Михалков что случилось стихотворение
Азбука
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква Н,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладину свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У!
Ф, бедняжку, так раздуло –
Не прочесть её никак!
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась –
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Сергей Михалков — Если: Стих
Мы сидим и смотрим в окна.
Тучи по небу летят.
На дворе собаки мокнут,
Даже лаять не хотят.
Где же солнце?
Что случилось?
Целый день течет вода.
На дворе такая сырость,
Что не выйдешь никуда.
Если взять все эти лужи
И соединить в одну,
А потом у этой лужи
Сесть,
Измерить глубину,
То окажется, что лужа
Моря Черного не хуже,
Только море чуть поглубже,
Только лужа чуть поуже.
Если взять все эти тучи
И соединить в одну,
А потом на эту тучу
Влезть,
Измерить ширину,
То получится ответ,
Что краев у тучи нет,
Что в Москве из тучи — дождик,
А в Чите из тучи — снег.
Если взять все эти капли
И соединить в одну,
А потом у этой капли
Ниткой смерить толщину —
Будет каплища такая,
Что не снилась никому,
И не приснится никогда
В таком количестве вода!
Анализ стихотворения «Если» Михалкова
В произведении «Если» Сергея Владимировича Михалкова водная стихия становится отправной точкой для игры воображения.
Стихотворение написано в 1935 году. Его автору исполнилось 22 года, он еще студент Литературного института, но уже сотрудничает с «Известиями» и другими изданиями. Создан и первый вариант знаменитого «Дяди Степы», готовится к печати дебютный сборник стихов. Всего несколько лет осталось до вручения ему первой государственной награды. В жанровом отношении – поэтический рассказ-фантазия, рифмовка перекрестная, сплошная, есть и холостая, 6 строф. Лирический герой здесь не один, а дружная компания ребят: «мы сидим и смотрим». Открывается стихотворение перечислением с почти унылой интонацией, которая вскоре сменяется заинтересованной. Как говорится, «тучи летят, собаки мокнут». Оказывается, ребята хотят играть на улице, но «где же солнце?» Кажется, разверзлись небесные хляби. Мир стал сплошной лужей, кажется, город скоро утонет. Уже и неунывающие дворняжки только скулят, а не весело гавкают. Погода, что называется, развела сырость. И тогда начинается игра. Мальчишки выступают с профессорской важностью. Скажем, проводится мысленный научный эксперимент: все лужи сливаются в одну, колоссальную, затем измеряется ее глубина. По подсчетам доморощенных юных специалистов, она практически не уступит Черному морю. В их гиперболизированных расчетах, предположениях, гипотезах явно выражается досада на «сырость». Тучи в общей куче тоже лишают оптимизма. Да они же огромные, и вредят и Москве, и Чите одновременно. А если собрать все вроде бы безобидные капли в одну ужасную каплищу (увеличительный суффикс в слове), то она будет просто неприличной толщины. Идиома: «не снилась никому». Действительно, «в таком количестве вода» — это просто возмутительно. Певучесть, музыкальность стиха, состоящего из вереницы перечислений, превращений. Топонимы: Черное море, Чита, Москва. Инверсия: течет вода. Множество лексических повторов, анафор (только, если), синтаксический параллелизм, многосоюзие, прилагательные и эпитеты практически отсутствуют (что типично для детских стихов в принципе), уменьшительный суффикс (дождик), глагольность, придающая динамизм стихам.
В стихотворении «Если» С. Михалкова невольные домоседы пытаются с пользой и творчески переждать почти тропические ливни.
А что у вас? (Дело было вечером, делать было нечего)
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
— А у меня в кармане гвоздь!
А у вас?
— А у нас сегодня гость!
А у вас?
— А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят!
— А у нас в квартире газ!
А у вас?
— А у нас водопровод!
Вот!
— А из нашего окна
Площадь Красная видна!
А из вашего окошка
Только улица немножко.
— Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый красный шар!
— А у нас огонь погас —
Это раз!
Грузовик привез дрова —
Это два!
А в-четвертых — наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется — пилот!
С лесенки ответил Вова:
— Мама — летчик?
Что ж такого?
Вот у Коли, например,
Мама — милиционер!
А у Толи и у Веры
Обе мамы — инженеры!
А у Левы мама — повар!
Мама-летчик?
Что ж такого!
— Всех важней, — сказала Ната, —
Мама — вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.
И спросила Нина тихо:
— Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну, конечно, не пилот!
Летчик водит самолеты —
Это очень хорошо!
Повар делает компоты —
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны,
Мамы разные важны.
Дело было вечером,
Спорить было нечего.
Стихи Сергея Михалкова для детей: читаем и слушаем
Серге́й Влади́мирович Михалко́в — русский (советский и российский) писатель, поэт, драматург и публицист, военный корреспондент, сценарист, баснописец, общественный деятель. Наибольшую известность Михалкову принесли его произведения для детей.
Читаем стихи Михалкова детям
Эти стихи можно читать как детям 1 класса и старше, а также самым маленьким для быстрого развития речи и мышления.
Котята
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать!
Щенок
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
Соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить,
Покрываться нечем стало.
С мёдом жбан перевернул.
Он порвал стихи у папы,
На пол с лестницы упал,
В клей залез передней лапой,
Может быть, его украли,
Новым именем назвали,
Может, он в лесу дремучем
Под кустом сидит колючим,
Мокнет, бедный, под дождём?
Я не знала, что мне делать.
Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
Всё сидела и ждала.
Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог.
Нос распух, не видно глаза,
И, впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.
Мой щенок лежит пластом
Про девочку, которая плохо кушала
— Съешь яичко, Юлечка!
Прикрывает Юля рот.
Стынет Юлечкин обед.
— Что с тобою, Юлечка?
— Сделай, девочка, глоточек,
Проглоти еще кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
Тает Юля на глазах!
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито:
— Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна!
А тебе скажу, девица:
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
С хрустом Конь жует овес.
Кость грызет дворовый Пес.
Воробьи зерно клюют,
Там, где только достают,
Бурый Мишка лижет мед.
В норке ужинает Крот.
Обезьянка ест банан.
Ловит мошку ловкий Стриж.
Глеб Сергеевич Пугач.
И сказала громко Юля:
— Накорми меня, мамуля!
Прививка
— На прививку! Первый класс!
Я прививки не боюсь:
Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Я вхожу один из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!
Если только кто бы знал бы,
Что билеты на футбол
Я охотно променял бы
На добавочный укол.
— На прививку! Первый класс!
Почему я встал у стенки?
У меня. дрожат коленки..
Дядя Стёпа
В доме восемь дробь один
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
Из районных великанов
Самый главный великан.
Уважали дядю Стёпу
Видно было за версту.
Сорок пятого размера
Он разыскивал на рынке
Он разыскивал штаны
Купит с горем пополам,
Вся портновская работа
Разъезжается по швам!
Он через любой забор
С мостовой глядел во двор.
Лай собаки поднимали:
Думали, что лезет вор.
Брал в столовой дядя Стёпа
Для себя двойной обед.
Ноги клал на табурет.
Сидя книги брал со шкапа.
И не раз ему в кино
Вам, товарищ, всё равно!
Но зато на стадион
Проходил бесплатно он:
Думали, что чемпион.
От ворот и до ворот
Знал в районе весь народ,
Где работает Степанов,
Потому что всех быстрее,
Без особенных трудов
Он снимал ребятам змея
С телеграфных проводов.
И того, кто ростом мал,
На параде поднимал,
Потому что все должны
Видеть армию страны.
Все любили дядю Стёпу,
Уважали дядю Стёпу:
Был он самым лучшим другом
Всех ребят со всех дворов.
Он домой спешит с Арбата.
— Дядя Стёпа, будь здоров!
Дядя Стёпа утром рано
Быстро вскакивал с дивана,
Окна настежь открывал,
Душ холодный принимал.
Чистить зубы дядя Стёпа
Никогда не забывал.
Человек сидит в седле,
Это едет дядя Стёпа
По бульвару на осле.
Нужно ехать на верблюде!
Люди давятся со смеха:
— Эй, товарищ, вы откуда?
Вы раздавите верблюда!
Вам, при вашей вышине,
Нужно ехать на слоне!
Дяде Стёпе две минуты
Остаётся до прыжка.
Он стоит под парашютом
И волнуется слегка.
А внизу народ хохочет:
Вышка с вышки прыгать хочет!
В тир, под низенький навес,
Дядя Стёпа еле влез.
Я за выстрелы плачу.
В этот шар и в эту птицу
Я прицелиться хочу!
Оглядев с тревогой тир,
Говорит в ответ кассир:
— Вам придётся на колени,
Вы же можете мишени
Без ружья рукой достать!
До утра в аллеях парка
Будет весело и ярко,
Будет музыка греметь,
Будет публика шуметь.
Дядя Стёпа просит кассу:
— Я пришёл на карнавал.
Дайте мне такую маску,
Чтоб никто не узнавал!
Мы узнаем вас по росту:
Вы, товарищ, выше всех!
Он упал с обрыва в реку!
На глазах всего народа
Дядя Стёпа лезет в воду.
Вам, товарищ, по колено
Все глубокие места!
Жив, здоров и невредим
Мальчик Вася Бородин.
Дядя Стёпа в этот раз
За поступок благородный
Все его благодарят.
Дяде Стёпе говорят.
Я задаром спас его!
Паровоз летит, гудит,
Машинист вперёд глядит.
Машинист у полустанка
— От вокзала до вокзала
Сделал рейсов я немало,
Подъезжают к семафору.
Что такое за обман?
У пути стоит Степан.
Он стоит и говорит:
— Здесь дождями путь размыт.
Показать, что путь закрыт.
Что за дым над головой?
Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом,
Сто зевак стоят крутом.
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне.
На дворе в толпе ребят
Дяде Стёпе говорят:
— Неужели вместе с домом
Наши голуби сгорят?
Дядя Стёпа с тротуара
Достаёт до чердака.
Сквозь огонь и дым пожара
Он окошко открывает.
Из окошка вылетают
Все Степану благодарны:
Спас он птиц, и потому
Стать немедленно пожарным
Но пожарникам в ответ
Я на флот служить пойду,
Если ростом подойду.
В коридоре смех и шёпот,
В коридоре гул речей.
На осмотре у врачей.
Всё, от зрения до слуха,
Мы исследуем у вас:
Хорошо ли слышит ухо,
Далеко ли видит глаз.
Дядю Стёпу осмотрели,
Сердце бьётся, как часы!
Примем в армию его!
Но вы в танкисты не годитесь:
В танке вы не поместитесь!
И в пехоту не годны:
С вашим ростом в самолёте
Неудобно быть в полёте:
Вам их некуда девать!
Для таких, как вы, людей
Послужите для страны!
Я пойду в огонь и воду!
Посылайте хоть сейчас!
Вот прошли зима и лето.
И опять пришла зима.
Нету с моря нам ответа,
Ни открытки, ни письма.
И однажды мимо моста
К дому восемь дробь один
Кто, товарищи, знаком
С этим видным моряком?
У него под каблуком.
В складку форменные брюки,
Он в шинели под ремнём.
В шерстяных перчатках руки,
Якоря блестят на нём.
Вот моряк подходит к дому,
Всем ребятам незнакомый.
Дядя Стёпа обернулся,
Поднял руку к козырьку
Дали отпуск моряку.
Ночь не спал. Устал с дороги.
Не привыкли к суше ноги.
Отдохну. Надену китель.
Сто историй расскажу!
Про войну и про бомбёжку,
Про большой линкор «Марат»,
Как я ранен был немножко,
Что знакомы с дядей Стёпой,
С настоящим моряком.
Он домой идёт с Арбата.
И теперь зовут ребята
Кошки-мышки
Сказала Кошка Мышке:
— Давай с тобой дружить!
И будем этой дружбой
До смерти дорожить.
Что цель твоя близка,
И будет наша дружба
Я вижу, что смекалки
Как бы жили мы без книг
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей.
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
От бесстрашного Гавроша
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
И она в любые страны
Через все века пройдет,
Как великие романы
‘Тихий Дон’ и ‘Дон Кихот’!
Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
Сашина каша
Живёт на свете Саша.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Наш Саша так корёжит,
Что сам понять не может:
Когда он вслух читает,
И буквы он глотает,
Он так спешит с налёта
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать.
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Важный совет
Нельзя воспитывать щенков
Посредством крика и пинков.
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй подзови щенка!
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели пеньки!
Про сома
Под мостом текла река.
Жил в реке усатый сом.
В дождь и в солнечные дни
Заходила рыба в сети.
Попадался карп горбатый,
Никогда не попадал.
Кроме всяческой еды,
Над его корягой было
Метров пять речной воды.
Говорит один рыбак:
— Не поймать сома никак.
Или снасти не крепки?
Неужели в этот раз
Он опять уйдёт от нас?
За рекой стада мычат,
Петухи к дождю кричат.
Сеть лежит на берегу,
Говорит один рыбак:
Шевельнув сома ногой:
Но свернулся колесом
И хвостом ударил сом.
Вспомнил речку голубую,
Вспомнил рыбку молодую
Бумажный змей
Я взял бумагу, щепки, клей,
Весь день сидел, потел,
Я смастерить хотел.
Я делал всё по чертежам,
Заглядывал в журнал,
Так появился Змей на свет
Лиловый нос, багровый рот,
И всё же вовсе не урод,
А просто хоть куда!
Мы Змея вынесли на луг.
В то утро ветер был,
И здесь он вырвался из рук
И над землёю взмыл.
Своим трепещущим хвостом
Он, видно, чувствовал притом,
Змей был над нами высоко,
Но удивительно легко
Он так и рвался в облака,
Чтоб скрыться в облаках,
Но мы-то знали: нить крепка
И Змей у нас в руках!
Тридцать шесть и пять
Тридцать шесть и пять!
Озабоченно и хмуро
Я на градусник смотрю:
Где моя температура?
Почему я не больной?
Я здоровый! Что со мной?
Тридцать шесть и пять!
И кашля нет! И общий вид
Такой, как полагается!
И завтра ровно к девяти
Придётся в школу мне идти
Читать, писать и даже петь!
И у доски стоять, молчать,
Не зная, что же отвечать.
Тридцать шесть и пять!
Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу
И про себя прошу, прошу:
«Родная, миленькая ртуть!
Ну, поднимись ещё чуть-чуть!
Остановись на «тридцать семь»!»
Прекрасно! Тридцать семь и два!
Уже кружится голова!
Пылают щёки (от стыда!).
— Ты нездоров, мой мальчик?
Не велели мне вставать.
Тридцать шесть и пять!
Слушать стихи Сергея Михалкова
В этом видео песни и стихи Сергея Михалкова для детей читают и поют Клара Румянова, Зинаида Андреева, Татьяна Аксюта, Эммануил Виторган.
Сергей Владимирович Михалков: кратко об авторе
Сергей Михалков успешно работал практически во всех литературных жанрах: поэзия, проза, драматургия, критика, публицистика, сценарии фильмов и мультфильмов. Поэт стал признанным классиком детской поэзии. Такие его произведения, как «Дядя Стёпа», «Праздник непослушания», «А что у вас?», неоднократно переиздавались и пользуются успехом и любовью аудитории. Критики, положительно отзывавшиеся о его творчестве, отмечали самобытность таланта, влияние классической русской драматургии.
В 1935 году вышло первое известное произведение, ставшее классикой советской детской литературы, — «Дядя Стёпа». В 1936 году произошло событие, изменившее всю жизнь писателя. Он опубликовал в газете «Правда» стихотворение «Светлана», которое понравилось Сталину. Сергей Михалков стал членом Союза писателей СССР в 1937 году. В 1935—1937 годах учился в Литературном институте. Были опубликованы сборники его стихов и басни. Многие персонажи стихов Михалкова стали нарицательными («Про Мимозу», «Фома» и другие). Малоизвестный доселе московский писатель стал «выдвиженцем», быстро взлетел на верх литературной иерархии СССР. В 1939 году Михалков получил первый орден Ленина.
Щенок
Я сегодня сбилась с ног —
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
В это утро
Очень рано
Соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить,
Прыгать,
Лаять,
Всех будить.
Он увидел одеяло —
Покрываться нечем стало.
Он в кладовку заглянул —
С мёдом жбан перевернул.
Он порвал стихи у папы,
На пол с лестницы упал,
В клей залез передней лапой,
Еле вылез
И пропал…
Может быть, его украли,
На верёвке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь
Заставили?
Может, он в лесу дремучем
Под кустом сидит колючим,
Заблудился,
Ищет дом,
Мокнет, бедный, под дождём?
Я не знала, что мне делать.
Мать сказала:
— Подождём.
Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
Всё сидела и ждала.
Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог…
Кто же это?
Мой щенок.
Что случилось,
Если сразу
Не узнала я щенка?
Нос распух, не видно глаза,
Перекошена щека,
И, впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.
Мать сказала: — Дверь закрой!
К нам летит пчелиный рой. —
Весь укутанный,
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу —
Я сама его лечу.