Методика воспитательной работы в сфере физической культуры и спорта что такое самовоспитание

4.3. Руководство физическим самовоспитанием школьников

Воспитание без самовоспитания и самовоспитание без воспитания обречены на неуспех. Это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Важно, чтобы физическое самовоспитание не противостояло, а дополняло школьное физическое воспитание. Целью физического самовоспитания должно быть преодоление недостатков физической подготовленности учащихся и достижение установленных норм.

Чтобы физическое самовоспитание способствовало гармоническому физическому развитию школьников, оно должно направляться учителем физической культуры, родителями (если они к этому способны). Такая необходимость обусловлена тем, что подростки могут неправильно оценивать свои качества и неправильно составить программу физического самовоспитания, выбрать соответствующие приемы.

Задачи учителя физической культуры в управлении физическим самовоспитанием школьников сводятся к следующему:

Побуждение учащихся к физическому самовоспитанию. Посредством беседы, сопоставлением физической подготовленности учащегося с нормативными требованиями и значением физических качеств в жизнедеятельности у учащегося формируется стремление к физическому самосовершенствованию. Показать учащемуся, что человек сам вырабатывает у себя смелость, решительность, настойчивость, силу, выносливость. Действенным средством здесь будут примеры известных людей (спортсменов, циркачей, музыкантов, летчиков и представителей других профессий). При этом у учащихся будет формироваться идеал в виде конкретного человека или в виде собирательного образа. Более эффективным будет идеал в виде конкретного человека. Например, для мальчиков – русский борец Иван Поддубный, штангист Юрий Власов, борец Виктор Игуменов и др. Формирование у учащегося «Я-идеального» будет служить побудителем его активности в самовоспитании.

Формирование у учащегося высокого уровня самосознания. Самосознание человека проявляется на трех уровнях: самопознании, самооценки, саморегуляции. В большинстве случаев самосознание проявляется на первом, реже на втором и очень редко – на третьем уровне. У людей, достигших высоких результатов в выбранной деятельности (профессиональной, спортивной и др.), самосознание проявляется на всех трех уровнях. Причем именно третий уровень (саморегуляция) имеет высокий уровень проявления. Чем младше школьник, тем в меньшей степени у него развита саморегуляция. Задача учителя физической культуры в этом плане заключается в выводе учащегося на третий уровень самосознания – саморегуляцию, являющийся деятельностной основой физического самовоспитания.

Оказание помощи учащимся в составлении программы физического самовоспитания. Учащемуся трудно самостоятельно решить эту задачу, особенно подростку. Учитель физкультуры должен предложить приемы самовоспитания, помочь сформулировать правила самовоспитания, предложить форму дневника самовоспитания, а также комплекс физических упражнений для развития конкретного физического качества и методику их применения. При применении отягощений можно развивать силу и силовую выносливость. Надо объяснить учащимся, какое должно быть отягощение и какое количество повторений в одном подходе. Ознакомить учащихся с методикой развития общей выносливости. Для развития настойчивости, терпеливости рекомендовать учащимся выполнять упражнения на фоне усталости. Для развития решительности рекомендовать выполнение упражнений на фоне ограниченного времени для принятия решений (спортивные игры).

Учащиеся должны понять, что физическое самовоспитание будет малопродуктивным без преодоления трудностей, связанных с проявлением мышечных усилий, утомления, боязни.

Учитель физкультуры должен содействовать формированию их инициативности, самостоятельности, творческой активности, способности регулировать и совершенствовать свое поведение.

Развитие физического самовоспитания может осуществляться в индивидуальной и коллективной форме.

Индивидуальная форма представляет собой взятие конкретным учеником на себя самообязательств. Самообязательства включают ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в домашних условиях.

Коллективная форма физического самовоспитания предполагает принятие учениками всего класса или группой учащихся совместных обязательств по добровольному выполнению физических упражнений в групповой или индивидуальной деятельности. Данная форма физического самовоспитания может быть использована как на уроках физической культуры, так и во внеурочной форме. Коллективные самообязательства должны быть приняты всей группой, и это становится законом для всех участников самовоспитания. Выполнение таких обязательств контролирует актив класса.

При руководстве физическим самовоспитанием школьников необходимо соблюдать следующее:

1) программа физического самовоспитания должна быть конкретной и логичной;

2) принятые самообязательства должны иметь временные рамки;

3) новые самообязательства должны приниматься при выполнении ранее принятых;

4) результаты работы учащихся должны оцениваться коллективом.

1. Быков B. C. Теория и практика актуализации физического самовоспитания школьников: дис… д-ра пед. наук. – Челябинск, 1999.

2. Ильин ЕЛ. Психология физического воспитания. – СПб., 2000.

3. Мурзинова P. M. Воспитание как составляющая деятельности спортивного педагога. – М.: КНОРУС, 2011.

4. Рожков МИ. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, 2001.

1. В чем отличие воспитания от самовоспитания?

2. Каково значение самооценки в самовоспитании?

3. Назовите уровни развития самооценки.

4. Какие методы самовоспитания вы знаете?

5. Охарактеризуйте условия физического самовоспитания школьников.

6. Каковы задачи учителя физкультуры для организации физического самовоспитания школьников?

1. Методы физического самовоспитания.

2. Принципы физического самовоспитания.

3. Деятельность учителя физической культуры по организации физического самовоспитания школьников.

Источник

Самовоспитание в спорте

Воспитательные воздействия на личность спортсмена в педагогике рассматривают три процесса:

Воспитание, самовоспитание и перевоспитание. Однако, тренеры работают

с такими процессами как воспитание и перевоспитание, а менее рассматриваемый процесс это самовоспитания. Так как самовоспитание — это деятельность личности над своим совершенствовании.

Проблема самовоспитания актуальна и по сей день. Важным для самовоспитания является система самоконтроля и самооценка своих достижений.

«В процессе воспитания и самовоспитания происходят психологические изменения, которые определяют развитие только в том случае, если они закрепляются.

Задача психологической подготовки спортсмена — это формирование и совершенствование свойств личности, т.е. создание спортивного характера. «(Г.Д. Горбунов — психопедагогика спорта С.107)»

Причины самовоспитания: стремление стать лучше, для достижения цели и идеала.

Усовершенствованная система самоуправления и саморегулирования позволит спортсмену выполнить скрытые возможности как в тренировочном процессе, так и в соревновательном.

спортсмен самовоспитание мотивационный волевой

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЕ САМОВОСПИТАНИЯ

1.1 Понятие — «самовоспитания»

Самовоспитание — это сознательная и целенаправленная деятельность личности, направленная на формирование и совершенствование самого себя, при помощи собственных усилий. Прежде всего самовоспитание это требование от человека (самого себя) знания про себя, умение оценивать собственные возможности и собственные ошибки.

1.2 Задача самовоспитания

Задача — достичь всестороннего совершенства: физической, эстетической, нравственной и умственной

1.3 Особенности и компоненты самовоспитания

Особенность. Важным аспектом самовоспитания является логическое мышление и анализ своих поступков.

Для самовоспитания необходимы: преодоление трудностей, для развития волевых качеств, умение управлять собой, достижение цели. И для этого следует заниматься такими видами деятельности, которые развивают силу воли.

Необходимые компоненты самовоспитания:

1) самоанализ развития — предполагает умение анализировать свои поступки и давать им определённую оценку.

1.4 Этапы самовоспитания

Процесс самовоспитания делится на следующие этапы:

1) Выявление педагогом или самим спортсменом отношение к самовоспитанию, для этого проводится тест. На этом этапе спортсмен осознаёт, что всё зависит не только от воспитательной работы его преподавателей, тренера, родителей, но и от его работы над собой.

Самовоспитание личности

2) Появление стремления к совершенствованию. На этом этапе формируется идеал (образ), к которому необходимо стремиться. Определить собственные недостатки, для того чтобы избавляться от них и совершенствовать себя для достижения своего идеала. Для этого необходимо составить программу и придерживаться её цели.

3) Поэтапная работа над собой с целью реализации программы самовоспитания. Поначалу присутствует внешняя помощь, после она ослабевает и спортсмен берёт инициативу в свои руки и в итоге сам реализует свой жизненный идеал, который постепенно достигается. В итоге создаются новые идеалы и цели, которые он также самостоятельно достигает.

ГЛАВА II. МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД СОБОЙ (САМООБЛАДАНИЯ)

2.1 Методы

*Самоубеждение. Суть этой работы заключается в том, чтобы найти аргумент, с помощью которого спортсмен убеждается в правильности или наоборот неправильности своих поступков.

*Самовнушение. С помощью его преодолевают внутренний страх, перед какими либо трудностями, нерешительностью и неуверенностью в своих силах. Самовнушение — это повторение мысленно либо устно свои недостатки, например проговаривать» Ненавижу в себе сжатость, я хочу, должен и могу избавиться от него».

*Самохарактеристика. Заключается в том, чтобы спортсмен обсудил себя вместе с коллективом. Таким образом, можно проанализировать недостатки и работать над собой.

*Самокритика. Отмечает свои недостатки которые мешают.

*Самопринуждение. Эта работа помогает в борьбе с нежеланием что-либо делать (лень) и др.

2.2 Мотивационная сфера самовоспитания в спорте

Мотив — это сложное психологическое образование, которая является содержательной стороны основания (обоснованием для самого себя) действия и поступков.

Осознанный мотив должен дать ответ на несколько вопросов: Почему, для чего или ради чего и почему именно таким способом он будет удовлетворять свою потребность.

Мотивами могут быть:

1. Стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств) (Е.П. Ильин «Психология спорта» ПИТЕР 33С)

2. Стремление к самоутверждению (желание быть похожим на выдающегося спортсмена, защищать честь своего коллектива, района, области.)

«Линн Гаутчи — детский тренер по плаванью. Она мотивирует своих подопечных такими словами как: «Если ты будешь плавать только для родителей, то, скорей всего, ты потерпишь неудачу и никогда не оправдаешь их ожиданий. Но если ты будешь плавать для себя и делать это со страстью, то тебя ждут победы» (Ангерлейдер С. В поисках успеха. СПб., 1999. С.112)».»

ГЛАВА III. ВОЛЕВАЯ СФЕРА СПОРТСМЕНОВ ДЛЯ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СПОРТЕ.

3.1 Сила воли и её компоненты

Для самосовершенствования в спортивной деятельности спортсмены преодолевают ряд различных трудностей.

Развитие волевой активности спортсменов

Выделяют такие группы трудностей как: Объективные и субъективные.

Объективные трудности — это те которые обусловлены специфическими препятствиями. Большие тренировочные нагрузки, неблагоприятные природные условия, технические затруднения (сложность) разучивания упражнения, отсутствие инвентаря или его поломка, негативные зрители и др.

Субъективные трудности — эмоциональное напряжение, например страх, неуверенность в себе, снижение мотивации или, наоборот, мысли только о первом месте или о преодолении рекорда, а не о техники.

Преодоление этих трудностей зависит от силы воли спортсмена. Которая проявляется в таких волевых качеств как: упорство, терпеливость, целеустремлённость и других. Обладать всеми качествами с одинаковым развитием, спортсмены не могут. Так как одни качества усваиваются лучше других. Общим компонентом воли считается моральный компонент, который формируется в процессе воспитания человека.

3.2 Настойчивость или целеустойчивость

Сознательное стремление по достижению цели, не смотря на трудности и неудачи. Для более эффективного подержания целеустремлённости можно использовать эффект соперничества.

Соблюдение принципа доступности. Надо поддерживать оптимальный уровень трудности задания для поддержания целеустремлённости.

Формирование у спортсмена чувства долга и ответственности. Если у спортсмена плохо развито чувство долга, то такое качество как настойчивость может не активироваться в полную силу.

3.3 Терпеливость и упорство

Терпеливость — это способность долгое время преодолевать неблагоприятное состояния (например, способность долго работать при усталости, не снижая интенсивности и качества работы).

Эта способность у всех людей разная, не только из-за мотивации. Но и врожденных особенностей человека.

Упорство — это достижение цели «здесь и сейчас». Например, при неудачной попытке в исполнении, какого либо движения, упражнения он выполняет его ещё и ещё пока не получится.

Но иногда упорство перерастает в упрямство.

Некоторые источники указывают на то, что женщины более упорны и упрямы, но проявляют менее самообладания.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/referat/pedagogicheskoe-rukovodstvo-samovospitaniem-v-sporte/

1. Ильин Е.П. Психология спорта — СПб.: Питер, 2010. — 352 с.

2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта — Москва Советский

3. Спорт, 2006 — 2-е изд., переработка и доп. — 296 с.: ил.

4. Uchebnik Online.com.

Примеры похожих учебных работ

Сущность и цели социальной работы с населением

Планирование воспитательной работы

Ценности и цель социальной работы:взаимосвязь и взаимодействие

Спорт как средство развития личности ребёнка

Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

Источник

«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОВОСПИТАНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧАЙКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра Социально-гуманитарных, педагогических и естественных наук

по дисциплине «Психология физической культуры»

На тему: ОРГАНИЗАЦИЯ САМОВОСПИТАНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Выполнил: студент 316 группы Кижапкин М.Е.

Проверила: к.п.н., доцент Данилова А.В.

г. Чайковский, 2021 г.

ВВЕДЕНИЕ

Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.

Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании.

Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В качестве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки.

Цель данной работы изучить организацию самовоспитания как необходимое условие эффективности занятий
физической культурой.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОВОСПИТАНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

В настоящее время пропаганда здорового образа жизни постепенно стала набирать обороты, многие политики и общественные деятели делают акцент именно на создание условий для спортивного развития населения.

Тем не менее, рано или поздно каждый из нас приходит к закономерному выводу о том, что такой образ жизни нам просто необходим.

Очевидно, что настоящее физическое воспитание должно начинаться с самого себя. Как бы хорошо не работала пропаганда, и какие бы условия не предоставлялись, только внутреннее осознание необходимости работы над собой может привести к положительным результатам в ведении здорового образа жизни.

Таким образом, встаёт вопрос как именно можно привить себе дисциплину и воспитать в себе волю, чтобы придерживаться здорового образа жизни.

Конечно же, это длительный и сложный процесс самовоспитания, поэтому целесообразно разделить его на несколько этапов.

Отправной точкой, является осознание. По каким-либо причинам, будь то конкретная фактическая ситуация либо влияние извне, мы приходим к необходимости начать вести здоровый образ жизни не только во избежание проблем со здоровьем в будущем, но и для укрепления духа и психофизического здоровья в настоящем. [1]

Мы начинаем понимать, что вообще представляет из себя ЗОЖ.

ЗОЖ – это навык человека, который заключается в способности выполнять специальные действия или наоборот отказываться от таковых, придерживаться принципа жизнедеятельности, направленной на сохранения и улучшения здоровья в широком смысле слова и профилактику заболеваний.

Формирование в себе твёрдых установок ЗОЖ помогут решить не только проблемы со здоровьем, но и внесёт ясность и поможет разобраться с жизненными и даже бытовыми трудностями.

После осознания необходимости мы начинаем ставить себе определённые задачи, пробовать прививать себе некоторые привычки, способствующие поддержанию ЗОЖ.

Сознанию нужно перестроиться, и это нельзя сделать так просто, за один день. Нужно приучить себя и свой мозг к чему-то новому, другому, поэтому, ежедневно повторяя определённое действие, вы будете взращивать побеги ваших новых привычек.

Однако мы часто сталкиваемся с неудачами, особенно при первых попытках реализовать поставленные перед собой задачи. В таких ситуациях важнее всего не бросать начатое, фактически невозможно добиться успеха с первых же попыток. [3]

Необходимо прибегнуть к рефлексии. Проанализировать свою жизнь, оценить положительные и отрицательные моменты. Проанализировать свою попытку реализовать поставленные задачи, обратить внимание на ошибки и сделать соответствующие выводы.

Вообще рефлексия (от позднелат. reflexio «обращение назад») – это навык концентрировать внимание и собственные мысли вовнутрь: оценивать свои поступки, принимать решения, осознавать свои чувства, эмоции и ощущения, обращение внимания человека на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также попытка переосмысления.

Многие ученые считают, что рефлексия — это то, что отделяет нас от животных. Это не только способность обращать внимание на себя и свои поступки, но и способность делать выводы, учиться на своих ошибках, корректировать своё поведение.

Именно после рефлексии начинается второй этап самовоспитания, человек начинает составлять личный план с учётом личностных особенностей и целей. На данном этапе действительно рекомендуется вести дневник, в котором можно отмечать прогресс своего развития. Это не только поможет следить за своим развитием, но и облегчит самоконтроль. Именно самоконтроль является основополагающим элементом в самовоспитании.

На данном этапе немаловажную роль играет наличие нужной литературы. В процессе самовоспитания, безусловно, будут возникать некоторые вопросы, особенно в физическом аспекте. Даже обладатели сильнейшей силы воли и самосознания могут лишь навредить себе, если не будут придерживаться определённой техники в выполнении упражнений. Вот почему необходимо прибегнуть к специализированной литературе, а лучше проконсультироваться со специалистами своего дела. [5]

Опять же, анализируя свои ощущения необходимо постоянно корректировать вектор своего развития, Рефлексия позволяет нам сделать выводы относительно необходимости тех или иных упражнений и задач. Зачастую люди слишком увлекаются диетами или силовыми упражнениями, что может привести к абсолютно иным результатам – травмам, болезням по типу булимии, анорексии. Важно помнить – всё хорошо в меру. Поэтому самоконтроль необходим на каждом этапе саморазвития.

После завершения предыдущих этапов, после планирования и анализа ошибок, недоработок, появляется возможность перейти к третьему этапу. Данный этап физического самовоспитания связан с практическим осуществлением назначенных целей. С помощью тех наработок, результатов рефлексии, полученных на предыдущих этапах мы выявляем способы само-воздействия с целью изменить себя.

Таким образом, мы начинаем целенаправленную работу над собой. Методы само-воздействия, направленные на совершенствование личности, именуют методами самоуправления. К ним относятся само-приказ, самовнушение, само-убеждение, само-упражнение, самокритика, само-ободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет. Данный этап подразумевает внесение конкретных изменений в свою жизнь. Стоит отметить, что на этом уровне четко прослеживается отличие самовоспитания от воздействия извне. Субъект уже осознаёт необходимость формирования и совершенствования ЗОЖ и идёт по конкретному плану действий, использует специальные методы, приёмы. [4]

Однако данный этап не является завершающим, так как самосовершенствование – это бесконечный процесс, не имеющий предела. Более того, не стоит забывать, что оступиться гораздо проще, чем подняться. Даже на данном этапе постоянно необходимо прибегать к рефлексии и анализу своих действий. Даже если ты уже выбрал привычный план тренировок или тебе безупречно подошёл один из видов спорта, не нужно на этом останавливаться. ЗОЖ подразумевает широкий спектр возможностей, которые можно использовать в повседневной деятельности для того, чтобы повысить насыщенность жизни, как духовной, так и физической.

Самовоспитание — это сугубо добровольная деятельность. Надо увлечь школьников идеей самовоспитания, сделать ее потребностью. Для этого учитель должен знать предпосылки самовоспитания. Их делят на две группы: внешние и внутренние. К внешним предпосылкам относятся:

а) знание учителем методики самовоспитания;

б) высокая стадия развития детского коллектива;

в) органическое включение приемов самовоспитания в жизнедеятельность школьника.

Управление процессом самовоспитания связано с умением активизировать внутренние силы учащихся, стимулировать их на само-мобилизацию.

Высокий уровень развития коллектива обусловлен высокой внутри-коллективной требовательностью. Она должна предшествовать организации самовоспитания. [6]

Самовоспитание должно стать неотъемлемой частью воспитательного процесса.

Учащиеся должны сами отдать предпочтение самовоспитанию, стремясь освободиться от воспитательной опеки.

К внутренним предпосылкам относятся:

— определенный уровень самосознания и самопознания;

— интерес учеников к собственному внутреннему миру;

— принятие нравственного образца;

При наличии внешних и внутренних предпосылок для развития самовоспитания оно может осуществляться в двух формах: коллективной и индивидуальной.

Коллективная форма самовоспитания предполагает принятие учениками совместных обязательств по добровольному выполнению различной деятельности на уроках физкультуры. Эти обязательства могут быть приняты под девизом: «На уроке физкультуры—ни одного пассивного», «К 9 мая сдать все нормы ГТО» и др. Они должны быть обсуждены на классном собрании. Обязательства, принятые большинством голосов, становятся законом. Их выполнение контролирует актив класса.

Коллективные обязательства по самовоспитанию способствуют выработке у подростков и старших школьников единых оценок поведения, устойчивого общественного мнения, а в конечном счете—укреплению и сплочению классного коллектива. [1]

Индивидуальная форма представляет собой самообязательства конкретного ученика, которые принимаются с учетом его индивидуальных особенностей. Она предполагает высокий уровень взаимоотношений учителя и ученика, основанных на искренности, доверии, внутреннем уважении. Самообязательства включают ежедневные домашние задания по физкультуре.

При организации самовоспитания необходимо соблюдать следующие правила: программа по самовоспитанию должна быть конкретной и логичной; принятые самообязательства должны иметь точные временные рамки; новые обязательства могут быть приняты только после выполнения старых; работа над собой должна регулярно оцениваться коллективом.

Программа самовоспитания раскрывает его содержательную сторону и способы его реализации, т. е. определяет, что и как воспитывать.

Самовоспитание будет эффективно, если строго соблюдаются этапы его организации.

I этап—помочь учащимся правильно оценить свои недостатки в развитии нравственных, волевых, физических качеств, мешающихся успешно заниматься физической культурой; увлечь идеей самовоспитания; выдвинуть его перспективы; актуализировать действенные мотивы (утвердить свою самостоятельность, быть сильным, чтобы постоять за себя, завоевать признание в коллективе, победить в общешкольных, районных, городских соревнованиях и др.)- Предварительно необходимо выявить структуру мотивов и интересов к занятиям физическими упражнениями.

II этап — организовать практическую деятельность школьников по самовоспитанию. Этот этап осуществляется с помощью следующих приемов:

а) взятие письменных самообязательств — добровольное задание самому себе;

б) устный самоотчет — ретроспективный взгляд на свое поведение, свои поступки за определенное время. Он повышает ответственность за взятые обязательства, приучает отдавать отчет себе и другим в своих действиях и поступках, в проявлении нравственных, волевых, физических качеств, служит средством обмена опытом;

в) письменный самоанализ по истечении сроков самообязательств. Он учит вскрывать причины своих успехов и неудач, развивает самосознание и способствует самопознанию.

На основе самоанализа берутся новые обязательства;

г) самоконтроль в виде дневника. Он играет роль внутреннего регулятора;

д) самооценка. Она развивает умение смотреть на себя со стороны, помогает вырабатывать объективные критерии своих поступков, что позволяет предупредить переоценку или недооценку своих возможностей. В результате повышается требовательность к собственной личности.

III этап—сформировать потребность в систематической работе над собой; в результате отпадает необходимость во внешнем контроле. [5]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, необходимо отметить, что физическое самовоспитание – это длительный и трудоёмкий процесс работы над собой, который имеет огромную актуальность в современном обществе и является ключом к решению многих проблем, будучи залогом крепкого здоровья и сильного духа. При этом огромное значение в процессе самовоспитания занимает рефлексия, к которой прибегают на каждом этапе, более того к рефлексии стоит прибегнуть и в повседневной жизни. Это поможет не только определить ошибки, но и постоянно корректировать свою жизнь, формируя установки ЗОЖ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Воронов Н.А. Здоровый образ жизни в вопросах и ответах // Эпоха науки. 2018. № 14. С. 234-236.

4. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Академия. 2008. – 256 c.

5. Отношение к здоровью индивида и общества: учебное пособие / И.В. Журавлева. – М.: Наука. 2006. – 238 с.

6. Искусство вести здоровый образ жизни / Станислав Трча. – М.: Медицина. 2016. – 232 c.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *