.
Иной подход представлен в тестах развития Гизелла. Сотрудники института Гизелла основной упор при разработке диагностики развития дошкольников сделали не на интеллектуальном компоненте, а на оценке уровня развития поведения ребенка (сенсомоторное, физическое развитие, умение отвечать на вопросы и др.).
Существуют и другие серии тестов, включающие диагностику уровня обученности дошкольников, владение ими простейшими математическими понятиями и действиями, умением читать, понимать смысл устно передаваемой информации и т.д. Достаточно популярным в нашей стране стал тест школьной зрелости Керна—Йирасека,включающий три задания: рисование мужской фигуры, срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек. Все они диагностируют в первую очередь степень развития тонкой моторики руки и зрительной координации и движений руки. Автор показал, что его тест обладает высокой прогностической валидностью и может предсказать будущую успешность обучения ребенка в школе. Однако дети, плохо выполняющие тест, могут также демонстрировать хорошую успеваемость, в связи с чем автор подчеркивает, что предлагаемая им методика недостаточна для констатации школьной незрелости, а диагностирует лишь наличие школьной зрелости.
В отечественной психологии также отмечается разнообразие подходов к методикам определения психологической готовности к школе. Разные исследователи выдвигают на
первый план неодинаковые аспекты развития в качестве основных критериев готовности к школьному обучению. Так, например, Д.Б. Эльконин считал самым важным диагностирование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности (умение работать по образцу, умение выполнять указания взрослого, ориентироваться на систему определенных правил при выполнении деятельности и др.)- Другой известный психолог Л.И Божович основное внимание уделяла личностному развитию дошкольника, сформированности его мотивационно-потребностной сферы (подробный анализ разных подходов к пониманию и диагностике психологической готовности к школе представлен в книге Н.И. Гуткиной. Психологическая готовность к школе. М., 1993).
Рассмотрим кратко программу диагностики психологической готовности к школе, предложенную и апробированную Н.И. Гуткиной(она представлена в названной выше книге этого автора).
Диагностическая программа включает ряд методик:
1 — Методика по определению доминирования познавательного или игрового
мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка (в названии обозначена цель
методики);
2 — Методика выявления сформированности «внутренней позиции школьника»
(специально построенная беседа с дошкольником);
3 — Методика «домик», включающая задание по срисовыванию образца и
позволяющая диагностировать особенности произвольного внимания, сенсомоторики,
умения работать по образцу;
4 — Методика «да и нет», применяющаяся для диагностики умения ребенка
действовать по правилу и представляющая собой модификацию известной игры «да» и
«нет» не говорите, черного с белым не носите»;
5 — Методика «сапожки», направленная на диагностику умения пользоваться
правилом для решения задачи и особенностей развития процесса обобщения;
6 — Методика «последовательность событий», предназначенная для изучения
особенностей развития логического мышления, речи и способности к обобщению;
7 — Методика «звуковые прятки», предназначенная для проверки фонематического
слуха.
На основе обследования ребенка по данной диагностической программе составляется специальная психологическая карта.
8 результате обследования выявляются дети, нуждающиеся в коррекционно-
развивающей работе, позволяющей сформировать необходимый уровень готовности к
школе. В ходе обследования выявляются также дети с опережающим развитием, в
отношении которых психологом должны быть сформулированы рекомендации по
индивидуальному подходу к ним.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В КЛИНИКО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ РАБОТЕ
§ 1. ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
К основным видам деятельности практического психолога относится психологическое консультирование, целью которого является оказание помощи в решении той или иной проблемы. При этом практический психолог должен использовать такие методические средства, которые давали бы ему наиболее полную картину индивидуальных особенностей человека.
Очень часто цель психологического консультирования состоит в выявлении причины конкретного психологического явления (или его нарушения) и оказании соответствующей помощи. Поэтому использование клинической диагностики, направленной на анализ единичного случая, представляется наиболее уместным.
Известно, что создание методов обследования человека возникает на стыке дисциплин — медицины, психиатрии, психологии, психотерапии.
В конце XIX века Вундтом была разработана методология психологического эксперимента. В своих основах она была глубже, чем существовавшая система и техника психологических ответов, так как опиралась на законченные представления о психических процессах и принципах их исследования.
Методология Вундта характеризовалась требованием длительного и точного эксперимента, направленного на изучение отдельной психической функции. Чем большей изолированности в исследовании психической функции удавалось достичь, тем выше оценивалось качество эксперимента.
В этот же период или чуть раньше Зоммер вводит в клиническую диагностику психологический эксперимент, который устанавливает, что исследование определенных психических функций больного в значительной степени облегчает постановку диагноза заболевания.
Психологические экспериментальные методы Вундта и его учеников начинают использоваться в психиатрических клиниках России Под руководством В М Бехтерева в Санкт-Петербурге, С С Корсакова в Москве проводилось большое количество экспериментально-психологических исследований. Именно с этого периода начинают разрабатываться основные принципы клинической диагностики.
Клиническая диагностика в России имела свою историю. В.М Бехтерев считал обязательным, чтобы методы, применяющиеся в клинике, были предварительно испытаны на большом количестве психически нормальных лиц разного возраста и уровня образования. Это давало возможность обратиться к качественным особенностям изменений психических процессов и позволяло проводить сравнительные сопоставления результатов здоровых испытуемых и людей с различными психическими нарушениями (В.М. Бехтерев, 1907).
А.Ф Лазурский ввел в клиническую диагностику новый методический прием («естественный эксперимент»), при котором испытуемый не подозревает, что на нем производят опыт, и анализируемый психический процесс реализуется в естественной
Постепенно экспериментальные науки стали выходить за рамки изучения отдельных психических функций и изменений в них и начали обращаться к особенностям личности, давая ее общую характеристику или оценивая отдельные стороны.
Юнг, Врешнер и др. выдвинули новый подход в экспериментальной психопатологии. Идея, которая родилась из взаимодействия клинической медицины и экспериментальной психологии, состояла в необходимости изучения целостной личности, понимании ее огромного влияния на отдельные функции.
Появляются методы для объективно-экспериментальной оценки личности, такие, как шкалы Бине, «профиль» Россолимо, методики А Ф. Лазурского, А.Н. Бернштейна.
Итак, мы видим, что изменения в способах научного мышления, в основных принципах, которые возникают в психологии под влиянием клиники и в медицине, под влиянием психологической мысли, шли постепенно и были плодотворны.
В старой классической психологии, занимающейся детальным изучением отдельных, изолированно рассматриваемых функций, и в клинической медицине, пережившей период, когда она лечила больше болезнь и симптомы, чем больного, начинают появляться новые тенденции рассмотрения целостной личности.
Психологи-экспериментаторы стали замечать, что изучаемые ими отдельные процессы находятся в теснейшей зависимости от установок личности, ее интересов, эмоциональной сферы, характера.
Вышедшие из пограничной с медициной области работы Кречме-ра, Лазурского, Юнга, Фрейда, Адлера поставили психологию вплотную перед задачами изучения личности в целом, ее конструкции, темперамента, характера
Благодаря новой методологии психической диагностики совершенно естественно появляется новый подход: психологи начинают интересоваться не только количественными показателями, но и качественными закономерностями изучаемых явлений
Образцом психологического исследования, построенного по типу клинического диагностирования, являются исследования Ж. Пиаже, направленные на изучение особенностей детского мышления. Пиаже поставил перед собой задачу искать не количественные изменения в этом процессе, а качественные особенности мышления маленького ребенка, его логики, речи, восприятия внешнего мира. Описывая «эволюцию» детского мышления, Пиаже проанализировал отдельные качественные стадии развивающегося и усложняющегося детского мышления.
А.Н. Леонтьев психологическое исследование в клинике приравнивает к «функциональной пробе» — методу, широко используемому в медицинской практике и состоящему в испытании деятельности какого-нибудь органа (1967) По мнению А.Н Леонтьева, в клинической диагностике психологический эксперимент должен представлять известную модель жизненной ситуации, способную актуализировать не только отдельные действия, но и отношения, установки, направленность человека, которые могут вызвать определенный мотив к действию. Иными словами, ситуация эксперимента должна предоставить возможность исследовать деятельность человека
Таким образом, в психологии существует понимание клинической диагностики как интенсивного изучения отдельного случая При этом она применима не только в медицинских учреждениях, но и в работе психологических консультационных центров, в учебных заведениях, на промышленных предприятиях.
Клиническая диагностика существенно отличается от стандартизированных тестов и от других методов с нормативными показателями. Чаще всего в результате тестирования можно получить профиль развития, клиническое же рассмотрение поможет получить подробное описание случая, качественную характеристику особенностей психической деятельности
Оценка результатов психологического исследования в клинической диагностике обычно проводится без статистических процедур, главным образом на основе индивидуального профессионального опыта психолога, его интуиции.
«Субъективности суждения» при этом можно избежать созданием специальных условий клинического диагностирования — проведением повторных исследований или использованием широкого спектра диагностических методов
Основные функции клинического диагноста состоят в сборе, анализе и обобщении большого числа необходимых данных Сведения о жизни клиента, некоторые факты биографии помогают найти основу для его понимания и приводят к большей результативности психологической диагностики, расширяют возможности оказания помощи
У психолога складываются гипотетические представления о картине изучаемого явления, и дополнительные данные о клиенте либо подтверждают эти представления, либо приводят к их пересмотру и отказу от них.
Важная функция клинического диагноста состоит в правильном обобщении полученных данных, который позволяет более полно и всесторонне исследовать какие-либо проявления психической деятельности. Рассмотрение результатов тестирования, анализ истории болезни, личный контакт с клиентом дают возможность сформулировать предположения в виде заключения, прогнозировать дальнейшее развитие индивида.
§ 2. МЕТОДЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Клиническая диагностика отличается от обычного психологического экспериментального исследования многообразием, большим количеством применяемых методик для рассмотрения единичного случая.
Основа клинической диагностики — это развертка явлений во времени, и только комплекс методических приемов позволяет это сделать.
Клиническая диагностика, таким образом, строится на обобщении различных исходных данных интенсивного обследования единичного случая, а сама диагностика исходит из принципа качественного анализа особенностей психического явления в противоположность задаче лишь количественного измерения.
Эффективность работы клинического диагноста определяется его способностью выдвигать гипотезы, предположения и намечать возможные методы их проверки.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.