Мид что за институт
МГИМО | Московский институт международных отношений
В 1944 году международный факультет МГУ им. М. В. Ломоносова выделился в самостоятельный институт – так началась история крупнейшего вуза России по подготовке специалистов в области международных отношений.
Постепенно МГИМО расширял количество факультетов и направлений подготовки. На экономическом профиле добавились отделения внешней торговли и ВЭД, открылись факультеты международных отношений и журналистики, факультет международного бизнеса и делового администрирования, политологии.
С 2000 года МГИМО приступил к подготовке кадров для развития международного энергетического сотрудничества. С такой инициативой выступили ведущие нефтяные, газовые и энергетические компании страны.
Поступление с UniPage
Наши менторы курируют весь процесс поступления: от выбора вуза и подготовки документов до зачисления и получения визы. Мы всегда на связи и готовы ответить на любые вопросы. Специалисты UniPage объективно оценят вашу ситуацию и предложат самые подходящие варианты.
Международный рейтинг | 468 |
Рейтинг в стране | 5 |
Репутация работодателей | 320 |
Качество преподавания | 44 |
Интернационализация студентов | 342 |
Международные рейтинги | |
---|---|
UniPage World University Ranking | 468 |
QS World University Rankings | 397 |
Русский | Московский государственный институт международных отношений |
old | Moscow State Institute of International Relations (University) |
Структура МГИМО
В 2016 году был открыт первый филиал МГИМО в Одинцово, в котором проходит обучение программам бакалавриата, магистратуры, среднего профессионального (колледж МГИМО) и среднего общего образования (лицей им. А. М. Горчакова). В Одинцовском филиале работает 4 факультета:
Стоимость программ обучения
Программа | Стоимость в год | Мест, бюджет | Мест, платно | Баллы*, бюджет 2019/2020 учебный год | Баллы*, платно 2019/2020 учебный год |
---|---|---|---|---|---|
Государственное и муниципальное управление профили «Экономическая политика», «Управление региональной и федеральной собственностью», «Цифровое гос. управление» | 7,096 USD | 5 | 50 | 89 | 60 |
Международные экономические отношения | 7,993 USD | 60 | 100 | 91 | 79 |
Мировая политика | 7,802 USD | 10 | 37 | 92 | 77 |
Международные отношения | 7,830 USD | 46 | 30 | 94 | 84 |
Дипломатия и политика зарубежных стран | 8,808 USD | 89 | 20 | 93 | 83 |
Международная торговля и торговое дело | 7,096 USD | 8 | 45 | 89 | 60 |
Связи с общественностью и международное энергетическое сотрудничество | 7,802 USD | 5 | 16 | 94 | 80 |
Мировая экономика и международное энергетическое сотрудничество | 8,373 USD | 5 | 23 | 95 | 83 |
Связи с общественностью | 7,313 USD | 13 | 40 | 93 | 73 |
Международно-правовая юриспруденция | 7,313 USD | 76 | 60 | 95 | 88 |
Международная журналистика | 7,558 USD | 29 | 30 | 95 | 73 |
Социология массовых коммуникаций | 6,362 USD | 10 | 35 | 97 | 74 |
Политология профили «Политическая конфликтология», «Теория политики», «Технологии публичной политики» | 7,096 USD | 20 | 50 | 91 | 70 |
Международные отношения и энергетическая дипломатия | 8,428 USD | 10 | 25 | 94 | 81 |
Международное право и юридическое обеспечение международного энергетического сотрудничества | 8,047 USD | 11 | 28 | 100 | 85 |
Международные экономико-экологические проблемы | 7,068 USD | 20 | 15 | 95 | 72 |
Глобальная политика на английском языке | 9,787 USD | — | 37 | — | 79 |
Международный бизнес и международное энергетическое сотрудничество | 7,993 USD | — | 21 | — | 75 |
Международный менеджмент | 7,993 USD | — | 65 | — | 62 |
Международное право и сравнительное правоведение совместно с Centre International Lomonosov (CIL), г. Женева | 6,742 USD | — | 25 | — | 60 |
*Средний проходной балл – это суммарный проходной балл, поделенный на количество предметов ЕГЭ.
Преимущества обучения в МГИМО
Особенности и недостатки обучения
Поступление в МГИМО
Абитуриенты должны предоставить в приемную комиссию вуза комплект следующих документов:
Порядок поступления на бакалавриат
Прием заявлений и документов от иностранных абитуриентов проходит с середины июня до начала июля.
Документы для поступления, которые нужно лично передать в Международное управление:
После подачи документов, абитуриент должен пройти вступительные испытания по русскому языку (письменный экзамен и собеседование) и иностранному языку (письменное тестирование). В случае успешного прохождения испытаний, необходимо оплатить обучение и заключить контракт с вузом.
Как подготовиться к поступлению
Вечерние подготовительные курсы. Проводятся с сентября по июнь, направлены на подготовку к ЕГЭ и ДВИ Дополнительные вступительные испытания на все направления обучения в МГИМО по истории, обществознанию и математике. Продолжительность курса для учеников 11-го класса – 1 год, для учеников 10 класса – 2 года. Зачисление проводится по итогам тестирования по английскому языку. Подача заявлений начинается с мая. Стоимость обучения составляет 2,787 USD в год.
Дистанционный курс по английскому языку. Рассчитан на год и состоит из 14 уроков. Стоимость за весь курс – 897 USD (449 USD за 1 семестр). Программа курса включает:
Для зачисления на курс необходимо пройти конкурсный отбор по результатам дистанционного тестирования.
Олимпиады. Победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников (заключительный этап) и всеукраинских ученических олимпиад (4 этап) могут поступить в МГИМО без вступительных испытаний. Результаты конкурсов могут быть предъявлены комиссии вуза в течение 4-х лет после проведения.
Телевизионная олимпиада «Умницы и умники». Олимпиада организована для привлечения в МГИМО талантливых школьников со всей страны. Телепроект проводится ежегодно с сентября по май более 20 лет. Для участия необходимо прислать заявку в редакцию передачи «Умницы и умники». Письмо должно содержать:
По результатам предварительного отбора, комиссия приглашает школьников для участия в телепроекте.
Призерам засчитывается 100 баллов по соответствующему предмету, при условии, что результат ЕГЭ не ниже 75 баллов.
Интенсивные курсы русского и английского языка. Двухнедельная программа обучения перед вступительными испытаниями. Каждый курс длится 40 академических часов. Расписание занятий дает возможность посещать оба курса одновременно. Для записи необходимо оставить заявку и получить дополнительную информацию у координатора.
Годичный подготовительный курс русского языка. Программа дает возможность подготовиться к вступительному тестированию по предмету на программы бакалавриата или магистратуры. Обучение проходит с сентября по июнь, в дневное или вечернее время (в зависимости от группы). Занятия идут в форме пятидневки по 6 академических часов в день. Группы формируются по уровню знания языка. Курс включает занятия по фонетике, грамматике, лексике (в том числе научной), основам истории и культуры страны. Полная стоимость программы составляет 6,389 USD для начального уровня или 5,165 USD для продвинутого уровня.
Международная деятельность
МГИМО ведет набор на 33 программы двойного диплома, большинство из которых магистерские.
Программы двойного диплома магистратуры
Направление | Программа | Вуз-партнер | Стоимость в год |
---|---|---|---|
Международные отношения | Corporate Governance and Global Network Diplomacy | HEC Paris, Франция | 31,091 USD |
Политология | Political Consulting and International Relations | University of Pisa, Италия | 1,131 USD Первый год обучения в вузе-партнере 7,914 USD Второй год обучения в МГИМО |
Торговое дело | Management & International Marketing | Henley Business School, Великобритания | 9,293 USD Первый год обучения в МГИМО 26,285 USD Второй год обучения в вузе-партнере |
Государственное и муниципальное управление | Digital Public Governance | Sapienza University of Rome, Италия | 1,131 USD Первый год обучения в вузе-партнере 7,914 USD Второй год обучения в МГИМО |
Менеджмент | Sustainable Development and Energy | University of St Andrews, Великобритания | 26,285 USD Первый год обучения в вузе-партнере 9,133 USD Второй год обучения в МГИМО |
Программы двойного диплома бакалавриата
Направление | Программа | Вуз-партнер | Стоимость в год |
---|---|---|---|
Международные отношения | Politics and International Relations | University of Reading, Великобритания | 13,567 USD стоимость обучения на 1-2 курсе в МГИМО 19,183 USD стоимость обучения на 3,4 курсе в университете Рединга |
Экономика | International Finance and investment management | University of Reading, Великобритания | 14,358 USD стоимость обучения на 1-2 курсе в МГИМО 19,183 USD стоимость обучения на 3,4 курсе в университете Рединга |
Международные отношения | Global policy | Marbella International University Centre, Испания | 21,368 USD Стоимость обучения 1, 2, 3 курса в Марбелье 10,741 USD Стоимость обучения на 4-м курса в МГИМО |
Бизнес-образование в МГИМО
Программы дополнительного профессионального образования реализуются Школой бизнеса и международных компетенций МГИМО, которая имеет аккредитацию Association of MBAs. Подготовка идет по нескольким программам, среди которых Executive MBA, МВА, Pre-MBA и стажировки в зарубежных школах-партнерах.
Программа | Мин. возраст | Мин. стаж | Стоимость в год |
---|---|---|---|
Менеджмент в индустрии моды Совместно с Британской высшей школой | 25 лет | 3 года | 8,156 USD |
Предпринимательство и управление бизнесом | 30 лет | 3 года на управленческих должностях, или управление собственным частным бизнесом | 6,253 USD |
«Цифровая экономика» Совместно с Московским физико-техническим институтом | 25 лет | 3 года | 8,156 USD |
Финансовый директор | 25 лет | 3 года | 6,253 USD |
Экономика и управление в международном бизнесе | 25 лет | 3 года | 6,253 USD |
Корпоративное управление (EМВА) | 30 лет | 5 лет на управленческих должностях, или управление собственным частным бизнесом | 10,195 USD |
Международные стажировки
Во время обучения в МГИМО студенты могут обратиться в отдел Международного управления и подать заявление на прохождение стажировки в одном из иностранных вузов, с которым подписано соглашение. Расходы, связанные с оформлением документов, переездом, проживанием и питанием берет на себя учащийся.
Продолжительность стажировки за рубежом, как правило, не превышает 1 семестр. В некоторых случаях возможно продление до 2 семестров. Стажировка может быть в рамках договоров с вузами-партнерами или инициирована самим студентом (самостоятельно находит место обучения и оформляет все необходимые документы). Для участия в конкурсе необходимо иметь:
Этапы участия в конкурсе:
Все документы подаются в Международное управление МГИМО до 15 сентября для прохождения стажировки в весенний семестр, до 15 февраля – в осенний семестр. По согласованию с деканатом стажировка может быть засчитана студенту в качестве преддипломной практики.
Студенческая жизнь
Внутри студенческого сообщества МГИМО существует около 20 организаций. Самая многочисленная и масштабная – Студенческий союз. Организация объединяет более 1000 студентов вуза, которые участвуют в работе одного или нескольких самостоятельных отделов (отдел дизайна, пресс-служба, отдел по организации культурных мероприятий и т.д.). Каждый год участники студенческого союза готовят десятки мероприятий:
Московская модель ООН им. Виталия Чуркина – это ежегодная научная конференция, которая проходит в форме ролевой игры и объединяет более 500 делегатов. Студенты и ученики старших классов в течение нескольких дней примеряют на себя роль официальных представителей стран-членов ООН и международных организаций для обсуждения вопросов, стоящих на повестке дня комитета. Цель участников пятидневного мероприятия – абстрагироваться от персональной точки зрения (отстаивать официальную позицию представляемой страны) и принять резолюцию по повестке комитета.
Инфраструктура МГИМО
Кампус. МГИМО часто называют «лежачим небоскребом» или «городом в городе». Пять корпусов, библиотека и спортцентр связаны между собой переходами, обеспечивая возможность перемещения по всей территории не выходя на улицу. В коридорах есть навигационные таблички, которые помогают сориентироваться тем, кто впервые попал в университет. В зданиях находится все необходимое: кафе, столовые, библиотечные залы, книжный магазин, спортивные залы и бассейн. На всей территории кампуса есть бесплатный Wi-Fi. Студенты могут проводить свободное время в оборудованных компьютерами и наушниками залах для самостоятельной подготовки. На территории студенческого городка находится общежитие №2 – одно из 4-х студенческих общежитий МГИМО.
Общежитие | Адрес | Тип размещения | Кол-во мест | Стоимость в мес. Включая коммунальные платежи |
---|---|---|---|---|
№1 «Новые Черемушки» | Ул. Новочеремушкинская, 26 | Комнаты на 2-3 чел. | 600 | 14 USD |
№2 «Вернадского» | Пр-т Вернадского, 76 | Комнаты на 2 чел. | 600 | 18 USD |
№3 «Теплый стан» | Ул. Генерала Тюленева, 13 | 2-х комнатные квартиры | 300 | 15 USD |
№4 «Царицыно» | Ул. Каспийская, 28 корп.1 | 1, 2-х и 3-х комнатные квартиры | 300 | 15 USD |
Библиотека имени И. Г. Тюлина. Фонд научных изданий включает более 740 тыс. книг на 55 иностранных языках, в том числе фонд редких и ценных книг, в котором собраны отечественные и иностранные документы начиная с 13 века. Студенты МГИМО получают доступ в читальные залы и к электронному каталогу.
Военная кафедра. Подготовка сержантов и солдат запаса по специальности «Лингвистическое обеспечение военной деятельности». Будущие военные лингвисты проходят стажировку в Управлении пресс-службы и информации Министерства обороны РФ.
Интересные факты о МГИМО
Известные выпускники
Отзывы студентов
Плюсы. Перспектива трудоустройства в МИД РФ, возможность пройти международные стажировки (студенты с высоким рейтингом участвуют в программах несколько раз). Удобное расположение учебных корпусов, которое позволяет не тратить время на перемещение в течение учебного дня. Встречи с интересными спикерами, практика в МИДе, министерстве экономического развития и в системе ООН. Насыщенная студенческая жизнь (фестивали, клубы, летние школы).
Минусы. Учебная нагрузка (шестидневка с контролем посещаемости) не дает возможность параллельно получать опыт работы даже на старших курсах, поэтому многие выпускники отмечают недостаток реальной практики к концу учебы. «Лотерея» с назначением 2-го языка, в которой личные предпочтения практически не принимаются во внимание. Плохие условия в общежитиях (частое отключение горячей воды, тараканы, отсутствие косметического ремонта).
О МГИМО
Анатолий Торкунов: «МГИМО — человекоцентричный университет»
К 2020 году, началу своей новой пятилетки, МГИМО подошел как самый рыночно ориентированный и самый человекоцентричный университет России. Казалось бы, противоречие? Наоборот, в этом уникальность МГИМО.
Это «противоречие» существовало и в советские годы: самый идеологический вуз страны, МГИМО был, пожалуй, одним из самых либеральных островков в образовательном море. Сочетание гибкости, связанной с природой дипломатической профессии, и камерности образования, когда в небольших языковых группах студент всегда был в центре заботы преподавателя, создавало удивительное образовательное качество, которое во все времена ценилось работодателем.
Это качество и сейчас, в условиях стремительных перемен в глобальной индустрии образования, остается достоянием, которое нельзя потерять. Наоборот, его обязательно надо использовать в новой стратегии развития. Чтобы не было «горечи от потери нереализованного шанса», как воскликнул на заседании попечительского и наблюдательного советов МГИМО ректор университета Анатолий Торкунов.
MJ: Анатолий Васильевич, во время вашего доклада прозвучал термин «МГИМО 3.0».
Действительно, в рабочих дискуссиях о Стратегии МГИМО до 2025 года мы его использовали, понимая под «МГИМО 1.0» советский период института, под «2.0» — МГИМО первого постсоветского десятилетия и под «2.1» — последние десять лет, за которые мы накопили значительный объем количественных изменений. И мы считаем, что этот объем дает нам возможность идти к следующей «версии» нашего МГИМО — «3.0».
Жизненный цикл «3.0» начинается уже сейчас и, мы надеемся, продлится порядка десяти лет. Проработанные планы развития и обновления университета мы взялись прописать в стратегии на ближайшие пять лет. Пять лет — традиционный временной шаг в университетской среде, срок полномочий ректора, деканов, проректоров.
Да, формально стратегия рассчитана на пять лет, но мы смотрим несколько дальше. Сплав устремлений и целей формирует наше видение университета через десять лет — МГИМО-2030.
MJ: Каким вы видите МГИМО-2030?
Университетом, готовящим высокопрофессиональных специалистов для России и стран — партнеров в различных сферах: политике, экономике, юриспруденции, сельском хозяйстве, спорте, природоохранной деятельности и других.
Наше представление о МГИМО-2030 опирается на традиции российской дипломатической школы и лидерство в преподавании и исследовании международных отношений, а также на международную сеть высокопрофессиональных и влиятельных выпускников.
МГИМО ставит целью выйти на самый передовой международный уровень в сфере науки и образования, достигнуть самого высокого в России показателя возврата на инвестиции на студента, встать не просто в один ряд с такими признанными вузами, как Science Po, LSE, HEC, но полноценно конкурировать с ними за иностранных студентов из развитых стран.
MJ: Насколько МГИМО готов приступить к новому этапу в своей истории?
Считаю, что вполне готов. Основы для старта, для реализации задач новой стратегии у нас хорошие, а в ряде случаев просто отличные.
МГИМО сегодня является одним из лидеров российского высшего образования, он многолетний лидер по среднему баллу ЕГЭ при поступлении на бюджет— 96,2; лидер по доле зачисленных победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников — 192 поступивших в прошлом году; 16 процентов всех студентов МГИМО — иностранцы из ближнего и дальнего зарубежья; у нас более 90 образовательных программ бакалавриата и магистратуры, 33 из которых— программы двойного диплома; МГИМО входит в топ-100 предметного рейтинга QS по политологии и международным отношениям, занимает 2-е место в рейтинге лучших вузов страны по версии Forbes, 366-е место в рейтинге лучших университетов мира по версии QS; наконец, МГИМО — один из самых узнаваемых брендов в российской образовательной системе на пространстве Евразии и Восточной Европы.
MJ: Впечатляюще. Но и требования, которые ставят перед вузами российский и мировой рынки образования, весьма серьезные.
Мы это понимаем. Только представьте: скорость обновления знаний, компетенций и специализированных навыков сегодня такова, что они устаревают за три-пять лет, то есть быстрее, чем в среднем длится программа высшего профессионального образования! Растут индивидуализация образования и конкуренция со стороны корпоративных университетов. Идут процессы цифровизации экономики, социальной сферы, размываются национальные границы рынка образования и труда.
MJ: Что запланировано стратегией для достижения поставленных целей?
Мы определили пять стратегических приоритетов на ближайшие три года. Во-первых, это кардинальное обновление системы отбора и воспитания студентов в сильных традициях МГИМО. Важнейшим конкурентным преимуществом МГИМО является опробованная десятилетиями ценностно-компетентностная модель. Именно она лежит в основе успеха наших выпускников, служит знаком качества для работодателей.
Только представьте: скорость обновления знаний, компетенций и специализированных навыков сегодня такова, что они устаревают за три – пять лет, то есть быстрее, чем в среднем длится программа высшего профессионального образования!
Мы хотим знать своих абитуриентов, понимать, что ими движет. Поэтому будем усиливать работу со школами, создавать в некоторых из них классы МГИМО, продолжим развитие нашего Горчаковского лицея, разработаем систему инструментов, позволяющих распознать в школьниках задатки лидерства, находить самородки в Москве и регионах, а также за рубежом: сейчас мы создаем классы для своего узбекистанского филиала в лучших лицеях Ташкента, начинаем работу с русскоязычными школами в Монголии.
Мы высоко ценим олимпиадников, уже сегодня на многих направлениях практически все бюджетные места остаются за ними. МГИМО мог бы расширить окно возможностей для талантливых, но не очень состоятельных абитуриентов — лидеров завтрашнего дня за счет создания специального фонда, а также развития с банками — партнерами МГИМО совместных кредитных продуктов для финансирования образования.
Во-вторых, мы перезапустим образовательную модель, ориентированную на компетенции и вызовы будущего. Профессии, находящиеся на рынке труда в течение многих десятилетий, уходят в прошлое. Им на смену приходят специальности, требующие от работника постоянного углубления и совершенствования узкозаточенных, нишевых навыков. Исходя из этого, мы намерены запустить инвентаризацию всех образовательных программ, пересмотреть содержание и методы преподавания дисциплин, переобучить своих преподавателей, привлечь новых, включая специалистов-методологов. Пилотный проект такой инвентаризации мы запускаем на МЭО. Этот факультет выступит в качестве локомотива, который потянет за собой все экономические и менеджерские специальности на других факультетах.
Фокус бакалавриата МГИМО в целом сместится в сторону модели liberal arts, на развитие универсальных компетенций, дополненных возможностью сформировать уникальный набор знаний и навыков за счет самостоятельного выбора дисциплин. Такая модель позволит повысить гибкость системы и оперативно заменять невостребованные курсы более актуальными. В магистратурах мы углубим специализацию, ориентируя их на конкретную индустрию. Все программы МГИМО будут выстроены исходя из прогноза востребованности компетенций на горизонте в три–пять лет за счет более системного вовлечения работодателей и наших партнеров в сфере образования в процесс обновления программ. Переход к новым методам преподавания означает повышение роли самостоятельной работы, подготовки студентов к кейсам, аргументированной защите своей позиции, разработке групповых и индивидуальных проектов.
Для увеличения времени студентов на эффективную самостоятельную работу МГИМО разгрузит до 25 процентов учебных планов бакалавриата, усилив фокус на качество преподавания и преподавательского состава. В магистерской подготовке МГИМО также предстоят изменения. Сейчас у нас в линейке 60 магистерских программ (по 14 направлениям подготовки), половина из которых — совместные с зарубежными вузами. МГИМО — единственный в России университет, в котором существует целый набор сетевых магистерских программ с ведущими российскими вузами: МИСиС, МФТИ, МГУ, Российским университетом физической культуры, Кубанским и Ставропольским сельскохозяйственными госуниверситетами. В дальнейшем портфель магистерских программ будет формироваться исходя из трендов на страновом и глобальном рынках труда на горизонте трех–пяти лет.
Важную роль в обновлении портфеля программ должен сыграть Одинцовский филиал, который будет развиваться как центр компетенций в сфере наук о больших данных и системном анализе в социально-экономических процессах; правовом регулировании финансовых и новых технологий; цифровых технологиях в лингвистике, а также в искусственном интеллекте в сфере коммуникаций. Филиал будет открывать самостоятельные и совместные с вузами и индустриальными партнерами образовательные программы и станет транслятором передовых знаний в сфере инноваций и анализа данных в центральный корпус МГИМО на проспекте Вернадского. Цифровизация учебных планов «большого» МГИМО будет реализовываться через такие пилотные программы, как математическое моделирование и прогнозирование международных ситуаций, а также устойчивое развитие и инновации.
По инициативе видных деятелей и представителей системы здравоохранения прорабатывается вопрос об открытии небольшого, но высокотехнологичного медицинского центра.
Если в Одинцово нашими индустриальными партнерами уже стали Группа компаний «АДВ», «Майкрософт» и N-Vidia (передовая российская компания в области искусственного интеллекта), то на Вернадского мы работаем в направлении партнерства с Курчатовским институтом и Дипломатической академией Мальты.
MJ: МГИМО — авторитетный научный центр. Какие перемены в этой области?
Это третий приоритет, который предполагает усиление исследовательской составляющей, научной и публикационной активности — основы формирования качественного академического климата и движущей силы университета в международных рейтингах.
Во всемирном рейтинге исследовательских центров Пенсильванского университета МГИМО занимает 11-е место в мире среди экспертно-аналитических центров на базе университетов. Это реально высокий показатель! Среди центров стран Центральной и Восточной Европы мы всегда находимся в первой пятерке.
Сегодня МГИМО — всемирно известный вуз в сфере международных исследований и политологии, признанный авторитет в подготовке юристов международного профиля. Но этого мало для вхождения МГИМО в целевую группу успешных и сравнительно многопрофильных университетов. Ускоренное наращивание академической репутации и узнаваемости МГИМО в международном научном сообществе требует целенаправленного развития пяти-шести научных направлений, соответствующих профилю и компетенциям МГИМО и имеющих высокую актуальность в мире.
В новые программы мы намерены привлечь в течение ближайших трех-четырех лет до ста новых научных сотрудников на основе открытого международного конкурса.
В-четвертых, нам необходимо формировать корпоративную «мягкую силу» МГИМО, специфические элементы притягательности, в том числе для зарубежных абитуриентов.
МГИМО всегда выгодно отличала широкая сеть международных партнерств. Цель стратегии пяти ближайших лет— систематизация работы с партнерами и расширение горизонтов.
Только в 2019 году МГИМО подписал пять соглашений с зарубежными вузами с перспективой совместных образовательных программ (Университет города Урбино, Университет Никосии, Второй Пекинский университет иностранных языков (BISU), Школа бизнеса в городе Ренн, Шанхайский университет международных отношений), и это дополнение к уже существующим двумстам соглашениям с зарубежными вузами. В результате развития «Трианонского диалога» с Консерваторией наук и ремесел (CNAM) и Высшей коммерческой школой (HEC)— французскими вузами первого ранга — мы выходим на создание совместных МВА-программ.
Университет будет и дальше развивать отношения с ведущими вузами мира — от студенческого обмена до совместных программ, системно реализовывать концепцию «мягкой силы» МГИМО и создавать центры притяжения в приоритетных для нас регионах мира.
Ключевым элементом развития международного бренда МГИМО станут зарубежные хабы и представительства. Филиал в Ташкенте станет первым таким хабом — центром отбора и привлечения студентов со всего региона.
Мы исходим из того, что к концу 2025 года будет сформировано еще два-три новых хаба и три-четыре представительства в странах Европы иАзии. Среди первых претендентов на включение в международную сеть МГИМО отмечу Швейцарию, Францию, Италию, Вьетнам, Монголию, Сербию. Опорой для этих хабов станут или конгломераты совместных программ (более пяти в одной стране, как это существует во Франции и Италии); или сильные ассоциации выпускников (как во Вьетнаме и Монголии); или крепкие бизнес-партнеры (Сербия). Возможно сочетание нескольких факторов (как в Швейцарии).
Наконец, в-пятых, надлежит обеспечить более быстрый и таргетированный карьерный старт выпускников и активнее вовлекать высокопрофессиональных и влиятельных выпускников в жизнь вуза.
Мы все знаем присловье, что «после МГИМО безработных не бывает», но анализ показывает, что рост конкуренции со стороны выпускников других вузов создает элемент задержки на старте наших выпускников.
Да, мгимовцы нагоняют потом своих конкурентов, но эффективность старта очень важна для работодателя. Задержанный старт объясняется тем, что выпускники других вузов начинают работу по профессии, постоянную занятость у своего первого работодателя, еще будучи студентами. В нашем случае — с огромным объемом иностранных языков, контактных часов— это невозможно. Нужно искать другие механизмы ускорения старта.
Карьерный успех наших выпускников, увеличение возврата на инвестиции, если говорить языком финансистов, — один из приоритетов разработанной стратегии. Успех выпускников чрезвычайно важен для нас, поскольку он привлекает в МГИМО новые поколения талантливых абитуриентов. Формирование влиятельного выпускника начинается с первых лет обучения за счет системы профориентации, трудоустройства и поддержки выпускников, построенной на основе тесного взаимодействия с работодателями и выпускниками.
Для успешного трудоустройства выпускников необходимо вовлекать их в подготовку к карьере еще студентами. Для этого МГИМО уже в текущем году сформирует Карьерный центр полного цикла (от профориентации до трудоустройства в конкретной компании).
Наша задача состоит в том, чтобы к 2025 году 100 процентов студентов участвовали бы в мероприятиях профориентации, а 30–40 процентов прошли специализированные курсы и нашли благодаря центру первую работу. МГИМО и Ассоциация выпускников подготовят программу по вовлечению выпускников во все сферы деятельности вуза, рассматривая их как потенциальных преподавателей, заказчиков или исследователей, работодателей, инвесторов, а не участников разовых мероприятий и фандрайзинговых кампаний. Вуз разработает линейку онлайн-продуктов и тренинговых мероприятий для выпускников, позволяющих им развивать и обновлять передовые умения и знания.
Наша цель — вовлечь к 2024 году не менее 15 процентов вчерашних выпускников в стабильное сотрудничество с университетом и продолжить наращивать уровень вовлеченности выпускников разных лет. Так, очередной Форум выпускников в Монголии в сентябре мы постараемся сделать сугубо деловым и попробуем донести посыл содержательного сотрудничества с университетом до сообщества выпускников. Прелюдией к монгольской встрече могли бы стать специальные сессии, целенаправленно организованные выпускниками в интересах МГИМО на Столыпинском форуме, ПМЭФ, Московском урбанистическом форуме и ВЭФ.
MJ: Эти задачи невозможно будет решить без укрепления существующей команды, а возможно, и формирования нового отряда управленцев единомышленников.
Конечно. Сильная команда — это группа сотрудников с высоким уровнем мотивации и вовлеченности в жизнь вуза. С их помощью мы сможем выявлять острые проблемы развития МГИМО и успешно их решать. В этом смысле одной из наиболее важных инициатив станет внедрение системы трех карьерных треков — научного, преподавательского и административного — с соответствующей системой мотивации и критериями. Сотрудники смогут выбрать наиболее подходящий для них путь, не обязывающий распылять усилия по всем фронтам, что позволит каждому заниматься тем, к чему у него есть склонность или интерес, и получать за это адекватное вознаграждение.
Научный трек будет насыщаться кадрами за счет вновь созданного Рекрутингового центра, задачей которого станут систематические усилия по привлечению внешнего преподавательского и исследовательского контингента. Мы исходим из того, что к 2025 году центр позволит привлечь до 15–20 процентов новых высококлассных профессоров и преподавателей в образовательные программы МГИМО идо сотни научных сотрудников и исследователей.
Координацией и контролем за эффективностью работы по повышению квалификации сотрудников, а также оказанием методологической поддержки при обновлении и формировании новых образовательных курсов будет заниматься другая новая структура — Центр академических компетенций. Он поможет и в подборе оптимальных форматов и методов подачи информации для внешних потребителей образовательных услуг МГИМО, и в записи онлайн-курсов МГИМО.
MJ: Сотрудники, причастные к подготовке стратегии, часто говорят о некоем проектном офисе. Что это за структура?
Проектный офис — ключевой элемент в реализации Стратегии развития МГИМО. Он обеспечит прозрачность при управлении стратегическими проектами, позволит повысить эффективность управления ими за счет привнесения лучших бизнес-практик, а также создать в университете новую управленческую культуру. Офис не участвует в оперативном управлении, он обеспечивает и контролирует качественное планирование проектов, эффективное использование ресурсов, соблюдение регламентов, выполнение ключевых показателей эффективности (КПЭ/KPI).
Проектные офисы университетов доказали свою ценность на практике в рамках реализации Программы повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов 5–100, в которой МГИМО планирует участвовать с 2020 года.
MJ: Сегодня эффективность процессов в немалой степени достигается применением IT-решений. Как обстоит дело с этим разделом стратегии?
Еще в рамках прошлой стратегии мы начали работу по цифровизации университета, новая стратегия продолжит этот курс. Мы полностью перейдем на электронную систему управления учебным процессом, электронное формирование расписания и использование личных кабинетов. МГИМО внедрит систему электронного документооборота, оцифрует и создаст единую базу научных и педагогических знаний университета, а также интегрирует системы в единый механизм для упрощения процесса обмена данными между подразделениями.
MJ: В стратегии встречается слово «человекоцентричность».
Это часть концепции. МГИМО — человекоцентричный университет, мы гордимся этим и будем всячески углублять это качество, создавая удобную физическую среду для групповой и самостоятельной работы студентов и сотрудников университета. Физическая и IT-инфраструктура— один из ключевых поддерживающих элементов стратегии, во многом предопределяющий успех реализации большинства инициатив. Пилотным проектом реорганизации образовательной среды станет научная библиотека МГИМО. Нами уже подготовлены первичный содержательный дизайн-проект и архитектурные наброски переоборудования библиотеки, и мы надеемся здесь на поддержку В.О.Потанина, чьи коллеги когда-то нас и подтолкнули к этой идее.
MJ: Человекоцентричным я бы назвал и сам процесс создания стратегии, который был не кулуарным, а весьма демократичным.
Так и есть. Стратегия — результат многомесячной работы всего сообщества МГИМО. Первоначальный ее дизайнпроект, выполненный международной консалтинговой группой BCG, мы представили самой широкой аудитории мгимовцев на Форуме выпускников МГИМО в Ташкенте, и с ней могли ознакомиться почти шестьсот наших выпускников разных лет.
Были проведены более десятка фокус-групп разного уровня, многочисленные интервью с руководством МГИМО, профессорами, студентами, выпускниками и работодателями. Огромную роль сыграли социологические опросы студентов и преподавателей, которые позволили охватить 25 и 30 процентов соответствующих групп.
В целом в процессе написания стратегии участвовало более полутора тысяч человек! Хотел бы, пользуясь случаем, поблагодарить их за заинтересованное отношение к будущему нашего МГИМО.
MJ: Нельзя не коснуться ситуации, в которой мы оказались из-за пандемии коронавируса.
Ситуация сложная, и усилия по ее преодолению для многих, особенно молодого поколения, кажутся абсолютно беспрецедентными.
Процесс получения знаний — одно из важнейших «непрерывных производств». Подавляющее большинство преподавателей МГИМО нашли возможность, а главное, проявили искреннее желание работать со студентами в период самоизоляции. Я хочу поблагодарить их за это, нам удалось сохранить обучение непрерывным!
Я обратился к студентам, призвал их быть внимательными, осторожными, осмотрительными. Каждое свое действие рассматривать через призму минимизации риска заражения коронавирусом. Постараться такой же подход внушить родным, близким, друзьям. В молодом возрасте трудно смириться с ограничениями. Тем не менее надо безопаснее тратить молодую энергию в этот период.
Что касается учебы, то в каких-то группах это онлайн-занятия в режиме реального времени, а какие-то дисциплины требуют большего объема самоподготовки в сочетании с индивидуальными удаленными консультациями со стороны преподавателя. Впрочем, не буду сейчас останавливаться на деталях, которые бесконечно разнообразны для нашего многотысячного студенческого коллектива. Надо инвестировать время и энергию в учебу, в знания — вот мой совет!
Интервью MGIMO Journal, #1 2020
Годовые отчеты МГИМО