Метрополия и митрополия в чем разница

Что такое митрополия?

Порядок и духовное единство Русской Православной Церкви обеспечивает строгий порядок и иерархия, который был принят Священным Синодом и неукоснительно поддерживается священством. Важной составляющей РПЦ является митрополия — территория, которой управляет священник высшего ранга и которому подчиняются епархиальные объединения.

Определение и характеристики

Митрополия — это территория, область, район или город, храмы и приходы которых находятся в подчинении у назначенного патриархом и Священным Синодом архиепископом. Обычно состоит из нескольких епархий, которые составляют собой так называемый митрополичий округ.

В истории Церкви данный термин применялся к различным образованиям: городу, который был центром установленной епископии, епископскую кафедру или округ, управляемый архиереем, но без подчиненных ему епископий. На территории СНГ первой митрополией была Киевская, которая находилась в подчинении у Константинополя с момента крещения Руси.

В современной Русской Православной Церкви — это округ, который включает в себя две или более епархии. Главной целью этого территориального образования является координация богослужебной, пасторской и любой другой христианской деятельности.

Кроме этого, данная административно-территориальная единица обладает рядом особенным характеристик:

Таким образом, округ, управляемый высшим архиереем и включающий в себя ряд подчиненных православных округов, называется митрополией и составляет тело Русской Православной Церкви.

Отличие от епархии

Главное отличии — это размер и количество населения, которое проживает на определенной территории. Оба территориальных образования управляются высшими архиереями — митрополитом и архиепископом. Они являются самостоятельными равноправными священниками в структуре РПЦ и подчиняются органу высшей власти в Церкви и Патриарху Всея Руси.

Митрополит осуществляет координацию деятельности архиепископов, принимает регулярные отчеты и возглавляет советы подчиненных областей. При этом он дает справедливую оценку деятельности архиереев и может ходатайствовать или просить об отставке епископов, занимаемых кафедру, у Священного Синода и Патриарха.

Важно! Митрополит является соединяющим звеном между главным Церковным Советом и епархиальными структурами, но при этом Патриарх может напрямую координировать и руководить ими также.

В подчинении у архиепископа находятся благочинные округа, приходы и монастыри, а в состав митрополии — только епархии. Таким образом, в РПЦ существует строгая и четкая структурированная связь от меньших приходов до высшего духовенства. Эта система позволяет Патриарху лучше понимать потребности и желания населения, а также руководить всей Церковью.

В составе РПЦ

Митрополии составляют собой РПЦ — их насчитывается более 60 только на территории Российской Федерации. В 2011 году была принята реформу о церковной структуре и иерархии, что позволило реорганизовать территориальные объединения и выделить ряд новых самостоятельных территориальных объединений.

Благодаря этому митрополиты стал управлять меньшей территорией и более глубоко понимать, и вникать в нужды подчиненных им областей и благочинных округов. При этом, входя в совет высшего духовенства в РПЦ, они могут принимать решения, которые будут максимально полезными для паствы всей страны.

Источник

Иерархия епископов: митрополиты и патриархи

Поместные Церкви — это Церкви одной провинции или совокупности нескольких провинций, и именно на этом уровне будут осуществлены самые значительные преобразования.

Епархии и митрополии

Метрополия и митрополия в чем разница. Смотреть фото Метрополия и митрополия в чем разница. Смотреть картинку Метрополия и митрополия в чем разница. Картинка про Метрополия и митрополия в чем разница. Фото Метрополия и митрополия в чем разница
Святейший Патриарх Алексий II и митрополит Лавр, 2007 г. Фото: В. Корнюшин / Православие.Ru

Никейский собор, упорядочивая существовавшую ранее практику, постановил (4-е и 5-е правила), что епископы одной провинции (или епархии) должны собираться два раза в год у митрополита (титул епископа, занимающего кафедру столицы провинции). Власть митрополита над другими епископами епархии, подчиняющимися ему (его «суффраганы»), таким образом усиливается, особенно в вопросе о выборе и поставлении новых епископов. Уже на этом уровне Церковное деление приспосабливается к государственному, и когда создаются новые провинции, организация Церкви обычно учитывает их. В VI в. иногда вспыхивают раздоры.

Система имеет свои исключения. В Египте митрополиты не обладают реальным значением, поскольку епископ Александрии сам рукополагает епископов в провинциях. В заново отвоеванной (при Юстиниане) Италии подобным образом складываются особые права Рима в отношении окрестных («περὶ τὴν Ρώμην») областей (provinciae suburbicariae). С другой стороны, в некоторых провинциях, помимо полноценных митрополий, существуют также митрополии без подчиняющихся им епископий, обладатели которых иногда именуются автокефальными архиепископами.

Эти почетные митрополиты наряду с патриархами и теми, кто занимает кафедры настоящих митрополий, носят титул архиепископа. Иногда они пытались установить свою власть над другими кафедрами и стать полноправными митрополитами. В двух случаях епархия была поделена на две: в Памфилии, где город Сида с 458 г. подчинил себе половину городов этой провинции, подчинявшихся ранее Перге (главный город Памфилии, расположенный на р. Кастрос); и в Евфратисии (Евфратской Сирии), где город Сергиуполь (Эр-Русафа), ставший митрополией, приобрел себе определенное количество епископов-суффраганов. Но в этом случае имеются в виду новосозданные епископии.

Халкидонский собор обязал епископов каждой провинции собираться два раза в год, однако Юстиниан не требует более одного ежегодного собрания. Областной собор решает общие вопросы: споры между епископами, исследует их дела согласно поданным апелляциям. С другой стороны, митрополит исполняет важные гражданские функции: губернатор провинции приносит в присутствии митрополита присягу при вступлении в должность; в 569 г. Юстин II, обобщая одно из положений Прагматической санкции 554 г., постановил, что митрополит участвует в выборе кандидатов на пост губернатора.

Формирование патриаршей системы

Организация Церкви менее ясна при описании уровня церковного управления, высшего, чем митрополичий. С появлением патриархатов в IV и V вв. наблюдается существенный прогресс, но столкновения, характерные для церковной истории того времени, происходят по большей части в результате соперничества между крупнейшими кафедрами.

Никейский собор, усиливший власть митрополитов, обращает свое внимание и на высшие инстанции, способные разрешать столкновения между различными епархиями или трудные ситуации, в которых оказывается митрополит. 6-м правилом Собор утвердил положение, уже реально существовавшее: Александрийский епископ, по образцу епископа Рима, имеет власть (ἐξουσία) над Египтом и Ливией; подтверждаются преимущества (πρεσβεία) Антиохии «и иных областей». Иерусалимский епископ получает особые почести, при этом оставаясь в зависимости от Кесарийского митрополита. В Восточной империи существует четко организованная церковная единица — будущий диоцез Египта, где Александрийский архиепископ обладает властью над епископами.

Ситуация с Антиохией и диоцезом Востока менее ясна. Никакая другая власть, возвышающаяся над митрополией, не упоминается. Для того, чтобы пересмотреть решение областного собора (например, запрет епископа), предусматривается, что митрополит может обратиться к епископам соседних областей или вынести данную проблему на обсуждение «большего собора».

Второй Вселенский собор (первый Константинопольский, 381 г.) 3-м правилом устанавливает положение Константинопольской кафедры и уделяет ей второе почетное место после Ветхого Рима, поскольку Константинополь — это Новый Рим. Этот же собор устанавливает как непреложный принцип, что епископам не подобает вмешиваться в дела Церквей, которые им не принадлежат, и определяет различные округа: епископ Александрии управляет Египтом; епископы Востока — только Востоком, преимущества Антиохии, как и на Никейском соборе, сохранены; епископы Асии управляют Асией, то же самое имеет силу для Понта и Фракии. Таким образом, принимаются во внимание пять восточных диоцезов, в то время как диоцезы Иллирика, которые недавно присоединились к Константинополю в гражданском отношении, в церковных вопросах продолжают находиться в косвенной зависимости от Рима. И на этом этапе организация Церкви формируется, хотя и несовершенно, по образцу административного устройства империи.

На деле воплощение данных принципов продолжает развиваться. В Константинополе деятельные епископы расширяют привилегии своей кафедры. Ефесский собор не принимает новые решения, но на нем ощущается умаление Антиохийской кафедры: Кипрским епископам удается, по крайней мере предварительно, добиться признания независимости своей Церкви от Антиохии. Ювеналий Иерусалимский, в свою очередь, намеревается стать независимым от Антиохии, собрав Церкви Палестины под своей властью. Осуждение Нестория на первом Эфесском соборе и способ проведения второго Эфесского собора, казалось, знаменуют умаление Константинополя и победу Александрии. Однако эта тенденция была изменена на IV Вселенском соборе.

Действительно, на Халкидоне уменьшается роль Александрии, епископ которой Диоскор был низложен, и подтверждается значительность Константинополя [Herman. 1951-1954]. Правила 9-е и 17-е устанавливают право апелляции к Константинополю о епископах трех диоцезов: Асии, Понта и Фракии. Константинополь возвышается главным образом благодаря «28-му правилу», которое предоставляет ему права, равные правам Старого Рима, и устанавливает его юрисдикцию.

Это правило Халкидона [Martin. 1951-1954] имеет особое институционное значение[1]. Его первая часть посвящена привилегиям Константинополя, равным тем, которые получал Старый Рим как столица империи, поскольку Константинополь является местом нахождения императора и сената. Вторая часть определяет юрисдикционное содержание этих преимуществ. Правило не будет принято Римом, который не только озабочен претензиями Константинополя, но также, исходя из своих «апостольских» привилегий (связь с апостолом Петром), не может принять политические аргументы, используемые Халкидонскими отцами для определения уровня кафедр.

Наконец, Собор определяет положение Иерусалима, решив, что три области в Палестине, изъятые из ведения Антиохии, будут находиться в юрисдикции Иерусалима. Так начала вырисовываться система пяти патриархатов: Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима — «пентархия» Юстиниановой эпохи, управляющая имперской Церковью. Титул патриарха при этом войдет в употребление постепенно, в период после Халкидона. Однако пять патриархатов никогда не поделят между собой всю имперскую Церковь, поскольку Кипр и Церковь отвоеванной Африки не зависят ни от одного из глав названных патриархатов.

Выходные данные книги: Le Monde Byzantin I. L’Empire romain d’orient (330-641) / Sous la direction de Cécile Morrisson. Paris: Press Universitaires de France, 2004. P. 111-141 (Chap. 4. Bernard Flusin. Les structures de l’Église impériale). Русский перевод был выполнен с учетом новогреческого перевода: O Βυζαντινός κόσμος Ι. Ἡ Ανατολική Ρωμαική Αυτοκρατορία (330-641). Αθήναι, εκδόσεις ΠΟΛΙΣ, 2007. Σ. 193-224 (Κεφ. 4).

При переводе был сделан ряд кратких добавлений, необходимых по смыслу, которые поставлены в круглые скобки. Ссылки на литературу, указанную в конце, приводятся в квадратных скобках.

[1] Во франц. тексте: имеет статус отчасти.

Переведено игуменом Дионисием (Шленовым) совместно с П.В. Кузенковым

Источник

Положение о митрополиях Русской Православной Церкви (от 15 октября 2018 года)

Документ утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5–6 октября 2011 года (журнал № 131). Дополнен решениями Священного Синода от 27 декабря 2011 года (журнал № 153). 15 октября 2018 года Священный Синод утвердил новую редакцию Положения (журнал № 83).

1. Одной из форм организации взаимодействия епархий в Русской Православной Церкви являются митрополии, включающие в себя две или более епархии.

2. Митрополия учреждается с целью координации богослужебной, пастырской, духовно-просветительской, образовательной, миссионерской, молодежной, издательской, информационной, социальной, благотворительной деятельности епархий, входящих в ее состав, а также их взаимодействия с обществом и органами светской власти.

3. Решение о создании или упразднении митрополии, о её наименовании, а также о составе входящих в неё епархий принимается Священным Синодом Русской Православной Церкви (далее – Священный Синод) с последующим одобрением Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (далее – Архиерейский Собор).

4. Епархии, входящие в состав митрополии (далее – «епархии митрополии»), находятся в прямом каноническом подчинении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (далее – «Патриарха»), Священного Синода, Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви.

5. Вышестоящей инстанцией для епархиальных церковных судов епархий митрополии является Высший общецерковный суд Русской Православной Церкви.

6. По мере надобности, но не менее одного раза в квартал, в митрополии созывается архиерейский совет митрополии (далее – «архиерейский совет») в составе всех епархиальных и викарных архиереев митрополии, а также секретаря архиерейского совета, назначенного главой митрополии.

Примечание: в случае, если секретарь архиерейского совета не имеет епископского сана, он участвует в заседаниях архиерейского совета с правом совещательного голоса.

7. По предложению любого из членов архиерейского совета на заседания последнего могут приглашаться епархиальные должностные лица с правом доклада по темам, входящим в их компетенцию.

8. Одно из заседаний архиерейского совета ежегодно проводится с приглашением председателей епархиальных отделов и благочинных всех епархий митрополии, а также иных епархиальных должностных лиц по предложению членов архиерейского совета. Приглашенным участникам может быть предоставлено право доклада по темам, входящим в их компетенцию.

9. Повестка дня архиерейского совета:

а. формируется на основании предложений епархиальных архиереев митрополии, для чего глава митрополии уведомляет их о предстоящем заседании архиерейского совета не позднее чем за месяц;

б. рассылается членам архиерейского совета не позднее чем за неделю до заседания.

10. Архиерейский совет:

а. рассматривает вопросы, касающиеся нескольких или всех епархий митрополии и относящиеся к направлениям церковной жизни, перечисленным в пункте 2 настоящего Положения, и выносит по ним решения, обязательные к исполнению архиереями митрополии;

б. обсуждает порядок исполнения в епархиях митрополии решений Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода;

в. не реже раза в год заслушивает и принимает к сведению сообщения митрополита и епархиальных архиереев митрополии о жизни и деятельности вверенных им епархий, а также об исполнении на их территориях решений Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода;

г. регулярно заслушивает сообщения митрополита и епархиальных архиереев митрополии об исполнении в епархиях своих решений и, при их недолжном исполнении, дает соответствующие указания;

д. принимает решения относительно назначения должностных лиц, имеющих компетенцию в пределах нескольких или всех епархий, в тех случаях, когда назначение таковых должностных лиц предусмотрена решениями высшей церковной власти;

е. создает межъепархиальные коллегии или вырабатывает иные механизмы взаимодействия однопрофильных епархиальных отделов всех епархий и наблюдает за осуществлением такого взаимодействия;

ж. не реже раза в год заслушивает отчеты руководителей межъепархиальных коллегий и иных межъепархиальных органов координации деятельности епархиальных отделов и выносит суждения по таковым отчетам;

з. определяет перечень соборных богослужений, совершаемых всеми архиереями митрополии, в дни памяти святых, просиявших в митрополии, местных чтимых образов, а также по случаю иных торжеств, причем в отдельных случаях архиерейским советом может быть принято решение о соборном служении духовенства всех епархий митрополии, с учетом, при этом, местных транспортных условий;

и. при необходимости может созывать собрание всех священнослужителей митрополии или представителей духовенства от каждой епархии митрополии;

к. утверждает общий объем и распределение между епархиями материального обеспечения духовных учебных заведений, расположенных в пределах митрополии, а также обеспечения проектов и мероприятий, касающихся всех епархий митрополии;

л. принимает решения, касающиеся деятельности духовных учебных заведений и развития проектов, совместно финансируемых епархиями митрополии;

м. контролирует, чтобы выпускники духовных учебных заведений митрополии, поступающие в таковые из епархий митрополии, после выпуска в обязательном порядке направлялись на служение в епархию, откуда они поступали;

н. утверждает порядок распределения между епархиями материальной поддержки, поступающей из общих для всей митрополии источников;

о. заслушивает сообщения епархиальных архиереев митрополии относительно планов по отчуждению имущества вверенной ему епархии или ее канонических подразделений и имеет право рекомендовать епархиальному архиерею воздержаться от такового отчуждения;

п. по предложению главы митрополии или епархиального архиерея епархии митрополии может давать рекомендации относительно урегулирования конфликтных ситуаций, возникших на территории данной епархии, в частности в тех случаях, когда таковые ситуации получили резонанс во всей митрополии;

р. вправе представлять Священному Синоду предложения об изменении епархий митрополии, об образовании в митрополии новых епархий и их именования;

с. вправе предлагать Священному Синоду кандидатов для замещения вакантных кафедр епархий митрополии.

11. Кворум архиерейского совета составляют 2/3 архиереев митрополии. Постановления архиерейского совета принимаются большинством голосов присутствующих епархиальных архиереев. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.

12. Протокол заседания архиерейского совета составляется секретарем и не позднее одной недели после заседания рассылается на согласование всем членам архиерейского совета, которые могут представить свои замечания и предложения в течение недели после рассылки. Окончательный текст подписывается главой митрополии и всеми членами архиерейского совета в течение двух недель. В случае сохраняющегося несогласия с решением архиерейского совета или с содержанием протокола каждый епархиальный архиерей вправе, подписав протокол, направить в течение недели членам архиерейского совета уведомление в письменном виде о своем несогласии, после чего вопрос повторно рассматривается архиерейским советом. В случае сохраняющегося несогласия после этого повторного рассмотрения, епархиальный архиерей вправе обратиться к Патриарху в течение месяца, либо принять решение архиерейского совета к исполнению.

13. Протокол заседания архиерейского совета направляется Патриарху в течение двух недель после подписания.

14. Глава митрополии (митрополит) является епархиальным архиереем одной из епархий митрополии и назначается Священным Синодом, о чем выдается Патриарший Указ.

15. Имя митрополита возносится во всех храмах митрополии после имени Патриарха:

в пределах своей епархии с формулировкой «Господина нашего Высокопреосвященнейшего имярек митрополита титул» (в краткой форме: «Господина нашего Высокопреосвященнейшего митрополита имярек»);

в пределах других епархий с формулировкой «Господина Высокопреосвященнейшего имярек митрополита титул» (в краткой форме: «Господина Высокопреосвященнейшего митрополита имярек»).

16. Производство дел митрополии осуществляется епархиальным управлением епархии, возглавляемой митрополитом.

а. первенствует за богослужениями, соборно совершаемыми архиереями митрополии;

б. созывает архиерейский совет, председательствует на нем, представляет его постановления Патриарху и рассылает их епархиальным архиереям митрополии;

в. координирует деятельность епархий митрополии по всем направлениям церковной жизни, перечисленным в пункте 2 настоящего Положения;

г. в пределах митрополии имеет наблюдение за осуществлением решений Поместных и Архиерейских Соборов, а также Священного Синода, и в случаях недолжного исполнения таковых решений имеет право сделать братское внушение или сообщить о ситуации Патриарху;

д. имеет наблюдение за исполнением епархиальными архиереями митрополии решений архиерейского совета и, в случаях недолжного исполнения таковых решений, делает братское внушение при игнорировании которого может вынести вопрос на рассмотрение архиерейского совета, а затем сообщить о ситуации Патриарху;

е. наблюдает за регулярным проведением совместных совещаний представителей епархиальных отделов и иных учреждений епархий митрополии;

ж. на основании решений архиерейского совета издает распорядительные документы о назначении должностных лиц, имеющих полномочия в пределах нескольких или всех епархий митрополии; при необходимости распорядительные документы также издаются епархиальными архиереями в пределах своих епархий;

з. для ознакомления с церковной жизнью в митрополии не реже одного раза в год посещает епархии по согласованию с их епархиальными архиереями или по поручению Патриарха; может также посещать епархии по приглашению светских властей или представителей светского общества при согласовании таковых посещений с епархиальными архиереями;

и. преподает братские советы архиереям митрополии относительно управления епархиям; при игнорировании таковых советов вправе направить соответствующее представление Патриарху;

к. по указанию Патриарха или по собственной инициативе представляет Патриарху свое мнение относительно положения дел в епархиях митрополии;

л. по запросу Высшего общецерковного суда проводит расследование дел, находящихся на рассмотрении в Общецерковном суде и касающихся деятельности канонических подразделений или должностных лиц Русской Православной Церкви на территории митрополии, и представляет свой отзыв на эти дела;

м. принимает жалобы на решения или действия архиереев митрополии и рассматривает таковые жалобы без формального церковного судопроизводства самостоятельно или совместно с архиерейским советом, а в случае невозможности примирить стороны или иным образом решить вопрос к удовлетворению сторон – направляет дело на рассмотрение Патриарха с приложением своего мнения или мнения архиерейского совета;

н. осуществляет расследование по делам, касающимся епархий митрополии, в тех случаях, когда органы высшего церковного управления направляют ему соответствующий запрос;

о. имеет право восседания на горнем месте во всех храмах митрополии;

п. может обращаться с посланиями к клиру и мирянам всей митрополии.

18. Епархиальный архиерей митрополии:

а. в пределах вверенной ему епархии обладает всей полнотой прав и обязанностей, предусмотренных Уставом Русской Православной Церкви, в частности – статьями 6–26 главы XVI; к исключительной компетенции епархиального архиерея, либо к его компетенции совместно с органами епархиального управления, относится принятие решений по вопросам, перечисленным в упомянутых статьях;

б. взаимодействуя с главой митрополии:

обращается к нему за рекомендациями и принимает от него советы относительно управления епархией;

предоставляет ему копии годовых, в том числе финансовых, отчетов, направляемых на имя Патриарха, а также копии резолюций Патриарха, наложенные на таковые отчеты;

заблаговременно сообщает ему о датах своих выездов за пределы епархии в уведомительном порядке;

уведомляет его о приглашении архиереев епархий, находящихся за пределами митрополии;

в. взаимодействуя с епархиальными архиереями митрополии:

информирует их о наложении прещений на клириков и о кончине священнослужителей епархии;

согласовывает с ними представление к награждению церковными наградами светских лиц, деятельность которых осуществляется на территории других епархий митрополии;

уведомляет их об отказах в хиротонии лицам, взыскующим священного сана;

согласовывает с ними в рабочем порядке или на архиерейском совете возможность хиротонии лиц, коим ранее было отказано в хиротонии в других епархиях митрополии.

19. В сфере взаимодействия с органами светской власти и обществом:

а. митрополит может представлять интересы всех епархий митрополии во взаимодействии с органами светской власти, а также представителями светского общества, полномочия или деятельность которых распространяются на всю территорию митрополии, но, при этом, имеет попечение о равноправном взаимодействии всех епархиальных архиереев митрополии с таковыми органами и лицами и предварительно обсуждает с епархиальными архиереями свои обращения к упомянутым органам власти и лицам, когда таковые обращения затрагивают интересы нескольких или всех епархий митрополии;

б. епархиальные архиереи, будучи вправе взаимодействовать со всеми должностными лицами региональных органов светской власти по вопросам, касающимся вверенных им епархий, согласовывает свою позицию с митрополитом в тех случаях, когда решение таковых вопросов может затронуть интересы других епархий;

в. уведомляют митрополита о таковом взаимодействии (за исключением взаимодействия с лицами, полномочия которых осуществляются в пределах данной епархии) и согласовывают с митрополитом свои просьбы или предложения к упомянутым лицам, затрагивающие интересы других епархий митрополии;

г. архиерейский совет согласовывает проекты договоров (соглашений) о сотрудничестве с органами светской власти, полномочия которых распространяются на всю территорию митрополии; таковые договоры (соглашения) подписываются всеми епархиальными архиереями митрополии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *