Мгла волнистая что это
Осень
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги.
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
VIII
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
Стихотворение «Осень» А.С. Пушкин анализ, восприятие, толкование
Стихотворение «Осень» было написано Пушкиным в 1833 году. При жизни поэта не печаталось. Жанр этого произведения — отрывок. Эпиграф к «Осени»» был взят из послания Г.Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская»: «Чет в мой дремлющий тогда не входит ум?»
В этом стихотворении поэт размышляет о тихой, уединенной жизни на лоне природы, о простых сельских развлечениях семейных радостях, творчестве, быстром ходе времени. Заканчивается произведение строчкой, явно перекликающейся с эпиграфом: «Плывет. Куда ж нам плыть?» Процесс вдохновения сравнивается здесь с кораблем, громада, которою «двинулась и рассекает волны». Таким образом, мы можем говорить о кольцевой композиции.
В стихотворении можно выделить три части.
Первая часть вводит тему осени. Она открывается пейзажем, в котором нарисована реалистическая картина русской осенней природы:
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей,
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча, еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл, сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Во второй части лирический герой вспоминает о других временах года — весне, зиме, лете. Он размышляет об особенностях каждой поры, пристально вглядываясь в течение времени. Так, он не любит весны, она «скучна» ему, весной он «болен», «чувства» и «ум» «тоскою стеснены». Зимняя пора угнетает его бесконечными холодами, унылым блеском снегов, однообразием развлечений.
Лето же и вовсе «губит» «душевные способности» — «зной, да пыль, да комары, да мухи». И только осень остается неизменно притягательной для лирического героя, из годовых времен он «рад лишь ей одной».
Именно об этом идет речь в третьей части стихотворения. Лирический герой признается в своей любви к осени: эта пора наполняет его жизнью, энергией, счастьем, дает ощущение молодости, радости бытия, естественно переходящей в радость творчества. Ведь дни поздней осени «бранят обыкновенно», это мрачная, унылая пора, время угасания, увядания природы, сопоставимое со смертью. И мы видим здесь соответствующие сопоставления.
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И резкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
В финале стихотворения возникает тема вдохновения, рождения поэзии. Этот процесс — настоящее таинство для лирического героя, душа его погружается в «сладкий сон», отрешаясь от всего мира:
И забывая мир — ив сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет свободный рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
Стихотворение написано шестистопным ямбом, октавами, рифмовка — перекрестная и парная.
Поэт использует различные средства художественной выразительности: метонимию («Унылая пора! Очей очарованье»), эпитет («прощальная краса», «блестящие тревоги», «красою тихою», «незримый рой»), оксюморон («пышное природы увяданье»), олицетворение («уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей», «Дохнул осенний хлад», «И будит лай собак уснувшие дубравы», «и жаль зимы старухи, И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом»), ряды однородных членов и многосоюзие («Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи»), метафору («И с каждой осенью я расцветаю вновь», «И пробуждается поэзия во мне»), синтаксический параллелизм («Чредой слетает сон, чредой находит голод»), развернутое сравнение (VI строфа), анафору («И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге»).
На лексическом уровне мы находим старославянизмы («хлад», «краса»), книжную лексику, слова и выражения высокого стиля («нагой», «дева», «на устах», «бытия»), устаревшие слова и словоформы («поспешать», «лист», «недвижим»), разговорную лексику («вонь», «надо знать и честь» — фразеологизм разговорного характера), в нарицательном значении употреблено имя героини рыцарской поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим» («С Армидами младыми»), прозаизмы, выражения сниженного стиля («зной», «пыль», «комары», «мухи», «организм»).
Таким образом, в стихотворении «Осень» Пушкин обращается к реализму, утверждает «поэзию действительности». Белинский писал, что это «целая… поэма, отличающаяся верностию красок и богатством национальных элементов».
Вместе с тем в отрывке ощутимо лирическое начало: «она особенно знакомит с личностию самого поэта».
Этот синтез эпического и лирического начала определяет художественное своеобразие произведения. Стихотворение вызывает неизменный интерес критиков и литературоведов.
Мгла – природное явление, подразумевающее скопление большого количества песка, пыли, дыма или снега в нижнем слое атмосферы. Видимость в условия мглы составляет от 5 до 9 километров, но в исключительных случаях может снизиться до 80- 90 метров.
Обычное атмосферное явление, при котором происходит помутнение воздуха из-за поднявшихся вверх твердых частиц, выглядит мрачно. В давние времена этот процесс вызывал мистический страх и считался плохим предзнаменованием из-за темно-желтого или свинцового цвета приземной части атмосферы.
Причины появления мглы
Основными факторами, вызывающими помутнения воздуха, является структура грунта:
В таких местностях почва засушлива и незакрепленные слои земли и песка при сильном ветре, поднимаясь вверх, создают подобие темного тумана, в котором сложно дышать и порой невозможно что-то разглядеть на расстоянии менее одного километра. Причинами такого явления служат:
Деятельность человека становится виной дымовых завес и смога над городами. Чем больше город, тем чаще и гуще мгла.
Виды мглы
Песчаная. Этот вид мглы является проблемой для жителей жарких стран, где расположены пустыни. Под воздействием ветра, возникающие песчаные бури могут надолго загрязнить воздух и парализовать движение в близлежащих населенных местностях.
Пыльная. Это результат жизнедеятельности людей. Вездесущая пыль, также как и песок, заволакивает города и села. Чем больше населенный пункт, чем сильнее и непрогляднее бывает мгла.
Дымовая. Частое явление в летний период. Не всегда человек становится виновником торфяных и лесных пожаров. Дымовая мгла, как природное явление накрывала землю еще задолго до появления человечества. Едкие частицы настолько большие, что поднимаясь в воздух, могут надолго затмить солнечные лучи.
Снежная. Этот вид мглы безопасен для здоровья человека. В период сильных морозом миллиарды снежинок поднимаются в воздух, кружат, переливаются в солнечных и лунных лучах, вызывая восторг и радость. Но при отсутствии солнца снежная мгла не очень приятное явление. Видимость в условиях снежной бури может снижаться до 2- 3 метров.
Отличие мглы от тумана
Таким образом, туман – это водяной пар в воздухе, а мгла состоит из твердых микрочастиц, преимущественно из дыма и пыли перед началом бури.
Вред от появления мглы
Так как мгла – природное явление (за исключением промышленных выбросов), предупредить ее появление человечество не может. Остается лишь соблюдать осторожность и пользоваться защитными средствами (маски) при работе и передвижении в условиях плохой видимости.
Значение слова «мгла»
1. Пелена тумана, пыли, дыма и т. п. Село, церковь, ближний лес — все исчезло в снежной мгле, крутящейся в воздухе. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы. [Татарский берег] слегка подернут синеватою мглой: это — дым от далеких лесных пожаров. Чехов, Остров Сахалин.
2. Сумрак, темнота. На холмах Грузии лежит ночная мгла. Пушкин, На холмах Грузии… Мелькают в вечерней мгле далекие огоньки — это город. Чехов, Холодная кровь.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Мгла часто возникает вследствие интенсивной эрозии почвы, при пыльных бурях в пустынных и степных районах, а также в результате задымления воздуха при лесных пожарах, над промышленными предприятиями и населёнными пунктами. При образовании мглы относительная влажность воздуха обычно менее 85 %, в отличие от тумана и дымки.
Помимо мглы в общем смысле, выделяют также её специфические разновидности: снежная мгла и пыльная мгла.
Сходное помутнение воздуха (чаше всего в городах) может быть вызвано наличием частиц пыли или дыма от выбросов промышленных предприятий, тогда оно называется смог.
МГЛА, ы, мн. нет, ж. Завеса тумана, пыли. М. застилает даль. Буря мглою небо кроет. Пшкн. || Сумрак, темнота (поэт.). Редеет мгла ненастной ночи. Пшкн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. мрак, тьма ◆ Он то пропадал в полной мгле, то вдруг освещался трепещущим светом. Булгаков, «Мастер и Маргарита», 1929-1940 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Как тень от облака пробегает по полю, так это тёмное пространство стало сдвигаться, и я увидела сначала часть стены в полосатых обоях, а потом и всю дедову комнату в серой предрассветной мгле. Людмила Улицкая, «Казус Кукоцкого»
2. метеорол. атмосферное явление, помутнение воздуха в виде сероватой, белёсой или желтоватой пелены вследствие скопления в воздухе большого количества мелких твёрдых частиц пыли или дыма ◆ Сквозь мутную мглу наверху солнце проклевывалось, как воспалённый, нехороший глаз. И. Грекова, «На испытаниях», 1967 г. ◆ Начинается мелкий моросящий дождь. Проспект впереди заволакивает серая зыбкая мгла. Стругацкие, «Жук в муравейнике», 1979 г. ◆ Мороз был со мглой, прихватывающей дыхание. Солженицын, «Один день Ивана Денисовича», 1961 г. (цитата из НКРЯ)
3. перен. книжн. поэт. о том, что мало известно в прошлом, неясно предполагается в будущем и т.п. ◆ Заглянуть во мглу веков. ◆ Грядущие годы таятся во мгле. Пушкин
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова планшетка (существительное):
Мгла волнистая что это
Смотреть что такое «МГЛА» в других словарях:
мгла — мгла, ы … Русский орфографический словарь
МГЛА — жен. помраченье воздуха, испарения, сгущающие воздух, делающие его тусклым, мало прозрачным; сухой туман, дым и чад, нагоняемые в засухи от лесных паров. В знойные дни, мгла всегда стоить в низших слоях воздуха и мешает зрению. | ряз., твер.… … Толковый словарь Даля
мгла — ы; ж. 1. Пелена тумана, пыли, дыма и т.п. Снежная, туманная м. Покрыться мглой. М. рассеялась. 2. Сумрак, темнота. Вечерняя м. Скрыться во мгле. * На холмах Грузии лежит ночная мгла (Пушкин). 3. Книжн. О том, что мало известно в прошлом, неясно… … Энциклопедический словарь
мгла — См. туман. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мгла темнота, туман; хмарь, полумгла, мара, кромешный мрак, кромешная тьма, непроглядная тьма, темень, темь, сумрак, тьма, пар … Словарь синонимов
МГЛА — МГЛА, мглы, мн. нет, жен. Завеса тумана, пыли. Мгла застилает даль. «Буря мглою небо кроет.» Пушкин. || Сумрак, темнота (поэт.). «Редеет мгла ненастной ночи.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
мгла — мгла, мглы, мглы, мгле, мглам, мглу, мглы, мглой, мглою, мглами, мгле, мглах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
мгла — мла – то же, севск., укр. мгла, др. русск., цслав. мьгла, болг. мъгла, сербохорв. ма̀гла, вин. ед. ма̏глу, словен. mǝglà, чеш. mhla, mlha, слвц. hmla, польск. mgɫa, в. луж. mhɫa, н. луж. mɫа. Праслав. *mьgla родственно лит. miglà, вин. mìglą … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
МГЛА — МГЛА, мглы, жен. Непрозрачный воздух (от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек). Поля покрылись мглой. Ночная м. окутала город. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
мгла — бесприветная (Лермонтов); беспросветная (Надсон, Ратгауз); бесцветная (Башкин); бледная (Брюсов, Бунин); белесая (Серафимович); белесовато сумрачная (Серафимович); водянистая (Фофанов); волнистая (Пушкин); глубокая (Надсон); густая (Серафимович); … Словарь эпитетов
МГЛА — помутнение воздуха из за наличия в нем взвешенных аэрозольных частичек пыли, дыма, гари и т. п. При сильной мгле дальность видимости падает, как при тумане … Большой Энциклопедический словарь
Мгла — ж. 1. Мрак, тьма. 2. Непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами; туман. отт. Дождь, снег, иней, скрывающие очертания предметов. 3. Воздух, насыщенный мельчайшими частицами пыли или дыма. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой