Мигель сервет что открыл

Сервет, Мигель

Содержание

Биография

Учился в Сарагосе, Тулузе, Париже, где изучал математику, географию, астрономию, право, медицину. Мигель Сервет впервые в Европе описал малый круг кровообращения.

В 1531 году вышел в свет его трактат «Об ошибках троичности», а через год — второй трактат «Две книги диалогов о Троице», ставший ответом на полемику в связи с его первой работой. Антитринитарные взгляды Сервета вызвали протест как в католическом, так и в протестантском мире, и он был вынужден скрываться, приняв имя Михаила Виллановануса (Мишель Вильнев).

После 1532 года Сервет поселился в Лионе. В этот период он написал комментарии к новому изданию «Географии» Птолемея, в котором, в частности, восстановил забытый приоритет Колумба в открытии Нового света. В 1535—1538 годах изучал медицину в Парижском университете. Его астрологические занятия вызвали недовольство профессоров университета, дело рассматривалось Парижским парламентом, после чего Сервет был вынужден бежать из города. Он жил в различных городах Франции, занимаясь под чужим именем врачебной практикой. После 1540 года стал личным врачом архиепископа Пьера Пальмье во Вьенне. Переписка с Кальвином, которую Сервет вёл в течение нескольких лет, выявила полное несогласие их во взглядах, и Кальвин причислил Сервета к числу злейших врагов христианской религии.

В 1553 году во Вьенне анонимно вышел главный труд Сервета «Восстановление христианства», содержащий основы его антитринитарной «рациональной теологии». Считая обессмысленным крещение младенцев, Сервет полагал, что крещение должно происходить уже в зрелом, сознательном возрасте. Рассматривая понятие души, Сервет попытался дать представление о крови как обиталище души, впервые в Европе описал малый круг кровообращения. Приоритет его в изучении кровообращения считался неоспоримым до тех пор, пока в 1929 году в Дамаске не была найдена рукопись арабского врача Ибн-ан-Нафиса с описанием лёгочного кровообращения. Прямые текстовые совпадения в описаниях Сервета и Ибн-ан-Нафиса позволяют предполагать знакомство Сервета с текстом его арабского предшественника.

Книга Сервета была признана еретической, а весь тираж её уничтожен. Книга вышла с инициалами M. S. V., что позволило инквизиции установить авторство Сервета. Он был арестован, но во время судебного процесса бежал из тюрьмы и был заочно приговорён к смерти. Покинув Францию, Сервет, по-видимому, пытался найти убежище в Неаполе. Его путь лежал через Женеву, где он был узнан Жаном Кальвином, и по приговору женевской консистории сожжён на костре.

Память

В 1903 г. в Женеве установлен памятник М. Сервету.

Источник

«Неисправимый» Мигель Сервет

«Неисправимый» Мигель Сервет

Мигель Сервет родился в 1511 году в Испании, в семье нотариуса, ревностного католика. Отец его был достаточно образованным человеком и стал первым учителем для сына, а потом отдал его в школу. Учителя высоко оценивали способности подростка, который выделялся среди других учеников необыкновенной памятью (он овладел латынью, греческим и еврейским языками), живостью воображения и сердечностью. Когда Мигелю исполнилось 15 лет, отец отправил сына в Тулузский университет, чтобы тот приобрел там профессию юриста. Сервет был пытливым, старательным и упорным студентом, именитые профессора замечали его усердие и прочили ему успех в будущем, однако обстоятельства сложились иначе.

Мигель сервет что открыл. Смотреть фото Мигель сервет что открыл. Смотреть картинку Мигель сервет что открыл. Картинка про Мигель сервет что открыл. Фото Мигель сервет что открыл

Мигель Сервет. Гравюра XVI в.

В Тулузе студент М. Сервет познакомился с Хуаном Кинтаной – духовником и секретарем испанского короля Карла V, и тот стал покровительствовать духовной карьере юноши. Тулузский университет в первой половине XVI века был не только научным центром, но и ареной острой идеологической борьбы между католиками и протестантами, хотя о свободной полемике не могло быть и речи. Строгий надзор инквизиции не создавал даже видимости свободы, но именно в этом университете Сервету удалось познакомиться с учениями различных направлений христианства. Знание языков позволяло ему читать Ветхий и Новый Заветы в оригинале и сравнивать различные переводы.

При самом усердном изучении Библии М. Сервет пришел к совершенно неожиданному для себя открытию: чем больше вчитывался он в тексты Священного Писания, тем отчетливее видел, что все, чему он раньше свято верил, рассеивается как туман. Он боялся признаться себе, что теряет веру в божественное происхождение Библии. Сомнения одолевали юношу и терзали его сердце. Умолчать о них и пойти против своей совести? Всей душой он был на стороне М. Лютера, У. Цвингли и других реформаторов Церкви, но быть вместе с ними не мог, потому что видел и их заблуждения. Не довольствуясь устными высказываниями, Сервет решил открыто и откровенно написать о том, о чем думал…

В 1531 году он опубликовал трактат «Об ошибках учения о Троице», и уже одного названия хватило бы, чтобы отправить автора на костер. И строгие католики, и ревностные протестанты восприняли эту книгу как произведение весьма вредное, сам же Сервет в предисловии писал, что берется восстановить апостольское учение в его первоначальной чистоте и освободить главный догмат христианства от того, что было, на его взгляд, выдумкой схоластов и только запутывало существо вопроса. Суждения его основывались на тщательном изучении оригинальных текстов Священного Писания, где нет упоминаний о Святой Троице, божественных ипостасях и соотношении лиц в Боге. В своем трактате Сервет утверждал, что Иисус Христос рожден во времени от Бога и Девы: Он – Бог по благодати, то есть человек – носитель божественной мудрости. Бог по природе своей – один, Он – единая субстанция, в которой существуют два соотношения – Дух и Слово. Сам в Себе Бог непостижим, и постичь Его можно только через Слово – Иисуса Христа. Слово – глас Божий, известный порядок в Боге, посредством которого Богу угодно открывать тайны Своей божественности. Слово сделалось плотью, то есть Бог открыл Свои предначертания. Святой Дух – не есть сам по себе какое-либо существо, но Бог есть дух, когда освящает нас, когда дает нам Свой дух. Святой Дух просвещает и освящает человеческое сердце через слово Христа.

После выхода в свет книги «Об ошибках учения о Троице» Сервет вынужден был покинуть Испанию. В 1532 году под именем Михаила Вилланова он появился в парижском колледже Кальви. Но, изменив имя, Сервет не изменил своим убеждениям. В Париже он сосредоточил свои интересы на изучении естественных наук, математики и медицины; не пропускал ни одной лекции знаменитых профессоров, изучал труды древних мыслителей и современных ему естествоиспытателей, участвовал в ученых диспутах. Но нужда не давала ему возможности всерьез заняться наукой, и тогда он решил найти работу, чтобы сносно существовать и заняться любимым делом.

Работа нашлась в Лионе, где Сервета приняли корректором в типографию, издававшую самые различные научные труды.

Через год после первого трактата он издал сочинение «Два диалога о природе и четыре главы о справедливости царства Христова», которое отличается от его предыдущей книги. Не отходя от своих принципиальных позиций, ученый делает значительный шаг в сторону пантеизма: в этом труде образ христианского Бога-Отца у него постепенно расплывается, превращается в нечто бесконечное, неведомое и непознаваемое. Произнося при сотворении мира слова «Да будет!», Бог произвел как бы дуновение, и только с этим дуновением явился Дух Божий, но не прежде. Слово (или Сын) – есть образ, в котором мы постигаем Бога: первый раз Слово явилось в творении, второй раз воплотилось в Иисусе Христе.

Сервет даже не предполагал, какой переполох вызовут его сочинения в среде духовенства. И католики, и протестанты, и кальвинисты – все потребовали, чтобы нечестивца подвергли самому суровому наказанию. Книги Сервета были преданы огню, вольнодумца шельмовали на диспутах, а потом и вовсе отлучили от церкви.

В Лионе Сервет серьезно увлекся медициной, и интерес к этой науке зашел у него так далеко, что он снова решил перебраться в Париж с его богатейшими библиотеками. Теперь он мог себе это позволить, так как скопил достаточно денег, чтобы некоторое время заниматься тем, чем желал, и не думать каждый день о куске хлеба.

Свои занятия Сервет начал в ломбардской коллегии университета, усиленно занимался анатомией, и М. Вилланову были присуждены сразу две степени – доктора медицины и магистра искусств. Старейшие профессора поздравляли своего нового коллегу, а он думал лишь о том, что наконец-то обретет независимость и будет читать лекции, заниматься собственными исследованиями и писать.

Однако в действительности перспективы оказались не такими радужными. Сервет стал читать лекции по географии, математике и астрономии, но стоило ему отойти от установленных традиций и высказать собственные представления по тому или иному вопросу, как это вызвало резкое недовольство университетского начальства. Сервету предложили оставить подобные вольности и излагать учение, одобренное Церковью. От магистра и доктора ждали смирения, а он выпустил язвительный памфлет, в котором обрушился на невежд в науке, назвав их «заразой мира». Парижский парламент потребовал изъять памфлет М. Вилланова, а от него самого – публично извиниться за свое дерзкое сочинение. Но Сервет не стал извиняться, и потому ему пришлось покинуть Париж.

Он поселился в небольшом городке Шалье, расположенном неподалеку от Лиона, а потом перебрался во Вьенн, где ему была предоставлена частная практика. В этом городе Сервет прожил 12 лет, и десять из них были отданы работе над сочинением «Восстановление христианства», в котором он развил идеи своего юношеского трактата «Об ошибках учения о Троице». Он категорически отрицал учение о Святой Троице, обличал протестантов, которые оправдывали веру, не связанную с добрыми делами; славил «милосердие, поднимающее человека до божества – вечное по своему характеру и способствующее достижению будущего века». Что же касается споров между католиками и протестантами, то они беспочвенны, так как заблуждаются и те и другие. Надо говорить о такой религии, которая не совершала бы насилия над разумом, не сковывала бы творческие силы человека, давала бы ученым возможность свободно изучать природу[14].

В устройстве Римской церкви Сервет видел одни только недостатки и злоупотребления и в ветхозаветной истории находил много примеров, служивших ее прообразом: развращенный Вавилон, Содом и Гоморра, царствование Антиоха и Иеровоама, которые довели колен Израилевых до идолопоклонства; царствование Навуходоносора, разорившего Святой город Иерусалим, и т. д. После такой критики Католической церкви Сервет отверг значение ее обычаев и постановлений, однако много недостатков находил он и в протестантской церкви. По его мнению, она тоже удалилась от первоначальной церкви апостольской, но особенно укорял он реформаторов за презрение добрых дел.

Отрывки из своего «Восстановления христианства» Сервет отправил Ж. Кальвину. Один из столпов протестантизма пришел в неистовый гнев: значит, этот вольнодумец не образумился и опять дерзновенно высказывает свои сомнения в божественности христианских догматов, отрицает право церкви говорить от имени Бога… И через подставных лиц Ж. Кальвин послал донос лионской инквизиции. В апреле 1553 года Сервета арестовали и бросили в одиночную камеру городской тюрьмы Вьенна, которая располагалась на возвышенном месте. Четыре стены и маленькое окошко под потолком, до которого почти невозможно было дотянуться рукой, – таким отныне стало жилище М. Сервета. Допросы утром и вечером, обвинения в ереси, за которыми следовало сожжение на костре. Он пытался доказать свою правоту, но инквизиторы не склонны были выслушивать его доводы: для них он – еретик, которого следует осудить на казнь.

К тюрьме примыкал сад, в котором именитым заключенным разрешалось совершать прогулки. Сад был обнесен стеной, но против нее в одном месте была куча земли, а прямо к стене примыкала небольшая улочка, ведущая к Роне. Крыши двух-трех построек находились близко от тюремной стены… Утром 7 апреля Сервет попросил у тюремщика ключ от сада. Было рано, на узнике был надет ночной халат, и стражник решил, что тому не спится, он хочет прогуляться, и дал ему ключ. Сервет подождал некоторое время, пока стражник удалится, потом, сложив под деревом халат, побежал к стене, перелез через нее и благополучно добрался до реки.

Обнаружив бегство еретика, власти обыскали все расположенные рядом дома, но даже самые тщательные розыски по всем городам Франции не дали результата. Однако 17 июня 1553 года суд над М. Серветом все же был устроен: скамья, на которой должен был бы находиться подсудимый, пустовала, но приговор ему был вынесен. Суд постановил предать Михаила Вилланова, выступившего против христианского учения, сожжению живым на медленном огне, а пока были сожжены кукольное изображение еретика и пять тюков с экземплярами книги «Восстановление христианства».

А М. Сервет скрывался в это время у друзей, хотя положение его было отчаянным: в любой католической стране его ждала кара, объявленная судом города Вьенна. Он не мог появляться на улицах, и, казалось, не было на земле места, где бы он мог чувствовать себя в безопасности. Он покинул Францию и направился в Италию, но по дороге посетил Женеву, где не было инквизиции. Пускай они расходятся с Ж. Кальвиным во взглядах, но не пойдет же тот по стопам инквизиторов… Однако Сервет не знал, что, осуждая инквизиторов, Ж. Кальвин проявлял не меньшую жестокость по отношению к тем, кто отвергал его собственное учение и шел против его воли.

Едва Сервет появился в Женеве, как Ж. Кальвин тут же опознал его, и женевская консистория «сочла правильным заключить Сервета в тюрьму, дабы лишить возможности и далее отравлять мир своей ересью и богохульством, поскольку он известен как человек неисправимый и безнадежный». Те же четыре стены, то же маленькое окошко под потолком и тот же неусыпный надзор тюремщика в узкий глазок двери, обитой железом… Но по законам Женевы обвинитель тоже должен был находиться в тюрьме до тех пор, пока не доказана вина обвиняемого. Однако Ж. Кальвин препоручил обязанности обвинителя своему секретарю Никола де ля Фонтену, который представил на суд написанный рукой реформатора донос на Сервета.

Снова начались расследования и мучительные допросы, вновь от Сервета потребовали, чтобы он отрекся от своих взглядов, вновь начались споры между обвинителем и обвиняемым, которому было предъявлено 49 обвинений: в подрыве устоев христианской религии, отождествлении Бога с природой, выступлениях против Троицы, поддержке мятежных крестьян и т. д. Его обвиняли даже в том, что он бежал от суда католиков… Сервет опровергал все обвинения, заявляя, что выступал не против христианской веры, а за освобождение этого учения от всех извращений, которые внесли в него люди, слишком заботящиеся о своем земном благополучии. Он выступал не против Церкви вообще, а против той Церкви, которая душит свободную мысль и всякое стремление к познанию истины, если эта истина расходилась с установленными догматами. Судьи оказались в затруднении, так как ничего не могли возразить ему. И тогда на судебное заседание пришел сам Ж. Кальвин, но и ему не удалось разбить доводы Сервета. И тогда он обвинил его в подрыве государственных устоев, что могло вызвать серьезные политические последствия. Опровергнуть такое обвинение оказалось не так-то просто…

Проходили дни, недели, месяцы; судьи колебались и не решались вынести Сервету смертный приговор, не желая брать на себя такую ответственность. Но Кальвин, никогда не прощавший своих врагов, был непреклонен; ему удалось навязать суду свою точку зрения, и тот приговорил Сервета к сожжению. Тем не менее Кальвин решил проявить «милосердие»: он выступил против столь жестокого приговора и настаивал на том, чтобы преступнику отрубили голову. На этот раз «немилосердными» оказались судьи…

Ранним утром 27 октября 1553 года на улицах Женевы, ведущих от городской тюрьмы к холму Шампель, начали собираться люди. Стоя группами, они обсуждали предстоящее событие – сожжение еретика, осмелившегося критиковать святое учение. Ждать пришлось долго: только около полудня отворились массивные ворота тюрьмы, и в сопровождении алебардщиков вышел изможденный, скованный цепями человек в изорванной одежде. Сервет с трудом поднял руку, прикрывая ладонью глаза, много дней не видевшие дневного света. А потом жадно вдохнул воздух и покачнулся, опьяненный его свежестью… С трудом сделал шаг: свинцовая тяжесть сковала измученное пытками тело, но он стиснул зубы и медленно пошел по мостовой. Никто не должен был видеть, как ему тяжело: он не склонял головы, когда тюремщики терзали его, требуя раскаяться в грехах, не склонит ее и в свой смертный час…

Сервет медленно шел, чувствуя на себе взгляды сотен людей, которые собрались здесь по воле Ж. Кальвина. Но среди злобных и гневных взглядов Сервет видел и сочувствующие. А сзади все раздавался громкий шепот сопровождавшего его пастора Фареля: «Одумайся! Отрекись! Покайся!»… В ответ он только отрицательно качал головой, и спекшиеся от жажды губы еле слышно произнесли одно слово: «Нет!» У подножия холма Шампель бурлила людская толпа, на почетных местах восседали члены суда, но Ж. Кальвина среди них не было: сославшись на нездоровье, он отказался присутствовать при совершении казни. Сервет увидел сложенные для костра поленья и палача, державшего в руках соломенный венок, пропитанный серой. Он поднял голову, и солнце вновь ослепило его глаза… А палач уже привязывал его к позорному столбу и бросил к ногам книгу «Восстановление христианства», а потом швырнул туда же горящий факел. Сырые поленья разгорались плохо: они только тлели, заволакивая Сервета дымом. Стон заменил последнее слово мученика, и, как рассказывает легенда, какая-то женщина не выдержала этого страшного зрелища и подбросила в костер сухого хвороста…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Мигель Сервет

Биография

Мигель Сервет — врач и теолог первой половины 16-го века. Достижения лекаря в медицине стали предтечей учения британца Уильяма Гарвея о циклическом движении крови. Биография Сервета, первой жертвы протестантского фанатизма, легла в основу книги Стефана Цвейга «Совесть против насилия».

Детство и юность

Место и дата рождения ученого точно не известны. Большинство биографов считают, что Мигель появился на свет в 1511 году в арагонском городке Вильянуэва-де-Сихена. Однако некоторые источники утверждают, что будущий еретик родился в 1509 году в Наваррском Туделе.

День рождения Сервета привязывают к Михайлову дню, который по католическому календарю приходится на 29 сентября. В честь святого мальчик и получил имя.

Отец Мигеля Антонио был истовым католиком и трудился нотариусом в монастыре Святой Марии. Предки со стороны матери были крещеными евреями. Кроме Мигеля, Серветы произвела на свет еще двух сыновей, Педро пошел по стопам отца, а Хуан стал священником.

В отрочестве Сервет овладел латынью, ивритом и древнегреческим языком. В 1524 году прошел в университете Сарагосы курсы географии, математики и астрономии. В 15 лет юноша получил должность писаря при духовнике императора Карла V. В 20 лет Мигель впервые усомнился в главной догме христианства — учении о Святой Троице.

Личная жизнь

О личной жизни Сервета известно мало. Следствие пыталось обвинить врача и теолога в разврате, пеняя Мигелю на холостой статус. В ответ мужчина пояснил, что женитьбе препятствует особенность его анатомии, а именно паховая грыжа.

Наука

По мнению Сервета, единство Бога-Отца, Бога-сына и Бога – Святого Духа является заблуждением теологии. Христос, с точки зрения богослова, — это богочеловек, в которого временно вселялся Творец. Отказ от троичности позволил бы, по мнению Сервета, объединить три монотеистические религии под эгидой христианства.

Другим революционным предложением Мигеля был переход от крещения во младенчестве к обращению в христианство во взрослом возрасте. Идеи теолог изложил в трудах «Об ошибках троичности» и «Две книги диалогов о Троице».

Рассматривая кровь как обитель души, Сервет первым в Европе описал малый круг кровообращения. Как показали библиографические исследования 20-го века, ученый был знаком с открытиями арабских медиков, в частности врача Ибн-ан-Нафиса.

На Сервета ополчились как католики, так и протестанты. Ученый скитался по французским городам, под чужим именем занимаясь врачеванием. В 1540 году Мигель стал личным врачом архиепископа Пьера Пальмье.

Сервет пытался достучаться до сердец и умов теологов и вел переписку с Жаном Кальвином. Реформатор церкви пришел к выводу, что Мигель — опасный еретик и враг христианства.

В 1553 году, после публикации книги «Восстановление христианства», Сервета арестовали. Ученому удалось сбежать, но он пришел на богослужение Кальвина, и реформатор сдал оппонента властям.

Смерть

Земной путь Мигеля закончился в 42 года. Причиной смерти ученого стала казнь на медленном огне по приговору Женевского городского совета. Хотя Жан Кальвин просил смягчить приговор и обезглавить оппонента, Сервет был сожжен вместе со своими книгами.

День 27 октября 1553 года выдался в Женеве дождливым. Сырая погода и отсутствие профессионального палача усугубили страдания Мигеля. Агония длилась полчаса.

Европа хранит память о Сервете и ценит его вклад в науку и свободомыслие. Именем ученого названы улицы и бульвары в Женеве, Вене, Дижоне и Лилле. На месте казни Мигеля установлен памятный знак.

На французском памятнике ученому начертано «Сервету — первой жертве фашизма»: в 1941 году режим Виши снес статую непокорного теолога, но в 1960-м монумент восстановили. Другой памятник Мигелю установлен на его малой родине — в местечке Вильянуэва-де-Сихена, население которого сейчас составляет 500 человек.

Источник

Мигель сервет что открыл

Мигель сервет что открыл. Смотреть фото Мигель сервет что открыл. Смотреть картинку Мигель сервет что открыл. Картинка про Мигель сервет что открыл. Фото Мигель сервет что открыл

Слава великих людей всегда должна измеряться
способами, которыми она была достигнута.

Правда иной раз гнётся, но никогда не ломается
и всплывает поверх лжи, как масло – поверх воды.

Мигель де Сервантес Сааведра

Двадцать седьмого октября 1553 года на одном из холмов Женевы собралась огромная толпа. Все эти люди стали очевидцами того, как заживо сжигали Мигеля Сервета, гениального испанского мыслителя, врача и учёного. Викарий Жана Кальвина – Гийом Фарель, который исполнял обязанности палача, обратился к собравшимся с такими словами: «[Сервет], безусловно, был умным человеком и думал, что учил других правде. Но он попал в руки дьявола. Остерегайтесь, чтобы подобного не произошло с вами!»

Мигель сервет что открыл. Смотреть фото Мигель сервет что открыл. Смотреть картинку Мигель сервет что открыл. Картинка про Мигель сервет что открыл. Фото Мигель сервет что открылКазнь Мигеля Сервета

Так почему же Мигель Сервет погиб такой мученической смертью?

Он родился в 1509 или в 1511 г. в испанском селе Биянуба-де-Сихена. С самого детства Мигель страстно стремился к знаниям и был очень способным мальчиком. Уже в возрасте 14 лет он владел греческим, латинским и древнееврейским языками и имел основательные знания по философии, математике и географии. Учился он сначала в Сарагосе. В подростковые годы Мигель начал служить пажем Хуана де Кинтана – личного духовника испанского императора Карла V.

Во время путешествий по стране Мигель видел нищую жизнь её обитателей и моральный упадок испанского духовенства. Это разрушило его доверие к католицизму. Разочарование и отвращение Сервета к католической церкви выросли ещё больше после коронации Карла V. Этого испанского монарха короновал на престол императора Священной Римской империи римский папа Клемент VII.

Во время церемонии, когда папа сидел на роскошном троне, король поцеловал ему туфлю. Затем Сервет писал: «Я собственными глазами видел, как принцы несли папу на троне, видел, как эта пышная церемония шла вдоль улиц, переполненных людьми, и как каждый, увидев папу, падал ниц». На его взгляд, как правоверного христианина, такая нелепая помпезность совершенно противоречила простоте Христа.

Сервет покинул службу у Кинтана и, чтобы не вызывать лишних подозрений, осторожно начал сам искать правду. В возрасте 16 лет он покидает Испанию и едет во Францию, где поступает в Тулузский университет и активно начинает заниматься теологией.

Мигель сервет что открыл. Смотреть фото Мигель сервет что открыл. Смотреть картинку Мигель сервет что открыл. Картинка про Мигель сервет что открыл. Фото Мигель сервет что открылМигель Сервет (1511-1553),
испанский мыслитель,
естествоиспытатель и врач

Там ему впервые попадает в руки Библия. Он начинает её тайно читать, поскольку тогда это было строго запрещено инквизицией. Перевернув последнюю страницу, он решил тщательно её исследовать.

Сервет был твердо убеждён, что Христос оставил свои учения не только теологам и философам, но и другим людям, тоже способным понять и овладеть ими и применять в своей повседневной жизни. Чтобы выяснить, какие учения духовенства противоречат Слову Божьему, Мигель решил глубже исследовать греческий и еврейский тексты Библии. Следует отметить, что в трудах Сервета чаще всего встречается слово «правда» и его производные.

Изучая историю и Библию, Сервет сделал вывод, что за первые три века нашей эры в христианство прокралось множество ложных доктрин и идей. Он установил, что Император Константин I и его преемники – византийские императоры – внедрили в Библию фальшивые учения, которые впоследствии привели к официальному признанию доктрины о троице.

В 20 лет Сервет издаёт свою первую книгу «Об ошибочности троицы», которая вызвала яростное недовольство со стороны инквизиции.

Во время своих исследований он многое открыл для себя. Он, в частности, утверждал, что святой дух – это не лицо, а божья действующая сила, бог – это отдельная личность, в то время как римская церковь учила, что бог – это три лица в одном. Сервет остро полемизировал с Кальвином по вопросам богословия, разоблачал его учение об обусловленности, о «спасении верой», а также обличал сущность папства.

Однако ни римско-католическая церковь, ни протестантские церкви так никогда и не простили Сервету того, что он подверг сомнению одно из их фундаментальных учений.

Поэтому он терпел преследования и притеснения как со стороны католиков, так и со стороны кальвинистов. Понимание библейских истин побудило Сервета отбросить все остальные церковные доктрины. Например, он считал, что поклонение образам (иконам) противоречит Слову Бога. Через полтора года после опубликования труда «Об ошибочности троицы» он с уважением обратился к католикам и протестантам: «Я не могу быть ни сторонником, ни противником ни одной из этих религий. Ведь, по моему мнению, в каждой из них есть как настоящие, так и ложные учения. Обе религии готовы критиковать ошибки других, однако не спешат признавать собственных».

Убегая от преследования из Испании, Сервет скрыл свою фамилию под псевдонимом Вильянуева и поселился в Париже. Там он серьёзно занялся изучением искусства и медицины и получил научную степень. Чтобы больше узнать о функционировании организма человека, Сервет начал в морге тайно проводить вскрытия человеческих тел. При этом он открыл малый круг кровообращения, что подробно описал в 1553 г. в своём научном и философском труде «Восстановление христианства».

Мигель сервет что открыл. Смотреть фото Мигель сервет что открыл. Смотреть картинку Мигель сервет что открыл. Картинка про Мигель сервет что открыл. Фото Мигель сервет что открылПамятник Сервету в Женеве,
открыт в 1903 году
к 350-ой годовщине сожжения ученого

После этого понадобилось ещё 75 лет, чтобы Уильям Гарвей открыл полный круг кровообращения. А до этого полтора тысячелетия в медицине господствовал культ Галена (131–211 гг.), пожалуй, самый долгий и наиболее реакционный культ в истории науки. Считалось, что артериальная и венозная кровь – совсем разные жидкости: первая «разносит движение, тепло и жизнь», а вторая призвана «питать органы». Инакомыслие в этом вопросе считалось ересью.

Мигель Сервет, который замахнулся на догмы Галена, дорого за это заплатил. Только три экземпляра его книги избежали протестантского костра.

Из-под пера Сервета вышел «О медицинских сиропах», где он впервые сообщил о возможности использования некоторых органических веществ (сейчас их называют витаминами) для улучшения здоровья человека, а также изложил принципиально новый подход к применению лекарств. Благодаря этим основательным медицинским исследованиям Сервета считают основоположником фармакологии.

Кроме того, Сервет опубликовал «географию Птолемея» со своими научными комментариями. Эта книга получила широкое признание, и Сервет заслуженно считается отцом сравнительной географии и этнографии.

Позже, на суде в Женеве, его противники обвиняли его в том, что он назвал Палестину пустынным краем. Он им объяснил, что его описание касается современного положения, а не времён Моисея, когда на той земле текли мёд и молоко.

Поборники правды всегда имели и имеют многочисленных врагов. Гонимый католиками сначала из Испании, а затем из Франции, Сервет перебрался в форпост протестантизма – Женеву. Однако для него она оказалась не тёплым убежищем, а злой мачехой.

В Женеве Кальвин занимал господствующее положение, установив в городе авторитарный протестантский режим. Он считал Мигеля Сервета своим противником, а не сторонником и стал для него злейшим врагом. Диктатура Кальвина основывалась не на законе и силе, а на его убеждениях, несгибаемой воле и твёрдом характере. Как и католические папы, Кальвин отрицал право человека на свободу вероисповедания.

Сервет познакомился с Кальвином ещё в юношеские годы в Париже, когда оба были студентами. Между умеренным Серветом и фанатичным Кальвином возникла неприязнь, которая со временем усиливалась. И хотя Кальвин возглавлял реформистское движение, он всё же в 1553 г. донёс на Сервета католической инквизиции. Вследствие этого католики сожгли изображение Сервета на костре.

Инквизиция арестовала Мигеля в городе Венн, но ему удалось бежать. Он решил покинуть Францию. По пути в Италию, в Женеве, Сервет был схвачен и обвинён Кальвином в ереси. Поскольку здесь слово Кальвина считалось законом, Сервета бросили в тюрьму.

По приказу Кальвина в тюрьме с Серветом обращались крайне сурово. Будучи в заключении, Сервет закончил своё последнее письмо такими словами: «Мигель Сервет. Одинокий, но под надёжной защитой Христа».

Когда же Сервета привели в суд, он сделал заявление, что готов изменить свои взгляды и убеждения, если Кальвин приведёт убедительные аргументы из Библии. У Кальвина таких аргументов не нашлось. Их в принципе не могло быть. Суд закончился смертным приговором – сжечь на костре.

Мигель Сервет – единственный еретик в истории человечества, изображение которого католики сожгли, приговорив к символической казни, а протестанты реально сожгли заживо.

Мигель сервет что открыл. Смотреть фото Мигель сервет что открыл. Смотреть картинку Мигель сервет что открыл. Картинка про Мигель сервет что открыл. Фото Мигель сервет что открылПамятник Сервету в Анмас,
1908 год

Вольтер писал в «Опыте о нравах», что казнь Сервета произвела на него большее впечатление, чем все костры инквизиции.

Сам Сервет некогда говорил: «Бессмысленно убивать человека только за то, что он неправильно понимает Священное Писание, ведь ошибаться могут даже избранные».

В книге «Мигель Сервет. Гений, гуманист и мученик» написано: «Смерть Сервета поколебала веру многих людей в безошибочность идеологии, доминировавшей в Европе ещё с четвёртого века. Анализируя дальнейший ход истории, можно считать, что Сервет отдал свою жизнь ради того, чтобы каждый гражданин современного общества имел право на свободу совести».

Искупая свою вину, кальвинистская церковь в 1903 г. в Женеве воздвигла Мигелю Сервету памятник.

Мужественному первооткрывателю и несгибаемому человеку соотечественники поставили памятник в Мадриде.

В 1908 г. Мигелю Сервету был возведён памятник во французском городе Анмас, в 5-и км от места его казни.

Литература

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *